рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Авторский договор: понятие и виды

изменен знак охраны авторского права, предоставленных их обладателем. Здесь

следует отметить, что авторы, правообладатели при составлении авторских

договоров заинтересованы в максимальном ограничении прав пользователей,

чтобы сохранить монополию правообладателя на экземпляры произведения,

выпущенные в оборот. и увеличить возможность привлечения нарушителей к

ответственности за незаконное использование произведений. Думается такая

позиция автора вполне оправдана, коль нет законодательно закрепленной

достаточной защиты, нельзя воспрепятствовать автору в защите своих прав. И

здесь, по мнению Р. Хаметова: “правильно поступают те правообладатели,

которые печатают текст лицензии на упаковке экземпляра произведения,

герметично обернутого прозрачной пленкой. Если покупатель, ознакомившись с

содержанием лицензии, не согласен с ее условиями, он может возвратить

нераскрытый пакет с экземпляром программы вместо приобретения и получить

обратно уплаченные деньги”[53]. Хотя, безусловно, это потребует

определенных материальных затрат на надлежащую упаковку распространяемых

экземпляров, а также на организацию регистрации пользователей.

Согласно материалам Международного форума “Технологии безопасности” и

“Второй всероссийской конференции по банковской безопасности”, прошедших в

Москве в январе 1996 года, компьютерные преступления представляют серьезную

опасность. А с повсеместной компьютеризацией эта проблема еще больше

усугубляется. Как отмечает Р. Хаметов, в последнее время стали появляться

электронные библиотеки и архивы, представляющие собой доступные из

локальных или общедоступных компьютерных сетей файлы, содержащие

произведения, выраженные в цифровом формате[54]. С точки зрения защиты от

необоснованного ущемления законных интересов авторов было бы правильным

внесение в Закон РФ “Об авторском праве и смежных правах” изменений,

запрещающих репродуцирование без согласия автора и выплаты вознаграждения

электронными библиотеками и архивами. Под термином репродуцирование

понимается факсимильное воспроизведение путем фотокопирования

(ксерокопирования) или с помощью других технических средств, иных, чем

издание.

В развитых странах интеллектуальная собственность охраняется и правом

копирования, и более жесткими нормами международного права, защищающим ее

от косвенного использования[55].

Приверженность новой России нормам и принципам международного права

наиболее последовательно и юридически весьма содержательно проявилась в

разработке и принятии текста ныне действующей Конституции РФ. Она

провозглашает (ч. 4 ст. 15), что общепризнанные принципы и международные

договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если

международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные

законом, то применяются правила международного договора. Эта комплексная

конституционная норма уже своим содержанием в максимальной степени

способствует “гармонизации” внутреннего российского законодательства и норм

международного права, что по мнению И. Близнеца, является одной из основных

целей деятельности Всемирной организации интеллектуальной

собственности[56].

Определяя существенные условия договора, законодательство исходит из

принципа свободы договора, в соответствии с которым, стороны могут

определить для себя и другие условия, если сочтут их таковыми.

Не ставя целью попрание, провозглашенного гражданским

законодательством принципа свободы договора, считаю, что целесообразно было

бы закрепить закрытый перечень существенных условий. Думается такая позиция

вполне оправданна, поскольку она явилась бы гарантом обеспечения прав и

интересов сторон.

И все-таки, несмотря на ряд нерешенных проблем в действующем

законодательстве, относительно договорных отношений, все это не умаляет

роли авторского договора. И прежде всего следует учитывать то влияние,

которое авторских договор оказывает на реализуемые отношения.

Поскольку авторский договор охватывает отношения по созданию и

использованию произведений литературы, науки, искусства, его воздействие

сказывается не только на поведении сторон по выполнению обязательств, но, в

первую очередь, на качестве самого предмета договора — произведениях

научного и художественного творчества.

Роль авторского договора проявляется также в том, что его стороны,

связанные обязательствами по созданию и использованию произведений

литературы, науки, искусства. стремятся к достижению единой цели: к выпуску

высококачественной печатной продукции, постановке актуальных кино- и

телефильмов различных жанров и т.д. С помощью таких произведений решается

задача удовлетворения культурных потребностей граждан, их нравственного и

эстетического воспитания, повышения культурного уровня. В то же время

воздаваемые на основе авторского договора произведения научного и

художественного творчества преумножают духовные ценности и обогащают

отечественную культуру.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении следует отметить следующее:

Авторский договор является важнейшим, хотя и не единственно возможным

способом передачи прав на использование творческого произведения;

Законодательство об авторском праве РФ в полном объёме защищает права

как автора произведения, так и лица использующего. Хотя можно сказать, что

права автора лишний раз “перестраховываются” Законом.

Авторские договора в целом похожи на иные виды договоров, но носят

более конкретный характер, и имеют более значительное количество

обязательных условий.

Таким образом, рассмотрев авторский договор, можно сделать следующие

выводы: положение авторского договора достаточно неплохо урегулировано в

законодательстве - это нашло отражение в законе, ряде международных актов,

специальных законов. Значение надлежащего урегулирования положения

авторского договора заключается в повышении творческой активности граждан.

Действующими нормативными актами установлены права авторов на

опубликование, воспроизведение и распространение произведений, их

неприкосновенность, на имя, на получение авторского вознаграждения и на

другие права, возникающие из авторских правоотношений. Обеспечение защиты

нарушенных либо оспариваемых прав или охраняемых законом интересов авторов

имеет большое значение в усилении дальнейшего стимулирования их творчества,

охране общественных интересов.

Авторский договор является разновидностью гражданско-правового

договора, он носит гражданско-правовой характер и является самостоятельным

в ряду других гражданско-правовых договоров. Авторский договор отличается

от других гражданско-правовых договоров классификационным многообразием -

существует очень много видов авторского договора.

Охрана авторских прав в последнее время приобретает все большее

значение. И авторский договор, закрепляя взаимные права и обязанности

сторон, является важным средством защиты, как прав автора или его

правопреемника, так и прав пользователя.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция РФ 1993 г.

2. Гражданский Кодекс часть 1 от 30.11.94

3. Гражданский Кодекс часть 2 от 26.01.96

4. Гражданский Кодекс часть 3 от 26.11.2001

5. Трудовой Кодекс от 30.12.2001

6. КоАП РФ от 13.06.96

7. УК РФ

8. Закон РФ “Об авторском праве и смежных правах” от 9.07.93 // Ведомости.

1993. № 32. Ст. 1242

9. Закон РФ “О внесении изменений и дополнений в закон об авторском праве и

смежных правах” от 19.07.95 // СЗ. 1995. № 30, ст. 2866

10. Закон РФ “О правовой охране программ для электронных вычислительных

машин и без данных” от 23.09.92 // Ведомости, 1992, № 42, ст. 2325

11. Указ Президента РФ “О государственной политики в области охраны

авторского права и смежных правах” от 7.10.93 г. № 1607 // САПП РФ,

1993, № 417, ст. 3920

12. Указ Президента РФ “О мерах по реализации прав авторов произведений,

исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за

воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или

звукозаписи произведения” от 5.12.98 г. № 1471 // СЗ, 1998, № 49, ст.

6016

13. Постановление Правительства РФ “О минимальных ставках авторского

вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и

искусства” от 21.03.94 г. № 218// САПП, 1994, № 13, ст. 994

14. Постановление Правительства РФ “О минимальных ставках вознаграждения

авторам кинематографических произведений. производство (съемка) которых

осуществлено до 3.08.92 г.” от 29.05.98 г. № 524 // СЗ, 1998, № 22

15. ГК РСФСР 1964 г.

16. УК РСФСР 1960г.

17. Закон РСФСР “Об авторском праве” // СУ РСФСР, 1928, № 132, ст. 861

18. Основы авторского права 1928 г. // СЗ СССР, 1928. № 27, ст. 246

19. Андреев С.Е. Договор: заключение, изменение, расторжение. М., Проспект,

1997, 376 с.

20. Антимонов Б.С. Авторское право. М., 1957, с. 59

21. Бакшинкас В.Ю. Договорные обязательства: теория и практика. М., 1997,

160 с.

22. Бем Х. Маркетинг и управление в книгоиздании. М., 1993, 176 с.

23. Близнец И. Применение в России международно-правовых способов защиты

интеллектуальной собственности // Российская юстиция, 1998, № 1, с. 20

24. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева. М., ИНФРА, 1998,

790 с.

25. Брагинский М.И. Гражданское право России. курс лекций. Ч. 1. Под ред.

Садикова О.Н. М., Юридическая литература, 1996, 303 с.

26. Брагинский М.Н., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. М.:

Издательство “Статут”, 1997, 682 с.

27. Ваксберг А.И. Некоторые вопросы советского авторского права //

Советское государство и право, 1954, № 8, с. 40

28. Веймарн А. Интеллектуальное пиратство: византийский подход //

Интеллектуальная собственность, 1998, № 3-4, с. 29

29. Веймарн А. Беспредел для умных и ученых // Интеллектуальная

собственность. 1998, № 5-6, с. 30

30. Васильева Е.А. Гражданское и торговое право капиталистических стран.

М., 1993, 560 с.

31. Витрянский В.В. Заключение договора // Комментарий ч. 1 ГК РФ для

предпринимателей. Под ред. Брагинского М.И. М., 1995, с. 346

32. Гаврилов Э.П. Комментарий к закону РФ “Об авторском праве и смежных

правах”. М., Спарк-Фонд. Правовая культура, 1996, 224 с.

33. Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательский договор. авторский гонорар.

М., Юридическая литература, 1988, 176 с.

34. Гражданское право. Учебник в 2-х т. Т. 2 / Под ред. Е.А. Суханова. М.:

БЕК, 1993, 432 с.

35. Грингольц И.А. Права автора сценического произведения в СССР. Автореф.

дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1953

36. Гулый К.К. Проблемы гражданско-правового регулирования редакционно-

издательского процесса. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Харьков,

1991, с. 5

37. Гульбин Ю. Защита авторского права // Российская юстиция. 1997, № 5. с.

45

38. Дюма Р. Литературная и художественная собственность. М., 1989, 336 с.

39. Завидов Б.Д. Отдельные проблемы ответственности сторон в возмездном

договоре // Юрист, 1998, № 10, с. 41.

40. Интеллектуальная собственность в 2-х книгах. Кн. 1 / Авторское право и

смежные права. М., Амалфея, 1997, 559 с.

41. Кабатов В.А. Советское авторское право на произведения изобразительного

искусства: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1954, с. 4.

42. Копылов В.А. Информационное право. М., Юрист, 197, 472 с.

43. Корчагин А.Д. Интеллектуальная собственность: Словарь-справочник. М.,

ИНФРА, 1995, 111 с.

44. Махагонова Н.В. О некоторых нерешенных проблемах законодательства оп

авторскому праву // Государство и право, 1996, № 1, с. 60

45. Махагонова Н.В. Авторский договор на телевидение: диалектика

становления и развития // Юридический мир. 1997, ноябрь, с. 6

46. Новицкий И.Б. Обязательство заключить договор. М., 1947.

47. Ойгензихт В.А. Воля и волеизъявление. Душанбе, 1983, С. 123

48. Потапова И.Е. Правовое регулирование перевода произведений науки,

литературы. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1981.

49. Пустозерова В.М. Комментарий ГК РФ ч. 1 для предпринимателей. М., 1997,

320 с.

50. Садиков О.Н. Гражданское право России. Ч. 1. М., 1996

51. Сборник договоров. М., “Проспект”, 1998, 560 с.

52. Сборник нормативных актов об авторском вознаграждении за издание

произведений науки, литературы и искусства. М., ВААП-ИНФОРМ, 1991, 344

с.

53. Симонов И. Авторские и смежные права в шоу-бизнесе / Интеллектуальная

собственность, 1998, № 2, с. 63

54. Сергеев А.П. Авторское право России. СПб, 1994, с. 123

55. Сергеев А.П. Гражданское право. Учебник. Ч. III. М., 1998, 562 с.

56. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в РФ. Учебник. М.,

Проспект, 1996, 704 с.

57. Справочник нормативных материалов для издательских работников. М.:

Книга, 1997, с. 295.

58. Тативосян В.П. Авторское право в вопросах и ответах. Самара, 1997, с.

71

59. Толстой Ю.К. Указ. сочинение

60. Трубников П.Я. Судебное разбирательство гражданских дел отдельных

категорий. М., Былина, 1996, 236 с.

61. Флейшиц Е.А. Личные права в гражданском праве СССР и капиталистических

странах. М., 1941, с. 164

62. Фокс Д.К., Роусон П. Издательский контракт: введение в авторское право.

М., 1993, с. 140.

63. Хаметов Р. Корпоративная борьба с нарушениями авторских и смежных прав

// Хозяйство и право, 1998, № 4, с. 98

64. Хаметов Р. Нарушения авторских прав библиотеками и архивами //

Российская юстиция, 1998, № 6, с. 53

65. Хорошавина Н. Теория и практика Российского пиратства //

Интеллектуальная собственность, 1996, № 7-8, с. 2

66. Цвайгерт К. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного

права. Т. 2. М., 1998, 512 с.

67. Цветкова Р. Эта песня, дружище, твоя и моя // Деньги, 1997, № 37, с. 44

68. Цыбуленко З.И. Гражданское право России. Ч. 1. М., Юрист, 1998, 464 с.

69. Чернышева С.А. Авторский договор в гражданском праве России. М., 1996,

104 с.

70. Чертков В.Л. Авторское вознаграждение // Советское государство и право,

1985, № 3

71. Яковлев В.Ф. Новое в договорном праве // Гражданское законодательство

РФ. М., 1994, с. 40

-----------------------

[1] См.: Новицкий И.Б. Обязательство заключить договор. М., 1947.

[2] См.: Советское гражданское право. Киев, 1977, ч.1.

[3] См.: Гавзе Ф.И. Обязательственное право. Минск, 1968, с. 17.

[4] См.: Гражданское право / Под ред. Сергеева А.П. СПб., 1996, с. 428.

[5] См.: Ойгензихт В.А. Воля и волеизъявление, Душанбе, 1983. С. 123.

[6] См.: Флейшиц Е.А. Личные права в гражданском праве СССР и

капиталистических странах. М., 1941. С. 164.

[7] См.: СЗ СССР 1928. № 27. Ст. 246.

[8] См.: Кабатов В.А. Советское авторское право на произведения

изобразительного искусства: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1954.

С. 4.

[9] См.: Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Авторское право. М., 1957. С. 59.

[10] См.: Ваксберг А.И. Некоторые вопросы советского авторского права //

Сов. государство и право 1954. № 8. С. 40.

[11] См.: Грингольц И.А. Права автора сценического произведения в СССР:

Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1953.

[12] См.: Бем Х., Хаард Г., Шульц Г., Вернер И. Маркетинг и управление в

книгоиздании. М., 1993. С. 127.

[13] См.: Гулый К.К. Проблемы гражданско-правового регулирования

редакционно-издательского процесса: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук.

Харьков, 1991. С. 5.

[14] См.: Положение о выпуске произведения за счет средств автора, п. 4

// Счет? Автору! Документы. Опыт. Комментаций. М., 1990. С. 11.

[15] См. Там же. п. 9.

[16] См.: Троценко И. Издательское дело: права и обязанности партнеров //

Хозяйство и право. 1985. № 11. С. 65.

[17] См.: Там же.

[18] См.: Троценко И. Книгоиздание: Хозрасчетные взаимоотношения

партнеров // Хоз-во и право. 1988. № 8. С. 60.

[19] См.: Чернышева С.А. Авторский договор в гражданском праве. М., 1996.

С. 33.

[20] См.: Яковлев В.Ф. Новое в договорном праве // Гражданское

законодательство РФ. М., 1994. С. 40-41.

[21] См.: Троценко И. Книгоиздание: Хозрасчетные взаимоотношения

партнеров // Хоз-во и право. 1988. № 8. С. 60.

[22] См.: Гражданское прав. Ч. 3 / Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К.

М., 1998. С. 85.

[23] См.: Клык Н.Л. Охрана интересов сторон п авторскому договору.

Красноярск, 1987. С. 18.

[24] См.: Ведомости РФ, 1992. № 42. Ст. 2325.

[25] См.: Гражданское право. Учебник. ч. III / Под ред. Сергеева А.П.,

Толстого Ю.К. М., Проспект, 1998. С. 87.

[26] См.: Гаврилов Э.П. Правовое регулирование авторского договора //

Правоведение, 1981. № 6.

[27] См.: Гражданское право. Учебник. ч. III /Под ред. Сергеева А.П.,

Толстого Ю.К. М., Проспект, 1998. С. 87.

[28] См.: Шершеневич Г.Ф. Учебник российского гражданского права. М.,

1905. С. 254.

[29] См.: Сергеев А.П. Авторское право России. СПб., 1994. С. 123.

[30] См.: Макагонова Н.В. Авторский договор на телевидении: диалектика

становления и развития // Юридический мир, 1997. ноябрь. С. 64.

[31] См.: Сергеев А.П. Авторское право России. СПб., 1994. С. 209.

[32] См.: Витрянский В.В. Заключение договора // Комментарий ч. 1 ГК РФ

для предпринимателей. Под ред. Брагинского М.И. М., 1995, С. 346.

[33] См.: Гаврилов Э.П. Комментарий к закону РФ об авторском праве и

смежных правах. М., Спарк-Фонд, 1996. С. 129.

[34] См.: Чертков В.Л. Авторское вознаграждение // Сов. государство и

право. 1985. № 3.

[35] См.: Махагонова Н.В. О некоторых проблемах законодательства по

авторскому праву // Государство и право. 1996. № 1. С. 60.

[36] См.: Там же.

[37] См.: Гаврилов Э.П. Комментарий к ЗоАП РФ. М., Спар-Фонд. 1996. С.

124.

[38] См.: Чернышева С.А. Авторский договор в гражданском праве России.

М., 1996. С. 44.

[39] См.: Там же.

[40] См.: Там же.

[41] См.: Там же. с. 45.

[42] См.: Гаврилов Э.П. Соавторство на произведения науки, литературы и

искусства// Сов. государство и право. 1982. № 10. С. 76.

[43] См.: Потапова И.Е. Правовое регулирование перевода произведений

науки, литературы ... Автореф. дисс. ... кнд. юрид. наук. М., 1981. С. 13.

[44] См.: СП РСФСР. 1975. № 8. Ст. 49.

[45] См.: Там же. 1989. № 5. Ст. 23.

[46] См.: Там же. С. 59.

[47] См.: Симонов И. Авторские и смежные права в шоу-бизнесе //

Интеллектуальная собственность. 1998. № 2. С. 63.

[48] См.: Чернышева С.А. Авторский договор в гражданском праве России.

М., 1996. С. 86.

[49] См.: Сергеев А.П. Гражданское право. ч. 3. М., 1998. С. 97.

[50] См.: Чернышева С.А. Авторский договор в Гражданском праве России.

М., 1996. С. 91.

[51] См.: СЗ, 1998. № 49. Ст. 6016.

[52] См.: Ведомости РФ, 1992. № 42. Ст. 2325.

[53] См.: Хаметов Р. Корпоративная борьба с нарушениями авторских и

смежных прав. Хозяйство и право. 1998. № 4. С. 98.

[54] См.: Хаметов Р. Нарушения авторских прав библиотеками и архивами.

Российская юстиция. 1998. № 6. С. 53.

[55] См.: Веймарн А. Интеллектуальное пиратство: византийский подход.

Интеллектуальная собственность. 1998. № 3-4. С. 29.

[56] См.: Близнец И. Применение в России международно-правовых способов

защиты интелектуальной собственности. Российская юстиция. 1998. № 1. С. 20.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.