рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Право как механизм функционирования правового государства

Право как механизм функционирования правового государства

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

I. ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 5

1. Сущность права 5

2) Возникновение и развитие идеи правового государства 7

3) Связь правового государства и правовой системы 11

II. РЕАЛЬНЫЙ РЕЖИМ ГОСПОДСТВА ПРАВА КАК

ПРИЗНАК ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 14

1) Основные характеристики правового государства 14

2) Система разделения властей в правовом государстве 16

3) Гражданское общество - неотъемлемая часть правового государства 19

4) Взаимная ответственность личности и государства 25

III. УКРАИНА И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО 29

1) Правовая система Украины 29

2)Коституционный строй и правовая ситуация в Украине на современном этапе

30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40

ВВЕДЕНИЕ

Мы живем в стране, которая по Конституции является правовым

государством. Но то, что пишется в основном законе, не дает нам повода

утверждать, что это именно так. На мой взгляд, у нас еще не все полностью

осознают, что для создания правового государства необходимо возникновение

ряда определенных предпосылок, важнейшими из которых являются действующие

механизмы правового государства, гражданское общество, господство права в

общественной и политической жизни, то есть соответствующая зрелость

традиционного общества. А в Украине общество еще не совсем созрело, чтобы

обеспечить для себя условия, удовлетворяющие и реализующие свои

разнообразные потребности и интересы. Наша психология опирается на то, что

именно государство должно позаботиться о благосостоянии своего народа. Но

ведь даже самое развитое правовое государство не способно предоставить

своим гражданам приемлемые блага для полного функционирования общества.

Иначе говоря, мы сами должны позаботиться о своей обеспеченности.

Украина идет по пути становления правового государства. Это путь, на

котором достижение верховенства права и признание человека высшей

социальной ценностью, несомненно, будет способствовать развитию институтов

защиты прав и свобод граждан и повышению авторитета Украины на

международной арене. И именно исходя из стремления быть правовым

демократическим государством, закрепленного Конституцией, государство

призвано гарантировать права и основные свободы человека, а не только

провозглашать их. А это прежде всего означает, что их (то есть права и

свободы) должны обеспечить органы власти, все государственные институты.

За годы независимости в Украине появилось довольно много работ, как

отечественных так и зарубежных авторов, посвященных различным правовым

вопросам и проблемам построения современного правового государства в

частности. В этой работе были использованы труды С.С. Алексеева

“Государство и право”[1], Р.З.Лившица “Теория права”[2], А.С.Пиголкин

“Общая Теория Права”[3], в которых на высоком профессиональном уровне

рассматриваются общие вопросы права и особенности формирования правовой

государственности на постсоветском пространстве. В монографии И.Ю.Козлихина

“Идея правового государства: История и современность” рассматриваются

вопросы зарождения идеи правового государства со времен античности,

современное состояние концепции правового государства, формулируются

предложения по совершенствованию отечественной правовой системы[4]. Также в

работе был использован учебник “Общая теория права” под общей редакцией

А.С.Пиголкина в котором рассмотрен широкий круг проблем: происхождение и

сущность права и государства, место права в системе социальных норм, его

связь с государством, экономикой и политикой. Широкий круг теоретических и

практических проблем рассматривается в сборнике тезисов докладов и научных

сообщений научно-практической конференции (проходившей в Киеве 7-8 октября

1993 года) “Правовая система Украины: теория и практика”. Проблемы

становления и развития политической системы современной Украины

рассматриваются в монографии “Політична система сучасної України:

Довідник”[5]. В работе использованы Конституция Украины, Комментарий к

конституции Украины, Концепция развития законодательства на 1997-2005 года,

статьи известных политиков В. Онопенко, В. Медведчука, а также отдельные

материалы по актуальным вопросам правоведения, опубликованные в украинской

прессе[6].

Актуальность выбранной темы “Право в механизме функционирования

правового государства” определяет сама ситуация в нашей стране. Несмотря на

большую работу проведенную нашими законодателями в последние годы (принятие

Конституции Украины в 1996 году, разработка концепции развития украинского

законодательства на 1997-2005 гг. и огромное количество законодательных и

нормативных актов принятых Верховной Радой) сохраняются проблемы в сфере

правовых отношений и необходима большая работа как правоведов, так и

законодателей по их решению.

Изучение права как одного из главнейших составляющих в механизме

функционирования правового государства необходимо также потому, что в нашей

стране продолжается работа по пересмотру и обновлению преобладающего

большинства Кодексов Украины.

Структура работы обусловлена характером изученного материала. Работа

состоит из трех частей: 1) Исторические условия формирования правового

государства в которой рассматриваются сущность права, возникновение и

развитие идеи правового государства, связь правового государства и правовой

системы; 2) Реальный режим господства права как признак правового

государства. В этом разделе мы рассматриваем основные характеристики

правового государства, систему разделения властей в правовом государстве,

гражданское общество - неотъемлемая часть правового государства, взаимную

ответственность личности и государства. Третья часть работы посвящена

правовой системе Украины, Конституционному строю и правовой ситуации в

Украине на современном этапе.

I. ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

1. Сущность права

Сущность права заключается в регулировании общественных отношений в

условиях цивилизации – в достижении на нормативной основе такой стабильной

организованности общества, при которой реализуются демократия,

экономическая свобода, свобода личности. Следовательно, сущность права

однотипна с сущностью государства, с тем лишь отличием от последней, что

жизнедеятельность общества как системы осуществляется не путем

использования власти, а путем нормативного регулирования.

Высшее общественное предназначение права – обеспечивать, гарантировать

в нормативном порядке свободу в обществе, утверждать справедливость,

создавать оптимальные условия для преимущественного действия в обществе

экономических и духовных факторов, исключая произвол и своеволие из

общественной жизни, из жизни людей.

Право в этом отношении неотделимо от справедливости. “Право”,

“правовое”, “справедливое” – это один ряд близких по значению слов. Когда

мы говорим “право”, понимаем, что речь идет об общеобязательных юридических

нормах, о законах, при помощи которых в наши отношения вносятся строгость,

четкий порядок, законность, причем так, что торжествует справедливость[7].

Для права характерны начала согласия, оно направлено на то, чтобы

упорядочивать интересы, умерять столкновения страстей на основе доброй

воли, согласования позиций в соответствии с установленными законом

принципами, с твердыми критериями правового и неправого. Право, как и

государство, призвано служить людям, обществу, обеспечивать его нормальную,

“здоровую” жизнь.

Вместе с тем нужно учитывать и то, что право может не отвечать

потребностям общества, может быть использовано в реакционных целях. Скажем,

издаются не отвечающие требованиям жизни и даже реакционные, антинародные

законы, судебные органы принимают несправедливые решения. Право и суды

подчас становятся инструментом политики или, как утверждала марксистская

теория, “волей господствующего класса, возведенной в закон”. В такой

обстановке, связанной с классовым использованием права, злоупотреблением

государственной и судебной властью, оно во многом теряет свое общественное

предназначение, может само стать негативным фактором, реакционной силой.

Государство непосредственно связано с правом и проводит через него свои

установления. Право не существует без государства, оно является его

непосредственным продуктом; хотя оно и обусловлено экономикой, поражается

не ей, а государством в процессе особой государственной деятельности –

правотворчества.

Право осуществляет в обществе самостоятельные функции, направленные на

обеспечение нормального развития общества, поэтому способно выполнять и

выполняет по отношению к государству роль организующего фактора, закрепляя

структуру органов государства, их компетенцию, ответственность. Конечно,

право ни в коем случае не является универсальным средством организации

государственной власти. Решающее значение принадлежит политике, проводимой

государством.

Политика – это принципиальное направление деятельности государства

относительно существующих слоев общества, есть участие в делах государства,

направление государства, определение форм, задач, содержания его

деятельности. Общим для государственной политики и права является то, что

они формируются в соответствии с господствующим политическим сознанием,

складывающимся на основе политической идеологии господствующих политических

сил, находящихся у власти. Следовательно, право является инструментом

политики. Нормы права устанавливают такие методы правового регулирования

общественных отношений, которые соответствуют политике государства,

реализации стоящих перед ней целей и задач. Но нельзя считать равнозначными

масштабы воздействия на общественные отношения политики и права. Политика

охватывает всю совокупность отношений классов, социальных групп и наций. В

организаторской, идеологической и воспитательной работе используются как

правовые, так и неправовые методы: убеждение, разъяснение, воспитание,

организация. Это разнообразие придает политике способность воздействовать

на более широкие сферы общественной жизни по сравнению с правом. Право же

напротив относительно консервативно, формально определенно, менее подвижно

в своих методах, что не позволяет безгранично распространять его на те же

сферы, что и политику. Из сказанного можно сделать вывод, что политика

является основой права, определяет его главное содержание, опосредует

влияние всех иных факторов базиса и надстройки. Право – одно из важнейших

средств реализации политики, отражает экономические интересы политических

сил, стоящих у власти, не непосредственно, а через политику государства.

Требования политики невозможно полностью переложить на язык права, так как

это специфическое явление, обладающее особыми свойствами, присущими только

ему[8].

Право придает политике государственного аппарата четкую нормативную

конкретность. Несовершенство правовой регламентации способно ослабить

государство.

На современном этапе развития украинского общества совершенствование

правовой основы государственной и общественной жизни – одно из направлений

его демократизации, что означает возрастание организующей роли права в

отношении государства.

2) Возникновение и развитие идеи правового государства

Историческая память хранит немало поучительных и плодотворных идей о

совместимости государства с правом.

Правовое государство - это продукт нового времени. Ни древность, ни

средние века не знали правового государства. Хотя, как полагают некоторые

юристы, идея правового государства уходит своими корнями в античное

общество.

В древнем мире самой развитой правовой системой было римское право,

юриспруденция Древнего Рима.

Правовое государство - это такая форма организации и деятельности

государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и

их различными объединениями на основе норм права[9].

Представления о государстве как организации, осуществляющей свою

деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах

развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства

связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной

жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий,

Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и

государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное

функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее

разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при

которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

Государственная власть, признающая право и, одновременно, ограниченная

им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой

государственностью. “Там, где отсутствует власть закона,- писал Аристотель,-

нет места и (какой-либо) форме государственного строя”. Цицерон говорил о

государстве как о “деле народа”, как о правовом общении и “общем

правопорядке”. Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и

Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних

прогрессивных учений о правовом государстве[10].

Рецепция римского права стала важнейшей составной частью формирования в

средневековой Европе романо-германской пpавовой системы, “правовой семьи”.

Свои ценности, особенности присущи правовой системе, сформировавшейся в

Англии и ставшей основой семьи общего права. На формирование индусского,

иудейского, а также мусульманского права решающее воздействие оказала

религия.

В основе современных концепций правового государства лежат идеи

немецкого философа Канта (1724-1804гг.), французского просветителя и

правоведа Монтескье (1689-1755гг.) и других европейских просветителей ХVIII

и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж.Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж.Руссо.

Эти ученые полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому

государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством

произвола), должно прийти правовое государство, в основе которого лежит

идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами.

Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового

государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо

для правового государства характерно ограничение государственной власти,

связанность ее правом и законом.

Концепция правового государства у И.Канта сводятся к следующим

тезисам: источником нравственных и правовых законов выступает практический

разум, или свободная воля людей; человек становится моральной личностью,

если возвысился до понимания своей ответственности перед человечеством в

целом; в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями

категорического императива, который сводится к следующему: “поступай так,

чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице; и в лице всякого

другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к

средству” и “поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать

всеобщим законом”; правом, основанным на нравственном законе, должны быть

определены границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление

одного лица не противоречило свободе других; право призвано обеспечить

внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми; государство

- это соединение множества людей, подчиненных правовым законам. Или

“государство в идее, такое, каким оно должно быть” обязано сообразовываться

“с чистыми принципами права”; государство призвано гарантировать

правопорядок и строиться на началах суверенитета[11].

Рост производительных сил, изменение социальных и политических

отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают

новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных

дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации

государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица

или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом,

обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.

Наиболее известные идеи правовой государственности изложили

прогрессивные мыслители того времени Н. Маккиавелли и Ж. Боден. В своей

теории Маккиавелли на основе опыта существования государств прошлого и

настоящего объяснял принципы политики, осмыслял движущие политические силы.

Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и

обеспечении безопасности для каждого. Боден определяет государство как

правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача

государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.

В период буржуазных революций в разработке концепции правовой

государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Б.

Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и другие.

Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к тому, что формы

правления, формы государственного устройства определяют собой дух законов и

содержание законодательства; основываются на том, что принцип демократии -

это добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к “правильной”

форме государства относится демократия, при которой верховная власть

принадлежит всей массе народа и основные законы здесь определяют порядок

подачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав и способ

деятельности народного собрания; проповедует любовь к отечеству, уважение к

закону, поддержку существующих порядков, равенство и умеренность состояний,

охрану семейного достояния.

Теоретическая конструкция правового государства, сложившаяся в политико-

правовой доктрине ХVIII-ХХ вв., включает разделение властей на

законодательную, исполнительную и судебную, верховенство правового закона,

взаимную ответственность личности и государства, доминирование

общедозволительного типа правового регулирования в соответствии с

юридическим принципом “дозволено все, что не запрещено законом”,

установление реальных гарантий прав и свобод личности.

Надо отметить, что среди русских философов идеи правового государства

тоже нашла отражение. Они излагались в трудах П. И. Пестеля, Н. Г.

Чернышевского, Г. Ф. Шершеневича.

Так, Шершеневич отмечает следующие пути формирования и основные

параметры правового государства: 1) для устранения произвола необходимо

установление норм объективного права, которые определяют пределы свободы

каждого и ограничивают одни интересы от других, в том числе и

государственной организации,- отсюда идея господства права в управлении; 2)

если личная инициатива требует простора, то государству достаточно

ограничиться охраною субъективных прав; 3) чтобы новый порядок не нарушался

самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.