рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Договор подряда и его виды

предусмотренном сметой и отказаться от договора строительного подряда (п. 3

ст. 745 ГК РФ).

Заказчик имеет право осуществлять повседневный контроль и технический

надзор за соответствием объема и качества работ, выполненных подрядчиком,

смете и технической документации, за качеством и правильностью

использования подрядчиком материалов. Для заказчика имеет значение не

деятельность подрядчика, а ее результат. Поэтому п. 1 ст. 748 ГК РФ не

допускает вмешательства заказчика в оперативно-хозяйственную деятельность

подрядчика. При обнаружении отступлений от условий договора, способных

привести к ухудшению качества, а также иных недостатков работ заказчик

обязан немедленно известить подрядчика. Заказчик, не исполнивший этой

обязанности, лишается права ссылаться на обнаружение недостатков. Указания

заказчика, не представляющие вмешательства в оперативно-хозяйственную

деятельность подрядчика, должны исполняться при условии, что они не

противоречат условиям договора строительного подряда.

Предполагается, что подрядчик осуществляет работы по строительству на

надлежащем уровне качества. Поэтому подрядчик, выполнивший работы

ненадлежащим образом, не может ссылаться на то, что заказчик не осуществлял

контроль над их выполнением. Исключение составляют случаи, когда данная

обязанность возложена на заказчика законом (п. 4 ст. 748 ГК РФ). Надзор за

его деятельностью — право, но не обязанность заказчика.

Если законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке

предусмотрены обязательные требования к работе, выполняемой по договору

подряда, подрядчик, действующий в качестве предпринимателя, обязан

выполнять работу, соблюдая эти обязательные требования.

Договор строительного подряда предполагает активное взаимодействие

участвующих в нем сторон. Духом сотрудничества проникнуты и многие

конкретные правила закона, рассматривающие права и обязанности сторон.

Например, ст. 747 ГК РФ особо упоминает о возможности возложения на

заказчика ряда дополнительных обязанностей, способствующих выполнению

подрядчиком его собственных обязательств (передача подрядчику в пользование

необходимых для осуществления работ зданий и сооружении, обеспечение

транспортировки грузов в его адрес, временная подводка сетей

энергоснабжения, водо-, паропровода и т. п.).

Статьей 751 ГК РФ на подрядчика возложена обязанность соблюдать

требования закона по охране окружающей среды и по обеспечению безопасности

строительных работ. Ответственность перед лицами, которым в результате

строительных работ был нанесен вред, наступает в соответствии со ст. 1095

ГК РФ независимо от вины лица, выполнявшего работу. Он подлежит возмещению

даже при отсутствии договорных отношений между потерпевшим и причинителем

вреда. Подрядчик не имеет права использовать предоставленные заказчиком

материалы, выполнять данные им указания, если это может привести к

нарушению норм по охране природы или безопасности строительных работ.

Приемка выполненных работ осуществляется в порядке, установленном

законом и договором строительного подряда.

По завершении работ по строительству в целом или по этапам подрядчик

обязан сдать, а заказчик принять выполненные работы немедленно после

получения сообщения от подрядчика о готовности к сдаче.

Просрочка заказчика с приемкой объекта, во-первых, переносит на него

риск случайной гибели результата работ (п. 2 ст. 705 ГК РФ) и, во-вторых,

дает подрядчику право требовать возмещения понесенных убытков.

Сдача по частям может производиться только с согласия заказчика.

Приемка осуществляется заказчиком за свой счет, в приемке должны

принимать участие государственные органы и органы местного самоуправления.

Приемка работ должна сопровождаться освидетельствованием их в натуре,

установлением их соответствия договору, технической документации. В

случаях, предусмотренных законом и исходя из характера работ, приемке

предшествуют предварительные испытания (п. 5 ст. 753 ГК РФ). Приемка может

осуществляться только при положительном результате предварительных

испытаний.

Сдача-приемка объекта строительства оформляется специальным актом,

который подписывается обеими сторонами (п. 4 ст. 753 ГК РФ), а также

представителями уполномоченных государственных органов. Статья 753 ГК РФ

(п. 6) предоставляет заказчику право отказаться от приемки результатов

работ при обнаружении недостатков, исключающих возможность использования

объекта подряда для указанных в договоре целей. Отказ стороны от подписания

акта сдачи-приемки не исключает оформления сдачи объекта. Об этом в акте

делается особая пометка и акт подписывается другой стороной. Такой

односторонний акт сдачи или приемки результата работы имеет юридическую

силу до тех пор и постольку, пока и поскольку по иску другой стороны он не

признан судом недействительным. Решение суда зависит от того, признает ли

суд мотивы отказа от подписания акта обоснованными или нет.

Подрядчик, если иное не предусмотрено договором строительного подряда,

гарантирует достижение объектом строительства указанных в технической

документации показателей и возможность эксплуатации объекта в соответствии

с договором строительного подряда на протяжении гарантийного срока.

Установленный законом гарантийный срок может быть увеличен соглашением

сторон ( п.1 ст. 755 ГК РФ).

Подрядчик несет ответственность за недостатки (дефекты), обнаруженные в

пределах гарантийного срока, если не докажет, что они произошли вследствие

нормального износа объекта или его частей, неправильной его эксплуатации

или неправильности инструкций по его эксплуатации, разработанных самим

заказчиком или привлеченными им третьими лицами, ненадлежащего ремонта

объекта, произведенного самим заказчиком или привлеченными им третьими

лицами ( п.2 ст. 755 ГК РФ).

Течение гарантийного срока прерывается на все время, на протяжении

которого объект не мог эксплуатироваться вследствие недостатков, за которые

отвечает подрядчик ( п.3 ст. 755 ГК РФ).

При предъявлении требований, связанных с ненадлежащим качеством

результата работ, применяются правила, предусмотренные пунктами 1 - 5

статьи 724 ГК РФ. При этом предельный срок обнаружения недостатков, в

соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 724 ГК РФ, составляет пять лет.

подряд на выполнение проектных и изыскательских работ

По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ

подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика

разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские

работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат. В договоре на

проектирование подрядчиком выступает проектная организация, имеющая

лицензию на осуществление соответствующей проектно-сметной деятельности.

Указанный договор, как и договор строительного подряда, непосредственно

связан со сферой капитального строительства. Проведение изыскательских

работ и разработка технической документации предваряют начало строительства

любого объекта и являются его обязательными предпосылками.

Правовое регулирование договорных отношений данного вида осуществляется

как общими положениями о подряде, так и специальными нормами,

сосредоточенными в § 4 главы 37 ГК РФ. Последние отражают особенности

содержания договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ

и отчасти ответственности сторон за нарушение принятых обязательств. Во

всем остальном надлежит исходить из общих положений о подряде, а в ряде

случаев — из правил о договорах строительного подряда с учетом различий,

существующих между этими разновидностями подрядных обязательств. Принятие

специального закона о выполнении проектных и изыскательских работ ГК РФ не

предусматривается.

Предметом договора является выполнение проектировщиком (изыскателем)

проектных и (или) изыскательских работ, которые должны завершаться

составлением технической документации или представлением заказчику данных о

проведенных изысканиях. Договором может охватываться выполнение как того и

другого вида работ, так и лишь одного из них.

Изыскательские работы — это составная, причем начальная стадия

проектирования. Изыскания проводятся с целью технико-экономического

обоснования выбора района и конкретного места строительства, комплексного

изучения природных условий района, возможностей использования местных

строительных материалов, источников водоснабжения, транспортного сообщения,

прокладки коммуникаций и т.д., т.е. задачей изыскательских работ является

подготовка всех данных, которые необходимы для разработки технико-

экономического обоснования строительства и последующего составления

технической документации.

Этот договор характеризуется высокой степенью ответственности

подрядчика. Его ответственность не ограничивается только должным

составлением технической документации и выполнением изыскательских работ.

Подрядчик отвечает за недостатки технической документации и выполненных

работ в случае, когда они были обнаружены в ходе строительства,

эксплуатации объекта, созданного на основе такой документации (ст. 761 ГК

РФ). Ответственность подрядчика заключается в том, что он обязуется

переделать документацию и провести необходимые дополнительные

изыскательские работы безвозмездно. На него также возлагается обязанность

возместить заказчику убытки, если законом или договором подряда не

предусмотрено иное (п. 2 ст. 761 ГК РФ).

На заказчика возлагается обязанность передать подрядчику задание на

проектирование, исходные данные, необходимые для составления технической

документации. Такое задание может быть подготовлено подрядчиком по

поручению заказчика. В этом случае оно становится обязательным для сторон с

момента утверждения заказчиком (п. 1 ст. 759 ГК РФ). Кроме этого, ст. 762

ГК РФ возлагает на заказчика ряд обязанностей, в частности, уплатить

заказчику установленную цену, оказывать содействие подрядчику в выполнении

проектных работ и др.

На заказчика возложена обязанность участвовать в согласовании готовой

технической документации с соответствующими государственными органами и

органами местного самоуправления. В случае, если исходные данные были

изменены не по вине подрядчика, заказчик обязан возместить вызванные этим

дополнительные расходы. Заказчик обязан привлечь подрядчика к участию в

деле по иску, предъявленному заказчику третьими лицами, о недостатках

документации или изыскательских работ.

Оплата может осуществляться после завершения всех работ либо частями

после завершения отдельных ее этапов. Заказчик также обязан использовать

техническую документацию, полученную от подрядчика, только в целях,

определенных договором. Гражданский кодекс регулирует права сторон на

техническую документацию. Они могут использовать полученные данные для

себя, но не имеют права передавать документацию третьим лицам и разглашать

ее содержание без согласия контрагента.

Подрядные работы для государственных нужд

Подрядные работы для государственных нужд - это строительные, проектные,

изыскательские работы на основе государственного контракта, предназначенные

для удовлетворения потребностей Российской Федерации или субъекта

Российской Федерации и финансируемые за счет средств соответствующего

бюджета и внебюджетных источников.

По государственному контракту на выполнение подрядных работ для

государственных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные

и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного

и непроизводственного характера работы и передать их государственному

заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы

и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК РФ).

К подрядным работам для государственных нужд применяются нормы ГК РФ о

соответствующих видах подряда (строительного, на выполнение проектных или

изыскательских работ), а также «Основные положения порядка заключения и

исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство

объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации»1,

утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14

августа 1993 года № 812 (в ред. Постановления от 18 февраля 1998 года №

216). Гражданский кодекс предусматривает также принятие специального закона

о подрядах для государственных нужд, который пока не принят.

Предметом государственного контракта являются результаты строительных,

проектных, изыскательских и иных связанных со строительством и ремонтом

работ. При заключении контракта в нем конкретно определяются объем и виды

предстоящих работ при необходимости с их разбивкой по годам и иным

периодам.

Сторонами государственного контракта являются государственный заказчик и

подрядчик. Заказчиком может выступать государственный орган, обладающий

необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная правом

распоряжаться такими ресурсами. При передаче функций государственного

заказчика хозяйствующим субъектам в договорах с ними предусматриваются

обязательства по выполнению переданных им функций, эффективному

использованию выделенных средств, а также ответственность сторон за

нарушение обязательств. Государственные заказчики обеспечиваются

финансовыми ресурсами в объеме, установленном соответствующими бюджетами.

Подрядчиком по государственному контракту

может быть любое юридическое или физическое лицо, обладающее статусом

предпринимателя и имеющее необходимую лицензию на выполнение

соответствующего вида работ. К выполнению государственных контрактов

наравне с российскими предпринимателями привлекаются иностранные

организации. Выбор конкретного подрядчика производится на конкурсной основе

путем подрядных торгов.

Основания и порядок заключения государственного контракта определяются в

соответствии с положениями статей 527 и 528 ГК РФ (ст.765 ГК РФ).

__________________________________________

1 О порядке заключения государственных контрактов (договоров подряда)

на строительство объектов для федеральных государственных нужд //

Государственный комитет Российской Федерации по вопросам архитектуры и

строительства Письмо от 7 октября 1993 г. N 15-144.

Государственный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости

подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и

порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения

обязательств сторон (п.1 ст. 766 ГК РФ).

Цена выступает в качестве существенного условия государственного

контракта, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 766 ГК РФ в нем должны быть

конкретно оговорены стоимость предстоящей работы, а также размер и порядок

финансирования и оплаты работ. Стоимость работ по контракту определяется на

основе проведенного конкурса (подрядных торгов) в пределах исходных

условий.

В ходе работ их стоимость по договоренности сторон может быть уточнена в

связи с действием объективных обстоятельств. Выделение дополнительных

финансовых средств на увеличение стоимости работ производится

государственным заказчиком по согласованию с органом, выделившим эти

средства.

Государственный заказчик обычно выделяет подрядчику в установленном

порядке аванс, обеспечивает своевременное и непрерывное финансирование

работ. Размер, сроки перечисления аванса, порядок его погашения, а также

условия промежуточных расчетов за выполненные работы в пределах 95% их

стоимости устанавливаются при заключении контракта. Окончательный расчет

производится в 6-месячный срок после принятия объекта в эксплуатацию в

целом или его очереди (отдельных зданий и сооружений), если иной срок

расчетов не предусмотрен в контракте.

При уменьшении соответствующими государственными органами в установленном

порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования

подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо,

и другие условия выполнения работ. Подрядчик вправе требовать от

государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением

сроков выполнения работ (п.1 ст. 767 ГК РФ).

Большое значение в государственном контракте придается его сроку. В

контракте в обязательном порядке должны быть определены сроки начала и

окончания работ, а по желанию сторон — и другие сроки (сроки приемки

отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений; сроки передачи

материалов и оборудования и т. п.). При уменьшении соответствующими

государственными органами в установленном порядке средств соответствующего

бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны

согласовать новые сроки, а при необходимости — и другие условия выполнения

работ. Подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения

убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ (п. 1 ст. 767 ГК

РФ).

К числу существенных условий государственного контракта относится также

условие о способах, обеспечивающих исполнение сторонами их обязательств (п.

1 ст. 766 ГК РФ). Обязательства государственного заказчика по оплате

подрядных работ гарантируются Правительством РФ или органом управления

субъекта РФ в зависимости от того, за счет каких средств финансируются

соответствующие работы. Исполнение подрядчиком принятых обязательств могут

обеспечивать банковская гарантия, поручительство, неустойка; возможно и

сочетание этих средств.

Определенными особенностями обладает ответственность сторон за нарушение

принятых по государственному контракту обязательств. Во-первых, при

несоблюдении установленных контрактом сроков выполнения работ или их

отдельных этапов бюджетное финансирование и льготное государственное

кредитование их выполнения приостанавливается органом, выделившим

соответствующие средства. Решение о дальнейшей судьбе строительства

принимается в установленном порядке по предложению государственного

заказчика, согласованному с заинтересованными органами государственного

управления. Во-вторых, «Основными положениями» установлено, что в случае

нарушения сроков строительства подрядчик уплачивает штраф в размере одной

тысячной части договорной стоимости за каждый день просрочки до

фактического завершения строительства. Однако указанная ответственность

наступает лишь при виновном нарушении подрядчиком принятых обязательств.

Государственным контрактом могут быть предусмотрены и другие меры

имущественной ответственности, в том числе взыскание убытков в полном

размере сверх неустойки.

Условия контракта могут изменяться по различным причинам. Изменения

условий осуществляются по соглашению сторон, если иное не предусмотрено

законом. Однако п. 1 ст. 767 ГК РФ особо выделяется порядок изменения

контракта, вызванного уменьшением средств, выделенных на финансирование

подрядных работ. Уменьшение производится соответствующим государственным

органом в установленном порядке. При уменьшении средств стороны должны

согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения

работ. Подрядчику предоставлено право требовать от заказчика возмещения

убытков, вызванных изменением сроков выполнения работ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1) Гражданское право: В 2 томах, Том II. Полутом 1: Учебник // Отв.

ред. проф. Е.Л. Суханов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:

Издательство БЕК, 2000.

2) Гражданское право. Том II. Учебник. Издание второе, переработанное

и дополненное. // Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. — М.:

«ПБОЮЛ Л.В. Рожников», 2000.

3) Брагинский М.И. Договор подряда и подобные ему договоры. М.:

«Статус», 1999.

4) Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части

второй (постатейный) // Под ред. О.Н. Садикова. Изд. 3-е. М., 1998.

5) Курс трудового права. Том I. // Под ред. А.С. Пашкова, С.П.

Маврина. Е.Б. Хохлов. Спб., 1996.

6) Левшина Т.Л, Основы законодательства о защите прав потребителей

(курс лекций). М., 1994.

7) Пиляева В.В. Римское частное право: Учеб.пособие. – 3-е изд.

Дополненное. – М., 2001.

8) Российское гражданское право: Учебник // Под ред. 3.Г. Крыловой,

Э.П. Гаврилова. 2-е изд. - М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2001.

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

1) Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I. – 7-е изд. – М.:

«Ось-89», 2001.

2) Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть II. – 6-е изд. – М.:

«Ось-89», 2001.

3) Закон РФ «О защите прав потребителей» в ред. От 9 янв. 1996 // СЗ РФ.

1996. № 3. Ст. 140 с посл.изм. 1999 г.

4) О порядке заключения государственных контрактов (договоров подряда)

на строительство объектов для федеральных государственных нужд //

Государственный комитет Российской Федерации по вопросам архитектуры

и строительства Письмо от 7 октября 1993 г. N 15-144.

5) Положение о подрядных торгах в Российской Федерации // "Российские

вести", N 90, 13.05.93.

6) Постановление Правительства РФ № 10125 «Об утверждении Правил

бытового обслуживания населения в РФ» от 15 авг. 1997 г. //

"Российская газета" 28.08.1997.

7) Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в Российской

Федерации» от 17 ноября 1995 года N 169-ФЗ // "Российская газета",

29.11.95.

8) Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской

Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля

1999 г. N 39-ФЗ // "Российская газета", N 41-42, 04.03.99.

УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

ГК РФ — Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. I ГК РФ — часть I ГК

РФ принята Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации

21 октября 1994 г.; ч. II ГК РФ -часть II принята Государственной Думой

Федерального Собрания Российской Федерации 22 декабря 1995 г.; ч. III ГК РФ

– часть III принята Государственной Думой Федерального Собрания Российской

Федерации 1 ноября 2001 г.).

РФ — Российская Федерация.

СНиП — строительные нормы и правила.

ФЗ — Федеральный закон.

Дата сдачи: ____ марта 2002 г. Подпись:

______________.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.