рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Социалистический тип государства

положений закона и пр. В июле 1945 г. был принят указ Верховного Совета

СССР «Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией»,

освободивший от наказания или смягчивший наказание лицам, осужденным за

менее тяжкие преступления (осужденные на срок до трех лет освобождались

полностью). С большого числа осужденных (на срок до одного года) снималась

судимость; со всех лиц, к которым в военное время были применены

административные взыскания и штрафы, снималась административная

ответственность. В мае 1947 г. была отменена смертная казнь (е 1950 г. она

была восстановлена в исключительных случаях).

Одновременно усиливалась ответственность за хищение государственного и

общественного имущества: в июне 1947г. за эти виды преступлений были

увеличены сроки наказания (до 10-25 лет), к лишению свободы приговаривались

также лица, виновные в недоносительстве по этим преступлениям. В кодексах

были отменены статьи, предусматривавшие дифференцированные виды хищений

общественной собственности и соответствующие им виды наказаний, произошла

унификация состава данного преступления, что привело к возникновению

трудностей в судебной практике и большему произволу в судебных решениях.

Уголовная ответственность была усилена также по ряду других составов: в

июне 1947 г. за разглашение государственной тайны и утерю документов,

содержащих тайну; в апреле 1948 г. за изготовление и продажу самогона; в

январе 1949 г. за изнасилование.

В Указе Президиума Верховного Совета СССР (март 1953 г.) об амнистии

была сформулирована идея замены уголовной ответственности за некоторые виды

должностных, хозяйственных, бытовых преступлений административной и

дисциплинарной ответственностью. В 1954 г. отменяется уголовная

ответственность за производство абортов (само запрещение абортов отменяется

только в ноябре 1955 г.), за прогулы, самовольный уход с работы и др. С

января 1955 г. снижаются уголовные наказания за мелкие хищения (за

некоторые из них устанавливаются исправительно-трудовые работы), которые

выводятся из под действия июньского Указа 1947 г.

В области уголовного процесса особых изменений не произошло, были

отменены некоторые чрезвычайные процедуры, действовавшие в условиях

военного времени.

В декабре 1958 г. принимаются новые Основы у головного законодательства

Союза ССР и союзных республик, а также законы об уголовной ответственности

за государственные и воинские преступления. В качестве главной задачи

Основы провозглашали «охрану советского и государственного строя,

социалистической собственности, социалистического правопорядка, личности и

прав граждан». Преступным признавалось общественно опасное деяние, прямо

предусмотренное законом. Отменялся ранее действовавший принцип аналогии.

Закон, устанавливающий наказуемость деяния или усиливающий наказание за

него, не имел обратной силы, т.е. не распространялся на деяния, совершенные

до момента его введения. Основы подчеркивали принцип индивидуализации

наказания и связь уголовной ответственность со степенью вины; отменялся

принцип объективного вменения, согласно которому наказание применялось без

учета факта виновности (клицам, признанным «социально опасными», к

родственникам обвиняемого и т.п.). Наказание, согласно Основам, могло

применяться только по приговору суда, учитывающего все объективные и

субъективные обстоятельства дела. Был повышен возрастной предел для

наступления уголовной ответственности (с 14 до 16 лет), прежний продолжал

действовать в случаях наиболее тяжких преступлений (разбой, изнасилование и

др.). Исключались некоторые виды наказаний: объявление «врагом народа»,

удаление из СССР, поражение политических прав по суду. Сокращен

максимальный срок лишения свободы (с 25 до 15 лет). Закон допускал полное

освобождение лица от уголовной ответственности в случаях, когда совершенное

им деяние или само данное лицо потеряли «общественно опасный характер».

Устанавливался порядок условно-досрочного освобождения осужденных (после

отбытия ими половины или двух третей срока в зависимости от тяжести

преступления), проявивших «хорошее поведение и честное отношение к труду».

В октябре 1960 г. Верховный Совет РСФСР принял новый Уголовный кодекс

РСФСР, разработанный с учетом Основ уголовного законодательства.

В декабре 1958 г. были приняты Основы уголовного судопроизводства Союза

ССР, закрепившие такие принципы: осуществление правосудия только судом на

началах равенства граждан перед законом и судом, коллегиальность

рассмотрения дел в суде, независимость судей и их подчинение только закону,

гласность судебного разбирательства, обеспечение обвиняемому права на

защиту и др. Следствие по уголовным делам осуществляли следователи

прокуратуры, по особо опасньм государственным преступлениям — следователи

органов госбезопасности. Следователи прокуратуры получали право давать

обязательные указания органам дознания. Защита получала право принимать

участие в процессе с момента объявления обвиняемому об окончании

предварительного следствия, по делам несовершеннолетних — с момента

предъявления обвинения.

Кодификационная работа велась весьма интенсивно. В декабре 1958 г. были

Приняты Основы законодательства в области судоустройства, уголовного

процесса и уголовного права. В декабре 1961 г. принимаются Основы

гражданского законодательства и Основы гражданского судопроизводства. Были

подготовлены проекты Основ законодательства о семье и Основ

законодательства о труде. В 1960 г. РСФСР приняла новые уголовный и уго-

ловно-процессуальный кодексы и закон о судоустройстве, в 1964 г. новые

гражданский и гражданско-процессуальный кодексы. На базе принятых Основ

законодательства кодификационную работу провели другие союзные республики,

этот процесс завершился в марте 1965 г. (когда Грузия и Молдавия приняли

свои гражданские кодексы). Кодексы детализировали положения Основ

применительно к конкретным условиям республик.

Подзаконными актами, принимаемыми высшими органами Союза ССР и союзных

республик, были Указы Президиума Верховного Совета, постановления и решения

Совета Министров.

Глава 3. Государство и право в условиях кризиса социализма

Эволюция государственно-политической системы

В октябре 1961 г. состоялся Двадцать второй съезд КПСС, принявший новую

Программу партии, в которой намечался переход общества к коммунизму Первые

десять лет (1961—1971 гг.) отводились на создание «материально-технической

базы коммунизма», последующие (1971—1981 гг.) на вступление в коммунизм.

Предполагалось сформировать бесклассовое общество и передать функции

государства органам самоуправления трудящихся. В новом партийном Уставе

закладывался механизм, призванный обеспечить обновление и омоложение

партийных кадров. Однако на практике партийная реформа укрепила отношения

личной преданности в верхах партап-пара^та и не смогла привлечь на сторону

реформаторов массу низших партаппаратчиков. Противостояние консервативного

руководства и либеральной интеллигенции (в сфере идеологии и культуры)

закончилось поражением последней. Сокращение числа совнархозов и

образование Высшего совета народного хозяйства — Совета Министров СССР —

завершили процесс воссоздания централизованной экономической структуры

(1963 г.).

В октябре 1964 г. Н. Хрущев, с именем которого ассоциировались

начавшиеся реформы, был смещен с высших государственных и партийных постов.

Неустойчивость ситуации, к которой приводили начинаемые им реформы,

восстановили против него разные слои общества: бюрократию, технократов,

партноменклатуру, военных. Пришедшая к власти в 1964 г группировка пыталась

сочетать идеологический консерватизм с экономическими реформами.

С 1965 г. упразднением совнархозов и восстановлением центральных

промышленных министерств начинается новая административная централизация.

Создается ряд центральных комитетов: Госкомцен, Госснаб, Госкомитет по

науке и технике. Вместе с тем предприятиям была предоставлена определенная

автономия: в октябре 1965 г. были приняты постановления «Об улучшении

планирования и стимулирования производственной экономики» и «О

государственном производственном предприятии при социализме». К минимуму

было сведено число обязательных показателей, введены новые: стоимость

реализованной продукции, общий фонд заработной платы, общая сумма

централизованных капиталовложений. Часть доходов оставалась в распоряжении

предприятий. Фонды стимулирования были разделены на фонд материального

поощрения (контролировался общим собранием трудового коллектива), фонд

соцкультбыта, и фонд самофинансирования для нужд развития производства.

Серьезным препятствием на пути реформ был ведомственный принцип в сфере

управления и планирования: вертикальная подчиненность хозяйственных органов

исключала их горизонтальное взаимодействие. Договоры, заключенные

предприятиями друг с другом, должны были утверждаться вышестоящими органами

(так позиция Госснаба не способствовала облегчению связей между

поставщиками и потребителями).

Доктрина «общенародного государства» формировалась в контексте

идеологии «перехода к коммунистическому обществу». Она предполагала

существенную трансформацию социальной базы советского общества, размывание

граней между разными классами и слоями, а также городом и деревней.

Предполагалось расширение коллегиальных и демократических начал в

государственном управлении с последующим превращением его в «народное

общественное самоуправление». Наметившаяся на этой основе технократическая

тенденция в руководстве экономикой и государством пришла в столкновение с

идеологической доктриной «партийности». Противоречие разрешилось к середине

70-х гг., когда либеральные и технократические тенденции (особенно ярко

проявившееся в чехословацких реформах и «пражской весне» 1968 г.) были

прерваны. Еще в конце 60-х гг. стал формироваться жесткий

внешнеполитический курс, опиравшийся на развитие военно-промышленного

комплекса страны. Военно-политическим центром для проведения этой политики

стал образованный в середине 50-х гг. Варшавский Договор. В экономической

сфере внешнеполитический контроль СССР над странами социалистического блока

осуществлялся через посредство межгосударственных организаций,

координировавших работу промышленности, транспорта и распределение энергии.

Реформаторские начинания в социалистических странах (Югославия с конца 1940-

х гг., Польша в 1970-х гг., Чехословакия в 1968 г., Румыния в 1974 г.)

наталкивались на жесткое сопротивление со стороны СССР.

С 1972 г. консервативные тенденции, ориентирующиеся в экономике на

такие приоритеты, как тяжелая и оборонная промышленность, сельское

хозяйство и энергетику, берут верх над реформаторским либерализмом и

технократизмом. На Двадцать пятом съезде КПСС (февраль 1976 г.) эта линия

окончательно победила. Одновременно происходили персонализация власти и

укрепление позиций партийно-государственной бюрократии, функции

расширявшегося по составу ЦК все более переходили к бюрократическим

структурам его аппарата.

В июле 1978 г. был принят новый Закон о выборах в Верховный Совет СССР,

базировавшийся на положениях новой Конституции. В апреле 1979 г. он

дополняется новым (прежний был принят в 1959 г.) Законом «О порядке отзыва

депутата Верховного Совета СССР» и Законом «О статусе народных депутатов в

СССР». Предполагалось повысить контроль Верховного Совета СССР за

деятельностью всех формируемых им органов. С той же целью был принят (в

апреле 1979 г.) Регламент Верховного Совета СССР, определявший структуру,

полномочия, порядок работы Верховного Совета и его органов, порядок

законотворческой работы, контрольной деятельности и формирования

подотчетных Верховного Совету органов.

С 1957 г. Верховный Совет СССР наряду с утверждением бюджета утверждал

ежегодные хозяйственные планы (ранее это была задача правительства).

Утверждение долгосрочных (пятилетних, семилетних и т.п.) планов было

исключительной прерогативой Верховного Совета.

В 1966 г. увеличивается число постоянных комиссий Совета Союза

Верховного Совета СССР: наряду с бюджетной, законодательных предположений,

по иностранным делам и мандатной комиссиями формируются новые (по

направлениям деятельности Верховного Совета и по направлениям

государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства).

При каждой из палат Верховного Совета СССР было создано по 16 постоянных

комиссий: мандатная, законодательных предположений, по иностранным делам,

планово-бюджетная, по промышленности, по транспорту и связи, по

строительству и промышленности строительных материалов, по сельскому

хозяйству, по науке и технике, по товарам народного потребления и торговле,

по жилищно-коммунальному хозяйству и бытовому обслуживанию, по

здравоохранению и социальному обеспечению, по народному образованию и

культуре, по вопросам труда и быта женщин, охраны материнства .и детства,

по делам молодежи, по охране природы и рациональному использованию

ресурсов. Рекомендации постоянных комиссий подлежали обязательному

рассмотрению государственными органами и учреждениями. В апреле 1979 г.

было принято новое Положение о постоянных комиссиях.

В 70-х гг. возросла роль Президиума Верховного Совета СССР выполнявшего

роль организатора всей работы Верховного Совета. Усилилась контрольная (за

правительствами) деятельность верховных советов (СССР и республик) и

законотворческая деятельность верховных советов союзных республик.

В 1962-1963 гг. местные советы были разделены (как и пар-. тайные

органы) по производственному признаку на промышленные и сельские (советы

районов, краевые, областные советы). В ноябре 1964 г. были вновь объединены

промышленные и сельские партийные организации и вслед за этим воссозданы

единые районы, в пределах которых стали действовать вновь объединенные

советы. В течение 1968-1971 гг. Президиум Верховного Совета СССР принял ряд

указов, расширивших права городских, районных, сельских и поселковых

советов. Все принимаемые акты исходили из представления о советах как

органах, обладающих всем комплексом полномочий в пределах своей территории.

В ноябре 1978 г. принимается Указ Верховного Совета СССР «Об основных

правах и обязанностях районных Советов народных депутатов», а также

аналогичные акты о правах и обязанностях городских, районных (в городах),

поселковых и сельских советов. В июне 1980 г. — закон о полномочиях

краевых, областных, окружных и областных (автономных) советов.

Изменения в государственном аппарате

В 1957 г. была реорганизована система управления промышленностью и

строительством: создана система совнархозов. Территориальный принцип

управления позволял кооперировать производство в пре делах экономических

районов. Параллельно складывалась сеть отраслевых государственных

комитетов, призванных осуществлять единую техническую политику. Однако

гармоничного сочетания территориального и отраслевого принципов в

хозяйственном управлении не произошло.

С 1962 г. в области капитального строительства восстанавливаются

центральные органы отраслевого управления (Госстрой СССР). В октябре 1965

г. принимается закон о реорганизации системы органов управления

промышленностью, для чего создавался ряд общесоюзных и союзно-

республиканских министерств, многие комитеты были также преобразованы в

министерства. Вновь министерства становятся основной формой отраслевого

управления. ВСНХ Совета Министров СССР (образован в марте 1963 г.) и СНХ

СССР (образован в январе 1963 г.), координировавшие работу совнархозов и

отраслевых органов управления, упразднялись, так же как и совнархозы

союзных республик и экономических районов. Сохранялись некоторые

госкомитеты межотраслевого управления (Госстрой, Госснаб и др.).

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О совершенствовании

планирования и усилении экономического стимулирования промышленного

производства», заложившее основу экономической реформы, в качестве главного

инструмента экономической политики определяло пятилетний план. При этом

делалась попытка сочетать плановые начала с принципами хозяйственной

автономии предприятий, ослаблением регламентации их хозяйственной

деятельности, введением ценовых и кредитных рычагов.

В 1960-1961 гг. часть функций Министерства сельского хозяйства СССР

была передана другим органам: для закупок сельхозпродукции были созданы

районные и межрайонные инспекции по закупкам, республиканские сельхозорганы

устранены от оперативного контроля за работой колхозов, упразднены

земельные отделы райисполкомов. Центр ослабил контроль за

сельскохозяйственным производством. В марте 1962 г была сделана попытка

исправить положение: было принято постановление правительства, по которому

создавалась (в областях, краях, республиках) сеть территориальных

управлений по руководству сельскохозяйственным производством, включая

заготовки. Органами управления сельским хозяйством в областях, краях,

республиках стали комитеты по сельскому хозяйству, возглавляемые партийными

секретарями соответствующих территориальных единиц.

В марте 1965 г. принимается новое постановление правительства, которым

на Минсельхоз возлагались важные плановые, организационные и контрольные

функции. Производственные территориальные (колхозно-совхозные) управления

преобразовывались в районные производственные управления. Центр управления

аграрным сектором был воссоздан. Для соблюдения принципа «коллегиальности

управления» в ноябре 1969 г. создается Союзный совет колхозов; советы

создавались также в республиках, краях, областях и районах.

На основе Конституции 1977 г. преобразовывалась система

правоохранительных органов. В ноябре 1979 г. были приняты новые законы: о

Верховном суде СССР, о прокуратуре СССР, о государственном арбитраже в

СССР, об адвокатуре в СССР В июне 1980 г. были внесены соответствующие

изменения в Основы законодательства о судоустройстве СССР и союзных

республик.

Верховный суд СССР избирался Верховным Советом СССР на пять лет. В его

задачи входили надзор за деятельностью всех судов, обобщение судебной

практики, дача разъяснений по применению законодательства (разъяснения

Пленума Верховного суда были обязательны для всех организаций и должностных

лиц).

Закон о прокуратуре расширял сферу прокурорского надзора, включив в нее

государственные комитеты, исполнительные и распорядительные органы местных

советов. Кроме коллегий в прокуратурах союзных республик и прокуратуре

СССР, образованных по закону 1959 г., с 1979 г. стали образовываться также

коллегии Главной военной прокуратуры, прокуратур автономных республик,

краев, областей, городов, автономных областей. В состав коллегий входили

руководящие работники прокуратур, состав утверждался прокурором вышестоящей

инстанции. Этой мерой предполагалось развить принцип коллегиальности в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.