рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Ликвидация как способ прекращения юридического лица

В пункте 6 Постановления Пленума ВХС РБ от 22.06.2000 № 9 «О

порядке назначения хозяйственными судами ликвидационных комиссий,

управляющих, ликвидаторов и их деятельности при ликвидации

юридического лица» говорится, что «с момента создания ликвидационной

комиссии по ликвидации юридического лица собственник его имущества

не может осуществлять свои права по управлению этим юридическим

лицом ни непосредственно, ни через уполномоченные им органы,

поскольку полномочия по управлению делами соответствующего

юридического лица переходят к ликвидационной комиссии, подотчетной и

подконтрольной хозяйственному суду, которым она назначена» (правда,

данное разъяснение касается только ликвидационных комиссий,

назначаемых хозяйственными судами, однако для предмета данных

рассуждений это обстоятельство не является определяющим) [14].

Следовательно, «управление делами юридического лица», осуществляемое

ликвидационной комиссией, предполагает наличие у нее правомочий по

решению всех вопросов, возникающих в процессе ликвидации юридического

лица, за исключением утверждения промежуточного ликвидационного

баланса и ликвидационного баланса.

Обратимся к Положению о государственной регистрации и

ликвидации(прекращении деятельности) субъектов хозяйствования,

утвержденному Декретом Президента РБ №11 в редакции Декрета

Президента РБ № 22. Анализ его пунктов позволяет сделать вывод, что

при ликвидации юридического лица по решению регистрирующего органа

необходимо руководствоваться нормами Положения, а не ГК. Согласно

пунктам 55 и 58 указанного Положения, с момента создания

ликвидационной комиссии полномочия руководителя коммерческой

организации переходят к ликвидационной комиссии, которая решает все

вопросы по ликвидации данной организации в пределах полномочий,

установленных законодательством [10]. В силу разделения в коммерческой

организации полномочий по управлению по уровням управления, только

полномочий руководителя этой организации для проведения ее

ликвидации недостаточно, поскольку компетенция такого руководителя

строится по остаточному принципу(не только в УП). Компетенция

руководителя коммерческой организации может быть ограничена

законодательством и учредительными документами данной организации,

право принятия каких-то конкретных решений может быть обусловлено

согласием наблюдательного совета, собрания учредителей(участников) и

так далее.

Редакционно п.58 Положения построен таким образом, что допускает

разное толкование. В частности, слова «в пределах полномочий,

установленных законодательством» могут быть истолкованы и как

полномочия руководителя, и как полномочия ликвидационной комиссии.

Поэтому следует согласиться с В. Ваулиным,что решение о переходе к

ликвидационной комиссии полномочий руководителя организации является

неудачным [25,36]. Приравняв ликвидационную комиссию к руководителю

коммерческой организации и определив ее полномочия, Положение все

вопросы управления коммерческой организацией, не перечисленные в

п.60, оставило в компетенции иных органов управления, таких как

общее собрание участников, акционеров, совет директоров(наблюдательный

совет) и так далее.

Такое различие в правовом регулировании одного и того же

вопроса представляется, с точки зрения Ваулина, неоправданным, хотя бы

в силу того, что для этого отсутствуют видимые причины и

основания. Думаю, с таким пониманием проблемы стоит согласиться, так

как это различие создает трудности не только на стадии принятия

решения о ликвидации коммерческой организации, но и в ходе его

выполнения.

При принятии решения о ликвидации юридического лица возникает

вопрос о назначении ее председателя. В качестве последнего не может

быть назначен собственник имущества(учредитель, участник), руководитель

ликвидируемого юридического лица. Иных требований к председателю

ликвидационной комиссии действующим законодательством не

предъявляется. Председатель ликвидационной комиссии:

. организует работу ликвидационной комиссии;

. определяет место, порядок и режим работы членов комиссии;

. распределяет права и обязанности между членами комиссии;

. подписывает претензии, исковые заявления и другие документы,

направляемые в суды и правоохранительные органы;

. осуществляет иные полномочия, связанные с руководством

ликвидируемым юридическим лицом и его ликвидацией, реализацией

плана ликвидации юридического лица .

Председатель ликвидационной комиссии без доверенности действует от

имени ликвидируемого юридического лица, представляет его интересы на

всех предприятиях, в учреждениях и организациях, распоряжается

имуществом и средствами в пределах прав, установленных

законодательством или органом, принявшим решение о ликвидации,

заключает договоры(в том числе и трудовые), выдает доверенности,

утверждает штаты юридического лица, издает приказы и дает указания,

обязательные для всех работников вне зависимости от того, являются

ли они членами ликвидационной комиссии или нет. До момента

прекращения трудового договора работники юридического лица

осуществляют свои трудовые обязанности в соответствии с трудовыми

договорами, однако эти работники с их согласия могут привлекаться

председателем ликвидационной комиссии к выполнению мероприятий по

ликвидации юридического лица. Кроме того, председатель вправе по

своему усмотрению привлекать на договорной(контрактной) основе на

период деятельности комиссии лиц для осуществления различных функций

и выполнения работ(заданий) [14].

Председатель ликвидационной комиссии несет имущественную и иную

ответственность за ущерб, причиненный по его вине ликвидируемому

юридическому лицу, его собственнику, участникам, учредителям, третьим

лицам. Если он недобросовестно или ненадлежащим образом выполняет

свои обязанности, является заинтересованным лицом в отношении

ликвидируемого юридического лица или выполнение им своих

обязанностей невозможно по иным объективным причинам, в том числе в

случае привлечения к уголовной ответственности, решается вопрос об

освобождении его от исполнения обязанностей. Если принимается

положительное решение, то назначается новый председатель [14].

После осуществления подготовительных действий субъекты, принявшие

решение о ликвидации, обязаны незамедлительно письменно сообщить об

этом органу, осуществляющему регистрацию юридических лиц [1]. В

регистрирующий орган представляются:

. заявление о ликвидации;

. решение о ликвидации;

. сведения о составе ликвидационной комиссии, ее председателе или

назначении ликвидатора;

. сведения о порядке и сроках ликвидации [10].

На основании указанных выше документов регистрирующий орган в

десятидневный срок вносит в Единый государственный регистр

юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведения о том,

что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, о чем выдает

справку. Так как в соответствии с п.4 ст.47 ГК, любое физическое

или юридическое лицо вправе получить информацию, которая содержится

в указанном регистре, запись в данном документе о ликвидации

юридического лица имеет важное значение как для уже имеющихся у

него, так и для потенциальных кредиторов ликвидируемого юридического

лица .

Именно теперь начинается первый этап процесса ликвидации

юридического лица , на котором ликвидационная комиссия занимается

выявлением кредиторов ликвидируемого субъекта хозяйствования. Для

этого комиссия помещает в газете «Рэспублiка» сообщение о

ликвидации с указанием адреса расположения, контактных телефонов и

режима работы ликвидационной комиссии, а также порядка и срока

заявления кредиторами своих требований к ликвидируемому юридическому

лицу; получает счет-фактуру и оплачивает его для предоставления в

редакцию копии платежного документа. Подтверждением осуществления

указанных действий является копия страницы из газеты, на которой

опубликовано соответствующее объявление(либо подлинная газета) [14].

Ликвидационная комиссия производит анализ договоров, данных

бухгалтерского учета, принимает меры к получению дебиторской

задолженности и выявлению кредиторов о ликвидации. Таким образом,

составляется перечень кредиторов с указанием сумм долга и

дебиторов, план погашения кредиторской и дебиторской задолженности.

Все требования кредиторов регистрируются и затем подлежат

рассмотрению [14].

Помимо этого, ликвидационная комиссия обязана сосредоточить

денежные средства юридического лица на единых расчетном(текущем) и

валютном счетах в одном банке, закрыть все счета в других банках,

в том числе в зарубежных. Правилами открытия банками счетов

клиентам, утвержденными Постановлением Правления Национального банка от

24.05.2001 №116,предусмотрено, что в рассматриваемой ситуации счет

ликвидируемого предприятия переоформляется на имя ликвидационной

комиссии(ликвидатора). Для этого в банк должны быть представлены:

. заявление, подписанное председателем ликвидационной

комиссии(ликвидатором);

. решение учредителей(участников) либо органа, уполномоченного на

то учредительными документами предприятия, суда или иных

органов в случаях, предусмотренных законодательными актами, о

ликвидации предприятия(желательно, чтобы карточка была

удостоверена нотариально);

. информация(справка, письмо) регистрирующего органа из Единого

государственного регистра юридических лиц и индивидуальных

предпринимателей о том, что данное предприятие находится в

процессе ликвидации [17].

Ликвидационная комиссия должна провести инвентаризацию в

натуральной форме, закрыть филиалы и представительства. В

обязательном порядке создается инвентаризационная комиссия. Фактически

наличие имущества при инвентаризации определяется путем

обязательного подсчета, взвешивания, обмера [14].

Второй этап ликвидации юридического лица состоит в

составлении ликвидационной комиссии промежуточного ликвидационного

баланса на основании данных бухгалтерского учета, перечня требований

кредиторов, акта инвентаризации по истечении срока предъявления

кредиторами требований. Промежуточный ликвидационный баланс содержит

сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица ,

перечень предъявляемых кредиторами требований, а также результаты их

рассмотрения, и представляется на утверждение учредителям(участникам)

юридического лица или органу, принявшему решение о ликвидации [14].

В целях определения имущества ликвидируемого юридического лица

и его оценки ликвидационная комиссия после выявления дебиторской

задолженности и проведения инвентаризации или одновременно с этим

направляет собственниками(учредителям, участникам) юридического лица

требование о погашении остающейся кредиторской задолженности этого

юридического лица в полном объеме, в том числе по платежам в

бюджет, при условии, что они несут субсидиарную ответственность по

обязательствам юридического лица в соответствии с законодательством

или учредительными документами, если денежных средств и другого

имущества ликвидируемого субъекта хозяйствования недостаточно для

погашения кредиторской задолженности в полном объеме; принимает меры

по сохранению имеющегося в наличии имущества, находящегося в

обороте, включая имущество, переданное в аренду, лизинг, залог т так

далее, направляет должникам юридического лица требования об

исполнении обязательств, в том числе досрочном, ввиду ликвидации;

контролирует выполнение участниками, учредителями юридического лица

обязанности по внесению не внесенной части вкладов в уставный

фонд и погашению задолженности юридическому лицу по другим

обязательствам, а также принимает в установленном порядке меры

понуждения к исполнению таких обязательств; обеспечивает выход

ликвидируемого юридического лица из состава учредителей(участников)

других юридических лиц и получение в соответствии с действующим

законодательством стоимости имущества пропорционально его доле в

уставном фонде и всех причитающихся ему средств и доходов;

анализирует договоры страхования юридического лица с целью

определения возможного получения страховых выплат при наступлении

страхового случая в связи с ликвидацией; при обнаружении фактов

излишней уплаты налогов и неналоговых платежей в бюджет и

государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды принимает

меры в установленном законодательством порядке по их возврату;

возвращает собственнику в натуральной форме имущество, находящееся

во владении и пользовании юридического лица, кроме имущества,

находящегося у юридического лица на праве полного хозяйственного

ведения или праве оперативного управления; оценивает наличное

имущество ликвидируемого юридического лица с применением

экономически обоснованных цен либо создает из числа членов

ликвидационной комиссии и(или) иных лиц специальную комиссию во

главе с председателем ликвидационной комиссии для проведения оценки

имущества, переданного в целях избежания ответственности перед

своими кредиторами другому лицу или иным образом намеренно

сокрытого, а также к истребованию имущества и финансовых активов,

отчужденных с нарушением требований законодательства [14].

Далее проводится собрание кредиторов или их полномочных

представителей в срок, установленный органом, принявшим решение о

ликвидации, либо самой ликвидационной комиссией, для согласования с

кредиторами плана ликвидации юридического лица, отражающего полную

картину его финансового состояния; условия и порядок, очередность и

пропорциональность удовлетворения требований кредиторов; интересы его

собственников, участников, трудового коллектива; перечень имущества,

подлежащего распродаже, и предложения по его поэтапной распродаже;

способ, место, время распродажи; условия оплаты расходов по

ликвидации предприятия, в том числе по финансированию деятельности

ликвидационной комиссии, оплате труда ее членов. План ликвидации

должен содержать условия, порядок, очередность, пропорциональность

удовлетворения требований кредиторов, поданных после истечения

установленного для их заявления срока, но признанных ликвидационной

комиссией [14].

На третьем этапе, в соответствии с промежуточным ликвидационным

балансом, при недостаточности денежных средств у юридического

лица(кроме учреждений, по обязательствам которых субсидиарную

ответственность несет собственник соответствующего имущества)

ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества ликвидируемого

юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для

исполнения судебных решений. В итоге составляются протоколы о

результатах торгов, заключаются договоры купли – продажи имущества

[1].

Четвертый этап предполагает выплату денежных сумм кредиторам

ликвидируемого юридического лица. При его ликвидации требования

кредиторов, согласно статье 60 ГК, удовлетворяются в следующей

очередности:

. в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед

которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность

за причинение вреда здоровью или жизни путем капитализации

соответствующих повременных платежей;

. во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных

пособий, оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, по

выплате вознаграждений по авторским договорам;

. в третью очередь погашается задолженность по обязательным

платежам в бюджет и внебюджетные фонды;

. в четвертую очередь удовлетворяются требования кредиторов по

обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого

юридического лица;

. в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в

соответствии с законодательством [1].

Требования каждой следующей очереди удовлетворяются после

полного удовлетворения требований предыдущей, а при недостаточности

денежных средств и имущества для полного погашения всех требований

кредиторов одной очереди эти требования удовлетворяются

пропорционально между кредиторами этой очереди [14]

После удовлетворения всех требований кредиторов ликвидируемого

юридического лица остаток имущества передается его собственнику,

учредителям(участникам), имеющим вещные права на это имущество или

обязательственные права в отношении этого юридического лица, если

иное не предусмотрено законодательством или учредительными

документами юридического лица [10].

Имущественные требования к ликвидируемому субъекту

хозяйствования, предъявленные его кредиторами и другими

заинтересованными лицами после утверждения хозяйственным судом плана

ликвидации юридического лица, принимаются и учитываются

ликвидационной комиссией отдельно. Эти требования удовлетворяются из

имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после

удовлетворения требований кредиторов, заявленных до утверждения

указанного плана. Ликвидационная комиссия может отказать в

удовлетворении требований кредиторов, если они заявлены после

утверждения ликвидационного баланса или признаны комиссией

необоснованными, о чем в адрес этих кредиторов направляется

письменное уведомление. При отказе признать требование поданным в

установленный срок хозяйственный суд(если он образовал

ликвидационную комиссию) по заявлению заинтересованного лица в

отдельных случаях с учетом уважительных причин может признать

требование кредитора поданным в срок с вынесением мотивированного

определения. В случае несогласия кредитора, иного заинтересованного

лица с действиями ликвидационной комиссии и ее должностных лиц

кредитор или иное заинтересованное лицо вправе предъявить в

хозяйственный суд иск к ликвидируемому юридическому лицу в

порядке, установленном хозяйственным процессуальным законодательством

[14].

По завершении ликвидации юридического лица, удовлетворения и

погашения требований кредиторов ликвидационной комиссией составляется

ликвидационный баланс, который представляется хозяйственному суду

для утверждения с письменным отчетом о работе ликвидационной

комиссии. Ликвидационный баланс и отчет(в двух экземплярах)

подписывается всеми членами комиссии. К ликвидационному балансу

должны быть приложены:

. перечень лиц, оставшихся кредиторами ликвидируемого юридического

лица, с указанием их требований и размера удовлетворения;

. перечень невзысканной или частично взысканной дебиторской

задолженности и иного имущества ликвидируемого юридического

лица, списанного на убытки;

. протокол решения ликвидационной комиссии о подписании

ликвидационного баланса и отчета.

За достоверность ликвидационного баланса несет ответственность

председатель ликвидационной комиссии [14].

На этом завершается пятый этап процесса ликвидации юридического

лица .

Далее ликвидационная комиссия должна представить в регистрирующий

орган следующие документы:

. копию публикации в газете «Рэспублiка»;

. документ, подтверждающий возврат печати и штампов в органы

внутренних дел;

. документ, подтверждающий закрытие расчетного(текущего) и иных

счетов в банках;

. отчет ликвидационной комиссии(ликвидатора);

. ликвидационный баланс, подписанный членами ликвидационной

комиссии(ликвидатором) и утвержденный собственником имущества

либо органом, уполномоченным на то учредительными документами;

. подлинник свидетельства о государственной регистрации или, при

его отсутствии, документ уполномоченного государственного органа,

удостоверяющий факт утраты(уничтожения) этого подлинника;

. справку налогового органа о расчетах с бюджетом и возврате

извещения о присвоении учетного номера налогоплательщика;

. справку Фонда социальной защиты населения Министерства труда и

социальной защиты;

. справку таможенного органа об отсутствии задолженности по

платежам, взимаемым таможенными органами;

. справку государственной службы занятости;

. справку соответствующих территориальных органов государственной

статистики об отсутствии задолженности по статистической

отчетности перед этими органами;

. справку соответствующего территориального(городского или

районного) архива соответствующего местного исполнительного и

распорядительного органа о сдаче на хранение документов .

На основании этих документов регистрирующий орган исключает

юридическое лицо из Единого государственного регистра юридических

лиц и индивидуальных предпринимателей и в десятидневный срок

сообщает в налоговые органы и органы государственной статистики

[14].

Юридическое лицо считается ликвидированным с даты внесения

записи о ликвидации в Единый государственный регистр юридических

лиц и индивидуальных предпринимателей [1].

На практике может возникнуть ситуация, когда после ликвидации

юридического лица окажется, что оно в целях избежания

ответственности перед своими кредиторами передало другому лицу или

иным образом намеренно скрыло часть своего имущества. Статья 62 ГК

в таком случае указывает на право кредиторов, не получивших полного

удовлетворения своих требований в рамках ликвидационного

производства, обратить взыскание на это имущество в непогашенной

части долга. При этом применяются правила, установленные в статье 284

ГК о расчетах при возврате имущества из незаконного владения

недобросовестного владельца. Лицо, которому было передано имущество,

считается недобросовестным, если оно знало или должно было знать о

намерении юридического лица скрыть это имущество от кредиторов [1].

В случае, когда юридическое лицо не в состоянии удовлетворить

требования кредиторов, оно может быть признано экономически

несостоятельным(банкротом). Согласно пункту 1.4 Указа Президента РБ от

12.11.2003 № 508 «О некоторых вопросах экономической

несостоятельности(банкротстве)», банкротство – это неплатежеспособность,

имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением

хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника-юридического

лица, прекращением деятельности должника [11]. Заявление о признании

субъекта хозяйствования экономически несостоятельным может быть

подано в хозяйственный суд самим должником, его кредиторами, а также

прокурором и иными уполномоченными органами. Следует отметить, что

на собственнике имущества, учредителях(участниках) юридического лица,

государственных органах, местных исполнительных и распорядительных

органах лежит обязанность принимать все необходимые меры по

предотвращению банкротства(статья 15 Закона РБ «Об экономической

несостоятельности (банкротстве)» от 18.07.2000 № 423-З) [9]. Если

предпринятые меры оказываются недостаточными и экономическая

несостоятельность юридического лица неизбежна, суд выносит решение о

банкротстве с ликвидацией и освобождении юридического лица от всех

долгов либо решение о банкротстве с санацией юридического лица

[11]. Санация - это процедура конкурсного производства,

предусматривающая переход права собственности, изменение договорных и

иных обязательств, реорганизацию, реструктуризацию или оказание

финансовой поддержки должнику, осуществляемая для восстановления его

устойчивой платежеспособности и урегулирования взаимоотношений

должника и кредиторов в установленные сроки [9]. Для проведения

санации назначается управляющий, к которому переходит управление

делами. При осуществлении указанной процедуры в первую очередь

погашается задолженность по требованиям физических лиц, перед

которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни

и здоровью, а во вторую очередь - задолженность по выплате

выходных пособий и оплате труда лиц, работающих у должника по

трудовому договору(контракту), и задолженность по выплате

вознаграждений по авторским договорам []. В случае возбуждения

ликвидационного производства, выявляются требования кредиторов

должника, а затем составляется план ликвидации юридического лица,

согласно которому удовлетворяются предъявленные требования кредиторов

из имущества ликвидируемого субъекта хозяйствования в соответствии с

очередностью, предусмотренной статьей 60 ГК [9].

Таким образом, банкротство юридического лица является основанием

для его ликвидации.

Выводы.

Ликвидация как способ прекращения юридического лица представляет

собой довольно сложное правовое явление, влекущее своеобразную

«смерть» того или иного субъекта хозяйствования.

На современном этапе развития белорусского общества ликвидация

юридического лица встречается отнюдь не редко: в условиях рыночной

экономики многие пробуют свои силы в предпринимательстве, однако

понятно, что не все попытки будут удачными. В результате наблюдается

активный процесс естественного ухода с рынка многих юридических

лиц. И это нельзя считать чем-то форс-мажорным: ликвидация, в

известном смысле, сопряжена с естественным риском участия в

гражданском обороте. Кроме того, будучи грамотно проведенной, она

фактически решает проблему сохранения собственности

учредителей(участников) юридического лица.

Ликвидация может быть добровольной и принудительной. На мой

взгляд, следует также выделять третий ее вид – вынужденную

ликвидацию, которая имеет место в случае признания судом

недействительной регистрации юридического лица.

Считаю, что наиболее эффективным способом прекращения субъекта

хозяйствования является добровольная ликвидация, поскольку он не

связан с судебными издержками(проводится без вмешательства суда),

экономится также время проведения процедуры.

Необходимо обратить внимание на то, что несмотря на жесткое

правовое регулирование процесса ликвидации в законодательстве, на

практике правоприменители сталкиваются с определенными трудностями(к

примеру, при выяснении вопроса о полномочиях ликвидационной комиссии

и так далее). Широко распространены случаи псевдоликвидации

юридических лиц. Ситуация такова, что учредители(участники) или

собственник юридического лица принимают решение о прекращении

деятельности субъекта хозяйствования, чтобы не иметь к нему больше

никакого отношения. Способов для достижения указанной цели существует

огромное множество, как законных, так и незаконных. Интересно, что в

популярной литературе указывается семь «законных» способов ликвидации

юридических лиц, однако наиболее распространенными являются только

четыре: ликвидация обычным путем, прописанным в законодательстве (такой

способ занимает 5-6 месяцев), «ликвидация» путем замены учредителей,

а также руководителя (занимает 1-2 недели), присоединение к другому

юридическому лицу (по существу, это реорганизация) и слияние с

другим юридическим лицом (тоже реорганизация).

Приведенные факты свидетельствуют о необходимости более четкой

регламентации института ликвидации юридического лица, так как

указанный процесс в значительной степени затрагивает интересы не

только кредиторов юридического лица, но и государства.

Список использованных источников.

Нормативные акты:

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря

1998г.//НРПА.-1998.-№ 218-З.-2/744.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994г.№ 51-

ФЗ(часть первая).

3. Закон Республики Беларусь «О предприятиях» от 14.12.1990г.//НРПА.-

2001.-№ 48.- 2/759.

4. Закон Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах с

ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной

ответственностью» от 9.12.1992г.//Ведомости Верховного Совета

Республики Беларусь. 1998. №2.

5. Закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных

организациях» от 17.12.1992г.//НРПА Республики Беларусь. 2002. №

123. 2/886.

6. Закон Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики

Беларусь и государственных внебюджетных фондах» от

4.06.1993г.//НРПА.- 2001.-№ 2/388.

7. Закон Республики Беларусь «Об общественных объединениях» от

4.10.1994г.//НРПА. 2003.№ 74. 2/962.

8. Закон Республики Беларусь «О политических партиях» от

5.10.1994г.//НРПА. 2001. № 2/444.

9. Закон Республики Беларусь «Об экономической

несостоятельности(банкротстве)» от 18.07.2000г.//НРПА. 2000. № 2/198.

10. Положение о государственной регистрации и ликвидации(прекращении

деятельности) субъектов хозяйствования, утв. Декретом Президента

Республики Беларусь от 16.03.1999г. № 11//НРПА . 2003. №127.1/5084.

11. Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах

экономической несостоятельности(банкротства)» от 12.11.2003г.//НРПА.

2003.№ 508.1/5085.

12. Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О нормативном

регулировании понятия «чистые активы» от 22.11.1999г. //НРПА.

1999.№ 1825. 5/2092.

13. Правила накопления накопления повременных платежей ликвидируемых

предприятий в связи с причинением увечья, иным повреждением

здоровья либо смертью работника при исполнении им своих

трудовых обязанностей, утв. Постановлением Совета Министров от

4.11.1992.//НРПА.1999. №664.8/5972

14. Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики

Беларусь «О порядке назначения хозяйственными судами

ликвидационных комиссий, управляющих, ликвидаторов и их

деятельности при ликвидации юридических лиц» от 22.06.2000

//НРПА.2000. № 9. 6/253.

15. Положение о порядке эмиссии, регистрации и размещении ценных

бумаг на территории Республики Беларусь, утв. Постановлением

Государственного комитета по ценным бумагам от

27.06.2000//НРПА.2000.№ 12.4/3887.

16. Правила открытия банками счетов клиентам, утв. Постановлением

Правления Национального банка от 28.09.2000//НРПА. 2000.№ 24.12.

8/4333.

17. Правила размещения банками Республики Беларусь денежных средств

в форме кредита, утв. Постановлением Правления Национального

банка от 24.05.2001//НРПА. 2001.№ 116. 8/6239.

18. Письмо Высшего Хозяйственного Суда РБ от 20.05.1997. №01-10/553.

19. Письмо Высшего Хозяйственного Суда РБ от 01.07.1999. №03-

24/1207.

20. Письмо Высшего Хозяйственного Суда РБ от 13.12.2000. №03-

24/2089.

21. Письмо Высшего Хозяйственного Суда РБ от 21.09.2001. №03-

25/1544.

22. Письмо Фонда социального страхования РФ от 30.11.1995. №05-454.

Литература:

23. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь : В 2

кн. Кн. 1//Отв. ред. В.Ф. Чигир.- Мн.: Амалфея, 1999.

24. Алешкин А., Томкович Р. Алгоритм юридических действий по

ликвидации юридического лица // Юрист. 2001.№ 2.

25. Ваулин В. Ликвидация коммерческой организации: некоторые вопросы

полномочий ликвидационных комиссий// Юрист. 2002. № 12.

26. Гражданское право: Учебник. В 2 ч. Ч.1/Под общ. ред. проф. В.Ф.

Чигира.- Мн.: Амалфея, 2000.- 976 с.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.