рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


ЛИЗИНГ: правовые основы и проблемы развития правового регулирования в РФ

гарантии, перечень которых указывается в договоре финансовой аренды.

В Законе «О лизинге» введено новое понятие в договорное право –

«обусловленный случай». Под обусловленным случаем понимается наступление

такого обстоятельства или события, которые договором лизинга определены как

бесспорные и очевидные нарушения лизингополучателем своих обязательств,

установленных договором лизинга или как бесспорная и очевидная причина

прекращения договора лизинга. Например, если лизингополучатель при

осуществлении оперативного лизинга переуступил свои права на предмет

лизинга третьим лицам, то это расценивается как бесспорная и очевидная

причина прекращения договора лизинга. Таким образом, наступление

обусловленного случая влечёт за собой действительное прекращение прав

лизингополучателя на владение и пользование предметом лизинга. При этом

лизингополучатель имеет право в бесспорном порядке изъять предмет лизинга

или взыскать денежную сумму.

Закон «О лизинге» чётко определяет гарантии защиты интересов

лизингодателя устанавливая право бесспорного взыскания денежных сумм и

бесспорного изъятия предмета лизинга (ст. 13). Здесь законодатель

определил случаи, когда лизингодатель имеет право бесспорного взыскания

денежных сумм и бесспорного изъятия предмета лизинга. Это может произойти

по следующим основаниям:

. «Если условия пользования предметом лизинга лизингополучателем не

соответствуют условиям договора лизинга или назначению предмета

лизинга;

. если лизингополучатель осуществляет сублизинг без согласия

лизингодателя;

. если лизингополучатель не поддерживает предмет лизинга в исправном

состоянии, что ухудшает его потребительские качества».

По существу, изъятие предмета лизинга означает расторжение

договора лизинга. В данной ситуации инициатором расторжения может

выступать одна из сторон договора – лизингодатель.

Лизингополучатель может получить следующие услуги от лизингодателя:

технические услуги, связанные с организацией транспортировки объекта

лизинга к месту его использования клиентом, монтажом и наладкой сданного в

лизинг оборудования, техническим обслуживанием и текущим ремонтом

оборудования; консультационные услуги по вопросам налогообложения,

оформления сделки и др.

§ 5. Правовая природа договора лизинга.

Сложность и относительная новизна рассматриваемых отношений

предопределили существование различных точек зрения относительно их

юридической природы.

Необходимо различать два основных подхода. Одни авторы, как, например

Ю. С. Харитонова,[25] анализируют лизинг с помощью традиционных институтов

гражданского права: договоров аренды, купли-продажи, займа, поручения и пр.

Другие же авторы, утверждают, что сложность и оригинальность отношений

даёт основание рассматривать их как особые отношения.

И тот и другой подходы ставят в качестве критерия какой-либо аспект

лизинга: либо необычные взаимоотношения изготовителя и пользователя, либо

объём прав и обязанностей пользователя, практически приближающийся к объёму

прав и обязанностей собственника. Если определять юридическую природу

лизинга с помощью уже известных институтов приводит к тому, что какая-то

часть отношений его участников остаётся за пределами этого института.

Например, при рассмотрении лизинга с точки зрения институтов купли-продажи,

поручения, аренды и т. п. останутся в стороне отношения по ответственности

между изготовителем и пользователем (ст.670 ГК).

Наиболее ярко различие договоров аренды и лизинга проявляется в

решении вопросов ответственности и перехода риска. В договоре аренды

арендодатель несет ответственность перед арендатором за несвоевременное

предоставление имущества во владение арендатора, за обнаруженные дефекты и

др. В договоре лизинга ответственность за нарушение условий, относящихся к

предмету договора (качество, несоответствие целям пользователя), обычно

несет изготовитель оборудования. В результате перед пользователем отвечает

не собственник оборудования, а изготовитель оборудования, который не

является стороной договора лизинга. Риск случайной гибели или порчи

оборудования, как правило, несет пользователь, а в договоре аренды, как это

предусматривается законодательством различных стран, все риски несет

собственник, то есть арендодатель.

Следует заметить, что, не являясь стороной договора лизинга,

изготовитель является участником лизинговых отношений. Это происходит,

оттого, что участники лизинга связаны двумя договорами: купли-продажи между

лизингодателем и собственником с одной стороны и договором лизинга между

лизингодателем и лизингополучателем с другой.[26] Риск случайной гибели

или порчи оборудования, как правило, несёт пользователь, а в договоре

аренды, как предусматривается законодательством, все риски несёт

собственник, т. е. арендодатель, если конечно речь не идёт о субаренде.

Лизинг имеет сходство с кредитом, предоставленным на покупку

оборудования. Действительно, лизинг можно рассматривать как имущественные

отношения на основе предоставления кредита лизинговой компанией

лизингополучателю на условиях срочности, возвратности, платности. Однако,

это только одна из характеристик лизинга. Другая основная характеристика

базируется на отношениях собственности. При лизинге собственность на

предмет аренды сохраняется за лизингодателем, а лизингополучатель

приобретает его лишь во временное пользование, то есть право пользования

имуществом отделяется от права владения им. За обладание этим правом

лизингополучатель платит лизинговой компании соответствующие суммы

(лизинговые платежи), размер, вид и график перечисления которых

определяется условиями двухстороннего лизингового договора.

На мой взгляд, лизинг также не является договором купли-продажи

особого типа. Действительно, лизинг схож с отношениями по купле-продаже в

рассрочку. Однако при такой купле-продаже, право собственности переходит от

продавца к покупателю, как правило, в момент заключения договора. Напротив,

при заключении договора лизинга право собственности сохраняется за лицом,

предоставившим оборудование, во временное пользование.

Некоторые немецкие авторы утверждают, что лизинг несёт в себе черты

института поручения. Ссылка на это содержится в работе Е.В. Кабатовой.[27]

Содержание такой теории состоит в следующем: пользователь поручает

специализированной компании приобрести имущество, которое впоследствии

будет служить предметом договора между ними. Это поручение лизинговая

компания выполняет путём заключения договора купли-продажи с

изготовителем. После этого пользователь и будущий лизингодатель как бы

меняются ролями: теперь лизингодатель поручает пользователю получить

оборудование, а также уполномочивает его предъявить первоначальному

собственнику все претензии в связи с надлежащим качеством оборудования.

Но, сравнивая договор лизинга с договором поручения, таким образом,

можно не увидеть основную цель лизинга: временное пользование оборудованием

и последующее возможное приобретение его в собственность. Сопоставляя права

и обязанности сторон этих двух договоров, можно обнаружить существенные

различия между ними. Оборудование приобретается на имя лизинговой компании,

что совершенно естественно, раз она является его покупателем. Однако,

исходя из теории поручения, оно должно было бы приобретаться на имя

пользователя, поскольку он даёт поручение и выступает в роли доверителя.

Кроме того, пользователь не возмещает лизинговой компании расходов,

связанных с приобретением оборудования.

Если вести речь о передаче пользователю права предъявлять

первоначальному собственнику претензии относительно качества оборудования,

то она может быть охарактеризована как уступка права требования, а не как

поручение. В этом случае пользователь предъявляет претензии от своего

имени, а не от имени лизинговой компании, и не получает от неё никакого

возмещения расходов, которые возникают у него в связи предъявлением и

урегулированием претензии.

Говоря о правовой природе лизинга, следует точно выяснить,

рассматриваются ли отношения между всеми участниками лизинга или только

лишь договор о предоставлении оборудования во временное пользование. В

первом случае речь вообще не идёт о каком-либо из классических договоров,

поскольку в состав всего комплекса правоотношений в качестве его элементов

входит слишком много институтов права (купля-продажа, временное пользование

оборудованием, заем, страхование и т.д.). Специфика договора лизинга

состоит в том, что стороны этих договоров в данном случае взаимосвязаны и

взаимообусловлены. Все попытки рассмотреть столь сложную структуру через

регулирование какой-либо одной её составляющей приводят к нестыковкам и

даже к разрушению самой сущности лизинга.

Вопросы юридической природы лизинга разрабатываются в основном в

континентальной Европе. В США и Англии усилия направлены на то, чтобы

выработать критерии для отграничения на практике договора лизинга от

различных смежных гражданских правоотношений.[28] Содержание этих критериев

зависит от того, с каким договором сопоставляется договор лизинга, в каких

целях производится отграничение и какой орган выносит решение по данному

вопросу.

Исходя из вышеизложенного, думаю, что более правильно придерживаться

точки зрения говорящей о том, что договор лизинга является самостоятельным

видом договора.

ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА ЛИЗИНГА.

§ 1. Этапы развития лизинговой деятельности в России.

В 70 - 80-е годы лизинг рассматривался советскими внешнеторговыми

организациями прежде всего как одна из форм приобретения и реализации

такого оборудования, как крупногабаритные универсальные и другие

дорогостоящие станки, поточные линии, дорожно-строительное, кузнечно-

прессовое, энергетическое оборудование, а также ремонтные мастерские,

самолеты, морские суда, автомашины, вычислительная техника на базе ЭВМ и

т.д., с использованием специальной формы кредита. Лизинг обычно

фиксировался в соглашениях, заключенных между советскими и иностранными

партнерами, на определенный срок.

Разновидностью лизинговой операции, активно применявшейся Мин

Морфлотом СССР, являлся “бербоут - чартер” - наем морского судна без

экипажа. Суть этой операции состояла в следующем. В соответствии с

условиями контракта, заключаемого В/О “Совфрахт” Минморфлота СССР с

посреднической фирмой, предоставляющей интересующее Мин Морфлот судно в

аренду, на это судно, прибывшее в какой-либо из портов Западной Европы или

Японии под флагом третьей страны, направлялся советский экипаж, поднимался

флаг Советского Союза и судно поступало в распоряжение советской стороны

для эксплуатации. По окончании или до истечения срока аренды по взаимно

заключенному соглашению в качестве обязательного условия предусматривалось

приобретение корабля арендатором.

На условиях “бербоут - чартер” Инфлот СССР приобрел значительный

тоннаж - сухогрузы, пассажирские суда, танкеры, находившиеся в эксплуатации

в течение 6 - 12 лет.[29]

Достаточно активно применялся лизинг международных автомобильных

перевозок внешнеторговым объединением “Совтрансавто”, которое приобретало

за рубежом на условиях аренды с последующей покупкой различные виды

грузового автомобильного транспорта: тягачи, рефрижераторные и тентовые

полуприцепы, кузова, контейнерные шасси. На условиях аренды в СССР

использовались иностранные контейнеры.

В июне 1991 года была создана, а с декабря того же года приступила к

деятельности международная советско-немецкая лизинговая компания

“Евролизинг”. Ее учредителями с советской стороны стали Внешэкономбанк

СССР, Совморфлот и Госснаб СССР, с французской - один из крупнейших банков

Европы “Банк Насиональ де Пари” (Bank National de Paris), а с немецкой -

одна из крупнейших лизинговых компаний Западной Германии - “Митфинанц

ГмбХ”.

Вместе с тем в международных операциях лизинг применялся крайне

незначительно. До конца 80-х годов развитие международного лизинга

сдерживалось главным образом из-за того, что у советских предприятий не

было иностранной валюты для оплаты иностранного оборудования. После того

как, начиная с апреля 1989 года, предприятия получили право

самостоятельного выхода на внешний рынок, у многих из них появился

собственный источник валютных поступлений. Кроме того, в отдельных случаях

допускалось использование иностранных станков и другой техники

предприятиями, не имеющими валютных ресурсов. Такие сделки предусматривали

оплату обязательств поставкой продукции, произведенной на этом оборудовании

(компенсационный лизинг - buy - back).

Начало развития лизинговых операций на отечественном внутреннем рынке

можно определить серединой 1989 года в связи с переводом предприятий на

арендные формы хозяйствования. Заметным явлением в становлении начальных

правил применения лизинга стали Основы законодательства Союза ССР и союзных

республик об аренде от 23 ноября 1989 года № 810-1[30] и письмо Госбанка

СССР от 16 февраля 1990 года № 270 “О плане счетов бухгалтерского учета”, в

котором был представлен порядок отражения лизинга в бухгалтерском учете.

Развитие сети коммерческих банков способствовало внедрению лизинговых

операций в банковскую практику.

Лизинговые операции использовались и в СССР. На зафрахтованных

морских судах перевозилась значительная часть грузов по договорам с

советскими внешнеторговыми объединениями. Так в практики в/о «Совфрахт»

были соглашения, по которым лизинговая компания или банк заказывали на

судостроительной верфи постройку судна, а после достройки судна оно

сдавалось в долгосрочную аренду на условиях лизинга.[31]

В России в 1990 г. стали создаваться специализированные лизинговые

компании. Так, в качестве учредителей компании «Балтийский лизинг»

выступили санкт-петербургский «Промышленно-строительный банк» и крупнейшая

страховая компания «Росгосстрах». Компания сдаёт в лизинг морские и речные

суда, автотранспорт, компьютеры, объекты недвижимости, оборудование для

переработки леса, выпечки хлеба.

В соответствии с действующим Федеральным законом от 03.02.96 г. № 17-

ФЗ «О банках и банковской деятельности» лизинговые операции входят в число

операций, разрешённых кредитным организациям.

Развитию лизинга в России способствуют снижение уровня инфляции,

падение доходности операций на рынке государственных краткосрочных

облигаций, возможность получения по лизинговым сделкам более дешёвых

кредитов западных банков, появление в стране платежеспособных потребителей

ряда видов продукции.

Все российские лизинговые компании можно разделить на две группы:

собственно лизинговые, получившие определённые льготы по налогообложению, и

государственные отраслевые лизинговые компании, которые призваны облегчить

реализацию готовой продукции в ряде машиностроительных отраслей. Так, в

прошлом шахты России получали оборудование с заводов угольного

машиностроения Украины. После распада СССР ряд предприятий военно-

промышленного комплекса был переориентирован на выпуск оборудования для

шахт. Поскольку оно оказалось чересчур дорогим, была создана отраслевая

лизинговая компания. Как следствие, в настоящее время 10 % угля добывается

на оборудовании, полученном в лизинг.

Лизинг нашёл своё место не только в крупной промышленности, но и в

малом предпринимательстве. Следует сказать, что лизинговые операции с

субъектами малого предпринимательства несут в себе дополнительные

сложности: возникающие риски, низкая залогоспособность многих потенциальных

лизингополучателей. Поэтому малые предприятия находятся в невыгодном

положении на финансовом рынке и испытывает определённую дискриминацию со

стороны банков по сравнению с иными, более крупными заёмщиками. Таким

образом, перед малым предприятием встаёт ряд проблем: кредитные учреждения

отказывают в предоставлении ссуд; процентные ставки по кредитам очень

высоки; сами кредиты предлагаются на короткий срок, недостаточный для

организации производства на основе приобретаемого оборудования. Финансовый

лизинг во многом способствует решению этих проблем, тем самым, помогая

развитию предприятий.

Лизинг обеспечивает получение оборудования без его полной оплаты,

позволяет организовать новое производство без привлечения крупных

финансовых ресурсов со стороны пользователя. Этими факторами объясняется

рост интереса к лизинговым операциям в сфере банковских услуг. Динамику

изменения можно проследить на следующей схеме:

|Банковские услуги |1994 г. |1995 г. |

|Лизинговые операции |7 |36 |

|Ипотечное кредитование |17 |39 |

|Валютное обслуживание |9 |8.5 |

|Депозитное обслуживание |15 |7 |

Можно сделать вывод, что интересы коммерческих организаций смещаются

от чисто спекулятивного бизнеса в сторону реального сектора экономики.

Возвратность лизинговых платежей составляет 80 процентов.[32] Для

любой чисто коммерческой компании это низкий уровень. В то же время,

учитывая десятилетиями складывавшуюся практику финансирования сельского

хозяйства с ежегодным списанием долгов и продолжающуюся дешёвую кредитную

поддержку агропромышленного комплекса, этот уровень возвратности лизинговых

платежей можно оценить как оптимистичный.

В министерстве сельского хозяйства существует мнение что, схема, по

которой работал Росагроснаб, была непрозрачной. Деньги, которые получал

Росагроснаб из бюджета на организацию поставок сельхозтехники в лизинг,

обратно государству не возвращались. Росагроснаб заключал договор с каким-

либо хозяйством, получал по каждой сделке комиссионные (до 12% от стоимости

объекта лизинга) и должен был следить, чтобы хозяйства через 3-5 лет

вернули положенную сумму.

Однако, средства агрохозяйства зачастую не возвращали. Притом

вычислить сумму не возврата сложно: получаемые от лизингополучателей

средства оборачивались в Росагроснабе, не проходя через бюджет. У

Росагроснаба, тем не менее, есть шанс продолжить свою монопольную

лизинговую деятельность на сельхозрынке. Постановление правительства, по

которому Росагроснаб определен как госагент по сельскохозяйственным

лизинговым операциям, никто не отменял. А заявок на участие в конкурсе в

Минсельхоз еще не поступало, и лизинговые компании не спешат их

подавать.[33]

В ряде регионов России (Москве, Нижнем Новгороде, Белгороде,

Воронеже, Орле, Владимире, Краснодаре) создаются специализированные

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.