рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Теория Права

права. Так, с точки зрения выделения основных направлений его

функционирования обращают внимание на следующие элементы:

1) доведение правовых норм и предписаний до всеобщего сведения;

2) постановка в правовых нормах социально полезной цели;

3) поддержка правом социально полезных образцов поведения;

4) социально-правовой контроль.

С целью выявления всей совокупности элементов и сторон правового

воздействия на общественные отношения обращается внимание на:

1) социальную среду, условия, находящиеся вне права и им непосредственно не

регулируемые (соотношение социальных сил, уровень развития культуры,

традиции, дружба, любовь и т.д.);

2) социальные факторы, органически включенные в сам процесс правового

регулирования (те стороны политических, экономических, социальных

отношений, которые урегулированы правом).

Право можно рассматривать и как подсистему более широкой системы - системы

социального управления. С этой точки зрения процесс правового воздействия

проходит те же этапы (стадии), что и любой управленческий цикл (от

постановки целей и задач до достижения определенного результата). Но

проходит, естественно, с учетом особенностей права как особого социального

общеобязательного общественных отношений. В этом случае выделяются

следующие этапы или стадии воздействия.

1) Стадия предварительного формирования государственной воли. На этой

стадии определяется и формулируется задача воздействия на социальный

процесс. Разрабатывается система частных целей, к которым надо стремиться

для решения основной задачи. Здесь определяется выбор правового средства

как наиболее оптимального для решения основной задачи.

2) Стадия принятия нормативного решения. Это стадия правотворчества,

которая завершается принятием официального нормативного решения. На этой же

стадии осуществляется подготовка к введению в действие нормативного

предписания, решается вопрос о доведении его содержания до сведения

исполнителей.

3) Стадия реализации нормативного правового решения. Реализация

осуществляется в различных формах: соблюдение, исполнение, использование,

применение. На этой стадии проявляется информативное, идеологическое

воздействие нормативного правового решения.

4) Контроль за реализацией решения и оценка результатов его действия.

Контроль осуществляется на протяжении всего времени реализации решения.

Определяется эффективность решения. На этой основе вырабатываются

рекомендации, направленные на его совершенствование, корректирование.

Выделяют еще один аспект действия права - психологический. Изучение этой

стороны правового воздействия, во-первых, нацелено на то, чтобы получить

ответ на вопрос, каким образом право влияет на формирование таких мотивов

поведения, которые бы обеспечили соответствие поступков личности моделям

предписываемого или дозволяемого поведения, установленные в соответствующих

правовых нормах. Так, обеспечение пассивных форм поведения (воздержание от

определенных действий) достигается главным образом стимулированием

сдерживающих мотивов. Обеспечение активных форм поведения (совершение

положительных действий) достигается стимулированием побудительных мотивов.

Это в свою очередь обеспечивается как путем возложения обязанности вести

себя активно, так и предоставлением права на совершение положительных

действий (дозволения). Во-вторых, исследование психологического механизма

действия права связано с выяснением того, какую роль играют представления

личности о праве в определении ее поведения в тех сферах общественных

отношений, которые урегулированы правом.

Сложное взаимодействие многообразных факторов обусловливает разное

содержание и разные результаты психологического механизма действия одних и

тех же норм. Правовая оценку одной и той же жизненной ситуации разными

лицами может оказаться неодинаковой, а следовательно, и их поведение в этой

ситуации будет неодинаковым.

Наряду с понятиями "социальный механизм действия права", "психологический

механизм действия права" применяется понятие "правовое регулирование" или

"механизм правового регулирования". Правовое регулирование (или механизм

правового регулирования) - это специфическое правовое воздействие,

осуществляемое правом как нормативным, общеобязательным регулятором.

Своеобразие правового регулирования заключается в том, что оно при помощи

совокупности последовательно связанных правовых средств, обеспечивающих

достижение необходимых целей (результатов). Такая специально-юридическая

интерпретация правового воздействия выражается понятием механизм правового

регулирования (в последующем - МПР).

Механизм правового регулирования - это специфическое правовое воздействие,

осуществляемое правом как нормативным, общеобязательным регулятором. Это -

совокупность взаимодействующих правовых средств, при помощи которых

достигается результативное правовое воздействие на общественные отношения.

Этот механизм образуют следующие основные правовые средства (элементы):

а) правовые нормы;

б) правоотношения, субъективные права и обязанности;

в) акты применения права.

В праве функционирует множество механизмов правового регулирования как

относительно обособленных друг от друга, так и взаимодействующих. А

характер, место отдельных правовых средств, их комбинация в конкретном

механизме правового регулирования определяется той ролью, которая отведена

ему в регулировании общественных отношений.

В целом понятие МПР позволяет не только собрать вместе явления правовой

действительности - нормы, правоотношения, юридические акты и др., но и

представить их в "работающем" виде.

Правовое регулирование является длящимся процессом, который распадается на

стадии. На каждой стадии "работают" особые правовые средства, из которых и

складываются основные элементы МПР.

В процессе правового регулирования выделяют следующие основные стадии:

1) стадия вступления в действие правовых норм. На этой стадии в правовую

систему вводятся новые или измененные правовые нормы. Основная задача

правовой нормы (модели возможного или должного поведения) состоит в том,

чтобы очертить персонально-неопределенный круг лиц, на который она

распространяет свое действие, те обстоятельства, при которых следует

руководствоваться данной нормой, указать на права и обязанности, определить

средства правового воздействия на нарушителей правовой нормы;

2) стадия возникновения правоотношений и реализации субъективных прав и

обязанностей. На этой стадии у персонально определенных субъектов возникают

субъективные права и обязанности, которые осуществляются в их фактическом

поведении.

Нередко возникает необходимость в третьей стадии, которая либо предшествует

возникновению правоотношений, либо призвана обеспечить их реализацию. Это -

стадия применения права, издание уполномоченным государственным органом

властного индивидуального акта. Роль акта применения права в том, чтобы

конкретизировать общее правило (правовую норму) применительно к персонально

определенному лицу, закрепив за ним субъективное право и обязанность.

Таким образом, правовые нормы образуют нормативную основу МПР. "Движущиеся"

части МПР образуют правоотношения и акты реализации прав и обязанностей.

Необходимым элементом МПР целого ряда правовых норм является применение

права.

К основным элементам МПР примыкают иные правовые явления: источники (формы)

права, интерпретационные акты, систематизация, юридическая техника и т.д.

На стадии возникновения правоотношений и реализации субъективных прав и

обязанностей - юридические факты, правоспособность и дееспособность; на

стадии применения права - правоприменительные акты разного вида и

назначения.

Общее значение для всех элементов МПР имеют правосознание и правовая

культура, которые как бы пронизывают все его элементы, присоединяются к их

действию.

Эффективность правового регулирования. Механизм правового регулирования

нацелен на достижение определенного социального результата, получение того

эффекта, к которому законодатель сознательно стремился при введении в

действие соответствующей правовой нормы. Поэтому, рассматривая вопрос о

механизме правового регулирования, нельзя не остановиться хотя бы в самых

общих чертах и на проблемах его эффективности. Следует подчеркнуть, что,

говоря об эффективности механизма правового регулирования, видимо, прежде

всего надо исходить из того, что речь идет о свойстве, присущем его

нормативной основе, которое может либо реализоваться с помощью

соответствующих правовых средств в процессе правового регулирования, либо

нет.

Проблема эффективности механизма правого регулирования является частью

более широкой проблемы - эффективности права. В целом под эффективностью

права понимается результативность правового воздействия. Она

характеризуется прежде всего отношением между фактическим результатом

действия юридических норм и той социальной целью, для достижения которой

эти нормы были изданы.

В этом определении отражен лишь тот общий подход, на основе которого

ведутся исследования эффективности права.

В различных конкретных разработках вопрос об эффективности права

раскрывается с разных сторон.

Так, вопрос об эффективности права может быть рассмотрен с точки зрения его

социальной эффективности. В целом оценка социальной эффективности права

исходит из характеристики права с "качественной" стороны. С этой точки

зрения эффективность права выражается в том, в какой мере достигается

стратегическая цель права как регулятора - обеспечиваются организованность

и порядок в общественной жизни. Общим показателем социальной эффективности

права выступает здесь его социальная результативность, его ценностный

эффект в организации социальной жизни и под этим углом зрения состояние

законности, уровень правопорядка.

Возможна ли количественная оценка социальной эффективности права?

Такая оценка возможна, когда в качестве исходного момента при определении

ряда основных параметров социальной эффективности права используется

показатель, который с фактической стороны свидетельствует о том, достигли

или нет данные нормы нужного эффекта.

В этом случае речь идет о фактической эффективности, которая выражается

соотношением между фактически достигнутым, действительным результатом и той

непосредственной, ближайшей целью, для достижения которой были приняты

соответствующие нормы. Здесь непосредственная, ближайшая цель правовых норм

является эталоном оценки их эффективности.

Сопоставляя непосредственные цели правовых норм с фактическим результатом

их действиям, можно количественно, математически измерить их эффективность.

Причем полученный количественный математический результат может быть как

положительным, так и отрицательным. Последний свидетельствует об отсутствии

социальной эффективности права.

Без определения фактической эффективности невозможно и определение

социальной эффективности. Вместе с тем, социальная эффективность не

исчерпывается измерением фактической эффективности.

Для характеристики эффективности права с качественной стороны используют,

наряду с фактической эффективностью, и некоторые другие критерии, в

частности, обоснованность и целесообразность, полезность и экономичность.

Обоснованность и целесообразность - это условия и требования, осуществление

которых необходимо для того, чтобы нормы права достигали высокого

положительного результата в процессе регулирования. Чем обоснованнее и

целесообразнее содержание правовых норм, тем более они эффективны. Эта

сторона оценки социальной эффективности касается прежде всего

правотворчества - какова степень научной обоснованности норм, их

соответствия потребностям общественного развития, своевременность их

издания; степень учета общественного мнения; учтены ли законодателем все

возможные последствия разрабатываемых норм и т.д.

Экономичность - это положительная эффективность (полезность) юридических

норм, которая уточнена с учетом количества затраченной на всех стадиях

механизма правового регулирования, материальных средств, человеческой

энергии, времени, а также иных показателей.

Одним из важных общих показателей социальной эффективности права являются

результативность работы юридических органов, состояние юридической

практики, выявленные в ней недостатки и трудности в решении юридических

вопросов, фактические возможности юридических органов в их преодолении.

Проблема эффективности права рассматривается и с сугубо юридической

стороны, как результативность самой юридической формы. С этой точки зрения

представляет особый интерес ответ на вопрос, какова действенность,

результативность всей совокупности юридических средств, включенных в

механизм правового регулирования, насколько эффективны тот или иной способ,

метод, тип регулирования, используемые в данном случае.

Например, решение какого-то экономического вопроса требует предоставления

тем или иным лицам субъективных прав. В каком порядке их эффективнее

предоставить - общедозволительном или разрешительном? Какой метод

регулирования - административный или гражданский - в данном случае наиболее

оптимален? Важно также нахождение оптимальных средств и приемов юридической

техники, всемерное использование кодификаций, передовых способов обработки

законодательных текстов, юридическая точность и доступность нормативных

актов.

Результативность правового регулирования во многом зависит от эффективности

правоприменительных актов. Включенные в механизм правового регулирования,

эти акты призваны обеспечить его четкую работу. Правоприменительные акты

являются важным средством для достижения тех целей (конкретных и

перспективных), которые стоят перед нормой права. Таким образом, у

правоприменителя не может быть каких-либо иных, не предусмотренных правом

целей.

Отсюда измерять эффективность правоприменительных актов следует так же, как

и эффективность правовых норм, сопоставляя фактически достигнутый результат

их действия с целями соответствующих правовых норм.

Вместе с тем не во всех случаях можно говорить о социальной эффективности

актов применения права. Все зависит от применяемой нормы, ее содержания.

Так , многие нормы содержат императивные веления, требующие от

правоприменителя принятия однозначного решения. Например, предоставить

отпуск несовершеннолетнему ровно на 1 месяц. Здесь роль правоприменителя

сводится к пассивному проведению в жизнь воли законодателя. От него не

требуется творческого подхода к реализации данной нормы, лишь качественное

ее применение.

Следовательно, качественное применение подобных норм способно обеспечить

лишь их юридическую эффективность, но не повлиять на их социальную

эффективность, на степень достижения социальных целей норм. Правоприменение

здесь в основном сливается с такой формой реализации права, как исполнение,

с той только разницей, что предполагает в данном случае издание

правоприменительного акта.

Иную ситуацию можно наблюдать при применении норм, дающих свободу

усмотрения правоприменителю (относительно-определенных, диспозитивных

норм). В этом случае результаты индивидуального регулирования могут

существенно отразиться на степени достижения целей применяемых норм, внести

определенный вклад в общую эффективность правового регулирования.

Так, конкретизируя наказание, расширительно или ограничительно толкуя

норму, уточняя содержание прав и обязанностей у конкретных лиц,

правоприменительное решение творчески влияет на социальный эффект правового

регулирования. Здесь происходит приращение степени достижения цели нормы за

счет наиболее целесообразного ее применения. В этом случае можно говорить о

социальной эффективности правоприменительных актов, а для ее определения

необходимо установить ту долю результата, которую дает индивидуальное

регулирование (правоприменение в сопоставлении с целью правовой нормы).

Эффективность правоприменительных актов зависит от их юридической и

фактической обоснованности, от качества применяемого нормативного акта,

законности и действенности их содержания, полноты учета всех возможных

последствий, целесообразности, а также от качества организации принятия

решения и его реализации.

Измерение социальной эффективности права должно прежде всего исходить из

оценок права с качественной стороны.

Вместе с тем существуют особенности в показателях эффективности права в

зависимости от того, какие функции - регулятивные или охранительные -

подвергаются оценке. Эффективность регулятивных функций права тесно связана

с результативностью социально-экономических, политических мероприятий,

облекаемых в правовую форму. Здесь количественное измерение эффективности

может получить выражение в точных экономических и иных социальных

показателях. Необходимо только вычленить из этих показателей тот эффект,

который достигнут именно с помощью юридических средств.

Эффектность правоохранительной функции права выражается главным образом в

показателях, характеризующих состояние правопорядка - динамика

правонарушений, результативность санкций и т.п.

Данные, получаемые в результате изучения эффективности права, являются

основой для его дальнейшего совершенствования. По своему значению эти

данные служат важнейшим каналом обратной связи между законодательством и

практикой его применения.

Задача определения эффективности той или иной правовой нормы может быть

решена еще на стадии ее разработки. Для этого нередко прибегают к ее

опытной проверке, к постановке правового эксперимента. Его конечная цель

заключается в выработке оптимального, наиболее эффективного варианта

правового регулирования.

Проведение правового эксперимента предполагает издание компетентными

органами экспериментальных правовых норм. Их действие опробуется на

экспериментальных объектах. Выделяют следующие признаки экспериментальной

нормы: она во всех случаях имеет ограниченную сферу применения, является

временной и носит поисковый характер.

Применение правового эксперимента имеет определенные границы. Так, ни при

каких условиях не могут быть допущены эксперименты, ограничивающие

конституционные права и свободы граждан, попадающих в сферу опыта,

отрицательно влияющие на их материальные, духовные и иные интересы.

ЛИТЕРАТУРА

Общая теория права. Под ред. Пиголкипа А. С. М., 1993. Гл. XVII, параграф

1, с. 282-286.

Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. М., 1994. Тема

15.1, с. 170-174; тема 26.2, с. 307-310.

Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 1993. Гл. XIII, параграф 1,

с. 192-193; гл. XVIII, параграф 1, с. 244-246.

Теория права и государства. Под ред. Манова Г. И. М., 1995. Гл. VIII.

параграфы 1-3, 5-6, с. 200-208, 210-213.

Общая теория права. Под ред. Пиголкина А. С. М., 1996. Гл. X, с. 159-173.

Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. М., 1994. Тема

11.3, с. 118-121.

Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 1993. Гл. XI, 171-179.

Общая теория права. Под ред. Пиголкина А. С. М., 1996. Гл. XI, с. 173- 191.

Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. М., 1994. Тема

3.2, с. 29; тема 11.

Теория права и государства. Под ред. Манова Г. Н. М., 1995. Гл. VI, с. 141-

178; гл. VII, с. 178-200.

Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.