рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Правоведение

власть принадлежит федеральному центру. Субъекты федерации обладают правом

принятия собственных конституций, имеют свои высшие законодательные,

исполнительные и судебные органы. В большинстве федеральных государств

существует единое гражданство, в парламенте имеется палата представляющая

интересы членов федерации. Федерации строятся по национальному и

территориальному признаку. Территориальная федерация характеризуется

значительным ограничением государственного суверенитета субъектов: субъекты

федерации не являются государственными образованьями, субъекты лишены права

прямого представительства в международных отношениях. Не предусмотрен

односторонний выход субъектов. Национальные федерации характеризуются более

сложным государственным устройством и особенностями. Субъекты являются

национально-государственные образования, которые отличаются национальным

составом, культурой, бытом, традициями; строятся на принципе добровольного

объединения с правом наций на самоопределение. Субъекты обладают

государственным суверенитетом, имеют свои высшие органы государственной

власти (законодательной, исполнительной, судебной). Субъекты могут иметь

свое гражданство, границы свои представительства в международных

организациях; высшие государственные органы национальной федерации

формируются из представителей субъектов федерации.

Конфедерация — это временный юридический союз суверенных государств,

созданный для обеспечения их общих интересов. При таком устройстве члены

конфедерации сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во

внешних делах. Отличия: конфедерация не имеет своих общих законодательных,

исполнительных и судебных органов, характерных для федерации; нет единой

армии, единой системы налогов и единого государственного бюджета;

сохраняется гражданство членов, хотя режим перемещения внутри конфедерации

упрощен. Конфедерация может договориться о единой денежной системе, единой

таможенных правилах и т.д. Как правило, конфедерации недолговечны — они или

распадаются или превращаются в федерацию.

3.Форма государственного режима представляет собой совокупность способов и

методов осуществления власти государства.

Формы государственного режима: ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ и АНТИДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ.

Антидемократический режим подразделяется на авторитарный, тоталитарный и

расистский. Главная особенность — соотношение государства и личности. Если

государство подавляет личность, ущемляет ее права, препятствует ее

свободному развитию, то такой режим является антидемократическим. Он

характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами

общественной жизни (экономикой, политикой, идеологией, социальной,

культурной жизнью общества). В таких государствах действует примат

государства над правом и всеобщая милитаризация общественной жизни.

Различаются режимы: олигархический — власть немногих, финансово-

олигархический — власть немногих наиболее богатых, авторитарный

(автократический, диктаторский) — власть в руках одного человека.

Демократический режим складывается в правовых государствах и гарантирует

защищенность прав личности во всех сферах общественной жизни, создает

механизмы прямого воздействия населения на характер государственной власти

через выборы, реализует реальное разделение властей на три ветви, учитывает

интересы большинства и меньшинства. Основной принцип деятельности —

плюрализм, государственный режим базируется на законах.

5.ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ, ПОНЯТИЯ И ОСНОВНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

Самостоятельную группу признаков формы государства составляет

характеристика политико-правового режима в стране. Политико-правовой режим

в стране (ППР) — это совокупность приемов, методов, с помощью которых

осуществляется государственная власть, но, кроме того, и способы

деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений,

объединений и т.д.). Т.е. ППР отражает степень развития права и демократии

в стране. Под правом понимается общественные правила поведения,

санкционированные государством и закрепленные в виде законов и

обеспечивающиеся мерами государственного принуждения.

ППР можно классифицировать по двум основным типам: демократический и

антидемократический. В свою очередь антидемократический режим может быть:

тоталитарным, авторитарным, олигархическим, финансово-олигархическим,

расистским. С точки зрения законности ППР может быть: легитимным и

нелегитимным.

Антидемократический режим подразделяется на авторитарный, тоталитарный и

расистский. Главная особенность — соотношение государства и личности. Если

государство подавляет личность, ущемляет ее права, препятствует ее

свободному развитию, то такой режим является антидемократическим. Он

характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами

общественной жизни (экономикой, политикой, идеологией, социальной,

культурной жизнью общества). В таких государствах действует примат

государства над правом и всеобщая милитаризация общественной жизни.

Различаются режимы: олигархический — власть немногих, финансово-

олигархический — власть немногих наиболее богатых, авторитарный

(автократический, диктаторский) — власть в руках одного человека.

Демократический режим складывается в правовых государствах и гарантирует

защищенность прав личности во всех сферах общественной жизни, создает

механизмы прямого воздействия населения на характер государственной власти

через выборы, реализует реальное разделение властей на три ветви, учитывает

интересы большинства и меньшинства. Основной принцип деятельности —

плюрализм, государственный режим базируется на законах. Уровень развития

демократии в разных странах может быть различен. Он зависит от степени

представительства всех слоев населения в выборных органах власти и

возможности народа непосредственно влиять на принятие решений органов

государственной власти. Различается непосредственная демократия — прямое

участие народа в решении вопросов государственной и общественной жизни

(выборы, референдумы, манифестации, забастовки и т.д.) и представительная

демократия, — что означает передачу народом части принадлежащей ей власти

формируемым им органам (парламенту, президенту, учредительному собранию и

т.д.).

С развитием общества существующие ППР вытесняются более

демократическими. В настоящее время наиболее распространенным режимом

является режим парламентской демократии, в которой на основании конституции

власть передана парламенту, избираемому народом на основании всеобщего

избирательного права. Разновидностью парламентской демократии является

либерально-демократический режим. Его особенность в том, что для него

характерно ограничение вмешательства государства в частную жизнь человека и

его предпринимательскую деятельность.

6.ТИПЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Существует множество подходов в типологии государств в зависимости от

критериев, с позиций которых определяют тип государства и права. Под правом

понимается общественные правила поведения, санкционированные государством и

закрепленные в виде законов и обеспечивающиеся мерами государственного

принуждения. По происхождению Аристотель делил право на естественное

(право, данное человеку от рождения) и условное (человеческое,

политическое). По источникам права можно рассматривать правовой обычай и

позитивное право.

Основными можно считать 2 подхода к анализу истории человечества:

формационный и цивилизационный. Отсюда можно выделить 2 группы типов

государств: по общественно-экономическим формациям и по типу цивилизации.

Формационный критерий лежит в основе марксистской типологии государств. Тип

государства или права определялся экономическим строем классового общества.

По общественно-экономическим формациям выделяются следующие типы

государств: рабовладельческое, феодальное, капиталистическое,

социалистическое.

Мировая практика выработала другие критерии типологии государства.

Наиболее распространен — цивилизационный подход к типологизации государств.

По типам цивилизации: древневосточное, древнеафинское, древнеримское,

средневековое, современное государство.

Западноевропейская наука классифицирует государства по характеру

взаимоотношений между государственной властью и гражданином. По этому

признаку выделяется 2 типа: демократия и автократия. Если индивид активно

участвует в создании правопорядка — демократия, если же нет — автократия.

Или по другому делят: на демократические (или правовые) и

недемократические.

Теорию правового государства заложил философ Кант. В его теории

правового государства центральное место занимает человек, личность.

Важнейшим принципом, которого он считал прерогативу народа требовать своего

участия в установлении правопорядка. Государство действует на основе

конституционного права, нет ограничения прав граждан в области личной

свободы, совести, мысли, хозяйственной деятельности. Современное

определение: правовое государство — это такая форма организации и

деятельности государственной власти, которая строится во взаимодействиях с

индивидами и их объединениями на основе норм права. Основными признаками

правового государства являются:

Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Основной закон —

конституция, представляющая собой правовую модель общества. Никакие другие

законы или правовые акты не должны противоречить ей. Поэтому правовое

государство это конституционное государство.

Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития. Реальное

проявление этого принципа — «все, что не запрещено индивиду, ему дозволено»

и «все, что недозволенно власти, ей запрещено». Свобода человека выступает

как его право. В случае нарушения данного права оно обеспечивается судебной

защитой.

Взаимная ответственность государства и личности. Отношения между

государством и личностью строятся на началах равенства и справедливости.

Закон обязателен как для государства, так и для граждан.

Основным принципом организации деятельности является разделение властей на

законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип определяет с одной

стороны верховенство законодательной власти, а с другой — подзаконность

исполнительной и судебной. Каждая из этих властей занимает свое место в

системе власти и выполняет свои функции: законодательная власть —

устанавливает правовые основы (создает законы), а, следовательно,

определяет правовую организацию и формы деятельности исполнительной власти;

исполнительная власть — в лице своих органов занимается реализацией

правовых норм, ее деятельность происходит в рамках законов, органы

исполнительной власти несут ответственность перед представительной властью,

каждый гражданин может обжаловать их действия в суде; судебная власть —

призвана охранять право, правовые устои государства, правосудие

осуществляется только судебными органами, независимость и законность

правосудия являются гарантиями прав и свобод граждан.

7.ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ВЛАСТИ. ЕЕ СУВЕРЕННЫЕ

СВОЙСТВА

Государство в современном понятии — это такая форма организации

общества, которая объединяет людей под единой властью, координирующей

разнообразные интересы членов общества, это объединяющая, организующая и

принуждающая сила в обществе. Государственная власть возникает с

возникновением государства, не совпадает с населением и осуществляет

управление всем обществом. Государственную власть как разновидность

социальной власти признавали еще в древности. Гегель признавал социальную

направленность государственной власти, ее глубокое нравственное содержание,

разумность и полезность для общества. Аристотель считал справедливой

государственность, если государственная власть признает право и

одновременно ограничена им. Государственная власть обладает механизмами и

средствами своей реализации. Через целую систему государственных органов и

учреждений осуществляется непосредственное руководство обществом,

закрепляется и реализуется определенный политико-правовой режим. Именно

государственной власти присуще правовые формы организации жизни общества.

Только законодательная ветвь государственной власти создает

законодательство, без которого невозможно эффективно руководить обществом.

Исполнительная ветвь выполняет эти законы, а судебная —гарантирует их

выполнение. В современном понимании государственная власть должна быть

направлена на организацию нормальной жизни и развития общества в целом,

защиту прав, свобод и законных интересов граждан, социальных групп и

народов. Государственная власть решает вопросы внутренние и внешние с

помощью своих органов и средств, предоставленных ей обществом, решает споры

и конфликты как внутри общества, так и за его пределами. Государственная

власть — особый вид социального управления, характеризующийся тем, что

обладает наряду с колоссальными организационными возможностями еще правом

применения насильственного принуждения для исполнения своих решений, т.е.

выполняет карательно-репрессивные функции в отношении узкого круга лиц,

нарушающих права и свободы граждан или против государств агрессоров. Но

цивилизованная государственная власть применяет их лишь в крайних случаях в

рамках закона. С развитием общества государственная власть все больше

становиться институтом, одной из основных функций которого — преодоление

социальных противоречий в обществе, учет и координация интересов различных

граждан, групп и слоев населения, проведение в жизнь таких решений, которые

бы поддерживались различными общественными силами. Поэтому на первый план в

деятельности государственной власти выходят такие принципы, как

верховенство закона, гласность принятия решений, плюрализм взглядов. То

есть деятельность государственной власти, прежде всего, исходит из

социального компромисса.

Государственная власть обладает территориальным верховенством в данном

обществе. Это означает единство и полноту законодательной, исполнительной и

судебной властей государства в данном обществе, исключающем вмешательство

иностранной власти. Суверенитет государственной власти — это ее свойство,

которое выражается в верховенстве и независимости по отношению к другим

властям (например, к власти местного самоуправления) внутри страны, и в

сфере международных отношений, но при соблюдении общепринятых норм права.

Суверенитет выражается:

в универсальности — только решения государственной власти распространяются

на все общество,

в прерогативе — возможности отмены любого незаконного решения другой

общественной организации общества,

в наличие специальных средств воздействия, которыми не располагает ни одна

другая власть в обществе.

Верховенство государственной власти не исключает ее взаимодействие с

негосударственными организациями при решении вопросов государственной и

общественной жизни.

8.ЕДИНСТВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ЕЕ РАЗДЕЛЕНИЕ НА ВЕТВИ

Государственная власть едина и суверенна, объединяет ее, прежде всего

—конституция и законы, на основании которых она исполняет свои функции.

И.А. Ильин писал, что единство государственной власти следует понимать не в

смысле единства органов или неразделимости их функций, а в смысле единого

организованного воленаправления, выражающегося в единстве осуществляемого

права. Разграничение единой государственной власти на три относительно

самостоятельные и независимые отрасли (ветви власти) предотвращает

возможные злоупотребления властью и возникновения тоталитарного

государственного правления. Теория разделения властей — итог многовекового

развития государственности, поиска наиболее действенных механизмов,

предохраняющих общество от деспотизма. Впервые эту идею выразил английский

философ Локк. Наиболее последовательно разрабатывал эту теорию Монтескье.

Идеи Монтескье были подхвачены и развиты.

Основным принципом организации деятельности государственной власти

современного правового государства является разделение властей на

законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип определяет с одной

стороны верховенство законодательной власти, а с другой — подзаконность

исполнительной и судебной. Каждая из этих властей занимает свое место в

системе власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции.

Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми

мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и

взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они

гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же

полномочий. Таким образом, круг основных полномочий каждой ветви власти

ограничен. Их взаимопроникновение возможно только в «пограничных» областях

и только на основаниях и в случаях предусмотренных законами. В пределах

своей компетенции каждая власть самостоятельна, равна другим и независима

от них, подчиняясь только закону. Разделение властей не означает их

противостояния. Конституция должна исключать такую возможность. Ни одна из

ветвей власти не может присвоить себе функции другой, но действовать

обособленно она так же не в состоянии. Поэтому власти должны взаимно

дополнять друг друга, сохраняя необходимую связь и согласованность, образуя

единый политический организм. Элементами организационно-правового выражения

принципа разделения властей являются: ограниченный срок полномочий

должностных лиц, несовместимость депутатского мандата с постом в

исполнительной власти, право вето на законопроекты, право роспуска

парламента, контроль народа за законодательной властью в форме выборов,

независимость судей.

Практически во всех демократических странах каждая из властей имеет

определенный круг полномочий: законодательная власть —устанавливает

правовые основы (создает законы), а, следовательно, определяет правовую

организацию и формы деятельности исполнительной власти; исполнительная

власть — в лице своих органов занимается реализацией правовых норм, ее

деятельность происходит в рамках законов, органы исполнительной власти

несут ответственность перед представительной властью, каждый гражданин

может обжаловать их действия в суде; судебная власть — призвана охранять

право, правовые устои государства, правосудие осуществляется только

судебными органами, независимость и законность правосудия являются

гарантиями прав и свобод граждан. С одной стороны суд не может присваивать

себе функции законодательной и исполнительной власти, а с другой

осуществляет правовой контроль за нормативными актами этих властей.

Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение

правовых устоев со стороны законодательных и исполнительных органов

государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

В ряде стран функцию правового контроля выполняют конституционные суды.

Своей деятельностью они гарантируют верховенство конституции. В США эта

функция возложена на Верховный суд, в РФ — на Конституционный суд РФ.

9.ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ, ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ И СУДЕБНАЯ ВЛАСТИ

Основным принципом организации деятельности государственной власти

современного правового государства является разделение властей на

законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип определяет с одной

стороны верховенство законодательной власти, а с другой — подзаконность

исполнительной и судебной. Каждая из этих властей занимает свое место в

системе власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции.

Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми

мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и

взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они

гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же

полномочий. Таким образом, круг основных полномочий каждой ветви власти

ограничен. Их взаимопроникновение возможно только в «пограничных» областях

и только на основаниях и в случаях предусмотренных законами. В пределах

своей компетенции каждая власть самостоятельна, равна другим и независима

от них, подчиняясь только закону. Разделение властей не означает их

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.