рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпаргалки по истории отечественного гос и права 18-19 века

Земская реформа 1864 г. была проведена на основе Положения о губернских и

уездных земских учреждениях, принятого I января 1864 г. Необходимость

введения местного самоуправления была обусловлена политическими (рост

дворянского либерализма! и социально- 'экономическими причинами (упадок

промышленности и торговли в первые пореформенные годы, слабость путей

сообщения, плохая организация продовольственного дела, фактическое

отсутствие медицинской помощи населению, неграмотность, отсутствие

рациональной системы налогообложения). В ходе реформы создавались

всесословные органы местного самоуправления: в губерниях и уездах

избирались земские собрания и управы, призванные решать вышеуказанные

проблемы. Избирательная система земств, строилась по буржуазному принципу

имущественного ценза, по куриям: 1-я курия - уездных землевладельцев,

независимо от их сословной принадлежности, владевших минимумом земли в

пределах от 200 до 800 десятин, и крупных владельцев, имевших в сельской

местности различную недвижимость стоимостью свыше 15 тыс. рублей.

2-я курия - городская. Собственники городских промышленных и торговых

заведений с оборотом не ниже 6000 рублей в год, а также владельцы,

располагавшие имуществом меньших размеров, в пределах 1/20 части ценза. 3-я

курия - сельских крестьянских обществ. Выборы в ней были многоступенчатые:

сельские общества выбирали представителей на волостные сходы, которые

избирали выборщиков, а те в свою очередь участвовали в уездном съезде.

Выборы гласных я уездное земское собрание производилось на уездных съездах

трех курий. Губернские гласные избирались на уездных земских собраниях.

В уездах и губерниях земские органы делились на распорядительные и

исполнительные. Распорядительные органы - собрания гласных заседали один

раз в год. Они решали хозяйственные вопросы, утверждали сметы, земские

налоги, а также выбирали исполнительные органы - земские управы, состоявшие

из председателя и нескольких членов. Выборы в земства производились каждые

три года.

В компетенцию земств входили: местное хозяйство, распределение

государственных податей и назначение честных сборов, устройство

благотворительных заведений, здравоохранение и народпоеобразование. При

этом в области народного образования земствам предоставлялось право

заниматься только хозяйственными и организационными вопросами, но не

содержанием обучения. Закон о земствах первоначально распространялся на 33

[уберНИИ. К концу 1870-х гг. земства были открыты в 35 губерниях (из 59

губерний и 16 областей). Законом от 13 марта 1867 г. "О порядке

производства дед в сословиях и общественных собраниях" запрещалось

обсуждать вопросы, не относящиеся непосредственно к делам земств,

ограничивалась публичность их деятельности. Вводилась цензура со стороны

губернатора.

Земская реформа положительно сказалась на развитии местного хозяйства,

промышленности, средств связи, системы здравоохранения и народного

просвещения. Земские органы способствовали становлению общественно-

политической жизни в провинции. Недостатка реформы:

1) не было сформировано централизованной системы управления земствами,

2) деятельность земских органов контролировалась губернаторами и министром

внутренних дел, которые могли отменять любые их решения;

3) отсутствие достаточных материальных ресурсов усиливало

зависимость земств от правительственных органов,

.Проект городской реформы был подготовлен в 1864 г., однако Городовые

положение было утверждено только 16 июля 1870 г.

Положение предусматривало создание- следующей системы органов городского

самоуправления: городское

избирательное собрание, Городская дума и городская управа. Главой думы и

управы был городской голова, утверждаемый в своей должности губернатором

или министром внутренних дел.

Городская дума и управа избирались на срок в четыре года, причем половина

состава управы должна была обновляться через каждые два года. Споры между

думой и управой разрешал губернатор.

Компетенция Городской думы включала вопросы о назначении выборных

должностных лиц, установлении городских, сборов (на правоI торговли, на

содержание трактиров и т.п.), о приобретении городской

I недвижимости, ведИзбирательные права предоставлялись купцам,

промышленникам и владельцам недвижимой

собственности в пределах данного города. Кроме того, избирательным правом

обладали только лица, достигшие

25-летнего возраста.

В зависимости от размеров уплачиваемого налога избиратели делились на три

курии:

- первая - налогоплательщики, уплачивающие треть городских сборов;

- вторая - более мелкие налогоплательщики;

- третья - еше более мелкие налогоплательщики.

Рабочие, низшие служащие, подследственные, лишенные духовного сана • и ряд

других категорий городского населения -к выборам не допускались.

Голосование было тайным.

Городская реформа проводилась постепенно. В 1871 г. самоуправление было

введено'только в 104 городах, а к 1892 г., когда правительство уже издало

новое городовое положение - только в 621 юроде из 707. ение местных

хозяйственных дел.

Полиция

6 августа 1880 г. при МВД создается департамент полиции — важнейшая часть

министерства. Руководство им возлагалось на товарища (заместителя)

министра. В контакте с ним действовал Отдельный корпус жандармов, который

вошел в МВД. Шефом жандармов стал министр внутренних дел.

В составе департамента полиции было семь делопроизводств. Главную роль

среди них играло третье делопроизводство, ведавшее политическим сыском и

охраной царя. В 1898 г. вместо этого делопроизводства образовался Особый

отдел департамента полиции.

В 80-е годы, особенно после убийства Александра II, усилилась роль

губернаторов, которые получили право запрещать собрания, закрывать печатные

органы. Особые права они имели в местностях, объявленных на положении

усиленной охраны. Губернаторы могли арестовывать и высылать из таких мест в

административном порядке неблагонадежных лиц.

В 1862 г.была проведена полицейская реформа, которая внесла некоторые

изменения в организацию местной полиции. В связи с тем что после

освобождения крестьян произошло упразднение вотчинной полиции,

потребовалось укрепить уездные полицейские органы. Вместо городских и

земских исправников создавались уездные полицейские управления во главе с

исправниками. Одновременно усиливалась полиция и в более мелких

территориальных единицах — станах. В помощь становому приставу вводилась

должность полицейского урядника.

В городах полицейские органы возглавляли градоначальники (более крупные

города) и полицмейстеры. Они имели специальные канцелярии, которые и ведали

полицейскими вопросами. Города делились на части или участки и околотки, а

во главе этих территориальных единиц стояли участковые и околоточные

надзиратели.

Жандармские округа были упразднены. В каждой губернии появилось жандармское

губернское управление.

Судебная реформа. По мнению исследователей, реформой, в которой наиболее

полно отразились буржуазные принципы, явилась судебная. Если в XVIII в.

делались лишь попытки отделить суд от администрации, то теперь эта идея

была осуществлена достаточно полно.

Реформа была проведена изданием четырех важнейших законов; Учреждения

судебных установлений, уставов гражданского и уголовного судопроизводства и

Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. По этим законам судьи

объявлялись несменяемыми, частично вводилась выборность.

Судебная система по реформе включала местные суды и общие судебные

установления. Местные суды состояли из мировых и волостных судов. Судебный

округ делился на несколько участков. Каждый участок имел мирового судью и

почетного мирового судью (работал на общественных началах, без казенного

жалованья). Мировые судьи рассматривали дела единолично и избирались сроком

на три года из лиц, которые удовлетворяли определенным условиям (возраст,

образование, наличие имущества, как правило, недвижимого). Порядок выборов

был достаточно сложным. Земские уездные управы составляли список кандидатов

в мировые судьи (в том числе и почетные), который утверждал губернатор.

После этого список представлялся на голосование уездному земскому собранию.

Избранные судьи утверждались Сенатом. Несмотря на все препятствия, в

составе мировых судов оказалось все же значительное число либерально-

демократических деятелей. К ведению мировых судей относилась основная масса

дел: мелкие уголовные (до полутора лет лишения свободы) и гражданские дела

(с ценой иска до 500 руб.).

Волостные суды были созданы не судебной, а еще крестьянской реформой. Это

были сословные суды по чисто крестьянским делам.

К общим судебным органам реформа относила окружные суды и судебные палаты,

Окружной суд функционировал в составе коронного суда либо коронного суда

вместе с присяжными заседателями. Члены коронного суда назначались из числа

дворян царем по представлению министра юстиции. В силу принципа

несменяемости считалось, что они могут быть судьями до тех пор, пока сами

не подадут в отставку.

Списки присяжных составлялись земскими и городскими управами,

согласовывались с губернатором или градоначальником. Окружной суд

рассматривал уголовные дела в составе коронного суда (из трех членов) и 12

присяжных. Гражданские дела рассматривались без присяжных. Введение в

России суда присяжных являлось большим достижением демократической

общественности, которая вела борьбу за создание объективного и

справедливого суда.

При рассмотрении уголовных дел присяжные решали в принципе вопрос о

виновности или невиновности подсудимого, после чего коронный суд определял

конкретную меру наказания для виновного.

Судебная палата рассматривала апелляции на решения окружных судов.

Приговоры по уголовным делам, рассмотренные окружными судами с участием

присяжных, не подлежали апелляции, а вступали в законную силу немедленно.

Их мог рассматривать только Сенат в кассационном порядке.

.Судебная палата в качестве суда первой инстанции рассматривала дела о

государственных и некоторых должностных преступлениях. Эти дела она

рассматривала с участием сословных представителей. К последним относились,

как правило, губернский и уездный предводители дворянства (от дворян),

городской голова (от горожан), волостной старшина (от крестьян).

Были реформированы и прокурорские органы. Во главе прокуратуры стоял

министр юстиции, получивший звание генерал-прокурора. В каждом департаменте

Сената был обер-прокурор. Прокуроры имелись в судебных палатах и окружных

судах. В их задачу входило поддержание обвинения в суде и принесение

протестов на приговоры и решения судов.

Изменилась организация и предварительного следствия. Была учреждена

должность судебного следователя, назначаемого министром юстиции. На

следователей распространялся принцип несменяемости, хотя его пытались

обходить.

Новшеством являлось введение относительно независимой адвокатуры. Особенно

велика была роль адвокатов в уголовном процессе. Многие из них смело и

результативно выступали на политических судебных процессах.

Важное значение имело введение нотариата, в задачу которого входило

удостоверение различных деловых бумаг.

Судебная реформа не упразднила полностью сословные суды. Кроме волостных

крестьянских судов продолжали функционировать особые церковные суды.

Появились коммерческие суды для рассмотрения споров по торговым и

промышленным делам.

В некоторых районах России судебная реформа вообще не проводилась

(отдельные губернии Сибири), в некоторых проводилась в урезанном виде (без

мировых судов и без окружных судов с присяжными).

Демократические принципы организации и деятельности суда очень скоро пришли

в противоречие с царским режимом. Даже су-

Тюрьмы были одним из орудий самодержавия в борьбе с революционным движением

в стране.

Несмотря на довольно разветвленную сеть тюрем, какого-либо

законодательства о них долго не было, что усиливало произвол тюремщиков.

Первым общегосударственным актом в этой области явился “Свод учреждений и

уставов о содержащихся под стражей и ссыльных” 1832 года, дополненный и

измененный в 1842 году. В этом Своде закреплялась зависимость положения

арестантов от их классовой принадлежности. Дворяне, чиновники, купцы первой

и второй гильдий отделялись от “прочих арестантов”. Их бытовые условия,

питание, обращение с ними были не такими, как арестантов из народа.

Помещикам для услужения разрешалось брать в тюрьмы своих крепостных

крестьян.

Тюремная политика соответствовала общей политике самодержавия.

Исследователь истории царской тюрьмы М.Н.Гарнет писал: “Все эти этапы

классовой борьбы отзывались громким эхом под сводами крепостей и тюрем, где

в одиночку и стройными рядами проходили и умирали борцы революционного

движения”[1].

Лица, совершившие государственные преступления, содержались в

политических тюрьмах. Мрачную известность приобрела Петропавловская

крепость, особенно ее Алексеевский равелин, где арестанты гибли в сырых

казематах от недостатка питания и воздуха. Узниками Петропавловской

крепости были Радищев, солдаты Семеновского полка - участники восстания

1820 года, декабристы. В Шлиссельбургскую крепость был заключен в 1751 году

Батырша, вождь восставших башкир, убитый затем якобы при попытке к бегству.

В той же крепости 15 лет томился писатель Н.И. Новиков, изобличавший

крепостное право, а позднее - декабристы и другие революционеры.

В монастырские тюрьмы (Кирило-Белозерского монастыря, Соловецкого

монастыря и т.д.) заточались “преступники против веры”, а также и другие

лица, опасные для государственного строя.

В общеуголовных тюрьмах страдали тысячи трудящихся. В 1829 году

только в Петербурге содержались в тюрьмах 3358 крепостных крестьян,

присланных туда помещиками “за грубость”. Для рабочих заводчики (например

Демидовы) иногда строили свои тюрьмы. В тюрьмах господствовал суровый

режим, широко практиковались телесные наказания, применявшиеся в основном к

трудящимся, использовались рогатки, “стулья”, колодки, цепи[2].

Церковь. Основные преобразования по огосударствлению церкви были

осуществлены в первой половине XIX в. Организационная сторона этой политики

предусматривала дальнейшее приведение коллегиального церковного аппарата в

соответствие с общим уровнем централизации государственного аппарата и

перестройку на основе принципа единоначалия, но единоначалия не духовного

лица, а светского чиновника - обер-прокурора Синода.

Сначала самодержавие стремилось создать собственный идеологический и

пропагандистский аппарат, управляющий в том числе и подчиненным светской

администрации бюрократизированным духовенством. Высшую иерархию

предполагалось отстранить от управления церковью как в центре, так и на

местах, передав эти функции государственным органам. В 1817 году было

создано Министерство духовных дел и народного просвещения. Синоду

намечалось отвести роль подчиненного органа. Министру передавались

административные функции Синода и устанавливался контроль за его судебной

деятельностью. Однако министерство фактически не функционировало и вскоре

было упразднено (в 1824 году), поскольку решение о его создании не приняло

в расчет экономические условия существования духовенства, сословность

церковной организации, исторические и философские корни религии.

Во второй четверти XIX в. проводилась более реалистичная политика

огосударствления церкви “изнутри” путем передачи в ведение обер -прокурора

некоторых сфер деятельности Синода. Это было вызвано также оформлением

новой политической доктрины “православие, самодержавие, народность”,

предусматривавшей укрепление неуклонно утрачиваемого авторитета

господствующей церкви. К 30-м годам XIX в. в непосредственное подчинение

обер-прокурора перешли канцелярия Синода и комиссия духовных училищ. В 1836

году были созданы канцелярия обер-прокурора Синода и хозяйственный комитет,

также подчиненные обер-прокурору. Тем самым Синод фактически лишался

финансово-хозяйственной функции и контроля за собственным

делопроизводством. В итоге исполнительные органы Синода были подчинены обер-

прокурору, и высший орган церковного управления практически утратил

административные связи с местным аппаратом. Синод оказался отделенным от

церкви промежуточными светскими органами. Однако преобладание в аппарате

церкви государственных подразделений над собственно церковными не получило

законодательного закрепления. Это устраивало обе стороны - самодержавие и

духовенство, заинтересованные в затушевывании процесса огосударствления

церкви с целью сохранения ее престижа и значения в социально-политической

жизни.

Таким образом, изменение правовых норм в рассматриваемый период

преследовало цель дальнейшего укрепления феодально-крепостнического строя.

Вместе с тем царизм был вынужден при этом учитывать в определенной степени

интересы развивавшейся торговой и промышленной буржуазии.

Судебная реформа. По мнению исследователей, реформой, в которой наиболее

полно отразились буржуазные принципы, явилась судебная. Если в XVIII в.

делались лишь попытки отделить суд от администрации, то теперь эта идея

была осуществлена достаточно полно.

Реформа была проведена изданием четырех важнейших законов; Учреждения

судебных установлений, уставов гражданского и уголовного судопроизводства и

Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. По этим законам судьи

объявлялись несменяемыми, частично вводилась выборность.

Судебная система по реформе включала местные суды и общие судебные

установления. Местные суды состояли из мировых и волостных судов. Судебный

округ делился на несколько участков. Каждый участок имел мирового судью и

почетного мирового судью (работал на общественных началах, без казенного

жалованья). Мировые судьи рассматривали дела единолично и избирались сроком

на три года из лиц, которые удовлетворяли определенным условиям (возраст,

образование, наличие имущества, как правило, недвижимого). Порядок выборов

был достаточно сложным. Земские уездные управы составляли список кандидатов

в мировые судьи (в том числе и почетные), который утверждал губернатор.

После этого список представлялся на голосование уездному земскому собранию.

Избранные судьи утверждались Сенатом. Несмотря на все препятствия, в

составе мировых судов оказалось все же значительное число либерально-

демократических деятелей. К ведению мировых судей относилась основная масса

дел: мелкие уголовные (до полутора лет лишения свободы) и гражданские дела

(с ценой иска до 500 руб.).

Волостные суды были созданы не судебной, а еще крестьянской реформой. Это

были сословные суды по чисто крестьянским делам.

К общим судебным органам реформа относила окружные суды и судебные палаты,

Окружной суд функционировал в составе коронного суда либо коронного суда

вместе с присяжными заседателями. Члены коронного суда назначались из числа

дворян царем по представлению министра юстиции. В силу принципа

несменяемости считалось, что они могут быть судьями до тех пор, пока сами

не подадут в отставку.

Списки присяжных составлялись земскими и городскими управами,

согласовывались с губернатором или градоначальником. Окружной суд

рассматривал уголовные дела в составе коронного суда (из трех членов) и 12

присяжных. Гражданские дела рассматривались без присяжных. Введение в

России суда присяжных являлось большим достижением демократической

общественности, которая вела борьбу за создание объективного и

справедливого суда.

При рассмотрении уголовных дел присяжные решали в принципе вопрос о

виновности или невиновности подсудимого, после чего коронный суд определял

конкретную меру наказания для виновного.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.