рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Лизинг

международным соглашениям. Если для действительности таких прав требуется

публичное уведомление, то они действительны при соблюдении требования о

публичном уведомлении. Вопрос о том, требуется ли такое уведомление, должен

решаться по праву той страны, которая в соответствии с коллизионными

привязками, данными в Конвенции, является применимым. По общему правилу

таким правом будет являться право государства, где находится оборудование.

В отношении воздушных, морских и иных судов применимым правом является

право места их регистрации, а в отношении часто перемещаемого оборудования

– государства, где расположено основное предприятие арендатора.

При практическом использовании этого правила, например, в отношении

морских судов, следует обратить внимание на следующее. Если предметом

сделки является само судно, то сложностей не возникает, так как права на

суда подлежат регистрации, в том числе право собственности арендодателя на

него. Сложнее обстоит дело, если предметом лизинга является не все судно, а

часть его оборудования. При отсутствии специального законодательства об

уведомлении о сделках финансового лизинга, возможна регистрация прав

арендодателя на оборудование как на часть судна.

Вышесказанное о защите прав арендодателя не влияет на права

кредиторов, чьи требования обеспечены залогом оборудования (как в силу

договора, так и в силу закона) и иными формами обеспечения, а также на

права ареста, задержания и удержания судов и самолетов.

Статьей 8 Конвенции устанавливается общее правило, которое снимает

ответственность арендодателя за оборудование в отношении арендатора. Оно

может быть изменено соглашением сторон. Ответственность может быть

возложена на арендодателя, если он вмешивался в процесс выбора оборудования

или иным образом повлиял на принятие решения арендатором относительно

выбора оборудования.

Арендодатель также не несет ответственности перед третьими лицами за

причинение оборудованием личного вреда.

Ответственность арендодателя иного рода не изменяется вышеуказанными

положениями.

Арендодатель обязан предоставить оборудование, свободное от каких-

либо обременений. Нарушение этой нормы влечет возложение ответственности

на арендодателя. Вина кредитора является основанием для освобождения

арендодателя от ответственности.

Данное правило может быть изменено соглашением сторон до определенного

предела. Соглашением сторон не может быть отменено возложение

ответственности на арендодателя при таких формах вины, как умысел и грубая

неосторожность, а также изменены императивные нормы применимого права.

Статья 9 Конвенции налагает на арендатора обязанность проявлять

должную заботливость об оборудовании и поддерживать его в состоянии, в

котором оно было получено с учетом естественного износа.

Улучшение арендованного оборудования допускается по соглашению сторон.

По истечении срока договора оборудование должно быть возвращено

арендодателю, если арендатор не использовал свое право на его покупку.

В статье 10 Конвенции содержится важное правило, отражающее

характерную особенность финансового лизинга. В соответствии с ним поставщик

оборудования несет ответственность перед арендодателем, как если бы

последний являлся стороной договора поставки, но арендатору не

предоставляется право расторжения договора поставки.

Статья 12 Конвенции регламентирует случаи непоставки оборудования,

нарушения сроков поставки или поставки оборудования, не соответствующего

условиям договора, по вине арендатора. При таких обстоятельствах Конвенция

наделяет арендатора следующими правами в отношении арендодателя:

– расторгнуть лизинговый договор;

– отказаться принимать оборудование.

В том случае, если поставка оборудования не соответствует условиям

договора, арендодатель имеет право поставить оборудование, соответствующее

договору.

Принимая во внимание, что арендодатель и арендатор связаны лизинговым

договором, а не договором поставки и что нормы Конвенции, посвященные этому

вопросу, малочисленны, правоотношения сторон регламентируются

соответствующим правом так, как если бы арендатор являлся покупателем по

договору поставки.

Дополнительным средством защиты прав арендатора является

предоставление ему правомочия прекратить оплату арендной платы до поставки

арендодателем надлежащего оборудования или до прекращения у него права на

отказ от оборудования. При использовании арендатором права на расторжение

договора он имеет право требовать возврата сумм, уплаченных авансом за

минусом сумм, представляющих разумный эквивалент выгод, полученных от

использования оборудования.

Права, предоставленные арендатору статьей 12, являются дополнительными

к правам, предусмотренным статьей 10 Конвенции, не изменяют и не прекращают

их.

При нарушении договора арендатором арендодателю предоставляется право

взыскать с последнего суммы неоплаченной арендной платы, проценты и убытки.

При существенном нарушении договора арендатором арендодатель

правомочен потребовать ускоренной выплаты арендной платы, если это

предусмотрено договором, или расторгнуть договор с направлением

заблаговременного уведомления арендатору. В последнем случае – истребовать

оборудование из владения арендатора и взыскать убытки. Критерием для

определения размера убытков является разница между суммой, которую мог

получить арендодатель при надлежащем выполнении арендатором договора, и

фактически полученными суммами.

Норма Конвенции о размере убытков диспозитивна и может быть изменена

соглашением сторон. Соглашение сторон по этому вопросу не должно

значительно менять правило, имеющееся в ней. Например, недействительно

соглашение, в силу которого арендодателю будут причитаться суммы,

значительно превышающие убытки, исчисленные по правилам Конвенции.

В случае расторжения договора арендодателем он не имеет права

требовать ускоренной выплаты арендных платежей, но они могут приниматься во

внимание при расчете убытков.

Конвенция придерживается известного принципа гражданского права, в

соответствии с которым арендодатель обязан предпринимать меры, направленные

на предотвращение убытков.

Арендодатель имеет право передавать свои права на имущество или по

лизинговому договору, но такая передача прав не может изменять характер и

правовой режим договора, а также освобождать арендодателя от обязательств

по нему.

Передача прав арендатора возможна только при согласии на это

арендодателя.

Наличие унифицированных норм права всегда способствует развитию

экономических отношений между субъектами, подпадающими под их действие.

Наличие таких норм снижает стоимость подготовки проекта и страхования

рисков, а также дает сторонам договора уверенность в том, что они одинаково

понимают содержание своих прав и обязанностей. К сожалению, сфера действия

Конвенции пока еще мала. Это не позволяет в полной мере использовать ее

возможности.

3. Конвенция межгосударственного лизинга в рамках СНГ.

В условиях бурного рыночного процесса, которыми характеризуется в

странах СНГ, начало 90- годов возникали все новые правовые основания для

введения межгосударственных актов в области инвестиционной деятельность.

В целях содействия всемерного углубления экономического сотрудничества

в лизинговой деятельности, государствами Содружества, исходя из положений

Конвенции ЮНИДРУА о международной финансовой аренде (лизинга) от 28 мая

1988 года, общепризнанных международных норм и основ национального

законодательства Сторон была подписана в Москве 25 ноября 1998 года

Конвенция о межгосударственном лизинге.

Конвенция была принята, для того, чтобы обеспечить благоприятные

условия для всестороннего развития межгосударственного лизинга между

государствами Содружества на взаимовыгодной основе.

Участниками конвенции являются Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия,

Казахстан, Кыргыстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан,

Украина.

Конвенция распространяется на сделки финансового, оперативного,

возвратного, компенсационного, бартерного и других видов лизинга. Под

другими видами лизинга подразумеваются виды лизинга, в условиях которых

используются различные сочетания признаков вышеназванных видов.

Конвенция распространяется на сделки в которых участвуют субъекты

межгосударственной лизинговой деятельности, которые имеют равные права

осуществлять любые ее виды, не запрещенные национальным законодательством и

настоящей конвенцией, независимо от форм собственности и других признаков.

Контроль за лизинговой деятельности субъекты осуществляют в

соответствии со своим национальным законодательством.

Нормы Конвенции распространяются и применяются согласно статьи 5

только в том случае, если осуществление лизинговых проектов ведут

лизинговые компании и хозяйствующие субъекты не менее двух государств -

участников Конвенции.

Пункт 7.1. статьи 7 Конвенции , квалифицирует признаки сделки лизинга,

в соответствии с которыми в сделке лизинга:

- лизингодатель заключает с лизингополучателем лизинговой договор на

право владения и пользования предмета лизинга против уплаты лизинговых

платежей;

- лизингодатель поставляет лизингополучателю предмет лизинга на

условиях, согласованных с лизингополучателем, или по указанию

лизингополучателем, заключает с третьей стороной (поставщиком) договор

поставки предмета лизинга лизингополучателю на согласованных с ним

условиях.

Необходимо отметить, что указанное в подпункте б) пункта 7.1. статьи 7

лизинговая сделка характеризуется следующим:

n лизингополучатель указывает предмет лизинга и поставщика, как

правило, не полагаясь на квалификацию и мнение лизингодателя;

n приобретение предмета лизинга осуществляется лизингодателем в связи

с договором лизинга, заключенным или подлежащим заключению между

лизингодателем и лизингополучателем, с которым поставщик ознакомлен;

n лизинговые платежи, подлежащие уплате по договору лизинга,

рассчитываются с учетом амортизации всей или большей части стоимости

предмета лизинга.

Конвенция, также предусматривает, обязанность поставщика перед

лизингополучателем поставить предмет лизинга свободным от притязаний или

прав третьих лиц.

Конвенции также устанавливает обязанности лизингодателя и поставщика

перед лизингополучателем в отношении поставки предмета, соответствие его

по количеству, качеству, описанию и другим требованиям договора.

Нарушение обязанности лизингодателя и поставщика может повлечет за

собой ответственности перед лизингополучателем ( статья 7 Конвенции).

Вместе с тем, кроме того, что лизингодатель несет ответственность,

также ее должен нести и лизингополучатель за сохранность предмета лизинга.

Поэтому при получение предмета лизинга лизингополучатель должен проявлять

заботу об оборудовании и поддерживать его в состоянии, в котором оно было

получено с учетом естественного износа.

Каждый предмет, независимо от качестве, формы может испортится или

погибнуть. Предмет лизинга не является исключением. Исходя из этого,

Конвенция предусматривает правило перехода риска случайной гибели или

случайной порчи.

В любой сделки обязательство сторон является одним из важных в

экономических отношениях инвестиционной деятельности. От того какие

обязательства предусмотрены для участников лизинговой деятельности, зависит

сам успех заключения договора лизинга. В связи с этим статья 10 Конвенции

предусматривает нормы по обязательству сторон для участников лизинговой

деятельности.

Правовая защита, гарантии от изменения законодательства, гарантии

имущественной неприкосновенности, компенсации и возмещение убытков являются

также одними из главных правил в лизинговой деятельности, которые

предусмотрены нормами в III разделе Конвенции.

Как мы видим лизинговая деятельность, является одной из важнейших в

развитие международных экономических отношений. И принятая Конвенция о

междугосударственном лизинге, способствует дальнейшему развитию

экономических отношений в области лизинга между субъектами, подпадающие под

их действие.

2.4. Развитие лизинговых услуг в поссоветских республиках

( на примере Российской Федерации)

Сегодня, особенно в кризисных условиях, технологиями и методиками

применения лизинга в разных отраслях экономики интересуются и сами

лизинговые компании, расширяющие сферы своей активности, и промышленники,

проводящие переоснащение своих предприятий современной техникой, и

страховщики, открывшие для себя новый рынок, и отечественные производители,

заинтересованные в сбыте своего товара с использованием схем лизинга.

Словом, лизинг интересен всем.

Инвестиции в производство товаров и услуг – вот что питало и питает

экономику любой страны, придает стабильность любому государству и

определяет его будущее. Совершенно ясно, что ключ к решению большинства

экономических стран СНГ – в широкомасштабном перевооружении производства

на базе новых технологий. Очевидно и то, что без инвестиций в основные

фонды этой задачи не решить.

Как сделать отечественное производство привлекательным для инвестора.

Как добиться стабильности инвестиционного процесса, повысить эффективность

и защищенность инвестируемых на эти вопросы сегодня заняты и правительство,

и парламент, и экономисты всех республик СНГ.

Данные проблемы, также являются одними из главных и в Российской

Федеративной Республики.

Российскому лизингу в этом году исполняется пять лет. Официальный день

его рождения можно датировать моментом выхода Указа Президента Российской

Федерации от 17 сентября 1994 года № 1929 «0 развитии финансового лизинга в

инвестиционной деятельности» .

Пять лет – показательный срок. За это время любое начинание должно

либо оправдать свое назначение, либо проявить свою нежизнеспособность.

Лизинг выжить сумел. Вернее, не просто выжить, что само по себе уже

является достижением в условиях нашего нестабильного существования, но и

встать на ноги, добиться значительных успехов.

По проведенным оценкам Министерство экономики России, в 1997 году,

инвестиции по линии лизинга составляли всего лишь 2 процента от общего

объема инвестиций в стране, а по прогнозам к 2000 году доля лизинга должна

была составить 20 процентов. Уже сегодня, по данным Лондонской финансовой

группы, Россия по этому показателю входит в первые 50 стран мира, и

достижение даже семипроцентной отметки в прошлом, 1998 году (что было

вполне реально) явилось бы несомненным успехом нашей страны, повысило бы ее

инвестиционный рейтинг. цифра превысила отметку 800. Подавляющее

большинство из них (90 процентов) – резиденты Российской Федерации, частные

и государственные предприятия.

На наш взгляд, столь высокая динамика обусловлена тремя основными

факторами.

Во-первых, интенсивно развивающаяся нормативная законодательная база и

высокая активность в этой области Российской ассоциации лизинговых

компаний.

Во-вторых, как следствие первого – это высокая активность в сфере

лизинга банков и финансовых групп (мощное развитие получила ИНКОМ – группа

лизинговых компаний, в 1996 году создается компания (« МЕНАТЕП-лизинг»)).

Проявили интерес к лизингу российские министерства и отраслевые корпорации.

Например, созданное по указу Президента АО «ТВЭЛ», работающее в

интересах российской атомной промышленности, при реализации инвестиционной

программы на период 1998 – 2001 годы одним из основных источников

инвестиций определило финансовый лизинг. То же самое можно сказать об

агропромышленном комплексе, где за счет федерального и местных бюджетов еще

в 1994 году был сформирован фонд сельскохозяйственной техники, которая

передается пользователям на лизинговой основе. В период с 1995 по 1997 год

возникли крупные компании в отрасли связи – РТК-лизинг, « РусЛизингСвязь »,

в строительстве «Ликострой», «Лизинстроймашэ, в атомной энергетике –

«ТВЭЛ»), «Лтом-лизинг» и т.д.

Уже в начале этого года лизинг вышел на очередной этап развития – в

апреле 1999 года Российская ассоциация лизинговых компаний подписала

несколько соглашений о взаимодействии с госструктурами России. Что

безусловно, является важным как для ассоциации, так и для всего лизинга в

целом, и демонстрирует фактическое (а не только законодательное) признание

государственными организациями лизинга как эффективного инвестиционного

инструмента.

В-третьих, лизинг, как эффективный механизм привлечения и защиты

инвестиций, привлекает внимание региональных властей. В связи с чем

управленческие органы на местах принимают постановления и распоряжения

касающихся лизинга. Интенсивно развивается законодательная и нормативная

база лизинга в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В начале 1998 года

в Совете Федерации создан Экспертный совет по лизингу.

Резкое и для многих в значительной степени непредсказуемое обострение

экономической ситуации в стране после августа 1998 года заставило многие

лизинговые компании переосмыслить и еще раз оценить перспективы выбранного

курса. Проведенные ассоциацией исследования показали, что после августа

1998 года 64 процента компаний вынуждены были решать задачу

реструктуризации лизинговых платежей, около 20 процентов – сменили вид

сдаваемого в лизинг оборудования, более трети опрошенных компаний

диверсифицировали свою деятельность. Интересно отметить, что аналогичные

изменения в деятельности лизинговых компаний – но совершенно по другим

причинам – происходили в Германии в 1997 году, где рост лизинговых

инвестиций превысил рост инвестиций другого рода. Лизинг оборудования более

чем наполовину превысил все инвестиции в этой сфере. Возросла конкуренция.

Лизинговая маржа продолжала уменьшаться. В этих условиях компании вынуждены

были расширять перечень услуг, проводить рисковые операции и собственную

реорганизацию.

В нашем случае диверсификация, скорее всего, означает снижение доли

доходов от реализации лизинговых услуг в общем объеме доходов компании.

Согласно положению 1996 года «0 лицензировании лизинговой деятельности в

РФ», одним из обязательных условий действия лицензии является наличие

приоритета лизинговой деятельности по отношению к иным видам хозяйственной

деятельности, производимым лизинговой компанией. Снижение доли доходов от

этой деятельности до уровня ниже 40 процентов грозит потерей или

приостановкой действия лицензии. Для лизинговой компании в условиях кризиса

это равносильно полному краху. К счастью, Федеральный закон «0 лизинге » не

содержит таких ограничений, и это – яркий пример того, что с выходом закона

существующая нормативная база в сфере лизинга во многом утратила свое

значение и требует серьезной переработки.

За недолгие пять лет истории российского лизинга этот вид

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.