рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Управление культуры администрации области

5 раз. Резко снизились денежные поступления, их хватает на покрытие 15-20%

расходов.

В связи с этим наработана "Программа сохранения и развития

киновидеообслуживания населения Тамбовской области на 1998-2006 годы",

которая рассмотрена и утверждена областной Думой в сентябре 1998 года

/приложение 4/.

Цели и задачи программы:

ориентирование на создание условий для обеспечения полноценной

деятельности организаций киносети и киновидеопроката;

определение путей и средств для увеличения посещаемости кинотеатров и

киноустановок;

развитие центра российской кинематографии и стереокино, созданного на

базе кинотеатра "Родина" г.Тамбова.

На эти цели в областном бюджете заложено 9014 тыс.руб. (на 1998-2006

годы). В 1998 году выделено 50 тыс. рублей.

2.5. Подходы к реформированию организационно-управленческих отношений

в системе управления культурой

С момента начала демократических преобразований в нашей стране прошло

не так много времени. Между тем Россия быстро продвигается по пути реформ и

механизмы работы, характерные для мировой практики, становятся актуальными

и у нас.

Не секрет, что в настоящее время учреждениям культуры гарантировано

только минимальное финансирование из государственного бюджета. Других

реальных экономических гарантий не существует. Однако в условиях

экономического кризиса, острого дефицита и расстроенной системы

государственных финансов, государственный бюджет не способен обеспечить

нужды культуры. Вся тяжесть создавшегося положения ложится на субъекты

Федерации, органы местного самоуправления, которые остались практически

один на один со своими социальными, финансовыми и экономическими

проблемами. Поэтому учреждениям культуры в современных экономических

условиях приходится рассчитывать на себя, искать возможность

дополнительного ресурсообеспечения.

Определенная часть учреждений культуры, такие как крупные музеи,

библиотеки, картинные галереи, выставочные комплексы достаточно успешно

решают вопросы по привлечению дополнительных средств для сохранения и

развития своих фондов и материально-технической базы. Однако, большая часть

учреждений культуры - сельские клубы и библиотеки, музеи небольших городов,

действуя поодиночке, практически не имеют возможности выхода на

международную арену, привлечения спонсорских средств, оказания платных

услуг и т.п..

В этой ситуации социальное регулирование становится одним из

приоритетных направлений деятельности органов государственного управления.

Именно здесь должна проявляться организующая, регулирующая и координирующая

функция регионального органа управления, способного увидеть,

проанализировать сложившуюся в регионе ситуацию, предложить оптимальные

пути решения, спрогнозировать возможные результаты, учесть негативные

последствия предлагаемых действий.

Происходящие в России преобразования способствуют тому, что центр

тяжести управленческой деятельности в сфере культуры переносится в регионы.

Управление культуры администрации Тамбовской области постоянно ищет и

апробирует как новые, научно обоснованные подходы к разработке и реализации

региональной культурной политики в целом, так и собственные методы и стиль

работы.

Проблема развития региональной культуры не может быть решена без

поиска новых, эффективных форм взаимодействия органов власти и творческой

интеллигенции, без расширения и поиска новых источников финансирования

развития культуры, без расширения круга лиц, заинтересованных и могущих

решать эту проблему.

Вряд ли стоит строить иллюзии насчет того, что формирование новых

организационно-управленческих отношений в сфере культуры будет идти

достаточно быстро. Тем более, что в отечественной управленческой теории и

практике процессы реорганизации системы управлений в данной области всегда

носили опосредованный, вторичный характер, следуя с определенным

отставанием за реформами в сфере управления материальным производством.

Может быть, по этой причине многие проблемы организационно-управленческих

отношений в этой сфере до сих пор не только не разрешены, но даже редко

ставятся на обсуждение.

Проанализировав результаты деятельности в сфере культуры за несколько

последних лет, пришли к выводу, что недостаточно внимания уделяется решению

таких задач, как:

* выявление и акцентирование узловых проблем в целях сосредоточения

основных ресурсов ( финансовых, материально-технических, информационных,

кадровых...) именно на этих проблемах;

* осуществление целенаправленной и планомерной деятельности по

привлечению дополнительных источников финансирования.

Одним из подходов к решению первой выделенной нами задачи является

реализация метода проектов. Под проектом мы понимаем "логическую

совокупность мероприятий, которая имеет начало и окончание и осуществляется

с целью достижения поставленных целей в рамках установленного бюджета,

графика и качественных показателей" /49/.

Социальные проекты пользуются все большей популярностью и

предоставляют реальную возможность решить определенные проблемы.

При разработке проекта в первую очередь четко определяется проблема,

которую собираются решить и обосновывается необходимость проекта. При

определении проблемы учитываются такие ее составляющие как реальность

(подтверждается социологическими исследованиями, статистикой, проведенными

мониторингами...), конкретность, решаемость, а также оцениваются социальные

факторы (социальная значимость, уникальность, общественный резонанс) и

финансово-экономические факторы ( экономическая эффективность проекта;

встречное финансирование...).

В проекте должны быть четко сформулированы цели и задачи, разработана

стратегия и определены методы достижения поставленных целей, определены

ожидаемые результаты и показатели, по которым оценивается эффективность

реализации проекта. Необходимой частью проекта является рабочий план его

реализации и предложения по дальнейшему развитию проекта. Бюджет проекта

должен включать подробную смету и детальные комментарии по каждой статье

расходов, а также информацию по всем источникам финансирования.

Предъявляемые требования к разработке любого социального проекта, в

том числе - в сфере культуры, требуют от его разработчиков наличия

определенных знаний и умений, таких как:

* владение информацией по разрабатываемой проблеме и возможность

постоянно обновлять имеющуюся информацию;

* владение информацией о потенциальных спонсорах, благотворительных и

иных фондах, грантодателях как в своем регионе, так и за рубежом;

* владение хотя бы основами юридических и экономических знаний,

необходимых для заключения договоров, оформления деловых бумаг и т.п. или

наличие возможности привлечь для работы необходимого специалиста;

* умение привлечь финансовые и иные ресурсы как бюджетные, так и

внебюджетные, т.е. иметь навыки деятельности в области фандрайзинга /26/.

Всем перечисленным требованиям удовлетворяет областное управление

культуры, оно и берет на себя функции разработчика и координатора проектов

в основном - не локального характера.

Основные трудности, с которыми сталкиваются специалисты управления

культуры - это привлечение дополнительных финансовых и иных ресурсов.

Проанализировав многочисленные и в большинстве своем - неудачные попытки

привлечь предпринимателей, ряд благотворительных фондов к финансированию

отдельных мероприятий, приходим к выводу о том, что умение привлечь деньги

- это, своего рода, искусство. Главная причина неудач кроется в отсутствии

профессионального подхода, незнании форм, методов фандрайзинга. Это

объясняется тем, что подобная деятельность у нас зачастую носит

эпизодический характер и поэтому не приводит к накоплению опыта и его

систематизации. Сделав для себя вывод о том, что к поиску дополнительных

источников финансирования необходим профессиональный подход, специалисты

областного управления культуры ознакомились с основами фандрайзинга,

изучили имеющуюся литературу, опыт коллег из близлежащих городов и

областей.

Результаты такой работы можно наглядно проследить на примере

деятельности по сохранению и пропаганде творческого наследия выдающего

композитора, пианиста и дирижера С.В.Рахманинова, имя которого неразрывно

связано с тамбовской землей. На протяжении 27 лет Сергей Васильевич

приезжал в село Ивановка Тамбовской губернии, где им были созданы все самые

значительные музыкальные произведения и,естественно, мы глубоко чтим его

память.

В контексте данной дипломной работы нет необходимости детально

представлять все мероприятия, которые проводились и проводятся в честь

знаменитого соотечественника, наша цель - показать происходящие изменения в

подходах к организации данной деятельности.

В 1982 году был открыт музей С.В.Рахманинова в Ивановке, в 1986г. он

переименован в Музей-усадьбу, а в 1995г. восстановлен Белый дом (это был

единственный в России строящийся музей). В 1982 году в Тамбове состоялся I

музыкальный фестиваль имени С.В.Рахманинова, после чего он становится

ежегодным и немного позднее - международным. Кроме этого, с 1987 года

начинают действовать Международные курсы высшего пианистического

мастерства, в которых принимают участие музыканты из ближнего и дальнего

зарубежья. Организация и проведение таких значительных мероприятий

международного уровня до начала 90-х годов финансировались Министерством

культуры СССР.

В последние годы средства из федерального бюджета на эти цели не

выделяются и все заинтересованные организации и учреждения во главе с

областным управлением культуры изыскивают возможные пути привлечения

дополнительных финансовых средств. Было принято решение о разработке

проекта "Культурно-образовательный Центр С.В.Рахманинова как средство

вхождения в мировую музыкальную культуру". В настоящее время реализуется

первый этап проекта.

Целью проекта является создание культурно-образовательного Центра

С.В.Рахманинова, осуществляющего комплексную деятельность по сохранению

творческого наследия и интеграции российского исполнительского искусства в

мировую музыкальную культуру.

Задачи проекта:

* организовать культурно-образовательный Центр С.В.Рахманинова на базе

Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им.

С.В.Рахманинова;

* выявить и обосновать стратегические направления деятельности Центра;

* разработать организационную структуру и определить рабочие схемы

взаимодействия участников Центра;

* обеспечить индивидуально-творческую многоуровневую учебную, научную

и методическую подготовку специалистов, соответствующую интересам,

возможностям и потребностям студентов, а также социальному заказу

общества;

* создание условий для обмена опытом с заинтересованными

образовательными и культурными учреждениями и организациями по сохранению и

развитию творческого наследия выдающегося деятеля культуры и искусства,

взаимного обогащения историческими и культурными традициями.

Механизмы реализации:

* поиск постоянных зарубежных партнеров в сфере музыкально-

педагогического образования, научных исследований;

* создание информационной сети, издательской базы на основе

современных информационных технологий и средств коммуникаций;

* разработка образовательной программы и дидактических концепций,

таких как: овладение иностранными языками (по выбору) с ориентацией на

специальность; двусторонние и многосторонние семинары, зарубежная практика,

обмен исполнителями и дирижерами;

* организация маркетинговой службы в области образовательных услуг.

Ожидаемые результаты первого этапа осуществления проекта связаны с

поиском отечественных, зарубежных и международных организаций,

заинтересованных в реализации проекта. Эти результаты должны

способствовать:

контактам с потенциальными партнерами;

поиску источников финансирования;

рекламной и информационной поддержке.

Дальнейшее развитие проекта предполагает развертывание процессов,

обеспечивающих реализацию проектной цели.

Разработанный проект позволил уже в первые годы установить деловые

контакты с Европейской ассоциацией педагогов-пианистов, Международным

Рахманиновским обществом, Троссингемской музыкальной школой (Германия).

Для проведения в 1998 году мероприятий, посвященных 125-летию

С.В.Рахманинова, Международных курсов, Международных юношеских конкурсов

пианистов, научно-практических конференций, являющихся отдельными

направлениями проекта, были привлечены средства Министерства культуры РФ,

Комитета по делам молодежи РФ, Комитета по культуре Московской области,

Фонда Сороса. Информационную поддержку оказывают отдел музыкальной критики

английской газеты "Дейли телеграф" (шеф отдела - Джеффри Норрис), газета

"Музыкальное обозрение", г.Москва.

В качестве генерального спонсора при восстановлении музея-усадьбы

Ивановки выступает АО "Трансинжстрой"(г.Москва).

Управление культуры администрации области, Тамбовский государственный

музыкально-педагогический институт им. С.В.Рахманинова, областное отделение

Рахманиновского общества имеют все основания считать, что ожидаемые

результаты первого этапа проекта были достигнуты, а формы и методы

совместной деятельности по привлечению дополнительных средств оправдывают

себя и являются основой для успешной реализации проекта в целом.

В настоящее время управление культуры администрации области является

основным или со-разработчиком нескольких проектов: "Сохранение и развитие

народных художественных промыслов на Тамбовщине", "Поддержка молодых

дарований и развитие художественного и культурологического образования",

"Развитие Центра российской кинематографии и кино", "Создание лазерного

диска "Виртуальный музей С.В.Рахманинова" и ряда других.

Модернизация организационно-управленческих отношений входит составной

частью в комплекс системных мер по развитию сферы культуры области,

сочетающих в себе принципы и приоритеты культурной политики, основные

направления модернизации сфер деятельности, финансовые ресурсы

преобразований и др. Одновременно усиливаются такие функции областного

управления культуры, как:

* информационные (создание информационных банков данных о состоянии,

перспективах развития культурно-досуговой деятельности в области, маркетинг

услуг в сфере свободного времени);

* функция финансирования текущей деятельности организаций культуры

областного подчинения и поддержки социокультурных локальных программ,

привлечения дополнительных финансовых и иных ресурсов;

* функция реорганизации сети культурно-досуговых учреждений, поддержки

и распространения передового опыта деятельности, формирования банка

инновационных идей.

Нам представляется, что организационно-управленческие отношения должны

строиться с учетом следующих основных положений:

* Необходимо четкое распределение полномочий и ответственности между

федеральным, областным и муниципальным уровнями управления в сфере

культуры.

* Отношения областного управления культуры с муниципальными органами

управления, отдельными субъектами культурной политики, должны строиться на

принципах социального партнерства.

* Должны развиваться и укрепляться "горизонтальные" связи,

межрайонный, межобластной и международный культурный обмен. Наряду с этим

необходимо сохранение культурной инфраструктуры в селах и малых городах.

* Учитывая, что управлению культуры приходиться постоянно организовывать

проведение культурных акций и крупных мероприятий, праздников, ярмарок,

представляется необходимым создание специального отдела в управлении

культуры для решения этих задач.

Анализируя сложившуюся в сфере культуры ситуацию, приходим к выводу,

что в условиях неустойчивости социальной среды имеет место резкое

ослабление управляемости системы. Остро встает проблема переосмысления

принципов управления и поиска новых приоритетов, а как результат -

формирования новых организационно-управленческих отношений в сфере

культуры.

Обобщая изложенное во второй главе, можно сделать следующие выводы. В

последние годы на территории всех субъектов Российской Федерации активно

ведется работа по формированию качественно новых региональных систем в

области культуры, пересмотру приоритетов и принципов региональной

культурной политики.

Анализ социокультурной ситуации в области (а от типичен для всей

России) дает основание говорить о том, что в новых условиях отдельные

категории населения оказываются не в состоянии самостоятельно обеспечить

удовлетворение своих культурных потребностей и реализовать свой культурный

потенциал. В итоге состояние духовности, нравов, исторической памяти все

больше приближается к кризисному. Прежде всего страдает система духовной

защиты населения, что приводит к увеличению числа асоциальных явлений.

Возникает реальная угроза не только моральному, но и физическому здоровью

нации.

Система управления не выполняет возложенные на нее функции, в

определенном смысле сегодня можно говорить о некотором размывании

ответственности органов государственной власти за состояние дел в сфере

культуры.

По Конституции управление отраслями социальной сферы находится в

ведении субъектов Федерации. Но поскольку 79 из 89 субъектов РФ получают

бюджетные субвенции, то размеры финансирования отраслей социальной сферы в

значительной мере зависят от решений, принимаемых Министерством финансов.

Между тем полномочия и ответственность между разными органами

государственной власти распределены нечетко. Ни Министерство финансов, ни

Правительство в целом не несет ответственности за изменения в объеме и

качестве социальных услуг населению. А местные органы власти снимают с себя

ответственность за ухудшение положения дел в сфере культуры, ссылаясь на

то, что большая часть налогов забирается в федеральный бюджет, а субвенции

из него сокращаются /45/.

Аналогичная ситуация воспроизводится во взаимоотношениях между

областными органами власти и администрациями городов и районов.

Однако, осознавая огромную созидательную роль культуры в деле

возрождения национального достоинства, укрепления морального и физического

здоровья нации, субъекты Федерации стремятся к сохранению на своей

территории имеющихся учреждений культуры, развитию их сети, к расширению

спектра предоставляемых услуг, в том числе и платных. Учреждения культуры,

областные и муниципальные органы управления ищут пути и средства выхода из

тяжелейшего финансового кризиса, используя для этих целей социологические и

маркетинговые исследования, фандрайзинг.

Как показывают проведенные исследования /28,29,38,43,56,57/ и опыт

работы управления культуры области - грамотное использование новых подходов

является необходимым условием не только полноценного внедрения рыночных

отношений в сферу культуры, но и гуманизации отношений в обществе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ проблем, связанных с формированием региональной культурной

политики, реформированием региональных систем управления культурой

показывает, что они имеют статус комплексного социокультурного явления.

Решение поставленных задач имело своей целью на основе опыта решения

управленческих, научных и технических проблем в сфере культуры отдельно

взятой области предложить и обосновать некоторые подходы к реформированию

региональной системы управления культурой.

Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать

следующие выводы:

1. Практика формирования государственной культурной политики базируется

на тезисе, что всякая политика - это реализация неких концептуальных

положений, воплощенных в целях соответствующего вида деятельности. В сфере

культуры цели также вытекают из концептуальных представлений о том, что

такое культура, какое место она занимает в жизни народа и государства,

каким законам подчиняется ее функционирование и развитие.

Вполне закономерно, что приоритеты в сфере культуры, опираясь на

концепцию культурной политики и ее целевые установки, тесно связаны с

текущей злобой дня и определяются конкретными политическими, социально-

экономическими и культурными реалиями своего времени.

Неотложных решений требует проблема обеспечения минимальных

государственных гарантий реализации конституционного права граждан на

участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к

культурным ценностям. Нельзя ограничиваться провозглашением такого права в

Конституции. Необходимо конкретизировать соответствующие обязательства

государства и четко определить финансово-экономические механизмы

обеспечения этих гарантий.

Государство должно стать стратегом культурного развития, не вмешиваясь

в нее непосредственно и не принимая решения за тех, кто является носителем

культурной деятельности. Задача стратега - организовывать, предвидеть,

координировать, при этом не заменяя собой деятелей культуры. Соответственно

государство должно взять на себя функции: а) охраны культурного наследия,

управления государственными учреждениями культуры, содействия

художественному творчеству; б) координации независимых инициатив в области

творчества, образования и распространения культуры; в) регулирования рынка

культуры, поддерживая художественное качество культурной продукции,

плюрализм, содействуя национальным компаниям в их конкурентной борьбе с

многонациональными корпорациями. С этой целью государство должно добиться

доверия, создать себе авторитет у работников индустрии культуры, художников

(особенно молодых), своих разнообразных партнеров по культурной

деятельности на региональном и местном уровнях.

2. Идет постепенное возрождение идеологии регионализма, становление

государственной региональной политики, основной смысл которой заключается в

переломе идеологии иждивенчества и зависимости от Центра (федеральных

органов власти), формирование опережающих технологий социально-культурного

и научно-технического развития в регионах России. Необходимость этого

процесса обусловливается развалом командно-административной системы

управления; несогласованностью государственных и региональных структур

управления в проведении рыночных реформ по вертикали и горизонтали и рядом

других.

В работе обоснована необходимость формирования региональной культурной

политики и новой системы управления культурой, которая вытекает из

ситуации, сложившейся в экономической, кадровой и социальной политике.

3. В работе сделан закономерный вывод, что происходящие в России

преобразования способствуют перемещению центра тяжести управленческой

деятельности в сфере культуры в регионы. Одновременно, проблема развития

региональной культуры не может быть решена без поиска новых, эффективных

форм взаимодействия органов власти и творческой интеллигенции, без

расширения и поиска новых форм и методов хозяйствования, источников

финансирования, без расширения круга лиц, заинтересованных и имеющих

возможность решать проблемы культуры. С изменением приоритетов региональной

культурной политики претерпевают изменения функции органов управления

культурой, на первый план выходят такие как информационная, аналитическая,

прогностическая, транслирующая, организующая, координирующая.

4. Изучение и обобщение результатов деятельности областного и

муниципальных органов управления культурой позволяют сделать вывод о том,

что реформирование организационно-управленческих отношений является

составной частью комплекса системных мер по развитию сферы культуры

области. Необходимость исследования организационно-управленческих вопросов

функционирования сферы культуры определяется прежде всего ее внутренними

противоречиями, связанными со сложностью перехода к гражданскому обществу с

рыночной экономикой. Реальным фактом становится множественность независимых

агентов культурной деятельности, с одной стороны, с другой - возникновение

и развитие новых эффективных организационных форм идет крайне медленно.

5. Результаты работы позволили сформулировать и обосновать ключевые

положения реформирования организационно-управленческих отношений

региональной системы управления: а) четкое распределение полномочий и

ответственности между федеральным, областным и муниципальным уровнями

управления в сфере культуры; б) построение отношений областного управления

культуры с муниципальными органами управления, отдельными субъектами

культурной политики, на принципах социального партнерства; в) развитие и

укрепление "горизонтальных" связей, расширение межрайонного, межобластного

и международного культурного обмена; г) сохранение культурной

инфраструктуры в селах и малых городах; д) расширение социологических и

маркетинговых исследований, фандрайзинга.

Проведенный анализ и обобщение теоретических исследований, обобщение

практического опыта работы как управления культуры Тамбовской области, так

и других краев и областей позволило нам подойти к разработке региональной

модели управления сферой культуры, рассматривая ее в структурном,

функциональном, управленческом аспектах.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Конституция Российской Федерации.- М.,Юридическая литература, 1993.

2. Закон Российской Федерации от 09.10. 1992г.N 3612-1 "Основы

законодательства Российской Федерации о культуре".

3. Закон РФ от 29.12.1994г.N 79-ФЗ "О библиотечном деле".

4. Закон РФ от 26.05.1996г.N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и

музеях в Российской Федерации".

5. Закон РФ от 22.08.1996г. N 126-ФЗ "О государственной поддержке

кинематографии Российской Федерации".

6. Указ Президента РФ от 12.11.1993г. N 1904 "О дополнительных мерах

государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации".

7. Указ Президента РФ от 01.07.97г. N 1010 "О мерах по усилению

государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации".

8. Постановление ГД ФС РФ от 05.03.97г. N 1189-2 ГД "О проекте федерального

закона "О творческих работниках и творческих союзах".

9. Постановление ГД ФС РФ от 26.12.97г. N 2069-ГД "О проекте федерального

закона "Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры

народов РФ)".

10. Постановление Правительства РФ от 19.06. 1996г.N 715 "О федеральной

целевой программе "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской

Федерации (1997-1999 годы)".

11. Постановление Правительства РФ от 23.11.1996г. N 1411 "Вопросы

Министерства культуры Российской Федерации".

12. Постановление Правительства РФ от 06.06.1997г. N 679 "Об утверждении

Положения о Министерстве культуры Российской Федерации".

13. Постановление Правительства РФ от 28.08.1997г. N 1116 "О дополнительных

мерах государственной поддержки народных худомыслов Российской Федерации".

14. Постановление Правительства РФ от 18.12.1997г. N 1561 "О концепции

развития кинематографии до 2005 года".

15. Концепция развития культуры и искусства Российской Федерации. Протокол

Правительства РФ от 14.09.1995г.

16. Закон Тамбовской области от 27.12.1995г. N 43-З "Об областных целевых

программах".

17. Закон Тамбовской области от 21.06.1996г. N 67-З "О библиотечном деле в

Тамбовской области".

18. Закон Тамбовской области от 16.12.1997г. N 147-З "О государственной

молодежной политике в Тамбовской области".

19. Постановление областной Думы от 24.06.1997г. N 754 "О Временном

положении "Об охране,реставрации и использовании памятников истории и

культуры Тамбовской области".

20. Постановление областной Думы от 16.06.1998г. N 137 "О Программе

сохранения и развития культуры и искусства в Тамбовской области на 1998-

1999 годы".

21. Постановление областной Думы от 25.09.1998г. N 185 "О программе

сохранения и развития киновидеообслуживания населения Тамбовской области на

1998-2006".

22. Постановление администрации области от 05.01.1996г. N 8 "Об утверждении

положения об управлении культуры администрации области".

23. Постановление администрации области от 20.05.96 г. № 318 "О коллегии

управления культуры администрации области".

24. Постановление администрации области от 07.07.97г. № 421 "О мерах по

социальной защите работников областных библиотек управления культуры

администрации области".

25. Актуальные направления совершенствования и перестройки управления в

сфере культуры.- М., НИИК, 1988.- С.18-28.

26. Баталов А.С. "Методические рекомендации по фандрайзингу, или полезная

информация для тех, кто заинтересован в дополнительных источниках

финансирования.//Первый Всероссийский конкурс "Лучшие пректы по

международному сотрудничеству в сфере образования. Сб.материалов и

рекомендаций.- М., 1998.- С.34-56.

27. Бренер О. Культурная политика и современная социокультурная

ситуация.Проект "Культура Автограда" // "Ориентиры культурной политики" -

1995,- №3.- С.3-33.

28. Востряков Л. Россия и ее регионы: приоритеты и новые принципы

региональной культурной политики // Панорама культурной жизни стран СНГ и

Балтии.- 1997.- №5- С.2-15.

29. Гафуров Ю.,Савина И. Создание сети многопрофильных культурно-

информационных центров как способа осуществления государственной культурной

политики на местном уровне //"Ориентиры культурной политики" - 1996,- №6.-

С.75-82.

30. Генисаретский О.И. Культурная политика:вызовы и ответы.//Панорама

культурной жизни стран СНГ и Балтии.- 1996 - №11.-

С.19-33.

31. Гуревич П.С. Философия культуры:Пособие для студентов гуманит. вузов.-

2-е изд.- М.: "Аспект Пресс", 1995.- С.17-24.

32. Дискин И.Е. Культура:стратегия социально-экономического развития.- М.:

Экономика, 1990.- С.58-63.

33. Доклад группы экспертов Совета Европы "Культурная политика Российской

Федерации" //"Русская культура вне границ" - 1997,- №5.- С.3-13.

34. Дубовицкий В.А. Государство и развитие культуры.- Минск: "Наука и

техника", 1989.- С.5-12.

35. Жидков В.С. Что такое культурная политика? //"Культура в современном

мире",- 1994г.,- №10,- С.53-60.

36. Зуев С.Е. Культурные сети (опыт проблемного анализа).//"Панорама

культурной жизни стран СНГ и Балтии.- 1997,- №5.

- С.3-19.

37. 200 лет Тамбовской губернии и 60 лет Тамбовской области: Ист.-

статист.сб. - Тамбов.,- 1997.- С.55,192-195.

38. Исакова Л. Белгородский "Атлас".//"Встреча".-1996- №3.- С.14-16.

39. Карпухин О.И. и др. Концептуальные основы новой культурной политики

государства. //"Диалог",- 1997,- N9,- С.32-36.

40. Карпухин О.И. Управление в культуре:проблемы функционирования и

совершенствования.//Социал.-полит.журн. -1996. - №2 -

С.26-39.

41. Культурология.Теория и история культуры.Учебное пособие.- М., ЦИНО,

1996.- С.3-69.

42. Мельников А.П.Селиванчик П.П.Научное управление культурой.-

Минск,"Университетское", 1988.- С.86-112.

43. Народная культура и возрождение духовных традиций Тамбовского края. :

Материалы обл.научн.-практ.конференции.- Тамбов,

1997.- 76С.

44. Обновление культуры:проблемы и перспективы.- М., РАУ,

1993.- С.29-36.

45. Онуфриенко Г.В.Модели культурной политики в условиях рынка.(Итоги

научно-информационного исследования).//Материальная база сферы

культуры:опыт решения управленческих,научных и технических проблем.- Научн.-

информ.сб.,- 1996.- С.3-11.

46. Организационно-управленческие нововведения в сфере культуры.- М.,

НИИК,1991.- С.43-47.

47. Организационно-экономические преобразования в сфере культуры:проблемы и

перспективы. - М., НИИК, 1990.- С.62-82.

48. Орлова З.А.Социальная политика в сфере культуры.//" Ориентиры

культурной политики" -1995,- №5.- С.3-19.

49. Первый всероссийский конкурс "Лучшие проекты по международному

сотрудничеству в сфере образования"// Сборник материалов и рекомендаций,

Москва, 1998.- 284С.

50. Резолюция парламентских слушаний "Об упорядочении социальной политики

государства в условиях выхода из кризиса и становления рыночной экономики"

Комитета по вопросам социальной политики Совета Федерации Федерального

Собрания Российской Федерации.

51. Справка Министерства культуры РФ о выполнении Федеральной программы

"Сохранение и развитие культуры и искусства (1993-1995гг.)"//"Ориентиры

культурной политики" - 1996.-№ 4.-

С.67-90.

52. Сорочкин Б.Ю. и др. Финансирование культуры в новых экономических

условиях.//"Ориентиры культурной политики" -

1995,- №1.- С.3-11.

53. Столяров И.А. Управление культурой:организационно-экономический

механизм.- М.,"Экономика", 1989.- С.42-95.

54. Устюжанина Л.В. Основы маркетинга услуг в сфере свободного

времени.//"Ориентиры культурной политики",- 1996, - №6,-

С.82-95.

55. Шишкин С.В. Экономика и управление в сфере культуры:поиск новых

моделей.- М., НИИК, 1992.- С.15-23.

56. Хрипченко В. Из аналитической записки о состоянии и деятельности

учреждений культуры и искусства Приморского края в 1995-1997 годах.//

"Встреча".- 1997.,- №11.- С.4-6.

57. Экономика и управление культурой.//Экспресс-информ.-Пути перестройки

системы управления в сфере культуры на территориальном уровне.- 1990,- №5.-

С.2-12.

58. Якобсон Л.И. Экономические методы управления в социально-культурной

сфере.- М.: Экономика, 1991.- С.23-54.

-----------------------

Начальник

управления

Заместитель

начальника по культпросветработе

Заместитель

начальника по

искусству

бухгалтерия

Отдел планово-финансовой

работы

Сектор организа-ционной и кадровой работы

Строительный отдел

Отдел по киновидеообслуживанию населения

ОНМЦ

Областные библиотеки

Инспекция охраны историко-культурного наследия

Метод. кабинет по учебным заведениям

Отдел искусства и культурных связей

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.