рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Соотношение понятий единство власти и разделение властей

четкого различия между двумя организационными формами, пользуясь

собирательным термином “правительство”. Так, Конституция (ст.49) говорит об

ответственности правительства, явно исключая при это президента республики.

Ведь он парламентской ответственности не несет. В то же время премьер-

министр может поставить вопрос о доверии правительству только после

обсуждения в Совете министров. А в данном случае участие президента —

необходимое условие, ибо совет министров собирается только под его

председательством.

Действительно, согласно ст. 20, “правительство определяет и

осуществляет политику Нации”. Можно было бы предположить, что это делает

Совет министров. Но ведь эта формула дается в разделе посвященном

правительству, а не президенту республики. Из этого можно предположить, что

на практике вопросы решаются коллегиальным органом, а президент высказывает

только свое мнение. Или, напротив, решает президент, а коллегиальный орган

лишь принимает участие в обсуждении.

Ответ на эти вопросы дала практика функционирования государственного

механизма. Все зависит от расстановки политических сил в стране. Так если и

президент и премьер-министр представляют одни и те же силы, то у президента

в руках находятся, как правило, управление всех наиболее важных вопросов,

оставляя а руках министров вопросы оперативного характера.

Иначе выглядит ситуация, когда Елисейский дворец (резиденция

президента) и Матиньон (резиденция правительства) контролируют разные

политические силы. Здесь особо важное значение приобретает то, что решение

наиболее существенных вопросов может иметь место лишь при и обсуждение в

Совете министров. Вполне естественно, что в рассматриваемых условиях

полномочия президента и сами реальные возможности их осуществления

значительно сужаются, а полномочия премьер-министра существенно

расширяются.

Таким образом, система противовесов, заложенная в построении

исполнительной власти, позволяет ее по-разному сбалансировать в различных

политических ситуациях.

Порядок формирования правительства в правовом отношении сравнительно

прост. Президент республики назначает премьер-министра и по его

представлению других членов правительства. Формально президент не связан

каким-либо условиями назначения, и его декрет не нуждается в

контрассигнации. Поскольку , однако, существует институт парламентской

ответственности правительства, президент не может не считаться с раскладом

сил в Национальном собрании.

Члены правительства назначаются президентом по представлению премьер-

министра. Конституция 1958 года также отмечает особое положение премьер-

министра среди других министров.

Премьер-министр руководит деятельностью правительства. Он несет

ответственность за национальную оборону, обеспечивает исполнение законов,

обладает регламентарной властью и производит назначения на высшие военные и

гражданские должности, за исключением тех, назначение на которые производит

приоденет.

Во Франции не существует фиксированного в Конституции числа и перечня

министерств. Состав Совета министров определяется всякий раз, когда

формируется новое правительство.

В стране с высоким уровнем централизации и бюрократизации

государственного аппарата уже сравнительно давно сложилась еще одна

специфическая система дополнительного контроля за деятельностью

администрации. Она призвана прежде всего предотвратить возможность

злоупотребления властью со стороны администрации и обеспечить соблюдения

законности в случае ее нарушения представителями администрации. Она

призвана прежде всего предотвратить возможность злоупотребления властью со

стороны администрации и обеспечить соблюдение законности в случае ее

нарушения представителями администрации. Речь идет о получившей широкое

распространение во Франции административной юстиции. Административные

трибуналы, представляющие собой суды первой инстанции по административным

правонарушениям, рассматривают все жалобы на действия административных

властей, связанные со злоупотреблением служебным полномочием и иными,

преимущественно должностными преступлениями.

Появление административной юстиции самым тесным образом связано с

реализацией принципа разделения властей. С 1899 года Государственный совет

является высшим органом административной юстиции по вопросам применения

административного права и по делам, в которых одной из сторон выступает

администрация.

Основу административной юстиции во Франции образуют ныне региональные

административные трибуналы. Они рассматривают дела по искам об анулировании

неправомерных актов административных органов, о возмещении вреда в связи с

ущербом, причиненным действиями администрации. Высшим органом

административной юстиции является Государственный совет, который выступает

кассационной и апелляционной инстанцией по делам, решаемым

административными трибуналами. Кроме того, он рассматривает по первой

инстанции дела, связанные с регламентарными актами президента республики,

премьер-министров и министров.

В 70-е года во Франции возник еще один институт, призванный усилить

контроль за деятельностью администрации и предупредить ее посягательства на

права и свободы граждан. Речь идет о так называемом медиаторе, учрежденный

по рекомендации Совета Европы для использования всеми странами, входящими в

состав Совета.

Смешанная форма правления появилась во Франции с утверждением Пятой

Республики. Она стала достаточно эффективным и действенным ответом на

политический кризис, порожденный, наряду с прочим, нарушением баланса

властей, вызванным чрезмерным усилением власти парламентских ассамблей.

Своеобразие правового статуса президента республики вызвано не просто

стремлением укрепить президентскую власть. Во всяком случае это не

самоцель. Она была признана необходимой для того, чтобы преодолеть слабость

и аморфность исполнительной власти, порождавших политическую нестабильность

и угрожавшую национальной безопасности.

Конечно, принцип разделения властей в условиях смешанной формы

правления реализуется совершенно иначе, нежели в президентской республике.

Тем не менее, он безусловно присутствует. Обеспечивая в первую очередь

самостоятельность и эффективность исполнительной власти, он нацеливает

одновременно все ветви власти на сотрудничество и взаимодействие. Опыт

Пятой Республики подтвердил, что эта форма правления в состояние

эволюционировать и остается весьма эффективной даже при радикальной смене

политических ситуаций. Это тем более важно подчеркнуть, поскольку в

российской печати некоторыми авторами высказывалось мнение, что французская

модель организации власти недееспособна и не может эффективно

способствовать преодолению кризисных явлений. Опыт конструирования и

функционирования французского государственного механизма не подтверждает

подобные выводы.

VI. Разделение властей в Российской Федерации.

“Государственная власть в Российской федерации осуществляется на

основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы

законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”.

Конституция РФ ст.10

Из российской истории. Принцип разделения властей становится одним из

эпицентров решения вопроса о демократическом обустройстве общества

Российского государства. В этих условиях чрезвычайно знать, в чем

значимость его для сегодняшней Росси, как он реализуется и почему его

сохранение и реализация — одна из важнейших предпосылок продвижения Росси

по пути демократии.

Нередко в объяснении трудностей, с которыми сталкиваются реформы в

России, приводятся ссылки на отсутствие у страны демократических традиций,

особенности ее исторического развития. В противовес этому порой указывают

на то, что зачатки демократической организации власти были известны еще в

Древней Руси. В частности, договоры, которые заключались отдельными

городами с княжескими дружинами, как бы содержали в себе элементы

разделения властей. Возможно, такие проявления ограничения княжеской власти

действительно имели место. Им можно найти подтверждение и в стародавних

летописях, и в некоторых других источниках. К сожалению, эти начинания не

получили последующего развития. Княжеская междоусобица и вражда не

способствовали к каким бы то ни было устремлениям к демократическому

правлению. В еще большей мере не оставляло для этого возможностей татаро-

монгольское иго. Объединение русских земель и последующего создания

централизованного Русского государства происходило в условиях, требовавших

максимальной концентрации власти. Утверждение русского самодержавия, даже

если оно и было необходимым историческим этапом, также исключило

возможность разделения властей.

В период смуты и после нее Россия могла пойти по пути конституционной

монархии, но народ так устал от постоянно сменяющихся государей, что ему

уже было все равно кто и на каких условиях возьмет власть в свои руки.

Сейчас немало авторов, которые считают, сто Александр II, не погибни

от рук народовольцев, возможно даровал бы стране конституционное правление.

Возможно, а возможно и нет. Отнюдь не стал конституционным монархом и

Николай I. Подписав знаменитый указ “Об усовершенствование государственного

порядка”, он действительно даровал некоторые свободы. Он объявил о создании

Государственной Думы, наделенной ограниченными законодательными

полномочиями. Но надежды, естественно, не оправдались. Не один закон не мог

вступить в силу без высочайшего одобрения. Да и само существование Думы

зависело от царского усмотрения или, точнее, произвола.

В феврале 1917 года монархия пала. 1 сентября 1917 года состоялось

официальное провозглашение России республикой. Специальная комиссия при

юридическом совещании Временного правительства начала подготавливать проект

республиканской Конституции. Видимо, в ней впервые мог найти отражение

принцип разделения властей. Но в 1917 году к власти пришли большевики, и

все планы временного правительства рухнули.

II Всероссийский съезд Советов, провозгласив в ночь с 7 на 8 ноября

1917 года переход всей полноты власти на всей территории бывшей Российской

империи в руки Светов, положил начало существованию тоталитарного

государства.

Разделение властей было объявлено инструментом завоевания и

осуществления власти буржуазией. Концепция разделения властей, как

выражение интересов буржуазии, марксизмом отвергалось.

Документы, подписанный 8 декабря 1991 г. В Беловежской пуще тремя

государствами из четырех, учредивших в 1922 году СССР, положили конец его

существованию, как государству.

В отличие от других бывших союзных республик Россия не издавала

специальный акт о провозглашение независимости. В какой-то мере точкой

отсчета можно считать Декларацию о государственном суверенитете, которая

была одобрена российским парламентом 12 июня 1990 г. Уже на I Съезде

народных депутатов РСФСР была признана необходимость разработки и принятия

новой Конституции республики.

Первый “официальный” проект Конституции был существенно пересмотрен

после попытки августовского путча. В октябре 1991 г. был опубликован

второй, а марте 1992 г. — третий проект Конституции. Каждый из этих

проектов отражал изменения, происходившие в общественно-политической жизни

страны, новые подходы и новые видения того, как должны быть устроены

общество и государство в России.

Развернулась борьба между защитниками различных вариантов проектов,

поддержанными разными государственными структурами. Нарастала конфронтация

между исполнительной властью и парламентом. Каждый из институтов стремился

к законодательному закреплению своего доминирующего положения, а это

неизбежно должно было сказаться и на содержании основного закона.

24 июня 1993 года “Российская газета” публикует сразу два новых

официальных проекта. Один был внесен президентом РФ, другой — группой

народных депутатов. В целях подготовки единого согласованного проекта

основного закона Президент созвал Конституционное совещание.

Одобренный Конституционным совещанием проект Конституции был сразу же

без обсуждения отвергнут Верховным Советом. Создалась тупиковая ситуация,

т.к. в стране отсутствовал конституционно оформленный механизм разрешения

конфликта между основными ветвями власти.

После приостановки деятельности парламента было вновь созвано

Конституционное совещание, которое внесло коррективы в ранее подготовленный

проект. Они касались в основном двух главных моментов: уточнения принципов

построения РФ и реализации принципа разделения властей.

Окончательный проект новой Конституции Российской Федерации был

вынесен на всенародное обсуждение и референдум, состоявшийся 12 декабря

1993 года, и был одобрен 58,4% голосовавших.

Окончательный проект Конституции Российской Федерации, представленный

на референдум, в части, касающейся разделения властей, особых нововведений

не содержит. Принцип изложенный в ст. 10 достаточно лаконично, четко и ясно

определяет его структуру. Его продолжением и развитием служит ст. 11,

состоящая из трех частей. Часть первая подтверждает, какие именно органы

осуществляют государственную власть: Президент, парламент, Правительство и

суды. Часть вторая относится к ведению субъектов Федерации образования их

органов государственной власти. Наконец, третья часть устанавливает, что

разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной

власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Феддерации

осуществляется на основе Конституции, федеративных и иных договоров о

разграничении предметов ведения полномочий.

К сказанному следует добавить, что Конституция признает и гарантирует

местное самоуправление в пределах его полномочий. Одновременно они

уточняют, что его органы не входят в систему органов государственной власти

(ст. 12). Из этого можно сделать вывод: принципы, положенные в основу

построения и деятельности органов государственной власти, не могут

автоматически распространяться на сферу местного самоуправления.

Конституция РФ. Согласно действующей Конституции, носителем

суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации

является ее многонациональный народ. Захват власти кем бы то ни было

противоправен. Власть может осуществлятся народом либо непосредственно,

высшим выражением чего служат референдум и свободные выборы, либо через

посредство оганов государственной власти и самоуправления (ст. 3). Органами

осуществления государственной власти на общефедеральном уровне выступают

Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации,

суды РФ.

Органы государственной власти РФ строят свою деятельность на

принципах, состовляющих основы конституционного строя Россия. Защита прав и

свобод человека — обязанноять государства. Для исключения противоправной

узурпации власти и попрания прав и свобод, устанавливается принцип

разделения властей.

В Российской Федерации носителем законодательной власти и

представительнам органом является Федеральное собранние. Исполнительной

властью наделено Правительство РФ . Правосудие осуществляют суды, а

судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского,

административного и уголовного судопроизводства. Вроде бы все ветви власти

имеют своих представителей, и Президент России оказывается как бы вне рамок

механизма разделения властей. В действительности это не так.

ПРЕЗИДЕНТ. Президент Российской Федерации, будучи главой государства,

является верховным представителем Российской Федерации и внутри страны, и в

международной жизни. На него возложены выполнения задач, связанных с

гарантией осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверинетета,

независимости и целостности государства. В этих условиях он наделен

необходимыми полномочиями и прерогативами.

Но государственную работу вершит не один Президент. Ее осуществляют

все ветви власти, каждая из которых действует в пределах своего ведения и

свойственными ей методами. Президент должен обеспечить координацию и

согласованность деятельности всех органов власти. Президент действует не

как указующая инстанция, а совместно сдругими ветвями власти, принимая в

той или ионой степени участие в каждой из них.

Президент Российской Федерации учатвует в осуществлении верховного

представительства страны. Это право вытекает из того, что его избирают

путем прямых выборов. Одно и то же лицо не может занимать должность

президента два срока подряд.

В сфере взаимодействия с парламентом Президенту РФ принадлежат весьма

значительные полномочия. Он назначает выборы в Государственную Думу и

распускает ее в случаях, предусмотренных Конституцией, пользуется правом

законодательной инициативы, может вернуть одобренный парламентом

законопроект для повторного обсуждения (отлагательное вето), подписывает и

обнародует законы. Таким образом, Президент России может оказывать весьма

активное воздействие на работу парламента. Однако он не подменяет его. Он

не может принимать законы. А издаваемые Президентом нормативные акты не

должны противоречить Конституции и основным законам.

Президент РФ обладает довольно широкими полномочиями в сфере

государственного управления. Он назначает Председателя Правительства и по

его представлению заместителей председателя и федеральных министров,

принимает решение об отставки правительства. Для ограничения

Президентского влияния на Правительство введены ряд сдержек.

Прежде всего Председатель Правительства РФ назначается Президентом с

согласия Государственной Думы. Однако если Государственная Дума трижды

отвергнет кандидатуру Председателя Правительства, то Президент вправе сам

его назначить и при этом распустить Государственную Думу и объявить о новых

выборах. Реализация такого полномочия создает, конечно, особую неординарную

ситуацию, которая все же не может привести к установлению единаличного

президентского правления. Конституция не допускает этого.

Так, если государственная дума распущена, то новые выборы должны быть

назначены в такие сроки, чтобы Государственная Дума нового созыва собралась

на новое заседания не позднее чем через четыре месяца после роспуска.

Значит период, в течение которого может отсутствовать парламентский

контроль над Правительством, ограничен. Поскольку, по Конституции,

Государственная Дума может вырызить недоврие Правительству, то тем самым

исход выборов предрешает судьбу Правительства. Правда сам Президент может

не согласится с Государственной Думой и не отправлять после выражения ей

недоверия в отставку. Для того, чтобы решение о недоверии возымело должный

эффект, оно должно быть подтверждено Государственной Думой по истечению

трех месяцев. В случае если имел место досрочный роспуск Государственной

Думы, Президент не может в течение года после выборов вновь распустить

палату. Следовательно, остается только один выход — отставка Правительства.

Механизм, заложенный в Конституции Российской Федерации для разрешения

возможного конфликта между законодательной и исполнительной властями,

отличается большой сложностью. Президент — арбитр в споре между властями —

может, во всяком случае теоретически, осуществлять в течение нескольких

месяцев управление страной посредством Правительства, не пользующегося

поддержкой Государственной Думы. После выборов Президенту так или иначе

придется считаться с результатами выборов. Тем не менее, следует признать,

что глава государства обладает большими возможностями для воздействия на

законодательную и исполнительную власти. Он не просто арбитр, следящий за

всеми ветвями власти, он сам участвуует в деятельности всех государственных

органов.

Полномочия Президента. Президент Росийской Федерации определяет

основные направления внутренней и внешней политики госудапрства, он

является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил, осуществляет

руководство внешней политикой, в случае угрозы агрессии вводит военное

положение, а при иных особых обстоятельствах - чрезвычайное положение. Он

решает вопросы гражданства, представляет кандидатуры для назначения на

высшие государственные должности (например, Председателя Центробанка, судей

Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, Генерального

прокурора Российской Федерации и др.). Он формирует Совет Безопасности и

Администрацию Президента, назначает полномочных представителей Российской

Федерации, высшее командование Вооруженных сил.

В России не предусмотрена парламетская ответственность главы

государства. Это значит, что парламент не может заставить Президента уйти в

отставку. Но это не значит, что глава государства свободен от следования

предписаниям Конституции и законов. Если его деятельность приобретает

противопрвный характер, вступает в действие специальный механизм

ответственности (импичмент). Президент Российской Федерации может быть

привлечен к ответственности только в случае государственной измены или

совершения иного тяжкого преступления. Наличие признаков такого

преступления должно быть подтверждено Верховным судом РФ. После выдвижения

обвинения следует довольно сложная процедура выражения импичмента. Надо

сказать, что нынешнему президенту пытались выдвинуть импичмент, но эта

попытки только показали, что это практически невозможно.

Важнейшей конституционно-правовой гарантией обеспечения разделения

властей и предупреждения злоупотреблений со стороны исполнительной власти

остается механизм ответственного правления. Это значит, что Правительство

РФ подконтрольно парламенту и несет политическую ответственность за свои

действия.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ. Парламент Российской Федерации — Федеральное

собрание — состоит из двух палат. Это Государственная Дума, депутаты

которой избираются населением страны путем всеобщих, равных и прямых

выборов (450 депутатов), и Совет Федерации, который выбирается путем

косвенных выборов и включает представителей субъектов Федерации (по два от

каждого субъекта). Поскольку органом общенародного представительства

является Государственная Дума, то именно на эту палату возложен контроль за

деятельностью Правительства и ей принадлежит право выражения вотума

недоверия.

Государственная Дума единственный законодательный орган страны.

Депутаты Государственной Думы работают на профессианальной основе. Депутаты

Федерального Собрания обладают неприкосновенностью в течение всего

депутатского срока. Федеральное Собрание постоянно действующий орган.

В ст. 102 и 103 Конституции перечислены основные направления

деятельности Федерального Собрания. В этих статьях проявляется принцип

сдержек и противовесов президету и правительству. Так, например, без

согласия Федерального Собрания не могут быть назначены на свои должности

судьи высшего звена, Председатель Правительства и т.д.

Федеральное Собрание рассматривает все вопросы связанные с основной

экономической деятельностью правительства: федеральный бджет; федеральный

сбор налогов и т.д.

Все эти полномочия Федерального Собрания направлены на недопущение

чрезмерного усиления исполнительной власти и Президента.

ИCПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ.“Исполнительную власть Российской Федерации

осуществляет Правительство Российской Федерации”, — гласит ст.110 п.1

Конституции РФ.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с

согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и

противовесов, т.к. при назначение Президенту придется считаться с

парламентским большинством. Председатель Правительства предлагает

кандидатуры Президенту на должности его заместителей и федеральных

министров.

Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по

осуществлению внутренней и внешней политки государства. Статья 114

Конституции перечисляет полномочия Правительства.

Правительством Российской Федерации осуществляется разработка

государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической

политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения.

Механизм парламентской ответственности Правительства описан в

российской Конституции в общих чертах. Необходима его детализация в

специальном законодательстве. Совершенно ясно, однако, что институт

ответственности — обоюдоострое оружие. Его может использовать как Дума,

отказывая в доверии правительству, так и исполнительная власть, угрожая

прибегнуть к досрочным выборам.

Сильная исполнительная власть в России нужна. Но также нужен и

механизм взаимных сдержек и противовесов. Многие называют исполнительную

власть доминирующей в системе государственных органов. Но эта тенденция

государственно-правового развития России прослеживается достаточно ясно.

Также это отвечает общим тенденциям усиления исполнительной власти во всем

мире.

Судебная власть. К сожалению, все еще традиционно слабым местом

остается в России судебная власть. Прокламированные Конституцией принципы

судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае

ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти.

Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии сдьи, как то

несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д. , они очень часто

не могут полностью обеспечиваться из-за олтсутствия технической и

материальной базы. (Так закон о статусе судей, в котором говорится о

предоставление судьи в течение полу-года свободного жилья очень часто не

может быть выполнен из-за отсутствия такого.)

По Конституции РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими

судебными органами являются Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд,

Конституционный Суд.

Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским,

уголовным, административным и иным делам (ст. 126).

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по

разрешению экономических споров (ст. 127).

Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми

государственными органами в РФ. О соответсвии Конституции издаваемых

нормативных актах, заключаемых международных договоров. Также

Конституционный Суд решает споры между федеральными органами

государственной власти России и органами государственной власти субъектов

Российской Федерации (ст. 125).

В связи с принятием России в Совет Европы теперь юрисдикция

Европейского Суда распространяется и на территорию России. Это теперь

высший судебный орган для России и ее граждан.

Принцип разделения властей в сегодняшней России признан,

конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и

функционировании государственных институтов. Создание нормально

функционировающего механизма сдержек и противовесов — одна из важных задач

России.

Вывод: конечно, по общему правилу, вытекающему из разделения властей,

законодательная и исполнительная власти не должны подменять дру-друга и не

должны вторгаться в осуществление функций, зарезирвированных за каждой из

них. Однако преобладающая в ряде стран тенденция к укреплению

исполнительной власти в значительной мере связанна с двумя факторами. Во-

первых, усложнение и ускорение общественной жизни требует быстрых и

оперативных решений по жизненно важным вопросам. Более приспособлена для их

принятия исполнительная власть. Во-вторых, слабость исполнительной власти,

чрезмерное вмешательство парламента в сферу правительственной деятельности

неизбежно влечет за собой правительственную нестабильность и чехарду, что

может привести к серьезным политическим осложнениям. Именно так произошло,

например, с Четвертой Республикой во Франции (1946-1958 гг.).

Принцип разделения властей в каждой стране свой. Этот принцип является

неотъемлемой частью любого демократического государства. Надо иметь ввиду,

что демократия, основанная на единых принципах, всегда многообразна и

всегда эволюционирует, ведя страну вперед, лучше приспосабливаясь к

политическим изменениям в обществе. А антидемократические режимы всегда

одинаковы и приводят страну к неизбежному кризису.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.