рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Правоведение

что юридическое регулирование строится, обобщенно говоря, на юридической

практике, на «праве судей», а точнее, на прецедентах — судебных решениях.

Правовая система Англии развивалась автономно, и связь с европейским

континентом не оказала на нее существенного влияния. Английские юристы

любят подчеркивать историческую самобытность и преемственность своего

права. Ко второй группе относится США. Имея своим источником английское

общее право, в настоящее время в этой стране право является практически

самостоятельным.

В Англии нет писаной конституции. То, что обычно англичане называют

конституцией, — это комплекс норм законодательного и судебного

происхождения, призванных ограничивать произвол власти и обеспечивающих

права и свободы личности. В английском праве отсутствует деление на

публичное и частное. В нем значительно в меньшей степени восприняты

категории и понятия римского права. Нет в Англии и кодексов европейского

типа. Отрасли английского права выражены не столь четко, как в

континентальных правовых системах.

Сегодня английское право традиционно продолжает оставаться в основном

судебным, разрабатываемым судьями. При рассмотрении дела английский судья

должен выяснить, не было ли аналогичное дело рассмотрено ранее, и в случае

положительного ответа руководствоваться уже имеющимся решением. Степень

обязательности прецедента зависит от места в судебной иерархии суда.

Проблема соотношения закона и судебного прецедента в Англии весьма

своеобразна. Внешне она решается просто — закон может отменить прецедент.

Но при этом необходимо иметь в виду огромную роль судебного толкования

закона, правило, согласно которому правоприменительный орган связан не

только самим текстом закона, но и тем толкованием, которое дано ему в

предшествующих судебных решениях, именуемых «прецедентами толкования». В

Англии предпочитают цитировать вместо текста закона судебные решения, в

которых он применен.

Правовая система США. В целом в США сложилась дуалистическая система,

сходная с английской: прецедентное право во взаимодействии со статутным при

приоритете прецедента. Как для английского, так и для американского юриста

право — это прежде всего судебная практика, а нормы закона входят в систему

права лишь после того, как неоднократно будут применены и истолкованы

судьями. В американских судах обычно ссылаются не на законы, а на судебные

решения, где они применены.

Одно из весьма существенных различий между английским и американским

правом связано с федеральной структурой США. Компетенция штатов довольно

значительна, и в ее пределах они создают свое законодательство и массив

прецедентов. По сути, в США существует 51 система права: пятьдесят — в

штатах и одна федеральная. При этом, как ни значимо федеральное право,

граждане и юристы пользуются в первую очередь правом штатов.

Суды каждого штата осуществляют свою юрисдикцию независимо друг от

друга и поэтому совершенно необязательно, чтобы решения, принятые судами

одного штата, соответствовали решениям судов других штатов. Нередки случаи,

когда суды разных штатов принимают по аналогичным делам несовпадающие, а

иногда и прямо противоположные решения.

Законодательство в правовой системе США имеет больший удельный вес и

более значимо, чем статутное право Англии. Это связано, прежде всего, с

наличием целой системы конституций: федеральной, существующей уже более

двухсот лет, во многом устаревшей, но все же играющей значительную роль, и

разных по возрасту конституций штатов. Кроме того, штаты обладают широкой

законодательной компетенцией и активно используют ее. В каждом штате

имеется значительный по объему массив своего законодательства.

Постоянно возрастающее число законов в США все более остро ставит

вопрос об их систематизации, приведении в порядок для удобства пользования

и применения. Существует ряд сборников, официальных и частных, охватывающих

федеральное законодательство или законодательство штатов. Имеется,

например, так называемый Кодекс законов США, представляющий собой

систематизированное собрание действующих законов федераций.

32.КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА

Известно, что система права каждого государства состоит из множества

отраслей, среди которых конституционное право занимает ведущее место. Оно

обусловлено значимостью общественных отношений, регулируемых этой отраслью

права, а также тем, что конституционное право находится в центре

взаимодействия всех отраслей права. В нем провозглашаются такие положения,

которые служат исходными принципами, основами других отраслей права.

Конституционное право (КП) — ведущая отрасль права, представляющая

собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные

отношения, которые лежат в основе стабильности общества. В отличие от

других отраслей права КП регулирует отношения, складывающиеся во всех

сферах общества: политической, экономической, социальной, духовной и т.д.

Предметом КП являются тот слой отношений во всех этих сферах, которые можно

назвать базовыми. Они как бы закладывают фундамент всей сложной системы

общественных отношений в обществе, определяя: основы конституционного

строя, права и свободы человека, федеративное устройство, систему

государственной власти и местного самоуправления. Роль КП как ведущей

отрасли права обусловлена тем, что:

. нормы КП получают конкретизацию и воплощение в остальных отраслях права

(так, установленная КП система органов исполнительной власти

конкретизируется в административном праве);

. все отрасли права основываются на закрепленных КП принципах федеративного

устройства, организации системы власти; правах и свободах человека (так,

гражданское и хозяйственное право основывается на закрепленных в КП

равных правах всех форм собственности, правах собственника, принципах

хозяйствования);

. нормы КП регулируют сам процесс создания права, они определяют виды

правовых актов, органы их издающие, соотношение их юридической силы.

КП, являясь частью единой правовой системы государства, в свою очередь само

является сложной системой. В системе КП выделяют следующие ее основные

элементы — институты:

1. Основы конституционного строя. Этот институт объединяет конституционно-

правовые нормы, закрепляющие основные принципы, определяющие устройство

государства — суверенитет, форма правления, форма государственного

устройства, общие основы всей политической системы.

2. Основы правового статуса человека и гражданина. Этот институт включает

правовые нормы, устанавливающие основные права и свободы человека,

определяющие принципы отношений между людьми, между человеком и

государством.

3. Федеративное устройство государства. Этот институт включает правовые

нормы, устанавливающие основы федерализма, принципов взаимоотношений всех

субъектов федерации и разграничения предметов их ведения.

4. Система государственной власти и система местного самоуправления. Этот

институт включает правовые нормы, устанавливающие основные принципы

организации этих органов; виды; правовой статус органов законодательной,

исполнительной и судебной власти; порядок их образования; формы

деятельности; тоже — для системы местного самоуправления.

Правовые нормы КП имеют не конкретный регулятивный характер, а

общерегулятивный. Это чаще всего — нормы-принципы, нормы-задачи и

рассчитаны они на всех правоприменяющих субъектов. Среди этих субъектов

называется — народ, государство, нации, высшие государственные органы и

т.д. Структура правовых норм часто не имеет обычную трехчленную структуру

(гипотезу, диспозицию, санкцию), чаще всего имеется только гипотеза и

диспозиция.

Источники КП — это правовые акты, посредством которых устанавливаются

конституционно-правовые нормы. Они разделяются на несколько групп:

. Конституция — (основной источник) устанавливает правовые нормы общего

характера, имеющие высшую юридическую силу на территории всего

государства, и охватывает своим действием все сферы жизни общества.

Конституция — это ядро КП, лежащее в основе всех остальных источников,

которые ей не могут противоречить.

. Федеральные конституционные и федеральные законы. Принимаются в развитие

норм Конституции, устанавливают нормы общефедерального значения, которые

действуют на всей территории государства. К источникам КП относятся такие

законы как Закон о гражданстве РФ, Закон о конституционном Суде и т.д.

. Конституционно-правовые нормы и правовые акты, принимаемые Президентом

РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ.

. Регламент Палат Федерального собрания, Положения о различных органах,

которые образуются законодательной и исполнительной властью.

. Договоры, содержащие конституционно-правовые нормы, например —

Федеративный Договор.

. Источники, действующие только на территории субъектов федерации —

конституции и уставы. Эти акты закрепляют правовой статус субъекта,

основы устройства и структуру органов власти.

. Законы, постановления и другие нормативные акты субъектов федерации

(содержащие конституционно-правовые нормы).

. Правовые акты органов местного самоуправления, содержащие конституционно-

правовые нормы.

. Постановления Конституционного (разъяснения по вопросам толкования права)

одни авторы относят к источникам права, другие считают, что суды призваны

применять право, а не творить его.

33.ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИИ

Конституционный строй — это форма или способ организации государства,

которая обеспечивает подчинение его праву. Под основами конституционного

строя РФ понимаются главные устои государства, его основные принципы,

которые призваны обеспечить РФ характер конституционного государства. В

Конституции РФ 1 глава посвящена основам конституционного строя. К числу

таких основ относятся:

. демократизм, выражающийся в народном суверенитете — ст.3 — "Носителем

суверенитета и единственным источник власти в РФ является ее

многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно и

через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Высшим непосредственным выражением народа являются референдум и свободные

выборы";

. разделение властей — ст.10 — "Государственная власть в РФ осуществляется

на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны";

. идеологическое и политическое многообразие — ст.13 устанавливает, что

"никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной

или обязательной … Общественные объединения равны перед законом.

Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или

действия которых направлены на насильственное изменение основ

конституционного строя". В ст.14 устанавливается, что РФ — светское

государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве

государственной или обязательной;

. гарантирование местного самоуправления — ст.12 признает и гарантирует

самостоятельность местного самоуправления. Органы местного самоуправления

не входят в систему органов государственной власти;

. реализация принципов правового государства (ст.1), главный из которых —

верховенство права, подчинение государства праву, всеобщность права, но

при этом важно, чтобы нормы права в полной мере отвечали воле и интересам

народа;

. признание прав и свобод человека — ст.2 — "Человек, его права и свободы

являются высшей ценностью";

. реализация принципов "социального государства, политика которого

направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и

свободное развитие человека" — ст.7;

. федерализм, принципы правового государства, суверенитет РФ и

республиканская форма правления. Ст.4 — суверенитет РФ распространяется

на всю ее территорию. Конституция РФ и федеральные законы имеют

верховенство на всей территории РФ;

. гарантирование разнообразия форм собственности и единства экономического

пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств,

поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности — ст.8.

Являясь основами российской государственности, все они могут быть изменены

только в особом порядке, установленном Конституцией РФ. Закрепляя основы

конституционного строя, Конституция регулирует не все, а основные наиболее

важные общественные отношения. Совокупность правовых норм, регулирующих эти

отношения, образует правовой институт "Основы конституционного строя РФ",

занимающий центральное место в системе конституционного права РФ.

Реализация этих основ должна обеспечиваться государством. В смысле

реализации провозглашенных в Конституции основ, РФ находится на начальном

этапе решения этих задач.

Основой конституционного строя России можно считать такие основы жизни

государства и общества, которые воплощают общедемократические принципы и

предполагают признание высшей ценностью права и свободы человека.

34.ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

РФ как государство осуществляет свою деятельность посредством

государственных органов. Органы государственной власти являются одним из

каналов, через который народ согласно Конституции (ст.3) осуществляет свою

власть (кроме того, существуют органы самоуправления не входящие в систему

государственной власти). Органы государственной власти имеют следующие

характерные черты:

1. Каждый из этих органов наделен определенными государственно-властными

полномочиями, которые выражаются в компетенции государственных органов

(под компетентностью понимают совокупность предметов их ведения и

полномочий). Компетенция органов государственной власти определяется

Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ, законами РФ и ее

субъектов, указами Президента РФ, постановлениями правительства РФ и

исполнительных органов ее субъектов, положениями об органах и др.

нормативно-правовыми актами.

2. Каждый государственный орган образуется в установленном государством

порядке. Например, согласно Конституции и федеральных законов происходят

выборы Государственной Думы.

3. Каждый государственный орган уполномочивается государством выполнять

определенные задачи и функции. Так Президент РФ согласно Конституции

является гарантом К, прав и свобод человека, суверенитета страны (ст.80).

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть (ст.110).

4. Каждый государственный орган действует в установленном государством

порядке. Так, порядок деятельности правительства РФ установлен

федеральным конституционным законом.

5. Каждый государственный орган является составной частью единой системы

органов государственной власти РФ (ст.5)

В единую систему государственных органов согласно К входят органы гос

власти РФ и ее субъектов. Единство системы гос власти РФ проявляется в

разграничении предметов ведения и полномочий между органами власти РФ и

органами власти ее субъектов. Единство проявляется в тесной взаимосвязи

всех органов гос власти и тесная организационно-правовая связь.

Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на

законодательную, исполнительную и судебную власть:

Органы законодательной власти делятся на федеральные и региональные

(субъектов федерации) — это Федеральное Собрание РФ, законодательные органы

субъектов (народные собрания, государственные собрания, верховные советы и

т.д.). Основной особенностью их является то, что они избираются

непосредственно народом (т.е. являются представительными органами). Решения

законодательных органов являются обязательными к исполнению всеми другими

органами соответствующего уровня, а также нижестоящими органами

государственной власти и местного самоуправления. Их функции, прежде всего

— правотворчество, создание правовой базы.

Органы исполнительной власти — это, прежде всего высший орган

исполнительной власти — правительство РФ; другие федеральные органы

исполнительной власти — министерства, государственные комитеты и ведомства

при Правительстве РФ; органы исполнительной власти субъектов — президенты и

главы администрации субъектов, их правительства, министерства,

государственные комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему

органов государственной власти, возглавляемую Правительством РФ. Для

органов исполнительной власти характерно, что они либо назначаются

соответствующими руководителями исполнительных органов, либо избираются.

Например, глава Правительства РФ назначается Президентом с согласия

Государственной Думы, Глава Республики Мордовия избирается народом и

назначает Председателя правительства Мордовии с согласия Государственного

Собрания Республики Мордовии. Органы исполнительной власти делятся на

федеральные и субъектов федерации. По характеру полномочий они

подразделяются на органы общей компетенции (ведающие многими отраслями

исполнительной деятельности), и органы специальной компетенции (ведающими

отдельными отраслями или сферами исполнительной деятельности). К первым

относятся правительство РФ и правительства субъектов, ко вторым —

министерства, государственные комитеты и другие ведомства федерации и ее

субъектов (например, министерство финансов РФ, министерство финансов

Мордовии). Органы исполнительной власти специальной компетенции могут

подразделяться на органы отраслевые (руководящие отраслями, например —

министерство культуры) и органы межотраслевого управления (например,

государственные комитеты).

Органы судебной власти — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший

арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды и суды субъектов федерации.

Органы правосудия образуют единую судебную систему РФ.

Особую группу государственных органов, не относящихся к вышеперечисленным,

составляют органы прокуратуры. Они осуществляют надзор за исполнением

законов в сфере государственного управления, экономической деятельности и

охраны прав и свобод граждан и т.д. Генеральный Прокурор согласно К

назначается Президентом с согласия Совета Федерации.

Теперь подробнее об органах всех ветвей власти:

1. Конституция РФ устанавливает принципы организации законодательной

власти на федеральном уровне. Законодательным органом на этом уровне

является Федеральное Собрание — парламент РФ. Структура его состоит из двух

палаты. Хотя Конституция не оперирует понятиями "верхняя" и "нижняя"

палаты, но можно заключить, что верхней палатой является Совет Федерации, а

нижняя — Государственная Дума. Совет Федерации представляет интересы

субъектов Федерации и состоит из глав исполнительной и законодательной

власти субъектов. Государственная Дума является — основной законодательный

орган страны (но не единственный, в субъектах действуют свои

законодательные органы). Законы, принятые Думой предаются на одобрение в

Совет Федерации и на подпись Президента. Хотя Конституция провозгласила

формальное равноправие органов государственной власти субъектов Федерации,

но их законодательные полномочия различаются. Это проявляется в наличие

различных по правовому статусу субъектов: статус республик определяется

Конституцией РФ и Конституцией самих республик; а статус иных субъектов —

Конституцией РФ и уставами, принимаемыми субъектами самостоятельно. Кроме

того, имеются не равнозначные договоры федерального Центра с различными

субъектами Федерации. Анализ конституций, например, Башкортостана,

Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Татарстан, Степного

уложения Республики Калмыкия, уставов Иркутской области и Краснодарского

края, показывают, что эти акты отличаются в части регламентации правового

статуса законодательных органов, их компетенции и взаимоотношений с другими

органами власти субъектов. Различаются и названия законодательных органов:

Народный хурал (Бурятия, Калмыкия), Народное Собрание (Ингушетия),

Государственное Собрание (Башкортостан), Законодательное Собрание

(Карелия), Верховный Совет (Татарстан).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.