рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Право собственности граждан

законным основанием для ограничения права собственности на автомобили,

выражающегося в установлении для их собственников обязанности

периодического прохождения государственного технического осмотра, является

норма п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации: гражданские права могут

ограничиваться законом в той мере, в какой это необходимо, в частности, для

охраны здоровья, прав и законных

интересов других лиц. Вполне логично установить ограничения права

собственности на предметы, которые, даже будучи исправными, рассматриваются

ГК РФ как источники повышенной опасности. Таким образом, единственное

цивилистическое оправдание и назначение техосмотра, а также неблагоприятных

последствий его непрохождения, выражающихся в ограничительном

административном воздействии государства на права собственников, -

предупреждение вредоносного влияния неисправного автомобиля (предупреждение

неблагоприятных последствий беспечности собственников неисправных

автомобилей).

5. Упомянутым ведомственным нормативным актом - Правилами проведения

государственного технического осмотра автомототранспортных средств и

прицепов к ним в Российской Федерации (далее — Правила) — помимо

рассмотренных ограничений, имеющих законодательную основу, установлены

также "самостоятельные" ограничения права собственности на автомобили.

Назовем эти ограничения:

а) изъятие документов, дающих право на управление данным транспортным

средством (документов о праве собственности, паспорта транспортного

средства, регистрационного свидетельства), и задержание транспортного

средства "в установленном порядке". Данное ограничение применяется "при

обнаружении признаков подделки регистрационных документов или документов на

право владения, пользования или управления транспортным средством,

расхождении номеров агрегатов с записями в паспорте транспортного средства

и иных регистрационных документах, признаков спиливания или

несанкционированного нанесения номеров на агрегатах и узлах". Применение

этого ограничения сопровождается фиксацией выявленного факта в акте,

составляемом в присутствии понятых, и получением объяснения от водителя

(владельца) транспортного средства (п. 4.2 Правил);

б) контроль за наличием разрешений Государственной инспекции

электросвязи Министерства связи Российской Федерации на установку на

транспортных средствах радиостанций, радиотелефонов и других

радиоэлектронных устройств аналогичного назначения (кроме радиоприемников,

магнитофонов и телевизоров) (п. 4. 3 Правил). Последствия отсутствия таких

разрешений Правилами специально не оговариваются, но, очевидно, они будут

теми же, что и в случае непрохождения техосмотра;

в) контроль за своевременностью медицинского переосвидетельствования

водителей (п. 1.3 Правил). Последствия несвоевременного

переосвидетельствования - лишение права управления транспортными

средствами;

г) проверка наличия квитанций или платежных поручений об уплате

налога, взимаемого с владельцев транспортных средств и сборов в связи с

проведением государственного технического осмотра (п. 1.3 Правил).

Поседствия отсутствия квитанций (платежных поручений) – недопущение к

прохождению техосмотра.

Проанализируем перечисленные нормы. Требование своевременного

медицинского переосвидетельствования вопросов не вызывает, ибо с его

прохождением связано наличие у лица самого права управления транспортными

средствами. Последнее предоставляется в административном порядке, а значит,

в таком же административном порядке может быть и ограничено, и отобрано.

Цивилистических оснований искать для этого не нужно. А вот каков смысл

остальных ограничений?

В пункте 1.3 Правил указано, что основными задачами государственного

технического осмотра, в частности, являются: "... уточнение численности

транспортных средств, их принадлежности и иных регистрационных данных;

предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений"

(выделено автором). Очевидно, что достижению этих целей служит ограничение

"а". Рассматривая подобные цели, мы уже неоднократно указывали, что

стремление к ним (и ко всяким публично-правовым целям вообще) может

приветствоваться только тогда, когда средством их

достижения не является ущемление частных прав и интересов частных лиц -

граждан и организаций. Ни один из случаев возможных ограничений гражданских

прав, предусмотренных ст. 55 Конституции России, не может быть назван

родовым по отношению к целям, перечисленным в п 1.3 Правил.

Что касается проверки наличия разрешений на установку радиоэлектронных

устройств, а также квитанций об уплате налогов и сбора за прохождение

техосмотра, то ограничения такого рода являются незаконными. Контроль за

наличием разрешений на радиоэлектронные устройства и за соблюдением

налоговой дисциплины не входит в компетенцию органов внутренних дел вообще

и органов ГАИ в частности (см. об этом п. 12 Положения о Государственной

инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ,

утвержденного Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. N 711).

Установление сбора за прохождение техосмотра - особого налогоподобного

платежа - само по себя является незаконным. Поэтому контроль за выполнением

данного незаконного требования и тем более понуждение к его совершению

должны рассматриваться как незаконные действия.

2.1.3. Право собственности на картину

Художник Русланов написал картину, использовав чужой материал -

холста и краски, принадлежащие на праве собственности художнику Булатову,

то есть художник Русланов действовал недобросовестно.

Согласно п.3 ст.237 ГК РК собственник материалов, утративший их в

результате недобросовестных действий лица, осуществляющего переработку,

вправе требовать передачи новой вещи в его собственность и возмещения ему

убытков.

В данном случае новой вещью является художественное произведение -

картина художника Русланова.

Исходя из норм п.4 ст. 237 ГК РК, требование художника Булатова

правомерны, быть признан собственником картины.

Приобретение право собственности на картину Булатовым не лишает

художника Русланова авторских прав на нее, так как творческим трудом

художника Русланова создана спорная картина. В силу ст. ст. 5,6 Закона

РК от 10.06.96 года > у художника

Русланова возникло авторское право на картину, являющуюся объектом

авторского права. В соответствии со ст. ст. 15,16,17 этого закона Русланов

в отношении спорной картины имеет личные неимущественные и имущественные

права, право доступа к ней.

2.1.4. Право собственности на домостроение

Вопрос собственности на домостроение жены Иванова и выделе ее доли не

вызывает сомнения не зависимо от того, что отвод земельного участка под

строительство домостроения произведен на Иванова. Согласно ст. 219 ГК РК

и ст. ст. 31,3332,36,37 Закона РК от 17.12.98 года « О браке и семье «

законным режимом имущества супругов является режим их общей совместной

собственности, если брачным договором не установлено иное. При этом

доли супругов при разделе общего имущества признаются равными. Из

содержания задачи не вытекает, что супруги Ивановы заключили брачный

договор. Следовательно, право жены Иванова на выдел доли в совместно

нажитом имуществе бесспорно и течение срока исковой давности при разделе

общей совместной собственности для супругов возникает с даты расторжения

брака. В тексте задачи указано, что прошло несколько лет с момента

регистрации в качестве собственника Иванова и возникновения право

собственности у него на спорное домостроение.

Поэтому для правильного разрешения спора , в связи в вступлением в дело

сыновей супругов Ивановых с самостоятельным требованиями о признании

права собственности и выделе на доли в домостроение не пропустили сыновья

срок исковой давности, т.е. период времени , в течение которого может быть

удовлетворено исковое требование, возникшие из нарушений права лица или

охраняемые законом интересы. (ст. 177 ГК РК )

Согласно ст. 178 ГК РК общий срок исковой давности установлен в три

года.

Из текста задачи вытекает, что сыновья супругов Ивановых принимали

участие в строительстве домостроения , а привлеченный к участию в деле

орган местного самоуправления в возражение против требований сыновей

Ивановых ссылается только на то, что домостроение вскоре будет снесено и

что , в случае признания за ними право собственности на часть домостроения

им придется предоставить им квартиры .

Согласно ст. 228 ГК РК договор простого товарищества образуется на

основе договора о совместной деятельности и по такому договору стороны

обязуется совместно действовать для получения доходов или достижения иной,

не противоречащей закону цели.

Если судом будет установлено, что между супругами Ивановыми и их

сыновьями до начала строительства дома состоялся договор о совместной

деятельности и они в целях возведения жилища всех членов семьи вносили

взносы деньгами и другим имуществом , либо путем трудового вклада, то

спорное домостроение будет являться общей долевой собственностью , как

супруги Ивановых , так и их сыновей.

Суду необходимо будет установить, имелось ли соглашение между

супругами Ивановыми и их сыновьями соглашение о доле каждого из них в

воздвигаемом ими домостроении, так как согласно ст. 210 ГК РК. Если размер

долей участников долевой собственности не может быть определен на основании

законодательных актов и не установлен соглашением всех его участников, доли

считаются равными.

При установления наличия договора о создании общей долевой

собственности между супругами Ивановыми и их сыновьями и признании за

сыновьями их права собственности на часть домостроения, не могут быть

приняты во внимание доводы участвующих в деле органа местного

самоуправления о предстоящем изъятии земельного участка на котором

воздвигнуто домостроение, так как в соответствии сост. 188 ч.5 ГК РК право

собственности бессрочно и право собственности на домостроение может быть

принудительно прекращено только по основаниям , предусмотренным ст.249 и

ст. 255 ГК РК и соблюдением требований ст. 15 Закона РК > .

2.2. Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по

месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.*

2.2.1. Общие положения

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.04.96 N 512, от 14.02.97 N

172)

Действие Правил распространено на граждан бывшего СССР, прибывающих из

государств - участников Содружества Независимых Государств и государств

Балтии (Постановление Правительства РФ от 12.03.97 N 290).

1. Настоящие Правила в соответствии с Конституцией Российской Федерации,

Законом Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на

свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах

Российской Федерации", жилищным, гражданским и другим законодательством

Российской Федерации регулируют порядок регистрации и снятия граждан

Российской Федерации (далее именуются - граждане) с регистрационного учета

по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации

(далее именуется - регистрационный учет).

Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых

условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения

ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

2. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, -

гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская

база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся

местом жительства гражданина.

Местом жительства является место, где гражданин постоянно или

преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма

(поднайма), социального найма, договору аренды либо на иных основаниях,

предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом,

квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие,

гостиница - приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и

престарелых, дом - интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также

иное жилое помещение.

3. Ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту

жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно

должности, связанные с выполнением организационно - распорядительных или

административно - хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением

правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.

Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства

в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила.

Контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами настоящих Правил

возлагается на органы внутренних дел.

2.2.2.Регистрация граждан по месту пребывания

1. Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не

являющихся их местом жительства, на срок свыше 10 дней, обязаны в 3-дневный

срок со дня прибытия (исключая выходные и праздничные дни) обратиться к

должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:

документ, удостоверяющий личность;

заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания;

документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в

указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма,

аренды (субаренды) жилого помещения или заявление лица, предоставляющего

гражданину жилое помещение).

В случае отсутствия жилищно - эксплуатационных организаций при заселении

жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам или

юридическим лицам, указанные документы представляются этим гражданам или

представителю юридического лица, на которого возложены обязанности по

контролю за использованием жилых помещений.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 02.02.98 N 4-П следующий пункт

признан не соответствующим Конституции РФ.

2. Регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не

являющихся их местом жительства, осуществляется на срок до 6 месяцев.

В исключительных случаях, связанных с серьезным заболеванием

зарегистрированных по месту пребывания граждан или их родственников, а

также при возникновении иных обстоятельств, не позволяющих гражданину

покинуть место пребывания, срок пребывания может быть продлен органом

регистрационного учета на необходимое для этого время в порядке,

установленном пунктом 9 настоящих Правил.

3. Должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и

юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве

собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан

передают документы, указанные в пункте 9 настоящих Правил, в органы

регистрационного учета.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 02.02.98 N 4-П следующий пункт

признан не соответствующим Конституции РФ.

4. Органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления

документов регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания

в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, и выдают им

свидетельство о регистрации по месту пребывания.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации,

гражданину отказывается в регистрации по месту пребывания в жилом

помещении, не являющемся его местом жительства, если:

а) не получено письменного согласия:

нанимателя и всех совместно проживающих с ним совершеннолетних членов его

семьи, в том числе бывших членов семьи, которые продолжают проживать в

занимаемом им жилом помещении, - при условии проживания в доме

государственного или муниципального жилищного фонда;

собственника жилого помещения на вселение к нанимателю или арендатору

жилого помещения других лиц, за исключением вселения несовершеннолетних

детей к родителям, а также супруга и нетрудоспособных родителей, - при

условии, что наниматель или арендатор занимает изолированное жилое

помещение;

правления жилищно - строительного или жилищного кооператива на сдачу внаем

членом кооператива занимаемого им жилого помещения - при условии,

что этот член кооператива не является собственником данного жилого

помещения;

опекуна или попечителя на вселение указанного гражданина в жилое помещение,

занимаемое лицом, над которым установлена опека или попечительство.

Регистрация несовершеннолетних детей по месту пребывания родителей

(усыновителей, опекунов) производится независимо от согласия лиц, указанных

в настоящем подпункте;

б) гражданин самоуправно занял жилое помещение либо самовольно построил

здание или пристройку, сдаваемые другим гражданам для заселения;

в) на сдаваемое на условиях найма (поднайма), социального найма, аренды

(субаренды) жилое помещение, принадлежащее гражданину или юридическому лицу

на праве собственности, наложен арест в связи с расследованием уголовного

дела или по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской

Федерации;

г) в органы регистрационного учета представлены заведомо подложные

документы.

5. В случае отказа гражданам в регистрации по месту пребывания органы

регистрационного учета обязаны в 3-дневный срок со дня получения документов

письменно уведомить их о причинах отказа.

Отказ органов регистрационного учета в регистрации граждан по месту

пребывания может быть обжалован ими вышестоящему должностному лицу, в

вышестоящий в порядке подчиненности орган регистрационного учета или в суд.

6. Регистрация граждан по месту пребывания в гостинице, санатории, доме

отдыха, пансионате, кемпинге, больнице, на туристской базе, а также в ином

подобном учреждении осуществляется по их прибытии администрацией этих

учреждений на основании документов, удостоверяющих личность.

7. Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без их снятия с

регистрационного учета по месту жительства.

2.2.3. Регистрация граждан по месту жительства

1. Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня

прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам,

ответственным за регистрацию, и представить:

документ, удостоверяющий личность;

военный билет (временное удостоверение взамен военного билета) или

удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, - для лиц,

обязанных состоять на воинском учете;

заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;

документ, являющийся основанием для заселения в жилое помещение (ордер,

договор, свидетельство о праве на наследство жилого помещения, решение суда

о признании права пользования жилым помещением, заявление лица,

предоставившего гражданину жилое помещение, либо иной документ или его

надлежаще заверенная копия).

В случае отсутствия жилищно - эксплуатационных организаций при заселении

жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам или

юридическим лицам, указанные документы представляются этим гражданам или

представителю юридического лица, на которого возложены обязанности по

контролю за использованием жилых помещений.

2. Должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и

юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве

собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан

передают документы, указанные в пункте 16 настоящих Правил, вместе с

адресными листками прибытия и формами статистического учета в органы

регистрационного учета.

3. Органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления

документов регистрируют граждан по месту жительства и производят в их

паспортах отметку о регистрации по месту жительства. Гражданам, регистрация

которых производится по иным документам, удостоверяющим личность, выдается

свидетельство о регистрации по месту жительства.

4. В соответствии с установленным порядком регистрация граждан, обязанных

состоять на воинском учете, осуществляется органами регистрационного учета

после их постановки на воинский учет.

5. За регистрацию граждан по месту жительства взимается государственная

пошлина в порядке и размерах, предусмотренных Законом Российской Федерации

"О государственной пошлине".

Постановлением Конституционного Суда РФ от 02.02.98 N 4-П следующий пункт

признан не соответствующим Конституции РФ.

6. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданину отказывается

в регистрации по месту жительства, если:

а) дом (жилое помещение) грозит обвалом;

б) размер жилой площади, приходящейся на одного проживающего, окажется

менее нормы жилой площади, установленной жилищным федеральным законом, -

при заключении договора найма (поднайма), социального найма, аренды

(субаренды);

в) в судебном порядке признано невозможным совместное проживание лишенного

родительских прав гражданина с детьми, не достигшими 18-летнего возраста;

г) ордер на вселение в жилое помещение, а также сделка, связанная с

установлением или изменением права владения, пользования и (или)

распоряжения жилым помещением (договоры найма (поднайма), социального

найма, аренды (субаренды), купли - продажи, дарения, мены и т.п.), либо

иной документ, удостоверяющий право собственности на жилое помещение, в

установленном порядке признаны недействительными.

В регистрации граждан по месту жительства отказывается в случаях, указанных

в пункте 12 настоящих Правил, и по другим основаниям, предусмотренным

федеральным законом.

7. В случае отказа гражданам в регистрации по месту жительства органы

регистрационного учета обязаны в 3-дневный срок со дня получения документов

письменно уведомить их о причинах отказа.

Отказ органов регистрационного учета в регистрации граждан по месту

жительства может быть обжалован ими вышестоящему должностному лицу, в

вышестоящий в порядке подчиненности орган регистрационного учета или в суд.

2.2.4. Снятие граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по

месту жительства

1. Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания

в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, по истечении

сроков пребывания, установленных в пункте 10 настоящих Правил, а в

гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, больницах,

на туристских базах и в иных подобных учреждениях - по их выбытии.

Снятие с регистрационного учета по месту пребывания граждан, которым

отказано Федеральной миграционной службой России либо ее территориальными

органами в признании беженцами или вынужденными переселенцами,

осуществляется на основании уведомления этими органами органов

регистрационного учета.

2. Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства

производится органами регистрационного учета в случае:

а) изменения места жительства - на основании заявления гражданина о

регистрации по новому месту жительства. При этом орган регистрационного

учета, осуществляющий регистрацию граждан по новому месту жительства,

обязан в 3-дневный срок со дня регистрации направить соответствующее

уведомление в орган регистрационного учета по последнему месту жительства

гражданина для снятия его с регистрационного учета;

б) призыва на военную службу - на основании сообщения военного

комиссариата;

в) осуждения к лишению свободы - на основании вступившего в законную силу

приговора суда;

г) признания безвестно отсутствующим - на основании вступившего в законную

силу решения суда;

д) смерти или объявления решением суда умершим - на основании свидетельства

о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;

е) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право

пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу

решения суда;

ж) обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов,

послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий

должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании

вступившего в законную силу решения суда.

3. При снятии граждан с регистрационного учета по месту жительства по

основаниям, предусмотренным подпунктами "в", "г", "д", "е" и "ж" пункта 31

настоящих Правил, соответствующие документы могут быть представлены

заинтересованными физическими и юридическими лицами.

33. Органы регистрационного учета на основании полученных документов в 3-

дневный срок снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства.

В паспортах граждан, снятых с регистрационного учета по месту жительства

(кроме умерших, а также граждан, признанных безвестно отсутствующими,

объявленных умершими либо выбывших на новое место жительства без снятия с

регистрационного учета), производятся отметки о

снятии с регистрационного учета по месту жительства. Отметки о снятии с

регистрационного учета по месту жительства граждан, зарегистрированных по

иным документам, удостоверяющим личность, производятся в свидетельстве о

регистрации граждан по месту жительства.

4. Снятие с регистрационного учета граждан, обязанных состоять на воинском

учете, осуществляется в соответствии с установленным порядком после их

снятия с воинского учета.

2.2.5. Право собственности граждан на квартиру в Москве.

Осуществление права собственности на квартиру неразрывно связано с

пока еще сохранившейся пропиской. В соответствии с постановлением

Правительства Москвы “О сборе с граждан, прибывающих на жительство в

Москву”, собственники жилого дома или квартиры в Москве имеют право на

прописку. Для этого они должны уплатить городской сбор за право прописки

(регистрации) прибывающих в столицу для проживания в собственных квартирах.

Прописку иногородних граждан будут осуществлять ГУВД Москвы при наличии

квитанции об оплате городского сбора. Установлены следующие ставки за

прописку: для граждан РФ 500 минимальных размеров оплаты труда, а для

граждан СНГ 1000 минимальных размеров оплаты труда, для иностранных граждан

и лиц без гражданства 2500 минимальных размеров оплаты труда в РФ.

Если в приобретенную квартиру, расположенную на территории

Москвы, прописываются члены одной семьи, то следует оплатить лишь

одну ставку городского сбора. Если же приобретенная в собственность

квартира расположена в домах, подлежащих отселению в связи

со сносом или реконструкцией, или не соответствует установленной

норме жилья (не менее 9 кв. м на каждого члена семьи), то в такие

дома прописка предоставляться не будет. Оплата городского сбора за право

прописки в Москве не влечет за собой обязательства Департамента

муниципального жилья и иных жилищных органов выделения иногородним

гражданам жилой площади.

Следует отметить, что до принятия указанного постановления органы

внутренних дел нарушали права граждан-собственников квартир, отказывая им

в прописке.

Так, гражданин Савельев А.А., получивший квартиру в Москве по

договору дарения, решил прописаться в ней и жить. Однако паспортное

управление Москвы в прописке ему отказало. Не нашел он поддержки и в

Октябрьском районном народном суде Москвы, куда обратился с жалобой на

действия паспортного управления. Отказано ему было на том основании, что

Савельев А.А. проживает в Твери и московской прописки не имеет. Вышестоящие

судебные инстанции оставили решение народного суда без изменения. Лишь

протест заместителя председателя Верховного суда РФ об отмене упомянутых

решений восстановил законные права собственника. Мотивировано это было тем,

что отказ в прописке исключает возможность человека правомерно

пользоваться квартирой и тем самым нарушает его право собственности. Ссылка

народного суда на правовые акты местных органов власти и управления

неправильна, поскольку противоречит Конституции РФ и Закону о

собственности в РСФСР.

Заключение

Собственность принадлежит к числу таких понятий, вокруг которых на

протяжении многих веков скрещиваются лучшие умы человечества. Однако

борьбой в теоретическом плане дело не ограничивается. Социальные

потрясения, от которых порой содрогается весь мир, одной из главных

своих причин имеют, в конечном счете, попытки изменить сложившиеся

отношения собственности, утвердить новый строй этих отношений. В одних

случаях эти попытки приводили к успеху, в других терпели крах. Бывало, что

общество действительно переходило на новую, более высокую степень своего

развития. Но случалось, что в результате ломки отношений собственности

общество оказывалось отброшенным далеко назад и попадало в трясину, из

которой не знало, как выбраться.

В нашей стране на протяжении двадцатого века дважды происходила

ломка отношений собственности. Первая началась в октябре 1917 года и

завершилась невиданной катастрофой, последствия которой будет расхлебывать

еще не одно поколение. Вторая происходит в наши дни. Ее основная цель -

вернуть отношениям собственности их подлинное содержание, сколотить

достаточно широкий слой частных собственников, который стал бы социальной

опорой нынешнего режима. Так что же такое собственность?

В самом первом приближении собственность можно определить как

отношение индивида или коллектива к принадлежащей ему вещи как к своей.

Собственность покоится на различении моего и твоего. Любой тип и любая

форма собственности, как бы высок в том или ином конкретном случае ни был

уровень обобществления или, что то же самое, уровень коллективизации

собственности, могут существовать лишь при условии, что кто-то относится к

условиям и продуктам производства как к своим, а кто-то к чужим. Без этого

вообще нет собственности. С этой точки зрения любая форма собственности

является частной, какой бы идеологической мишурой, преследующей вполне

прозаические цели, это ни прикрывалось.

Из элементарного определения собственности, которое дано, следует,

что собственность - это отношение человека к вещи. К этому, однако,

содержание собственности не сводится. Поскольку собственность немыслима без

того, чтобы другие лица, не являющиеся собственниками данной вещи,

относились к ней как к чужой, собственность означает отношение между людьми

по поводу вещей. На одном полюсе этого отношения выступает собственник,

который относится к вещи как в своей, на другом - не собственники, т.е. все

третьи лица, которые обязаны относиться к ней как к чужой. Это значит, что

третьи лица обязаны воздерживаться от каких бы то ни было посягательств на

чужую вещь, а следовательно, и на волю собственника, которая воплощена в

этой вещи. Из определения собственности следует, что она обладает

материальным субстратом в виде материальных ценностей. Собственности

присуще и волевое содержание, поскольку именно суверенная воля

собственника определяет бытие принадлежащей ему вещи.

Собственность принято считать неограниченным правом человека на

принадлежащую ему собственность, но в то же время это право является

ограниченным законом, с целью защиты личных прав других людей, не

являющихся собственниками.

Список литературы

1.Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред. проф. К.И.

Батыра., М., 1998г., с. 136

2.Вестник мэрии Москвы. 1993. № 16. стр. 47—48.

3.Гражданский Кодекс РФ.

4.Гражданское право. Учебник. Ч.1 // Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого,

М.,1997г., с.347

5.Гражданское право. М., 1993. Т. 1. с. 199.

6.Гражданское право России: Курс лекций. Ч.1// Под ред. О.Н. Садикова., М.,

1996г. с.230

7.История древнего Рима.// Машкин Н.А. – Москва: 1949 г., с. 727

8.Законодательство. 1998. N11., Автор статьи В.А. Белов; стр.9

9.Конституция РФ.

10.Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е издание т.21., с. 412

11.Ownership in ancient and preclassical Roman law// Diosdi Gyorgy –

Budapest: 1970 year – p.225

12.Римское частное право: элементарный курс// Черниловский З.М. – Москва:

Новый Юрист, 1997 г. – c.224

13.Римское частное право: Учебник// Под ред. Новицкого И.Б., Перетерского

И.С. – Москва: Юристъ, 1997 г. – c.544

14.Римское право: программа дисциплины// Сост. Боровской В.А. –

Архангельск: МИУ, 1999 г. – c.8

15.Советское гражданское право. Л., 1982. ч. 1. с. 299.

16.Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: учебное пособие/

Под ред. Черниловского З.М. – Москва: 1994 г. – c.413

17.Черноморец А.Е. Право собственности в сельском хозяйстве РФ. М. 1993.-

c.224

Ссылки использованных страниц в Internete:

18.Welcome MBIS; http://www.mbis.ru // Право собственности на имущество

19.Гарант; http://www.garant.ru // Право собственности граждан на

автомобили

20.ЮрПомощь – юридическая информация; http://law.agava.ru // Регистрация

граждан.

-----------------------

[1] См. Черноморец А.Е. Право собственности в сельском хозяйстве РФ. М.

1993., с. 4

[2] См. Черниловский З.М. Римское частное право: элементарный курс. М.,

1997. С. 108

[3] См. Максимов О.В. Римское частное право: курс лекций. МИУ. 1997. С. 41-

42

[4] Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред. проф. К.И.

Батыра., М., 1998г., с. 32

[5] Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред. проф. К.И.

Батыра., М., 1998г., с. 42

[6] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е издание т.21., с. 412

[7] Новицкий И.Б. Римское право., М., с. 87

5 Гражданское право. Учебник. Ч.1., под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого,

М.,1997г., с.326

[8] Советское гражданское право. Л., 1982. Ч. 1. С. 299.

[9] Гражданское право. М., 1993. Т. 1. С. 199.

[10] Гражданское право. Учебник. Ч.1., под ред. А.П. Сергеева, Ю.К.

Толстого, М.,1997г., с.330

[11] Вестник мэрии Москвы. 1993. № 16. С. 47—48.

[12] Гражданское право России: Курс лекций. Ч.1/ под ред. О.Н. Садикова.,

М., 1996г. с.230

[13] Гражданский кодекс Российской Федерации.

* см.: Законодательство. 1998. N11., стр.9 ; Автор статьи В.А. Белов

[14] Использован текст, содержащийся в СПС "Гарант".

[15] Там же

[16] СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4873.

[17] Приказ МВД РФ от 5 ноября 1993 г. N 482 "О мерах по реализации

постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30

августа 1993 г. N 874" (с изм. и доп. от 26 декабря 1994 г., 15 апреля 1996

г.) // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. 1994. N 2;

1995. N 4.

[18] См., напр.: определения Судебной коллегии по гражданским делам

Верховного Суда РФ от 3 февраля 1997 г. и от 4 июня 1997 г. // СПС

"Гарант". В данных определениях признаны незаконными действия сотрудников

ГАИ, эвакуировавших автомобиль на штрафную стоянку и заблокировавших колеса

автомобиля по причине его неправильной парковки, т.е. в случае, не

предусмотренном федеральным законом.

[19] Там же.

[20] В статье названы только те правонарушения, которые могут быть

совершены владельцами транспортных средств и предметом которых являются

именно транспортные средства.

[21] Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 марта 1998 г. N 8-П (см.

СПС "Гарант") ст. 266 Таможенного кодекса РФ признана не соответствующей

ст. 19 (ч. 1 и 2), ст.35 (ч. 1 и 3) и ст.55 (ч. 3) Конституции РФ,

поскольку она предусматривает в качестве меры административной

ответственности конфискацию товаров и транспортных средств, назначаемую без

судебного решения и являющуюся несоразмерной деянию, указанному в данной

статье.

[22] Конституционным Судом Российской Федерации осуществлялась проверка

соответствия нормы данной статьи Конституции Российской Федерации. По

итогам проверки вынесено постановление от 20 мая 1997 г. N 8-П, которым ст.

280 Таможенного кодекса РФ признана не противоречащей Конституции РФ (см.

СПС "Гарант").

[23] Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N

15. Ст. 769; 1993. N 2. Ст. 77; Собрание актов Президента и Правительства

РФ. 1993. N 52. Ст. 5086.

[24] Обращаем внимание на случай, когда автомобиль похищен у лица,

управлявшего им "по доверенности", или иного законного владельца, не

являющегося его собственником. Данное лицо вправе истребовать автомобиль у

всякого лица, в том числе добросовестного приобретателя (ст. 305 и 302 ГК

РФ), а вот собственник вправе предъявлять виндикационный иск только к

приобретателю недобросовестному, ибо из обладания собственника автомобиль

выбыл по его, собственника, воле.

[25] В настоящее время этот перечень установлен Приложением к Основным

положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям

должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения,

утвержденным постановлением Совета Министров Российской Федерации от 23

октября 1993 г. N 1090 // Собрание актов Президента и Правительства РФ.

1993. N 47. Ст. 4531.

[26] При следовании по дорогам без искусственного освещения в темное время

суток или в условиях недостаточной видимости.

[27] Во время дождя или снегопада.

* Приложение; Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации

от 17 июля 1995 г. N 713

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.