рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Социалистический тип государства

защищены юридически — как и любое ценное имущество. Все это указывает на

большую, чем обычно считалось, общесоциальную роль рабовладельческого

государства.

Значение общесоциальной стороны государственной деятельности возрастало

по мере движения общества от рабовладения к феодализму, от феодализма к

капитализму. Особенно большую роль она играет в современном западном

обществе: высокие налоги на прибыль предпринимателей, государственное

регулирование условий труда, широкое развитие разнообразных социальных

программ привели к тому, что в значительной степени смягчаются социальные

противоречия, снижается необходимость в мерах подавления классовых

противников, которых, естественно, становится меньше, повышается

политическая стабильность общества. Таким образом, одновременно с

увеличением социальной составляющей государственной деятельности снижается

доля его классового содержания.

Итак, для полного и объективного познания государства, понимания его

сущности, недостаточно только классового подхода, — следует использовать

положения и других теорий государства — элитарной, технократической,

плюралистической демократии, государства «всеобщего благоденствия» и др. .

Функции государства — главные направления его деятельности, выражающие

сущность и назначение государства в обществе.

В западной науке вопрос о функциях государства практически не

рассматривается, речь обычно идет о целях и задачах государства. В нашей

науке функции государства обычно подразделялись на внутренние, которые

осуществляются внутри страны и связаны с реализацией политической власти, и

внешние, которые связаны с отношениями между данным государством и другими

странами.

Внутренние функции эксплуататорских государств, в свою очередь,

делились на основные (классовые) и дополнительные (неосновные,

общесоциальные). Основные функции осуществляются исключительно в интересах

господствующих классов (охрана существующего государственного и

общественного строя, господствующей формы собственности, подавления

сопротивления эксплуатируемых классов и т; п.). Дополнительные же функции

государства реализуются в интересах всего общества, в том числе и

господствующего, и подчиненных классов (строительство дорог, ирригационных

и иных общественных сооружений, борьба со стихийными бедствиями,

осуществление социальных программ и т. п.). Главной внешней функцией

эксплуататорских государств признавалась функция захвата чужих территорий,

наряду с которой выделялись функции обороны и внешних отношений

(дипломатическая).

Применительно к социалистическому государству выделялись следующие

внутренние функции: хозяйственно-организаторская, культурно-воспитательная,

регулирования меры труда и меры потребления, правоохранительная,

природоохранительная, социального обслуживания населения. Указывалось и на

то, что до начала 30-х гг. существовала функция подавления сопротивления

эксплуататорских классов, которая в дальнейшем отмерла в связи с

ликвидацией этих классов. Иным был и перечень внешних функций: поддержание

мира, обороны страны, сотрудничество с другими социалистическими странами,

помощь развивающимся странам, внешние сношения.

Рассматривая данные вопросы, необходимо учитывать следующие

обстоятельства.

1. Деление функций на внутренние и внешние во многом является условным.

Ведь деятельность государства внутри страны — в сферах экономики, политики,

культуры и других — зависит, а нередко и в значительной степени, от внешних

условий, от внешнеэкономических и культурных связей. Особенно ярко это

проявляется в современных условиях, когда возникают такие образования, как

Европейское Содружество, Содружество Независимых Государств, и т. п. Здесь

различить внешние и внутренние функции зачастую невозможно.

2. Не всегда можно различить классовые и общественные функции.

Естественно, что социальные силы, стоящие у власти, осуществляют

деятельность , которая направлена на удержание власти и использование ее в

своих собственных интересах. Но ведь эта власть не во всех случаях имеет

классовый характер. Так, во многих государствах «восточного» типа стоящий у

власти чиновничий бюрократический аппарат не сформировался в особый класс,

а представляет собой узкую социальную группу. Аналогичное положение может

иметь место и в европейских государствах (например, при бонапартистских и

тоталитарных режимах). В этих случаях функции, которые обычно

рассматриваются как классовые, приобретают скорее групповой, кастовый

характер.

3. Вряд ли всегда можно различить функции социалистического и

эксплуататорского государства. Так, всякое государство в большей или

меньшей степени осуществляет функции, подобные тем, которые относятся

исключительно к социалистическому государству, в частности связанные с

организацией экономики, развитием науки, культуры, образования, охраной

правопорядка, социальным обслуживанием населения. Особенно это относится к

современным западным государствам.

Глава 2. Возникновение и развитие социалистического государства.

Формирование социалистического права

Формирование основ нового права началось с изданием первых декретов

Второго Всероссийского съезда советов, сформировавших его принципы. Декрет

о суде № 1 отменял действие старых законов, если они противоречили

«революционному правосознанию». Последнее и стало главным источником права

при отсутствии новых писаных норм. В местных судах в качестве источника

продолжали действовать нормы обычного права. Постепенно стала складываться

новая судебная практика. Революционное правотворчество осуществляялось

самими судебными органами, высшими органами власти (съезд, ВЦИК, СНК),

руководящими органами политических партий (ЦК) и даже местными советами.

Приоритет «революционного правосознания» в качестве источника права,

основывался на господстве в первые годы революции психологической теории

права, считавшей важнейшим аспектом правовой реальности именно

правосознание, а не норму и не правоотношение.

Одной из первых сфер, в которой было осуществлено законодательное

нормирование, были брачна-семечные отношения (семья — ячейка общества, и

при перестройке последнего обязательно подвергается воздействию первая). В

декабре 1917 г ВЦИК и СНК приняли декреты, отменявшие всякие ограничения

(разрешение родителей на брак, различие в вероисповедании брачующихся и

пр.), узаконивающие только гражданскую форму брака, устанавливающие свободу

развода. В сентябре 1918г. ВЦИК принял Кодекс законов об актах гражданского

состояния, брачном, семейном и опекунском праве. В кодексе подчеркивалось,

что церковный брак не порождает никаких юридических последствий; переезд

одного из супругов не влечет обязанности другого следовать за ним;

отменялся принцип общности имущества супругов. Воспитание детей

рассматривалось как общественная обязанность родителей, а не как их частное

дело. Провозглашался принцип раздельности имущества родителей и детей,

запрещалось усыновление Законодатель опасался скрытой «социально-

экономической эксплуатации трудящихся» под видом старых правовых отношений

(наследования, завещания, усыновления, опеки и т.п.)

В декабре 1917 г. ВЦИК принял положение «О страховании на случай

безработицы» и декрет «О страховании на случай болезни». Эти меры

социальной защиты обеспечивались из фондов предприятий. Весной 1918г. было

сформирована новая инспекция труда, избираемая профсоюзными организациями.

В декабре 1918г. был принят первый Кодекс законов о труде РСФСР,

разработанный Наркоматом труда и ВЦСПС и обобщающий все предшествующее

советское законодательство о труде. Действие кодекса распространялось на

всех лиц, работающих по найму во всех секторах хозяйства (государственном,

кооперативном, частном). В кодексе закреплялись нормы труда

(продолжительность рабочего дня для разных категорий трудящихся и для

различных условий труда) и отдыха (отпуска, выходные дни), устанавливались

льготы для подростков и женщин. Большая роль в разрешении вопросов о труде

и отдыхе отводилась профсоюзам и инспекциям Наркомата труда. КЗоТ заменил

систему социального страхования (выплат из фондов предприятий и учреждений)

системой социального обеспечения (выплат из централизованных фондов

государства), что было связано со структурными изменениями в экономике —

сплошной национализацией производства и централизацией управления и

финансирования. КЗоТ вводил также трудовую повинность для лиц от 16 до 58

лет.

Сфера нового гражданского права формировалась в ходе процессов

национализации. Кроме объектов промышленности, транспорта и финансов

национализация охватила и сферу жилья. ВЦИК в апреле 1918 г. принял декрет

«Об отмене наследования», по которому все виды наследования (по закону и по

завещанию) отменялись, наследственная масса ограничивалась суммой в 10

тысяч рублей (все остальное имущество переходило в собственность

государства) и поступала родственникам умершего в виде «меры социального

обеспечения» на праве управления и распоряжения. Тем самым законодатель

стремился перекрыть еще один источник «нетрудового обогащения». Ту же цель

преследовал майский 1918 г. декрет ВЦИК «О дарениях», запретивший всякое

«безвозмездное предоставление (передача, переуступка и т.п.) имущества на

сумму свыше десяти тысячи рублей».

Произошло резкое сокращение торгового оборота, из которого были изъяты

национализированные имущества, ценные бумаги (акции, купоны).

Государственные монополии на хлеб, текстиль, нефть, спички и т.п. предельно

сократили товарооборот Система «главкизма» исключала товарно-денежные

отношения между предприятиями, монополия внешней торговли — из сферы

экспортно-импортных отношений частных лиц и частные капиталы. Натуральный

продуктообмен вытеснил денежные отношения, на правовом уровне происходило

соответствующее вытеснение гражданско-правовых норм административно-

правовым регулированием. Нормативное запрещение частной торговли привело к

тому, что областью торговых отношений стал сохранившийся подпольный «черный

рынок», где эти отношения были деформированы и искажены.

В декабре 1919 г. Наркомюст принял Руководящие начала по уголовному

праву РСФСР, ставшие первой попыткой обобщения практики судов и трибуналов.

Согласно получившей широкое распространение в этот период теории

«социальных функций права», новое уголовное право должно было основываться

на принципе целесообразности, который противопоставлялся принципу

законности. В законодательном корпусе проявились тенденции к отказу от

особенной части кодекса. Предполагалось, что суды, руководствуясь

«социалистическим правосознанием» и принципом целесообразности, будут

решать дела на основе лишь норм общей (декларативной) части кодекса.

На этой идее базировалась структура Руководящих начал. Они состояли из

введения, разделов о сущности уголовного права, об уголовном правосудии, о

преступлении и наказании, о стадиях совершения преступления, о соучастии, о

видах наказания, об условном осуждении, о пространстве действия уголовного

права. Законодатель отказывался от исчерпывающего и полного нормирования

всех отношений, полагаясь на «социальное чутье пролетарского суда»: «В

интересах экономии сил, согласования и централизации разрозненных действий

пролетариат должен выработать правила обуздания своих классовых врагов».

Кодекс понимал под правом систему (порядок) общественных отношений. При

назначении наказания суд должен был учитывать степень и характер социальной

опасности преступника и его социальную принадлежность. При этом наказание

должно основываться на целесообразности его применения.

Формы вины, необходимая оборона, крайняя необходимость не

расшифровывались в кодексе. Недостаточное внимание к трактовке субъективной

стороны преступления приводило к усилению принципа объективного вменения,

когда степень наказания связывалась с результатом преступления, но не с его

мотивами. На меру наказания влияли социальная принадлежность преступника

(«принадлежащий к имущему классу» или «неимущий») и социальная

направленность деяния («в интересах угнетающего класса»). К смягчающим

обстоятельствам относились принадлежность к «неимущим классам», состояние

голода, нужды, невежество и несознательность.

Практика судебного правотворчества получила в Руководящих началах

поддержку в виде принципа аналогии: при отсутствии конкретной нормы в

законе, разрешающей конкретный казус, к нему могли применить аналогичную

норму, и решить его по аналогии с другим казусом, урегулированным этой

нормой. Свобода толкования на практике вела к произволу.

Система наказаний, предусмотренных кодексом, включала: внушение,

общественное порицание, принудительное изучение курса политграмоты, бойкот,

исключение из коллектива, возмещение ущерба, отстранение от должности,

конфискацию имущества, лишение политических прав, объявление «врагом

народа», принудительные работы, лишение свободы, объявление вне закона,

расстрел. В период «военного коммунизма» многие из этих мер применялись в

административном и внесудебном порядке (органами ВЧК). Такая мера как

объявление вне закона применялась как к отдельным лицам, так и целым

организациям (в ноябре 1917 г. партия конституционных демократов была

объявлена «партией врагов народа»). Свободный выбор наказании

предоставлялся ревтрибуналам постановлением Наркомюста в июне 1918г.

В феврале 1919 г. ВЦИК издал положение «О социалистическом

землеустройстве номерах перехода к социалистическому земледелию». Вся земля

определялась в качестве единого государственного фонда. Фонд находился в

непосредственном заведовании и распоряжении соответствующих наркоматов.

Создаются совхозы, коммуны, общества по совместной обработке земли. Все

формы единоличного землепользования рассматриваются как отживающие. Целью

ставится создание единого производственного хозяйства и обобществление

землепользования.

Разработка отдельных отраслей, институтов и норм права происходила на

основе складывающейся судебной практики и быстро формирующейся

законодательной базы (декреты СНК и постановления ВЦИК). Прежде всего

законодатель стремился решить наиболее важные и актуальные (социальные,

политические, экономические) проблемы. Однако в процессе законотворчества

формировалась единая система права, нуждавшаяся в конституционной основе.

Создание нового социалистического федеративного государства

Декларация прав народов России в 1917г. провозгласила право на

самоопределение для каждой нации. Конкретные обстоятельства (географическое

положение, международное окружение, уровень национального самосознания и

пр.) создавали разные условия для реализации этого права.

Польша, Финляндия, Прибалтика, опираясь на политическую подддержку

западных государств, отошли от группы национальных государственных

образований, возникших на территории бывшей Российской Империи, стали

играть роль «санитарного кордона» для Запада, отделяя его от советской

России.

В феврале 1919 г. на съездах советов Белоруссии и Литвы был

провозглашен союз двух республик. Осуществлению союза помешала интервенция

Польши.

В апреле 1918г. была провозглашена Закавказская республика, но через

месяц она распалась на три независимых государства. Летом 1918 г. на

территорию Азербайджана и Армении вторгаются турецкие войска, на несколько

месяцев независимость этих республик была утеряна. Позже в Закавказье

появляются войска Англии, которые покидают его в конце гражданской войны. В

апреле 1920г. Военно-революционный комитет в Баку низложил муссаватистское

правительство и призвал на помощь Россию и Красную Армию. В ноябре 1920 г.

советской республикой была объявлена Армения. В феврале 1921 г. Красная

Армия вступила на территорию Грузии (под предлогом урегулирования

конфликтов между грузинами и армянами) и здесь была провозглашена советская

власть.

Декларация прав народов России не сформировала идеи государственного

устройства (унитарное или федеративное) будущего государства.

Провозглашался «добровольный и честный союз народов России», и «

говорилось, что «Советская Российская республика учреждается на основе

свободного союза свободных наций, как федерация Советских национальных

республик». Федерация мыслилась как переходный этап на пути к союзу,

преодолению национальных различий и к мировой революции.

С 1918 г. по 1922 г. развитие союза республик шло по пути вхождения

республик и автономных областей в состав РСФСР и по пути двусторонних

договоров, заключавшихся между независимыми республиками и РСФСР.

В марте 1918 г. Наркомнац сделал попытку сформировать первую автономию

в рамках федерации — Татаро-Башкирскую советскую республику. В мае 1920 г.

огромная территория республики была разделена на две автономные республики

с ограниченными правами.

В 1920-1922 гг. автономия предоставлялась киргизам, марийцам,

дагестанцам, бурятам, монголам, калмыкам, крымским татарам и пр. Наиболее

широкая автономия была предоставлена Туркестану. В 1920 г. в Баку прошел

съезд народов Востока, наметивший стратегию национально-государственного

строительства в этом регионе мира, К концу 1922 г. в РСФСР входило десять

автономных республик и одиннадцать автономных областей. В конце 1922г.

правительство Дальневосточной республики сложило с себя полномочия и

передало их Национальному Собранию. В ноябре 1922 г. дальневосточные

территории присоединились к РСФСР, что было декретировано постановлением

ВЦИК РСФСР.

Система двусторонних межреспубликанских договоров начала развиваться с

1920 г. В ноябре этого года был подписан договор РСФСР с Азербайджаном,

предусматривавший объединение ведомств и функций обороны, экономики,

внешней торговли, продовольствия, транспорта, финансов и средств связи. В

декабре 1920 г. аналогичный договор подписали РСФСР и Украина, в январе

1921 г. — РСФСР и Белоруссия, в декабре 1920 г.— РСФСР и Армения, в мае

1921 г. — РСФСР и Грузия.

В 1921-1922 гг. были ликвидированы таможенные границы между

республиками и торговое пространство стало рассматриваться как

внутригосударственное и единое. На общих принципах строилось налоговое

законодательство. Республики осуществляли совместное финансирование многих

хозяйственных проектов. Бюджеты республик формировались в рамках общего

бюджета. Законодательство РСФСР с согласия республик действовало на их

территориях.

Одну из альтернативных форм объединения республик дал опыт Закавказья.

В марте 1922 г. в Тифлисе был образован Совет республик Закавказья,

принявший в свое ведение вопросы общей обороны, финансов, внешних связей,

управления экономикой и транспортом трех республик (Грузии, Армении,

Азербайджана). Сложился территориальный союз (конфедерация), имевший своим

высшим органом Конференцию центральных исполнительных комитетов республик.

В декабре 1922 г. конфедеративный союз был преобразован в Закавказскую

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.