рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Социалистический тип государства

правоохранительных органах.

Деятельность арбитражных органов регламентировалась Законом об

арбитраже, Правилами рассмотрения хозяйственных споров и Положением о

Госарбитраже при Совете Министров СССР (аналогичные положения были приняты

в союз ных республиках). Кроме этих высших органов в систему арбитражных

судов входили арбитражи автономных республик, краев, областей, города,

автономных областей и округа.

На основании Закона об адвокатуре и республиканских положений об

адвокатуре ее организационной формой была коллегия адвокатов, объединившая

на добровольных началах лиц, занимающихся адвокатской деятельностью К

функциям адвоката были отнесены: защита обвиняемого; представительств во

интересов потерпевшего, истца, ответчика; участие в рассмотрении дел в суде

и на предварительном следствии; оказание юридической помощи гражданам и

организациям в виде консультаций.

В 1960 г упраздняется МВД СССР, а его функции передаются МВД союзных

республик, в 1962 г. переименованным в министерства охраны общественного

порядка. Для координации их работы в 1966 г. было создано союзно-

республиканское Министерство охраны общественного порядка СССР. В ноябре

1968 г оно вновь переименовывается в Министерство внутренних дел СССР (МВД

СССР). Соответственно переименовываются министерства союзных и автономных

республик и управления краевых (областных) исполкомов. В 1962 г.

утверждается новое Положение о советской милиции, в ноябре 1968 г —

постановление правительства «О мерах по дальнейшему укреплению советской

милиции», в июне 1973 г указ Президиума Верховного Совета СССР «Об основных

обязанностях и правах советской милиции». В указе подчеркивалась

необходимость вести широкую профилактическую работу по предупреждению

преступлений, устанавливать связи с общественностью; милиция осуществляла

действия по дознанию, розыскные и следственные действия по поручениям и под

контролем прокуратуры. С марта 1959 г. постановлением правительства в

помощь милиции были переданы добровольные народные дружины.

В 1957 г. Министерство государственного контроля преобразуется в

Комиссию советского контроля Совета Министров СССР Аналогичные комиссии

были образованы в союзных республиках. Органы советского контроля должны

были проверять работу государственного аппарата и исполнение решений

правительства. Для централизации этой деятельности в 1961 г комиссии

союзного и республиканского уровней преобразуются в союзно-республиканские

органы, а в автономных республиках, краях и областях создаются группы

государственного контроля.

В 1962 г. создается смешанная система партийно-государственного

контроля, возглавленная Комитетом партийно-государственного контроля ЦК

КПСС и Совета Министров СССР (произошло воссоздание партийно-

государственной контрольнай системы типа ЦКК-РКИ 20-х гг.). На местах

работали комитеты партийно-государственного контроля и группы содействия. В

декабре 1965 г. все контрольные органы переименовываются в органы народного

контроля, что более соответствовало доктрине общенародного государства. В

декабре 1968 г. правительство утверждает Положение об органах народного

контроля, в сеть которых оказались включенными Комитет народного контроля

СССР, комитеты союзных и автономных республик, краев, областей, автономных

областей и округов, районов, городов, группы народного контроля при

поселковых и сельских советах, на предприятиях, колхозах, учреждениях,

организациях и воинских частях. Была создана разветвленная сеть контрольных

органов. В ноябре 1979 г. был принят закон, определивший функции и

структуру органов народного контроля. Они осуществляли свою деятельность во

всех структурах исполнительной власти, во всех государственных органах

управления, учреждениях и организациях.

Комитеты народного контроля СССР, союзных и автономных республик

работали под руководством верховных советов и Правительства, комитеты на

местах — под руководством местных советов и вышестоящих комитетов народного

контроля. Одна из основных особенностей этой организации — ее массовость и

широкий охват вопросов и проблем. Система народного контроля существовала

как параллельная прокуратуре система органов, контролирующих соблюдение

законности.

Развитие конституционного законодательства

В 1962 г. была сформирована конституционная комиссия, призванная

выработать проект нового Основного Закона для общества «развитого

социализма» Идея скорого перехода к коммунистическому обществу к концу 60-х

гг. постепенно растворилась в новых формулировках. Все настойчивее стали

подчеркиваться такие моменты, как укрепление законности, активное включение

граждан в управление общественными делами, возрастание роли общественных

организаций, укрепление сплоченности граждан и рост общественного

самоуправления. Работа над Конституцией заняла долгие годы, окончательный

проект был подготовлен в мае 1977 г. Тогда же проект был одобрен Пленумом

ЦК КПСС. Президиум Верховного Совета СССР принял указ «О проекте

Конституции СССР», на основании которого проект выносился на обсуждение

общественности, а на октябрь была назначена сессия Верховного Совета,

призванная окончательно рассмотреть исправленный и дополненный проект. На

седьмой внеочередной сессии Верховный Совет принял Декларацию о принятии и

объявлении Конституции СССР. Был также принят закон о порядке введения в

действие Конституции.

Конституция подчеркивала свою преемственность с предшествующими ей

конституциями (1918, 1924, 1936 гг.). Констатировалось построение

«развитого социалистического общества» и создание «общенародного

государства». В качестве цели указывалось на построение «бесклассового

коммунистического общества», базирующегося на общественном самоуправлении.

Основой экономической системы признавалась социалистическая собственность

на средства производства, основой политической системы — советы. В

Конституции закреплялась «руководящая и направляющая» роль Коммунистической

партии. В тексте появились новые разделы: о политической системе общества,

социальном развитии и культуре, о внешней политике, статусе народного

депутата, вводная часть (преамбула). В целом Конституция состояла из девяти

разделов: I. Основы общественного строя и политики; II. Государство и

личность; III. Национально-государственное устройство; IV. Советы народных

депутатов и порядок их избрания; V Высшие органы власти и управления; VI.

Основы построения органов государственной власти и управления в союзных

республиках; VII. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор; VIII . Герб,

флаг, гимн и столица; IX. Действие Конституции и порядок ее применения.

Конституция закрепляла новые формы «непосредственной демократии»:

всенародное обсуждение и референдум; новые гражданские права: право на

обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательства

на честь и достоинство и на критику действий государственных и общественных

организаций и т.д. Впервые были закреплены права на охрану здоровья,

жилище, на пользование достижениями культуры, свободу творчества. В законе

подчеркивалась «неразрывная связь» прав и обязанностей. Конституция

закрепляла за каждой союзной республикой право выхода из состава СССР, а

также право законодательной инициативы в высших органах власти Союза.

Конституция с большей определенностью подчеркивала значение личности,

декларируя уважение и охрану ее прав и свобод.

В апреле 1978 г. был опубликован проект Конституции РСФСР, вскоре

утвержденный Верховным Советом РСФСР. Эта Конституция, как и другие

республиканские конституции, в значительной степени повторила все основные

положения союзного Основного закона. В республиканских конституциях

устанавливалось право республик участвовать в решении вопросов, отнесенных

к ведению Союза (в Верховном Совете, Президиуме Верховного Совета и

Правительстве СССР). Само определение Союза ССР как «единого союзного

многонационального государства» указывало на стремление усилить федеральные

нейтралистские начала.

Изменения в политической системе периода «перестройки»

С 1982 г. делается ряд попыток осуществить частичные реформы системы. С

середины 70-х гг. «теневая экономика» проникает во все сферы экономической

жизни, в 1980 г. ЦК КПСС принимает меры, направленные на борьбу с

коррупцией, ив 1981-1982 гг. проходит несколько громких судебных процессов.

Одновременно были сделаны попытки укрепить трудовую дисциплину и повысить

производительность труда. Эти меры проводились на фоне радикальных рыночных

преобразований в Венгрии, установления в конце 1981 г. военного режима в

Польше, продолжающейся с 1979 г. войны в Афганистане. Вновь начало

подниматься подавленное в середине 70-х «диссидентское» и «неформальное»

движения.

Радикальная реформа общества, начавшаяся сверху в 1985 г., проходила

под лозунгами: «Гласность», «Ускорение», «Перестройка». Начавшееся движение

было призвано реформировать существующую систему, по привело к ее

разрушению (это напоминало реформы середины XIX в.). Реформы вышли из-под

контроля их инициаторов. «Гласность», открывшая доступ к ранее закрытой

информации и породившая плюрализм рецептов социальной и национальной

реконструкции, дала результаты уже к середине 1986 г. В июле 1988 г. на XIX

партийной конференции было заявлено, что «гласность не должна наносить

ущерба интересам государства, общества и правам человека». Но «гласность»

привела к подрыву идеологической неоспоримости партийных решений и оценок.

Критика сталинизма инспирировала критику порожденной им «административно-

командной системы управления», социализма как системы в целом. С 1986 г.

начинает ограничиваться роль цензуры, в организациях либеральной и

творческой интеллигенции (Союз кинематографистов, Союз театральных

деятелей, Союз писателей и др.), в прессе и органах печати стали

разворачиваться острые идеологические дискуссии по политическим вопросам.

Быстро происходило размежевание общества на демократов, национал-патриотов

и коммунистов.

В республиках СССР нарастала национальная напряженность. Выдвигались

требования о признании государственного статуса национальных языков,

возвращения на историческую родину депортированных народов, вывода

российских войск и «мигрантов» из России с территорий республик. С 1988 г.

начинается череда межнациональных вооруженных столкновений.

Проблемы возникали и в сфере экономики. Сокращались показатели прироста

промышленности и сельскохозяйственного производства, с 1991 г. быстро

нарастали инфляционные тенденции. Реформы предполагали расширить права

предприятий и трудовых коллективов, шире развернуть частную

предпринимательскую инициативу. В июне 1987 г. принимается Закон «О

государственном предприятии» (распространенный на все предприятия с 1989

г), предусматривавший новые начала хозрасчета и самофинансирования.

Предприятия получали право самостоятельно планировать свою деятельность,

устанавливать прямые горизонтальные связи с другими предприятиями,

действовать на основе контрактов, заказов, экономических нормативов.

Централизованные инвестиции и директивы плановых органов существенно

сокращали свою сферу действия. На практике государственные монополии

(госзаказ, ценообразование, снабжение, налогообложение находились в ведении

центральных органов) ограничивали область коммерческой деятельности

предприятий. Система субсидий, получаемых предприятиями в централизованном

порядке, значительный дефицит и «теневая экономика» также не позволяли

наладить новую систему ценообразования. Становление рынка проходило с

огромными трудностями.

В ноябре 1986 г и мае 1988 г. закон легализует частную

предпринимательскую деятельность в ряде производственных и сервисных

областей. Быстро стал развиваться кооперативный сектор экономики и

индивидуальная трудовая деятельность. Вместе с тем в легализованном частном

секторе происходила «отмывка» капиталов, заработанных в сфере «теневой

экономики». Сложились четыре уровня цен (государственные, договорные,

кооперативные, черного рынка), что также вело к усложнению экономической

ситуации. Развитие частного предпринимательства наталкивалось на

организационные, финансовые, идеологические и психологические (неприятие)

препятствия. Формирующаяся рыночная экономика в значительной степени стала

носить спекулятивный характер, ориентируясь в своей работе на сиюминутную

выгоду.

Расширение сферы частной инициативы в аграрном секторе начинается в

1988 г., когда введение арендных договоров на землю (на срок до 50 лет)

заложило основу для формирования фермерства. В новом положении о колхозах

(1988 г.) предусматривалось установление размеров приусадебного участка и

поголовья скота в личном хозяйстве на основе решений коллектива каждого

колхоза. Однако арендное движение так и не получило широкого развития. Даже

признанное право свободно приобретать землю при отсутствии развитой

инфраструктуры и сельхозтехники у крестьян не изменило положения. Контроль

местных властей за колхозами (выделение и определение размеров приусадебных

участков, заключение договоров аренды и т.п.) также не способствовал

быстрому росту фермерских хозяйств.

Курс «социалистического реформизма» в КПСС был взят самом начале

перестроечного движения: из Политбюро удалялись консервативно настроенные

лидеры и руководящий орган пополнялся новыми людьми. Смена составов

происходила на каждом новом этапе перестройки. Происходило обновление всех

руководящих партийных структур. Для эффективности преобразований было

признано необходимым полностью восстановить рол советов, как «органов

социалистической власти», роль, которую присвоили себе партийные органы.

При этом руководящая рол партии должна сохраняться. Для легитимизации этой

роли были предприняты разные политические и организационные меры

альтернативные выборы и тайное голосование при выборах ответственных

партийных работников.

В июне 1988 г. XIX партийная конференция выдвинула идеи конституционной

реформы, проект которой был принят Верховным Советом в октябре 1988 г. Была

восстановлена (по образец Конституции 1918 г.) двухуровневая система

представительны органов: Съезд народных депутатов и Верховный Совет,

избранный из депутатов съезда. Кроме того, учреждался пост Президент СССР,

наделенного широкими полномочиями. Часть народны: депутатов избиралась в

избирательных округах по стране, част — партией, профсоюзами и

общественными организациями Президент избирался съездом, а затем сам

назначал премьер-министра. В марте 1990 г. на пост Президента был избран

Генеральный секретарь ЦК КПСС М. Горбачев. Выборы народных депутатов (1989

и 1990 гг.) привели к созданию парламентского органа нового типа (хотя они

не были ни прямыми, ни равными), н» легитимность президентской власти не

была полной (поскольку он избирался не народом, а опосредованно

парламентом).

XIX партийная конференция отметила, что новое право должно служить не

государству, а обществу и осудила административно-командный метод

руководства, подчеркнув необходимость создания правовой базы для проведения

экономических реформ и защиты прав граждан.

В 1988-1990 гг. в развитие этих положений принимается ряд законов и

указов: о праве граждан на судебное обжалование не правомерных решений

администрации; о государственной без опасности; о прессе и средствах

массовой информации; об общественных организациях; о въезде и выезде из

СССР и др Сформировалась концепция «социалистического правовой

государства», в которой подчеркивались приоритет права и принцип разделения

властей (законодательной, исполнительной, судебной). Эти преобразования

предполагалось осуществлять в рамках общего реформационного процесса.

Политическая либерализация привела к росту числа неформальных

группировок, с 1988 г. включившихся в политическую деятельность.

Прообразами будущих политических партий стали союзы, ассоциации и народные

фронты разных направлений (националистические, патриотические, либеральные,

демократические и т.п.). Возникали разного рода собрания трудовых

коллективов, советы предприятий, стачечные комитеты, независимые профсоюзы.

В ряде российских городов были образованы Народные фронты, весной 1988

г. формируется Демократический союз, в который вошли троцкисты,

еврокоммунисты, социал-демократы, либеральные группировки. Осенью 1989 г.

многие забастовочные комитеты шахтеров преобразуются в региональные союзы и

летом 1990 г. объединяются в Конфедерацию труда. В Верховном Совете

сложилась оппозиционная Межрегиональная депутатская группа. В январе 1990

г. внутри КПСС сложилась оппозиционная демократическая платформа, члены

которой стали выходить из партии.

В ноябре 1990 г. образовалась Республиканская партия, с марта 1990 г.

стала формироваться Демократическая партия, почти одновременно с ней

Конституционно-демократическая и Либерально-демократическая партии.

Формирующиеся политические блоки размежевались на два крыла: либерально-

западническое (на крайнем фланге оказалась «Демократическая Россия») и

национально-патриотическое. В центре оказались Социал-демократическая

партия, «технократические» и «экологические» партии и группы.

Традиционные политические институты утрачивали свою власть, отдавая ее

этим новообразованиям. Монополия КПСС на власть утрачивалась, с середины

1990 г. начался быстрый переход к многопартийности. Эти процессы протекали

на фоне «бархатной революции» в Чехословакии (1989 г.), объединения

Германии и исчезновения ГДР (1990 г.), реформ в Венгрии, Польше и Болгарии.

«Социалистический лагерь» распадался.

Проблемы, которые намеревались решить реформаторы после 1985 г.

(политический плюрализм, создание рыночной экономики) к 1990 г. не были

решены. В июле 1990 г. российское правительство пыталось провести некоторые

радикальные меры в сфере экономики (освобождение цен, приватизация

государственной собственности), но не смогло этого выполнить. В то же время

был разработан проект нового союзного договора, значительно расширяющего

права республик. В апреле 1991 г. союзный центр и девять республик (за

исключением прибалтийских, Грузии, Армении и Молдавии) подписали документы,

в которых декларировались положения нового союзного договора. Однако

ситуация осложнялась начавшейся борьбой между парламентами СССР и России,

превратившейся в «войну законов».

В октябре 1990 г. во время обсуждения альтернативных проектов

экономической реформы Президент СССР поддержал проект союзного Совета

министров против более радикального проекта, уже одобренного российским

парламентом. В ноябре Верховный Совет РСФСР принял закон, гарантирующий

экономические основы суверенитета РСФСР (о природных ресурсах). Союзное

правительство предприняло ряд ответных мер: перемещения в руководстве,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.