рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Соотношение понятий единство власти и разделение властей

правительство, как правило, обладает законодательной инициативой. За

правительством или даже за главой закрепляются также важнейшие полномочия,

как выработка национальной политики и ее осуществление. В связи с этим

многие исследователи предпочитают использовать термин не “исполнительная”,

а “правительственная” власть.

Современное правительство — важнейшая составная часть механизма

осуществления власти. Правительство сосредотачивает в своих руках ведущих

политических деятелей, возглавляющих правящую партию или коалицию.

Правительство и особенно его глава играют решающую роль в разработке,

формулировании и реализации внутренней и внешней политике государства.

“Правительство — гласит Конституция Испании, — руководит внутренней и

внешней политикой, гражданской и военной администрацией и обороны страны.

Оно осуществляет исполнительную власть в соответствии с Конституцией и

законами”.

Обладая широкими полномочиями, правительство всегда остается под

контролем парламента и всегда во всех странах с парламентской формой

правления оно несет ответственность перед парламентом. Как правило

парламент может отправить правительство в отставку.

Только хорошо отлаженная система сдержек и противовесов, без которой

не может функционировать механизм разделения властей, обеспечивает

эффективную и легитимную власть. Отыскания такого баланса институтов и

интересов — одна из важнейших задач, стоящих перед теми, кому доверил народ

конструирование и приведение в действии сложного и многообразного механизма

осуществления власти.

V. Разделение властей в странах со смешенной формой правления. (Опыт

французской революции).

Франция принадлежит к числу государств, сыгравших особую роль в

становлении концепции и утверждении разделения принципа разделения властей.

Французская революция 1789 года положила путь к превращению несколько

абстрактной и отвлеченной теории в ведущий конституционно-правовой принцип,

на котором покоится сегодня государственный строй любого демократического

государства.

В минувшие два столетия Франция стала своеобразным полигоном, где

прошли проверку на прочность, стабильность и эффективность самые

разнообразные формы правления и демократические режимы. Политический строй

утвердился в этой стране в 1958 году и положивший начало существованию

Пятой республики, привел к появлению новой формы правления, которая

сочетает в себе элементы, характерные и для президентской, и для

парламентарной республик. Вот почему она получила название смешенной формы

правления. Ее называют также иногда полупрезидентской республикой или

говорят о “рационализированном” парламентаризме.

Что же привело к радикальным изменениям в конституционном строе

Франции, внесшем существенные изменения в практику реализации принципа

разделения властей?

Весной 1958 года разразился острый политический кризис. Парламентаризм

доведенной до крайности, вызвал резкое ослабление исполнительной власти. В

это время начался мятеж в колонии Франции — Алжире. Беспорядки могли

перекинуться на метрополию. В сложившейся ситуации французские

парламентарии нашли в себе силы и мужество поступиться своими привилегиями

в целях утверждения сильной исполнительной власти и преодоления кризиса.

1 июня 1958 года во главе правительства встал Шарль де Голль. Ему были

предоставлены широкие полномочия, включая полномочия по выработке и

представлению на референдум нового Основного закона государства.

Проект новой конституции был закончен в рекордно короткие сроки. 28

сентября 1958 года состоялся референдум, на котором была принята новая

конституция. На все про все , от начала работы до проведения референдума,

ушло примерно три с половиной месяца. 4 октября 1958 года новая Конституция

была промульгирована и вступила в силу.

Текст Конституции Франции 1958 года состоит из очень краткой преамбулы

и 95 статей, сведенных в 15 разделов. Также в текст Конституции были

включены Декларация 1789 года и преамбула к Конституции1946 года. Дело в

том, что именно в двух названных документах сформулированы основные права и

свободы, а равно подтверждается принцип разделения властей.

Присоединение этих двух документов говорило о приверженности Франции

фундаментальным принципам демократического государства. Поскольку во

французском праве основные права и свободы сформулированы в качестве

основополагающих принципов, то можно сделать вывод, что они не подлежат

пересмотру или отмене законодателем. А орган конституционного надзора

должен следить, чтоб прокламированные принципы (включая и разделение

властей) не нарушалось текущем законодательством.

К числу основных принципов Конституция относит национальный

суверенитет. Он принадлежит только народу и никакая отдельная личность или

группа не могут присвоить себе его осуществление.

Осуществление национального суверенитета в соответствии с принципом

разделения властей возлагается на три ветви власти. Принцип, закрепленный

еще в ст. XVI Декларации прав человека и гражданина 1789 года, — нет

конституционного строя, если нет разделения властей — не подлежащая

пересмотру составная часть французского конституционного права.

ПРЕЗИДЕНТ. Центральное место в системе государственных органов

Франции отведено президенту республики. Полномочия президента касаются

самых важных сторон государственной жизни. Он глава государства. Он

осуществляет верховное представительство страны во всех актах

внутриполитической и международной жизни. Он обеспечивает соблюдение

Конституции и нормальное функционирование государственных органов и

преемственность государства. Он гарант национальной независимости,

территориальной целостности и соблюдения международных договоров. Он

возглавляет вооруженные силы страны. Президент Франции не несет

политической, т.е. парламентарной ответственности.

Специфика положения президента в о Франции состоит в том, что в силу

своих полномочий он как бы участвует в функционирование каждой из ветвей

власти. И в то же время ни одну из них нельзя отождествлять с президентом

или исключительно с президентом.

С 1962 года президент избирается на всеобщих прямых выборах. Президент

избирается сроком на 7 лет. Ограничения в переизбрании во Франции не

предусмотрено. Во Франции отсутствует пост вице-президента. В случае

вакансии поста главы государства его обязанности временно исполняет

председатель сената — верхней палаты парламента. Исполняющий обязанности

несколько ограничен в своих полномочиях. Он не может, в чатности, объявлять

референдум, досрочно распускать Национальное собрание или проводить

пересмотр Конституции.

Президент республики наделен обширными полномочиями. Часть из них он

осуществляет самостоятельно, часть — совместно с другими государственными

органами.

Наиболее существенные права президента.

. Это, прежде всего, назначение премьер-министра.

Президент обладает правом досрочного роспуска Национального собрания —

нижней палаты парламента. Правда предварительно он должен запросить премьер-

министра и председателей палат, однако их мнение имеет лишь консультативный

характер. Решение принимает президент.

Президент возглавляет вооруженные силы. Он председательствует в советах и в

высших комитетах национальной обороны. Глава государства представляет

страну в международных отношениях. Он ведет переговоры о заключении

международных договоров и ратифицирует их.

Президент республики может по собственной инициативе ввести в действие

механизм ст. 16 Конституции, предусматривающих использования чрезвычайных

полномочий. В этом случае президент обязан запросить мнение премьер-

министра, председателей палат парламента и Конституционного совета. (Этот

механизм несколько раз использовал только генерал де Голль. В настоящее

время все чаще идут разговоры об его отмене.

Президент республики обладает многочисленными иными полномочиями,

которые также имеют весьма существенное значение, но осуществляются

совместно с другими государственными органами.

Президент — активный участник законодательного процесса. Правительственные

законопроекты обсуждаются в Совете министров, а председательствует на нем

президент. Законодательные акты, одобренные парламентом, передаются для

промульгации президентом. При этом может вернуть законопроект в парламент

для повторного обсуждения, либо обратится за мнением Конституционного

совета, если полагает, что данный акт в чем-то противоречит Конституции.

Президент республики обладает регламентарной властью, т.е. правом издания

собственных нормативных актов.

Исполнительная власть во Франции, как и во всех иных странах со смешенной

формой правления, имеет бицефальный, т.е. двойной характер. Она

осуществляется и президентом и правительством. Президент участвует в

осуществление всех наиболее значимых функций, которые закреплены за

правительством.

Президент может принимать участие и в осуществлени некоторых функций

судебной власти. Он назначает членов Высшего совете магистратуры и является

его председателем. Данный орган осуществляет дисциплинарную власть в

отношении судейских работников. Президенту принадлежит право помилования.

Президент является гарантом судебной власти.

Статус и полномочия президента Французской Республики подтверждают,

что данный институт нельзя однозначно отнести только к одной ветви власти.

Впрочем, во Франции есть и другие институты, которые трудно уместить в

застывшую схему. Таков, например, Конституционный совет, осуществляющий

функции конституционного надзора, но не являющийся судебным учреждением.

Во Франции, как и во всех других демократических государствах,

обеспечены самостоятельность и независимость судебной власти. Заметно

сложней и противоречивей выглядят взаимоотношения между законодательными и

исполнительными государственными органами.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ. Носителем законодательной власти в Пятой

Республике, хотя и с некоторыми оговорками относительно регламентной

власти, является парламент. Парламент Французской Республики состоит из

двух палат. Национального собрания (нижняя палата) и сената (верхняя

палата). Нижняя палата является органом общенационального

представительства. Она избирается путем всеобщих, равных и прямых выборов

при тайном голосовании. Сенат формируется путем косвенных выборов. Его

члены избираются по департаментам особыми коллегиями выборщиков.

Двухпалатную структуру (бикамеризм) оправдывают зачастую ссылкой на

необходимость обеспечить действия системы сдержек внутри парламента.

Согласно Конституции, закон считается принятым, если он одобрен обеими

палатами в идентичной редакции. Если примирительная процедура не даст

результатов и не последует согласия палат между собой, считается

отклоненным. Но в случае подобных разногласий между палатами правительство

может просить вынести Национальное собрание окончательное решение. К

сказанному надо добавить, что именно Национальному собранию принадлежит

решающее слово при окончательном утверждение бюджета. Только Национальное

собрание может принять резолюцию порицания или отказать в доверии

правительству. Все это говорит, что нижняя палата играет преимущественную

роль при осуществлении парламентских функций, хотя формально равны при

осуществлении законодательных функций. Считается, что преимущество нижней

палаты не противоречит никаким демократическим принципам т.к. именно нижняя

палата представляет общенациональные интересы, что подтверждает и порядок

ее формирования.

Депутаты Национального собрания избираются сроком на пять лет.

Кандидатом на выборах может быть любой французский гражданин, пользующийся

в полном объеме избирательными правами, достигший 23 лет и не попадающий

под действие правил о неизбираемости и несовместимости. (Например

несовместимы мандаты депутатов и членов правительства. Это правило

представляет прямой отход от правил парламентарных государств.) Надо также

отметить, что в Пятой Республике появился институт заместителя депутата. Он

занимает пост депутата в случае, если сам депутат его покинет по какой-либо

причине.

Сенат, задуманный в качестве противовеса нижней палате, избирается

совершенно иным путем. Сенаторы избираются сроком на девять лет. Их состав

обновляется по третям каждые три года. Условия избираемости установлены те

же, что и для кандидатов в депутаты, за исключением возрастного ценза. Для

того, чтобы стать сенатором, надо быть не моложе 30 лет. Сенаторы

избираются по департаментам специальными коллегиями выборщиков. Количество

мандатов предоставленных каждому департаменту, зависит от численности его

населения. Общая численность сенаторов не превышает 320 человек. Шесть

сенаторов представляют французов, живущих за рубежом. Они назначаются самим

сенатом по представлению Высшего совета французов, проживающих за границей.

Различия, существующие в порядке формирования и в сроках полномочий

каждой из двух палат, весьма существенны. Они подтверждают, что в лице

верхней палаты, менее подверженной прямому давлению всеобщих выборов,

предполагалось создать серьезный противовес менее предсказуемой нижней

палате.

Создатели Конституции 1958 года сделали все возможное для того, чтобы,

не посягая на основные функции парламента, исключить его преобладание в

системе государственных органов. Это достаточно четко прослеживается и в

организации работы, и в порядке осуществления законодательным органом его

полномочий.

Парламент работает в сессионном порядке. Ежегодно проводят две сессии.

Решение о вопросе созыва чрезвычайной сессии закреплено за президентом

республики.

Французский парламент остается формально единственным законодательным

органом страны. Это значит, что среди всех государственных органов только

ему, в соответствии с особой процедурой, установленной Конституцией

принадлежит право принимать законы республики. Вместе с тем, существует два

весьма существенных исключения. Во-первых, президент республики по

предложению правительства (или совместному положению палат) может передать

на референдум любой законопроект, касающийся организации государственной

власти или предусматривающий ратификацию международного договора при

условии, что он не противоречит Конституции.

Второе, не менее существенное ограничение законодательных полномочий

парламента установлено ст. 34 Конституции. Эта статья определяет вопросы,

регулируемые законодательными органами. Это гражданство и пользование

правами и свободами, право и дееспособность, уголовное наказание и

судопроизводство, налоги и денежная эмиссия, разрешение объявления войны,

продление на срок более 12 дней осадного положения, уполномочие на

ратификацию наиболее важных международных договоров. Кроме того, законом

устанавливаются общие принципы организации обороны, местного

самоуправления, национального образования, режим собственности и вещных

прав, гражданских и торговых обязательств, социального обеспечения,

трудовых и профсоюзных прав.

Законодательной инициатива, принадлежит премьер-министру и

парламентариям. Акты, предлагаемые правительством, именуются

законопроектами, а предлагаемые парламентариями законопредложениями.

На стадии, предшествующей промульгации закона, президент республики,

премьер-министр, председатели палат или группа из 60 депутатов или 60

сенаторов могут обратится в Конституционный совет. Последней должен в

течение 30 дней высказать свое суждение о предоставленном тексте

Конституции. Акт, признанный антиконституционным, не подлежит введению в

действие. Если же речь идет о законе, уполномочивающем на ратификацию

международного договора, то при констатации противоречия основному закону

ратификация становится невозможной, кроме случая пересмотра самого

основного закона. Такое положение вещей должно защищать закон от попытки

его изменения неконстиуционным способом.

К числу традиционных важнейших функций парламента относятся

установление государственных доходов и расходов, принятие государственного

бюджета и утверждение отчета о его исполнении. Финансовые законопроекты

подготавливаются и вносятся в Национальное собрание правительством.

Еще одна важная функция парламента — контроль за деятельностью

правительства. В этой области Пятая Республика знает целый ряд новшеств.

Парламентарии сохранили за собой право устных и письменных вопросов,

адресуемого премьер-министру или членам правительства. Однако самой важной

и значимой формой контроля остается институт парламентской ответственности.

Именно в этой области перемены наиболее существенны. Одно из самых

существенных нововведений — это возможность постановки вопроса о доверии

правительству может исходить от самого правительство.

ИCПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ. Принцип разделения властей в условиях смешанной

республики во Франции претерпел ряд изменений по сравнению с парламентской

республикой. Общая направленность определяется не столько стремлением к

самостоятельности, граничащем с обособлением, сколько стремлением к

эффективности и максимальному воздействию. Это же начало было в

значительной мере заложено и в организации исполнительной власти.

Последняя, как уже отмечалось, носит во Франции бицефальный, т.е.

двойственный характер. Она поделена между президентом и правительством как

коллегиальным органом. О положении и полномочиях президента уже было

сказано, посмотрим, как организованно и функционирует правительство, как

действует система сдержек и противовесов внутри самой власти.

Правительство Французской Республики представляет собой коллегиальный

орган, несущий основную ответственность за осуществление исполнительной

власти в стране. На него возложено общее руководство и управление делами

государства. В качестве органа общеполитического руководства правительство

определяет задачи и цели государственной политики. Правительство

одновременно остается высшим органом управления. Соответственно оно

намечает и осуществляет меры, необходимые для реализации поставленных целей

и задач. Правительство является главным распорядителем кредитов, на него

возлагается исполнение государственного бюджета. В распоряжении

правительства находятся также административный аппарат и вооруженные силы.

Все эти полномочия перечислены в ст. 20 Конституции 1958 года, определяющей

общий статус правительства.

Своеобразие и специфика статуса правительства во Франции заключается в

том, что оно как бы выступает в двух значениях. Во-первых, оно представляет

собой Совет министров республики. Во-вторых, оно выступает в форме

кабинета, объединяя всех членов правительства, но под руководством премьер-

министра.

Сложность состоит в том, что в ряде случав основной закон не проводит

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.