рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпаргалки по истории политических учений

Шпаргалки по истории политических учений

12. Пол-ко-правовые учения в период эллинизма.

С середины IV в. до н.э. древнегреческие гос-ва попадают в зав-ть от

Македонии и приходят в упадок.

В соц--пол-кой теории идеи рабов-кой демократии отстаивал Э. (341—270 гг.

до н.э.)., он полагал, что законы и гос-во существуют не от природы, а по

установлению. Справедливость не существует сама по себе; это — договор о

том, чтобы не причинять вред и не терпеть вреда, заключенный при общении

людей и всегда применительно к тем местам, где он заключается. Право и гос-

во суть продукты договора, результат соглашения.

Воззрения Э.а отличались от предшествующих учений демократии призывом

избегать пол-кой деят-ти. Счастье чел-ка он усматривал в отсутствии

страданий, в полной невозмутимости или безмятежности духа. Для достижения

этой цели фил-ф предлагал устраниться от общ-ых дел, обрести незав-ть от об-

ва.

Против фил-фии Э.а выступили стоики. ,основатель школы Зенон Китийский .

Стоики явились продолжателями П.овско-А.евской линии в фил-фии. Мироздание,

согласно их взглядам, управляется судьбой, высшим божественным разумом. В

мире царит строжайшая необходимость, исключающая свободу воли. Чел-ку не

остается ничего другого, как добровольно подчиниться неотвратимой судьбе.

Не отрицали общ-ую деят-ть. Благо гос-ва ценилось ими выше, чем благо

индивида. |10 Платон о гос-ве и праве.

П. (4–5 век. до н.э.) — родоначальник фил-фии объективного идеализма.

Сердцевину П.овской фил-фии составляет теория идей. Миру чувственных

предметов и явлений П. противопоставил особый мир идей, или общих понятий,

которые якобы существуют где-то за пределами неба. Бестелесные идеи вечны и

неизменны, им присуще истинное бытие.

Пол-ко-правовым вопросам посвящены самые крупные диалоги П.а — "Гос-во" и

"Законы".

В диалоге "Гос-во" идеальный гос-венный строй П. рассматривал по аналогии с

космосом и чел-кой душой. Подобно тому как в душе чел-ка есть три начала,

так и в гос-ве должны быть три сословия. Разумному началу души в идеальном

гос-ве соответствуют правители-фил-фы, яростному началу — воины,

вожделеющему — земледельцы и ремесленники (низшее сословие). Сословное

деление об-ва П. объявил условием прочности гос-ва как совместного

поселения гр-н. Механизму осуществления власти (ее уст-ву, роли закона) П.

не придавал в диалоге "Гос-во" особого значения.

Прообразом идеального гос-венного строя для П.а послужила ар-тическая

Спарта, точнее, сохранявшиеся там патриархальные отн-ния — орг-я жизни

господствующего класса по образцу военного лагеря, пережитки общинной соб-

ти, группового брака и др.

Характеризуя извращенные формы гос-ва, П. располагал их в порядке

возрастающей деградации по ср-ю с идеалом.

тимократия, господство сильнейших воинов, олигархия — власть богатых

Диалог "Законы" является последним сочинением П.а. П. отказывается от

коллективной соб-ти фил-фов и воинов и устанавливает для гр-н единый

порядок пользования имуществом. Земля является соб-тью гос-ва. Она делится

на равные по плодородию участки. Каждый гр-нин получает земельный надел и

дом, которыми пользуется на правах владения. Все остальные виды имущества

гр-не могут приобретать в частную соб-ть, но ее размеры ограниченны.

Деление гр-н на сословия заменяется градацией по имущ-ому цензу. Пол-кие

права гр-не приобретают в зав-ти от размеров имущества, записавшись в один

из четырех классов, различающихся по степени богатства. Разбогатев или

обеднев, они переходят в другой класс. Производственные потребности

земледелия предполагается теперь полностью обеспечить за счет рабского

труда. П. подробно описывает в диалоге орг-ю гос-венной власти и законы

наилучшего строя. Идеальным гос-венным уст-вом П. называет прав-е, где

совмещены начала демократии и м-хии. К таким началам относятся:

демократический пр-п арифметического рав-ва (выборы по бол-ву голосов) и м-

хический пр-п геометрического рав-ва (выбор по заслугам и достоинству).

В диалоге "Пол-к" П. выделил формы гос-ва, основанные на законе. По его

словам, м-хия, ар-тия и демократия опираются на закон, тогда как тирания,

олигархия и извращенная демократия управляются вопреки существующим в них

законам и обычаям. |7. Пол-ко-правовая мысль Древнего Китая.

Расцвет общ-о-пол-кой мысли ДК относится к VI—III вв. до н.э. Наиболее

влиятельными пол-кими учениями Древнего Китая являлись даосизм,

конфуцианство, моизм и легизм.

Возникновение даосизма традиция связывает с именем мудреца Лао-цзы. В

основе учения лежит понятие "дао" (буквально — путь). , означало правильный

жизненный путь чел-ка или народа, соответствующий велениям неба. Дао в

интерпретации последователей Лао-цзы — это абсолютное мировое начало, Чел-

ку оно предстает в виде сверхъест-го закона, управляющего миром. Соц--пол-

кая конц-я даосизма представляла собой реакционную утопию. Не обладая

реальной силой для борьбы с новой ар-тией, эти слои претендовали на роль

хранителей священной мудрости, не доступной др-м.

Наиболее влиятельной доктриной являлось конфуцианство. Родоначальник

Конфуций защищал интересы слоев, стремившихся примирить имущ-ую и

наследственную знать. Управлять гос-вом, согласно Конфуцию, призваны

благородные мужи во главе с государем — "сыном неба". Идеи прав-я знатных,

типичные для идеологии наследственной знати (признание врожденных различий

между людьми, их градация на "высших" и "низших"), сочетались у него с пол-

ями, открывавшими доступ к гос-венному аппарату неродовитой общинной

верхушки. Перенесенные в сферу пол-ки эти пр-пы должны были послужить

фундаментом всей системы упр-я. Государю вменялось в обязанность относиться

к подданным, как к своим детям. Он должен заботиться о достатке

продовольствия в стране, защищать ее оружием и воспитывать народ.

Воспитание подданных — важнейшее гос-венное дело, и осуществлять его надо

силой личного примера.

С критикой прав-я наследственной ар-тии выступил Мо-цзы основатель школы

моистов. Моизм выражал интересы мелких собственников — свободных

земледельцев, ремесленников, торговцев, низших чинов в гос-венном аппарате.

Воспроизводя некоторые представления социальных низов, моисты осуждали

замещение гос-венных должностей по пр-пам происхождения и родства.С этих

позиций ими подвергалась критике и примиренческая доктрина конфуцианцев,

которая допускала врожденные знания у наследственных ар-тов и ограничивала

выдвижение мудрых своего рода цензом образования. Источником мудрости

являются знания, почерпнутые из жизни простого народа. Упр-е гос-вом не

требует обучения. Противоречия в учении моистов начинались тогда, когда они

переходили от критики существующих порядков к изложению пр-пов и методов

упр-я в идеальном гос-ве. Идеальной орг-ей власти Мо-цзы считал гос-во с

мудрым правителем во главе и отлаженной исполнительской службой, в конц-и

моизма идеи рав-ва были фактически отброшены; конц-я завершалась

восхвалением деспотически-бюрократического гос-ва, исключавшего всякую

возможность не только участия народа в упр-и, но и обсуждения им гос-венных

дел.

Интересы имущ-ой и служилой знати отстаивали легисты, или законники.

Крупнейший представитель раннего легизма — Шан Ян. Легисты отказались от

традиционных моральных трактовок пол-ки и разрабатывали учение о технике

отправ-я власти. Успеха в пол-ке достигает только тот, кто знает обстановку

в стране и использует точные расчеты. Легисты придавали большое значение

обобщению опыта предшествующих правителей, эк-ому обеспечению пол-ки.

Идеологи легизма намечали провести обширный комплекс эк-их и пол-ких

реформ. В области упр-я предлагалось сосредоточить всю полноту власти в

руках верховного правителя, лишить наместников властных полномочий и

превратить их в обыкновенных чиновников, ограничить общинное самоупр-е,

подчинить семейные кланы и патронимии местной администрации. Предлагалось

также установить единые для всего гос-ва законы. Высшей целью деят-ти

государя Шан Ян считал создание могущественной державы, способной

объединить Китай путем захватнических войн. |5. Общая хар-ка юр. поз-ма.

В результате революций в развитых странах Европы были проведены

преобразования правовых систем, особенно частного права, непосредственно

связанного с регулированием товарно-денежных отн-ний Основные пр-пы гр-

нского об-ва воплотились в действующем, позитивном праве. Этим обусловлены

отказ бол-ва буржуазных теоретиков от идей ест-го права и их критика. То и

другое нашло выражение в юр. поз-ме, выступившем против дуализма теории ест-

го права, т.е против представления о сущ-и рядом с позитивным правом более

высокого по своему значению права ест-го, требующего воплощения в закон-ве.

Критика идей ест-го права содержалась в трудах Бентама, а отказ от этих

идей продемонстрировали уже комментаторы послереволюционного закон-ва

Франции Отождествление права с законом имело четко выраженные

идеологические и практические цели. Оно было направлено против оценки и

критики позитивного, уже действующего права гр-нского об-ва с позиций ест-

го права, еще сохранявшего ряд романтических иллюзий революционной эпохи.

К критике ест--правовой теории юр. поз-м подошел иначе, чем ист-ая школа

права. В. отличие от последней, поначалу использовавшей терминологическую

оболочку опровергаемой теории (ест-е право в трактовке Г. Гуго тождественно

позитивному), юр. поз-м с самого начала пр-пиально отрицал иное право,

кроме позитивного. В поле зрения юр. поз-ма — не ист-и сложившийся обычай,

а закон, нормативный акт, установленный властью; происхождение закона, его

обоснование, изучение причин его принятия вообще выводятся за пределы

правоведения. Наконец, отождествление права с законом ("тексты закона дают

право") обусловило распространение юр. поз-ма по мере ликвидации феодальных

институтов и воплощения буржуазных правовых пр-пов в нормативных актах

Одним из первых представителей юр. поз-ма был ученик Бентама, основатель

аналитической школы Джон Остин . Вслед за главой английской аналитической

школы Дж. Остином континентальный поз-м видел источник права в суверенной

власти, в гос-венной воле. Отсюда делались выводы о верховенстве закона, о

подчинении судей закону. Юр. поз-м довел до совершенства разработку приемов

толкования правовых норм, особенно приемов логических, грамматических,

систематических.

Догма права, обоснованная юридическим поз-мом, имеет первостепенное

значение для правоприменительной деят-ти, особенно в периоды относительно

стабильного развития гр-нского об-ва.

Сколь ни велика заслуга юр. поз-ма в обосновании законности и правопорядка,

проблема прав чел-ка была им отвергнута вместе с теорией ест-го права, а

сам чел-к в праве и правопорядке признавался лишь "физическим лицом",

наделенным "субъективными правами", выводимыми из текстов законов, а не из

природы самого чел-ка. | |

|20.Пол-ко-правовое |18.Фома Аквинский о|16.Римские юр-ты о |14. Цицерон о |

|учение Марсилия |гос-ве и праве. |праве. |гос-ве и праве. |

|Падуанского. |Задачу |Правовые воззрения |Виднейшим идеологом|

|Протест против |идеологического |рабов-кой ар-тии |римской ар-тии в |

|притязаний |обоснования |получили свое |период республики |

|католической церкви|феодализма. |практическое |был знаменитый |

|на светскую власть |стремился |воплощение в |оратор Марк Туллий |

|имеет место в |осуществить |деят-ти римских |Ц. (1 в. до н.э.). |

|учении М.П.. |крупнейший идеолог |юр-тов. |Свое |

|Итальянский фил-ф, |католицизма |К числу самых |пол-ко-правовое |

|ученый и медик |доминиканский монах|известных юр-тов |учение он изложил, |

|М.П. резко |Ф.А.. Первым из |периода ранней |подражая Платону, в|

|критикует |средневековых |империи |диалогах "О гос-ве"|

|теократические |фил-фов Западной |принадлежали Гай, |и "О законах". |

|теории: основная |Европы Ф.А. широко |Папиниан, Павел, |Ц. исходит из общих|

|причина войн, смут |использовал труды |Ульпиан и Модестин.|для всех |

|и возмущений, |Аристотеля. |Юр-ты не отделяли |сторонников ар-тии |

|мешающих мирному, |Большое место в |еще право от |представлений о |

|упорядоченному |пол-ко-правовой |нравственности. Как|ест-м происхождении|

|общежитию (одна из |доктрине Фомы |и др-е |гос-ва. Следуя |

|основных земных |занимает учение о |последователи |Аристотелю и |

|целей), — неверные |законах, их видах и|стоицизма, они |стоикам, он |

|представления о |соподчиненности. |считали источником |утверждал, что |

|соотн-нии церкви и |Закон определяется |права мировой |гр-нские общины |

|гос-ва, |как общее правило |божественный разум.|возникают не по |

|божественного и |для достижения | |установлению, а от |

|чел-кого законов. |цели, правило, |В составе права, |природы, ибо люди |

|Попытки церкви |которым кто-либо |действовавшего в |наделены богами |

|вмешаться в дела |побуждается к |Римской империи, |стремлением к |

|светской власти |действию или |юр-ты выделяли три |общению. В духе |

|сеют раздоры и |воздержанию от |части: ест-е право |ар-тических учений |

|лишают мира |него. |(ius naturale), |своего времени Ц. |

|европейские гос-ва.|Взяв у Аристотеля |право народов (ius |настаивал на том, |

| |деление законов на |gentium) и право |чтобы гос-венная |

|М.П. различает два |ест-ые (они |гр-н, (ius civile),|власть была вручена|

|вида законов по их |самоочевидны) и | |мудрецам, способным|

|цели, содержанию и |пол-ные (писаные), |Ест-е право, по их |приблизиться к |

|способам |Ф.А. дополнил его |представлениям, |постижению мирового|

|обеспечения. |делением на законы |распространяется |божественного |

|Божественный закон |чел-кие (определяют|как на людей, так и|разума. Гос-во |

|указывает пути |порядок общ-ой |на животных. К его |могло бы стать |

|достижения вечного |жизни) и |установлениям |вечным, уверял |

|блаженства, |божественные |относятся брак, |мыслитель, если бы |

|определяет различия|(указывают пути |семья и воспитание |люди жили по |

|между грехами и |достижения |детей. По ест-му |заветам и обычаям |

|заслугами перед |"небесного |праву все рождаются|отцов. Целью |

|богом, а также |блаженства"). Из |свободными. |гос-ва, согласно |

|наказания и награды|сочетания этих двух|Право народов, в |его конц-и, |

|в потустороннем |классификаций |отличие от ест-го, |является охрана |

|мире, где судьей |выводятся четыре |охватывает правила,|имущ-ых интересов |

|является Христос. |вида законов; |которые мировой |гр-н. |

|Цель чел-кого |вечный |разум установил для|Возникновение права|

|закона — |(божественный |людей. Римляне |следует выводить из|

|справедливость и |ест-ый), ест-ый |используют это |понятия закона. Ибо|

|общее благо, |(чел-кий ест-ый), |право в своих |закон есть сила |

|прочность и |чел-кий (чел-кий |отн-ниях с |природы, он — ум и |

|твердость власти; |пол-ный) и |покоренными |сознание мудрого |

|различая |божественный |народами и |чел-ка, он — мерило|

|правомерное и |(божественный |соседними гос-вами.|права и бесправия. |

|неправомерное, |пол-ный). |Правом народов |Ц. определяет |

|закон устанавливает|Вечным законом Фома|введены война, |гос-во (res |

|справедливость; |называет "сам |рабство, основание |publica) как дело |

|соблюдение чел-кого|божественный разум,|царств, |народа, где под |

|закона |управляющий миром";|международная |народом понимается |

|обеспечивается |этот закон лежит в |торговля и ряд др-х|"соединение многих |

|принуждением. |основе всего |установлений. |людей, связанных |

|Право — это |мирового порядка, |Право гр-н, или |между собой |

|установленное |природы и об-ва. |цивильное право, |согласием в |

|гос-вом приказание,|Ест-ый закон |регулирует отн-ния |вопросах права и |

|дозволение или |трактуется как |между свободными |общностью |

|запрещение, |отражение вечного |римлянами.Право в |интересов". В |

|обладающее |закона чел-ким |Древнем Риме |трактовке Ц.а право|

|принудительной |разумом; к нему |делилось на частное|выступает основой |

|силой. Право |относятся законы |и публичное. По |гос-ва, его |

|регулирует отн-ния |общежития, |знаменитой формуле |определяющим |

|между людьми и |стремление к |Ульпиана, публичное|началом. Гос-во в |

|удерживает чел-кую |самосохранению и |право относится к |таком понимании |

|власть от |продолжению рода. |пол-ю гос-ва, |оказывается уже не |

|произвола. |Чел-кий закон, под |частное — к пользе |только моральным |

|Поскольку люди |которым Фома |отдельных лиц. |сооб-вом свободных |

|по-разному |разумел |Основное внимание |гр-н (каким оно |

|определяют в |действовавшее |юр-ты уделяли |представлялось |

|законах критерии |право, он |частному праву. В |Платону и |

|справедливого и |рассматривал как |их трудах были |Аристотелю), но и |

|несправедливого, в |выражение |заложены основы |правовым сооб-вом. |

|разных странах и у |требований ест-го |теории гр-нского |Предложенное Ц.ом |

|разных народов |закона и |права — |понятие гос-ва |

|право — разное. |подкрепление их |цивилистики. |сыграло |

|Цель чел-кого |принуждением, |Разрешая споры по |значительную роль в|

|закона — "хорошая |санкцией, |гр-нским делам, |последующем |

|жизнь на земле". |Необходимость |юр-ты разграничили |развитии |

|Цель божественного |чел-кого закона |виды сделок, |пол-ко-правовой |

|закона — вечное |обосновывалась тем,|выработали формулы |теории. |

|спасение. |что люди вследствие|исков, определили |Ц., говоря о народе|

|Из различения двух |грехопадения имеют |правомочия |в своем определении|

|видов законов |извращенную волю, |собственника и др-х|гос-ва, имел в виду|

|проистекают |свобода которой |субъектов права. |исключительно |

|разграничения |сводится к |Вследствие рецепции|землевладельцев и |

|целей, сфер и |возможности творить|римского частного |крупных торговцев. |

|методов деят-ти |зло; для |права его пр-пы |Об этом |

|церкви и гос-ва.К |обеспечения |были усвоены |свидетельствует |

|ведению церкви |незыблемости |теоретической |приводимый в |

|относятся только |требований ест-го |юриспруденцией во |трактате "Об |

|божественные, но не|закона необходимо |многих странах |обязанностях" |

|чел-кие законы; |принуждение людей к|континентальной |перечень занятий и |

|служа высшей цели, |добродетели путем |Европы. |профессий, не |

|церковь не должна |применения силы и | |достойных |

|вмешиваться в |страха наказания. | |свободного чел-ка. |

|"мирские дела". |Наконец, к | |Ц. относит к числу |

|Теоретическое |божественному, или | |презренных людей |

|обоснование |откровенному, | |ростовщиков, мелких|

|принадлежности |закону Фома относил| |торговцев, |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.