рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Примерные ответы на экзамене по истории политических и правовых учений

В идеальном строе желательно сохранение лишь двух слоев -

патрициата и пролетариата, без прослойки в виде буржуазии.

Предполагается систематизация всей жизни человека,

индивидуальной и коллективной. Позитивная религия -

обожествление человечества; она воспитывает оба класса в духе

солидарности.

42. Буржуазный либерализм во Франции 1й половины XIX века.

Б.Констан.

Основное внимание уделяется личности. Это явилось следствием

французской и других революций. Стремление ограничить влияние

государства, утвердить самоценность личности. ПП мысль

делится на консервативное, либеральное и радикальное течения.

Бенджамен Констан (1767-1830) относится к либеральному

течению. Основной труд - "Курс политической политики".

Основное внимание уделяет правам и свободам человека.

Различает политическую и личную свободу. Древние народы знали

только политическую свободу: право на участие в осуществлении

власти. Граждане подчинялись гос.контролю за частной жизнью.

Им предписывались религия, нравы, размеры собственности и

т.п. Современные народы понимают свободу по-иному. Право на

участие во власти стало цениться меньше, т.к. государства

стали крупнее, и голос каждого значит мало. Свобода стала

равняться независимости от гос.власти.

Основные свободы: слова, печати, совести, предпринимаельства.

Государство ведет коммерческие дела хуже, чем частные лица.

Констан критикует революционные теории народного

суверенитета. Например, Руссо отождествлял свободу с властью,

хотя личность должна находиться над властью. При якобинской

диктатуре народный суверенитет стал опасен.

Констан отвергает любую форму правления, где существует

чрезмерная степень власти и где отсутствуют гарантии

индивидуальных свобод (общественное мнение, разделение

властей). Монарх стоит над ветвями власти, обеспечивает их

согласованную деятельность. В выборах могут участвовать

только богатые, т.к. бедняки при помощи власти начнут

посягать на чужую собственность.

43. Конституционная традиция в русс. правовой мысли 1й

четверти XIX века.

Причины всплеска конституционных идей - французская

революция, Отечественная война 1812 года, вхождение Польши в

состав России (принята Конституция Польши в качестве

эксперимента), либерализм Александра I и его окружения.

Сперанскому было поручено разработать проект переустройства

управления. Он составил 2 записки: "Об образе правления" и

"Введение к уложению гос.законов". Сперанский считал, что

современное ему государство требует конституционного

ограничения монархии. Он проповедовал принцип разделения и

выборности властей, идею правового государства.

Законодательная власть - выборные думы (от государственной до

волостных). Исполнительная власть - Гос.Совет, министерства,

а также волостные, окружные и губернские управления.

Избирательное право ограничивается имущественным цензом.

Гражданскими правами наделяются все.

Новосильцев составил "Государственную уставную грамоту

Российской Империи". Проект достаточно либеральный: введение

двухпалатного парламента, выборные местные органы, разделение

властей. Император сохраняет право законодательной

инициативы, но сам законов не принимает. Избирательное право

ограничено сословным и имущественным цензом.

Пестель - материалист, атеист, сторонник социального

равенства. Представитель радикального крыла декабристского

движения. Впервые создал республиканский проект конституции -

"Русскую правду". В России должно быть установлено

гражданское общество путем революционного ниспровержения

правительства и физ.устранения монарха. На 15 лет должно было

быть введено Временное Верховное Правление во главе с

диктатором; цель - подготовка почвы для демократических

органов. РП предлагала отмену крепостного права и

безвозмездное наделение всех крестьян землей; частичное

изъятие помещичьей земли. Республика; власть делится на

законодательную (однопалатное Народное Вече, 5 лет),

блюстительную (Верховный собор, 120 пожизненно избранных

человек) и исполнительную (Державная Дума, 5 человек).

Конституцией должен был стать "Государственный завет".

Территориальное устройство: федерация, 10 областей и 3 удела.

Ликвидируется сословное деление. Национальный вопрос решается

путем признания всех проживающих в России народов русскими.

Вводятся демократические свободы, кроме создания

полит.партий.

Либеральное крыло представлял Никита Муравьев - 4 проекта

конституции. Выступал за отмену крепостного права при

сохранении помещичьего землевладения. Крестьяне получили бы

по 2 десятины земли. Ликвидация сословий. Гос.строй -

конституционная монархия, разделение властей. Законодательная

власть - двухпалатное Народное Вече. Избирательное право

ограничивается возрастным и имущественным цензом.

Законодательной инициативой обладают члены обеих палат и

министры. Монарх является главой исполнительной власти и

верховным главнокомандующим, но действует под контролем

Народного Вече. Судебная власть: имущественный ценз для

замещения должности судьи. Террит.устройство: федерация из 15

держав. Проект должен был быть реализован путем реформ

сверху.

44. Марксизм о ГП.

Марксизм возник на основе большого числа экономических

(А.Смит), исторических, философских (просветители, якобинцы)

и политических теорий. Маркс и Энгельс называли свое учение

научным социализмом (в отличие от утопического).

В основе развития общества - производственные отношения. В

основе исторического развития - развитие производительных сил

и производственных отношений. Формационная теория. В каждой

формации складываются свои базис и надстройка. Гос.формы не

имеют привязки к формациям. Движущая сила развития -

классовая борьба. Обострение классовой борьбы ведет к

революции и к смене общественной формации. Марксизм допускает

самостоятельность и относительную активность надстройки, ее

воздействие на базис.

Общество классовое. Формации развиваются в интересах

господствующих классов. Марксизм отвергает договорную теорию;

государство - аппарат насилия, подавления в руках одного из

классов. Политическая власть - это организованное насилие

одного класса для подавления другого. Функции государства -

карательно-репрессивная, регулирующая, воспитательная,

социальная (удовлетворение потребностей человека).

Человечество движется к государству диктатуры пролетариата и

далее к коммунизму. Три этапа:

1) революционная ломка капитализма, переход к диктатуре

пролетариата;

2) социализм (государство сохраняется, эксплуатация классов

уничтожается, классы остаются, но нет антогонизма);

3) коммунизм (государство и классы исчезают; коммунизм -

высокоразвитое общество свободных людей; в управлении

участвуют все; очень высокий уровень производительных сил;

самосовершенствование человека, потребности должны быть

разумными).

45. Психологическая теория права Л.И.Петражицкого.

Петражицкий (1867-1931) - психолог, социолог, правовед. По

философским взглядам - позитивист. Работа: "Очерк философии

права". Руководящие факторы приспособления к условиям жизни -

эмоции. Право - психическое явление, результат жизни

общества. Право - механизм селекции желательных для общества

норм. Оно не должно зависеть от каких-либо санкций, от

принудительности. Согласно Петражицкому, право и

нравственность сходны; различие - в тех психических эмоциях,

которые определяют их природу.

2 вида права: позитивное и интуитивное. Позитивное - это

юридические нормы. Оно отстает от жизни; это происходит из-за

психологии лиц, его создающих. Интуитивное право -

переживания, не зависящие от внешних авторитетов; это основа

права. Среди двух видов права нет лучшего, они переходят друг

в друга.

Роль естественного права - выработка нравственных норм,

воспитание народной психики. Естественное право является

интуитивным. Задача - восстановление естественного права в

качестве нравственного идеала.

Результатами воздействия права на общество являются

деморализация общества, либо нравственный прогресс. Новая

наука - политика права; ее цель - чтобы право приводило к

нравственному прогрессу.

46. Правовая система Гумбольдта.

Работа: "Опыт установления границ деятельности государства".

Теория минимального государства. Вильгельм фон Гумбольдт

(1767-1835) разграничивает понятия "общество" и "государство"

(общество - более широкое, более значимое). Позиция

гуманистического индивидуализма. Естественные и общие права

шире, чем позитивные (создаваемые государством); позитивное

право может создаваться только в соответствии с естественным

и общим. Понятие "человек" всегда шире понятия "гражданин".

Государство должно ограничить влияние на человека.

Государство унифицирует человека, препятствует развитию

личности; постоянное ожидание помощи со стороны государства

приводит к бездеятельности; из-за отсутствия

самостоятельности страдает нравственность человека.

Государство - это всегда зло, пусть и необходимое. Поэтому

функции государства должны быть сужены до обеспечения внешней

и внутренней безопасности.

47. Карамзин "О древней и новой России".

"Записка о древней и новой России" была написана в качестве

реакции Карамзина на проекты реформ Сперанского. Расхождения

Карамзина и Сперанского заключались не в содержании их

политических взглядов (оба хотели учредить в России основные

законы), а в способе их реализации. Сперанский предложил

государственные преобразования, предусматривающие

существенные изменения в устройстве власти и управления в

стране. Карамзин же считал, что важны не формы, в которых

существуют гос.органы, а люди, работающие там.

Предпочтительнее опираться на нравственные качества

правителя, а не на законы, которыми в западных странах

принято ограничивать правителей.

Карамзин не выступает против принципа законности в

деятельности гос.власти. Но он боится революционных

преобразований, а также считает, что необходимо уважать

сложившиеся веками порядки.

Также в записке содержится критика существующего

гос.аппарата. Основные проблемы: некомпетентность,

взяточничество, безответственность. Изменения надо

производить не путем создания новых гос.органов, а путем

подготовки грамотных, специально обученных кадров. Также

необходимо просвещение и нравственное воспитание народа. Но

западную систему просвещения Карамзин считал слишком

теоретической, оторванной от деятельности.

В вопросе о крепостном праве необходимо не давать крестьянам

свободу, а лишь установить над ними "благоразумную власть

помещика": ввести умеренный оброк, законный порядок

определения размера барщины, хорошее личное обращение и т.п.

Крестьяне, лишившись узды, начнут пьянствовать и не смогут

обеспечить страну хлебом.

48. Учение Бланки.

Луи Огюст Бланки (1805-1881) - французский революционер-

коммунист. Политические взгляды содержатся в речах, статьях и

письмах. Утверждал, что существуют классы и между ними

происходит борьба. Народ - это совокупность только трудящихся

граждан. Для установления равенства (правильной организации

общества) необходимо произвести социальную революцию.

Необходимо вооружить всех рабочих, ввести на время

революционную власть.

Вначале общество было индивидуалистическим, и оно движется по

пути прогресса к коммунизму. Незначительными преградами

являются армия, власти, религия. Но главной преградой

является невежество - для его преодоления нужно 20 лет.

Для блага революции важно, чтобы она сочетала благоразумие с

энергией. Нападать на принцип частной собственности

бесполезно и опасно. Коммунизм нельзя предписать декретом, он

должен быть вызван свободным решением страны, а это может

быть сделано только путем просвещения.

49. Теория "крестьянского социализма" Герцена.

Александр Герцен (1812-1870) - представитель русского

утопического социализма. Создал теорию "крестьянского

социализма". Россия является самобытной, поэтому социализм в

ней должен быть не такой как в Зап.Европе. Опора социализма -

крестьянская община. Герцен видел в общинных порядках зачатки

социалистического коллективизма. Но недостатки общины он

видел в поглощении личности "миром". Выход - приобщение

русского крестьянина к положительным результатам западной

цивилизации и науки. Русский мужик более личность, чем

западный буржуа, т.к. он соединяет в себе личное начало с

общинным. На Западе социализм должен вводиться путем

коллективизации, а в России - путем обучения мужиков.

50. Кропоткин и Бакунин о государственности.

Бакунин (1814-1876) - основатель бунтарского направления в

народничестве, идеолог анархизма. Работы: "Государственность

и анархия". Основа взглядов - антиэтатизм. Государство

является главным злом, его необходимо уничтожить посредством

всенародного бунта. Идеал - степень свободы, при которой

самоуправляющиеся коллективы стихийно соединялись бы в уезды,

уезды - в области, а области создали бы Вольную русскую

федерацию. Личная свобода каждого есть производная от

коллективной свободы. Труд носит коллективный характер.

Разногласия с Марксом: Бакунин не видит разницы между

буржуазной и пролетарской государственностью. Обе они

являются деспотическими. Социальные прогнозы: полное

сосредоточение власти в руках пролетариата и обобществление

средств производства приведет к установлению диктатуры

бюрократии и к соединению социализма с абсолютизмом. Марксизм

для Бакунина являлся рабством. Также негативно он относится к

религии, считает ее идеологическим методом подавления.

Кропоткин (1842-1921) - подтвердил основные идеи Бакунина, но

рассматривал анархизм как философию. Работы: "Анархия, ее

философия, ее идеал", "Записки революционера". Основные

препятствия на пути к идеалу - государство и частная

собственность. Особое место отводится новой шкале

нравственности: необходимы добрые помыслы, сознательное

отношение к труду и т.п.

51. Правовые учения Зап.Европы 2й половины XIX - начала ХХ

века.

Либеральные течения формировались, когда в Зап.Европе

доминировали идеи прогресса, могущества человеческого разума

(рационализм), позитивизм, теория Дарвина, утилитаризм,

этатизм.

Рудольф фон Иеринг (1818-1892) - теория юриспруденции

интересов. Объектом правоведения являются жизненные ценности

и реальные интересы людей. Право развивается как организм (по

теории Дарвина); его можно подвергнуть аналитическому

(структура права) и физиологическому (цели и функции права)

изучению. Источник права - государство. С т.з. содержания

право - это защищенный государством интерес общества в целом.

С т.з. формы право - это сумма норм, обязательных правил

поведения. 2 этапа развития права: сначала право имело

одностороннюю силу, а затем стало иметь двустороннюю (т.е.

государство тоже подчиняется праву). Скептически отзывался о

теории правового государства. Государство лишь в

исключительных случаях делает выбор в пользу общественных

интересов.

Гумплович (1838-1909) - социологическая теория. В основе

существования общества лежит борьба различных человеческих

групп. Цель борьбы - удовлетворение материальных

потребностей. При первобытном обществе победители уничтожали

побежденных, в античном - обращали в рабов. Для подчинения

рабов необходимо государство. Государство - это естественно

выросшая организация господства, призванная поддерживать

определенный порядок. Человек обязан государству всем, кроме

жизни. Неотчуждаемые права человека - иллюзия.

Остин - представитель юридического позитивизма. Создал теорию

утилитаристского права на основе учения Бентама. В понятие

права Остин не включает моральные и естественные

составляющие. Право - это совокупность правил и

типологических делений. Источник права - веление суверена,

т.е. любой власти, которой подчиняется большинство. Норма

права - это норма властного принуждения суверена, снабженная

санкцией. Законы могут установить законное причинение вреда.

Право в широком смысле состоит из богооткровенного права,

позитивного права, и позитивной морали. Предметом

юриспруденции является только позитивное право.

52. Правовая система Ковалевского.

Ковалевский был позитивистским социологом, но с гораздо

большим уважением к правовым началам, нежели Конт. Работы:

"Историко-сравнительный метод в юриспруденции", "Современный

обычай и древний закон" и др. От сравнительной истории права,

согласно Ковалевскому, надо ждать ответа на вопрос, какие

правовые порядки отвечают родовой, а какие государственной

или всемирной стадии общественности; что может считаться

пережитком прошлого, а что - зачатком будущего развития.

Для Ковалевского понимание природы государства и его

деятельности было немыслимо без выявления и учета его

исторических корней. Нельзя понять американской конституции,

не уяснив, что в США заимствовано из английского

конституционного опыта и традиций, какие прецеденты ранее

имела конфедеративная форма объединения.

Ковалевский составил параллельную историю государственных

учреждений и ПП идей; он показал тесную связь и зависимость

политической мысли от течения общественной и политической

жизни.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.