рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Сущность, содержание и форма права

исторических условий на первый план может выходить любое из

вышеперечисленных начал.[2]

В отечественной юридической литературе сущность и содержательные

свойства права часто не различались. Кроме того, до недавнего времени

считалось бесспорным, что право в диалектико-материалистическом

понимании есть возведенная в закон воля господствующего класса, что

экономически господствующий класс, помимо конституирования государства,

придает своей общей воле, обусловленной данным способом производства и

формой общения, всеобщее выражение в виде государственной воли, что

внешнее выражение этой воли, преобразованной уже в государственную, и

есть закон, право. Этот марксистский постулат, являясь логическим

продолжением одностороннего и, следовательно, искаженного понимания

происхождения, природы и назначения государства, превращал право в

средство классового господства, в инструмент навязывания своей воли

одним классом другим.

Сущность любого права заключается в тех его внутренних

закономерных, устойчивых и существенных свойствах, в которых

раскрывается многообразие и противоречивость форм его бытия,

закономерностей существования права, функционирования и развития.

Свойства права, носящие сущностный характер, необходимы и

неотъемлемы, постоянны и устойчивы, находят свое выражение в правовых

явлениях, относящихся как к содержанию, внутренней субстанции права,

так и его функционированию. Эти свойства находятся в органическом

единстве, исключающем возможность дробления единой сущности права на

обособленные части.

Таковыми служат свойства права, показывающие:

а) какими объективными историческими факторами обусловлены право,

его содержание и действие,

б) чью организованную волю они выражают,

в) кем такая воля официально формируется,

г) в какой форме она возводится во всеобщий, обязательный ранг.

Не разрывность цепи этих свойств права объективно переопределена

самой логикой происхождения и существования права. Оно появилось на

определенном этапе развития человеческого общества вместе с

государством, когда в силу известных исторических факторов в дополнение

к прежним правилам общежития первобытно - общинного строя потребовалось

создание новых - общеобязательных и обеспеченных государством - норм.

Реальный механизм всякого право образования был и остается таковым, что

определенные процессы в жизнедеятельности общества представляют как

объективные потребности, осознание таких потребностей сопряжено с

появлением соответствующих интересов, мотивов и целей людей, их

общностей и образований. На этой почве вырастает социальная воля как

результат согласования различных интересов, - воля, которая при

определенных условиях превращается в государственную и возводится в

ранг правовых норм, права.

Соответственно под сущностью права следует понимать обусловленную

экономическими, социальными, политическими и духовными условиями

жизнедеятельности общества и в известной мере согласованную волю

стоящих у власти социальных групп (слоев), превращенную в

государственную волю и выраженную в виде правовых норм.

Такова сущность права по общему правилу, на всех тех исторических

этапах развития классового общества, когда речь идет об определенных

общественно - экономических формациях. А в те межформационные периоды

истории, когда устанавливается переходная государственность, сущность

права имеет те же специфические характеристики, как и природа такой

государственности. Это объясняется генетическими, сущностными и

функциональными связями, которые всегда имеются между государством и

правом.

Органическим продолжением сущности права является его мобильное

содержание, находящееся с ней в диалектическом единстве. Сущность и не

поглощает содержание права, и не оторвана от него. Сущностные свойства

права развертываются, конкретизируются в его содержательных свойствах,

которые вместе с ним раскрывают его единую природу.

Содержание права представляет собой состав всех его элементов,

единство всех составных частей. В этом содержании сущность права на

новом этапе его развития представлена не в зеркальном, а в необходимо

трансформированном и обогащенном виде, при котором отдельные стороны

(моменты) сущностных свойств расчленены, выделены, перегруппированы по

новым закономерным связям и развернуты в относительно самостоятельные

свойства, именуемые содержательными.

Как и многим другим социальным масштабам поведения, в

содержательном плане праву свойственны нормативность, формальная

определенность, регулятивность, системность и принудительность. Но эти

свойства права имеют отчетливо выраженную связь с государством, в чем

состоит одно из коренных отличий от одноименных свойств не правовых

социальных регуляторов. Именно благодаря этому обстоятельству право

характеризуется общеобязательной нормативностью и государственной

обеспеченностью.

«Государственное происхождение» права не свидетельствует о его

несовместимости с естественными, вытекающими из самой человеческой

природы правами и свободами личности. Конституция Российской Федерации

1993 года признала не только не отчуждаемость основных, в том числе

естественных прав и свобод личности, но и включила общепризнанные

принципы и нормы международного права в национальную, российскую

систему права в качестве ее составной части.

Таким образом, содержание права состоит в системе формально -

определенных, общеобязательных и специально - обеспеченных норм,

установленных или санкционированных государством для регулирования тех

или иных общественных отношений в согласованных им социальных

интересах.

В приведенной выше формулировке оттенены такие содержательные

свойства (признаки) права, как:

а) особая нормативность, заключающаяся в установлении или

санкционировании соответствующих норм государством при помощи законов и

иных нормативно - правовых актов;

б) формальная определенность этих норм, то есть их обозначенность в

словесно - документальном виде;

в) общеобязательность действующих правовых норм, их безусловность

для любого участника регулируемых отношений, если только он попадает

под субъективный состав данной нормы;

г) системность, предполагающая взаимосвязанность, целостность и

единство действующих в стране правовых норм;

д) государственная обеспеченность, придающая праву надежность и

реальную осуществленность.

Право по содержанию не тождественно закону. Будучи одной из форм

выражения права, закон может не выражать сути права как целостной

системы нормативных регуляторов, соотнесенных с объективными мерилами

справедливости, свободы и правды, с ценностями и приоритетами земной

цивилизации.

3. Право - явление сложное, многогранное, имеющее богатое

понятийное выражение. Во - первых, выделяют право в общесоциальном

смысле (моральное право, право народов и т.п.), во - вторых, выделяют

право в специально - юридическом смысле, как юридический инструмент

связанный с государством.

Право, как качественно своеобразное целостное образование, имеет

свою специфическую форму. Если сущностью и содержанием права

олицетворяется все то, из чего состоит право и чем характеризуется его

природа, то формой фиксируется его очертания и границы, способы

проявления вовне, самостоятельное существования, упорядочивания и

функционирования.

Право (в этом сугубо юридическом смысле) - это система

общеобязательных, формально определенных юридических норм,

устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на

урегулирование общественных отношений.

Признаки права:

1. волевой характер,

1. общеобязательная нормативность,

1. связь с государством,

1. формальная определенность.

Форма права: понятие и виды

Форма права - это способ выражения во вне юридических правил

поведения.

Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо сначала

рассмотреть соотношение понятий «форма права» и «источник права».

Если исходить из общепринятого значения слова «источник» как

«всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки», то

применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником

права 3 фактора:

1. источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества,

формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.);

1. источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины,

правосознание и т.д.);

1. источник в формально - юридическом смысле - это и есть форма права.

Под формами (источниками) права понимаются способы закрепления и

выражения правовых норм. «Источники права» - специальный правовой

термин, который употребляется для обозначения внешних форм выражения

юридических норм.

В самом обобщенном смысле слово источник означает то, что дает

начало чему-нибудь, откуда исходит что-нибудь, например, Солнце -

источник тепла и света.

Но, что представляет собой источник права?

С экономической точки зрения, источником права являются

определенные экономические отношения, которые порождают соответствующие

им правовые системы.

Нередко понятие «источник права» отождествляют с понятием «источник

знаний о праве», иными словами, то, откуда люди получают сведения о

нем. К такого рода источникам относятся юридические памятники (Судебник

Хаммурапи, «Русская Правда»), произведения юристов и т.д. Все это -

лишь источники познания права.

Законы, постановления, указы и т.д. являются результатом

правотворческой деятельности.

Правотворческая деятельность - это форма деятельности компетентных

органов государства, в ходе которой устанавливаются нормы права

посредством издания, изменения или отмены правовых актов.

Следует иметь в виду, что государство не создает право. Оно лишь

выражает его, способствует реализации правовых норм. Под воздействием

множества политических, экономических, культурных и иных фактов

общество само формирует и создает право, а государство только завершает

этот процесс.

Выделяют четыре основных формы права:

. нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и

направленный на урегулирование определенных общественных

отношений. (К их числу относятся Конституция, законы,

подзаконные акты и т.п.);

. правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения,

содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате

многократного применения, приводящее к правовым последствиям

(например, согласно статье 5 ГК РФ отдельные имущественные

отношения могут регулироваться обычаями делового оборота), особо

следует отметить: государство признает не все обычаи, а только

те, что отвечают интересам общества на определенном этапе его

развития;

. юридический прецедент - это судебное или административное

решение по конкретному юридическому делу, которому придается

сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих

дел (распространен преимущественно в странах общей правовой

семьи - Англии, США, Канаде и т.д.);

. нормативный договор - соглашение между правотворческими

субъектами, в результате которого возникает новая норма права

(например, Федеративный договор РФ 1992 года).

Терминологические споры отнюдь не всегда схоластические. Одни

ученые называют нормативные правовые акты, обычаи, прецеденты формами

права, другие - источниками. Но разные определения одних и тех же

явлений только подчеркивают многообразие проявления их сущности.

Поэтому можно использовать как то, так и другое понятие, уяснив

предварительно содержание каждого.

По существу, речь идет о внешней форме права, означающей выражение

государственной воли вовне.

Соответственно под формой права следует понимать организацию его

собственного содержания, способы существования, проявления,

упорядочения и функционирования такого содержания. Форму права нельзя

смешивать с более широким понятием - с правовой формой вообще. Первая

из этих категорий соотносима только с самим правом непосредственно, а

вторая - со всеми правовыми явлениями в целом.

Форма права в идеале характеризуется рядом особенностей. Она

призвана, во-первых, выразить нормативно закрепляемую волю граждан и в

конечном счете должна быть обусловлена существующим социально-

экономическим базисом; во-вторых, закрепить и обеспечить политическую

власть народа, служить его интересам; в-третьих, утвердить приоритетное

значение наиболее демократических форм, какими являются законы; в-

четвертых, быть выражением демократической процедуры подготовки и

прохождения нормативных актов в законодательном органе.

Под нормативными актами понимают акты, устанавливающие нормы права,

вводящие их в действие, изменяющие или отменяющие правила общего

характера. Этим они отличаются от актов применения права и от остальных

индивидуальных актов, рассчитанных на однократное действие,

«привязанных» к определенным субъектам, к конкретным обстоятельствам

места и времени.

Но в реальной практике часто встречаются смешанные акты, когда в

них включены одновременно и нормы права, и конкретные индивидуальные

предписания правоприменительного характера.

Набор предписаний - не единственное и не самое главное основание,

по которому нормативные акты делятся на виды. Один из главных признаков

дифференциации всех нормативных источников - это принадлежность к той

или другой отрасли права: конституционному, административному,

гражданскому, уголовному и т.д.

Другое основание деления нормативных актов - по субъектам их

издания: акты органов государства; санкционированные государством акты

общественных организаций; акты органов самоуправления; акты

непосредственного народного волеизъявления (например, референдума).

Источники права

внешняя форма воплощения и закрепления юридических норм

(официальные государственные документы)

|Правотворчество |

|Способы осуществления правотворчества |

| | | | | |

|Санкционирование | |Установление | |Непосредственное |

|государством | |правовых норм | |правотворчество |

|определенных | |полномочными | |народа |

|правил поведения | |государственными | | |

| | |органами | | |

|Основные виды источников права |

|(по субъекту правотворчества) |

| | | | | |

| | |нормативно – правовой акт - | | |

|правовой | |официальный государственный акт | |Юридический прецендент|

|обычай | |правотворчества, уснавливающий, | | |

| | |изменяющий или отменяющий | | |

| | |правовые нормы | | |

| | | |

|судебный | |админист-рат|

| | |ивный |

|Виды нормативно-правовых актов |

|(по юридической силе) |

| | | |

|Законы | |Подзаконные акты - |

|нормативно - правовые акты, | |нормативно - правовые акты |

|обладающие высшей юридической силой, | |основанные на законе и |

|регулирующие наиболее важные общественные | |призванные конкретизировать |

|отношения | |его основоположения |

|виды законов | |по сфере распространения |

|(по юридической силе) | |(в президентской республике)|

|Основные Законы | |ОБЩИЕ |

|(Конституции) | | |

|Обыкновенные – законы |

|(текущие, кодифицированные, |

|материальные, |

|процессуальные) |

|нормативные указы|

| |

|Президента |

|постановления |

|правительства |

|ведомственные|

| |

|акты |

|местные |

|акты |

|внутри-ор|

|ганиза-ци|

|онные |

|акты |

Различаются внутренняя и внешняя формы. Причем чаще всего под

внутренней формой подразумевают систему права, структуру содержания или

систему права и его структуру, а под внешней формой - источники права,

систему нормативно - правовых актов и систему права, его кодификацию.

Содержание права внутренне организовано в виде множества

перекрещивающихся систем и структур, образуемых по разным признакам, и

его облик меняется в зависимости от этих признаков, уровня и характера

связей между элементами системы и структуры. Его внешнее устройство

тоже многогранно, представлено в виде различных систем нормативных

источников, имеющих часто неодинаковые структуры и группируемых по

целому ряду признаков.

Кроме того, как во внутренней, так и во внешней форме права далеко

не всегда одно планово само соотношение системы и структуры. Например,

на отраслевом уровне его внутренняя форма выражена преимущественно в

виде структурированной системы, а в рамках отдельных правовых

институтов и норм, наоборот, - скорее в виде систематизированной

структуры. Кодифицированные юридические акты имеют и структуру, и

систему, тогда как применительно к некоторым простым нормативно -

правовым актам, небольшим по объему, можно говорить только об их

структуре.

Учитывая эти соображения, целесообразнее понимать:

. под внешней формой - наружное устройство права, представленное

через различные нормативные источники в систематизированном

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.