рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Примерные ответы на экзамене по истории политических и правовых учений

До прихода к власти Робеспьер отвергал диктатуру и призывал

казнить за высказывание идеи о диктатуре. Но затем он

выдвинул концепцию двух типов правительства: конституционного

и революционного. Конституционное правительство действует в

спокойное время, сохраняет уже установившуюся республику.

Революционное правительство создает республику, действует в

период революции (войны внутри общества). Поэтому оно имеет

право вести борьбу - уничтожать лиц, противодействующих

революции, а заодно и всех носителей "безнравственного",

"неблагоразумного" и "растленного". Обстановка войны

обязывает правительство действовать менее скованно, т.е. он

оправдывает концентрацию всех властных полномочий в центре и

жесткую гос.регламентацию всех общественных процессов. Но

Робеспьер считает, что его правительство избегнет крайностей

благодаря добродетели своих членов. Благодаря террору удастся

переделать страну и ввести конституционное правительство.

Террором можно заставить людей построить свободное и

справедливое общество.

34. Русские просветители XVIII века (Щербатов, Десницкий,

Радищев).

Князь Щербатов (1733-1790) создал работы: "О надобности и

пользе градских законов", "Размышления о законодательстве

вообще" и др.

В вопросе о происхождении государства Щербатов придерживался

договорной теории. В догосударственном состоянии все люди

были равны, но произошло неравенство из-за различия в силах и

способностях людей. Вследствии ума, чести, силы и прочих

добродетелей некоторое люди были возвышены, избраны

начальниками. Общественный договор предусматривает отъем у

людей меньшего количества прав, чем у них было бы отнято при

отсутствии такого договора.

Формы правления: монархия, аристократия, демократия и

деспотия. В чистом виде ни одна из них никогда не

существовала. Форма правления зависит от климата страны,

размера территории, численности населения и т.п. В Зап.Европе

(и для России) Щербатову наиболее привлекательной казалась

конституционная монархия. В более поздних работах Щербатов

стал находить также положительные стороны республики.

Предлагаемый Щербатовым представительный орган - Высшее

правительство - состоит из 5 коллегиальных департаментов.

Существует также местное самоуправление с широкими

полномочиями. Принятие законов должно сопровождаться

всенародным обсуждением. Монарх за нарушение законов м.б.

заключен в темницу.

В сословном обществе Щербатову нравилась устойчивость. Он

выступал против крепостного права, но считал освобождение

крестьян делом будущего. Задолго до Аракчеева он придумал

военные поселения. В последние годы жизни Щербатов критиковал

абсолютную монархию, описывал масштабы злоупотреблений, не

усматривал никаких изменений в абс.монархии после

присоединения к ее названию слова "просвещенная". Он

предлагал ограничить власть монарха и соблюдать законность во

всех сферах гос.деятельности.

Десницкий (1740-1789) - "Представление о учреждении

законодательной, судительной и наказательной власти в

Российской Империи". Высказал предположение о прохождении

человечеством исторически последовательных состояний: охота,

скотоводство, хлебопашество и коммерческое состояние. В

первых двух состояниях существует коллективное владение

вещами, а затем в результате труда возникает собственность.

Причины неравенства: физические качества человека, его

трудолюбие и умение накапливать. Государство возникает только

в коммерческом состоянии.

Цель государства - достижение наибольшего числа благ

наибольшим числом людей. Лучшая форма государства -

конституционная монархия. В представительном органе должны

быть депутаты от всех сословий. Также Десницкий считал

необходимым отделение судопроизводства от администрации. Он

настаивал на введении демократических принципов в

судопроизводстве: равенства всех перед законом, равного

наказания за равные деяния и т.п.

Радищев (1749-1802) - "Путешествие из Петербурга в Москву".

Рассматривал самодержавие (неограниченную власть) как

состояние, противное человеческому естеству; ставил знак

равенства между всеми видами монархической власти.

Просвещенных монархов не бывает. В России, к тому же,

бюрократия не связана ни с народом, ни с монархом.

Причина образования государства - природная социальность

людей. В естественном состоянии все были равны, но равенство

разрушилось с появлением частной собственности. Государство -

результат молчаливого договора в целях обеспечения всем людям

благой жизни, защиты слабых и угнетенных. Народ оставляет

суверенитет за собой.

Положительное законодательство должно быть основано на

естественном праве. Крепостное право - это нарушение

естественных законов. Злыми являются не помещики, а само

крепостное право. Социальный идеал Радищева - общество

свободных и равных собственников. Наилучшая форма правления -

республика типа новгородской или псковской. Будущее России

Радищев представлял как добровольную федерацию городов с

вечевыми собраниями.

35. ПП воззрения Крижанича.

Юрий Крижанич (1618-1683) - сторонник идей панславизма, т.е.

создания славянского государства с центром в России и с

единой православной церковью. Работы: "Политика", "Вопрос о

законе и справедливости". На Крижанича оказали влияние

античные мыслители; в т.ч. он выделяет 3 правильных и 3

неправильных формы правления: совершенное самовластие,

боярское правление и общевластво; тирания, олигархия и

анархия. Самая древняя и крепкая форма - самовластие.

Крижанич обосновывает божественность царской власти,

идеальным монархом считает Ал.Мих. Правитель - просвещенный

монарх, философ; в его руках вся полнота власти, без опоры на

сеймы и соборы. Цели государя: действовать в интересах

общества, для достижения справедливости, покоя и изобилия.

Основы государства: вера, суд, мир и дешевизна.

Для предотвращения превращения правильных форм государства в

неправильные требуются: монарх-философ, принятие и соблюдение

хороших законов, законодательная регламентация прав и

обязанностей сословий и чинов.

Закон равнозначен справедливости. Законы должны быть для

всех, но царь, кроме законов, руководствуется общественным

мнением.

36. Учение Канта о ГП.

Иммануил Кант (1724-1804) - родоначальник немецкого

классического идеализма. Работы: "Критика чистого разума",

"Критика способности к суждению", "К вечному миру". Кант

приходит к агностицизму: природа вещей принципиально

недоступна человеческому познанию. Человек познает только

явления, т.е. способы, посредством которых вещи

обнаруживаются в нашем опыте.

Также Кант рассматривал проблему свободы. Он был против

истолкования человека как пассивного создания природы.

Человек - это субъект автономного поведения и

самосовершенствования. Основное проявление свободы -

самоограничение и уважение свободы других. Категорический

императив: "Поступай так, чтобы максима твоего поведения но

основе твоей воли могла стать общим естественным законом",

"Поступай так, чтобы использовать человека всегда как цель и

никогда как средство. Гарантией следования императиву

является самоконтроль. Императив известен человеку априорно,

независимо от его социального положения и т.п.

Кант признает, что существуют индивиды, не способные

следовать категорическому императиву, и потому должно

существовать право. Право возникает тогда, когда

индивидуальная свобода перерастает в произвол. Для реализации

права существует государство, т.е. носитель принуждения. Цели

государства - соблюдение права как гаранта соблюдения

нравственного закона. Кант считается одним из создателей

теории правового государства. Классификация права:

естественное, положительное и справедливость. Цели и функции

государства он ограничивает соблюдением нравственных

принципов права.

Кант является сторонником договорной теории происхождения

государства. Нравственный долг и стремление следовать

естественному праву побуждают людей заключить общественный

договор. Содержание договора: обязательство соблюдать

нравственный закон.

В будущем человечество придет к созданию федерации

самостоятельных равноправных государств, к прекращению войн.

Путь к этому - просвещение народов, благоразумие правителей.

37. Учение Гегеля о государстве.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) рассматривал

проблемы ГП в сочинениях: "Философия права", "О научных

способах исследования естественного права", "Феноменология

духа" и др.

Три основные ступени развития духа: субъективный дух

(антропология, психология), объективный дух (право, мораль) и

абсолютный дух (искусство, религия, философия). ГП относятся

к объективному духу, учение Гегеля о ГП является философским

учением об объективном духе, т.е. анализ объективного духа с

позиции абсолютного духа. В отличие от юриспруденции,

изучающей позитивное право, философская наука о государстве и

праве призвана постичь мысли, лежащие в их основании, т.е.

идею государства и права.

Идея государства, по Гегелю, проявляется трояко: как

непосредственная действительность в виде индивидуального

государства, в отношениях между государствами как внешнее

государственное право, и во всемирной истории. В своем

развитом и разумном виде индивидуальное государство

представляет собой основанную на разделении властей

конституционную монархию. Ветви власти: законодательная,

правительственная и власть государя. Гегель считает точку

зрения о самостоятельности ветвей ложной, т.к. при этом как

бы предполагается враждебность этих ветвей друг другу. Он

выступает за органическое единство ветвей власти, в этом

состоит внутренний суверенитет государства.

Гегель критикует идею народного суверенитета и обосновывает

суверенитет наследственного конституционного монарха.

Представительный орган должен состоять из двух палат: верхняя

формируется по принципу наследственности из владельцев

имений, а нижняя образуется от остальной части общества путем

выделения депутатов от общин, товариществ и т.п. (не путем

индивидуального голосования).

Идеальность суверенитета: государства относятся друг к другу

как самостоятельные, свободные и независимые

индивидуальности. Суверенитет - это абсолютная власть единого

целого над всем единичным, особенным и конечным.

38. Этапы развития права у Гегеля.

Право рассматривается Гегелем как свобода, как определенная

ступень и форма свободы, и как закон (позитивное право).

Этапы развития права от абстрактного к конкретному:

1) абстрактное право - это право абстрактно свободной

личности. В основе права лежит свобода отдельного человека.

Личность подразумевает правоспособность. На этом этапе нет

законов, а есть формальная правовая заповедь: "Будь лицом и

уважай других в качестве лиц". Свою реализацию свобода

личности находит прежде всего в праве частной собственности.

Гегель отвергает договорную теорию возникновения государства,

т.к. предметом договора м.б. только вещь. На этом же этапе

Гегель рассматривает понятие преступления - сознательного

нарушения права. Снятие преступления в порядке наказания

приводит к следующему этапу - к морали.

2) мораль - личность абстрактного права становится субъектом

свободной воли, приобретают значение мотивы и цели поступков

субъекта. Лишь в поступке субъективная воля достигает

объективности (и сферы действия законов), сама же по себе

моральная воля ненаказуема.

3) абстрактное право и мораль являются двумя односторонними

моментами, которые приобретают свою действительность и

конкретность в нравственности, когда понятие свободы

объективируется в наличном виде семьи, гражданского общества

и государства.

39. ПП воззрения представителей утопического социализма в

начале XIX века.

Утопический социализм - это попытка сконструировать такую

общественную систему, которая привела бы к благоденствию всех

членов общества. Разочарование во французской революции

выразилось в отрицании утопистами революционных действий: они

апеллируют либо к разуму каждого человека, либо к

реформаторству. Общая ошибка утопистов - недооценка

государственных и правовых институтов.

Сен-Симон (1760-1825) - "Письма женевского обывателя".

Концепция поступательного исторического развития, по

восходящей линии. Общество проходит 3 стадии развития:

теологическая (античность и феодализм), метафизическая

(буржуазная) и позитивная. На позитивной стадии будет создано

справедливое общество - "промышленная система". Власть будут

осуществлять ученые и промышленники. Преобразования надо

осуществлять эволюционным путем: устранить наследственную

знать от власти, выкупить латифундии, облегчить положение

крестьян, а затем начинать политическую переделку (передачу

власти от непроизводительных классов к промышленному).

Традиционные гос.органы сохраняются, но вся власть передается

совету промышленников и совету ученых. Политика из науки

управления людьми превратится в науку управления

производством. Новое общество будет состоять из промышленного

и паразитического классов. Основы общества: плановое

хозяйство, частная собственность и всеобщая занятость.

Достигнуть нового общества можно, убедив промышленников, что

они явлляются единым классом с пролетариатом.

Франсуа Мари Шарль Фурье (1772-1837) - "Новый промышленный и

общественный мир". Наиболее глубокая критика

капиталистического общества, его правовой системы. Разуму

Фурье отводил второстепенную роль, а на 1й план выдвигал

неизменную природу человека, его страсти (страсти - активное

начало, разум - регулирующее). Вся предшествующая история -

история подавления, неудовлетворенности человеческих

страстей; такой порядок поддерживается силой государства.

Фурье предлагает социтарный строй; основа - обеспечение

человеку права на труд. Труд приносит радость и превращается

в первую жизненную потребность.Энтузиазм (самая возвышенная

страсть) приводит к развитию соревнования и увеличивает

производительность труда. Аппарата принуждения нет, правитель

является советчиком. Справедливое распределение общественного

продукта.

Роберт Оуэн (1771-1858) - крупный предприниматель, участвовал

в рабочем движении, пытался претворить свои идеи в жизнь

(пытался создать коммунистическую колонию в США). Работы -

"Катехизис рациональной системы", "Книга о новом нравственном

мире". Человека формирует социальная среда, поэтому основные

пороки строя и правителей отражаются на человеке. Основная

цель законов - поддерживать имущественное и социальное

неравенство. Необходимо изменить социальную среду, опираясь

на промышленный прогресс и науку. Основным препятствием на

пути к новому обществу является частная собственность. Оуэн

хотел создать сеть коммун по всему миру, и в итоге получился

бы единый порядок управления. Новое общество -

коллективистское, основанное на общественной собственности,

равенстве прав и обязанностей, на новой морали (когда

поощрения и наказания не нужны). Вместо религии будет новая

нравственность. Сформируется новый, всесторонне развитый

человек. С развитием коммунистического общества государство

отомрет, будет федерация самоуправляющихся коммун.

40. Взгляды И.Бентама на ГП.

Иеремия Бентам (1748-1832) - родоначальник теории

утилитаризма. Основные постулаты: получение удовольствия и

исключение страдания составляют смысл человеческой

деятельности; главный критерий - полезность; нравственность

создается всем тем, что ориентирует на обретение наибольшего

счастья наибольшим количеством людей; установление гармонии

индивидуальных и общественных интересов.

Работы: "Принципы законодательства", "Фрагмент о

правительстве" и др. Бентам считается представителем

либерализма, но в фокусе его внимания не свобода человека, а

интересы и безопасность личности. Человек должен сам

заботиться о себе, не полагаться на чью-либо внешнюю помощь.

Он сам должен определять, в чем заключается его интерес, его

польза. Но Бентам не приемлет прав личности; неотъемлемых

прав человека нет; реализация прав человека приведет только к

анархии.

Бентам не разделял право и закон, т.к. подобное разделение

делало бы право антизаконным. Вместо того, чтобы обсуждать

законы по их последствиям, фанатики (представители школы

естественного права) обсуждают их на соответствие мнимому

естественному праву. Также Бентам не признавал теорию

общественного договора. В вопросах организации гос.власти он

стоял на демократических позициях: осуждал монархию и

наследственную аристократию, являлся сторонником республики и

разделения властей. Ветви власти должны кооперироваться, не

должны быть безусловно независимы.

Демократизации подлежит не только гос.власть, но и вся

полит.система общества. Назначение правительства -

гарантировать безопасность и собственность подданных;

правительство не имеет права определять, что является

счастьем для каждого отдельного человека ("Каждый закон есть

нарушение свободы").

41. ППУ О.Конта.

Огюст Конт (1798-1857) - основатель философии позитивизма.

Работы: "Курс положительной философии", "Система позитивной

политики". Основной характер позитивной философии - признание

всех явлений подчиненными неизменным естественным законам,

открытие и сведение числа которых до минимума составляет

единственную цель. Конт отвергал все попытки философии

познать сущность вещей и провозглашал главной задачей

философии ответы на вопросы, как возникают и протекают те или

иные явления.

Вся история развития мышления м.б. представлена в трех

стадиях: теологической, метафизической и позитивной.

Причина морального и политического кризиса общества, а также

революционных настроений, - в глубоком разногласии умов и

отсутствии общих идей. Выход - обнаружение таких научных

истин, которые, будучи хорошо усвоенными, способны чуть ли не

сами по себе привести человечество к миру и счастью.

Идеал общественно-политического устройства - социократия, при

которой управление осуществляется наиболее пригодными по

основному роду занятий людьми: банкирами, промышленниками,

священниками позитивистской церкви. Представление о праве:

подчиненность нравственных и общественных явлений неизменным

законам не противоречит свободе человека. Истинная свобода -

в беспрепятственном следовании позитивным законам. Всякое

человеческое право или свобода - это бессмысленная анархия,

если они не подчиняются какому-то закону. Все человеческие

права должны быть упразднены, т.к. само понятие "право"

антисоциально и ведет к индивидуализму. У человека есть

только право исполнять свой долг.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.