рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Сущность, содержание и форма права

Сущность, содержание и форма права

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАЗАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО КУРСУ “ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА”..

ТЕМА ”Сущность, содержание и форма права.”

ВЕЧЕРНЕЕ ОТДЕЛЕНИЕ 1 ГРУППА.

СЛУШАТЕЛЬ Петров И.И.

ЗАЧЕТНАЯ КНИЖКА №22

АДРЕС: 420037, г. Казань, ул. Гвардейская 3-27

Казань 2000 г.

Введение. 3

Сущность и содержание права 6

Происхождение права, основные пути его формирования 6

Признаки права, определение его понятия 7

Форма права: понятие и виды 13

Источники права 17

Внутренняя форма права. система права, ее элементы 18

Система права российской федерации 22

Заключение 27

Список используемой литературы 28

“ Jus est ars boni et aegui” - “Право есть

искусство добра и справедливости”.

(Римское

изречение).

“Право есть ничто без аппарата, способного

принуждать к соблюдению права.”

(В.И. Ленин.)

Введение.

Право, как и государство, является продуктом развития общества на

определенном этапе развития. Право развивается вместе с государством,

находясь с ним в тесной взаимосвязи.

Соотношение государства и права

| | | |

|Нормы права не могут возникнуть, | |Государство гарантирует реализацию |

|развиваться и функционировать без | |правовых норм, охраняет право от |

|государства, поскольку государство| |нарушений. Именно государственная |

|является тем политическим | |охрана, возможность государственного|

|механизмом, который формирует | |принуждения, стоящие за правом, и |

|право в виде общеобязательных | |отличают правовые нормы от других |

|правил поведения, то есть | |социальных норм, действующих в |

|юридических норм | |обществе. |

| | | |

|Нормы права являются результатом | | |

|правотворческой деятельности | | |

|государства в лице его | | |

|определенных компетентных органов | | |

|(парламента, правительства и т.п.)| | |

| | | |

|Таким образом, юридические нормы | | |

|становятся общеобязательными в | | |

|силу того, что они устанавливаются| | |

|(либо санкционируются | | |

|государством). | | |

Не только право зависит от государства, но и государство зависит от

права. Оно не может нормально функционировать, не опираясь на право.

В законодательном закреплении нуждается организация и деятельность

государственного аппарата.

Правовые нормы определяют систему государственного механизма, его

основные направления и принципы деятельности, полномочия

государственных органов.

Правовые нормы устанавливают юридическую основу для взаимоотношений

должностных лиц и граждан. Все это является важным условием режима

законности в обществе, исключающего произвол государства.[1]

Юридически оно оформляется в государственно-организованном обществе

как основной нормативный регулятор общественных отношений. Обычаи,

моральные и религиозные нормы первобытного общества отходят на второй

план, уступая место правовому регулированию общественных отношений.

Взгляды на право, его происхождение, место и роль в системе

нормативного регулирования менялись по мере развития самого общества,

зрелости научной правовой мысли всевозможных объективных и субъективных

факторов.

Несмотря на противоречивость и различие научных представлений о

праве, все эти учения имеют ряд общих положений:

. право есть социальное явление, без которого невозможно

существование цивилизованного общества;

. право в нормативной форме должно отражать требования

общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в

целом, а не отдельным его классам или социальным группам,

учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как

первоосновы общества;

. право частной собственности является основой всех прав человека;

. право есть мера поведения, установленная и охраняемая

государством.

Одной из фундаментальных задач науки является познание природы

права, раскрываемой главным образом через его сущность и содержание.

Без решения этой сложной и многогранной задачи невозможно получить

полноценное представление о праве.

Осмысление природы права имеет богатую историю. Известны

естественно-правовая, историческая, реалистическая, психологическая,

нормативистская, социологическая, позитивистская, и некоторые другие

доктрины права. Они существенно отличаются друг от друга. Если для

одной из них право есть прежде всего природное, естественное явление

(Цицерон, Локк), то для другой - выражение исторически складывающегося

духа народа (Савиньи, Пухта), для третьей - защищенный государством

интерес (Иеринг, Трубецкой), для четвертой - империативное переживание

людей (Петражицкий, Мэрилла), для пятой -внешний регулятор социальной

жизни (Штаммлер, Кельзон), для шестой - система правоотношений,

поведения людей (Эрлих, Шершеневич) и т.д. При всех различиях многие из

таких доктрин представляли собой какой-либо шаг в познании природы

права. Наряду с идеями, оказавшимися неоправданными, они содержали

рациональные моменты, которые внесли свой вклад в общее ученье о праве.

Обыденные представления о праве чаще всего связаны с определением

права в субъективном смысле - право как нечто принадлежащее индивиду,

как то, чем он может свободно распоряжаться под защитой государства без

чьего либо вмешательства (права на труд, на отдых и т.д.).

Наиболее распространенный взгляд на право состоит в том, что оно

представляет собой норму свободы. Такое понимание права исходит из

утверждения, что для общества в такой же степени характерна свобода, в

какой для природы характерна необходимость.

Профессиональное понимание права практикующими юристами обыкновенно

базируется на определении права в качестве совокупности правил

поведения (право в объективном смысле, исходящих от государства или

поддерживаемых им в качестве масштаба (средства) решения юридических

дел.

Право - это совокупность признаваемых в данном обществе и

обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости,

регулирующих борьбу и согласование свобод воль в их взаимоотношении

друг с другом.

Сущность и содержание права

Происхождение права, основные пути его формирования

Правила поведения (социальные нормы),

действовавшие в родовой общине племени

| | | |

|Нормы обычаев, | |Многие из обычаев |

|регулировавшие труд, | |являлись одновременно |

|охоту, рыбную ловлю, | |и нормами морали, |

|быт, | |религии, |

|семейные отношения | |регулировали |

| | |отправление обрядов |

Особенности норм поведения родовой общины

| | | |

|Выражали интересы | |Их исполнение |

|всех членов рода. | |обеспечивалось привычкой, |

|У членов рода не было | |естественной потребностью |

|разграничения прав | |соблюдать |

|и обязанностей | |укоренившиеся правила, |

| | |а также при |

| | |необходимости |

| | |общественным мнением |

| | |общины |

Пути возникновения права в процессе перехода

от первобытнообщинного строя

к государственной организации общества

| | | | | |

|Санкционирование | |Юридический | | |

|государственных норм | |прецедент | | |

|первобытных | |(судебное или | |Издание |

|обычаев | |административное | |государством |

|и превращение | |решение | |новых нормативных |

|их в нормы | |по конкретным | |актов, |

|права (обычаи), | |делам), которому | |содержащих нормы |

|которые | |государство придает | |права |

|уже стали | |юридически | | |

|охраняться | |обязательную силу | | |

|от нарушений | |для | | |

|государством | |аналогичных дел | | |

| | | | | |

Признаки права, определение его понятия

| | | |

| | |выражают |

| | |волю и интересы |

|Исходят от государства | |определенных слоев |

| | |населения |

| | |либо |

| | |большинство общества |

ПРАВО

система норм,

правил поведения,

которые

| | | |

|сформулированы | |охраняются от нарушений |

|в специальных | |не только силой |

|государственных | |общественного мнения, |

|документах - | |но и мерой государственного |

|нормативных актах | |принуждения |

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРАВЕ

Теория естественного права Историческая

школа права

(Локк, Руссо, Монтескье, Радищев) (Гуго, Савиньи,

Пухта)

| | | |

|Кроме позитивного права, которое | |Право - выражение духа народа, |

|создается государством, существуют | |народного правового убеждения, |

|стоящие над ним естественные | |формирующегося подобно языку, |

|неотъемлемые права, принадлежащие | |постепенно, независимо от |

|человеку | |государства. Законодатель не может|

|от рождения | |творить нормы по своему |

|(право на жизнь, свободное | |усмотрению, а вправе лишь |

|развитие, труд | |фиксировать то, что сложилось в |

|и т.п.) | |виде норм |

Реалистическая школа права Социологическая

теория права

(Иеринг)

(Эрлих, Муромцев, Паунд)

| | | |

|Право есть защищенный | |Право - система правоотношений, |

|государством интерес, оно ничто без| |реальное поведение людей, |

| | |регулируемое правом |

|государственной | | |

|власти | | |

Теория солидаризма Нормативистская

теория

(Дюги)

(Кельзен, Штаммер)

| | | |

|Объективное право составляют | |Право - иерархия норм, |

|правила социальной солидарности, | |нормативный регулятор общественных|

|которым подчинено государство и | |отношений; |

|граждане | |оно немыслимо без государства, |

| | |а государство немыслимо без права |

Психологическая теория права Материалистическая

(классовая)

(Мэрилл, Петражицкий) теория права

(Маркс, Ленин)

| | | |

|Существует подлинное право, | |Право есть возведенная в закон |

|которое представляет собой | |воля господствующего класса, |

|психологические переживания | |содержание которой определяется |

|людей об их правах и обязанностях, | |материальными условиями |

| | |жизни общества |

|и официальное | | |

|право - совокупность норм | | |

2. Взгляды на право, его сущность, структуру, роль в общественной жизни

складывались длительное время. Довольно четко юридическая наука

определяет свойства права, те характерные черты, которые придают праву

качество государственного регулятора общественных отношений:

а) нормативность, поскольку право состоит из правил поведения

общего характера,

б) неразрывная связь с государством, так как нормы права исходят от

государства и охраняются в необходимых случаях его принудительной

силой.

Вопрос о том, что есть право, в чем его сущность, традиционно

рассматривается в теоретической юриспруденции в качестве основного. С

течением времени понятие права менялось. Так, для Аристотеля право -

это политическая справедливость, для средневековых ученых -

божественное установление, для Ж.-Ж.Руссо - общая воля, Р.Иеринга -

защищенный интерес, Л.Петражицкого - императивно - атрибутивные эмоции,

для представителей юридического позитивизма право есть веление, приказ

государства и т.д.

Многозначность определений права, не утихающие споры о его существе

привели некоторых исследователей к пессимистическому выводу, что

сущность права познать нельзя. Очевидно, поэтому, поправляя И.Канта,

который сетовал, что юристы столетиями ищут определение права, русский

теоретик права Н.Н.Алексеев заметил: “Юристы никогда не найдут

определение права, как естествоиспытатели не ответят на вопрос, что

такое природа вообще”.

Действительно, мы уже убедились, что проблема право понимания в

достаточной мере сложна. Ведь в праве находят выражение самые

разнообразные отношения и интересы людей, оно имеет различные формы

проявления в зависимости от характера экономического развития общества,

его социальной структуры, уровня культуры, исторических традиций. Право

напрямую связано с природой человека, его жизнедеятельностью, оно

непосредственным образом вторгается в сферу поведения и поступков

человека, дозирует объем его свободы, воздействует на характер и

способы удовлетворения различных потребностей как отдельными

индивидами, так и общностями людей.

Итак, какова же природа права, в чем, иначе говоря, заключается его

сущность? Известно, что сущность любого предмета, явления философия

считает совокупность наиболее важных, решающих, устойчивых свойств и

отношений, составляющих их основу, определяющих природу и выражающих

самые необходимые, внутренне глубинные связи и отношения предмета,

явления, которыми определяются все их остальные свойства и признаки.

Сущность права - это главная, внутренняя, относительно устойчивая

качественная основа права, которая отражает его истинную природу и

назначение в обществе.

Сущность права, таким образом, отражает основную, решающую его

связь с социальной структурой и материальными производственными

отношениями, социально - культурными условиями, приоритетами и

ценностями человеческой личности, и видится в «обеспечении» или

«разграничении» жизненных интересов людей, в «выражении их воли», в

«установлении» определенного порядка общественной жизни.

При рассмотрении сущности права важно учитывать 2 аспекта:

1. то, что любое право - есть прежде всего регулятор (формальная

сторона),

1. то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная

сторона).

Можно выделить следующие подходы к сущности права:

- классовый, в рамках которого право определяется как система

гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в

закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь

право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным

образом интересов господствующего класса),

- общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как

выражение компромисса между классами, группами, различными социальными

слоями общества (здесь право используется в более широких целях, как

средство закрепления и реального обеспечения прав человека и

гражданина, экономической свободы, демократии т т.п.).

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и

национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках

которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы

будут доминоровать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и

нормативных договорах.

Сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и

обще социальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.