рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Правление дома Медичи во Флоренции в XV веке по Историям Флоренции Франческо Гвиччардини и Никколо Макиавелли

Правление дома Медичи во Флоренции в XV веке по Историям Флоренции Франческо Гвиччардини и Никколо Макиавелли

Волгоградский государственный университет

Кафедра археологии, древней и средневековой истории

Правление дома Медичи во Флоренции в XV веке по «Историям Флоренции»

Франческо Гвиччардини и Никколо Макиавелли

Дипломная работа студента 5

курса факультета истории и

международных отношений

Ефимова Евгения

Геннадиевича.

Научный руководитель,

кандидат исторических наук,

доцент З.П.Тинина

Волгоград 2002

Оглавление:

Введение 3

Глава I. Начало правления Медичи во Флоренции в «Историях Флоренции»

Франческо Гвиччардини и Николло Макиавелли 29

Глава II. Правление Пьеро Медичи в оценке Гвиччардини и Макиавелли 46

Глава III. Лоренцо Великолепный и его время в представлениях авторов

«Историй Флоренций» 54

Заключение 82

Библиография 87

Приложение. Дом Медичи XIII-XVI вв. Генеалогическая таблица.[1]. 92

Введение

Рассматриваемая в данной работе тема об особенностях правления дома

Медичи во Флоренции в XV веке в произведениях двух выдающихся людей своего

времени – Никколо Макиавелли и Франческо Гвиччардини, бесспорно актуальна

сегодня.

XV век в истории Флоренции является периодом наивысшего расцвета

города, время, когда сами его жители считали, что живут в золотом веке,

время, когда раннее Возрождение, достигнув своего апогея, готовиться

трансформироваться в Возрождение высокое. Но за культурной жизнью

Флоренции, скрывалась сложная политическая структура, делавшая возможным

благополучное процветание города, привлечение внутрь большого числа

гуманистов, многие из которых повлияли на Возрождение европейское. В целом

актуальность темы обуславливается тем, что именно при Медичи был создана

политическая система, которая сделала возможным процветание Флоренции.

Этот феномен правления Медичи не мог не отразиться в произведениях

выдающихся политиков и ученых. Имя Макиавелли мы можем найти на страницах

самых различных трудов, включая и исторические. Концепция Гвиччардини же и

упоминание о нем часто возникает рядом с именем Макиавелли. Сначала его

концепцию упоминали, противопоставляя макиавелевской, при этом

исследователи не забывали осуждать Гвиччардини и обвинять его во всех

смертных грехах, включая предательство родины. Постепенно его самого и его

идеи стали изучать с других позиций, более трезво, но по прежнему споры о

нем и его идеях крайне противоречивы. Имя Медичи может быть больше на

слуху благодаря Марии или Екатерине Медичи, королевам Франции, а не тем,

кто стоял в основании власти дома Медичи, т.е прежде всего Лоренцо и

Козимо. Безусловно, было бы неправильно говорить о том, что имя Медичи в

нашей историографии предано забвению. С одной стороны отечественная

медиевистика сделала за последнее время большой шаг в изучении истории

Италии в целом и истории Флоренции в частности. Исследователи в своих

работах исследуют самый широкий спектр проблем: от общих вопросов развития

итальянских городов-государств и до жизни отдельных личностей эпохи

Возрождения. В этих работах в том или ином аспекте упоминается семья Медичи

или какие-либо её представители. Было бы удивительно, если бы это было не

так. Ведь Медичи оказали влияние практически на все области жизни

флорентийского общества. Но с другой стороны в нашей историографии до сих

пор нет трудов, подобных исследованиям зарубежных медиевистов, скажем

Д.Хейла, Д.Кент, Д.Клейя и др., которые в своих работах обстоятельно

исследуют семью Медичи на всём периоде её деятельности. Это также служит

дополнительным аргументом в пользу актуальности данной темы.

Применительно к нашей работе историографию имеет смысл разделить на

две группы. К первой относятся труды в которых затрагивается тема

деятельности Макиавелли и Гвиччардини и их работ, а ко второй - труды

отечественных и зарубежных авторов, в которых освещаются те или иные

исторические проблемы, имеющие отношение к дому Медичи.

Прежде, чем переходить к обзору историографии посвященной Николло

Макиавели, следует отметить следующее. Безусловно, работ о Макиавелли

гораздо больше, чем тех, о которых речь пойдет ниже. Однако перед нами не

ставится задача исследовать всю деятельность Макиавелли, и поэтому для нас

были важны прежде всего те факты его биографии, которые касались написания

им «Истории Флоренции» и его отношения с Гвиччардини. То же самое можно

сказать и в отношении жизни Гвиччардини.

Одной из значимых работ, посвященных деятельности Макиавелли, является

статья В.И.Рутенбурга написанная специально к изданию на русском языке

«Истории Флоренции». Прежде всего, важно отметить, что автор дает здесь

сведения о самой «Истории Флоренции», сведения о её создании, структуре и

т.д[2]. Кроме того, автор описывает взгляды Макиавелли и его краткую

биографию. Эти же моменты освещает в своей статье и Р.Хлодовский,

который, правда, больше останавливается на рассмотрении общей концепции

Макиавелли, его основных идей[3]. Для нас важно отметить, что Р.Хлодовский

при этом сравнивает идеи Макиавелли и Гвиччардини, правда, не

останавливаясь на этом подробно[4]. На этом аспекте останавливается и

другой автор, Паскуале Виллани, чья книга целиком посвящена деятельности

Макиавелли[5]. Помимо этого, автор затрагивает период флорентийской

истории, предшествующий деятельности Макиавелли, т.е как раз XV век.

Виллари подробно освещает главные моменты флорентийской истории, в том

числе уделяя внимание и семье Медичи[6].

Среди работ, посвященных жизни Франческо Гвиччардини, можно назвать

статью А.К.Дживилегова, опубликованную в собрании сочинений итальянского

автора на русском языке. Как пишет сам А.К.Дживилегов, его целью было

восполнить пробел в знаниях читателя связанный с деятельностью Гвиччардини.

Поэтому автор очень подробно описывает биографию Франческо Гвиччардини[7].

Отдельно он останавливается на работах, не вошедших в сборник. К сожалению,

«Истории Флоренции» А.К.Дживилегов уделяет в своей работе крайне

незначительное место.

Поскольку биография Гвиччардини и анализ переведенных его работ

достаточно полно изложены в статье А.К.Дживилегова, то нас интересовала

прежде всего информация относительно его «Истории Флоренции». Об этом, в

частности рассказывает в своей работе Роберто Ридольфи. Анализируя «Историю

Флоренции», автор предлагает свою систему разделения «Истории» на части,

рассматривает причины, повлиявшие, по его мнению, на написание Гвиччардини

своей «Истории»[8]. Рассматривается также и структура произведения. Анализу

двух главных произведений Гвиччардини – «Государя» и «Истории Флоренции»,

посвящена и статья Франко Гаэты. Автор, как и Ридольфи, помимо краткого

изложения содержания книги, рассматривает и структуру книги, особенности ее

построения, т.е дает ее источниковедческий анализ[9].

Из отечественных исследований идей и произведений Гвиччардини можно

отметить работы В.А.Постникова и Л.М.Брагиной. Работа Л.М.Брагиной

выделяется тем, что автор, рассматривая проблему власти в творчестве

Франческо Гвиччардини, в качестве источника привлекает, наряду с его

«Заметками о делах политических и гражданских», «Историю Флоренции». При

этом в силу того, что «История Флоренции» не получила должного «анализа в

работах отечественных историков»[10], автор значительное место вынужден

отвести под краткий пересказ содержания данного произведения. Необходимо

отметить, что Л.М.Брагина исследует, если можно так выразиться, точку

зрения автора на политическую жизнь города через «Историю», а не

фактическую часть работы. В конце Л.М.Брагина отмечает, что проблема власти

в творчестве Гвиччардини безусловно заслуживает дальнейшего изучения и

развития.

Также о проблеме власти пишет в творчестве Гвиччардини пишет и

В.А.Постников. Автор, правда, при этом опирается на другие произведения

Гвиччардини и не включает в число источников «Историю Флоренции». Тем не

менее, его статья важна для понимания общей концепции Гвиччардини.[11]

Работа Ф. Де Санктиса, посвященная развитию итальянской литературы в

целом, интересна тем, что её автор, в отличие от работ современных

исследователей, крайне негативно оценивает деятельность Франческо

Гвиччардини. Рассматривая мировоззрения Гвиччардини в сравнении с идеями

Макиавелли, он явно встает на сторону последнего, подвергая критике его

современника[12].

Помимо этих работ, близко к этой группе примыкают и работы,

посвященные итальянской литературе. Исследователи истории литературы Италии

кватроченто и чинквиченто, особенно отечественные, значительное место

уделяют изучению деятельности многих гуманистов, живших во Флоренции в

период Медичи и кроме того в таких работах отдельно рассматривается тема

поэтической деятельности Лоренцо Медичи и его кружка. Многие авторы уделяют

внимание не только изучению литературного наследия Лоренцо, но и

параллельно затрагивают различные аспекты его жизни и жизни во Флоренции

этого периода. В упомянутых выше работах у каждого из авторов, несмотря на

общие моменты, можно выделить и ряд идей, отличающих их.

Работы С.С.Мокульского, также как и работы М.Л.Андреева и

Р.Хлодовского, посвящены исследованию итальянского Возрождения и литературы

эпохи Ренессанса. В данных работах нас прежде всего интересует та их часть,

которая посвящена развитию во Флоренции гуманизма конца XIV – XV в. Так,

С.С.Мокульский и Р.Хлодовский посвящают одну из глав деятельности

гуманистов эпохи Лоренцо, исследуя отличительные особенности стиля и языка

произведений того времени[13]. Р.Хлодовский в свою очередь, изучая

деятельность Лоренцо, исследует периоды его творчества[14], а в другой

работе, написанной вместе с М.Л.Андреевым, авторы пытаются выявить

характерные черты личности самого Лоренцо, такие как: соотношение в нем

стремления к искусствам и к экономике, основываясь на его произведениях

[15]. Также можно отметить, что в данных работах, говоря о развитии

итальянской литературы эпохи Возрождения, все авторы в качестве одной из

причин подобного феномена указывают своеобразный политический строй,

установленный семьёй Медичи во Флоренции[16] и упоминают о влиянии дома

Медичи на культуру Флоренции.

К числу работ, посвященных изучению итальянской литературы Ренессанса,

принадлежит труд итальянского исследователя Адольфа Гаспари «История

итальянской литературы». Рассматривая историю литературы Италии А.Гаспари,

как и отечественные авторы, посвящает один из разделов своей книги

литературной деятельности Лоренцо Великолепного. Во многом выводы

отечественных исследователей схожи с его выводами в этой области. А.Гаспари

описывает личные качества Лоренцо[17] и дает анализ его литературной

деятельности[18].

Обратимся к анализу отечественной и зарубежной историографии, в

которой рассматриваются те или иные аспекты правления дома Медичи во

Флоренции.

В своей статье, посвященной итальянской семье, М.Л.Абрамсон

рассматривает такие аспекты этого вопроса, как структура семьи, отношения

между родственниками внутри семьи и за пределами его круга и т.д[19]. Эта

статья используется в нашей работе постольку, поскольку внутренняя

структура семьи Медичи не отличалась от внутренней структуры других семей

итальянского города, а родственные связи, как мы увидим позже, играли

большую роль в жизни итальянского города вообще и дома Медичи в частности.

Работа Л.М.Баткина «Европейский человек наедине с собой» посвящена

исследованию самооценки европейского человека себя, его понятию о

самоценном «Я». Из тех людей, на примере которых он разбирает эту проблему

нас интересуют двое – Лоренцо Медичи и Никколо Макиавелли. Наиболее важно

то, что автор исследует и отношение Макиавелли к Лоренцо Медичи, прежде

всего на основании такого источника, как переписка Макиавелли с

друзьями[20]. Образ же Лоренцо автор составляет по мало изученному ранее

источнику – его «Комментариям к некоторым сонетам о любви». Исследования

Л.М.Баткина позволяют нам дополнить портрет Лоренцо и Макиавелли новыми

деталями.

В отдельную группу можно выделить работы Л.М.Брагиной, поскольку

автор, используя материал источников, представляющих из себя произведения

итальянских гуманистов эпохи Возрождения, во всех своих работах, указанных

ниже, занимается исследованием мировоззрения, идей и политических взглядов

гуманистов. В одной из своих статей в сборнике "Средние века"[21]

Л.М.Брагина анализирует произведения Бруни, Поджо и также «Речи

неизвестного иноземного студента». Главный вывод, который делает автор,

заключается в том, что современники Медичи в своих речах создавали

Флоренции облик города-лидера[22]. В другой своей работе «Итальянский

гуманизм: этические учения XIV-XV в.» Л.М.Брагина, рассматривая направления

гуманистической мысли XIV-XV веков, затрагивает вопрос и о роли Медичи в

формировании взглядов итальянских гуманистов. Автор считает бесспорным тот

факт, что представители правящего дома внесли большой вклад в превращение

Флоренции в культурный центр Возрождения[23]. При этом Л.М.Брагина склонна

считать форму правления во Флоренции больше демократией, чем тиранией[24].

Продолжая изучать труды итальянских гуманистов, Л.М.Брагина, посвящает две

работы[25] исследованию их взглядов на власть. Она видит связь

"политической идеологии, прямым выражением которой являлись официальные

речи магистратов, с ведущими тенденциями в развитии гуманистической мысли

Флоренции XV в."[26].

Главный вывод, который можно сделать, анализируя работы автора,

заключается в следующем. В восприятии многих современников власть Медичи на

первых порах представляла из себя во Флоренции нечто среднее между

демократией и олигархией. Однако в период правления Лоренцо и особенно

после заговора Пацци, в результате которых волна репрессий постигла многих

граждан Флоренции, отношение к власти Медичи современников однозначно –

тирания[27].

В труде швейцарского историка Якоба Буркхарда дом Медичи также

упоминается довольно часто. Как следует из названия, основной своей задачей

автор считает освещение проблем касающихся итальянского Возрождения. Данные

же о доме Медичи, которые Я.Буркхард приводит в своей книге, являются

иллюстрацией к тем или иным утверждениям автора. Книга разбита на несколько

глав ( Нравы и религия; общественная жизнь и праздники и т.д ) и, к

примеру, в главе «Возрождение античность» автор не может обойти упоминанием

существование во Флоренции Платоновской академии и роль Медичи в её

существовании[28].

Книга Пасквале Виллари, посвященная жизни и деятельности проповедника-

доминиканца Джироламо Савонаролы интересна для нас необычным взглядом на

время правления Лоренцо Медичи, которое расходится с существующей в

большинстве работ точкой зрения[29]. Отдельно посвятив главу правителю

Флоренции, П.Виллари даёт нам его портрет в исключительно мрачных тонах.

Эта позиция объясняется тем, что автор явно встаёт на сторону доминиканца,

который, напомним, в своих проповедях осуждал нравы царившие в медицейской

Флоренции. Поэтому для него Лоренцо предстаёт в совсем уж неприглядном

свете[30]. Точка зрения автора безусловно очень интересна, и заслуживает

внимания.

Работа М.А.Гуковского, также посвященная итальянскому Возрождению,

охватывает период с 1250 по 1450 год. В контексте рассмотрения проблем

Возрождения в Италии, автор уделяет внимание и причинам установления власти

Медичи во Флоренции[31].

Из работ, посвященных исследованию Возрождения, необходимо отметить труд

Э.Гарэна[32], к котором автор дает свою оценку проблемным вопросам по

периоду Возрождения в Италии, в том числе затрагивая тему развития

Возрождения во Флоренции.

В статье В.Д.Дажиной исследуются особенности культуры Тосканского

герцогства (Флоренция XVI в.). При этом В.Д.Дажинa, как и некоторые другие

исследователи (А.Д.Ролова) периода Тосканского герцогства, часто обращается

к сравнению периода Тосканского герцогства XVI в. и периода расцвета Медичи

в XVв[33]. Такие же аналогии проводит в своей работе и В.Н.Гращенков[34]. В

работе другого автора, А.Д.Роловой, посвященной налоговой политике

Тосканского герцогства[35], автор также, как и В.Д. Дажина при анализе

ситуации с налогами в герцогстве, проводит параллели с Флоренцией XV века.

И.Е.Данилова в своей работе, посвященной итальянскому городу,

исследует тот же период, что и в нашей теме – XV век. И.Е.Данилову

интересуют прежде всего представления о городе таких гуманистов, как

Манетти, Альберти, Мартини и т.д. в их архитектурных трактатах. К

сожалению, о работах Франческо Гвиччардини в данной работе не упоминается.

Тем не менее, можно отметить, что И.Е.Данилова в своей работе дает описание

основных событий в жизни Флоренции XV века и упоминает о доме Медичи[36].

Кроме того, в разделе, посвященном исследованию архитектуры Флоренции того

же периода, упоминает и некоторые здания, отношение к строительству которых

имели Медичи[37].

Работа А.К.Дживилегова, посвященная культуре Возрождения, представляет

собой ряд очерков, освещающих эпоху Ренессанса через историю жизни и

деятельности конкретных представителей этого периода, например Данте и

Бокаччо. Для нас наиболее важен его очерк, посвящённый Козимо Медичи. В нем

автор показывает причины установления власти Медичи[38]. В других очерках

А.К.Дживилегова рассматриваются идеи развития гуманизма во Флоренции. В них

он кратко описывает состояние Флоренции накануне прихода к власти

Медичи[39].

Французский историк Эмиль Жебар, написавший работу об истории итальянского

Возрождения, затрагивает проблему о влиянии рода Медичи на развитие

Возрождения во Флоренции[40].

Труд Роберта Зайчика посвящен людям и искусству итальянского Возрождения.

Как пишет сам автор, его целью было "дать психологический очерк людей

истории и искусства очень важной и знаменательной эпохи"[41]. Часть своей

работы Зайчик посвящает описанию Флоренции времен Лоренцо Медичи. Зайчик

отмечает большую роль семьи Медичи в превращении города на Арно в центр

Возрождения[42]. Зайчик очень высокого мнения о Лоренцо Медичи, но при этом

в конце автор отмечает некоторые отрицательные черты правителя

Флоренции[43].

Другая проблема, затронутая в историографии, связанная с династией Медичи,

касается экономической жизни Флоренции. В этой связи заслуживает внимание

работа Л.А. Котельниковой. Одна из глав её работы целиком посвящена

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.