рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпаргалки по истории отечественного гос и права 18-19 века

студенчества, даже крестьянства.

Во всех странах буржуазные партии призывали народ поддерживать войну. Почти

все партии II Интернационала, вопреки интересам трудящихся, также выступили

за ведение войны. Большевистская партия была единственной из всех партий,

которая активно выступила против войны, в том числе с трибуны

Государственной думы, за что ее думская фракция была подвергнута

репрессиям.

Война тяжело отразилась на экономике страны. Народное хозяйство начало

разрушаться. Отвлечение рабочей силы в армию вызвало значительное

сокращение промышленного и сельскохозяйственного производства. В свою

очередь кризис в промышленности и сель ском хозяйстве отрицательно

отразился на боеспособности царской армии. Первая империалистическая война

усилила революционную борьбу в стране.

В России, как и в других воюющих странах, возникла революционная ситуация.

Обострение ее вызывалось нуждой и бедствиями народных масс, гибелью тысяч и

тысяч солдат на фронтах. Бедственное положение рабочего класса и

трудящегося крестьянства усугублялось ужесточением политического режима, а

в национальных районах России и национальным гнетом. В широких народных

массах все больше росло недовольство войной и политикой царизма

Земгор. В начале войны царизм вынужден был дать буржуазии разрешение на

создание Всероссийского союза земств и Российского союза городов,

объединившихся затем в единый Всероссийский союз земств и городов (Земгор).

Этот орган первоначально занимался организацией госпиталей, производством

медикаментов, заботой о раненых и больных солдатах, а позднее был допущен к

участию в снабжении фронта продовольствием и снаряжением.

Местными органами Земгора были его областные и местные комитеты.

Правительство предоставило Земгору права полувоенной организации. Его

чиновники носили полувоенную форму и освобождались от военной службы. При

помощи Земгора буржуазия добивалась усиления своего влияния на

государственные дела, получила возможность более активного проникновения в

государственный аппарат.

Военно-промышленные комитеты. В мае 1915 г. было начато создание

влиятельной организации буржуазии -военно-промышленных комитетов. они

создавались для содействия правительственным учреждениям в деле снабжения

армии и флота снаряжением и довольствием. Были созданы центральный,

областные и местные военно-промышленные комитеты.

Военно-промышленные комитеты имели право приобретать движимое и недвижимое

имущество, вступать в договоры с частными и государственными учреждениями и

общественными организациями, принимать на себя обязательства, в частности,

по поставкам и подрядам по заказам казны, организовывать по соглашению с

военным и морским ведомствами приемку и сдачу предметов для нужд армии и

флота и т. д. Они имели право предъявлять иски в суде и отвечать по искам.

По своему составу и характеру деятельности военно-промышленные комитеты

были организациями крупного финансового капитала, при помощи которых

капиталисты извлекали огромные прибыли из военных заказов.. Развернув

кампанию по выборам представителей рабочих в комитеты и организации рабочих

групп, буржуазия надеялась таким образом подчинить своему влиянию рабочий

класс, отвлечь его от революционной борьбы, создать видимость классового

мира.

Корниловский мятеж.

25 августа Л.Г. Корнилов начал наступление на Петроград с целью

установления военной диктатуры. Эта угроза заставила А.Ф. Керенского

обратиться за поддержкой к народу и даже пойти на сотрудничество с

большевиками. Против корниловщины выступили все социалистические партии,

Советы и подчинявшиеся им отряды рабочей Красной гвардии. К 30 августа

мятежные войска были остановлены, Л.Г. Корнилов арестован.Провал

корниловского мятежа вновь решительно изменил политическую ситуацию и

соотношение сил. Правые были разгромлены, престиж А.Ф. Керенского и

кадетов упал. Влияние большевиков усилилось, численность партии

стремительно росла (до 350 тыс. членов). Началась большевизации Советов. В

конце августа – начале сентября Петроградский и Московский Советы приняли

резолюции о взятии всей полноты государственной власти.

В ответ правительство предприняло еще одну попытку стабилизировать

обстановку. Не дожидаясь Учредительного собрания, чтобы успокоить

общественное мнение, 1 сентября А.Ф. Керенский провозгласил Россию

республикой. 14 сентября в Петрограде было созвано Всероссийское

демократическое совещание. В нем участвовали представители всех

политических партий, земств и городских дум. Цель совещания – подорвать

влияние большевизированных Советов. На совещании был создан

Демократический Совет Республики (Предпарламент). От его имени А.Ф.

Керенский в конце сентября сформировал 3-е коалиционное правительство на

основе компромисса "умеренных социалистов" с кадетами. Однако его власть

становилась все более призрачной. Правительство утратило поддержку правых,

которые обвиняли его в пособничестве "революционной анархии", развале

армии, беспомощности и политиканстве. Лидеры Советов критиковали А.Ф.

Керенского за союз с кадетами. Все это означало, что революция вступила в

новую фазу. Большевики во главе с В.И. Лениным начали подготовку к захвату

политической власти.

В феврале 1917 г. в России началась вторая буржуазно-демократическая

революция. В отличие от первой она закончилась победой — свержением

царизма. Российское государство сделало новый шаг на пути превращения из

феодального в буржуазное. К февралю 1917 г. резко обострилась обстановка в

Петрограде, где сложилось критическое положение с продовольствием (снежные

заносы не позволили своевременно подвезти в столицу вагоны с мукой). 23

февраля, недовольство переросло в стихийные митинги, демонстрации и

забастовки, охватившие 128 тыс. рабочих. Социалистические партии и группы

развернули революционную пропаганду, связывая продовольственные трудности с

разложением режима и призывая к свержению монархии. 25 февраля выступления

переросли во всеобщую политическую стачку, охватившую 305 тыс. человек и

парализовавшую Петроград.

26 февраля — критический день революции. В ночь на 26 февраля власти

провели массовые аресты, а днем на Знаменской площади была расстреляна

крупная демонстрация. Столкновения с войсками и полицией, сопро вождавшиеся

жертвами, происходили по всему городу. Это вызвало возмущение не только

рабочих и интеллигенции, но и солдат. Личный состав 4-й роты запасного

батальона лейб-гвардии Павловского полка открыл огонь по полицейским. 27

февраля к революционным массам присоединились около 70 тыс. солдат запасных

батальонов Всеобщая политическая стачка переросла в вооруженное восстание.

К концу дня восставшие захватили вокзалы, мосты, главный арсенал, важнейшие

правительственные учреждения, разгромили полицейские участки и тюрьмы,

освободили политических заключенных и около 4 тыс. уголовников.

Председатель IV Государственной думы М. В. Родзянко 26 февраля

телеграфировал Николаю II о необходимости «немедленно поручить лицу,

пользующемуся доверием страны, составить новое правительство», а на

следующий день Родзянко возглавил Временный комитет Государственной думы,

который 2 марта потребовал отречение от власти Николая 2. В ночь на 3 марта

царь подписал манифест об отречении.

Высшим органом государственного управления в стране стало Временное

правительство, призванное осуществлять исполнительно-распорядительные

функции впредь до созыва Учредительного собрания, которое и должно было

окончательно определить конструкцию власти и государственного управления.

Функции и полномочия Временного правительства никем не определялись,

фактически оно временно выполняло также функции высшего органа

государственной власти (в том числе законодательные), поскольку таковой

после победы революции отсутствовал.

Временное правительство первого состава считало себя преемником старой

власти. Не случайно оно 7 марта 1917 г. на заседании Сената приняло

присягу, подчеркнув тем самым, что оно как бы продолжало дело царского

Совета министров. Возглавил Временное правительство князь Львов,

назначенный на должность председателя Совета министров царем одновременно с

подписанием акта об отречении.

На роль временного главы государства претендовал Временный комитет

Государственной думы. Однако Временное правительствао высшим ограном

власти стало считать Сенат.

Между тем активизировал свою деятельность созданный 27 февраля вечером

Петроградский Совет рабочих депутатов и его Временный исполком. В числе 15

его членов были 6 меньшевиков, 2 эсера, 2 большевика и 5 внефракционных

социал-демократов. Председателем Совета был избран меньшевик Н. С. Чхеидзе,

его заместителями — трудовик А. Ф. Керенский и меньшевик М. И. Скобелев.

Петроградский Совет развернул работу по организации продовольственного

снабжения населения и войск в Петрограде, по созданию рабочей милиции. 1

марта Совет издал знаменитый «приказ № Ь по армии, согласно которому многие

важные функции власти переходили от офицеров к выборным солдатским

комитетам, солдатам предоставлялись все гражданские права, отменялось

титулование офицеров и т. д. 1 марта Петроградский Совет был преобразован в

Совет рабочих и солдатских депутатов. К середине марта 2 тыс. его депутатов

являлись представителями солдат, а 800 — представителями рабочих.

Всего в марте 1917 г. в России возникло около 600 Советов рабочих,

солдатских и крестьянских депутатов.

Законодательсво Врем правительства

Временное правительство разработало и утвердило Положение о выборах в

Учредительное собрание, исходившее из принципов всеобщего равного прямого и

тайного голосования, наиболее демократичное для своего времени. Неизмеримо

увеличился по сравнению с прошлым объем прав граждан. В первые дни и месяцы

после победы Февральской буржуазно-демократической революции российские

граждане получили весьма широкие политические права: свободу слова, печати,

собраний, демонстраций и др.

Временное правительство не стремилось к установлению полного равноправия

граждан России. Сохранялось сословное деление в обществе и связанные с этим

привилегии. Оставались незыблемыми различные титулы и звания (граф, князь и

др.).

Буржуазному правительству пришлось узаконить созданные революционным

творчеством пролетариата фабрично-заводские комитеты как органы рабочего

представительства. Временное правительство создало специальный орган —

Юридическое совещание, на которое возлагалась выработка проектов наиболее

важных законодательных актов, в том числе и к предстоящему, но все время

откладываемому Всероссийскому Учредительному собранию. По требованию масс

Временное правительство 12 марта 1917 г. отменило смертную казнь с заменой

ее срочной или пожизненной каторгой. После июльских событий правительство

усиливает репрессии в отношении военнослужащих, не желающих продолжать

кровопролитную войну. 12июля 1917 г. последовало введение смертной казни на

фронте за ряд государственных и воинских преступлений. Одновременно

создавались так называемые военно-революционные суды для применения

немедленной репрессии в отношении революционно настроенных военнослужащих.

В этих судах практически отсутствовало право обвиняемого на защиту,

устанавливалась чрезвычайно упрощенная процедура рассмотрения уголовных

дел, приговоры не подлежали обжалованию.

Реформа судебных огранов

С точки зрения буржуазии идеальными в области уголовного права и уголовного

процесса являлись разработанные еще при царизме Уголовное уложение 1903 г,

и Судебные уставы 1864 г. По мнению Юридического совещания, требовалось

лишь немного улучшить текст отдельных статей. Пока же на практике

следственным органам и судам рекомендовалось применять эти документы в

прежних редакциях.

"Некоторые изменения в уголовное законодательство Временное правительство

все же внесло. В июле—августе 1917 г. усиливаются уголовные репрессии по

ряду преступлений. К ним относились призывы к убийству, разбою, грабежу и

другим тяжким преступлениям. Устанавливалась уголовная ответственность

(каторга) за агитацию против политики правительства. Аналогичную цель

преследовали также такие новые составы преступления, как призыв к

дезорганизации, анархии.-'

Закон от 19 июля 1917 г. установил уголовную ответственность за забастовки

железнодорожников.

2 августа 1917 г. военный министр и министр внутренних дел получили право в

административном порядке арестовывать и высылать лиц, действия которых

будут признаны опасными. Устанавливая эти меры, правительство

подготавливало мероприятия по очистке Петрограда от нежелательных элементов

путем высылки многих тысяч революционно настроенных рабочих. Такие меры

Временному правительству все же не удалось провести, но многих большевиков

на основании закона от 2 августа 1917г. арестовали и содержали в тюрьме.

4 августа 1917г. Временное правительство приняло еще один закон об усилении

уголовной ответственности (пожизненная или срочная каторга) за

насильственное посягательство на изменение существующего строя в России.

Вполне ясно, что этот закон предусматривал прежде всего расправу с

большевиками.

Путем усиления уголовной репрессии Временное правительство делает

безуспешную попытку остановить развитие революционного движения в стране,

предотвратить надвигающуюся социалистическую революцию.'

Реформы Столыпина

Председатель Совета министров П.А. Столыпин полагал, что революцию

порождают определенные недостатки социальных отношений в России, которые

следует устранить. Главным из них Столыпин считал сельскую общину,

сохраненную крестьянской реформой и тормозившую развитие капитализма в

деревне. Именно на ее разрушение и был направлен царский указ 9 ноября 1906

г., подготовленный Столыпиным,

Столыпин исходил из необходимости создания в деревне массовой и более

сильной, чем помещики, социальной опоры самодержавия — кулачества. За

образец он взял Германию, где в то время консервативный крестьянин являлся

опорой монархии. Однако в России такого крестьянина требовалось еще

создать. В этом и состоял основной смысл аграрной реформы. Преследовалась и

цель отвлечь крестьянство от революционного движения. Путем переселения

некоторых крестьян на казенные земли в Сибирь и в другие отдаленные районы

хотели также разрядить аграрный кризис в центральных районах России.

Указ 9 ноября 1906 г. устанавливал право любого крестьянина выйти из общины

и потребовать в свою личную собственность соответствующий земельный надел,

который полагался ему, когда он был в составе общины. Столыпин полагал, что

путем разрушения общины удастся создать крепкие кулацкие хозяйства,

которые, как правило, выделялись из общины и хозяйствовали обособленно.

Аграрное законодательство преследовало цель предоставить наиболее

благоприятные условия для образования обособленных кулацких хозяйств. В

целом при осуществлении этой реформы не удалось достичь того, что

намечалось. Частичное разрушение крестьянской общины, способствовавшее

развитию буржуазных отношений, правда, произошло, и в этом прогрессивное

значение реформы. Но достаточно широкого размаха оно не получило.

Важную часть реформы составила переселенческая политика. Столыпин хотел

ослабить земельную нужду в Центральной России, Прибалтике, представлявшую

собой взрывоопасную силу. Было организовано широкое и добровольное

переселение крестьян на государственные земли в восточных районах страны.

На черноземах Сибири возникли эстонские, латышские, литовские, украинские

деревни. Однако переселение было организовано плохо, что существенно

снизило его результаты.

Контрреформы

12 июня 1890 г. было пересмотрено Положение о губернских ч уездных земских

учреждениях. Согласно новому Положению сохранялась куриальная система

выборов. Однако в первой курии вместо цензового принципа формирования был

установлен сословный принцип: в нее могли входить только потомственные и

личные дворяне. Во второй, городской курии повышался имущественный ценз. По

отношению к крестьянской курии усиливался контроль администрации

-губернатор сам назначал гласных из числа крестьян-выборщиков. Таким

образом, влияние дворянство в земских органах значительно усилилось. В 90-е

годы XIX в. дворяне вместе с чиновниками составляли 55.2% гласных уездных

собраний и 89,5% губернских.

Был усилен контроль за земствами, осуществлявшийся губернатором и

губернскими присутствиями по земским делам. Губернатор и министрвнутренних

дел имели право приостановить или отменить любое решение органов земского

самоуправления.

11 июня 1892 г. было принято новое Горо&овое положение. Если ранее,

избирательным правом пользовались все владельцы недвижимой собственности,

то по ноаому Положению для них устанавливался ценз: в г.г. Москве и Санкт-

Петербурге - не менее 3 тыс. рублей; в губернских городах, с населением

свыше 100 тыс. человек и в г. Одессе - не менее 1500 рублей; в прочих

городах - не менее 1000 рублей; в прочих городских поселениях - не менее

300 рублей. Кроме того, избирательным правом пользовались владельцы торгово-

промышленных предприятий, имевшие гильдейские свидетельства (в Москве и

Петербурге - 1-й гильдии, в прочих городах - 1-й и 2-ОЙ гильдии). Таким

образом, в городских думах увеличивалось представительство дворянства и

крупной буржуазии.

Устанавливался контроль за деятельностью органов городского самоуправления:

решения городских дум подлежали утверждению губернскими правлениями.

Городские головы и члены управ объявлялись состоящими на государственной

службе. Ограничивалось количество заседаний думы.

Для малых городов Положением устанавливалось "упрощенноеуправление": сход

домохозяев города избирал собрание уполномоченных, а оно выбирало

городского старосту.

3. В 1889 г. было принято Положение о земских участковых начальниках,

которое отменяло принцип отделения суда от администрации. В 40 губерниях

создавалось 2200 земских участков (по 4-5 на каждый уезд), которые заменяли

мировых посредников, уездные по крестьянским делам присутствия и мировой

суд (он сохранялся только в Петербурге. Москве и Одессе). Во главе участка

стоял земский начальник с широким кругом полномочий: осуществление контроля

над сельскими и волосшыми органами самоуправления, надзор за деятельностью

волостных судов, руководство полицией, решение земельных вопросов и т.д.

-----------------------

[1] Гарнет М.Н. История царской тюрьмы. Москва, 1960.

[2] Рогатки надевались на шею и голову таким образом, что заключенный

не мог лежать; стулья - деревянные чурбаки весом в несколько десятков

килограммов, прикованные цепью к металлическому ошейнику; колодки надевали

на руки, ноги и шею; цепи - на руки, ноги и шею и приковывали к стене,

полу.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.