рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Ликвидация как способ прекращения юридического лица

При наличии указанных выше оснований представление о ликвидации

регистрирующему органу(а в отношении организаций с иностранными

инвестициями – заявление в хозяйственный суд) могут направлять органы:

Комитета государственного контроля; Государственного налогового

комитета; Государственного комитета финансовых расследований – и иные

уполномоченные органы(прокуратуры, внутренних дел, Министерства

статистики и анализа, Комитета государственной безопасности)[10].

Регистрирующий орган обязан согласовывать ликвидацию коммерческих

организаций, акции(доли) которой находятся в государственной

собственности, с республиканским органом государственного управления

или местным исполнительным и распорядительным органом, уполномоченным

управлять соответствующим государственным имуществом [10].

Примечательно, что российский законодатель несколько по-иному

регулирует вопросы ликвидации юридического лица. В частности, ГК РФ

в статье 61 четко определяет, что «юридическое лицо может быть

ликвидировано:

. по решению его учредителей(участников) либо органа юридического

лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том

числе в связи с истечением срока, на который создано

юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

. по решению суда в случае допущенных при его создании грубых

нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый

характер, либо осуществления деятельности, запрещенной законом,

либо с иными нарушениями закона или иных правовых актов, либо

при систематическом осуществлении общественной или религиозной

организацией(объединением), благотворительным или иным фондом

деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных

случаях, предусмотренных настоящим Кодексом» [2].

Таким образом, в российском законодательстве отсутствует возможность

ликвидации юридического лица по решению регистрирующего органа.

Сложно определить, какой из подходов – белорусский или русский -

более обоснован. Думаю, каждый из законодателей сделал свой выбор,

исходя из целого ряда причин. Дело в том, что в РФ дела о

ликвидации юридических лиц рассматриваются преимущественно

арбитражными судами. В РБ такие дела подсудны хозяйственным судам,

которые на сегодняшний день находятся в тяжелом положении ввиду

огромного количества дел, подлежащих рассмотрению. Поэтому, установив

возможность принятия решения о ликвидации юридического лица со

стороны регистрирующего органа, белорусский законодатель тем самым

снизил нагрузку на хозяйственные суды.

Следует отметить, что существуют некоторые особенности

ликвидации некоммерческих организаций, хотя в целом ликвидация данных

юридических лиц осуществляется по общим правилам, установленным

законодательством. Пункт 4 статьи 57 ГК гласит: «Юридическое лицо,

являясь коммерческой организацией либо действующее в форме

потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда,

ликвидируется также в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса

вследствие признания его экономически несостоятельным(банкротом)»[1].

То есть некоммерческая организация прекращает свою деятельность не

только по основаниям, изложенным в пункте 2 данной статьи, но для

этой категории участников гражданского оборота пункт 4

предусматривает дополнительное основание ликвидации. Кроме того, ряд

иных норм ГК также содержит дополнительные основания прекращения

данных юридических лиц, но уже конкретизируя непосредственно для

каждой отдельной организационно-правовой формы. Так, Кодекс указывает

на следующие формы некоммерческих юридических лиц: потребительские

кооперативы, общественные организации, религиозные организации,

благотворительные и иные фонды, учреждения, ассоциации и союзы(пункт

3 статьи 46 разрешает создание некоммерческой организации и в

других формах, предусмотренных законодательством, поэтому уже действуют

творческие союзы, товарищества собственников жилых помещений)[1].

Потребительские кооперативы ликвидируются по общим правилам о

ликвидации юридических лиц, указанных в статье 57 ГК, а также в

судебном порядке по требованию кредиторов(пункт 4 статьи 116)[1].

Общественные организации могут быть ликвидированы по решению их

высших органов и по решению суда за совершение объединением

действий, указанных в статье 3 Закона РБ «Об общественных

объединениях» от 04.10.1994 № 3254-XII (свержение или насильственное

изменение конституционного строя, нарушение целостности и безопасности

государства, пропаганда войны, насилия, разжигание национальной,

религиозной и расовой вражды, оказание отрицательного влияния на

физическое и психическое здоровье граждан), в случае повторного в

течение года совершения действий, за которые было вынесено

письменное предупреждение и если при регистрации общественного

объединения со стороны его учредителей были нарушены требования

упомянутого выше Закона «Об общественных объединениях» и иных актов

законодательства [7].

Политические партии, в соответствии со статьей 35 Закона РБ «О

политических партиях» от 05.10.1994 № 3266-XII, прекращают свою

деятельность по решению высших органов, а также по решению

Верховного Суда РБ за деятельность, имеющую целью изменение

конституционного строя, или за ведение пропаганды войны, национальной

розни, религиозной и расовой вражды или повторного в течение года

совершения действий, за которые было вынесено письменное

предупреждение. Кроме того, Верховный Суд вправе вынести решение о

ликвидации за нарушение законодательства о массовых мероприятиях в

случаях, прямо предусмотренных законодательными актами Республики

Беларусь [8].

Деятельность религиозных организаций может быть прекращена при

их ликвидации в соответствии с их собственными установлениями.

Решение о ликвидации подобных юридических лиц выносится судом в

случае повторного в течение года нарушения законодательства РБ,

осуществления деятельности, противоречащей уставу религиозной

организации, или направленной против суверенитета РБ, конституционного

строя и гражданского согласия, пропаганды войны, социальной,

национальной, религиозной, расовой вражды или розни, унижения

национальной чести и достоинства, осуществления деятельности,

сопряженной с нарушением прав, свобод и законных интересов граждан,

а также препятствующей исполнению гражданами их государственных,

общественных, семейных обязанностей или причиняющей вред их здоровью

и нравственности(статья 18 Закона РБ «О свободе совести и

религиозных организациях» от 17.12.1992 № 2054-XII) [5].

Фонд может быть ликвидирован только судом по заявлению

заинтересованных лиц по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи

119 ГК:

. если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей

и вероятность получения необходимого имущества невозможна;

. если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые

изменения целей фонда не могут быть произведены;

. в случае уклонения фонда в его деятельности от целей,

предусмотренных уставом;

. в иных случаях, предусмотренных законодательством [1].

Следует отметить, что в Республике Беларусь действуют

государственные внебюджетные фонды. Согласно статьи 37 Закона РБ «О

бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных

фондах» от 04.06.1993 № 2347-XII, эти фонды являются составной

частью государственных средств и представляют собой совокупность

финансовых ресурсов, используемых по целевому назначению. Именно

поэтому их ликвидация производится по решению Президента РБ в

установленном им порядке [6].

В нашем государстве действуют и бюджетные фонды, законодательство

о которых не согласуется с изложенными выше правилами статьи 119

ГК. Примером могут служить бюджетные фонды охраны природы в РБ. Их

деятельность регулируется Положением о порядке формирования и

использования средств бюджетных фондов охраны природы в РБ на 1998

г., утвержденным Постановлением Совета Министров РБ от 02.04.1998

№30.

Учреждение может быть ликвидировано по общим правилам ликвидации

юридических лиц, но оно не может быть объявлено банкротом,

поскольку субсидиарную ответственность по его обязательствам несет

собственник имущества учреждения. Это вытекает из анализа статьи 120

ГК [1].

Ликвидация ассоциаций и союзов также осуществляется по общим

правилам ликвидации юридических лиц, но ассоциация(союз) не может

быть признана банкротом, так как по ее обязательствам субсидиарную

ответственность несут ее члены (статья 123 ГК) [1].

Имеются особенности прекращения деятельности потребительских

союзов. Они ликвидируются по решению их высших органов с согласия

соответствующего исполнительного и распорядительного органа(в случае

ликвидации республиканского союза – с согласия Правительства РБ), а

также по основаниям, предусмотренным законодательством РБ(пункт 55

Положения о потребительской кооперации в Республике Беларусь,

утвержденного Декретом Президента РБ от 20.08.1999 № 32) [26].

Общим для всех случаев ликвидации независимо от оснований ее

проведения является создание ликвидационной комиссии, назначения

ликвидатора органом, принявшим решение о ликвидации юридического

лица. Фактически именно с этого момента и начинается непосредственно

указанный процесс, так как можно говорить о том, что создание

ликвидационной комиссии или назначение ликвидатора(суть идентичные

понятия) - это воплощенное, реализованное решение о ликвидации

юридического лица .

Глава 2.

Порядок ликвидации юридических лиц.

Ликвидация как способ прекращения юридического лица представляет

собой достаточно сложную процедуру, порядок проведения которой можно

представить следующей схемой. Исходя из статьи 59 ГК, этапами

ликвидации являются:

1. выявление кредиторов ликвидируемого юридического лица;

2. составление промежуточного ликвидационного баланса;

3. продажа имущества ликвидируемого юридического лица;

4. выплата денежных сумм кредиторам;

5. составление ликвидационного баланса.

Решение о ликвидации юридического лица может быть принято его

учредителями(участниками) либо его органом, уполномоченным на то

учредительными документами, а также судом и регистрирующим органом.

Те же субъекты, которые приняли решение о ликвидации, назначают

ликвидационную комиссию(ликвидатора) и устанавливают в соответствии с

законодательством порядок и сроки ликвидации.

Если подобное решение принимается учредителями(участниками)

юридического лица либо органом, уполномоченным на то учредительными

документами, оно находит свое отражение в протоколе заседания

коллегиального органа или органа, действующего на основе

единоначалия. В данном случае ликвидационная комиссия формируется

согласно их установлению. Предложения по персональному составу

ликвидационной комиссии, согласованные с соответствующими органами и

лицами, направляются(передаются) в хозяйственный суд сторонами по

делу или одной из них. При отсутствии предложений персонально по

представителям государственных органов хозяйственный суд вправе

указать в решении на необходимость включения представителей этих

органов в состав ликвидационной комиссии и обязать соответствующие

органы определить конкретных лиц для работы в ней [14].

При принятии решения о ликвидации хозяйственным судом именно суд

формирует ликвидационную комиссию. В Письме Высшего Хозяйственного

Суда РБ от 01.07.1999 № 03-24/1207 разъясняется, что осуществляя

образование ликвидационной комиссии, суды могут предварительно

обсуждать с заинтересованными сторонами ее оптимальный состав [19].

Согласно Постановлению Пленума ВХС РБ от 22.06.2000 № 9 «О порядке

назначения хозяйственными судами ликвидационных комиссий, управляющих,

ликвидаторов и их деятельности при ликвидации юридического лица», в

персональный состав ликвидационной комиссии могут входить

представители:

. органа, проводившего государственную регистрацию юридического

лица;

. налогового органа;

. таможенного органа;

. государственного контролирующего органа, если по результатам его

проверки выявлены основания для ликвидации юридического лица;

. органа социальной защиты населения;

. управлений по занятости комитетов по труду облисполкомов и

Минского городского исполкома или районных, городских,

региональных центров занятости;

. местной администрации;

. кредиторов;

. собственника, участников, учредителей юридического лица;

. органов и(или) трудового коллектива юридического лица, а также

руководитель юридического лица [14].

Включение в состав ликвидационной комиссии представителей местной

администрации или представителей иных органов, указанных в перечне,

является правом суда, рассматривающего дело, и каких-либо ограничений

по формированию состава ликвидационной комиссии действующим

законодательством не предусмотрено. В то же время, ВХС РБ обращает

внимание на то, что при назначении состава ликвидационной комиссии

хозяйственные суды должны исходить из конкретных обстоятельств дела

и учитывать иные задачи, возложенные на государственные органы

действующим законодательством [21]. Очевидно, именно поэтому ВХС

рекомендует не включать представителей Министерства иностранных дел

и иных министерств в состав ликвидационных комиссий [20]. Кроме

того, согласно статье 17 ХПК РБ, судебные акты, вступившие в законную

силу, в том числе и о включении представителей соответствующих

органов в ликвидационную комиссию, подлежат неукоснительному

исполнению на всей территории РБ. В случае, когда возникает

необходимость изменения состава ликвидационной комиссии(включение

дополнительных членов, их замена, исключение из состава и так

далее), они должны производиться тем же судом, который принял

решение о ее создании, а также надзорной инстанцией при условии,

что дело пересматривается в порядке надзора [14]. В каждой отдельной

ситуации заинтересованные органы вправе обратиться в суд, принявший

решение, с ходатайством о замене(исключении из комиссии) его

представителей [19].

Если решение о ликвидации принимается регистрирующим органом, то

последний в десятидневный срок создает ликвидационную комиссию,

назначает ее председателя или ликвидатора, а также устанавливает

порядок и сроки ликвидации в соответствии с законодательством(пункт

54 Положения о государственной регистрации и ликвидации(прекращении

деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом

Президента РБ №11). В состав ликвидационной комиссии, создаваемой

регистрирующим органом, могут входить один из учредителей(участников),

руководитель ликвидируемой коммерческой организации, представители

регистрирующего и уполномоченных органов. К работе комиссии на

договорных условиях могут привлекаться аудиторы, экономисты, юристы.

Члены ликвидационной комиссии назначаются решением регистрирующего

органа [10].

Статья 58 ГК устанавливает: «С момента назначения ликвидационной

комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами

юридического лица» [1]. С другой стороны, Положение о государственной

регистрации и ликвидации(прекращении деятельности) субъектов

хозяйствования, утвержденное Декретом Президента РБ № 11,

предусматривает, что с момента создания ликвидационной комиссии

полномочия руководителя переходят к этой комиссии, которая решает

все вопросы по ликвидации организации в пределах полномочий,

предоставленных законодательством [10]. Таким образом, возникает вопрос:

какова природа и объем полномочий, переходящих к ликвидационной

комиссии? Следует выяснить, полномочия комиссии – это полномочия

руководителя или полномочия по управлению делами юридического лица.

Вначале попытаемся разобраться, в чем суть понятия «управление

делами юридического лица».

Статья 68 ГК устанавливает, что управление деятельностью полного

товарищества осуществляется по общему согласию всех его участников.

Порядок управления и ведения дел коммандитного товарищества его

полными товарищами устанавливается в соответствии с законодательством

о полном товариществе. Основным принципом управления в хозяйственных

товариществах является сосредоточение всей полноты управления в

руках участников этих товариществ и единогласие при принятии

решения [1].

Что касается хозяйственных обществ( АО, ООО, ОДО), производственных

кооперативов, то законодательство определяет не только структуру

органов управления, но и исключительную компетенцию высшего органа

управления. Вопросы, составляющие исключительную компетенцию последнего,

не могут быть переданы для решения в другие органы управления.

В отношении унитарных предприятий(УП) ГК устанавливает следующее

правило: определяется орган УП – руководитель, назначаемый собственником

имущества либо уполномоченным собственником органом и ему

подотчетный. Компетенция руководителя строится по остаточному принципу

[1].

Как видим, во всех названных случаях законодатель, конструируя

модель управления деятельностью коммерческих организаций, не прибегает

к использованию термина «управление делами юридического лица», а

оперирует другими понятиями. Но статья 59 ГК содержит определенный

перечень действий, которые, полагаю, и являются «управлением делами»

ликвидируемой коммерческой организации.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.