рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Судебные системы зарубежных стран

Судебные системы зарубежных стран

Уголовный и гражданский процесс в США.

Источниками уголовного и гражданского процессуального права применительно к

федеральной системе судов и к самостоятельным судебным системам каждого из

штатов служат соответствующие акты законодательства, правила, издаваемые

судебными органами, и нормы общего права. Особая роль в регулировании

вопросов уголовного процесса принадлежит Конституции США. В ее тексте, в

поправках IV, V, VI, VII, вошедших составной частью в Билль о правах (1791

г.), и в поправке XIV сформулированы не только многие существенные

положения о судоустройстве, в том числе о разграничении подсудности судов

федерации и штатов, но и важнейшие нормы, определяющие права обвиняемого на

различных стадиях уголовного процесса. Многие положения федерального

уголовно-процессуального права, в том числе связанные с производством

ареста и обыска, с разбирательством дела в суде, с обжалованием приговоров

и т.п., собраны в части II («Уголовный процесс») раздела 18 Свода законов

США (часть 1 этого раздела представляет собой федеральный Уголовный

кодекс). Одним из источников федерального уголовного и особенно

гражданского процессуального права служит также раздел 28 («Судоустройство

и судебная процедура») Свода законов США (в редакции 1948 г. с последующими

изменениями и дополнениями). Существенную роль в регулировании вопросов

судопроизводства по гражданским и уголовным делам играют нормативные акты,

изданные Верховным судом США на основании полномочий, предоставленных ему в

ряде актов Конгресса 1930-х гг., предписывать федеральным судам правила

процедуры по гражданским и уголовным делам. Важнейшими среди этих

постановлений Верховного суда являются следующие федеральные правила:

гражданского судопроизводства (1938 г.), уголовного судопроизводства (1946

г.), апелляционного производства (1968 г.) и о доказательствах (1975 г.).

Отдельно Верховным судом были изданы также правила производства в самом

этом суде (1980 г.), правила судебного разбирательства федеральными

магистратами дел о малозначительных преступлениях (1971 г.) и др. Такие

акты, как и изменения в них, вступают в силу, если после их одобрения

Верховным судом США не последует возражений со стороны обеих палат

Конгресса в ходе ближайшей его сессии. Они публикуются в Своде законов США

в качестве приложений к соответствующим разделам.

На уровне штатов в качестве источников уголовно-процессуального права

действуют нормы конституций штатов и разделы сводов законов, посвященные

соответствующим вопросам, весьма различающиеся по форме и содержанию. В

ряде штатов (Калифорния и др.) они объединены с уголовными кодексами в

одном нормативном акте. В отличие от реформы уголовных кодексов,

проведенной на базе Примерного УК 1962 г., уголовно-процессуальные кодексы

штатов не подверглись столь же основательной переработке и сближению,

несмотря на наличие общей модели в виде Примерного УПК и Примерного кодекса

о доказательствах, разработанных еще раньше, в 1930 и 1942 гг., тем же

Институтом американского права. В гражданских процессуальных кодексах

штатов наблюдается значительно большее сходство, поскольку законодатели в

различных штатах часто опирались на единый образец — ГПК штата Нью-Йорк

1848 г., составленный известным юристом Д.Филдом.

В качестве источников процессуального права в штатах выступают также

правила, разрабатываемые высшими судебными органами каждого из штатов

самостоятельно, но, как правило, с ориентировкой на соответствующие акты

Верховного суда США, — особенно велика здесь роль федеральных правил

гражданского судопроизводства, воспринятых во многих штатах практически без

изменений. Принципиальное значение для всех американских судов (и

федеральных, и штатов) имеют решения Верховного суда США, в которых

сформулированы постановления по процессуальным вопросам, прежде всего

некоторые решения, вынесенные в 1960-х гг. В решениях по делу Гидеонг (1963

г.) и по делу Эскобедо (1964 г.) закреплено право любого лица иметь

защитника при допросе в полиции; в решении по делу Мэпп (1961 г.) установ

лен запрет на использование в судебном процессе доказательств, полученньо

незаконным образом, особенно, как это было сформулировано в решении га делу

Миранды (1966 г.), если речь идет о полученном таким путем признаны

обвиняемого.

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА США.

В США функционируют параллельно единая федеральная система судов и

самостоятельные судебные системы каждого из 50 штатов, округа Колумбия и

четырех федеральных территорий. В компетенцию федеральных судов входит

прежде всего рассмотрение уголовных дел о преступлениях, предусмотренных

федеральным законодательством, и гражданских дел по искам к федеральным

властям и по спорам, возникающим в связи с применением федеральных законов

или между гражданами, проживающими в двух различных странах, если при этом

сумма иска превышает 10 000 долларов. По ряду вопросов компетенция

федеральных судов и судов штатов совпадает как по уголовным, так и по

гражданским делам, что вызвало к жизни весьма сложные правила разграничения

их функций. При определенных ситуациях у органов обвинения и у истцов по

гражданским делам создаются возможности выбора между обращением в суд

одного из штатов либо в федеральный суд, а в некоторых, весьма редких,

случаях допускается обращение в федеральный суд с жалобой по делу,

рассматривавшемуся в суде штата, но только если речь идет о толковании или

применении норм федерального права, если налицо «федеральный вопрос».

Подавляющая часть уголовных и гражданских дел рассматривается судами

штатов, и лишь относительно небольшая их часть (5—10%) оказывается

предметом разбирательства федеральных судов.

В федеральную систему судов входят Верховный суд США, апелляционные и

окружные суды, а также специальные суды. Всю систему федеральных судов

возглавляет Верховный суд США, который одновременно занимает исключительно

важное положение во всей структуре высших государственных учреждений наряду

с Конгрессом и президентом США. Верховный суд США — единственное судебное

учреждение, упоминаемое в Конституции США, — состоит из девяти судей,

одного из которых президент США назначает председателем. Члены Верховного

суда, включая председателя, назначаются президентом и утверждаются Сенатом.

Кворум, необходимый для принятия решения, составляют шесть членов суда.

Верховный суд рассматривает по первой инстанции дела по спорам между двумя

или более штатами, по искам, в которых одной из сторон являются послы

иностранных государств, и некоторые другие (на практике такого рода дела

немногочисленны). Основная его функция — рассмотрение жалоб на решения

нижестоящих федеральных судов и судов штатов, если в них затронут

«федеральный вопрос», а также просьб об отмене постановления любого суда,

которым признается противоречащим Конституции США закон какого-либо штата

или акт Конгресса США. Верховный суд вправе также, если последует просьба

апелляционного суда, разъяснить какой-либо вопрос права, возникший по

гражданскому или уголовному делу, и дать по нему обязательное толкование.

Верховный суд принимает к разбирательству дела по своему усмотрению, если

признает их достаточно существенными и общезначимыми, что бывает

относительно редко: в ответ на тысячи обращений ежегодно выносятся решения

лишь по 120—160 делам. При этом каждый судья высказывает свое мнение, после

чего обычно один из судей формулирует позицию большинства, т.е. решение

суда, а остальные либо полностью соглашаются с ним, либо присоединяются к

выводу, но расходятся в мотивировке решения, либо, наконец, излагают свое

мнение, противоположное позиции большинства (все мнения судей публикуются).

Апелляционные суды были созданы в 1891 г. в качестве судов промежуточной

юрисдикции между Верховным судом США и окружными судами. В настоящее время

имеется 13 апелляционных судов: один в федеральном округе Колумбия, II—в

каждом из апелляционных округов, охватывающих территорию от 3 до 10 штатов

и имеющих свой официальный номер, и, наконец, учрежденный в 1982 г.

Апелляционный суд федеральной юрисдикции, который рассматривает жалобы по

таможенным и патентным делам и жалобы на решения Претензионного суда.

В состав каждого апелляционного суда входит от 4 до 23 судей. Обязанности

председателя возлагаются на того из них, кто дольше всех входит в состав

этого суда, однако не достиг 70 лет. В работе каждого апелляционного суда

принимает участие один из членов Верховного суда США (они закреплены за

одним-двумя апелляционными судами). Первые 12 апелляционных судов

рассматривают жалобы на приговоры и решения окружных судов, на

постановления ряда административных органов, если в них усматривается

нарушение правовых норм, а также издают приказы по некоторым вопросам в

качестве суда первой инстанции. Как правило, дела слушаются коллегией из

трех судей, однако если речь не идет об апелляционной жалобе, они могут

рассматриваться и одним или двумя судьями. Для разбирательства жалоб на

решения судей и коллегий апелляционного суда, а также для устранения споров

между судьями созываются пленарные заседания апелляционного суда. В связи с

существенным увеличением числа дел, рассматриваемых апелляционными судами

(почти в 10 раз за период 1960—1980 гг.), в них были резко ограничены либо

в ряде случаев вовсе отменены выступления сторон и принимаются иные меры

для ускорения процедуры разбирательства дел.

Окружные суды (иногда их название переводится как «районные») — основное

звено федеральной судебной системы. Вся территория страны поделена на

округа с учетом границ между штатами, так что в одном штате имеется от

одного до четырех округов. Соответствующие окружные суды созданы также в

четырех заморских территориях США. Всего в настоящее время насчитывается 95

окружных судов, в каждом из которых от 2 до 27 судей (один из них

назначается председателем по тем же правилам, что и в апелляционных судах).

Они рассматривают по первой инстанции гражданские и уголовные дела,

входящие в компетенцию федеральной юстиции, а также жалобы на действия

административных ведомств. Уголовные дела и гражданские иски по большинству

категорий дел с суммой иска свыше 20 долларов слушаются с участием

присяжных, если на этом настаивает обвиняемый или истец. При окружных судах

функционируют федеральные магистраты (эта должность учреждена в 1968 г.).

Они занимаются, в основном, подготовкой дел к слушанию и контролем за

исполнением судебных решений. Магистраты вправе самостоятельно

рассматривать уголовные дела по обвинению в малозначительных преступлениях,

если те наказываются лишением свободы на срок до одного года и штрафом до 1

000 долларов, однако при условии, что обвиняемый не настаивает на

разбирательстве его дела судьей окружного суда. В 1978 г. при каждом из

окружных судов как их дополнительные органы были учреждены суды по делам о

банкротствах, которым поручено рассмотрение этой весьма многочисленной

категории дел. Жалобы на их решения могут быть принесены, как правило, в

окружной суд.

Наряду с системой общих судов существует несколько специализированных

федеральных судов. Их система подверглась значительным преобразованиям в

1982 г. Важное место в ней занимает Претензионный суд. Он рассматривает

гражданские иски частных лиц и корпораций к правительству США на сумму

свыше 10 000 долларов с требованием о возмещении ущерба, причиненного

нарушением договоров и по ряду других оснований.

В 1980 г. был переименован в Суд по внешней торговле прежний Суд по

таможенным делам. Он состоит из девяти судей, которые могут выносить

решения единолично и заседают либо в Нью-Йорке, где находится его штаб-

квартира, либо, при необходимости, в одном из других портовых городов США.

В ряду других федеральных судебных учреждений с различной специализацией, в

частности, имеется самостоятельный Налоговый суд, рассматривающий споры,

которые возникают в связи с определением размеров федеральных налогов и их

уплатой.

Судебные системы штатов США.

В американских штатах действуют весьма различающиеся между собой системы

судов. По большей части их особенности объясняются историческими условиями

формирования судебной системы в данном штате. Порою вновь образовывавшиеся

штаты заимствовали схему судебной организации у соседних штатов. Чаще всего

в штатах используются двух- и трехступенчатая системы общих судов, а также

различные суды ограниченной или специальной юрисдикции. Двухступенчатая

система общих судов, включающая в себя лишь суды первой инстанции и высший

судебный орган, обычно свойственна небольшим по размерам и населению

штатам, а трехступенчатая, с судами промежуточной, апелляционной

юрисдикции, — более крупным штатам, в судах которых рассматривается большое

количество гражданских и уголовных дел.

Суд, возглавляющий судебную систему в штате, чаще всего носит название

верховного суда, однако в ряде штатов он называется апелляционным судом.

Они состоят из пяти — девяти судей, один из которых назначается

председателем суда. Верховные и соответствующие им суды штатов занимаются,

главным образом, рассмотрением апелляционных жалоб на решения нижестоящих

судов. В большинстве штатов они рассматривают жалобы лишь на судебные

решения, которые касаются вопросов права, в остальных — также и по вопросам

факта. В большинстве штатов верховные суды сами решают, принимать ли к

рассмотрению апелляционные жалобы и иные обращения к ним, кроме приговоров

к смертной казни, жалобы на которые подлежат обязательному разбирательству

в верховном суде штата. В отдельных штатах действует правило, согласно

которому верховный суд обязан рассматривать все без исключения поступающие

к нему жалобы.

В качестве суда первой инстанции эти суды чаще всего издают лишь судебные

приказы в случае непосредственного обращения к ним, например с жалобой на

незаконное содержание под стражей (приказ «хабеас корпус»), а в некоторых

случаях принимают связанные с изданием приказов дела к своему производству,

если они отличаются особой сложностью. Особенно велика роль верховных судов

штатов в толковании конституций и оценке законодательства штатов в связи с

рассматриваемыми ими судебными делами или жалобами на решения

административных органов. Значение этой функции существенно возросло за

последние десятилетия, когда в отдельных штатах верховные суды стали

проводить линию на более решительную, чем в решениях Верховного суда США,

защиту прав граждан.

Суды промежуточной юрисдикции (термин «промежуточный» иногда входит в их

официальное название) созданы в ряде штатов для рассмотрения жалоб на

приговоры и решения судов первой инстанции и других судебных учреждений.

Они носят различные названия, но чаще всего их именуют апелляционными

судами. Иногда в штатах создается отдельный уголовный апелляционный суд, в

ряде случаев суды промежуточной юрисдикции функционируют на правах

апелляционных отделений верховного суда штата. В их состав входят от 10 до

50 судей. Слушание дел обычно проводят коллегии из трех судей. В некоторых

штатах апелляционные суды рассматривают по первой инстанции, в том числе и

с участием присяжных заседателей, определенные категории гражданских и

уголовных дел. В этом случае процесс ведет единоличный судья.

Основное звено судебной системы штатов — суды общей юрисдикции, которые

выступают под самыми разными названиями, например: в штате Нью-Йорк это

верховные суды, в штате Калифорния — высшие суды, но чаще всего они

именуются окружными судами. В их организации и количественном составе

наблюдаются весьма существенные различия. Как правило, они рассматривают по

первой инстанции уголовные дела обо всех преступлениях, предусмотренных

законодательством соответствующего штата, кроме малозначительных уголовных

проступков, и гражданские дела с любой суммой иска, кроме тех категорий

дел, для разбирательства которых созданы в данном штате специализированные

суды. В некоторых штатах окружные суды вправе рассматривать лишь уголовные

дела о преступлениях, за которые может быть назначено лишение свободы на

срок до пяти лет или даже только до одного года, что значительно расширяет

прерогативы апелляционного суда данного штата в качестве суда первой

инстанции. Вместе с тем окружные суды выступают в качестве вышестоящей

инстанции по отношению к судам ограниченной юрисдикции, поскольку они

вправе в ряде случаев рассматривать жалобы на их решения.

Дела в окружных судах рассматриваются либо единоличными судьями, либо

судьями с участием присяжных заседателей. В настоящее время количество

присяжных заседателей в американских судах любых инстанций, в том числе и в

федеральной системе судов, составляет при разбирательстве уголовных дел 12

или меньше, но не менее шести присяжных, при разбирательстве гражданских

дел — чаще всего шесть, если стороны не потребуют увеличения числа

присяжных. В большинстве штатов для признания подсудимого виновным

требуется вынесение присяжными единогласного вердикта. Назначение

подсудимому наказания, как правило, входит в компетенцию только судьи,

однако в некоторых штатах присяжные своим вердиктом должны решать и вопросы

наказания (о допустимости вынесения смертного приговора и др.).

Помимо названных звеньев общей системы судов в каждом американском штате

имеются суды ограниченной юрисдикции, которым доверяется рассматривать дела

о малозначительных преступлениях, наказываемых штрафами либо, как правило,

лишь краткосрочным лишением свободы, а также гражданские дела с небольшой

суммой иска, чаще всего до 1 000 долларов. Они носят названия муниципальных

городских, полицейских судов, иногда — судов графств, судов общих сессий и

т.п. Дела в них слушают магистраты или мировые судьи, не обязательно

обладающие профессиональной юридической подготовкой.

Во многих штатах действуют также суды специальной юрисдикции — либо

самостоятельно, либо при окружных судах. Это суды по налогам, по земельным

спорам, по делам о наследовании, по претензиям к властям штатов, суды,

разбирающие огромное количество дел о нарушении правил дорожного движения,

и др. Важное место среди них занимают суды по делам несовершеннолетних,

нередко объединяющие в себе и функции семейных судов. Они разбирают дела о

правонарушениях несовершеннолетних, принимают меры к родителям, не

заботящимся о своих детях, контролируют условия воспитания в

неблагополучных семьях, пытаются разрешать семейные конфликты и т.п.

В системе американских учреждений на уровне федерации и штатов отсутствуют

специальные органы конституционного контроля, поскольку эти функции

выполняются судами общей юрисдикции. Верховный суд США прецедентом 1803 г.

ввел для себя, а также и для других федеральных судов исключительное по

своей важности полномочие толковать положения Конституции США и объявлять

недействительными законы, изданные Конгрессом США и легислатурами штатов,

любые акты исполнительной власти по мотивам их противоречия Конституции.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.