рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Золотое и серебряное наследие России

образуют непрерывный узор. Однако и здесь художник ввел любимый им мотив

-связки плодов.

Очень интересен потир 1759 года, украшенный по гравировке прозрачной эмалью

бирюзового и сиреневого цвета. Клейм на потире нет, но в тонкой гравировке

барочных картушей и фигур, в изысканном сочетании тонов эмалей, общем

композиционном построении виден высокий профессиональный уровень автора.

Судя по всему, потир был сделан в Москве. Великолепным чеканщиком был

Алексей Полозов. Выполненное им в 1762 году подносное блюдо отмечено

чертами высочайшего профессионализма - свободным владением пластикой

рельефа и многообразием его фактурной проработки. А. Полозовым было сделано

несколько подобных блюд, использовавшихся для украшения дворцовых залов.

Среди серебряников Москвы следует отметить Федора Петрова.

Сохранилось довольно много посуды с его клеймом.

Старейшим русским художественным центром был Великий Устюг.

Сохранилось довольно много устюжских табакерок.

[pic]

Оклад евангелия 1789. Деталь

Табакерка работы П. Торлова имеет сложную форму, характерную для стиля

рококо, и украшена изображениями «галантных» сцен. Фон на крышке

-двуплановой разработки. В начале XIX века техника черни в Великом Устюге,

как и в других городах, начинает упрощаться. Мастера все чаще отказываются

от проработки фона, предпочитая гладкую черновую гравюру. Так декорирован

стакан работы И. Жилина - мастера из династии знаменитых серебряников.

Крупным центром серебряного дела во второй половине XVIII века был

Тобольск - столица Сибирской губернии, ее культурный центр. Известны

черневые изделия тобольской работы. Многие из них были сделаны по заказу

губернатора Д. И. Чичерина. На этих предметах либо изображен герб Чичерина,

либо его монограмма. Вероятно, по заказу Чичерина была сделана любопытная

табакерка, на крышке и дне которой - карта Сибири, где особо отмечены

«вновь сысканные Алеутские острова». На стенках табакерки - изображения

представителей сибирских народностей. Подобные изображения можно видеть и

на тобольских чарках оригинальной формы - половинки плода с веточкой. К

числу созданных ими шедевров принадлежат предметы из сервиза Д. Чичерина,

хранящиеся в нескольких музеях нашей страны. Чеканная коробка с

«галантной» сценой на крышке и шкатулка в виде плетеного цибика для

перевозки чая раскрывают новые грани таланта этих мастеров, нашедших

своеобразное художественное решение бытовых изделий. Работа выдающегося

серебряника с инициалами DES водосвятная чаша с необычным для изделий этого

рода декором - чеканными тюльпанами и ручками в виде сирен -привлекает

внимание также и высокопрофессиональной техникой его исполнения в различных

приемах: чеканке, литье, гравировке. Этот мастер тонко чувствовал красоту

четких рельефных линий, с помощью которых ему удалось создать оригинальный

декор подсвечников, сделанных в 1785 году. Среди провинциальных мастеров

нельзя не выделить ярославского серебряника Афанасия Корытова

-великолепного чеканщика, стоящего в одном ряду с москвичами Я.

Масленниковым и А. Полозовым. Его произведение - ажурный венец с иконы -

сложное и вместе с тем изящное по рисунку, тщательно про-работано. Искусным

серебряником был Максим Золотарев из Калуги. Сделанный им стакан с

рокайльным рисунком отмечен чертами высокого профессионального мастерства.

По-своему интересны изделия серебряников Казани, Костромы, Новгорода. Их

работы - чарки, стаканы, как и подобные изделия столичных мастеров, были

всего лишь предметами обихода и не претендовали на уникальность. Чаще они

привлекают внимание непосредственностью художественного решения и

безыскусностью декора, в котором проглядывают черты стиля своего времени,

особенности его местной интерпретации или подражание московским образцам.

Только по клейму можно распознать костромскую табакерку с черневым узором в

стиле классицизма, не отличающуюся от московских ни декором, ни уровнем

мастерства.

[pic]

Оклад евангелия. 1794 Фрагмент

Петербургские серебряники нередко обращаютсяя к стилю классицизм.

Иногда классические мотивы узора сочетаются у них с элементами рокайля .По-

видимому, все определялось не столько трудностями овладения новым стилем,

сколько вкусами заказчиков, характерными для Москвы и провинции, так как

одни и те же мастера в этот период создают произведения и в «чистом»

классицизме, порой вольно интерпретируя его, и в стиле рококо. Примером

тому может служить творчество Я. Масленникова 1780-1790-х годов. Наряду со

строгими изделиями в стиле классицизма им были созданы произведения,

удивляющие орнаментальной щедростью. В их числе -глубокое блюдо с

изображением Богоматери Знамение, выполненном в высоком рельефе, с

растительным орнаментом и характерным для классицизма «жемчужником» -

чеканными бусинами6. Одним из выдающихся мастеров последней четверти XVIII-

первых десятилетий XIX века был Алексей Ратков, прекрасно владевший

чеканкой, литьем ,гравировкой, чернью, хорошо чувствовавший пропорции в

общей композиции и деталях, обладавший даром скульптора. Блюдо 1780 года

было сделано А. Ратковым по официальному заказу для подарка Екатерине II.

Декор блюда насыщен разнообразными орнаментальными мотивами, типичными для

классицизма, черневые изображения выполнены в присущей А. Раткову графичной

манере. В окладе евангелия 1795 года привлекает моделировка лиц святых,

пластичность и живость их поз. Высокий профессиональный уровень и чувство

стиля отличают и созданный им в 1795 году призовой кубок.

Таким же талантливым мастером-универсалом был Семен Кузов. Созданный им в

1797 году дискос -образец строгого классицизма. Дискос украшен великолепно

проработанной гравированной композицией, литыми деталями, чеканным узором и

эмалевыми накладками с живописью в серо-коричневых тонах на голубом фоне

(гризайль). Вряд ли сам С. Кузов выполнил эмалевые миниатюры. Обычно

эмалевые накладки выполнялись другими художниками. Однако необычность формы

этих пластин, имеющих вид вогнутой трапеции, и соразмерность всех деталей

дискоса свидетельствуют о тщательной разработке автором общего

художественного замысла произведения. С. Кузов известен и как замечательный

мастер черневого дела.

Во второй половине XVIII века московские мастера в отличие от серебряников

ряда провинциальных городов, где создавали интересные черневые произведения

в стиле рококо, с успехом использовали черневую гравюру в классицистическом

декоре самых разнообразных изделий.

К числу уникальных черневых произведений принадлежит оклад еван гелия 1794

года.

[pic]

Кувшин. 1827. Деталь

Отказавшись от обычного приема декорировки окладов, когда использовались

лишь небольшие накладки с черневыми изображениями, мастера создали сложные

черневые гравюры на больших серебряных листах, объединив в целые композиции

различные сюжетные изображения и орнаментальные мотивы. Можно упрекнуть

авторов в недостаточно умелом гравированном рисунке, но их творческий

замысел и техническое мастерство восхищают зрителя. К сожалению,

сохранилось крайне мало сканых произведений XVIII века. К концу столетия

серебряники чаще обращались к этому приему, одевая в сканые сорочки бытовые

и культовые изделия. Так украшен потир 1799 года работы Тимофея Силуянова.

На кадиле кружевной геометрически четкий узор скани, обогащенной зернью,

выделяется на позолоченном гладком фоне. Оклад книги «Апостол и евангелие»

декорирован сложным сканым узором с накладными цветами и листьями. Реже

мастера создавали вещи целиком из филиграни.

В первой трети XIX века классицизм в России вступает в свою завершающую

стадию, на формирование которой оказал большое влияние стиль ампир.

Произведения в стиле позднего, или высокого, классицизма декорированы

изображениями лебедей, амуров, персонажей античной мифологии, в

растительном орнаменте преобладают стилизованные листья аканта. В

художественном решении бытовых изделий, особенно посуды, заметное внимание

уделяется механическим способам декорировки -штампу, вальцовке,

удешевлявшим производство. Повышается интерес к художественному литью,

которое в это время нередко выступает на первый план среди прочих

технических приемов.

2.3 Русские серебряные изделия середины XIX – начала XX века.

Со второй половины XIX века в Петербурге и Москве одна за другой

появляются фабрики и фирмы, исполняющие многочисленные серебряные

туалетные, столовые, кофейные, чайные приборы и другие предметы, находившие

постоянный спрос. В 1810 году Павел Фёдорович Сазиков – владелец фабрики –

становится поставщиком двора. Его сыновья в последующие годы значительно

расширили дело в обеих столицах. Изделия с клеймом фирмы Сазиковых в

большом числе представлены в Оружейной палате, Государственном Историческом

музее. Государственном Эрмитаже и других собраниях. Фирма особенно

прославилась серебряными скульптурными изображениями. В 1840-1860-х годах в

Москве и Петербурге одна за другой основываются фабрики и фирмы: Ивана

Губкина, Василия Семенова, Павла Овчинникова, Ивана Хлебникова, братьев

Грачевых и другие. Конкурируя между собой, стараясь удешевить свои изделия,

они постоянно искали пути к замене ручного труда машинным. На этих

предприятиях широко применялись механические способы изготовления и

обработки изделий - штамповка, гильоширование, вальцовка и другие.

Владельцы крупных фабрик постоянно заботились об обновлении своей

продукции, поэтому открывали школы и рисовальные классы, приглашали

известных скульпторов и художников, в числе которых можно назвать П.

Клодта, Е. Лансере и других. Начиная с 1830-х годов, единая линия

художественного развития сменилась многообразием стилистических направлений

и поисков. Этот поиск так же, как и в Западной Европе, длился почти полвека

и долгое время проявлялся в заимствовании и смешении форм и орнаментации из

ушедших в прошлое стилей барокко, рококо, классицизма, готики. Но и в это

сложное и противоречивое время лучшие русские мастера-серебряники не

утратили подлинного чувства материала и формы и создавали произведения,

получавшие признание и высокие награды на всероссийских и международных

выставках. Цилиндрическая кружка работы фирмы Павла Сазикова может быть

примером соединения декоративных элементов различных художественных стилей.

Во второй четверти XIX века значительное распространение получили изделия с

накладными ажурными муфтами, или «сорочками». Поверхность таких предметов

полировалась до зеркального блеска, и на нее накладывалась рельефная

композиция из античных фигур или танцующих нимф с гирляндами и рогами

изобилия в руках. Это можно видеть на работах московских мастеров Федора

Фролова и мастера с клеймом Н. Г. Накладной декор, исполненный из матового

золоченого серебра, рельефно выделялся на полированном фоне и сообщал таким

изделиям большую привлекательность. Сложный узор покрывал не только корпус

вещи, но часто располагался на ручках, ножках, крышках различных сосудов.

Интересна работа московского мастера с нерасшифрованным клеймом I. С.,

исполнившего округлый серебряный чайник с литой рокайльной ручкой и изящным

носиком в виде утиной головки. На чеканных вертикальных долах расположены

пышные букеты. Пятилепестковый цветок завершает крышку чайника. Наряду с

новыми механическими способами орнаментации серебра

[pic]

Кружка. 1843. Деталь

широко использовались и традиционные приемы декорировки -чернь, скань,

эмаль, гравировка. Известно, что на крупных ювелирных фабриках существовали

специализированные мастерские, где работали опытные серебряники, владеющие

сложными профессиональными навыками и художественными приемами.

В собрании музеев Кремля необычайно богат и многообразен набор сканых

изделий. Русские сканые портсигары, декоративные сосуды, ларцы, коробочки,

детские игрушки середины и второй половины XIX века отличаются от более

ранних присутствием накладных деталей, усложненными формами ручек, ножек. В

работах Ивана Попова, виртуозно владевшего техникой скани, умело выделен

основной рисунок изгибами утолщенной расплющенной проволоки, выступающими

над мелким кружевным плетением фона.

Большая группа изделий с чернью, выполненных в XIX веке - различные сосуды,

табакерки, портсигары, созданные в Вологде, Москве, Петербурге и других

городах, - представляет несомненный интерес. Для украшения своих

произведений мастера часто избирают архитектурные пейзажи, столичные

памятники, растительные мотивы. Издавна славилась ювелирами-серебряниками,

работавшими в области черневого искусства, Вологда. Мастера на своих

изделиях изображали виды городов Великого Устюга, Вологды, Архангельска, их

планы и гербы, выполненные в четкой графической манере. Одним из выдающихся

художников черневой гравюры был Сакердон Скрипицын. Работы С. Скрипицына

отмечены яркой индивидуальностью. Его вещи отличаются непревзойденным

искусством гравировки, соединяющей высочайшее мастерство резчика по металлу

с красотой линий, изяществом рисунка. В каждом его произведении

-целостность композиции, формы и декора.

На гладком серебряном фоне кастрюли, выполненной им в 1837 году, -черневое

изображение Дворцовой площади Петербурга и географической карты Вологодской

губернии.

Середина и вторая половина XIX века отмечены в прикладном искусстве

обращением к мотивам и сценам из народного быта, крестьянской жизни,

русских сказок. На коробочках, табакерках этого времени охотно изображали

русскую тройку, крестьянку в национальной одежде, царевну-лебедь. На

серебряном портсигаре работы Ивана Хлебникова живописной эмалью изображена

молодая женщина в русском сарафане и кокошнике. Многокрасочная эмаль

придает всей вещи яркость и праздничность. Большое распространение в 1860-

1880-е годы получили серебряные изделия, поверхность которых проработана

наподобие ткани, дерева, меха или плетения из лыка. Эти предметы привлекали

современников мастерством исполнения. Таковы плетеная сухарница, созданная

московским мастером П. Л, на которой изображено узорное полотенце,

чернильница в виде шапки с меховой опушкой, выполненная неизвестным

петербургским мастером. Виртуозное владение техникой обработки металла в

этих вещах проявилось с исчерпывающей полнотой, но отступили на второй план

природные свойства серебра, и это привело к нарушению художественной

ценности предметов. Во второй половине XIX века все чаще используют древние

формы и старинные узоры, разработанные мастерами Золотой и Серебряной палат

Московского Кремля. Иногда, чтобы избежать прямого копирования предметов

XVI-XVII веков, ювелиры обращались к сильной стилизации или соединению

новых орнаментальных мотивов с исконными традиционными формами. В собрании

музеев Кремля представлены богатые ковши и братины XIX века, служившие в

качестве юбилейных подношений. Характерна в этом плане большая братина

работы фирмы Карла Фаберже. Борт и основание братины украшают рельефные

стилизованные травы и сканые жгутики. В нижней части -крупные сердцевидные

клейма, над которыми располагаются прочеканенные с большим мастерством

сказочные существа, птицы, растения. Изделия с клеймом крупнейшей русской

фирмы Карла Фаберже - столовые сервизы, ювелирные украшения, сюрпризы-

подарки, декоративные сосуды, часы, небольшие скульптурные фигурки из

драгоценных и полудрагоценных камней – пользовались большим спросом и в

России и за границей.

Изделия мастера Николая Зверева , работавшего в конце XIX – начале XX века,

отличаются изысканностью и необычайностью эмалевых соцветий. Широко

используя растительный орнамент, он вводит в него изображения лилий,

камыша, цикламенов, ирисов,сказочных птиц с гибкими длинными шеями.

Вариации этого орнаментального мотива перекликаются с узорами,

встречающимися на архитектурных деталях, тканях, керамических и стеклянных

изделиях в последнем десятилетии XIX века.

В 1880-1890-е годы в русском серебряном деле и ювелирном искусстве

доминирует новый стиль, получивший название модерн. Наряду с изображением

цветов и растений возникает своеобразный орнамент, в основе которого лежали

волнистые, текучие линии. Так, например, группа стаканов украшена чеканным

и гравированным растительным, оттененным цветным золочением, узором

колеблющихся на длинных стеблях подсолнухов и сполохов. В текучести

орнаментальных форм модерна хорошо используется пластичность металла.

Видимый беспорядок, «случайность» в расположении цветных акцентов -

средство подчеркнуть динамическую асимметрию форм, показать сам материал,

его фактуру и цвет, выявить заложенные в самой его природе декоративные

возможности. Изящная небольшая конфетница выполнена в стиле модерн. Текучие

изгибы тонкой фигурной ручки, переходящие в изогнутые, стилизованные стебли-

ножки, подчеркивают изысканную форму изделия. Резной растительный орнамент

из плодов, стеблей, листьев очень декоративен.

[pic]

Стакан. 1896-1908 Фрагмент

В фондах музеев Кремля есть интересные изделия петербургского мастера

Владимирова. Это столовые приборы и небольшая прекрасно исполненная ваза

для цветов. В своих работах мастер с большим умением использует самые

разнообразные растительные мотивы, располагая их по всей поверхности

предмета. На вазе по чеканным проканфаренным долам расположены рельефные

распустившиеся цветы ириса с переплетающимися тонкими изогнутыми стеблями,

переходящими в четырехлепестковое основание.

[pic]

Поднос. 1896-1908 Деталь

Своеобразна серебряная бутылочная передача работы московского ювелира

Андриана Иванова. В декоре этого произведения сочетаются растительные и

геометрические мотивы. Гравированный орнаментальный узор усилен цветным

золочением. Различные оттенки золота создают цветовой контраст и делают

вещь более нарядной. В работах московского ювелира Ф. Я. Мишукова,

относящихся к концу XIX-началу XX века, почти не присутствует стиль модерн,

нет на них и стилизованного псевдорусского орнамента, к которым часто

обращались его современники. В 1912 году он выполнил для Успенского собора

в Кремле одну из самых интересных своих вещей - большую серебряную

золоченую лампаду. Высокое мастерство и безупречный вкус в полной мере

проявились в замысле и исполнении вещи. Необычно композиционное построение

лампады: в середине ее верхней ажурной прямоугольной части помещено литое

изображение Казанской богоматери. Подвешенные на цепях, три чаши украшены

скаными арочками с жемчужной обнизью. По краю чаш и внизу на спнях

размещены неграненые цветные камни. В уборе этой вещи при всей ее

нарядности нет перегруженности. Особую прелесть сообщают ей переливы цвета

неярких, подвижно закрепленных кабашонов турмалинов и изумрудов.

В послереволюционные годы Ф. Мишуков становится одним из создателей

методических основ советской реставрационной практики. С его именем связана

огромная работа по сохранению культурного наследия.

Его искусство высоко ценили современники П. Кончаловский, П. Корин.

Некоторые произведения Ф. Мишукова выполнены по рисункам замечательного

советского архитектора А. Щусева.

Ф. Мишуков был большим знатоком древнего и средневекового ювелирного

искусства. Ему принадлежит редкая заслуга распознания и открытия тайны

поразительно тонких приемов мастерства античных ювелиров.

Заключение.

Большинство представленных русских серебряных и золотых изделий из фондов

Государственных музеев Московского Кремля, ранее почти не публиковавшихся,

дают обширный материал для осмысления художественного творчества русских

ювелиров и позволяют полнее представить одну из прекрасных областей

национального искусства, где талант и мастерство русского человека

проявились с исключительной самобытностью и силой.

Список литературы:

1. Альбом «Русское серебро XIV – начала XX века» ; Е. И. Макарова , Т. И

Смирнова,

© издательство «Советская Россия», Москва, 1983г.

2. Журнал «Мир музея»; выпуск №4(138) , © СП « Пана », Москва, 1994г.

3. Путеводитель «Государственные музеи Московского Кремля» , Н. Мякишева, ©

издательство «Изобразительное искусство» , Москва, 1980г.

-----------------------

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.