рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Теория Права

может подготавливаться как в самом этом органе, так и по его поручению

другим государственным органом, либо учеными (специалистами) на основании

контракта.

2. В ходе работы над проектом создаются рабочие группы, просчитываются

возможные социальные и иные последствия его действия, анализируется

законодательство на предмет согласования с ним содержания проекта.

Изучается аналогичное иностранное законодательство.

3. Подготовленный проект направляется на рецензирование к независимым

экспертам. Наиболее важные законопроекты могут публиковаться в средствах

массовой информации для изучения реакции на них общественного мнения.

Эта стадия завершается доработкой текста проекта и принятием решения о

внесении его в соответствующий правотворческий орган.

Второй этап - официальный, поскольку процедура рассмотрения проекта

нормативного правового акта в правотворческом органе строго

регламентирована законодательством и в регламенте этого органа.

Начинается второй этап со стадии реализации права законодательной

инициативы. Оно принадлежит далеко не всем субъектам права. В

законодательстве строго очерчен круг таких субъектов. Право законодательной

инициативы не только в праве субъекта внести законопроект в правотворческий

орган, но и обязанность последнего принять его к рассмотрению. Данная

стадия заканчивается официальным включением проекта в повестку дня

правотворческого органа.

Вторая стадия - обсуждение проекта в правотворческом органе. Обычно оно

проходит в трех чтениях. При первом чтении заслушивается доклад о концепции

проекта. На втором чтении обсуждаются поправки и замечания ( по каждой идет

голосование). При третьем чтении окончательно согласовываются все

изменения, предлагаемые в проект нормативного правового акта.

Третья стадия - голосование. При голосовании применяется либо принцип

простого большинства (50% голосов плюс один голос от списочного состава

правотворческого органа), либо квалифицированного большинства, т.е. заранее

установленного особого большинства (например, в российской Государственной

Думе такое квалифицированное большинство составляет 2/3 от общего числа

депутатов).

Далее следует так называемая внепарламентская стадия правотворческого

процесса, когда принятый нормативный правовой акт направляется главе

государства для подписания и обнародования. Глава государства может

отклонить принятый акт (наложить вето). Отклоненный акт можно вновь

принять, но в прежней редакции и только квалифицированным большинством, и

преодолеть вето. Тогда глава государства обязан подписать нормативный

правовой акт и обнародовать его.

Официальное опубликование - заключительная стадия процесса правотворчества.

Она необходима, поскольку в большинстве стран мира, в том числе в России,

существует правило, что не опубликованные законы не имеют действия.

Публикация нормативного правового акта осуществляется в специальных

официальных изданиях. Одним из них в России является "Российская газета".

Законодательная техника - это система правил и приемов подготовки наиболее

совершенных по форме и структуре проектов нормативных правовых актов,

обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных

предписаний их содержанию, доступность, простоту и обозримость нормативного

материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов. От неуклонного

соблюдения правил законодательной техники во многом зависит степень

совершенства законодательства, доходчивость нормативных правовых актов,

высокий уровень учета и систематизации законодательства.

Основные требования, предъявляемые к форме готовящихся проектов нормативных

правовых актов, следующие:

1) логическая последовательность изложения, связь между собой нормативных

предписаний, помещаемых в правовом акте;

2) отсутствие противоречий внутри нормативного правового акта, а также во

всей системе законодательства в целом;

3) максимальная краткость и компактность изложения норм права при глубине

и всесторонности отражения их содержания;

4) ясность, простота и доступность языка нормативных правовых актов;

5) точность и определенность формулировок и терминов, употребляемых в

законодательстве;

6) сокращение до минимума количества актов по одному и тому же вопросу в

интересах лучшей обозримости нормативного материала, облегчения

пользования им, укрупнение правовых актов;

7) четкое разграничение между нормативными и ненормативными

предписаниями, постоянными и временными нормами.

Необходимой предпосылкой высокой культуры правотворчества является

выявление и тщательное изучение всего предшествующего законодательства по

вопросам, составляющим содержание проектируемого акта. Новый акт вливается

в общую систему права и оказывает на предшествующее законодательство

существенное влияние. Одновременно должна быть официально определена судьба

актов, которые по-иному регулируют тот же вопрос, отменены устаревшие,

утратившие свое значение акты.

Самая удачная форма внесения изменений в нормативные правовые акты -

оформление новой редакции изменяемого предписания и помещение его

непосредственно в текст акта вместо старой редакции. Дополнения также

должны вноситься в сам текст дополняемого акта.

Нормативные правовые акты снабжаются официальными реквизитами, такими, как

указание места издания, даты, наименования (вида) нормативного правового

акта, его заголовка, подписей официальных лиц, а для ряда актов - и

порядкового номера издания. Без таких реквизитов не может быть нормативного

правового акта как официального документа.

Крупные законодательные акты делятся на абзацы, пункты, статьи, главы и

разделы. Некоторые из них снабжаются преамбулами, приложениями, переходными

положениями, определениями употребляемых в них терминов.

Точность и лаконичность, строгость стиля - характерные черты языка

нормативных правовых актов. Для законодательного текста не свойственны

эмоциональная окрашенность, вольная литературная обработка, употребление

эпитетов, гипербол и т.д. Очень важно единство употребления терминов в

законодательстве. Один и тот же термин должен последовательно применяться

во всем тексте акта при обозначении одного и того же понятия. Это правило

необходимо соблюдать и при внесении в нормативные правовые акты изменений и

дополнений.

Систематизация нормативно-правовых актов - деятельность, направленная на

упорядочение всего массива нормативно-правовых актов, с целью преодоления

противоречий между ними и сделать их более доступными для потребителя.

Систематизация нормативно-правовых актов начинает осуществляться еще на

стадии их опубликования в официальных газетах, журналах или вестниках. В

этих изданиях они располагаются по определенной системе (в зависимости от

их юридической силы, от органа их принявшего, их юридической природы -

нормативные - ненормативные и т.д.), каждому акту присваивается свой номер.

Помимо указанной выше первичной формы, существует два основных вида

систематизации: инкорпорация и кодификация.

Инкорпорация - эта такая деятельность по систематизации, когда нормативные

правовые акты обобщаются в различные сборники. Критерии, по которым в них

подбирается материал, могут быть различными: предмет регулирования (труд,

семья, молодежь), хронология, когда акты располагаются соответственно

времени их принятия и т.п.

Особенность инкорпорации как формы систематизации в том, что при создании

инкорпорированных сборников, нормативные правовые акты могут подвергаться

только поверхностной обработке, содержание их изменяться не может. Вместе с

тем, допускается публикация в извлечениях, или если в текст нормативного

правового акта внесена поправка отдельным актом, то в публикуемый текст

можно включить эту поправку, указав в ссылке на ее официальный источник.

Инкорпорация может быть официальной и неофициальной. Неофициальной

инкорпорацией могут заниматься любые субъекты, результат этой деятельности

не является обязательной для потребителя, т.е. на эти сборники нельзя

ссылаться как на официальные источники (например, каждый студент-юрист в

процессе подготовки к занятиям пользуется хрестоматиями по истории

государства и права, по истории политических и правовых учений, по праву

отдельных государств). В некоторых случаях инкорпорация может носить

официальный характер, например, принятие законодательным органом Свода

законов, или официозный - инкорпорация проведена неправотворческим

государственным органом (например, Министерством юстиции РФ).

Разновидностью инкорпорации является консолидация. В этом случае происходит

объединение множества нормативных правовых актов, связанных общим предметом

регулирования, в единый укрупненный акт. Этот вид систематизации является,

как правило, этапом в переходе от инкорпорации к кодификации.

Высшим уровнем систематизации является кодификация - она носит только

официальный характер. В отличие от инкорпорации, кодификация осуществляется

достаточно редко, она проводится тогда, когда возникает потребность в

существенном обновлении или изменении в правовом регулировании больших сфер

общественных отношений.

Суть кодификации заключается в разработке и официальном принятии сводного,

единого акта, регулирующего большую обособленную сферу общественных

отношений, с принятием этого акта отменяется вся масса нормативных актов,

которые ранее действовали в этой сфере.

Такой акт принимается только законодательным органом государства. Одним из

классических примеров кодификации, известных истории, издание кодекса

законов Юстиниана. С переходом России на путь демократического развития, к

рыночной экономике возникла потребность в принципиальном изменении

регулирования общественных отношений. Начался новый этап кодификации

российского права. Приняты две части Гражданского кодекса, Уголовный

кодекс, готовятся к принятию такие кодексы как Уголовно-процессуальный,

Налоговый и т.д.

СИСТЕМА ПРАВА

Система права означает внутреннюю организацию права, связи между его

основными компонентами.

Система права включает в себя четыре компонента: нормы права, правовые

институты, суботрасли (подотрасли) и отрасли.

Характеристика норм права будет дана в отдельном разделе. Что касается

правового института, то он представляет собой группу норм права,

регулирующих типичные общественные отношения и в силу этого приобретающих

относительную самостоятельность и устойчивость функционирования. Правовой

институт чаще всего регулирует определенный вид общественных отношений,

причем это регулирование имеет достаточно законченный характер. Выделяют

отраслевые и межотраслевые правовые институты. Отраслевой институт

объединяет нормы внутри конкретной отрасли, например, институты дарения,

наследования в гражданском праве, институт президентства в конституционном

праве и др. К межотраслевым принадлежат институты, которые регулируют

общественные отношения, относящиеся к двум или более отраслям права,

например, институт собственности, юридической ответственности, институт

договора и пр.

Несколько близких по характеру регулирования правовых институтов образуют

подотрасль права. Например, в составе гражданского права выделяют

авторское, жилищное, патентное право, в составе финансового права

выделяется подотрасль налогового права.

Самым крупным элементом в системе права является отрасль права. Ее образует

совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу

общественных отношений, она характеризуется своеобразием предмета и метода

правового регулирования. Если правовой институт регулирует вид общественных

отношений, то отрасль - род общественных отношений.

Таким образом, для деления права на отрасли используются главным образом

два критерия - предмет и метод правового регулирования. По этим критериям и

отличают одну отрасль права от другой.

Предметом принято считать общественные отношения, регулируемые данной

совокупностью норм права. Каждой отрасли соответствует свой предмет

регулирования, иначе говоря, каждая отрасль отличается предметным

своеобразием, спецификой регулируемых общественных отношений. Предмет

регулирования складывается объективно и не зависит от усмотрения

законодателя. Не любые общественные отношения могут выступать предметом

правового регулирования. Необходимо, чтобы эти отношения отличались, во-

первых, устойчивостью и повторяемостью; во-вторых, заинтересованностью

общества и государства в том, чтобы эти отношения существовали именно в

правовой форме и подлежали правовой защите со стороны государства; в-

третьих, способностью к внешнему контролю, например, со стороны судебных,

административных органов. Так, внутренние семейные отношения, как правило,

не поддаются внешнему контролю, поэтому их трудно урегулировать нормами

права.

Метод правового регулирования, - это обусловленный предметом способ

воздействия права на общественные отношения.

Методы правового регулирования характеризуются тремя обстоятельствами:

а) порядком установления субъективных прав и обязанностей субъектов

общественных отношений;

б) средствами их обеспечения (санкциями);

в) степенью самостоятельности (усмотрения) действий субъектов.

В соответствии с этими критериями в юридической науке выделяют два главных

метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.

Императивный метод (его еще называют авторитарным, властным) основан на

подчиненности, субординации участников общественных отношений. Этим методом

жестко регулируется поведение (действия) субъектов, они, как правило,

ставятся в неравное положение, например, - гражданин и административный

орган. Этот метод характерен для уголовного, административного, налогового

права.

Диспозитивный метод (автономный), устанавливая права и обязанности

субъектов, одновременно предоставляет им возможность выбрать вариант

поведения или дополнительно своим соглашением урегулировать свои

взаимоотношения. Этот метод присущ гражданскому, семейному, трудовому

праву.

Среди отраслей права выделяют и комплексные отрасли, которые для

регулирования общественных отношений используют комбинирование различных

методов и имеют сложный, многоаспектный предмет регулирования. Например, к

комплексным отраслям относят в настоящее время аграрное право. В его

предмет включаются земельные, имущественные, трудовые, а также

организационно-управленческие отношения в сфере сельскохозяйственной

деятельности. А поскольку предмет включает разнородные общественные

отношения, то в этой отрасли применяется как императивный, так и

диспозитивный методы, а также дополнительный метод - координации в

организационно-управленческих отношениях.

В системе права выделяют также отрасли материального и процессуального

права. Отрасли материального права оказывают непосредственное воздействие

на общественные отношения. Большинство отраслей относится к категории

материального права (уголовное, государственное, предпринимательское,

семейное и др.). Процессуальное право регулирует порядок, процедуру

осуществления прав и обязанностей сторон. В настоящее время выделяют

уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное право, арбитражный

процесс. Процессуальные нормы существуют практически в любой отрасли, но не

все из них выделяются в самостоятельную отрасль. Ближе всего к выделению -

нормы административного процесса. Обе системы отраслей тесно связаны, хотя

процессуальное обслуживает материальное право.

Система права включает в себя отрасли публичного и частного права. Со

времени действия римского права было принято относить к отраслям публичного

права те из них, где присутствуют интересы государства, а к частному -

отрасли, где господствуют интересы частных лиц, граждан, отдельной

личности, объединений людей. К отраслям публичного права относят

государственное, административное, финансовое, уголовное и др., а к

частному праву - гражданское, семейное, торговое, трудовое. Частное право

призвано обслуживать потребности людей, вытекающие из имущественных и

личных неимущественных отношений.

Наконец, выделяют внутригосударственное (или национальное) право и

международное право.

К национальному праву принято относить совокупный массив отраслей, которые

регулируют отношения внутри данного государства и отличаются своеобразием

национальных, исторических, культурных особенностей конкретного народа.

Международное же право концентрирует совокупный опыт человеческой

цивилизации и является результатом согласования воль субъектов

международного общения главным образом - государств.

В Конституции РФ провозглашено, что общепризнанные принципы и нормы

международного права и международные договоры Российской Федерации являются

составной частью ее правовой системы. Это означает, что международное право

служит ориентиром внутригосударственного законодательства и

правоприменительной практики. Кроме того, нормы международного права

непосредственно применяются во внутригосударственных отношениях.

Конституция РФ устанавливает также приоритет норм международного права

перед внутригосударственным правом: если нормы российского законодательства

противоречат установлениям международно-правового характера, то должны

применяться нормы международного права. Однако конституция любого

государства имеет приоритет перед нормами международного права.

ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Правоотношение обычно определяют как общественное отношение,

урегулированное нормой права и участники которого наделены субъективными

правами и обязанностями.

Правоотношение является результатом воздействия нормы права на фактическое

общественное отношение. Оно выступает в качестве одной из форм реализации

права, когда абстрактная модель возможного или должного общественного

отношения, сформулированная в норме, обретает характер персонально-

определенной юридической связи между лицами.

Основанием и предпосылкой для возникновения правоотношения служит правовая

норма.

Правоотношение носит волевой характер, т.е. его участники отдают себе отчет

в последствиях своих действий либо бездействия. Даже если одна из сторон

вступила в правоотношение не по своей воле. Например, приговоренный к

отбытию наказания, в виде лишения свободы, вступает в правоотношения с

администрацией соответствующего учреждения.

Для правоотношений характерна индивидуализированная связь между его

субъектами, которая осуществляется через субъективные права и обязанности.

При этом юридическая связь между субъектами выражается в их взаимных правах

и обязанностях. Правоотношение носит предоставительно-обязывающий характер.

Без взаимных прав и обязанностей нет и самого правоотношения. Если одному

участнику правоотношения предоставлено субъективное право, то у другого

участника возникает субъективная обязанность, исполняя которую, он

обеспечивает обладателю субъективного права необходимые условия для его

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.