рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Правовой статус Королевства Польского в составе Российской Империи

Александр II стремился склонить на свою сторону дворянство и буржуазию

Королевства. Благодаря этому получил шанс реализовать свои намерения

консерватор А. Велопольский, рассорившийся с официальным представительством

дворянства, каковым было Земледельческое общество во главе с Анджеем

Замойским. Император доверил Велопольскому учрежденную для него должность

начальника гражданского правительства (с июня 1862 г.).

Когда после крестьянской реформы в России 1861 года в польской деревне

прокатилась волна антифеодальных и антиправительственных выступлений,

Велопольский стремился разрешить крестьянский вопрос введением чиншевых

отношений. Временные либо постоянные соглашения должны были заключаться под

надзором гражданской комиссии, на практике — при доминирующем влиянии

дворянства. Но Велопольский был против предоставления крестьянам земли в

собственность, опасаясь того, что «один раз разбуженное чувство

собственности уже не удастся усыпить», а это может привести к дальнейшей

борьбе крестьян за барскую землю.

Дальше крестьянской пошла реформа, касающаяся положения евреев: они

получили равные права перед законом. Были упразднены различного рода

дискриминационные законы. Сохранились публично-правовые ограничения в форме

запрещения исполнять такие функции, как функции войта. Реформа в положении

еврейского населения получила положительный отклик на Западе Европы.

В организации администрации Велопольский обращался в основном к

статуту 1832 года, а частично и к Конституции 1815 года. Однако до создания

Сейма, даже и незначительного, не дошло, и поэтому нельзя вопреки

устоявшемуся мнению говорить об автономии Королевства. Тем не менее в 1861

году были восстановлены специальные правительственные органы, т. е. прежде

всего Комиссия вероисповедования и публичного просвещения. Организация

просвещения, до этого направляемая из Петербурга, получила определенную

самостоятельность и национальный характер. При комиссии был создан римско-

католический духовный совет, который должен был помогать Велопольскому

находить общий язык с костелом и получать поддержку с его стороны Закон

1862 года о народном просвещении предусматривал создание народных школ,

гимназий, равно как и высших школ с Варшавской Главной школой во главе.

Высшим органом власти в Королевстве стал вновь воссозданный

Государственный совет, состоящий, как и в 1815— 1830 гг., из

Административного совета и Общего собрания с достаточно широкой

компетенцией. К ней относились обсуждения законопроектов и государственного

бюджета, представляемые затем властям в столице Империи, равно как и

докладов губернаторов и руководителей поветов, губернских советов и

городского совета Варшавы. Государственный совет, как и раньше, должен был

решать юрисдикционные споры между органами администрации и судебными

органами, осуществлять контроль за деятельностью чиновников и при

необходимости отдавать их под суд за злоупотребление властью Председателем

Государственного совета был наместник. Состоять Совет должен был из

руководителей соответствующими отделами (законодательный, финансово-

административный, просьб и жалоб, спорный — в административных спорах и

вопросах управления и др.), из представителей духовенства и губернских

советов. Все они назначались императором Оживилась деятельность Комиссии

внутренних дел, обособилось управление почтой, транспортом В 1862 году

наместнику дали двух заместителей по военным и гражданским делам. Второй из

них, которым был Велопольский, являлся в то же время председателем

Административного совета и начальником гражданского правительства.

Выходом для стремлений и интересов общества, а одновременно и удобным

инструментом влияния государственной власти в стране должны были являться

органы самоуправления, формируемые в ходе выборов. Таким образом, в поветах

были созданы поветовые советы, состоящие из 15—18 членов, избираемые на 6

лет Председатели их были назначаемыми. В компетенцию советов входила

помощь правительственным органам в распределении налогов. Однако советы не

располагали какими-либо исполнительными органами и фактически находились в

руках начальника совета.

Еще меньшим был диапазон деятельности губернских советов, которые состояли

из членов, избираемых поветовыми советами. Они могли представлять

правительству лишь мнение о положении губернии. Характерным было то, что

заседания поветовых и губернских советов должны были носить негласный

характер.

Самоуправление было введено в 33 крупных городах. Их советы из своего

состава формировали магистрат, утверждаемый правительством. Все важнейшие

решения, в том числе касающиеся финансовых вопросов, требовали санкции

правительственных органов.

Избирательный ценз был имущественным и довольно высоким. Несколько

меньшим он был при выборах в городские советы. Но и в этом, последнем

случае бывало, что число избирателей, допущенных к голосованию,

незначительно превышало число депутатов.

Глава V

Правовые акты Январского восстания 1863-1864 гг.

Политические лагери. С 1860 года в Варшаве начались патриотические

манифестации и столкновения между населением и войсками. В манифестации 8

апреля 1861 г. участвовали интеллигенты, студенческая молодежь, мелкие

мещане, поденщики и подмастерья, рабочие фабрик, христиане и евреи, люди,

давно осевшие в Варшаве и недавно прибывшие, выходцы из различных классов и

разных частей Польши.

На рубеже 1861—1862 гг. в Варшаве возникли связанные с различными

частями Королевства, с западными губерниями России, а также с двумя другими

районами страны, находящимися под властью государств — участников разделов,

и с эмиграционными кругами на Западе и Востоке два политических лагеря:

радикально-демократический и консервативный. Они назывались: красным и

белым. Красные составляли левое крыло, настаивая на восстании, белые

рекомендовали продолжать органическую работу до тех пор, пока польский

вопрос будет поднят европейскими державами. С середины 1862 года во главе

красных встал тайный Центральный национальный комитет. К выдающимся

деятелям левого крыла красных относились отличающиеся радикальными

взглядами: Ярослав Домбровский — позже один из предводителей Парижской

Коммуны, Стефан Бобровский, Зигмунд Падлевский. В Белоруссии действовал

связанный с историей двух народов - польского и белорусского — Кастусь

Калиновский.

Аграрные реформы. 22 января 1863 г. Центральный комитет объявил себя

Временным национальным правительством и призвал всех граждан Королевства и

других польских земель к оружию. Два декрета правительства, датированные

указанным числом, объявили о праве земельной собственности крестьян на их

наделы. Безземельным крестьянам, которые примут участие в восстании, и

другим людям, желающим осесть на селе, было обещано по 3 морга земли из

национального имущества.

Восстание, которое собрало под свои знамена около 30 тыс. человек, не

могло выйти — равно как по внутренним, так и по внешним причинам — за рамки

разрозненных партизанских отрядов. Однако то, что свыше года оно оказывало

сопротивление русской регулярной армии, насчитывающей 200 тыс. солдат,

указывает на решительность повстанцев и на ту поддержку, какую им оказывала

значительная часть польского общества. Достойна удивления деятельность

польского повстанческого аппарата власти, который из Варшавы руководил

страной. Такого «подпольного государства» не знала Европа вплоть до II

мировой войны. В Королевство прибывали поляки-добровольцы из Пруссии и

австрийской Польши. Живой отклик нашло восстание на польских землях,

отторгнутых Пруссией, в Вармии. Великой Польше, а также в польской

зарубежной эмиграции, включая Соединенные Штаты Америки. На помощь

польскому восстанию пришла группа русских людей (около 300 человек),

самоотверженно боровшихся за свободу польскою парода. Русские, украинские и

белорусские революционные демократы, в том числе А И Герцен,

солидаризовались с освободительной борьбой польского народа, заявляя об

этом как у себя на родине, так и в эмиграции. Также и из других стран

прибыли в Королевство друзья поляков, и среди них чехи, венгры, немцы,

французы и итальянцы. Состоялись демонстрации либеральных и рабочих кругов

Франции и Англии в поддержку польского дела.

Если вести речь о правах собственности крестьян на землю, то акты

Январского восстания заняли в этом вопросе позицию, более умеренную, чем в

Краковской революции 1846 года. Тем не менее, был четко выражен их

буржуазно-демократический характер. Они означали прогресс в сравнении с

намерениями Велопольского и Замойского, а также с реформой 1861 года в

России. Шла борьба между белыми и красными. Белые высказывались против

«социальной катастрофы», т.е. против перемен в деревне и даже за

ограничение участия крестьян в восстании. 31 марта 1863 г. Национальное

правительство было вынуждено уполномочить своих воеводских комиссаров

применять наказание к землевладельцам, которые противились проводить в

жизнь земельную реформу.

Организация власти. Ромуальд Траугут, который в 1863 году объявил себя

диктатором, заявил, отходя от белых, что «восстание без народа является

лишь демонстрацией», а тот, кто мешает целям восстания и мобилизации

крестьянских масс, является «худшим врагом, чем москаль или немец».

Уполномоченные им комиссары должны были позаботиться о безоговорочной

реализации декретов о наделении землей; были созданы особые суды с участием

крестьян, могущие выносить приговоры, вплоть до смертного, в случаях

принуждения крестьян к барщине.

Необходимо упомянуть об образцовой организации финансовой

деятельности. Значительная часть польского общества без колебания платила

повстанческому правительству налоги на цели восстания; достаточно было

предъявить печати с лозунгом «Свобода, равенство, независимость».

Значение восстания. Оценка Январского восстания, равно как и всех

этапов борьбы поляков за независимость, пробуждает различные суждения. Все

еще не решен окончательно вопрос, что лучше служило народному делу? Как

повлияло восстание на дальнейшие перемены? Вопрос нелегкий, но можно

сказать с уверенностью, что повстанческое движение сыграло значительную

роль в формировании национального самосознания. Передовые слои общества

довольно быстро освободились от пораженческих настроений. Среди новых

начинаний нашлось место для идей и трудов в духе левого крыла красных,

которые в конечном итоге послужили народу в его дальнейшей истории.

Из этого опыта сделал выводы Ярослав Домбровский, единственный

уцелевший из первых предводителей красных. В открытом письме «К Об.

Беднарчинку и его политическим друзьям» он высказался за поддержку

устремлений украинского народа к независимости «Трактаты, — писал он, —

этническое родство, даже общность политической жизни, по-моему, не дают

одному народу прав над другим. Какой же народ имеет право на

самостоятельность, а какой его не имеет, трудно определить... По моему

мнению, каждый народ имеет право решать свою судьбу. Необходимость свободы,

почувствованная народом, дает ему непререкаемое право избавиться ot опеки,

а всякое навязывание чуждого влияния либо власти является насилием».

Стефан Кеневич, автор фундаментальной монографии о восстании 1863—1864

гг., заканчивает ее следующим образом «Эти слова (Я. Домбровского) были

встречены протестом — даже польских демократов. Понятными они стали лишь

сегодня, вследствие трудного опыта новых войн и новых революций — сегодня,

в Народной Польше» (S. Kieniewicz, Powstanie styczniowe, W. 1972, s. 747 i

nn.).

Реформа 1864 года в Королевстве. До 1846 года лишь часть крестьянских

хозяйств подверглась переводу на чинш. В то время на первый план

выдвинулись, несмотря на сопротивление крестьян, массовые выселения и

потери из-за этого крестьянами почти 900 тыс. га пахотной земли. Система

чиншей охватила в 1841 – 1866 гг. главным образом государственные имения,

располагавшие ј всей пахотной земли.

В 1846 году после галицийских событий царское правительство было

вынуждено прибегнуть к решительным действиям. Было запрещено выселять

крестьян, располагающих более чем 1,7 га земли, ликвидированы многие

одиозные повинности и работы. Был обеспечен контроль правительственной

администрации за соглашениями, заключаемыми между усадьбой и крестьянами,

расширено право крестьян на наследственное пользование землей и право

собственности на жилье. Что касается предоставления крестьянам земли в

собственность, то этому противились как шляхта, так и представляющее его

земледельское общество с Л. Замойским во главе. Лишь под влиянием

антифеодальных выступлений крестьян, которые в начале шестидесятых годов

охватили в Королевстве почти 20% сел, обязанных выполнять барщину, А.

Велопольский в 1861 году ввел принудительный чинш — распространенный на 182

тыс. частных хозяйств (из 325 тысяч).

О декретах восстания 1863 года мы уже говорили. В 1864 году российское

правительство осуществило крестьянскую реформу, которая пошла значительно

дальше, чем реформа 1861 года.

В марте 1864 года было объявлено право полной собственности всех

крестьян на их земли. Компенсацию прежним владельцам земли взяло на себя

правительство с помощью земельного налога, уплачиваемого крестьянами и

помещиками. Реформа предоставила крестьянам Королевства возможность

получения земли, которую они утратили после 1846 года. Сверх этого,

«безземельных» крестьян и тех мещан, которые хотели осесть на земле,

наделяли землей из государственного фонда, костельной и конфискованной у

участников восстания 1863 года. Крестьянское землевладение несколько

увеличилось.

Число безземельных после реформы 1864 года уменьшилось с 1 340 тысяч

до 200 тысяч. Увеличилось число мелких хозяйств: 22% от их общего

количества составили хозяйства, имевшие до 1,7 га; 38% земель находилось во

владении зажиточных крестьян, имеющих свыше 8,4 га на хозяйство, но число

их вскоре стало уменьшаться, так как в Королевстве не был введен принцип

неделимости хозяйств между наследниками (как в Пруссии). Однако прослойка

среднеобеспеченных крестьян в Королевстве Польском была довольно большой, и

она задавала тон на селе.

«Аграрная эволюция XIX столетия,— пишет современный польский историк

Лепковский,— не привела к образованию цельной и последовательной модели

сельского хозяйства. В 70-х годах XIX столетия мы имеем дело в Польше с

полусовременным землевладельцем и полусовременным крестьянином» (Т.

Lepkowski, Polska — narodziny nowoczesnego narodu, 1764—1870, W. 1967,

S./58).

Глава VI

Польские земли на рубеже XIX и XX веков.

Деление и административное устройство польских земель.

Польское Королевство. В 1866 году состоялась реформа административного

деления Королевства. Были созданы 10 губерний и 85 уездов. Они составили

Варшавское генерал-губернаторство. Польское Королевство стали называть

Привислинским краем, чем подчеркивалась его инкорпорация с Империей. Это

деление с небольшими изменениями сохранилось до 1912 года, когда из части

Седлецкой губернии, которая была упразднена, и Люблинской создали новую

Хелмскую губернию, состоящую из восьми уездов. Она была исключена из

состава Варшавского генерал-губернаторства и подчинена непосредственно

Петербургу. Это вызвало протесты среди поляков.

Административное деление. Во главе Королевства Польского стоял

наместник, затем с 1874 года — генерал-губернатор по образцу управления

страной, существующему в Империи.

Положение генерал-губернаторов и наместников, а также надпрезидентов

провинций было самым высоким в административной иерархии страны

(провинции). Каждый из занимающих эти посты представлял императора и

правительство на своей территории. Это были влиятельные лица равно как в

силу занимаемого ими положения, так и в меру располагаемой ими власти. В

Королевстве позиция наместника и генерал-губернатора была наиболее сильной,

потому что он одновременно являлся командующим русскими войсками,

дислоцирующимися в стране. В его силах было осуществить далеко идущие

полицейские и судебные репрессии через посредство военных и военно-полевых

судов. Генерал-губернаторы также располагали полномочием, по которому

правовые предписания, как общегосударственные, так и местные, не

осуществлялись на подчиненных им территориях без учета их мнения.

Следующей единицей территориального управления в Королевстве были

сначала воеводства, а затем губернии.

Главными единицами местного управления повсюду были уезды (поветы) со

старостами, как в Пруссии и Галиции, и с начальниками уездов (поветов), как

в Королевстве, во главе.

Различным образом были организованы сельские и городские гмины Если

речь идет о первых, то в Пруссии и Галиции характерным явлением было

выделение так называемой поместной территории, на которой землевладельцы

осуществляли административную власть над домашней прислугой и челядью

имений Это служило исключительно интересам дворянства В Королевстве гминное

управление, подчиненной вышестоящим органам администрации, осуществляло

надзор и за помещиками

Существовала объединенная администрация, подчиненная непосредственно

генерал-губернатору и губернатору, и необъединенная администрация, органы

которой находились в непосредственном подчинении соответствующих

министерств Военная администрация, в частности, принадлежала командующим

армейских корпусов, комендантам гарнизонов в городах и т. д Финансовой

администрацией руководили палаты или финансовые дирекции, а в уездах--

финансовые управления. Выделенной была также таможенная администрация ее

органы. Окружные дирекции почт и телеграфа с подчиненными единицами

организовали свой отдел. Отдельно было организовано управление железных

дорог, подчиненное окружным дирекциям. К важнейшим выделенным

административным, отделам относилось попечительство учебного округа и

подчиненные ей органы инспекции.

Территориальное самоуправление. Не следует думать, что в

помещичье-буржуазном государстве территориальное самоуправление, как

хозяйственное, так и профессиональное, было целиком самостоятельным и не

зависимым от органов правительственной власти.

В Пруссии и в Галиции существовали территориальные самоуправления с

распорядительными, исполнительными и контролирующими органами. Органами

провинциального самоуправления в прусской Польше были провинциальные

сеймики с распорядительными полномочиями (локальный бюджет, штатное

расписание и т д) и консультативными в вопросах, поставленных органами

государственной власти (т.е. оговоренных специальными актами), также

провинциальные отделы с участием краевого директора как представителя

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.