рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Типы и формы государства

обладают как государственным , так и национальным суверенитетом.

Специфика территориально-национальной федерации состоит в том , что

такое государство должно не только интегрировать , но и дифференцировать

интересы всех субъектов , как национальных , так и территориальных.

Конфедерация – временный юридический союз суверенных государств ,

созданный для обеспечения их общих интересов.

1. Конфедерация не имеет своих общих законодательных , исполнительных и

судебных органов , характерных для федерации.

2. Конфедерация не имеет единой армии , единой системы налогов , единого

гос. бюджета.

3. Конфедерация сохраняет гражданство тех государств , которые находятся во

временном союзе.

4. Конфедеративные государственные органы могут договорится о единой

денежной системе , единых таможенных правилах , единой межгосударственной

кредитной политике на период существования данного государственного

образования.

5. Конфедеративные государства недолговечны . Они или распадаются по

достижению общих целей или превращаются в федерации ( Германский союз

1815-1867 гг., Швейцарский союз 1815-1848гг., Австро-Венгрия 1867-

1918гг.)

Содружество – весьма редкое , еще более аморфное , чем конфедерация ,

но тем не менее организация. Объединяющие их признаки могут касаться

, во-первых , экономически ( одинаковая форма собственности ,

интеграция хозяйственных связей , единая денежная система и др.) , во-

вторых , права ( уголовного , гражданского , процессуальных норм , сходство

имеет и правовой статус гражданина) , в-третьих , языка , в-четвертых ,

культура (иногда культурная общность имеет единое происхождение , иногда

достигается путем взаимообогащения , или даже привнесения и ассимиляции

иных , чужеродных элементов ) , в-пятых , религии (но не всегда). Но

содружество – это не государство , а своеобразное объединение независимых

государств . В основе содружества , как и при конфедерации , могут лежать

межгосударственный договор , декларация и другие юридические документы .

Цели , выдвигаемые при создании содружества , могут быть различными . Они

затрагивают важные интересы государств , что не позволяет их отнести к

разряду второстепенных . Члены содружества – это полностью независимые ,

суверенные государства , субъекты международных отношений.

Межгосударственные объединения знают и такую форму , как сообщество

государств . В основе сообществ лежит межгосударственный договор .

Сообщество является еще одной своеобразной переходной формой к

государственной организации общества. Оно в большинстве случаев усиливает

интеграционные связи государств , входящих в сообщество , и эволюционируют

в сторону конфедеративного общества ( Европейские сообщества ).

В сообществе может быть свой бюджет ( Формируемый из отчислений

членов – государств ) , надгосударственные органы. Сообщество может иметь

цель выровнять экономику и научно-технический потенциал государств ,

входящих в него , упростить таможенные , визовые и др. барьеры.

Надо подчеркнуть , что не следует межгосударственные объединения -

конфедеративные содружественные формы – принимать догматически . В реальной

жизни эти формы могут иметь самый широкий спектр , давать такие сочетания ,

как конфедеративно – федеративные , когда в одних областях между

государствами осуществляются федеративные , а в других – конфедеративные

связи. Или , например , давать сочетания унитарно – федеративных

государственных образований ( Например , в России в состав входят

республика и вместе с тем она имеет четкое административно-территориальное

устройство). Как и в других , в данном случае теория государства и права

выделяет и рассматривает самое типичное , основное , что характеризует те

или иные реальные формы устройства государств.

Межгосударственные формы делятся на два вида : добровольные и

насильственные.

2.3 Понятие и виды форм государственного режима

Форма государственного режима представляет собой совокупность

способов и методов осуществления власти государством. Государственный режим

– важнейшая часть политического режима , существующего в обществе.

Современная теория государства различает два основных типа

политических режимов : демократический и тоталитарный. Эта

классификация восходит еще к Платону, выделявшему, помимо

«наилучшего государства», тимократию (господство благородных воинов),

олигархию (правление богатых семей), демократию и тиранию;

последняя, если пользоваться современной терминологией, есть

тоталитаризм .

Тимократия и олигархия были историей преодолены ( первая

- полностью, вторая - частично), а демократический и тоталитарный

режимы превратились ныне в господствующие формы. Их современное

толкование отличается от платоновского. Государствоведческая мысль ХХ

века противопоставляет демократию как политическую форму,

обеспечивающую прогресс, тоталитаризму как воплощению политической

реакции, тогда как у Платона обе они суть формы вырождения

«наилучшего государства». Правда, тирания ( платоновский

эквивалент современного тоталитарного режима), в этой градации

занимает последнее место и потому страдает наибольшей

вырожденностью.

Общий ход процесса вырождения, по Платону, таков.

«Наилучшее государство» - идеал, отличающийся стабильностью.

Тимократия отличается от него прежде всего элементом нестабильности:

некогда единый патриархальный класс расщепляется под воздействием

собственнических интересов и конкуренции. «Скопление золота в

кладовых у частных лиц губит тимократию, - говорил Платон, - они

прежде всего выискивают, на что бы его употребить, и для этого

перетолковывают законы, мало считаясь с ними». Возникает конфликт

между добродетелью и богатством. «Когда устанавливаются порядки, по

которым к власти не допускаются те, у кого нет определенного

имущественного ценза, побеждает олигархия, держащаяся на вооруженной

силе или запугивании», т.е. посредством политического насилия, как

сказали бы мы сегодня. Возникновение олигархии создает предпосылки

для начала гражданской войны между олигархиями и беднейшими слоями.

Социальная междоусобица, если в ней побеждают бедняки, приводит к

демократии, в результате чего противники уничтожаются или

изгоняются, остальные уравниваются в гражданском состоянии и

возможностях занимать государственные должности. Устанавливается

«царство свободы» и как следствие этого - беззаконие. Реакцией на

истолкованную таким образом демократию является тирания - незаконная

власть одного /10,стр.550/. Сравнение платоновской концепции

политических режимов (государств) с современным государствоведением

свидетельствует, что в ней содержится в зародыше практически все

элементы политической мысли, при помощи которых и сегодня

формируются политические теории : типология политических режимов

(государств), их историческая последовательность, закономерность их

смены, формы перехода от одного типа государства к другому

(например, революция, гражданская война), и даже указание на

источники исторических изменений, среди которых Платон обозначает и

то, что позднее марксисты назвали классовой борьбой.

Политический режим демократического типа имеет своей

социально - экономической предпосылкой существование суверенных

индивидуальных субъектов, являющихся собственниками экономических

условий своей жизни и строящих отношения друг с другом на основе

обмена и договора.

Политическими предпосылками этого режима являются:

1) отсутствие единой, обязательной для всех государственной

официальной идеологии, которая однозначно определяет цель

общественно - исторического развития, а иногда и политические

средства ее достижения;

2) наличие свободно формируемых внегосударственных политических

партий, отражающих социальную дифференциацию гражданского

общества;

3) ограничение политической роли партий участием в выборах, на

которых они выступают с разработанной избирательной программой,

отражающей интересы представляемой партией социальной группы

гражданского общества;

4) функционирование политической системы, предполагающей борьбу,

конкуренцию политических партий, соглашение между ними, образование

коалиций политических сил, которые стремятся к парламентскому

большинству и получению решающей роли в государственном

управлении; предполагается, что возникающая таким образом

политическая борьба есть отражение социально - экономической

конкуренции внутри гражданского общества;

5) существование не определяющего государственную политику и потому

не несущего за нее ответственность меньшинства, в функцию

которого входит оппозиционная политическая деятельность, разработка

альтернативных программ общественного развития, позитивная критика

государственного руководства, идеологическая и кадровая подготовка

его смены;

6) наличие политических свобод (гласность, свобода слова, печати,

уличных шествий, демонстраций , митингов, протестов и т.д. и

т.п.), при помощи которых суверенные объекты гражданского

общества осуществляют свою самодеятельность в сфере политической

жизни.

Реализация этих предпосылок делает политический режим

демократическим.

Главное в политическом режиме - порядок и условия

формирования государственной власти. Условия демократии обеспечивают

в этом процессе решающую роль народа. Демократический режим делает

возможной последовательно определяющую связь населения с партиями,

партий через периодически проводящиеся выборы с представительной

властью, представительной власти с властью исполнительной. Такой

порядок считается главным достоинством демократического

политического режима, т.к. обеспечивает систематическую смену

правителей мирным, ненасильственным путем.

Политический режим тоталитарного типа таким преимуществом

не обладает. Для него характерно насильственное навязывание

населению общественных порядков, чьи модели разработаны на основе

единой идеологии. Господство этих порядков достигается посредством

монопольного тоталитарного контроля над политикой, экономикой,

культурой и бытом. Идеологическое и организационное единство

обеспечивается политическим господством Партии, возглавляемой Вождем.

Она подчиняет себе государство. В ее руках находятся средства

массовой информации, печать. В методах управления преобладает

политическое и физическое насилие, полицейский и жандармский террор.

Подобные свойства, казалось бы, исключают возможность

ненасильственной смены тоталитарной власти. Однако, как показал

опыт Чехословакии, Венгрии, во многом Польши и, быть может, СССР,

тоталитарный политический режим способен к самоизменениям с

постепенным и относительно мирным переходом к посттоталитарному, а

затем, по-видимому, и к демократическому. Во всяком случае такого

рода переход успешно осуществлен в Испании, Греции, Чили,

отказавшихся от фашистских режимов и выбравших демократический путь

развития.

Политический режим авторитарного типа - третий его вид,

зафиксированный современной теорией государства. Он является

промежуточным между тоталитарным и демократическим режимами,

переходным от одного к другому. При этом переход может

осуществляться как в сторону демократии, так и в сторону

тоталитаризма.

Переходный, промежуточный характер авторитарного режима

определяет «размытость», нечеткость многих его свойств. В нем можно

наблюдать черты и тоталитаризма, и демократии. Главная его

особенность состоит в том, что государственная власть не имеет

тоталитарного характера и не достигает полного контроля над всеми

сферами экономической, политической и культурной жизни. В нем нет

единой государственной обязательной для всех идеологии, которая

заменяется идеологическими конструкциями типа теории национального

интереса, идеями патриотизма и т.п. Управление осуществляется не

столь жесткими, как при тоталитарном режиме, средствами. Массовый

террор отсутствует.

Авторитарные политические режимы появляются на авансцене

истории тогда, когда власти намерены приступить к коренным

реформам общественного строя и осуществить «революцию сверху»

(например, переход в Испании от фашистского строя к

демократическому в последний период правления каудильо Франко,

начатая в СССР в 1985 г. перестройка происходили в условиях

авторитарных режимов).

Следует иметь в виду, что классификация политических

режимов в теории государства рассматривает именно их типы, которых

в чистом виде в реальной истории не существует.

Политический режим как элемент формы государства

обусловливает и остальные характеристики государственного устройства,

в первую очередь влияя на форму правления.

По другой классификации существуют другие антидемократические режимы,

имеющие следующие признаки:

- Во – первых , главное , что определяет характер государственной власти ,

это соотношение государства и личности . Если государство в лице его

различных органов подавляет личность , ущемляет его права , препятствует

ее свободному развитию , то такой режим называется антидемократическим .

- Во-вторых , характеризуется полным ( тотальным ) контролем государства

над всеми сферами общественной жизни.

- В-третьих , свойственно огосударствление всех общественных организаций (

профсоюзов , молодежных , спортивных и т.д. ).

- В-четвертых , личность в антидемократическом государстве фактически

лишена каких – либо субъективных прав , хотя формально они могут

провозглашаться даже в Конституции.

- В-пятых , реально существует примат государства над правом , что является

следствием произвола , нарушением законности , ликвидации правовых начал

в общественной жизни.

- В-шестых, характерный признак _ всеохватывающая милитаризация

общественной жизни, наличие огромного военно – бюрократического аппарата

, военно – промышленного комплекса , довлеющего над мирной экономикой.

- В-седьмых, антидемократический режим игнорирует интересы национальных

государственных образований , особенно национальных меньшинств.

- В-восьмых, антидемократическое государство во всех разновидностях не

учитывает особенностей религиозных убеждений населения . Отрицает

полностью религиозное мировоззрение или отдает предпочтение одной из

религий.

Деспотический режим ( от греческого “despotic” – неограниченная

власть ) . Этот режим характерен для абсолютной монархии , когда власть

осуществляется исключительно одним лицом , становящимся деспотом .

Деспотизм возник в древности и характеризовался крайним произволом в

правлении , полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его

подданных , отсутствия правовых и моральных начал в управлении.

При деспотии осуществляется жесткое подавление любой

самостоятельности, недовольства , возмущения и даже несогласия подданных.

Тиранический режим также основан на единоличном правлении . Однако в

отличии от деспотии , власть тирана устанавливается насильно ,

захватническим путем , часто смещением законной власти с помощью

государственного переворота. Она лишена правовых и нравственных начал ,

построена на произволе , подчас терроре о геноциде.

Авторитарный режим . Использование насилия становится характерным для

авторитарного режима . Вот почему государство не может существовать без

опоры на полицейский и военный аппараты. Суд в таком государстве –

вспомогательный инструмент , поскольку широко используются внесудебные

органы принуждения людей. Оппозиции при авторитаризме не допускается. В

политической жизни могут участвовать и несколько партий , но все партии

должны ориентироваться на линию , выработанную правящей партией, в

противном случае они запрещаются. Оппозиционеры , как организации , так и

граждане жестоко наказываются . Власть применяет к инакомыслящим законные и

незаконные методы расправы. Личность в авторитарном государстве фактически

не может пользоваться конституционными правами и свободами , даже если они

и провозглашаются формально , т.к. отсутствует механизм их реализации. Она

лишена гарантий своей безопасности и взаимоотношений с властью.

Авторитарная власть признает , что доверие народа – великая сила , и

поэтому она культивирует фанатизм в массах по отношению к себе , используя

демагогию и превращение населения в простой объект манипуляций.

Либерально – демократический, как разновидность демократического

обусловливается прежде всего потребностями товарно-денежной , рыночной

организации экономики. Рынок требует равноправных , свободных , независимых

партнеров . В либерально-демократическом обществе провозглашаются свобода

слова , мнений , форм собственности , дается простор частной инициативе.

Права и свободы не только закрепляются в конституции , но и становятся

осуществимыми. Таким образом , экономическую основу либерализма составляет

частная собственность.

При либерализме власть формируется путем выборов , исход их зависит и

от финансового положения партий.

Либеральный режим может существовать только на демократической

основе, он вырастает из собственно демократического режима.

Собственно демократический режим ( “demarcate”- народовластие ) – это

одна из разновидностей либерального режима , основанного на признании

равенства и свободы всех людей , участии народа в управлении государством.

Конкретно режим демократического государства выражается в следующем :

1. Во-первых , такой режим предоставляет свободу личности в сфере

экономической деятельности , которая составляет материальную основу

благополучия.

2. Во-вторых , реальная гарантированность личных прав и свобод гражданина ,

его возможность выражать собственное мнение .

3. В-третьих , создает эффективные механизмы прямого воздействия населения

страны на характер государственной власти.

4. В-четвертых , личность защищена от произвола , беззакония , т.к. ее

права находятся под постоянной защитой органов правосудия .

5. В-пятых , демократическая республика является следствием реального

разделения властей , как в унитарных , так и в федеративных государствах.

6. В-шестых , демократическая власть в одинаковой мере учитывает интересы

меньшинства и большинства , индивидуальные и национальные особенности

населения.

7. В-седьмых , демократические методы государственного властвования

позволяют преодолевать возникающие социальные противоречия , обеспечивая

компромисс между органами государственными органами и гражданами.

8. В-восьмых , основным принципом деятельности демократического государства

является плюрализм.

9. В-девятых , демократический государственный режим базируется на законах

, которые отражают объективные потребности развития личности и общества ,

поэтому он обеспечивает стабильный правопорядок , низкий уровень

преступности .

Таким образом , форма государства может быть понята только в единстве

трех составляющих элементов : форма правления , форма государственного

устройства и форма государственного режима . Изменения , происходящие в

современном цивилизованном мире , безусловно , потребуют корректировки.

3. Терминология

|абсолютизм |-форма феодального государства, при которой |

| |монарху принадлежит неограниченная верховная |

| |власть |

|аристократия |-форма государственного правления, при которой |

| |власть принадлежит представителям родовой знати |

|бюрократия |-специфическая форма социальных организаций в |

| |обществе, в которых центры исполнительной власти |

| |практически независимы от большинства их членов, |

| |слой, оторванный от масс и стоящий над ними |

|вотум |-мнение, выраженное голосованием |

|деспотия |-форма самодержавной неограниченной власти |

|иерархия |-расположение частей или элементов целого в |

| |порядке от высшего к низшему |

|олигархия |-режим, при котором политическая власть |

| |принадлежит узкой группе лиц |

|статус |-правовое положение гражданина или юридического |

| |лица |

|субъект права |-физ. или юридическое лицо, наделенное по закону |

| |способ- ностью иметь права и принимать на себя |

| |юр. обязанности |

|типология |-научный метод, основа которого - расчленение |

| |систем объектов и их группировка с помощью |

| |обобщающей модели или типа |

|тирания |-власть, установленная насильственным путем и |

| |основанная на единоличном правлении |

Заключение

В заключении я хочу сказать что бывший СССР как тоталитарное

государство пошло по пути развития формы государаства, - крайне

противоположному- демократии. Для лучшего понимания сути процессов

перехода к новой России рассмотрим возможные варианты форм

посттоталитарного государства их особенности и перспективы.

Парламентская республика, скорее всего, окажется

недееспособной. В парламенте, сформированном не на партийной, а на

индивидуальной основе, вряд ли сложится устойчивое большинство и

оппозиция. Фракционная структура находится в зачаточном состоянии :

политические течения не устоялись, фракции малочисленны, количество

их велико, а персональный состав подвижен, внутрифракционная

дисциплина отсутствует, межфракционные отношения нестабильны. В таких

условиях неизбежны постоянные правительственные кризисы (если

правительство вообще удастся сформировать), частые смены кабинета, а

следовательно, и курса. Общество может совсем потерять

управляемость, а там недалеко и до реставрации тоталитаризма.

В президентской республике правительство более независимо

от раздираемого противоречиями парламента, а потому способно к

радикальному реформированию. Президентская республика также

соответствует традициям посттоталитарных обществ, но в этом и

кроется ее основная опасность. У президента и правительства велик

соблазн не тратить время на поиски компромиссов с парламентом, а,

превратив его в чисто декоративный орган, быстро проводить реформы.

Но от усиления авторитарности рукой подать до новой диктатуры. И

все же при отсутствии в обществе ясно выраженных социально -

политических интересов и нормальной партийной системы президентская

республика кажется более предпочтительной, если не единственно

возможной, формой посттоталитарного государства. Необходимо лишь,

чтобы исполнительным структурам не удалось полностью «подмять» другие

ветви власти.

Серьезные потрясения переживает посттоталитарное

национально-государственное устройство. В многонациональных унитарных

государствах неизбежное в переходный период ослабление центральной

власти и межрегиональных экономических связей вызывает самоизоляцию

административных единиц: игнорирование местными руководителями законов

и распоряжений правительства, переход в режим натурального

хозяйства. Но по мере возникновения рыночных связующих механизмов и

усиления новых государственных структур эти тенденции ослабевают и

государственное единство постепенно восстанавливается.

В многонациональных федерациях центробежные процессы

осложняются стремлениями наций к подлинному внутреннему, а часто и

внешнему, самоопределению. Проявляются ранее подавляемые силой

различные (в том числе территориальные) споры и противоречия.

Помочь сохранить единое государство способно, как это ни

парадоксально, неразбериха в национально - государственном устройстве -

использование различных политико - правовых режимов для субъектов,

претендующих на разный уровень самостоятельности: автономия,

федеративные или даже конфедеративные отношения. Тогда между всеми

«самоопределяющимися регионами» остаются определенные связи, а

главное - снижается опасность военного разрешения конфликтов.

А в общем основная цель посттоталитарного национально -

государственного устройства бывших федераций - не сохранить

государственное единство (это часто нереально), а избежать крови

при распаде. Возникающим новым национальным государствам надо

уделять особое внимание обеспечению прав национальных меньшинств и

неуклонно придерживаться принципов нерушимости границ, пусть даже

проведенных прежним режимом крайне неудачно, случайно, а то и

просто абсурдно (по крайней мере, до тех пор, пока новые

поколения не станут воспринимать территориальные проблемы менее

болезненно).

Политический режим посттоталитаризма можно назвать

становящейся демократией. Большинство западных демократических

конструкций, оттачиваемых веками, не могут быть реализованы сразу и

в «чистом» виде. Их приходится адаптировать к посттоталитарным

реалиям. Процесс адаптации - дело чрезвычайно деликатное. Важно,

чтобы необходимые модификации не выхолостили демократического

содержания.

Список использованных источников

1. Аристотель. Политика. М., 1911.

2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1999.

3. Геродот. История в девяти книгах. Л.,1982.

4. Денисов А.И. Теория государства и права. М., 1948.

5. Еллинек Г. Общее учение о государстве. С.Пб., 1908.

6. Ленин В.И. Государство и революция. Полн. собр. соч. Т.33

7. Мамут Л.С. Сверим ориентиры: наука о государстве и праве

нуждается в радикальном обновлении. Пульс реформ., М., 2000.

8. Маркс К.; Энгельс Ф. соч. т.13

9. Маркс К.; Энгельс Ф. соч. т.21

10. Петражицкий Л.И. Теория государства и права в связи с теорией

нравственности. Т.1, С.Пб. ,1907.

11. Платон. Государство. с.с. , М., 1968 - 1971., т.3.

12. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. М., 1938.

13. Солоневич И. Народная монархия. М., 1991.

14. Философский энциклопедический словарь. М., 1988.

15. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993.

16. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М., 1995.

17. Энциклопедический политологический словарь. М., 1993.

18. Лившин Р.З. Государство и право в современном обществе //" Теория

права : новые идеи ", 1991г.

19. Бутенко А.П. Государство , его вчерашнее и сегодняшние трактовки //

"Государство и право” 1993г. №7 стр.12-20

20. Боглай М.В.,Габричидзе Б.Н. Мухамедшин Ф.Х. Конституционное право РФ

Москва ,1996г “Российский федерализм” 1994г

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.