рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Гражданско-правовое регулирование договора строительного подряда

Превалирование административных элементов в правовом режиме

капитального строительства повлекло за собой то, что содержание договора,

связывающего заказчика с подрядчиком, оказалось полностью подчиненным

обязательным для сторон нормативным и ненормативным актам. В результате

сфера действия договорного согласования была резко ограничена.

Подтверждением могли служить обязательные для сторон Типовой генеральный и

Типовой годовой договоры подряда, утвержденные Правительством СССР, а

позднее - соответствующим министерством (ведомством). Типовые договоры не

содержали ни одного условия, которое стороны должны были бы согласовать

между собой. Индивидуализация в этой форме отношений сторон сводилась к

заполнению граф, содержащих указание на то, кто и когда заключает

соответствующий договор, идет ли в нем речь о строительстве, расширении или

реконструкции, кто и когда утвердил технический проект и смету, а также

какова указанная в утвержденной смете стоимость работ. Приложением к

типовым договорам, о которых идет речь, служили Особые условия. Однако эти

последние не вполне соответствовали своему наименованию, поскольку их

содержание также предопределялось в значительной мере вышестоящими

органами.

Не удивительно что, принятый в 1964 г. Гражданский кодекс признал

подряд и подряд на капитальное строительство самостоятельными договорами.

При этом дифференциация правового регулирования подрядных отношений

оказалась столь резкой, что законодатель отказался от использованного им в

ряде других случаях приема-отсылки к родственным договорам (имеются в виду

содержавшиеся в этом Кодексе указания на субсидиарное применение норм о

купле-продаже к договору мены (ст. 255 ГК), имущественного найма - к

договору безвозмездного пользования имуществом (ст. 342 ГК), поручения - к

договору комиссии (ст. 149 ГК) и др.). Таких отсылок в главе 31 ГК 1964 г.

«Подряд на капитальное строительство» к главе «Подряд» не оказалось.

Отсутствовали отсылки к главе «Подряд» и в специальных актах об этом

договоре.

Различие между договорами подряда и подряда на капитальное

строительство выражалось в их субъектном составе (в первом сторонами могли

выступать любые участники гражданского оборота, а во втором - только

социалистические организации), в предмете (договор подряда опосредствовал

выполнение любых работ, а договор подряда на капитальное строительство -

лишь строго определенных), в содержании (в то время как в договоре подряда

речь шла о выполнении работ на свой риск, в договоре подряда на капитальное

строительство обязанность подрядчика состояла в том, чтобы построить и

сдать объект в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией;

кроме того, как уже отмечалось ранее, предполагалось возложение риска

случая на заказчика). Наконец, особое значение придавалось тому, что

договор подряда на капитальное строительство имел непременным основанием

обязательный для сторон плановый акт[12].

Основы гражданского законодательства 1991 г., возвратившись тем самым к

ГК 1922 г., признали договор подряда на капитальное строительство

разновидностью подрядного договора. Соответственно из определения договора

подряда на капитальное строительство была исключена ссылка на плановые его

основы, и одновременно предполагалось ограничение вмешательства государства

в установление взаимных прав и обязанностей сторон. При столь существенных

изменениях в правовом режиме обоих договоров отпала необходимость в

формировании договора строительного подряда как отдельной главы ГК. Все

сводилось к тому, что указанному договору была посвящена одна из статей

(ст. 95), помещенная в главу 12 «Подряд».

С учетом вступивших в действие Основ постановление Совета Министров -

Правительства РФ от 14 августа 1993 г.[13] предусмотрело, что Правила о

договорах подряда на капитальное строительство 1986 г. на территории

Российской Федерации не действуют.

На основании сделанного выше анализа, можно выделить основные признаки

обязательства по договору подряда:

1) подрядчик выполняет работу по заданию заказчика с целью

удовлетворения тех или иных индивидуальных запросов и требований заказчика;

2) подрядчик обязуется выполнить определенную работу, результатом

которой является создание новой вещи либо восстановление улучшение,

изменение уже существующей вещи;

3) вещь, созданная по договору подряда, принадлежит на праве

собственности подрядчику до момента принятия выполненной работы заказчиком;

4) подрядчик самостоятелен в выборе средств и способов достижения

обусловленного договором результата;

5) подрядчик обязуется выполнять работу за свой страх и риск, т.е. он

выполняет работу своим иждивением и может получить вознаграждение лишь в

том случае, если в ходе выполнения работы он достигает оговоренного

договором результата;

6) подрядчик выполняет работу за вознаграждение, право на получение

которого у него возникает по выполнению и сдаче, как правило, всей работы

заказчику, кроме случаев установленных законом или договором.

Таким образом, как указывает Законодатель, можно сделать вывод. Данный

вид договорных отношений, как договор строительного подряда, представляет

собой отношения между заказчиком и подрядчиком, в результате которых

подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию

заказчика определенный объект, либо выполнить иные строительные работы, а

заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения

работ, принять их результаты и уплатить обусловленную цену. Следовательно,

данный договор отличается от других, по мнению Брауде И.М., тем, что: во-

первых, результатом таких работ является, как правило создание нового

недвижимого имущества; во-вторых, одной из особенностей является то, что

отношения между сторонами могут продолжаться и после сдачи объекта в

эксплуатацию. С данными отличиями, по моему мнению следует согласиться, но

хотелось бы добавить, что в данном договоре также могут встречаться и

элементы других договоров, что говорит о предусмотрительности сторон. В

результате, стороны хотят уладить проблемные вопросы до их появления.

Далее, мне хотелось бы указать на суждение Варшанского К.М. который

считает, что с принятием нового ГК РФ, многие ранее принятые акты не могут

применяться теперь уже по той причине, что они вступили в противоречие с

действующим Кодексом. Законодатель не стал образовывать самостоятельный

договор строительного подряда, с выделением его в отдельной главе, а

включил его в группу договоров подряда. Данный автор считает, что данные

действия не приемлемы к данным правоотношениям, однако, по моему мнению,

Законодатель преследовал цель, как можно лучше урегулировать проблемные

вопросы, складывающиеся на практике. Тем самым, в некоторых случаях,

появилась возможность применять наряду со специальными нормами и общие

нормы подряда.

Глава 2. Элементы договора строительного подряда

§1. Стороны в договоре

Заключение договора строительного подряда составляет один из элементов

инвестиционной деятельности, участниками которой являются инвесторы - те,

кто осуществляют вложение собственных, заемных или привлеченных средств, в

форме инвестиций и одновременно обеспечивают их целевое использование.

Инвесторы могут сами, от своего имени, выступать в договоре строительного

подряда в качестве заказчиков. Возможны и такие варианты, при которых

заказчиками являются те, кого инвестор уполномочил в силу инвестиционного

договора. Инвесторам предоставляется возможность передавать по контракту

(договору) в установленном законом порядке принадлежащие им полномочия

гражданам, юридическим лицам, государственным и муниципальным органам.

В случаях, когда на стороне заказчика выступают несколько инвесторов

либо подрядчик и заказчик являются одновременно со- инвесторами по

отношению к предмету подрядного договора, возникает необходимость после

завершения строительства осуществить раздел результата работ, в частности

выстроенного здания. Здание как таковое является неделимой вещью, а значит,

между со- инвесторами могут быть распределены лишь идеальные доли.

Исключение составляют случаи, когда речь идет о жилом доме. Имеется в виду,

что в подобных случаях объектом права собственности могут стать отдельные

квартиры (ст. 289 ГК РФ) и даже достаточно обособленные части квартир (ст.

558 ГК РФ). По этой причине, например, при рассмотрении одного из дел

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ счел неправильным решение

нижестоящего суда о признании за застройщиком права собственности на жилую

площадь в натуре в размере определенного количества квадратных метров.

Сославшись на ст. 209 ГК, Президиум обратил внимание на то, что «право

собственности возникает только в отношении конкретного имущества,

обособленного от иных вещей этого же рода. Следовательно, суд не мог

признать право собственности на... кв.м. жилой площади, не определив ее

состав в натуре»[14].

В некоторых случаях чисто подрядные и инвестиционные отношения

сливаются в единый договор. Это имеет место при выступлении подрядчика и

заказчика одновременно в качестве со- инвесторов. Так, например, произошло

в договоре, заключенном производственно-коммерческой фирмой со строительной

организацией. В нем было предусмотрено, что стороны осуществляют

инвестирование в размере 50% каждая и, соответственно, выстроенное здание

должно быть разделено между ними поровну. Президиум Высшего Арбитражного

Суда РФ при рассмотрении дела указал на ошибочность решения нижестоящего

суда, который, во-первых, признал такой договор недействительным и, во-

вторых, считал невозможным для подрядчика осуществить самостоятельно, без

согласия заказчика распределение квартир в пределах своей доли[15].

Роль заказчика в договоре строительного подряда может исполнять любой

участник гражданского оборота. Специально выделены отношения, связанные с

выполнением подрядных работ, которые предназначены для удовлетворения

потребностей Российской Федерации или субъектов Федерации и финансируются

за счет средств их бюджета и внебюджетных источников (см. гл. 5 настоящей

книги), а также, как уже отмечалось, случаи, когда строительные работы

направлены на удовлетворение личных потребностей граждан (см. гл. 2

настоящей главы книги).

Возможность выступления в качестве заказчиков иностранцев составляет

часть общего установленного для них в стране правового режима. В

соответствии со ст. 5 ФЗ РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской

Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» отношения, которые

связаны с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных

вложений иностранными инвесторами на территории Российской Федерации,

регулируются международными договорами Российской Федерации, Гражданским

кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими

федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской

Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены

иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то

применяются правила международного договора. В то же время ФЗ РФ «Об

иностранных инвестициях в Российской Федерации»[16], закрепив национальный

режим таких инвестиций, соответственно указал на то, что правовой режим

деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от

инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим

деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли,

предоставленной российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми

федеральными законами.

Согласно Закону от 25 февраля 1999 г. инвесторами могут быть

физические и юридические лица, а также создаваемые на основе договора о

совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения

юридических лиц, государственные органы и органы местного самоуправления

(ст. 4). В этом же Законе идет речь и о возможности выступления в таком

качестве иностранных субъектов предпринимательской деятельности, а также

определен правовой статус заказчиков. В таком качестве могут выступать

уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые

осуществляют реализацию инвестиционных проектов. Специально предусмотрено,

что они не вмешиваются в предпринимательскую или иную деятельность других

субъектов инвестиционной деятельности, если только иное не предусмотрено

договором между ними. Заказчики могут быть инвесторами. Если же заказчик не

является инвестором, то на период и в пределах полномочий, которые

установлены договором с ним (государственным контрактом), он наделяется

правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями.

Определенное, предусмотренное Законом ограничение участия в договорах

строительного подряда подрядчиков - физических и юридических лиц,

заключивших договор строительного подряда в рамках осуществляемой ими

предпринимательской деятельности, выражается в необходимости иметь для

соответствующей строительной деятельности лицензию. В Законе от 8 августа

2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»[17] в это число

включено, в частности, строительство зданий и сооружений I и II уровня

ответственности в соответствии с государственным стандартом.

Договор строительного подряда с подрядчиком - предпринимателем, не

имеющим лицензии, - может быть по основаниям, указанным в ст. 173 ГК РФ,

оспорен самим подрядчиком, его учредителями (участниками) или

Государственным комитетом по строительству и жилищно-коммунальному

комплексу РФ как органом, осуществляющим контроль и надзор за деятельностью

строительных организаций. По этой причине Президиум Высшего Арбитражного

Суда РФ, имея явно в виду ст. 173 ГК, отверг среди возражений заказчика,

уклонившегося от оплаты работ, ссылку на отсутствие у подрядчика лицензии.

В своем обосновании он обратил внимание на то, что заказчик выполненные

работы принял[18].

Определяя предпосылки использования ст. 173 ГК РФ, следует иметь в виду

возможность оспаривания в таком случае сделки стороной, у которой

отсутствовала лицензия, лишь при условии, что ее контрагент, т.е. подрядчик

знал об этом или заведомо должен был знать.

Международный опыт подтверждает эффективность в определенных случаях,

при осуществлении главным образом строительства крупных объектов,

привлечения специально фигуры «инженера»[19]. Правовому положению

«инженера» («инженерной организации») посвящена теперь и составляющая одну

из новелл Кодекса ст. 749. Речь идет о том, что в соответствии с договором,

заключенным с заказчиком, при этом, как особо подчеркнуто, без участия

подрядчика, а значит, и не получая его согласия, «инженер» («инженерная

организация») осуществляет по поручению заказчика, наряду с фактическими,

также и определенные юридические действия, выступая в последнем случае от

имени заказчика.

Функции «инженера» («инженерной организации») могут закрепляться в

договоре строительного подряда главным образом для определения последствий

его действий для заказчиков. В тех случаях, когда речь идет о действиях

юридических, в качестве альтернативы специально выданной заказчиком

«инженеру» доверенности могут служить полномочия, закрепленные в самом

договоре строительного подряда, которыми заказчик наделен для выступления

от своего имени и которыми он наделяет «инженера» («инженерную

организацию»). Полномочия, о которых идет речь, включают надзор (контроль)

за строительством, дачу обязательных для подрядчика указаний от имени

заказчика и др.

В тех пределах, в каких во взаимоотношениях с подрядчиком «инженер»

(«инженерная фирма») выступает в качестве представителя, среди других

правил к отношениям сторон применяется и норма о возможности и значении

последующего одобрения заказчиком действий, совершенных «инженером»

(«инженерной фирмой») сверх имевшихся полномочий (п. 2 ст. 133 ГК РФ).

Заслуживает внимания содержащаяся в Международных условиях договора о

строительстве 1977 г. рекомендация выделять в договорах ситуации, при

которых требуется специальное одобрение заказчика[20].

Правовое руководство по составлению международных контрактов на

строительство промышленных объектов предусматривает и возможность

использования фигуры «инженера», функции которого ограничиваются одними

консультациями. Правда, само Правовое руководство все же осторожно

относится к оценке действий такого лица, справедливо обращая внимание на

то, что если «инженера» нанимает заказчик, то, естественно, подрядчик не

станет считать соответствующие его предложения беспристрастными.

Руководство по составлению договоров подряда на строительство в

Российской Федерации, о котором шла речь, предлагало еще ранее использовать

сходную с описанной конструкцию. Речь идет о возможности для заказчика

передавать право управления с его стороны исполнением договора подряда

другому юридическому или физическому лицу, которое специализируется на

соответствующих работах. Подобное доверенное лицо заказчика могло

действовать от его имени и представлять его интересы в течение всего

инвестиционного процесса. Специально оговаривалось и на этот случай, что

имущественную ответственность перед подрядчиком за неисполнение или

ненадлежащее исполнение обязательства по договору подряда в любом случае

несет заказчик[21].

Значение включения ст. 749 в ГК РФ состоит в том, что она, во-первых,

закрепляет за заказчиком право обращения к «инженеру» («инженерной фирме»),

во-вторых, конкретизирует сферу его (ее) деятельности (оказание услуг,

связанных с контролем и надзором за строительством), в-третьих,

предусматривает обязательное определение его (ее) полномочий в подрядном

договоре и, в-четвертых, устанавливает ответственность заказчика лишь за те

действия, которые совершены «инженером» («инженерной организацией») в

рамках указанных полномочий.

Составляющие содержание договора строительного подряда права и

обязанности подрядчика и заказчика охватывают самый широкий круг вопросов,

в том числе выходящих за рамки, определенные для собственно подряда вообще

и строительного подряда в частности.

Один из таких вопросов связан с материально-техническим обеспечением

строительства. В период существования системы планового хозяйства он

приобретал особое значение, поскольку речь шла, главным образом, о таких

материалах и оборудовании, которые централизованно распределялись

соответствующими государственными органами. А это означало, что непременным

условием заключения договора поставки материальных ресурсов служило наличие

выделенных фондов на строительные материалы (оборудование). Для того чтобы

устранить возникновение споров о том, на которой из сторон должна лежать

обязанность их доставить, соответствующий вопрос был в то время

урегулирован Правилами о договорах подряда на капитальное строительство и

другими актами, принятыми на правительственном уровне. В частности, Правила

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.