| |||||
МЕНЮ
| Типы и формы государстваспециальных органов ( администрации , управлении делами , комиссий и т.п.) содействующих президенту в осуществлении его полномочий главы государства , гаранта конституции , например : в реализации его права законодательной инициативе. Большое отличие от монархии имеет республика и в сфере образования органов власти . Республика – это такая форма правления , при которой все высшие органы государственной власти избираются народом , либо формируются общенациональным представительным учреждением . История государственно – организованного общества , его народов знает несколько основных разновидностей республиканского правления. Афинская демократическая республика ( V – IV вв. до н.э.). Ее особенности и значительный демократизм обусловливались социальной структурой афинского общества , характером рабовладения , а также наличием коллективного рабовладения . В республиканский период а Афинах сложилось эффективная система органов власти , имеющая четкую структуру и функции . Система государственных органов состояла из народного собрания , совета пятисот , выборных должностных лиц , суда присяжных , ареопага ( высшего судебного и политического органа ). Высшим органом государственной власти в Афинах было народное собрание которому подчинялись все остальные органы и должностные лица . В его работе принимали участие полноправные граждане , достигшие 20 лет. Главной функцией народного собрания бало принятие законов , но и осуществлялась разнообразная административная и судебная деятельность . Народное собрание объявляло войну и заключало мир ; ведало высшими сношениями ; избирало военноначальников ( стратегов ) ; ведало религиозными делами , вопросами продовольствия . конфискацией имущества. Высшим исполнительным органом власти был совет пятисот. Он формировался из представителей территориальных подразделений и руководил повседневной практической деятельностью государств. Ареопаг был чрезвычайно влиятельным органом государственной власти. Он мог отменять решения народного собрания , контролировать деятельность совета пятисот и должностных лиц. Состоял ареопаг из архонтов ( высших должностных лиц ) и бывших архонтов , которые назначались пожизненно . Реформы Эфиальта (462 г.) лишили ареопаг высших политических функций , и он превратился в судебный орган. Спартанская аристократическая республика ( V-IV вв. до н.э. ). Спарта , в отличии от Афин , возглавлявших демократическую часть населения полисов , объединяла вокруг себя в основном их аристократическую часть. Формально верховная власть принадлежала двум царям , фактически она ограничена в пользу аристократии. Цари являлись военноначальниками , в военное время им принадлежала судебная власть , ведали делами культа. Законодательную власть осуществлял совет старейшин ( герусия ) . Герусия состояла из двух царей и 28 членов совета , избираемых из представителей аристократии пожизненно. Высшую правительственную власть осуществляла коллегия эфоров , ежегодно избираемых из числа заслуженных аристократов. Эфоры осуществляли контроль за деятельностью всех государственных органов и должностных лиц , в том числе и царей . Они рассматривали важнейшие гражданские и уголовные дела , решали вопросы внешней политики , осуществляли набор войска. Римская аристократическая республика (V-II вв. до н.э.). Верховной властью в республиканском Риме был сенат. Члены сената назначались особо уполномоченными лицами ( цензорами) , которые в свою очередь назначались народным собранием. Все вопросы , решающиеся в местных органах власти (центуриях) , предварительно обсуждались в сенате. Прерогативой сената являлось установление диктатуры , после чего все должностные лица республики переходили в подчинение диктатора , срок полномочий ограничен шестью месяцами. Сенат обладал и другими важными полномочиями: он распоряжался казной и гос. имуществом , решал вопросы войны и мира , назначал командующих войсками и судебные коллегии. Народное собрание , а позже народный трибунат , делали все возможное для охраны граждан от злоупотребления властей. Заслуга римской государственности состоит в том , что она оказала большое влияние на характер и структуру государственной власти ряда стран более поздних цивилизаций. Но в большей мере были восприняты положения римского права. Римские юристы впервые сформировали важнейший правовой институт цивилизованного общества – право собственности . Они подразделяют систему права на две части : право частное и право публичное . Города – республики ( феодальные республики ). Возникает наряду с феодальными монархиями . Феодальные республики складываются в результате укрепления могущества и самостоятельности крупных городов , за которыми признавалось право выбирать собственные органы управления , издавать законы , осуществлять суд над гражданами. По отношению к центральной власти ( сеньору ) город был обязан вносить определенные взносы , выделять граждан для военной службы. Ярко выраженными городами-республиками были Флоренция , Венеция , Генуя – в Италии , Новгород и Псков . Вольные города складывались и в Германии , Англии , где основную роль играли купцы и ремесленники. Наиболее существенной чертой многих городов – республик было признание свободы граждан и свободы рыночных отношений . Парламентарная республика – разновидность современной формы государственного правления , при которой верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Глава государства избирается парламентом. Глава государства обладает обширными полномочиями. Он обнародует законы , издает декреты , имеет право роспуска парламента , назначает главу правительства , является главнокомандующим вооруженными силами . Глава правительства (премьер-министр) назначается президентом . Он формирует возглавляемое им правительство , которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом . Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Обладает важнейшими финансовыми полномочиями. Парламентская форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти , которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни , свободу личности , создает справедливые условия человеческого общежития , основанного на началах правовой законности. Президентская республика – соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. Характерные черты: - Внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства; - Ответственность правительства перед президентом , а не перед парламентом; - Более широкие , чем в парламентской республике , полномочия главы государства. Социалистическая республика – особая форма государственного правления , которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции. Основные особенности : - Ведущая роль принадлежит представительным органам , которые составляют основу аппарата государственной власти ; - Социалистическая республика должна сочетать политическое , хозяйственное и культурное руководство общественной жизнью в едином государственном механизме , что позволило бы государственной власти суверенно распоряжаться общественными средствами производства, регулировать и контролировать распределение материальных и духовных благ; - Высшие и местные органы власти объединяются в единую представительскую систему , основанную на принципе демократического централизма; - В условиях социалистического государственного правления законодательная и исполнительная власти соединяются в лице работающих представительных учреждений; - Социалистическая республиканская форма правления предполагает подотчетность и подконтрольность исполнительно – распорядительных органов органам законодательной власти; - Социалистическая республика создает необходимые условия и предпосылки для обеспечения руководящей роли рабочего класса и его партии в общественной и государственной жизни. Различают три разновидности социалистической формы государственного правления : Парижскую коммуну , Советскую республику и народно- демократическую (народную) республику , которые изначально выступают как государственная форма диктатуры пролетариата. Парижская коммуна считается исторически первой формой диктатуры пролетариата. Во-первых , Парижская коммуна реализовала принцип всеобщего и равного избирательного права. Во-вторых , коммуна полностью разрушила старый государственный аппарат , заменив его новым. Высшим органом власти являлся совет коммуны . Он избирал десять комиссий , через которые коммуна осуществляла высшие законодательные , исполнительные и судебные функции. В- третьих , подобная структура государственной власти в коммуне полностью отвергала буржуазный парламентаризм и связанную с ним теорию разделения властей. Республика Советов – возникла в новых исторических условиях в России. В республике Советов В.И.Ленин видит однотипную с Парижской коммуной форму организации власти и выделяет следующие ее признаки: - Слом старого буржуазного государственного аппарата и образование таких органов власти , которые бы обеспечивали защиту завоеваний революции вооруженной силой рабочих и крестьян. - Обеспечение реального участия трудящихся масс в управлении государством , превращения Советов в политическую основу государственного строя , совмещения в них функций законодательного и исполнительного органа. - Руководящая роль в организации государственной и общественной жизни страны принадлежит партии рабочего класса , которая определяет и направляет внутреннюю и внешнюю политику государства . Народно – демократическая республика – возникает после второй мировой войны . По структуре и характеру она мало чем отличается от советской формы правления. Советская и народно – демократическая формы правления полностью отрицали прогрессивные стороны парламентаризма и принцип разделения власти . Важнейшим фактором , который обусловливал специфику данной конкретной формы государства любого типа , считалось соотношение классовых сил, борьбы классов. 2.2 Понятие и виды форм государственного устройства Форма государственного устройства – это национальное и административно – территориальное строение государства , которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями , между центральными и местными органами власти. Форма государственного устройства показывает: - Из каких частей состоит внутренняя структура государства; - Какое правовое положение этих частей и каково взаимоотношение их органов; - Как строятся отношения между центральными и местными государственными органами; - В какой государственной форме выражаются интересы каждой нации , проживающей на территории данного государства. По форме государственного устройства все государства можно разделить на три основные группы : унитарное , федеративное и конфедеративное. Унитарное государство – это единое цельное государственное образование , состоящее из административно территориальных единиц , которые подчиняются центральным органам власти и признаком государственного суверенитета не обладают . Характеризуется следующими признаками: - Во-первых , унитарное государство предполагает единые , общие для всей страны высшие представительные , исполнительные и судебные органы которые осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами. - Во-вторых , на территории унитарного государства действует одна конституция , единая система законодательства , одно гражданство . В нем функционирует единая денежная система , проводится обязательное для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика. - В-третьих , составные части унитарного государства ( области , департамента , провинции ) государственным суверенитетом не обладают . Они не имеют своих законодательных органов , самостоятельных воинских формирований и др. атрибутов государственности . В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной , а иногда и значительной независимостью. По степени их зависимости от центральных органов унитарное государство централизованным и децентрализованным . Централизованное – если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники , которым подчинены местные органы самоуправления . В децентрализованных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни. - В-четвертых , унитарное государство , на территории которого проживают малочисленные национальности , широко допускает национальную и законодательную автономию . В Монголии автономным государственным образованием является Баян – Улэгэйский аймак , на территории которого проживает в основном лица казахской национальности. - В-пятых , в унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения осуществляют государственные органы , которые официально представляют страну на международной арене. - В-шестых , унитарное государство имеет единые вооруженные силы , руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти . Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких , ранее независимых государственных формирований в одно союзное государство. В федерации существует два уровня государственного аппарата : федеральный , союзный и республиканский . На высшем уровне федерации характер государственности выражается в создании двухпалатного союзного парламента , одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации. При ее формировании используется принцип равного представительства вне зависимости от численности населения . Другая палата формируется для выражения интересов всего населения государства , всех его регионов . В федерации может также существовать государственный аппарат и на местном уровне . Одним из формальных признаков федерации является наличие двойного гражданства , каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего государственного образования . И это закрепляется конституциями государств. Это означает , что объем прав и свобод у каждого гражданина , независимого от того , на территории какого субъекта федерации он проживает , один и тот же. В федеративном государстве функционирует правовая система , построенная на принципе централизации , единства . Но субъекты федерации могут создавать и собственную правовую систему. Финансовая зависимость является одним из важных дополнений к тому конституционному механизму , с помощью которого центральная власть подчиняется и контролируется субъектами федерации. Главным вопросом любой федерации является разграничение компетенции между союзом и субъектами федерации. Практика федеративных государств показывает что вопрос полномочий федерации и местных органов решается на основе трех принципов : 1. Принцип исключительной компетенции федерации , т.е. определение предметов ведения. 2. Принцип совместной компетенции , т.е. установление одного и того же перечня предметов ведения как федерации , так и субъектов. 3. Принцип трех сфер полномочий предполагает установление федеральных полномочий. Мировой опыт показывает , что федеральное государственное устройство более прочно в тех странах , где ликвидирована дискриминация по национальному признаку , укоренилась политическая культура . Можно привести конкретный пример , рассмотрев российский федерализм. В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа: 1. Создание основ социалистического федерализма (1918 –1936 г.). 2. Утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России (1937-1985 г.). 3. Реформы государственного устройства перед Конституцией 1993 г.. Федерализм возник и развивался в России по идеологическим схемам большевизма, положившего в основу федерации не реальную демократизацию власти , а преодоление «национального гнета». Начался хаотический процесс создания автономий по национальным или географическим признакам , хотя ясных границ национального разделения не существует , и население было смешанным. Процесс создания автономий , изменения их границ и после принятия в 1925г. новой Конституции РСФСР. Принятая за год до этого Конституция СССР закрепила создание союзного государства , в которой РСФСР стала одной из равноправных республик. Созданный в 1922г. СССР являл собой иное федеральное государство , т.к. состоял из разных субъектов с правом выхода из федерации. Ко времени принятия Конституции СССР 1936г. и РСФСР 1937г. государство по существу стало унитарным. Конституционные гарантии не оказали какого-либо сдерживающего влияния на политику репрессий , которые существовали под руководством Коммунистической партии в масштабах страны. Мощная демократическая волна , вызванная перестройкой и послевоенными реформами , обострила процесс государственно-правового развития страны в целом и России в частности. Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Национальная федерация , независимо от ее разновидностей , имеет основные признаки : 1. Субъектами такой федерации являются национальные государства и национально-государственные образования , которые отличаются друг от друга национальным составом населения , его особой культурой , бытом , традициями , обычаями. 2. Национальная федерация строится на принципе добровольного объединения составляющий его субъекта. 3. Национальная федерация обеспечивает государственный суверенитет больших и малых наций , их свободное и самостоятельное развитие. 4. Высшие государственные органы национальной федерации формируется из представителей субъектов федерации. 5. Важнейшей особенностью национальной федерации является правовое положение ее субъектов. Субъекты национальной федерации в сфере международных отношений могут установить дипломатические отношения с любым государством мирового сообщества , заключать политические , экономические и др. договоры. В этой связи важно различать союзное государство , складывающееся в условиях территориальной федерации , и союз государств , которые объединяются по национальному признаку. Союзное государство является федерацией , основанной на договорной территориальной основе , а союз государств – федеральное объединение национальных государств , которые |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|