рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Авторский договор: понятие и виды

иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности”

(ст. 26 ГК РФ).

Авторами (соавторами) могут быть российские, а также иностранные

граждане. Их отношения с организациями-пользователями возникают при

достижении соглашения по основным, существенным условиям договора. Возможны

ситуации, когда авторами произведения выступают двое или более лиц, в этом

случае все соавторы выступают стороной авторского договора. В силу ст. 10

ЗоАП отношения, складывающиеся внутри коллектива авторов, определяется

соглашениями. В нем отражаются вопросы, возникающие в период совместной

работы соавторов и имеющие для них конкретные правовые последствия. Речь

идет о порядке указания имен, об условиях распоряжения общей работой,

распределения гонорара и др. Такое соглашение может быть составлено в

письменном виде и подписано всеми соавторами. Какого-либо образца

соглашения законодательством не предусмотрено. Оно может быть составлено

любым способом, но не должно содержать положений. противоречащих закону.

Однако такое решение вопроса не всегда находит поддержку в

литературе. Так, Э.П. Гаврилов считает соглашение о соавторстве излишним,

поскольку это парализует любые притязания на соавторство[42]. Думается, что

такая позиция не совсем оправдана, поскольку законодатель не наделяет

данную норму императивным характером.

Стороной авторского договора могут быть переводчики и составители.

Хотя они не создают оригинальных произведений, а результат их труда носит

зависимый от оригинала характер, тем не менее они обозначаются в договоре

термином “автор”. Согласно ст. 12 ЗоАП, переводчик пользуется авторским

правом на созданное им произведение при условий соблюдения им прав автора

произведения, подвергшегося переводу или другой переработке. Аналогичное

правило действует в отношении составителей сборников и других составных

произведений (ст. 11 ЗоАП). Что касается правового положения переводчика

как стороны договора, то оно определяется ст. 7 ЗоАП, в которой перевод

произведения признается самостоятельным объектом авторского права, и ст. 12

ЗоАП, закрепляющий за переводчиком авторское право на выполненный перевод.

Следует отметить, что ни прежнее, ни ныне действующее

законодательство не предусматривают виды переводов. В постановлениях

Правительства России об авторском вознаграждении можно найти указание лишь

на отдельные их виды, тогда как в юридической литературе описывались

авторские, авторизированные, подстрочные, промежуточные переводы[43].

А согласно Инструкции по применению Постановления Совета Министров

РСФСР от 22.04.75 г. № 242 “О ставках авторского вознаграждения за

публичное исполнение произведений литературы и искусства”[44] “если

произведение создано автором на двух или нескольких языках без оговорки о

том, какой текст является оригинальным, а какой переводным, оно признается

оригинальным на каждом из этих языков”.

В Постановлении Совета Министров РСФСР “О ставках авторского

вознаграждения за издание произведений науки, литературы и искусства” от

19.12.88 г. № 532[45] названы авторские, подстрочные и промежуточные

переводы.

ЗоАП, п. 3 ст. 7 признает составителя сборника или иного составного

произведения субъектом авторского права, предоставляя ему определенные

права. В сборник могут входить рассказы, статьи и другие литературные

произведения. Составители в своей работе обращаются к произведениям,

являющимся предметом чьего-либо авторского права либо перешедшим в

общественное достоянием согласно ст. 28 ЗоАП.

Кроме составителя стороной в авторском договоре может выступать

литературный обработчик[46].

До отмены прежнего законодательства об авторском праве по сценарному

договору допускалось привлечение студией с согласия автора третьих лиц для

внесения поправок и доработки литературного сценария.

Одной из сторон авторского договора могут быть наследники умершего

автора. Однако объем их прав уже, чем у авторов. Как правило, по договору

автор гарантирует, что именно он действительный автор произведения, что оно

создано им лично (либо в соавторстве), а также что оно не нарушает прав и

интересов других авторов (правопреемников). Если же стороной договора

выступает наследник, то он гарантирует издателю, что только он единственный

наследник прав умершего, однако возможно существование нескольких

наследников. При этом свое право наследник должен подтвердить, предоставив

свидетельство о праве на наследство либо решение суда о признании

конкретного лица наследником авторских прав. В свидетельстве о праве на

наследство нотариус делает запись о том, что наследуемое имущество состоит

из авторского права. Если же наследников несколько. то в свидетельстве

указываются все наследники и наследственная доля каждого лица.

В подтверждение того, что умерший был автором, достаточно предъявить

нотариусу, например, любое изданное произведение автора либо справку из

издательства, редакции журнала, где произведения печатались[47].

Другой стороной авторского договора выступает организация-

пользователь: издательство, театр, киностудия и т.д. Которые в соответствии

со ст. 48 ГК РФ являются юридическими лицами.

Наиболее распространенным является авторский договор, по которому

одной из сторон является издательство.

Объем правомочий издательства как стороны договора определяется

согласованными с автором условиями. Как и автор, издательство обязано

надлежаще выполнять взятые им на себя обязательства.

Стороны авторского договора определяются при его заключении, так как

каждая из них должна выразить свое волеизъявление. Однако субъективный

состав авторского договора в отдельных случаях может изменяться. П. 4

ст. 31 ЗоАП закрепляет правило, согласно которому замена на стороне

организации возможна, когда приобретенные по договору права и обязанности

полностью или частично передаются другим организациям.

Основаниями для замены автора как стороны договора могут быть смерть,

длительная болезнь или командировка.

До недавнего времени авторские договоры содержали особые условия,

согласно которым автор передавал издательству свои правомочия по

использованию произведения за рубежом, если эти правомочия не были переданы

ранее другой организации. При заключении договора автор обязан был

поставить в известность организацию.

Это ограничение существовало постольку, поскольку автор не мог

распоряжаться своим произведением. Монополия государства на экспорт и

импорт авторских прав лишала создателя произведения возможности самому

вступать в договорные отношения с зарубежными организациями. Принятое

Советом Министров СССР Постановление “О мерах по демонополизации в области

экспорта и импорта авторских прав” № 1095 от 26.10.90 г. обеспечило авторам

свободу выбора: самостоятельно строить договорные отношения с зарубежными

партнерами или с помощью посредников, на стороне которых могут выступать

организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе,

российские издательства, театры и другие организации.

4.2. Основания, порядок и последствия изменения

условий авторского договора

Возможность изменять условия договора является важным правомочием,

принадлежащим сторонам. Это правомочие обусловлено правом лиц, участвующих

в договоре, на свободу договора (ст.ст. 1; 421 ГК РФ), реализуя которое

стороны вправе как заключать договоры, так и изменять их.

Однако для обеспечения стабильности гражданского оборота важно

защитить каждую из сторон от произвольного изменения договора другой

стороной. В связи с этим общие условия и порядок изменения договора

регламентируется законом, оставляя в соответствии с общим принципом

гражданского права о диспозитивности правового регулирования гражданского

оборота решение ряда вопросов на усмотрение сторон.

Регулированию данного вопроса посвящена гл. 29 ГК РФ.

Следует отметить, что ГК РСФСР основаниями для изменения условий

договора считал: основания, предусмотренные законом, соглашением сторон или

решением суда (ст. 233).

А ст. 450 ГК РФ гласит: “изменение ... договора возможно по

соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими

законами или договором”. В основе изменения договора по соглашению сторон

находится совместное волеизъявление его участников, соответствующее воле

каждого из них и направленное на изменение договора на согласованных между

ними условиях.

Изменить договор, если соглашение об этом не достигнуто, можно по

требованию заинтересованной стороны, причем только в судебном порядке и

лишь при наличии определенных оснований. В соответствии с п. 2 ст. 450 ГК

РФ, суд вправе принять такое решение об изменении условий договора только:

“1) при существенном нарушении договора другой стороной”, признавая

существенным “нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой

стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что

была вправе рассчитывать при заключении договора”; “2) в иных случаях,

предусмотренных Кодексом, другими законами или договором”.

Помимо вышеизложенного, в качестве основания изменения договора

ст. 451 ГК РФ называет существенное изменение обстоятельств. Целью данной

статьи является общее урегулирование отношений сторон договора, когда

существенное изменение обстоятельств приводит к значительно большей

обременительности исполнения, но не вызывает полную или частичную

невозможность исполнения договорных обязательств.

Само по себе существенное изменение обстоятельств не служит

основанием для изменения договора, если им предусмотрено или из него

вытекает иное.

Следует учитывать, что изменение условий не прекращает договора, а

вносит в его содержание новые элементы. Изменение условий фиксируется в

дополнительном соглашении, которое, по существу, меняет некоторые условия

ранее заключенного договора. Процедура оформления дополнительного

соглашения такая же, как и при заключении договора (ст. 452 ГК РФ). Только

в случае надлежащего оформления, дополнительное соглашение становится

неотъемлемой составной частью договора. Оно может касаться продления срока

представления произведения организации, уточнения объема произведения,

изменения его жанра, ставки вознаграждения[48].

Ст. 453 ГК РФ определяет в качестве последствий изменения договора

следующее: “1) ... обязательств сторон сохраняются в измененном виде;

2) обязательства считаются измененными с момента заключения соглашения

сторон об изменении ... договора ..., а при изменении договора в судебном

порядке — с момента вступления в законную силу решения суда”.

4.3. Основания, порядок и последствия прекращения договора

Авторские договоры могут прекращаться по разным основаниям. Одни из

них наступают независимо от воли сторон, другие, напротив, предполагают

проявления воли сторон, каждая из которых пользуется предоставленным ей

правом.

Следует отметить, что ЗоАП не содержит никаких норм о прекращении

авторских договоров, поэтому этот вопрос регламентируется в основном главой

29 ГК РФ “Изменение и расторжение договора”.

Наиболее частным основанием для прекращения действия авторских

договоров является истечение срока их действия. Поскольку чаще всего за

этот период стороны исполняют свои обязанности по договору, то это является

самостоятельным основанием прекращения договора. Однако как отмечает

А.П. Сергеев “стороны своим дополнительным соглашением могут продлить срок

действия договора, но если автор против этого возражает, договор

прекращается”[49].

В качестве основания прекращения договора может выступать

невозможность его исполнения. А это возможно по причине смерти автора;

соблюдение государственной тайны, за нарушение которой в соответствии со

ст. 283 УК РФ “Разглашение государственной тайны”, предусмотрена уголовная

ответственность; ликвидация юридического лица и т.д.

Необходимо отметить, что смерть автора влечет различные последствия.

Так, договор литературного, художественного, сценарного заказа

прекращается, так как обязательства создать произведение в будущем носят

личный характер и не могут быть переданы другим лицам. Договор на готовое

произведение может быть прекращен в связи со смертью автора только при

отсутствии наследников. В этом случае вступает в действие ст. 29 ЗоАП, в

соответствии с которой при отсутствии наследников автора защиту прав

последнего осуществляет специально уполномоченный орган РФ.

Как уже было отмечено, авторский договор прекращает свое действие в

случае ликвидации организации, в этом случае взаимные претензии сторон (по

возврату выплаченного автору аванса и т.д.) принимаются в определенные

сроки.

Прекращение авторского договора возможно путем его расторжения по

инициативе сторон. Однако ни прежнее законодательство, ни ныне действующее

не содержат указаний на этот счет. хотя вопрос о праве расторгнуть договор

является существенным для сторон. “Свобода” договора, видимо, говорит сама

за себя, позволяя сторонам самим решать и этот вопрос. Думается, что

расторжение договор должно быть связано с поведением сторон. Существенное

нарушение условий договора, связанное с невыполнением или ненадлежащим

выполнением условий договора, является основанием для его расторжения. Так,

например, отклонение произведения по непригодности, отказ автора от

доработки представленного произведения, нарушение выполнения других

обязательств по договору приводит к его расторжению.

Так, согласно ст. 31 ЗоАП: “при отсутствии в авторском договоре

условия о сроке, на который передается право, договор может быть расторгнут

автором по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользователь

будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения

договора”.

Определяя момент, с которого следует считать договор прекращенным, по

общему правилу следует руководствоваться нормой, закрепленной в ст. 453 ГК

РФ, согласно которой “обязательства считаются прекращенными с момента

заключения соглашения сторон о расторжении договора ..., а при расторжении

договора в судебном порядке — с момента вступления в законную силу решения

суда о расторжении договора”.

Глава 5. Защита прав автора

Ч. 1 ст. 48 ЗоАП предусматривает гражданскую. уголовную и

административную ответственность за нарушение авторских прав.

Обращаясь к ранее действовавшему уголовному законодательству, можно

отметить. что в нем определенное место отводилось защите авторских прав.

Нарушение авторских прав связывалось с выпуском под своим именем чужого

научного, литературного, музыкального художественного произведения или с

иным присвоением авторства на такое произведение; с незаконным

воспроизведением или распространением такого произведения; с принуждением к

соавторству[50]. Данное положение содержала ст. 141 УК РСФСР 1960 г.,

которая по сравнению со ст. 177 УК РСФСР 1926 г. с аналогичным составом

преступления предусматривала более суровое наказание за нарушение авторских

прав. Так, к примеру, если по УК РСФСР 1926 г. самовольное использование

литературных, музыкальных, художественных и научных произведений

наказывалось исправительно-трудовыми работами на срок до трех месяцев или

штрафом, то УК РСФСР 1960 г. предусматривал наказание в виде лишения

свободы на срок до одного года или штрафа. УК РФ, принятый 24.05.96 г.

продолжает линию на пресечение действий. направленных против автора и

результатов его труда. Так, согласно ст. 146 УК РФ предусмотрены различные

наказания за незаконное использование объектов авторского права или смежных

прав, а равно присвоение авторства, если эти деяния причинили крупный

ущерб.

В отличие от уголовно-правового способа защиты авторских прав,

предусматривающего осуждение и наказание правонарушителя, гражданско-

правовой способ позволяет достичь восстановления нарушенных прав. Однако,

если прежнее законодательство — ГК РСФСР 1964 г. — содержало перечень

нарушений личных неимущественных и имущественных прав авторов, то ЗоАП

отказался от конкретизации нарушений прав авторов. И все же ст. 48 ЗоАП

выделяет один из видов нарушения авторских прав: контрафакцию,

представляющую собой самовольное и противозаконное изготовление и вольное и

противозаконное изготовление и распространение чужого произведения.

Контрафактными признаются экземпляры охраняемых в РФ произведений и

фонограмм, импортируемые без согласия обладателей авторских и смежных прав

в РФ из государства, в котором эти произведения и фонограммы никогда не

охранялись или перестали охраняться. И все же, как показывает практика,

российское авторское законодательство, а в частности, норма закрепленная в

ст. 48, несовершенно, гарантии правомерного использования интеллектуальной

собственности в России, в особенности прав иностранных авторов отсутствуют,

а коль нет гарантий — не будет и инвестиций.

Пытаясь решить возникшую проблему, 5.12.98 г. был принят Указ

Президента РФ № 1471 “О мерах по реализации прав авторов произведений,

исполнителей и производителей на вознаграждение за воспроизведение в личных

целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения”[51]. В

Указе речь, прежде всего, идет о защите прав авторов, ввозимых на

территорию Российской Федерации произведений, оставляя таким образом в

стороне защиту прав отечественных авторов. И хотя законодательно закреплен

порядок защиты автора программы ЭВМ, этого тем не менее недостаточно.

Так, в соответствии с Законом РФ “О правовой охране программ для

электронных вычислительных машин и баз данных” от 23.09.92 г.[52], в

гражданско-правовом порядке автор программы ЭВМ при нарушении своих прав

вправе требовать: признания прав; восстановления положения, существовавшего

до нарушения прав, а также ликвидацию угрозы нарушения прав, возмещения

причиненных убытков. в размер которых включаются суммы неправомерно

полученных нарушителем доходов; выплаты нарушителем компенсации в размере

от 5.000-кратного до 50.000-кратного законодательно установленного размера

минимальной месячной заработной платы. Кроме того, автор может требовать

компенсации от нарушителя его прав за понесенный моральный ущерб.

Говоря об административно-правовом порядке защиты прав авторов, то в

соответствии со ст. 1504 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях,

ответственность предусмотрена за незаконное использование в коммерческих

целях экземпляров произведения: если они являются контрафактными

(изготовленными или используемыми с нарушением авторского права); если на

экземплярах произведений указана ложная информация об их изготовителях и о

местах производства, а также иная информация, которая может ввести в

заблуждение потребителей, если на экземплярах произведений уничтожен либо

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.