рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Социалистический тип государства

советскую федеративную социалистическую республику (ЗСФСР). Высшими

органами власти стали съезд советов и ЦИК. Возникла новая (по сравнению с

РСФСР) форма федерации, в которой составляющие ее союзные республики,

обладали более широкими правами, чем автономные в РСФСР (в области

конституционного строительства, вопросах гражданства и т.п.)

В августе 1922 г. для разработки модели новой федерации была создана

комиссия из представителей ЦК РКП(б) и ЦК компартий республик. Предложенный

для обсуждения проект Наркомаца предусматривал вхождение Украины,

Белоруссии, Грузии, Азербайджана и Армении в состав РСФСР, сохранив органы

последней в качестве федеративных («проект автономизации»). Тезисы были

приняты комиссией ЦК РКП(б) в конце сентября. Однако, В.И.Ленин отверг идею

автономизации и предложил другой вариант: федеративные органы власти

ставились над республиками, а в федерацию объединялись равноправные, а не

подчинённые РСФСР республики. В октябре новый проект был одобрен ЦК РКП(б).

Утверждённые в конце ноября «Основные пункты Конституции», разработанные

специальной комиссией, были направлены на обсуждение в союзные республики.

Деформация политической системы и государственного аппарата в 30-40-е гг.

На рубеже 20-30-х гг. в стране формируется тоталитарная система власти.

Предпосылкой ее возникновения стала монополия РКП(б) — ВКП(б) на власть,

возникшая еще летом 1918г., когда в стране осталась единственная правящая

партия. После ликвидации оппозиции ее власть становится бесконтрольной

(даже специально созданный государственный контрольный орган — РКИ, позже

объединенный с партийным контрольным органом, — не был в состоянии

контролировать деятельность ЦК этой партии). Внутри самой партии после 1921

г. была запрещена деятельность всяких фракций. В 1924 г. Н. Бухарин заявил:

«Нам для того, чтобы поддержать пролетарскую диктатуру, необходимо

поддержать диктатуру партии, которая немыслима без диктатуры старой

гвардии, которая в свою очередь немыслима без руководящей роли ЦК как

властного учреждения». Такая иерархия власти неизбежно предполагала

появление единоличной диктатуры вождя.

Партийная власть быстро срасталась с властью государственного аппарата

и в 1939 г. И. Сталин отметил: «Кадры партии — это командный состав партии,

а так как наша партия стоит у власти — они являются также командным

составом руководящих государственных органов». Руководители партии

одновременно занимали руководящие государственные должности. Партия

милитаризировалась в соответствии со сталинской идеей «партия — орден

меченосцев».

В сложившейся административно-командной системе государственные и

хозяйственные органы действовали под жестким контролем партийных органов и

в рамках централизованного управления ведомственного аппарата.

Сформировался привилегированный слой бюрократии, занимавшей места в

партийных, советских, военных, хозяйственных, репрессивных и иных органах.

Борьба в руководстве партии вела к укреплению единоличной власти. В

1923 г. для уничтожения троцкистской «левой» оппозиции был создан

политический блок: Сталин, Зиновьев, Каменев. В 1925 г. Сталин поддержал

«правую» позицию Бухарина против Зиновьева, который возглавил «новую

оппозицию». В апреле 1926 г. тройственный блок распался, а Зиновьев и

Каменев присоединились к Троцкому. Новое политическое объединение было

пестрым по составу («демократические централисты», «рабочая оппозиция» и

др.), его лозунги были нечеткими (призывы к борьбе с аппаратом,

предупреждение о «термидоре», о предательстве бюрократией революции).

Оппозиционеры создавали сеть своих подпольных организаций. В октябре 1926

г. лидеры оппозиции, напуганные нарастанием «левого» радикализма,

обратились к руководству партии с покаянным заявлением. Пленум ЦК и

состоявшаяся осенью 1926 г. партконференция, однако, сурово осудили их

действия. Осенью 1927 г. оппозиция решилась на новую атаку: она

опубликовала свою программу реформ и организовала в ноябре

контрдемонстрации в Москве и Ленинграде. За проведение этих акций большая

часть оппозиционеров была исключена из партии, а отдельные ее члены (во

главе с Троцким) были подвергнуты ссылке.

В ноябре 1928 г. пленум ЦК осудил «правый» уклон в партии и лидеры

«правой» оппозиции (Бухарин, Рыков, Томский) отмежевались от течения. В

1929 г. ЦКК и органы ГПУ провели большую чистку в рядах партии. В ноябре

1929 г. на пленуме ЦК оппозиция подвергла себя самокритике и после

длительного перерыва (в 1934г.) ее лидеры вместе с представителями

предыдущей оппозиции (Зиновьев, Каменев) вернулись в русло «партийной

линии».

В январе 1934 г. на Семнадцатом съезде партии позиции Сталина

окончательно укрепились, а «партийная линия» превратилась в догму. К этому

времени усиливаются политические репрессивные меры, завершается

коллективизация индивидуальных крестьянских хозяйств, устанавливается

уголовная ответственность для семей репрессированных и т.п. После убийства

в декабре 1934 г. С. Кирова были проведены аресты членов оппозиции. В 1935

г. сторонники Сталина занимают все ключевые посты в государстве.

Еще в 1924 г. Сталин сформулировал лозунг о «построении социализма в

одной стране». На Четырнадцатом съезде партии в 1925г. из этого лозунга был

сделан практический вывод: СССР должен завоевать экономическую

самостоятельность, чтобы превратиться из «страны ввозящей машины и

оборудование», в страну, их производящую. Это была идеологическая

предпосылка индустриализации. Начинался период «великого перелома».

На Семнадцатом съезде партии было отмечено, что политические и другие

проблемы обусловлены разрывом между «директивами партийного руководства и

тем, как они выполняются». И. Сталин дал своеобразную классификацию

виновников такого разрыва: «неисправимые бюрократы, обманывающие свое

руководство», «честные болтуны, преданные власти, но неспособные

руководить», «люди, ставшие вельможами ...которые считают, что партийные и

советские законы писаны не для них». Для преодоления разрыва требовалось

«ужесточение контроля и борьбы с бюрократизмом и вредительством». Съезд

объявлял, что главная цель — «построение социализма достигнута», а

трудности — только результат некомпетентности или вредительства. Власть

была готова к проведению массовых репрессий. Установившийся режим личной

власти Генерального секретаря партии, ставшего одновременно главой

государства, будет характерным признаком советской политико-государственной

системы вплоть до середины 50-х гг. Уже в 1929 г. И. Сталин назывался самым

«выдающимся теоретиком ленинизма»,«Лениным наших дней».

Основные тенденции развития советского права в 30-е гг.

На основе Конституции СССР вся полнота власти сосредотачивалась в

Верховном Совете, принцип разделения властей отвергался как «буржуазный». В

ряду правовых источников первенствующая роль отводилась закону. Закон в

формальном смысле — всякий акт, принятый представительным органом, в

материальном смысле — это акт, который не обязательно исходит от

законодательной власти, но содержит в себе нормы общего значения,

устанавливающие определенные правила поведения. По смыслу Конституции 1936

г. формальный и материальный аспекты советского закона всегда совпадают. На

практике Верховный Совет делегирует свои функции (на период между сессиями)

Президиуму. СНК также принимает постановления и решения на основании и во

исполнение действующих законов. Процесс делегирования законодательной

власти от одного органа другому облегчался тем, что эти государственно-

властные структуры были консолидированы партийно-политическим единством.

Руководящие партийные органы принимали самое активное участие в их

формировании. С 30-х гг. все больше постановлений правительства стало

приниматься совместно с руководящим партийным органом (ЦК ВКП(б)).

Партийные решения приобретали фактически характер нормативных актов. Такая

трансформация была обусловлена также представлением о праве как об

инструменте государственной политики (поэтому акты, которыми

регламентировались наиболее серьезные политические акции, например

коллективизация сельского хозяйства, исходили из двух источников:

правительства и ЦК).

Доктрина «социалистической законности», сложившаяся в 30-е гг. и

опиравшаяся на марксистско-ленинскую идеологию, исходила из

нормативистского представления о праве. Первоначальные психологическая и

социологическая теории права 20-х гг. были отвергнуты. Победа нормативизма,

однако, не означала установления верховенства закона: сохранялись принципы

целесообразности, аналогии и объективного вменения. На практике имели место

многочисленные нарушения законности. Вместе с тем советское право носило

императивный характер, требуя толкования закона в строгом соответствии с

намерениями его авторов, а не свободного или буквального толкования (как в

западном праве).

Процессы концентрации политической власти внутри узкого круга партийных

и государственных чиновников (номенклатуры) сопровождались сужением

гражданских прав для основной массы населения. В сферах трудового,

колхозного и уголовного права это было особенно очевидно.

Введение паспортов и института прописки усиливало административный

контроль над населением. Сельские жители, часто не получавшие паспортов,

были фактически привязаны к месту проживания и ограничены в праве

передвигаться по стране.

В сфере сельского хозяйства был принят ряд мер, направленных на

усиление плановых начал. В мае 1939 г. ЦК ВКП(б) и СН К СССР приняли

постановление «О мерах охраны общественных земель колхозов от

раздробления», закреплявшее колхозные земли в установленных пределах и

ограничивающее процесс наростания приусадебных земель колхозников. В январе

1940 г. те ж< органы принимают постановление «0б обязательной поставке

шерсти государству», в марте «Об изменении в политике заготовок и закупок

сельскохозяйственных продуктов». Еще в сентябре 1939 г. была изменена

система сельхозналога, включавшая прогрессивно-подоходное обложение

приусадебных участков и освобождение от налога получаемых колхозниками

трудодней. Для колхозов устанавливался погектарный принцип обложения (с

количества земли), стимулирующий более интенсивное использование колхозами

земельных владений. Одновременно с этими мероприятиями в апреле 1939 г.

принимается постановление «О запрещении исключения колхозников из

колхозов». Государство стремилось закрепить рабочую силу на колхозных

землях и в колхозном производстве.

Схожие процессы происходили в сфере промышленного труда. В декабре 1939

г. ЦК ВКП(б), СНК и ВЦСПС приняли постановление «О мероприятиях по

упрочению трудовой дисциплины...», в котором устанавливались

дифференцированные нормы страхового обеспечения, зависящие от стажа работы

на данном предприятии (учреждении). Одновременно правительство вводило на

производстве трудовые книжки, в которых фиксировались занимаемая должность,

поощрения и взыскания, налагаемые на работника. В июле 1940 г. Указом

Президиума Верховного Совета СССР была повышена обязательная мера труда:

вместо существовавшего семи- и шестичасового рабочего дня устанавливался

восьмичасовой рабочий день; вместо пятидневной рабочей недели —

шестидневная рабочая неделя. Через месяц новым Указом запрещался

самовольный уход работников с предприятий и учреждений, а также переход с

одного предприятия (учреждения) на другое. К нарушителям применялись

уголовные наказания. В октябре 1940 г. Указом Президиума Верховного Совета

СССР наркоматам было предоставлено право переводить рабочих и служащих с

одного предприятия на другое (независимо от их территориального

расположения) в принудительном порядке. В то же время принимается указ «О

государственных трудовых резервах», на основании которого разворачивается

сеть ремесленных училищ и фабрично-заводских школ для подготовки кадров

квалифицированных рабочих. Государственные резервы рабочей силы должны были

находиться в непосредственном распоряжении правительства.

Рядом правовых актов определялась политика государства по отношению к

«подрастающему поколению». В апреле 1936 г. вводится институт патроната:

дети-сироты и дети, отобранные у родителей по постановлению суда, могли

передаваться на воспитание в другие семьи. В июне 1936 г. принимается

постановление ЦК и СНК СССР «О воспрещении абортов, увеличении материальной

помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным,

расширение сети родительных домов, детских яслей и детских садов, усилении

уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в

законодательстве о разводах».

В апреле 1935 г. постановлением ЦИК и СНК СССР устанавливается

уголовная ответственность за тяжкие преступления (убийство, изнасилование,

нанесения увечья, кража) для несовершеннолетних двенадцатилетнего возраста;

за все остальные преступления (по майскому 1941 г. Указу) ответственность

устанавливалась с 14-летнего возраста.

Развитие права в конце 40-50-х гг.

В послевоенный период в сфере правового регулирования экономикой

договор вновь становится одним из важнейших стимулов, делаются попытки

сочетать жесткое планирование с более гибким хозрасчетом. В апреле 1949 г.

Совет Министров СССР принял постановление «О заключении хозяйственных

договоров», в котором закреплялась двойная система договоров: генеральные

заключались между хозяйственными системами и отраслями, локальные — между

предприятиями. Договоры должны были содержать ряд обязательных положений:

количество, ассортимент, качество, цена, порядок, сроки исполнения и формы

ответственности сторон.

В мае 1955 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР,

расширявший права руководителей ведомств в области распоряжения

материальными ресурсами и денежными средствами, резко ограниченные с

февраля 1941 г. (когда были запрещены продажа, обмен, отпуск на сторону

оборудования и материалов, а также передача одним ведомством другому зданий

и сооружений). Эти изменения в правовом режиме государственного имущества

совпали с передачей в 1958 г. сельскохозяйственной техники от

государственных МТС колхозам.

Произошли изменения в области трудового законодательства. В июле 1945

г. на основе закона о демобилизации местным органам власти и руководителям

предприятий вменялось в обязанность срочное (в течение месяца)

предоставление работы демобилизованным военнослужащим. Потребность в

большом количестве рабочей силы потребовала восстановления организованного

набора рабочих на основе договоров с колхозами. Воссоздавались специальные

органы по вербовке рабочей силы.

С февраля 1947 г. было возобновлено заключение коллективных договоров

между хозорганами и профсоюзами. В апреле 1956 г. издается Указ Президиума

Верховного Совета СССР, отменявший уголовную ответственность за прогулы и

самовольный уход с предприятия, она заменялась дисциплинарной

ответственностью. В январе 1957 г. принимается новое Положение о порядке

разрешения трудовых споров, на основе которого на предприятиях создавались

комиссии по трудовым спорам (по вопросам увольнения, перевода, оплаты и

пр.). Решения комиссии могли быть обжалованы в фабрично-заводском комитете,

а затем в суде.

В 1954 г. при правительстве создается Комитет по вопросам труда и

заработной платы, осуществивший в 1955-1960 гг. ряд мер по упорядочению

заработной платы. С 1956 г. сокращается продолжительность рабочего дня в

предвыходные и предпраздничные дни, а также для работающих подростков в

течение всей недели, увеличивается продолжительность отпусков по

беременности и родам.

В июле 1958 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Положение о

правах фабричного, заводского, местного комитета профсоюза. На фабзавкомы

возлагался контроль за выполнением администрацией предприятия

законодательства о труде и правил по технике безопасности, за работой

предприятий торговли и общественного питания, за правильной оплатой труда и

т.п. Увольнение работающих по инициативе администрации могло осуществляться

только с согласия фабзавкома.

В июле 1956 г. был принят Закон о государственных пенсиях, установивший

единые критерии для назначения пенсий: возраст (для мужчин 60 лет, для

женщин 55), трудовой стаж (для мужчин 25 лет, для женщин 20),

среднемесячный размер зарплаты. (При назначении пенсий по инвалидности

вследствие трудового увечья или при профессиональном заболевании возраст и

стаж работы не учитывались.) Закон установил минимум и максимум пенсионных

выплат, для категорий низкооплачиваемых работников пенсионные ставки

повышались.

В области колхозного права важнейшим послевоенным актом стало

сентябрьское 1946 г. постановление «О мерах по ликвидации нарушений Устава

сельскохозяйственной артели в колхозах», направленное на закрепление за

колхозами отведенных им земельных массивов и предотвращение перехода этих

земель в индивидуальное пользование. Для контроля за выполнением Устава

сельхозартели при правительстве был создан Совет по делам колхозов. В

апреле 1948 г. принимается другое постановление правительства «О мерах по

улучшению организации, повышению производительности и упорядочению оплаты

труда в колхозах», упразднившее такую структурную производственную единицу

колхоза, как звено, и восстановившее производственную бригаду в качестве

основной формы организации труда в колхозе. В марте 1955 г. новым

постановлением правительства «Об изменении практики планирования сельского

хозяйства» отменялся старый порядок детализированного планирования в

колхозах (МТС, райисполком, колхоз). По новым правилам райисполкомы стали

доводить до колхозов только общие показатели по объему заготовок и натурой,

конкретное планирование своего производства стали осуществлять сами

колхозы.

В марте 1956 г. Совет Министров СССР и ЦК КПСС приняли постановление

«Об Уставе сельскохозяйственной артели и дальнейшем развитии инициативы

колхозников в организации колхозного производства и управления делами

артели», в котором колхозникам на их общих собраниях предоставлялось право

дополнять и применять некоторые положения Устава сельхозартели 1935 г. Сами

колхозы могли определять размеры приусадебных участков, количество скота,

находящегося в личной собственности, устанавливать минимум трудодней,

принимать в артель и исключать из нее. При этом общие принципы Устава

(неделимость земельного фонда колхоза и др.) оставались в силе. С 1958 г.

(после реорганизации МТС) были отменены обязательные поставки

сельхозпродукции и натуроплаты, вместо них был установлен порядок закупки

сельхозпродукции государством. Одновременно с этим были изменены принципы

оплаты труда в колхозе: вводились ежемесячное авансирование колхозников и

форма денежной оплаты по дифференцированным расценкам труда.

В области уголовного права послевоенные изменения выразились в

изменении круга субъектов, изменении видов наказания, в отмене чрезвычайных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.