рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Принципы гсударственной службы

весьма вы соки. Профессионализм государственных служащих необходимо

регулярно поддерживать на требуемом для практики уровне при помощи

проведения различных мероприятий, например таких как повышение

квалификации, переобучение и получение дополнительного образования. В

отраслевых органах государственного управления действуют специальные

учебные заведения. Например, Таможенный кодекс РФ устанавливает, что в

целях подготовки кадров и повышения их квалификации в системе

Государственного таможенного комитета действуют ученые заведения

профессионального и дополнительного образования Выполнение принципа

профессионализма и компетентности государственных служащих обеспечивается

множеством законодательных и иных нормативных правовых актов; так, для

осуществления специального вида деятельности в системе государственной

службы необходимо получение лицензии (например, лицензии на осуществление

деятельности в качестве таможенного брокера, получение специального

квалификационного аттестата и др.). Анализируя вышеуказанный принцип, можно

сделать вывод о том что понятие «компетентность государственных служащих»

является производным от понятия «компетенция» государственного органа.

Считается общепризнанным положение, согласно которому компетенция — это

пределы ведения, обязанность выполнять определенные задачи и функции

государственного органа[10], компетенция — это властные полномочия, тот или

иной объем государственной деятельности, возложенный на данный орган, или

круг предусмотренных правовым актом вопросов, которые правомерен разрешать

орган[11]. Компетентность включает в себя полномочия, осуществляемые

государственным служащим и обусловленные занимаемой им государственной

должностью. Полномочия — это конкретные права, характеризующиеся

распорядительством и наличием административных функций и позволяющие

государственному служащему осуществлять задачи государственных органов.

Иными словами, это права и способность государственного служащего решать

конкретные задачи и выполнять важные функции, реализуемые при наличии у

него компетентности. Компетентность в отличие от профессионализма — понятие

динамическое; это практическая реализация профессиональных способностей и

деловых качеств работника. Компетентность представляет собой постоянную

внутреннюю готовность служащих к осуществлению служебных полномочий и

должна быть внутренне присуща государственному служащему. Можно сказать,

что компетентность служащих — это обладание знаниями о предмете собственной

государственно-служебной деятельности. Компетенции государственных органов

соответствуют полномочия государственного служащего. Задача

государственного органа — зафиксировать свою компетенцию в нормативно-

правовом акте. Вместе с этим для каждого государственного служащего

необходимо разработать и утвердить должностную инструкцию, в которой

определяются его полномочия, т.е. устанавливается его компетенция.

Органы исполнительной власти наделены государством специальной

компетенцией, которая реализуется в специальных правовых формах,

отличающихся по характеру труда служащих от правовых форм деятельности

государственных органов других ветвей власти. В пределах своей компетенции

органы исполнительной власти издают правовые акты управления и обеспечивают

их выполнение. Зафиксированная в нормативных актах компетенция органов

исполнительной власти устанавливает самостоятельность этих органов и

одновременно отличает их от органов других ветвей государственной власти,

от негосударственных органов, организаций и общественных объединений.

Профессионализм как принцип подбора, расстановки и перемещения кадров

одинаково важен для органов, осуществляющих каждую из трех конституционно

закрепленных ветвей государственной власти; в органах исполнительной власти

он имеет специфическое содержание, особые черты и формы проявления.

Принцип гласности в осуществлении государственной службы. данный принцип

обеспечивает возможность получения открытой (несекретной) информации о

деятельности государственных органов и государственных служащих[12].

Государственная служба должна организовываться и осуществляться на принципе

гласности. Средствам массовой информации, всей общественности должны быть

открыты важнейшие стороны деятельности государственных служащих. Это

благоприятно влияет на общественное мнение, под воздействием которого

работа как всего государственного аппарата, так и государственного

служащего (персонала) может улучшиться. Принцип гласности в осуществлении

государственной службы обусловлен, с одной стороны, положением о

необходимости участия граждан в управлении государством и обществом, а с

другой — потребностью в постоянном учете мнения граждан при решении

государственных задач. Для обеспечения гласности в системе государственной

службы необходимо: создать механизм учета мнения граждан; сформировать

правовые условия безопасности граждан в случае критики ими государственных

органов, должностных лиц, управленческих структур; обеспечить гласность в

процессе осуществления государственными служащими своих полномочий и

компетенции государственных органов через средства массовой информации.

Принцип ответственности государственных служащих за подготавливаемые и

принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих

должностных обязанностей. Данный принцип призван стимулировать

добросовестное и правильное выполнение служащими своих служебных

обязанностей, невыполнение или ненадлежащее выполнение которых обязательно

должно сопровождаться применением мер ответственности. Решения, которые

разрабатываются и принимаются государственными служащими, должны отвечать

требованиям целесообразности, законности, соответствия положениям правовых

актов управления. Некомпетентные решения, принимаемые государственными

служащими, могут причинить ущерб общественным отношениям. Поэтому

подготовке и принятию таких решений нужно придавать особо важное значение.

За неисполнение и ненадлежащее исполнение государственным служащим

возложенных на него обязанностей, за превышение должностных полномочий, а

равно за несоблюдение установленных законодательными актами о

государственной службе ограничений связанных с государственной службой, на

государственного служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания.

Дисциплинарное не может быть наложено за деяние, за совершение которого

законом предусмотрена иная правовая ответственность. Данный принцип

вытекает из более общего принципа организации управления — ответственности

государственного аппарата, его функциональных работников за допущенные по

их вине негативные последствия их деятельности[13]. Этот принцип означает,

что причинение материального и иного ущерба юридическим (независимо от форм

собственности) и физическим лицам в результате злоупотреблений,

бюрократизма, недобросовестности, самонадеянности, небрежности должностных

лиц и других функциональных работников органов государственного управления

(и местного самоуправления) должно повлечь не только их дисциплинарную,

административную, уголовную ответственность в соответствии с законом, но и

материальную ответственность перед соответствующим органом государственного

управления (возместившим ущерб) в регрессном порядке либо непосредственно

перед самими юридическими и физическими лицами. Взыскание этого ущерба (в

ограниченных размерах) должно производиться путем наложения штрафа с

предоставлением права лицам, привлеченным к материальной ответственности,

при непризнании ими своей вины обжаловать эти действия в суд.

Вместе с тем действующее законодательство не устанавливает

ответственности должностных лиц за вред, причиненный правонарушителю в

случае, когда к нему на основании закона применялись меры государственного

принуждения. Например должностные лица таможенных органов не несут

ответственности за моральный, физический и имущественный вред, причиненный

правонарушителю применением в предусмотренных Таможенным кодексом РФ

случаях физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, если

причиненный вред соразмерен силе оказываемого противодействия (ст. 422 —

423 ТК РФ) Следует отметить, что ответственность установлена и для

должностных лиц, занимающих государственные должности категории «А».

Ненадлежащее выполнение исполнительной властью своих обязанностей влечет

ответственность соответствующих органов государственного управления и их

должностных лиц. Так, подпункт «б» п.1 ст. 103 Конституции РФ предоставляет

право Государственной Думе решить вопрос о доверии Правительству РФ, ст. 83

Конституции РФ уполномочивает Президента РФ принимать решение об отставке

Правительства РФ, по предложению Председателя Правительства РФ освобождать

от должности его заместителей и министров. Указом Президента РФ от 3

октября 1994 г. «О мерах по укреплению системы исполнительной власти в

Российской Федерации» предусмотрены полномочия Президента РФ привлекать к

дисциплинарной ответственности за неисполнение служебных обязанностей,

упущения и проступки глав администраций краев, областей, городов

федерального значения, автономных округов. Соответствующие положения

содержатся в конституциях республик — субъектов РФ, уставах субъектов РФ,

федеральных законах России и иных законодательных и нормативных актах.

Принцип стабильности кадров государственных служащих в государственных

органах. Положение о федеральной государственной службе устанавливает

принцип стабильности государственной службы. Как нам представляется, более

корректно было бы говорить о несменяемости государственных служащих и

преемственности в проведении государственной кадровой политики, в

формировании основ государственного аппарата. Государственная служба

стабильна тогда, когда все остальные принципы постоянно осуществляются на

практике. Стабильность с точки зрения законодателя проявляется в

поддержании управления государственной службы на уровне, позволяющем

качественно осуществлять функции государства. Стабильность — это

постоянство государственно-служебных отношений. она обеспечивается мерами

систематического поддержания высокого уровня управления учебой, проведением

занятий, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих и

т.д. Принцип стабильности, на наш взгляд, должен стать гарантией для

служащего от незаконного увольнения со службы. Так, чиновники европейских

государств принимаются на публичную службу пожизненно и могут быть уволены

только на основании судебного решения либо по другим, строго оговоренным в

законе основаниям. За выполнение своих служебных обязанностей

государственные служащие получают от государства денежное содержание.

Принцип стабильности кадров государственных служащих в государственных

органах завершает перечень принципов государственной службы, указанных в

ст. 5 Федерального закона «Об основах государственной службы РФ». Однако в

других нормативных актах этот перечень продолжается. Положение о

федеральной государственной службе устанавливает принцип социальной

защищенности федеральных государственных служащих, согласно которому

государственным служащим создаются необходимые условия для эффективной

деятельности и обеспечиваются следующие гарантии: ежегодный оплачиваемый

отпуск; медицинское обслуживание государственного служащего и членов его

семьи, в том числе после выхода на пенсию, за счет средств республиканского

бюджета; переобучение (переквалификация) при увольнении в связи с

сокращением штатов, ликвидацией или реорганизацией федерального

государственного органа и другими, не зависящими от государственного

служащего причинами; защита государственного служащего и членов его семьи

от насилия, угроз, оскорблений и других неправомерных действий в связи с

исполнением им должностных полномочий; повышение престижа управленческого

труда, высокая заработная плата, обеспечение транспортом, средствами связи

и т.п., перспектива повышения по службе. Такие же льготы и механизм

обеспечения содержатся и в Федеральном законе «Об основах государственной

службы РФ». Социальное законодательство, например Указ Президента РФ от 23

августа 1993 г. «О дополнительных мерах по правовой и социальной защите

глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации», в последние

годы непосредственно затронуло отношения, складывающиеся в сфере социально-

правовой защиты государственных служащих. В течение 1994 — 1995 гг принят

также ряд законодательных актов, в которых с той или иной стороны и с

определенной степенью полноты решены многие вопросы, касающиеся социально-

правовой защиты государственных служащих. К ним относятся законы РФ о

прокуратуре федеральных органах государственной безопасности, федеральных

органах налоговой полиции, о защите федеральных органов государственной

власти и их должностных лиц, о милиции и т. д.; 6 сентября 1995 г.

Президент РФ издал Указ «О дополнительных мерах по закреплению кадров в

органах федеральной служб безопасности»[14], в котором устанавливаются

особые надбавки и оплаты к денежному довольствию военнослужащих органов

государственной безопасности. Принцип социально-правовой защиты

государственных служащих означает: создание необходимых условий для

нормальной деятельности управленческого персонала, в том числе установку в

государственных органах компьютеров, других средств, ускоряющих

управленческие процессы, повышающих производительность и результативность

управленческого труда; повышение престижа труда государственных служащих и

самой государственной службы; установление достаточно высокой заработной

платы, использование системы премиальных выплат, медицинского обслуживания,

государственного страхования, оптимальное решение вопросов пенсионного

обеспечения служащих по выслуге лет. Принцип социальной защищенности

государственных служащих обеспечивается различными законодательными актами.

На- пример, Таможенный кодекс РФ устанавливает нормы социальной

защищенности служащих таможенных органов (гл. 62 ТК РФ «Оплата труда,

материально-бытовое обеспечение и социальная защита должностных лиц

таможенных органов РФ»). За- крепление в ТК РФ подробных правовых положений

имеет и концептуальное значение, поскольку таким образом создается основа

системы социальной защиты служащих в процессе реформирования

государственной службы. В настоящее время социально-правовая защита

государственных служащих сводится к следующим конкретным положениям:

обязательное личное страхование государственных служащих; дополнительные

ежегодные оплачиваемые отпуска; обеспечение жилой площадью, телефоном;

пенсионное обеспечение данных лиц и их семей; льготное налогообложение для

некоторых категорий государственных служащих (например, военнослужащих,

сотрудников таможенных органов). Принципы государственной службы

устанавливаются и в других нормативно правовых актах. Например, Положение о

службе в органах внутренних дел определяет следующие принципы этой службы:

законность; уважение и соблюдение прав и свобод личности и гражданина,

гуманизм, гласность, подконтрольность и подотчетность сотрудников органов

внутренних дел соответствующим органам государственной власти и управления;

соблюдение служебной дисциплины; справедливое вознаграждение за труд;

продвижение по службе по результатам труда, с учетом способностей и

квалификации.

Принципы государственной службы являются, по сути, основой правового

статуса служащих, обеспечивая их правовую поддержку и защиту и в то же

время сохраняя свое приоритетное значение для самой государственной службы.

Кроме того, принципы государственной службы создают возможность правовой

защиты граждан от неправомерных действий должностных лиц, руководителей,

ущемляющих их права. Для предотвращения злоупотреблений со стороны

должностных лиц и административного произвола, нарушения прав и интересов

гражданина целесообразно создать систему социально-правового контроля над

государственной службой.

С точки зрения организации и функционирования государственной службы все

рассмотренные принципы можно разделить на две группы: 1)принципы

организации государственной службы (например, равный доступ на

государственную службу) и 2) принципы ее практического функционирования

(внепартийности государственной службы, например).

В зависимости от занимаемого места в структуре правового института

государственной службы можно выделить отраслевые и конкретно-институционные

принципы. Принципы государственной службы могут распространяться на весь

институт государственной службы, а могут характеризовать его отдельные

структурные элементы. Например, конституционный принцип равенства граждан

при поступлении на государственную службу является общим принципом

государственной службы, так как он создает основу для образования

государственно-служебного отношения. А принцип объективной оценки при

проведении аттестации работника — отраслевым принципом государственной

службы, действующим лишь в период существования государственно-служебного

отношения. Совершенствуя законодательство о государственной службе, важно

помнить о том, что принципы государственной службы способствуют зарождению

демократической системы работы с кадрами, являются важнейшей основой

разработки и реализации государственной кадровой политики. В настоящее

время можно говорить и о таком принципе государственной службы, как запрет

служащего на участие в забастовке (в российском законодательстве данное

положение является ограничением по службе). Забастовка — это коллективное

согласованное прекращение работы с целью удовлетворения каких либо

требований работников. Следует отметить, что этот принцип установлен

законодательством о публичной службе в большинстве стран. Например, в США в

15 штатах, главным образом на Юге, право на забастовку не предусмотрено, а

в остальных 35 штатах установлены различные формы переговоров между штатом

и профсоюзом[15]. Во Франции забастовка долгое время считалась

несовместимой с публичной службой и ее непрерывностью. Преамбула

Конституции Франции от 27 октября 1946 г. устранила запрет на забастовки в

системе государственной службы и провозгласила, что право на забастовку

чиновников осуществляется в рамках, регламентирующих эту сферу законов.

Право на забастовку считается сегодня во Франции конституционной ценностью.

Однако некоторым видам государственных служащих запрещено участвовать в

забастовках во всех случаях, поскольку реализуемые этими служащими

государственные функции и полномочия представляют особую важность для

государства и общества. К ним, например, могут относиться судебные

служащие, полицейские, служащие органов государственной безопасности. В

Конституции Российской Федерации данный принцип государственной службы не

установлен. В ст. 37 Конституции РФ признается лишь право на индивидуальные

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.