| |||||
МЕНЮ
| Управление культуры администрации областифинансирование, а также - определенное равенство с другими отраслями в государственном механизме и дает свободу инициативы /33/. Существование Министерства необходимо, поскольку государственный сектор в культуре сохраняет свою важность, существует значительное число учреждений культуры, находящихся под государственным управлением, а финансирование из небюджетных источников только формируется. В этой ситуации одним из приоритетных направлений деятельности органов государственного управления становится социальное регулирование. Оно необходимо прежде всего потому, что именно государство по Конституции приняло на себя роль гаранта в обеспечении принципа доступности для своих граждан источников удовлетворения культурных потребностей. Право человека свободно участвовать в культурной жизни само по себе недостаточно - культурную деятельность необходимо еще и стимулировать. Мировое сообщество осознало,что "культурное развитие должно в возрастающей мере стать заботой и долгом современного государства и всех других институтов,принимающих решения о стратегиях, программах,проектах общественного развития" /36/. Существуют два способа государственного финансирования культуры - прямое выделение бюджетных ассигнований и косвенное финансирование посредством выделения кредитов, предоставления налоговых льгот и т.д. В соответствии со ст.45 Закона РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", государство гарантирует создание условий для сохранения и развития культуры посредством прямого финансирования. В целях создания системы гарантированного государственного финансирования в законе закреплена минимальная доля (норматив) бюджетных ассигнований, направляемых на нужды культуры. Предусмотрено, что на эти цели ежегодно направляется не менее 2% средств республиканского бюджета и не менее 6% средств местных бюджетов. Однако данная норма не выполняется уже на стадии формирования бюджетов. Ниже приведены цифры (в процентах), выделяемые федеральным бюджетом на культуру по отношению к самому бюджету /52/: 1993 - 0,35% 1996 - 0,87% 1994 - 0,82% 1997 - 0,62% 1995 - 0,93% 1998 - 0,71% Ситуация еще более усугубляется тем обстоятельством, что даже эти средства выделяются не полностью. Практика исполнения бюджета последних лет показала,что бюджет перестал быть законом, в соответствии с которым осуществляется реальное финансирование. В 1997 - 1998 годах и эти средства, выделенные на культуру, не поступили в полном объеме из-за секвестирования федерального бюджета. Кризисное состояние культуры в Российской Федерации очевидно, хотя глубина духовной деградации и трудности ее преодоления, видимо, еще осознаны далеко не полностью. Достаточно оснований полагать, что не оценен в должной мере и громадный культурный потенциал России, который, вопреки всему, сохранился, а в некоторых отношениях и возрос. 1.2. Развитие законодательства в области культуры Мировая практика и отечественный опыт свидетельствуют об исключительной роли правового регулирования культурной жизни в любой стране и в особенности в переломные моменты общественного развития. Суть права в области культуры - это гарантии свободы культуры и культурной деятельности личности посредством гармонизации отношений различных субъектов культурной жизни личности, объединений граждан и государства. В современном мире правосознание в этой области учитывает необходимость участия государства в культуре посредством принятия на себя обязанностей гаранта ее свободы, материальной поддержки, защиты национального и культурного достояния, регулирования отношений собственности, обеспечения культурно-национальной автономии нацменьшинств, протекционизма в отношении особо одаренных граждан, новаций в области культуры, доступности культурной деятельности для социально-ослабленных групп населения (детей,пенсионеров, инвалидов) и т.д./51/. Развитие рыночной экономики, строительство новой российской государственности потребовали уделить особое внимание формированию правового пространства деятельности в сфере культуры. Тем более, что до 1992 года мы имели лишь один специальный закон, регулирующий отношения в сфере культуры. Это Закон "Об охране и использовании памятников истории и культуры", принятый в 1978 году. В 1992 году были приняты "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", в которых впервые в развернутом виде определены права и свободы человека, народов и этнических общностей в области культуры. Установлены обязанности государства в области культуры, уточнено разделение компетенции между федеральными органами государственной власти,органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, определены принципы государственного финансирования культуры и регулирования экономической деятельности в этой сфере, основы участия в международных культурных обменах. Принятие "Основ законодательства" стимулировало интенсивную нормотворческую деятельность в сфере культуры. С 1992 года начинается наработка законодательной базы. Многолетняя практика работы автора в сфере культуры, постоянный анализ позволяют выделить ряд наиболее значимых и необходимых для развития отрасли федеральных законов и программ. Закон РФ от 29.12.94г. N 79-ФЗ О библиотечном деле" явился правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в Российской Федерации. Он установил принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность.Закон регулирует общие вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между государством, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области библиотечного дела в соответствии с принципами и нормами международного права. Действие настоящего Федерального закона распространяется на библиотеки, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов, а в части регулирования вопросов сохранения и использования библиотечных фондов как части культурного наследия народов Российской Федерации - на все библиотеки независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Учитывая большой вклад государственных библиотек в развитие отечественного просвещения, науки и культуры и необходимость дальнейшего повышения их роли в жизни общества, Указом Президента РФ в 1995 году был установлен общероссийский день библиотек, который отмечается 27 мая. Это единственный профессиональный праздник работников культуры. Закон РФ от 26.05.96г. N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" определяет особенности правового положения музейного фонда РФ, а также особенности создания и правовое положение музеев в РФ. В развитие этого закона Постановлением Правительства РФ 12 февраля 1998 года N 179 были утверждены Положение о музейном фонде Российской Федерации, Положение о государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, Положение о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации. Указ Президента РФ от 01.07.96г. N 1010 "О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации" определил стратегические направления развития дальнейшей правовой базы культурной сферы. Программе "Развитие и сохранение культуры и искусства в РФ (1997-1999 годы)" присвоен статус президентской, учреждено 100 грантов Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения, повышены стипендии для выдающихся деятелей культуры и искусства, рассмотрены вопросы о передаче собственности, образован Совет при Президенте РФ по культуре и искусству. В октябре 1996 года утверждено Положение о данном Совете, его состав. Это постоянно действующий консультативный орган, информирующий Президента РФ о процессах, происходящих в области культуры и искусства и обеспечивающий взаимодействие Президента Российской Федерации с организациями и деятелями культуры и искусства. Одна из основных задач Совета - подготовка предложений Президенту РФ по определению направлений государственной политики в области культуры и искусства и конкретных мер по ее реализации. Кинематография России является неотъемлимой частью культуры и искусства, должна сохраняться и развиваться при поддержке государства. Закон РФ от 22.08.96г. №126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии в Российской Федерации" определил основные направления деятельности государства по сохранению и развитию кинематографии и установил порядок государственной поддержки кинематографии. В целях дальнейшего развития отрасли Постановлением Правительства РФ 18 декабря 1997 года принимается Концепция развития кинематографии Российской Федерации до 2005 года. Важное место в правовой сфере культуры занимает Постановление ГосДумы ФС РФ от 05.03.97г. N 1189-2 ГД "О проекте Федерального Закона "О творческих работниках и творческих союзах". Этого закона давно ждут все работники культуры и искусства. Он должен определить правоотношения государства с творческими работниками литературы и искусства, а также порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации их творческих союзов. Цель закона - обеспечить правовые гарантии и способствовать деятельности творческих объединений в интересах развития литературы и искусства, сохранения художественных школ и традиций, повышения престижа творческих профессий в обществе, защиты прав творческих работников на свободное самовыражение, правовые, материальные, социальные и иные гарантии их конституционных прав. Закон должен определить правовой статус творческого работника, а также правовой статус специфического вида общественного объединения - творческого союза, порядок его создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, его правоотношения с органами государственной власти и органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими и физическими лицами. К сожалению, работа над проектом закона идет очень трудно, до настоящего времени он не принят. В 1992-1993 годах возникали острые проблемы в связи с передачей памятников истории и культуры в собственность Церкви. Нередко выселяемым из этих зданий учреждениям культуры не предоставлялись необходимые для продолжения их работы помещения. В мае 1994 годы было принято постановление Правительства, устанавливающее порядок передачи религиозным объединениям имущества, относящегося к федеральной собственности. Этот порядок учитывает интересы учреждений культуры и обеспечения охраны историко-культурного наследия. Например, в Тамбовской области областной краеведческий музей, расположенный в Покровском кафедральном соборе с 1937 года, был переведен в здание бывш.Дома политпросвещения. Среди наиболее значимых документов, принятых Правительством, следует выделить также: "Положение о лицензировании отдельных видов деятельности на памятниках истории и культуры"; "Положение о порядке приватизации памятников истории и культуры"; "Положение об основах хозяйственной деятельности организаций культуры и искусства". Принятие последнего положения имеет особое значение. До этого учреждения культуры работали согласно документу, принятому еще в 1989 году комиссией под руководством Л.И.Абалкина при Совете Министров России. После принятия множества законодательных актов об основах хозяйствования в условиях рыночной экономики крайне важно было юридически закрепить те права, которыми сейчас пользуются учреждения культуры. Это и было сделано благодаря принятию нового положения. 1.3. Реализация программно-целевого подхода при осуществлении государственной культурной политики Российская Федерация является государством, уникальным по степени территориальной, социально-экономической и этнической мозаичности. В последние годы интенсивно разрушались действовавшие в течение длительного времени системы отношений, обеспечивающих территориальную целостность и управляемость развитием страны. Происходит локализация социально- культурного развития, которая создает ситуацию увеличивающейся социально- культурной дифференциации жителей разных частей страны и становится фактором ослабления общероссийской государственности /51/. Размывание вертикальных хозяйственных и управленческих связей требует поиска новых интеграционных механизмов, которые способны предотвратить нарастание социально-экономического развала, позволят сохранить целостность государства и усилят потенциал его развития. Масштабные изменения в политике и экономике, в социально-экономическом положении разных групп населения сопровождаются усилением социальной напряженности, потерей многими людьми ценностных ориентиров, развитием процессов социальной дезинтеграции. Все актуальнее становится потребность в формировании нового "ценностного восприятия" происходящих перемен /39/. Как показывает реальная практика, происходящее в нашей стране развитие религиозной деятельности не снимает эту проблему. Необходимо формирование новых ценностей, адекватных характеру и глубине происходящих перемен, обеспечивающих сглаживание социального напряжения и интеграцию разных социальных и территориальных групп как граждан единого государства. В противном случае будет нарастать общественное недовольство и будут постепенно усиливаться тенденции социально-культурной и государственной дезинтеграции. И именно сфера культуры может и должна стать в нашем обществе таким интеграционным механизмом. Она оформляет и предопределяет новые цели и ценности общественной жизни и может способствовать формированию нового "ценностного восприятия" происходящих перемен, а значит и отношения к власти, осуществляющей политику перехода к демократическому государству с рыночной экономикой. В качестве важнейшей цели политики государства в сфере культуры было определено сохранение накопленного культурного потенциала и системы государственных институтов, обеспечивающих культурную деятельность. На достижение этой цели была направлена федеральная целевая программа "Сохранение и развитие культуры и искусства (1993-1995 годы)" (продлена на 1996 год постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996г. N 541 "О продлении сроков реализации федеральных целевых программ на 1996 год"). Сфера куль- туры оказалась первой среди отраслей социальной сферы, для которой была разработана и принята специальная федеральная программа. Это программа была по своей сути программой охранительной. Важно было защитить культуру и искусство, защитить организации и работников отрасли в период, когда ведущие политики многим готовы были пожертвовать ради чисто экономических реформ. Федеральная программа разрабатывалась на рубеже 1992/93 годов, когда стало очевидным, что преодоление кризисного состояния экономики России потребует не одного года. В условиях продолжающегося спада производства и значительного сокращения бюджетных возможностей государства над сферой культуры нависла серьезная угроза. Поэтому разработка и принятие федеральной программы должны были решить две основные задачи. Во-первых, определить цели и приоритетные направления культурной политики государства в кардинально изменившейся политической и социально-экономической ситуации. Во-вторых, установить гарантии поддержки государством сферы культуры в сложный период перехода к рыночной экономике. Задачи, перечисленные как самые приоритетные, были в основном решены.Она была построена по предметно-тематическому принципу: ее части соответствовали определенным секторам сферы культуры. Однако приоритеты реализации отдельных подпрограмм, отдельных направлений в рамках подпрограмм не были четко установлены. Это и способствовало тому,что фактически выделяемые из бюджета средства "размазывались" и расходовались неэффективно. Социально-экономическая ситуация в стране не позволяла в короткие сроки разрешить сложный комплекс проблем, стоящих перед российской культурой. Ряд задач остался нереализованным из-за недостаточного финансирования и сохранил свою актуальность. Эти факторы были учтены разработчиками при подготовке новой программы. В 1995 году Министерство культуры РФ инициировало разработку Концепции развития культуры и искусства Российской Федерации, которая определила генеральное направление государственной культурной политики на новом этапе политического и социально-экономического развития России. Основные положения Концепции получили одобрение Правительства (протокол от 14 сентября 1995 года) и на их основе разработано и принято Постановление Правительства РФ от 19.06.1996г. N 715 "О федеральной целевой программе развития и сохранения культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999 годы)". Выдвинулся ряд новых задач в сфере культуры,которые потребовали корректировки сложившихся в предшествующий период приоритетов. Главные акценты перенесены с задач сохранения ранее накопленного культурного потенциала на задачи его дальнейшего развития. Программа исходила из фундаментального значения отечественной культуры в жизни государства и общества. При этом культура рассматривается не только как один из институтов общественного сознания, но и как целостная система духовных ценностей, влияющих на все сферы государственной и общественной жизни. В условиях светского демократического государства именно культура берет на себя задачу сохранения духовных, нравственных ориентиров народа /10/. Программа ориентирована на достижение долгосрочных целей культурной политики государства. Важнейшими из них являются: формирование идеологических и нравственных основ демократического правового государства, в том числе уважения свободы творчества и инакомыслия, гражданственности и патриотизма; создание условий для развития и воспроизводства творческого потенциала общества; сохранение культурных традиций народов Российской Федерации, формирование неискаженного исторического сознания, создание единого культурного пространства страны. Для достижения поставленных целей Программа предусматривает решение следующих приоритетных задач: поддержка развития всех видов и жанров современной культуры и искусства, создание благоприятных условий для широкого доступа всех социальных слоев к ценностям отечественной и мировой культуры; сохранение историко-культурного наследия России и его использование как важного фактора морально-нравственной консолидации народов страны; |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|