| |||||
МЕНЮ
| Золотое и серебряное наследие Россииизделиях свидетельствуют о том, что многие пришедшие в ветхость серебряные предметы переплавлялись и драгоценный металл использовался для создания новых вещей. В это время в противовес церковному мировоззрению закладываются основы новой светской культуры. Дальнейшему развитию русского прикладного искусства и одного из его важнейших видов - ювелирного дела способствовали преодоление сковывающего влияния церковных канонов и тесная связь с народным искусством. Художественная культура Москвы, унаследовавшая веками накопленные традиции старых удельных центров, занимает особое место в развитии древнерусского прикладного искусства. Производство художественных мастерских Московского Кремля - Золотой, Серебря- [pic] Тарелка. Конец XVII в. Фрагмент ной. Оружейной, Государевой и Царицыной палат, - значительно расширившееся в XVI веке, достигло высшего уровня в XVII столетии. Этот период наиболее полно представлен в коллекциях музея. Уникальными памятниками древнерусского прикладного искусства первой половины XVII века, выполненными из драгоценного металла лучшими мастерами Серебряной палаты, являются крышки рак (надгробий) царевича Дмитрия, погибшего в Угличе в 1591 году, и Кирилла Белозерского - основателя одного из крупнейших монастырей на Русском Севере, умершего в 1427 году. В музеях нашей страны хранятся лишь три подобных памятника. Два из них - крышки рак царевича Дмитрия и Кирилла Белозерского -в музеях Кремля в Москве, а третий - крышка раки Александра Свирского - в собрании Государственного Русского музея в Ленинграде. В 1628-1630 годах по царскому указу для Архангельского собора Московского Кремля, являвшегося усыпальницей русских князей и царей, была создана рака царевича Дмитрия, по праву признанная шедевром прикладного искусства Древней Руси. Этот заказ был поручен одному из лучших московских серебряников -Гавриле Овдокимову, золотого и серебряного дела жалованному мастеру первой статьи, около 40 лет проработавшему в Серебряной палате. Вместе с Гаврилой Овдокимовым работали и другие мастера - Павел Власьев, Тимофей Иванов, Василий Коровников и Василий Малосолец. Имена Василия Коровникова и Василия Малосольца встречаются в документах Приказа Большой казны с 1621 по 1645 год. Виртуозно владея техническими приемами обработки драгоценного металла, московские серебряники создали исключительное по совершенству и художественному вкусу произведение. Серебряная, золоченая крышка раки с чеканным, высокого рельефа изображением царевича в рост украшена крупными драгоценными камнями в золотых кастах с эмалью и жемчужной обнизью. Почти вся поверхность крышки по канфаренному фону чеканена травным узором из крупных четырехлопастных клейм и спирально вьющихся стеблей с листьями. На полях рамы расположены круглые литые дробницы с соименными святыми членов царской семьи. К сожалению, сама серебряная рака не сохранилась до наших дней, она была похищена в 1812 году. Драгоценный металл, из которого изготавливались раки, часто служил причиной их гибели, и многие из них известны нам теперь лишь по описаниям и архивным документам. Такая же участь чуть было не постигла и раку Кирилла Белозерского, исполненную мастерами Серебряной палаты в 1643 году. Некоторые исследователи считали ее утраченной. В результате длительной исследовательской работы в фондах музеев Кремля были выявлены многочисленные фрагменты и детали некогда единого монументального произведения. В основное собрание входит серебряный стакан, принадлежавшая Петру 1, из Патриаршей ризницы - серебряные, золоченые, с драгоценными камнями, эмалью и жемчугом ложки с коротким череном. Декор братины начала XVII века из Основного собрания Оружейной палаты отличается строгостью и лаконизмом художественных средств. Гладкое, шарообразное тулово мастер украшает лишь тремя круглыми золочеными клеймами с резной вязью, содержащей имя владельца - Гордия Андреевича Корзина, да чеканной полоской по венцу с золочеными побегами. Характер орнаментации братины конца XVII века из собрания Л. К. Зубалова отражает общую тенденцию искусства того времени -стремление к декоративности и узорочью. Два золоченых резных спуска с изображением плодов и цветов, переплетающихся с головками птиц и фантастических животных, надпись по венцу: «братина Устина Федорова Зеленова», искусно превращенная мастером в орнаментальную полосу, невысокий чеканный поддон составляет ее убранство. Внутри братина вызолочена, это усиливает контраст матовой и блестящей золоченой поверхности. В торжественные дни праздников, при приемах послов, за брачными столами братины употреблялись как заздравные чаши, но они имели также и значение поминальных чаш, которые ставили на гроб умерших. Особое место среди разнообразной посуды занимают древнерусские ковши разложистой формы, с плоским дном, невысокими бортиками, плавными округлыми линиями, напоминающими «утицу», плывущую по воде. Русские ладьевидные ковши использовались и как ковши-питьи, а со второй половины XVII века как наградные, изготовленные специально для пожалований за гражданские и военные заслуги. Таков ковш 1682 года работы московских мастеров, пожалованный царями Петром и Иваном дьяку Федору Мартынову за его «крымскую службу». Кроме ковшей и братин, широкое распространение имели серебряные разнообразной формы и размеров чарки, из которых пились крепкие напитки, «зелено заморское вино». С большой творческой фантазией выполнена серебряная, золоченая, на высоком поддоне чарка Иосифа Облезова. На круглой мишени внутри чеканены фантастические обитатели моря, чеканная «сорочка» украшена сценой борьбы орла и дракона и библейским сюжетом «Самсон, раздирающий пасть льву». В конце XVII века московские мастера широко используют черневые узоры для украшения предметов из драгоценного металла. Техника черни позволяла художнику свободно размещать на поверхности различные композиции, добиваться особого эффекта в сочетании резного золоченого рисунка с черневым фоном или черневого орнамента по гладкому золоченому фону. [pic] Венец. Конец XVII в. Фрагмент Произведениям художественного серебра соловецкого собрания свойственны черты рафинированного московского искусства и намеренная архаизация, подчеркнуто старые традиции, широко использовавшиеся новгородскими мастерами. К сожалению, прикладное искусство Соловецкого монастыря еще недостаточно изучено в отличие от его архитектурных памятников и собрания икон, которым посвящены монографические исследования последних лет. Краткие упоминания о наиболее ценных реликвиях из ризниц соловецких церквей можно найти лишь в дореволюционных изданиях. Тем больший интерес представляют публикуемые впервые серебряные изделия, хранившиеся ранее в Соловецком монастыре. Потир 1595 года, принадлежавший соловецкому игумену Якову, несомненно, был исполнен мастером, тяготевшим к новгородской школе прикладного искусства. Золоченая конусообразная чаша имеет восемь клейм в виде киотцев с резным поясным изображением Деисуса. Фигуры святых из деисусного чина, несмотря на небольшие размеры, производят впечатление величавой торжественности и монументальности. Широкая полоса по венцу чаши с традиционной литургической надписью по характеру начертания букв -утолщенных, свободно отстоящих друг от друга - имеет немало аналогий среди новгородских памятников прикладного искусства. Близка к новгородской культуре янтарная панагия XVI века в серебряной золоченой сканой оправе. Восьмиугольная с вогнутыми сторонами оправа украшена гладкими спиралевидными крупными завитками и мелкими кружочками витой проволоки. Возможно, панагия была сделана в самом монастыре мастером, хорошо знакомым с приемами работы и орнаментальными мотивами, использовавшимися новгородцами, о чем свидетельствуют плавный ритм сканого узора и четкость рисунка, свойственные новгородским сканым изделиям. Среди достопримечательностей соборной Преображенской церкви монастырские описи отмечают серебряный золоченый басменный ковчег с двусторонней иконой великомученицы Марины. Черневое изображение Марины на гладкой серебряной пластине отличается тонкостью исполнения, ярко выраженными элементами графичности, характерными для искусства черни XVI - начала XVII века. Четкий линейно-контурный рисунок, стройные, удлиненные пропорции силуэта фигуры, легкие штрихи, придающие изображению объемность и пространственность, по красоте и изяществу не уступают лучшим образцам черневой графики кремлевских мастеров, в частности изображениям на золотом ковчеге Ирины Годуновой, созданном в 1589 году, из Оружейной палаты. Церковное серебро из ризницы Соловецкого монастыря по своему художественному достоинству может быть поставлено в один ряд с первоклассными произведениями столичных мастерских. Высоким уровнем чеканного искусства отмечены оклады икон соловецкого собрания. Интересным образцом является также кадило, созданное в конце ХУЛ века. Его полушария эффектно обработаны чеканными, высокого рельефа «ложками» - излюбленным приемом, широко применявшимся московскими мастерами серебряного дела. Особого внимания заслуживает серебряный, золоченый оклад иконы Вседержителя с припадающими Зосимой и Савватием. В музеи Кремля оклад поступил в разрозненном виде: почти все детали были разъединены и сильно деформированы. Старейший реставратор М. Н. Костиков с группой молодых специалистов восстановили его из множества отдельных фрагментов, и теперь это произведение вновь изумляет нас великолепием и красотой. Оклад почти сплошь покрыт чеканным растительным узором из крупных цветов и листьев. Переднюю стенку трона украшает орнамент в виде фантастических цветов и плодов, по бокам - чеканные балясины из объемных полуколонок, разделенных крупными розетками. Сочетание густой рельефной чеканки с тонкой резьбой, выразительная пластика фигур, ритмичные спирали вьющихся побегов сообщают всей композиции динамизм и вместе с тем уравновешенность. Пышный, нарядный чеканный орнамент оклада напоминает резьбу по дереву. Оклад имеет отличительную особенность, редко встречающуюся в памятниках подобного рода: на гладкой пластине, расположенной между фигурами припадающих, размещена надпись, содержащая историю создания вещи. Она сообщает не только дату создания оклада - 1703, имя заказчика - архимандрита Фирса, но, что особенно ценно и важно, имена мастеров-ювелиров. Огромный по своим размерам оклад был исполнен двумя мастерами - соловецким монахом, резчиком Антонием и «приходящим» московским мастером Алексеем Игнатьевым сыном Первовым. Их имена мы не встречаем ни в одном из справочников и словарей мастеров. Таким образом, публикация оклада дает возможность установить два новых ,ранее неизвестных имени мастеров серебряного дела конца ХХVII начала ХVIII века. 2. 2 Русские серебряные изделия XVIII – первой трети XIX века. В начале XVIII века увеличился приток ювелиров-иностранцев в Россию. Значительная часть их осела в новой столице, оказывая заметное влияние на формирование вкусов и художественного стиля русских мастеров. В Москве их влияние было не столь ощутимо. Отдельные мастера, приехавшие из-за границы, оставались в России надолго, иногда до конца своих дней, но многие возвращались на родину, вероятно, чаще всего те, кто не выдерживал конкуренции. В начале XVIII века московские серебряники продолжали традиции предшествующего столетия, воспроизводя старые формы посуды и церковной утвари, обращаясь к привычным орнаментальным мотивам -вьющемуся стеблю, связкам плодов, цветам. Дальнейшее развитие светского начала в декоре нашло воплощение в мажорном звучании декоративного строя многих произведений, стремлении к реалистическому изображению человеческих фигур и пейзажа, в повышенном внимании к окружающему миру, в частности к бытовым деталям. Одним из лучших мастеров этого времени был Тимофей Ильин, талантливый художник, владевший различными приемами обработки серебра, чувствовавший пропорции изделия, красоту общего строя декора и его деталей. Потир 1704 года - выдающееся произведение мастера, отличающееся орнаментальной насыщенностью, изысканностью и совершенством формы. Любопытно, что Т. Ильин пробовал свои силы и в живописной эмали. Дробницы потира 1708 года расписаны им самим, хотя обычно серебряники обращались к профессиональным эмальерам. Это очевидно при сравнении живописных эмалевых изображений с аналогичными гравированными рисунками на других произведениях мастера. Удивительны ажурные чеканные сорочки потиров с прихотливым переплетением стеблей в рисунке. При беглом взгляде может показаться, что они одинаковы, но это не так. Оставаясь верным избранному приему, Тимофей Ильин создает различные узоры, не уступающие друг другу по красоте. Мастерство орнаменталиста сказалось и в гравировке надписей, дополняющих декоративное убранство потиров. Изображения человеческих фигур менее удались серебрянику, хотя и здесь умение гравера бесспорно. Высокопрофессиональное владение резцом позволяло Т. Ильину работать в технике черни. В собрании Оружейной палаты хранится черневой водосвятный крест, а в Государственном Историческом музее - стакан с черневым мелко- травным фоном. Многие мастера первой половины XVIII века владели техникой гравировки, украшая [pic] Стакан. 1741. Фрагмент изделия орнаментальными мотивами, таковы, например, стакан с эмалевым портретом Петра I, ковш 1700 года, и сюжетными композициями. С большим искусством украшены гравировкой водосвятная чаша 1721 года, дарохранительница. Поднос с композициями на темы притчи о блудном сыне работы Ильи Золотарева представляет несомненный интерес, хотя гравированный рисунок изображений выполнен местами неумело. В это время по-прежнему излюбленным остается искусство чеканки. Мастера отдают предпочтение высокому рельефу, среди орнаментальных мотивов преобладают вьющиеся стебли с пышными листьями и крупными цветами, тяжелые связки плодов. Выдающимся чеканщиком первой половины XVIII века был Иван Семенов Щеткин (в другом написании - Щукин). Его наряду с Иваном Николаевым Беляковским, Федором Козминым-Разумовым и Федором Никифоровым староста «пробовалной палатки» Серебряного ряда Семен Петров в своем доношении в 1724 году называет мастерами «посудных и чеканных дел», художниками и сообщает, что они «в избрании в Главном Магистрате для смотрения над мастеровыми людьми их мастерству цеховыми старостами». Произведения И. Щеткина - солонка и два стакана с чеканным узором, выполненным в высоком рельефе, отличаются разнообразной проработкой. Прекрасно выполнен декор на водосвятной чаше 1721 года, блюде середины XVIII века, стакане работы Ильи Слюняя. Эти вещи принадлежат к числу незаурядных по мастерству исполнения. Безымянный мастер, создавший блюдо, умело строит его композицию, сочетая с растительным узором изображения птиц. Расположенный по широкому борту орнамент выполнен в очень высоком рельефе, тщательно проработан. Водосвятная чаша отличается от подобных изделий ХVII столетия более сложной формой и нарядным декором. Образцами великолепной чеканки являются пять медальонов с царских врат. Фигуры евангелистов выполнены ими в горельефе с необычайно многообразной пластической разработкой, характерной для стиля барокко. Многие произведения первой половины XVIII века украшены изображениями, заимствованными из популярного издания «Символы и емблемата». Как правило, это бытовая посуда, делавшаяся для продажи, - стаканы, кубки. В 1740-1750-е годы московские мастера нередко используют в качестве образцов западноевропейские изделия XVII века: стаканы, кружки, кубки. Однако они не копируют их, а чаще всего изменяют элементы декора, внося в созданное произведение творческое начало. Примером могут служить работы Михаила Клушина - блюдо и кувшин, выполненные в 1745 году. Оригиналами при их создании послужили блюдо работы данцигского мастера Петера Ратцена Крамера (1625-1650) и кувшин, сделанный в Аугсбурге мастером Давидом Швестер-Мюллером (1640-1670). Обе вещи были подарены в 1647 году царю Алексею Михайловичу шведской королевой Христиной, а в 1656 году царь пожаловал их патриарху Никону. Блюдо украшено рельефным изображением «Гибель Фаэтона». М. Клушин несколько переосмыслил композицию : ее построение и трактовка отдельных элементов приближены к традициям русской иконописи, безусловно, более понятной мастеру. Уровень исполнения произведений М. Клушина высок, несмотря на погрешности в моделировке человеческих фигур. Большую роль в истории серебряного дела Москвы сыграла фабрика Василия Кункина. Предприимчивый купец, он в 1751 году добился от правительства монополии на производство серебряных культовых изделий в Москве. В связи с этим многие серебряники были вынуждены работать с Кункиным, в том числе такие талантливые мастера, как Яков Масленников, Михаил Клушин, Петр Афиногенов, Степан Калашников. Невозможность самостоятельно выполнять серебряные культовые изделия вызывала недовольство мастеров. Однако работа у Кункина, несомненно, формировала творческие вкусы серебряников, способствовала повышению их мастерства, освоению к тому времени в Москве почти забытого приема черни. Василий Кункин владел «монополией» до конца жизни -1761 года. С клеймом его фабрики выходили не только культовые предметы, но и светские. Таковы ковш 1759 года работы П. Афиногенова и стакан 1748 года, сделанный В. Кункиным. Стакан В. Кункина создан им в возрасте 22 лет, тем не менее это изделие зрелого мастера, владеющего сложными приемами чеканки и литья. С 1740-х годов русские серебряники начинают работать в стиле рококо, для которого характерен сложный по построению асимметричный орнамент со стилизованными раковинами и прихотливыми завитками. Если для лучших петербургских мастеров иностранного происхождения, таких как Захарий Дейхман или Иоган Фридрих Кеппинг, обращение к этому стилю было естественным, то русские ювелиры в Москве осваивали этот стиль постепенно, с трудом переходя от орнаментации барокко к чисто рокайльным мотивам. Но, освоив принципы построения рокайльного орнамента, многие мастера достигли виртуозности, так же как и в основной технике его выполнения - чеканке. 1760-1770-е годы можно считать временем расцвета рококо в Москве и провинциальных городах. В этот период было создано немало первоклассных произведений. Некоторые работы хочется выделить особо. Произведение известного петербургского серебряника Захария Дейхмана - бульотка отмечено мастерством самого высокого класса. Он умело подчиняет декор форме предмета, безупречно владеет техническими приемами, находит индивидуальное художественное решение вещи. Бульотка, которую рассматривают с близкого расстояния, украшена узором, выполненным чеканкой с лицевой стороны, тщательно проработанным, изящным по рисунку. Блюдо 1748 года, созданное Яковом Масленниковым, декорировано барочными связками плодов - излюбленными мотивами русских мастеров конца XVII-начала XVIII века и элементами рокайльной орнаментики, еще не скомпонованными в непрерывный узор. В этой работе молодой мастер предстает одним из лучших русских чеканщиков. Декор блюда отличается пластическим богатством, автор одинаково легко владеет как низким, так и очень высоким рельефом, рисунок свободен и как бы раскрашен мельчайшими чеканными узорами - столь разнообразна его проработка. Мастерство Я. Масленникова как чеканщика в полной мере проявилось в созданном им блюде 1766 года. Это великолепный образец чисто рокайльной орнаментации, где отдельные мотивы, органично соединенные друг с другом, |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|