рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Вопросы и ответы к междисциплинарному экзамену (государственное и муниципальное управление)

подлежит чистая прибыль фирмы (валовая выручка за вычетом всех расходов и

убытков).

3. Социальные взносы (социальные налоги) охватывают взносы предприятий

на социальное обеспечение и налоги на заработную плату и рабочую силу. Они

представляют собой выплаты, которые осуществляются частично самими

работающими, частично их работодателями. Они направляются в различные

внебюджетные фонды: по безработице, пенсионный и т.д. Государство также

принимает участие в финансировании этих фондов. Налоги на фонд заработной

платы и рабочую силу выплачиваются только работодателями.

4. Поимущественные налоги, прежде всего налоги на имущество, дарения и

наследство. Размер этих налогов определяется задачей перераспределения

богатства. В некоторых странах налоги на имущество, дарения и наследство

включаются в акцизные сборы, взимаемые при совершении сделок.

5. Налоги на товары и услуги, прежде всего таможенные пошлины, акцизы,

и налог на добавленную стоимость (НДС). Он схож с налогом с оборота, при

котором всю его тяжесть несет конечный потребитель. Налогоплательщики,

которые в процессе работы добавляют стоимость к поступившим в их

распоряжение предметам труда, облагаются налогом с этой добавленной

стоимости. Но каждый налогоплательщик включает эту сумму в цену своего

товара, который движется по цепочке вплоть до конечного потребителя.

Местные налоги. Налоговые платежи поступают в центральный и и

центральные местные бюджета. Существует определенный порядок

распределения поступающих средств. Как правило, в местные бюджета целиком

поступают акцизные сборы (акцизы), налоги на недвижимость и некоторые

незначительные налоги. Поступления от налогов на прибыль, на индивидуальные

доходы делятся между центральными и местными бюджетами в заранее

согласованных пропорциях. Местные бюджета в случае необходимости получают

из центрального бюджета субсидии.

*Вопрос 70. Собственность: экономический и правовой аспекты.

Реформирование собственности в ходе становления и развития рыночных

отношений.

Собственность – отношение по поводу присвоения, отчуждения вещей,

экономических ресурсов, каких либо жизненных благ. Различают экономическое

и правовое содержание собственности.

Экономическое содержание собственности - это отношение по поводу

производства, распределения, обмена и потребления экономических ресурсов

общества.

Правовой аспект собственности. Отношения собственности, всегда

останутся голой абстракцией, если их не сопоставлять с отношениями

присвоения. Присвоение – это конкретный общественный способ овладения

вещью. Различают способ присвоения и формы присвоения:

- изначальный способ присвоения – труд, он создает собственность и

цену.

- товарное обращение и распределение доходов.

Присвоение через обращение вместо присвоения посредством труда

превращает частную собственность, возникшую как собственность работающих

индивидов, в собственность созданную капиталом.

В товарном производстве обращение становится основной, но не

единственной формой присвоения. Это определяется наличием индивидуальной и

общей частной собственности. Субъекты общей собственности относятся друг

к другу как совладельцы. В этих условиях основной формой присвоения

становится распределение.

Выделяют три типа собственников: собственник потенциальный

(наследник), собственник как потребитель вещи (владелец), полный

собственник (он собственник и ценности вещи, и ее потребления, он обладает

правом отчуждения).

Виды собственности: государственная (федеральная и региональная),

муниципальная, частная, смешанная.

Необходимость реформирования отношений собственности в ходе перехода

от централизованно-плановой к рыночной экономики диктуется потребностью

формирования необходимых условий функционирования рыночного хозяйства. Как

известно оно покоится на двух китах: экономической свободе производителей и

потребителей – с одной стороны, конкуренции цен – с другой. Эти необходимые

условия не могут быть реализованы в рамках монополии государственной

собственности на основные условия хозяйственной деятельности – средства

производства, финансовые ресурсы, землю. Поэтому переход к рыночной

экономике выдвигает объективное требование разгосударствление собственности

на условия и на результаты хозяйственной деятельности. Более того,

разгосударствление собственности объективно необходимо и в силу других

причин. Функцию удовлетворения материальных потребностей профессиональнее и

лучше выполнят субъекты хозяйственной деятельности – предприниматели.

Поэтому разгосударствление экономики в целом и собственности в частности,

т.е. приватизация значительной части объектов государственной собственности

есть объективный процесс возвращения функций их законным носителям.

Государство может сохранить свои позиции собственника лишь в той мере,

насколько это необходимо для эффективного решения социально-экономических и

политических функций.

*Вопрос 71. Денежно-кредитная система и ее роль в государственном

регулировании экономики.

Денежно-кредитная система РФ включает в себя Банк России, кредитные

организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Денежно-кредитная политика – целенаправленное, сознательное

воздействие на систему кредитных учреждений. Ее главная цель —

регулирование хозяйственной конъюнктуры путем воздействия на состояние

кредита и денежного обращения.

Применяются три инструмента ДКП – операции на открытом рынке,

изменение учетной ставки, изменение нормы обязательных резервов.

Операции на открытом рынке – это купля-продажа ценных бумаг. При

покупке ЦБ у коммерческих банков растут ресурсы, возрастает способность к

кредитованию, т.е. снижается банковский процент. А это рост инвестиций.

Изменение учетной ставки –влияет также на ресурсы банков.

Изменение нормы обязательных резервов влияет на размер ресурсов

коммерческих банков.

Денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и

денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и

ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и

увлечения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем

расширения кредита и снижения нормы процента. Напротив, экономический

подъем часто сопровождается «биржевой горячкой», спекуляцией, ростом цен,

нарастанием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки

стремятся предотвратить перегрев конъюнктуры при помощи ограничения

кредита, повышения процента, сдерживания эмиссии платежных средств и т.д.

Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может

осуществляться сколько-нибудь успешно лишь в том случае, если государство

через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер

частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно они

являются базой всей денежно-кредитной системы. Это регулирование

осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях.

Государственный контроль над банковской системой имеет целью

укрепление ликвидности кредитно-финансовых институтов, т.е. их способности

своевременно покрывать требования вкладчиков (прежде всего за счет учетной

(дисконтной) политики), операций на открытом рынке, установления норм

обязательных ресурсов.

Управление государственным долгом является направлением

государственного регулирования в условиях хронических бюджетных дефицитов и

огромного роста государственной задолженности, когда резко возрастает

влияние государственного кредита на рынок ссудных капиталов. Для этого

центральный банк использует различные методы управления государственным

долгом: покупает или продает государственные обязательства; изменяет цену

облигаций, условия их продажи; различными способами повышает их

привлекательность для частных инвесторов.

Регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии применяется

прежде всего для воздействия на хозяйственную активность. Это направление

денежно-кредитного регулирования тесно связано с первым и вторым

направлениями. Регулирование банковской ликвидности оказывает влияние на

структуру банковских ссуд и депозитов, величину денежной массы, уровень

рыночной нормы процента. Регулирование государственного долга воздействует

на распределение ссудных капиталов между частным и государственным

секторами, уровень процентных ставок, банковскую ликвидность. Размещение

государственных долговых обязательств в банковской системе приводит к

увеличению денежной эмиссии, вне банковской системы — к ее сокращению.

*Вопрос 72. Сущность, особенности и методы государственного регулирования

экономики в условиях рыночной трансформации.

Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Ясно

также, что подобное регулирование в современной рыночной экономике

осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной

системе. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика,

особенно по сравнению с системой свободной конкуренции.

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного

хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного,

исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными

государственными учреждениями и общественными организациями в целях

стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы

к изменяющимся условиям.

По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись

экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены

автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость

значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения

частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в

национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая

безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на

мировых рынках требовали государственной экономической политики (ГЭП).

Теоретически понятие ГЭП шире ГРЭ, так как первая может основываться и

на принципе невмешательства государства в хозяйственную жизнь. В

современных условиях невмешательство государства в социально-экономические

процессы немыслимо. Уже давно споры идут не о необходимости ГРЭ, а о его

масштабах, формах и интенсивности. Поэтому термины «государственное

регулирование экономики» и «государственная экономическая политика» в наше

время идентичны.

Объективная возможность ГРЭ появляется с достижением определенного

уровня экономического развития, концентрации производства и капитала.

Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается

в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться ГРЭ.

В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса

воспроизводства. Оно решает различные задачи: это, например, стимулирование

экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных

сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта.

Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и

остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в

конкретный период.

В силу ряда причин наиболее развитый механизм ГРЭ сложился в некоторых

странах Западной Европы (во Франции, ФРГ, Нидерландах, Скандинавских

странах, Австрии, Испании), в Японии, ряде быстро развивающихся стран Азии

и Латинской Америки. Слабее развито ГРЭ в США, Канаде, Австралии, где в

отличие от Европы не было социально-экономических потрясений, аналогичных

последствиям второй мировой войны, возникновению лагеря социализма, а затем

его распаду частный капитал обладал особенно сильными позициями. Тем не

менее, ГРЭ и в этих странах играет заметную роль, особенно в периоды

ухудшения конъюнктуры, при высоких показателях безработицы и инфляции.

Особенно важна роль ГРЭ в развивающихся странах, создающих независимую

экономику, в бывших социалистических странах, осуществляющих переход от

планового хозяйства на базе государственной собственности к рыночному

хозяйству на базе частной собственности.

Для уяснения механизма ГРЭ целесообразно охарактеризовать его

субъекты, объекты, цели, инструменты или средства, а также этапы развития

ГРЭ.

Субъектами экономической политики являются носители, выразители и

исполнители хозяйственных интересов.

Носители хозяйственных интересов — это социальные группы, отличающиеся

друг от друга ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам

деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и

региональным интересам. Это наемные рабочие и хозяева предприятий, фермеры,

мелкие и крупные предприниматели, управляющие и акционеры, лица свободных

профессий, государственные служащие, текстильщики и рабочие военно-

промышленного комплекса. У каждой из этих групп есть свои интересы,

обусловленные их социально-экономическим положением, а также

принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности.

*Вопрос 73. Особенности государственного регулирования экономики на

региональном и муниципальном уровне. Экономический механизм российского

федерализма.

При переходе к рыночной экономике происходят изменения в характере

регионального развития страны, что обусловлено: ограничением вмешательства

государства в экономическую деятельность, переносом центра тяжести в

принятии решений на микроуровень. В этих условиях экономические отношения

реализуются посредством сложной и многоуровневой структуры территориальной

организации общества базирующейся на принципах федерализма.

Государственное территориальное регулирование строится с учетом

признания природно-климатических, социально-экономических, национально-

этнических и других различий между регионами. В настоящее время

экономических потенциал регионов неодинаков, поэтому некоторые требуют

расширения экономических полномочий в вопросах: приватизации;

использования ресурсов; проведения реформ; увеличения части оставляемой на

данной территории доходов, налогов, таможенных, внешнеэкономических льгот,

льготных кредитов; расширение бюджетных дотаций, субсидий; усиление мер

государственного протекционизма, равных прав всех субъектов России.

Главной проблемой экономическое стимулирование развития регионов на

основе максимального использования местных конкретных условий и потенциала

региональных рынков.

Экономический механизм российского федерализма. Этот механизм

находится в стадии становления. Основной функцией экономического механизма

российского федерализма является разрешение противоречий

общегосударственных интересов и интересов регионального развития с целью

достижения социально-экономической интеграции между субъектами федерации.

Становление этого механизма по времени совпало с временем

дезинтеграции и ломки. Современные условия, определяющие целевые установки

ЭМРФ: ломка всех атрибутов советской хозяйственной системы обусловившая

потерю управляемости экономики;

- реализация на практике доктрины детерминизма и саморегулирования

экономики, приведшие к потери федеральным центром целеполагающих

функций в новой федеративной структуре,;

- общие заявления о передаче власти из центра на места, усилившие

дальнейшую социально-экономическую дезинтеграцию экономики России.

Экономический российского федерализма в современных условиях должен решать

одну задачу – учитывая современные политические реалии всемерно

способствовать развитию процессов между субъектами федерации, создавая

реальную вертикаль федеративных отношений. Главное – достижение баланса

федеральных и региональных интересов и их оформление в соответствующих

нормативных актах.

Для этого нужно решить две проблемы: разграничить властные полномочия

в сфере экономики между центром и субъектами РФ, обеспечить каждый уровень

власти достаточно стабильными материальными и в первую очередь финансовыми

ресурсами.

Дифференциация регионов:

- регионы по своему социокультурному менталитету заинтересованные в

создании сильной российской государственности (48 регионов центра);

- русскоязычные регионы Сибири и Дальнего Востока;

- регионы по национально-территориальному признаку.

Главные рычаги ЭМ – госрегулирование, организационно-хозяйственные формы в

условиях двухсекторной экономики, система стимулирования субъектов

хозяйствования.

*Вопрос 74. Государственное прогнозирование, программирование и

планирование в условиях рыночной экономики.

Важнейшей предпосылкой государственного регулирования экономикой

является разработка прогнозов.

Государственное прогнозирование – система научно-обоснованных

представлений о тех или иных направлениях социально-экономического развития

страны. В переходной период Прогнозирование приобретает большое значение и

становится начальной стадией, основой свей системы управления, так как:

- в условиях рынка меняются траектории развития, увеличивается выбор

вариантов экономического развития и выходов из нежелательны

ситуаций;

- в рыночной экономике увеличивается число субъектов самостоятельно

принимающих решения.

Прогнозы разрабатываются в нескольких вариантах и включают в себя

количественные показатели и качественные характеристики развития

макроэкономической ситуации. Основа прогнозов:

- система демографических, социальных, научно-технических,

экологических и внешнеэкономических прогнозов;

- отраслевые, региональные и др. прогнозы отдельных сфер

деятельности.

Результатом прогнозирования являются документы, необходимые для

регулирования развития экономики и для разработки концепции развития

страны.

Элементы такой концепции освещаются в одном из разделов Послания

Президента РФ Федеральному Собранию.

Государственное программирование – система ГРЭ осуществляемая на

основе комплексных макроэкономических программ, отражающих предпочтительный

вариант развития. Виды целевых программ: долгосрочные, среднесрочные.

Программа СЭР РФ – это комплексная система целевых ориентиров СЭР и

планирование государством эффективных путей и средств достижения указанных

ориентиров. Состав программы: оценка и характеристика состояния, концепция

программы, макроэкономическая политика, институциональные преобразования,

инвестиционная и структурная политика аграрная, экологическая, социальная и

внешнеэкономическая политика.

Государственное планирование – осуществляется путем разработки заданий

по целенаправленному воздействию на процесс воспроизводства.

Планы – документы, в форме заданий, показателей, где отражены основные

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.