рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Судебные системы зарубежных стран

Верховный суд США, как и другие федеральные суды, вправе по тем же мотивам

отменять решения любых судебных органов. В свою очередь, верховные суды

штатов самым активным образом рассматривают дела, связанные с толкованием

конституций и законов штатов. Суды общей юрисдикции в штатах также

выступают в роли органов конституционного контроля и административной

юстиции, поскольку они нередко принимают к своему рассмотрению жалобы на

действия административных учреждений и должностных лиц по мотивам

неправильного применения теми законов.

Назначения на все судейские должности в федеральных судах производятся

президентом США с согласия Сената, который вправе отвергнуть предложенную

президентом кандидатуру. К кандидатам на должности федеральных судей

предъявляются высокие требования как в профессиональном, так и в этическом

плане (большой опыт работы в качестве адвоката, юрисконсульта или

университетского профессора, безукоризненная репутация и др.). Федеральные

судьи назначаются на свои должности пожизненно и могут быть смещены лишь в

результате сложной процедуры импичмента. Магистраты, работающие при

окружных федеральных судах, назначаются на свои должности судами на

восьмилетний срок либо на четыре года, если они исполняют свои обязанности

по совместительству.

Назначение на судейские должности в судах штатов производится по весьма

различным правилам. Судьи верховных судов и апелляционных инстанций в

большинстве штатов назначаются губернаторами с согласия Сената либо иного

законодательного органа штата на срок 6—15 лет чаще всего с правом

повторного назначения. В таком же порядке в некоторых американских штатах

занимают свои должности и судьи нижестоящих судебных инстанций. Однако

большинство судей в штатах выбираются населением в ходе избирательных

кампаний. Такая система при всей ее внешней демократичности давно уже стала

в США предметом критики, ибо на первый план здесь нередко выступают

интересы противоборствующих политических партий, стоящих за кандидатами, а

не профессиональные и личные качества. В результате во многих штатах за

последние десятилетия все чаще разрабатываются новые варианты системы

занятия должностей. В основе этих вариантов обычно лежит так называемый

миссурийский план (впервые введен в 1940 г. в штате Миссури): губернатор

штата назначает на должность судьи одного из трех кандидатов, предложенных

ему специальной квалификационной комиссией экспертов, а после года его

пребывания в должности проводятся выборы, в ходе которых население может

либо одобрить, либо отменить это назначение.

Важная роль в системе назначения судей, как и в решении многих других

вопросов, в большинстве штатов принадлежит различным органам судебного

самоуправления (судейский совет штата, судейские конференции, в которых

участвуют все судьи штата, и др.). Соответствующие органы, наделенные

большими полномочиями, созданы и судьями федеральной системы.

Расследование по уголовным делам проводится ФБР и множеством других

федеральных служб, а также независимыми друг от друга многочисленными

полицейскими учреждениями, которые подчиняются либо властям

соответствующего штата, либо местным властям графства, города или сельского

муниципалитета. Они вправе производить аресты, допрашивать подозреваемых,

разыскивать и собирать доказательства преступления. Аресты, обыски и

некоторые другие следственные действия производятся полицией с

предварительной либо, в исключительных случаях, последующей санкции суда.

В ряде случаев предварительное расследование проводится аппаратами либо

федерального атторнея (они имеются в каждом федеральном судебном округе),

либо генерального атторнея штата, либо, наконец, местного атторнея

(графства, города и др.). Все эти должностные лица действуют автономно и не

находятся в отношениях соподчиненности. Более того, даже федеральные

окружные атторнеи в принятии решений по конкретным делам пользуются полной

независимостью от генерального атторнея США, возглавляющего департамент

(министерство) юстиции. По существу, атторнеям всех уровней принадлежит

решающая роль в возбуждении уголовного преследования и в решении вопроса о

предании обвиняемого суду. В большинстве штатов сохраняется также

специальный орган —большое жюри, состоящее из 12—23 присяжных, которые

проверяют, имеется ли у обвинения достаточно доказательств для передачи

дела в суд (в некоторых случаях большое жюри может выступать и в качестве

органа расследования).

Важнейшая функция атторнеев — поддержание обвинения в суде. При этом на

стадии предания суду представители обвинения в подавляющем большинстве

случаев вынуждают обвиняемого заключить так называемую сделку о признании

вины. Она означает обычно, что тот дает согласие на разбирательство его

дела без участия суда присяжных в обмен на обещание ограничиться обвинением

в менее тяжком преступлении (например, в краже вместо ограбления) либо не

требовать вынесения смертного приговора, лишения свободы и т.п. Атторнеи

вправе обжаловать в вышестоящий суд приговоры по уголовным делам, кроме

оправдательных приговоров, вынесенных судом присяжных. Атторнеи выступают

также в судах первой инстанции и при рассмотрении апелляционных жалоб по

гражданским делам, в которых являются стороной США либо в решении которых

каким-либо образом заинтересованы американское государство (федеральные

атторнеи) или отдельные штаты, графства, города и т.д. (атторнеи штатов или

соответствующих территориальных единиц). Федеральные атторнеи назначаются

президентом США с согласия Сената. В

большинстве штатов и на местном уровне атторнеи выбираются населением и,

как правило, занимают свои должности благодаря поддержке той или иной

политической партии.

Защиту интересов обвиняемых по уголовным делам и представительство

интересов сторон в гражданском процессе осуществляют адвокаты, которые в

США не делятся на какие-либо категории, различающиеся по своим правомочиям,

что не исключает их специализации по тем или иным вопросам, как и по видам

деятельности. Согласно решениям Верховного суда США последних десятилетий,

трактующим конституционные положения уголовно-процессуального характера,

признается, что обвиняемый имеет право на участие своего защитника в деле с

момента задержания, а если обвиняемый не в состоянии нанять адвоката, он

имеет право на бесплатную юридическую помощь на всех важнейших этапах

расследования и судебного разбирательства дела, а также при обжаловании

приговора. Во многих штатах, однако, правом на бесплатную юридическую

помощь пользуются лишь те обвиняемые, которым грозит лишение свободы или

смертная казнь, а сама эта помощь нередко сводится к присутствию при

допросе и участию в деле начинающего либо перегруженного подобного рода

делами адвоката. Поэтому в последнее время в большинстве штатов созданы

различные программы, которые призваны финансировать бесплатную юридическую

помощь, оказываемую квалифицированными адвокатами, в том числе и по

некоторым категориям гражданских дел, за счет бюджетов штата или местных

властей. Адвокаты по гражданским делам, в частности об обязательствах из

причинения вреда, нередко участвуют в процессе на условиях, что в случае

выигрыша дела клиент уступит ему от 30 до 50% полученной им суммы

возмещения.

Для получения права на занятие адвокатской практикой в большинстве штатов

необходимо сдать экзамены, организуемые судами. Во многих штатах (но не во

всех) для допуска к такому экзамену требуется диплом о высшем юридическом

образовании. Лицо, допущенное после экзаменов к адвокатской практике,

получает право выступать во всех судах данного штата. Для выступления в

судах другого штата от адвоката требуется либо сдача нового экзамена, либо

лишь получение соответствующего разрешения. Последнее правило

распространяется и на федеральные суды.

Американские адвокаты действуют либо в составе адвокатских контор, либо

самостоятельно. Адвокаты, юристы, работающие в корпорациях, и

государственные атторнеи объединены в ассоциации юристов штата (членство в

такой ассоциации в некоторых штатах является обязательным условием для

занятия соответствующей практикой). В масштабах всей страны деятельность

этих объединений координируется и направляется Американской ассоциацией

юристов, насчитывающей около 400 тыс. членов и представляющей собой весьма

влиятельную политическую силу. Эта ассоциация играет важную роль в

процессах сближения законодательства штатов, она нередко предлагает

изменения в федеральном законодательстве, занимается вопросами

профессиональной этики и др.

Верховный суд и судебная система. В статье III конституции записано:

«Судебная власть Соединенных Штатов осуществляется Верховным судом и теми

низшими судами, которые будут время от времени учреждаться Конгрессом»

(разд. 1).

Члены Верховного суда и другие федеральные судьи назначаются президентом

США («по совету и с согласия сената и пребывают в должности «пока ведут

себя безупречно» и их жалованье «не может быть уменьшено во время их

пребывай в должности» (ст. III разд. 1). Указанные конституционные

положения призваны обеспечить независимость судей. Формулировка «пока ведут

себя безупречно» практически обеспечивает судьям пожизненное пребывание в

должности. Члены Верховного суда и другие федеральные судьи могут быть

смещены должности только в порядке импичмента.

Во главе федеральной судебной системы поставлен Верховный суд США. Он

состоит из 9 членов. В качестве суда первой инстанции Верховный суд

выступает «по всем делам, касающимся послов, других официальных

представителей и консулов, а также по тем, в которых штат является

стороной» (разд. 2 ст. III). В основном же он выполняет апелляционную

юрисдикцию. Однако, наибольшую известность Верховный суд США приобрел,

выполняя функцию конституционного контроля, т.е. осуществляя судебный

надзор за соответствием законов и иных нормативно-правовых актов основному

закону страны. Указанные полномочия судов конституция прямо не закрепляет.

Они оформились на основании судебного толкования конституции. Данный

судебный прецедент появился впервые в 1803 г. По конкретному судебному делу

Верховный суд вынес решение, в котором обосновал следующие положения: во-

первых, конституция есть закон, подлежащий судебному толкованию, как и

любой другой закон; во-вторых, суды вправе толковать конституцию для того,

чтобы решать дела в соответствии с ней; в-третьих, в случае возникновения

противоречий между конституцией и законом, суды обязаны применять

конституцию как «высший закон» страны или те законы, которые соответствуют

ей. Данный судебный прецедент стал правовой основой для утверждения

конституционного контроля в США.

Содержание конституционного контроля в США включает следующие правомочия

судов: властное толкование конституции, проверка конституционности законов

Конгресса и легислатур штатов, нормативно-правовых актов исполнительной

власти, а также установление норм права в форме судебных прецедентов.

Толкуя и дополняя по своему усмотрению юридическую конституцию 1787 г.,

Верховный суд создает новые правовые Установления в фактическом основном

законе страны. Крылатые слова бывшего главного судьи Ч.Хьюза: «Конституция

— это то, что говорят о ней судьи», — полностью подтверждается вековой

практикой Верховного суда США.

Особенностями конституционного контроля в США являются: во-первых, вопрос о

неконституционности закона или другого акта возникает, когда эти акты уже

опубликованы и вступили в силу. Во-вторых, Верховный суд рассматривает

вопрос о конституционности акта не вообще, не в самостоятельном

производстве, а лишь в связи со слушанием какого-либо судебного дела, решая

таким образом «судьбу закона на основе дела». В-третьих, в случае, если акт

будет признан неконституционным, то он теряет юридическую силу. За 190 лет

Верховный суд США признал неконституционными более 122 положений

федеральных законов (полностью или частично). Конституционный контроль в

США порожден принципом «верховенства права» и служит реализации системы

«сдержек и противовесов» в государственном механизме страны.

Верховный суд США стоит во главе всей судебной системы страны. Закон о

судоустройстве 1789 г. установил трехзвенную федеральную судебную систему:

Верховный суд, апелляционные и окружные суды.

Окружные суды (94) — рассматривают дела общей юрисдикции на основе

федеральных законов по первой инстанции. В округе существуют также

специальные суды: налоговый, таможенный, претензионный (по искам к

правительству).

Апелляционные суды (12) рассматривают жалобы на решения окружных судов, а

также на решения налоговых и претензионных судов. По таможенным делам

имеется специальный апелляционный суд. Отдельную систему образуют военные

суды.

Наряду с федеральной судебной системой в каждом штате существуют свои суды.

Они функционируют параллельно, что следует из системы американского

федерализма.

Судебные системы в штатах весьма разнообразны. «Нет двух штатов с

одинаковым судоустройством, каждый штат в этом отношении уникален».

Единственно общее: в каждом штате во главе судебной системы стоит Верховный

суд штата. Наиболее простая судебная система сложилась в штате Западная

Виргиния: полицейские суды, окружные суды и Верховный суд штата. Все судьи

избираются населением по партийным спискам. Способы формирования судов в

штатах разнообразны: избираются населением или легислатурой штатов;

назначаются губернаторами самостоятельно или с согласия сенатов или

специальных комиссий, муниципальными властями, мэрами, председателями

вышестоящих судов.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

Характерной особенностью судоустройства в США является отсутствие единой,

общенациональной судебной системы; существуют организационно обособленные,

параллельные судебные системы в каждом из штатов и федеральная судебная

система.

Согласно статье 3 конституции, судебная власть Соединенных Штатов

предоставляется Верховному суду США и нижестоящим федеральным судам,

учреждаемым конгрессом.

Судоустройство на федеральном уровне

Федеральную судебную систему образуют 4 группы судов - окружные,

специальные, апелляционные и специальные апелляционные - во главе с

Верховным судом.

Окружные суды США - федеральные суды общей юрисдикции; они по первой

инстанции рассматривают все дела, основанные на федеральном

законодательстве. Специальные суды первой инстанции - претензионный суд

США (рассматривает денежно-имущественные претензии граждан к правительству

США), суд США по делам внешней торговли (рассматривает споры, возникшие на

основе федеральных законов об импортных торговых операциях и таможенных

правил), налоговый суд США (разрешает конфликты, возникающие в связи с

решениями федеральных налоговых ведомств).

К специальным апелляционным судам относятся аппеляционный суд США по

федеральному округу (рассматривает жалобы на решения претензионного суда,

суда по делам внешней торговли и на решения некоторых федеральных

административных ведомств) и временный чрезвычайный апелляционный суд;

решения этих двух судов обжалуются в Верховный суд.

Апелляционные суды представляют собой промежуточную апелляционную инстанцию

между федеральными судами первой инстанции и Верховным судом. Возглавляет

федеральную судебную систему Верховный суд США - высший орган в федеральной

судебной иерархии, конечная апелляционная инстанция. В США существует

автономная система военных судов. Им подсудны чисто воинские преступления,

а также все иные уголовные правонарушения, совершенные военнослужащими во

время прохождения ими действительной военной службы и исключительно при

исполнении служебных обязанностей.

Судоустройство в штатах

Каждый штат в пределах своих границ может учреждать судебные органы, какие

сочтет нужным, однако существуют типичные черты судоустройства, общие для

всех штатов. Так, в штатах имеются 3 группы судов: ограниченной и

специальной юрисдикции, общей юрисдикции, апелляционной юрисдикции. Первые

две группы - местные суды первой инстанции, рассматривающие дела по

существу. Третья группа объединяет промежуточные апелляционные суды и

верховные суды штатов.

Суд присяжных в США

Любой гражданин США и даже иностранец может получить повестку, в которой

значиться, что компьютер произвольно выбрал его фамилию из хранящихся в

транспортном управлении города регистрационных списков нью-йоркских

водителей. И предлагается исполнить гражданский долг: стать кандидатом в

присяжные на весь срок полномочий только что избранного суда.

К сему прилагалась небольшая, но довольно подробная анкета. Обычные данные

— привлекался ли к суду, количество детей, адреса жены и последнего

нанимателя, являюсь ли гражданином. США. Здесь же список занятий и

профессий, которые не могут быть представлены в составе присяжных:

военнослужащие, выборные должностные лица на всех уровнях — от федерального

до сельского, руководители исполнительных ведомств всех рангов. Затем не

менее пространный список профессий, дающих основание отказаться от

выполнения обязанностей присяжного. Это служители культа, адвокаты,

полицейские, граждане старше 70 лет, пожарные и матери, имеющие детей до 16

лет.

Отвечать на анкету положено всем, иначе гражданину или гражданке, как

недвусмысленно следует из представленных бумаг, может грозить привлечение к

уголовной ответственности за неуважение к суду.

Идея суда присяжных не американская. Она зародилась в средневековой Англии,

откуда перекочевала потом в судебные уложения десятков государств, в том

числе и в Россию после реформ Александра II. В Америке существуют два вида

суда присяжных: большое и малое жюри. Первое, состоящее из 23 человек,

занимается изучением достаточности основании для привлечения человека к

суду (как правило, по категории так называемых государственных

преступлений). Задача второго жюри— определить вину подсудимого уже в ходе

судебного процесса. Конкретную же меру наказания определяет судья в ходе

отдельного судебного заседания.

Присяжным запрещается общаться с прессой в течение судебного процесса. Они

обязаны держать в тайне все перипетии дела, которое они рассматривают.

Членам большого жюри дано право самим опрашивать свидетелей и привлекать

новых свидетелей, если они сочтут это необходимым. Каково влияние суда

присяжных в американской судебной практике? Гораздо меньшая вероятность

ошибок в определении вины подсудимого, хотя и здесь они не исключаются

полностью. Суд присяжных качественно меняет характер судебного процесса,

резко повышая его состязательность, по существу превращая его в

соревнование между обвинением и защитой.

Безусловно, есть и издержки. Долговременная процедура отбора присяжных,

право отвода части их обвинением или защитой затягивают отправление

правосудия. Но в целом плюсы, как представляется, явно перевешивают минусы.

Суд присяжных— это, безусловно, признак демократичности суда, гарантия от

судебного произвола, подтасовки следственных материалов. Поэтому от него

правосудие только выигрывает.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

Характерной особенностью судоустройства в США является отсутствие единой,

общенациональной судебной системы; существуют организационно обособленные,

параллельные судебные системы в каждом из штатов и федеральная судебная

система.

Согласно статье 3 конституции, судебная власть Соединенных Штатов

предоставляется Верховному суду США и нижестоящим федеральным судам,

учреждаемым конгрессом.

Судоустройство на федеральном уровне

Федеральную судебную систему образуют 4 группы судов - окружные,

специальные, апелляционные и специальные апелляционные - во главе с

Верховным судом.

Окружные суды США - федеральные суды общей юрисдикции; они по первой

инстанции рассматривают все дела, основанные на федеральном

законодательстве. Специальные суды первой инстанции - претензионный суд

США (рассматривает денежно-имущественные претензии граждан к правительству

США), суд США по делам внешней торговли (рассматривает споры, возникшие на

основе федеральных законов об импортных торговых операциях и таможенных

правил), налоговый суд США (разрешает конфликты, возникающие в связи с

решениями федеральных налоговых ведомств).

К специальным апелляционным судам относятся аппеляционный суд США по

федеральному округу (рассматривает жалобы на решения претензионного суда,

суда по делам внешней торговли и на решения некоторых федеральных

административных ведомств) и временный чрезвычайный апелляционный суд;

решения этих двух судов обжалуются в Верховный суд.

Апелляционные суды представляют собой промежуточную апелляционную инстанцию

между федеральными судами первой инстанции и Верховным судом. Возглавляет

федеральную судебную систему Верховный суд США - высший орган в федеральной

судебной иерархии, конечная апелляционная инстанция. В США существует

автономная система военных судов. Им подсудны чисто воинские преступления,

а также все иные уголовные правонарушения, совершенные военнослужащими во

время прохождения ими действительной военной службы и исключительно при

исполнении служебных обязанностей.

Судоустройство в штатах

Каждый штат в пределах своих границ может учреждать судебные органы, какие

сочтет нужным, однако существуют типичные черты судоустройства, общие для

всех штатов. Так, в штатах имеются 3 группы судов: ограниченной и

специальной юрисдикции, общей юрисдикции, апелляционной юрисдикции. Первые

две группы - местные суды первой инстанции, рассматривающие дела по

существу. Третья группа объединяет промежуточные апелляционные суды и

верховные суды штатов.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.