рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Политическое развитие Франции 1945 -1998

голосовавших1.

Неудачи правительства левых сил зачастую воспринимались массами как

свидетельство невозможности глубоких социальных преобразований. Они вызвали

настроения разочарования и пессимизма, «сдвиг вправо» в общественном

сознании. Проводимый компартией в течение длительного времени курс на

достижение общественных преобразований путем победы на выборах в союзе

левых сил, объединенных совместной программой, оказался неудачным. Он

породил иллюзии в отношении Социалистической партии и способствовал

ослаблению компартии.

Правые партии собрали в общей сложности 56( голосов, причем за крайне

правую расистскую группировку Национального фронта голосовало более 9(

избирателей, почти столько же, сколько за Коммунистическую партию2.

В результате выборов 1986 г. правительство сформировали правые партии –

ОПР и Союз за французскую демократию. Премьер-министром стал лидер ОПР Жак

Ширак. Президентом остался Франсуа Миттеран.. Создалась необычная ситуация:

левый президент сосуществовал с правым правительством и правым большинством

в парламенте. Такое положение привело к первому сосуществованию.

Весной 1988г. в связи с истечением полномочий Миттерана во Франции

состоялись новые президентские выборы. Все главные партии выдвинули своих

кандидатов. Кандидатом Социалистической партии был Ф. Миттеран,

Коммунистической партии – член политбюро ЦК ФКП А. Ляжуани. От партии ОПР

баллотировался бывший премьер-министр Ж. Ширак, от СФД – Р. Барр,

занимавший пост премьер-министра в 1976 – 1981 гг.

В первом туре голосования наибольшее число голосов собрали Миттеран и

Ширак, которые должны были продолжить борьбу во втором туре. Серьезное

поражение потерпел кандидат Коммунистической партии, получивший менее 7(

голосов. За кандидата крайне правого Национального фронта Ж.-М. Ле Пена

впервые высказалось более 14( избирателей – в два раза больше, чем за

кандидата компартии. Стремясь не допустить победы правых, коммунисты

призвали своих избирателей голосовать во втором туре за Миттерана. В

результате Миттеран опередил Ширака и вновь был избран президентом Франции.

Как и в 1981 г., президент Миттеран распустил парламент, в котором

преобладали правые, и назначил новые парламентские выборы. Они состоялись

летом 1988 г. На первое место вышла Социалистическая партия, собравшая

почти 35( голосов. Коммунистическая партия несколько улучшила свои

результаты: за нее проголосовало 11,3( избирателей – на 710 тыс. больше,

чем на президентских выборах 1988 г. Правые партии – ОПР и СФД – потеряли

часть избирателей, собрав в общей сложности 37,7( голосов (вместо 43( в

1986 г.). Много голосов потерял Национальный фронт, за который на этот раз

проголосовало менее 10( избирателей1.

Итоги выборов показали, что наибольшим влиянием среди избирателей

продолжает пользоваться Социалистическая партия и лично президент Миттеран,

в котором многие французы видели арбитра, способного поддерживать

равновесие между правыми и левыми, гаранта сохранения демократических

свобод и социальных завоеваний трудящихся.

Премьер-министром нового правительства Миттеран назначил одного из

руководителей Социалистической партии М. Рокара. в мае 1991 г. он уступил

этот пост Эдит Крессон, а в апреле 1992 г. ее сменил Пьер Береговуа. Второе

сосуществование имело место с марта 1993 г., когда президент Миттеран

назначил премьер-министром Эдуара Балладюра после парламентских выборов,

обеспечивших подавляющее большинство Объединению в поддержку Республики и

Союзу за французскую демократию. Оно закончилось в 1995 г. с избранием

президентом Республики Жака Ширака. Исполнительная и законодательная власть

вновь были в руках одного и того же большинства, а премьер-министром

становится Алэн Жюппе. Третье сосуществование началось с июня 1997 г.:

парламентские выборы последовавшие за роспуском Национального собрания

Жаком Шираком в апреле 1997 г., обеспечили большинство представителям левых

сил. Президент назначил премьер-министром Лионеля Жоспена, лидера

Социалистической партии. Условия третьего сосуществования обратным двум

предыдущим, но такой новый характер правления, похоже, более всего

устраивает электорат, который стал более колеблющимся. В целом же три

периода сосуществования свидетельствуют о том, что институты Пятой

республики вполне работоспособны и обеспечивают Франции определенную

политическую стабильность.

2.11 Современный политический пейзаж.

Политические объединения играют важнейшую роль посредников между

гражданами и политикой. Во Франции они претерпевают частые изменения,

делающие их позиции и альянсы более сложными, чем в Соединенных Штатах,

Соединенном Королевстве или Германии, где структура партий отличается

большей стабильностью. На протяжении последних десяти лет число их членов,

как, впрочем, и членов профсоюзов, значительно сократилось. Такое

разочарование отражает определенное недоверие общественного мнения к

организациям, при финансировании которых допускались нарушения, наказуемые

в судебном порядке. Чтобы примирить граждан и политическую жизнь сменявшие

друг друга на протяжении последних десяти лет правительства стремились

сделать более прозрачным финансирование партий и обновить их руководящий

состав путем его омоложения и более широкого представительства женщин.

Победа левых сил на выборах в Национальное собрание в 1997 привела к новому

"сосуществованию" правых и левых - третьему по счету в Пятой республике

после 1986-1988 гг. и 1992-1995 гг. На этот раз президент Республики

принадлежит к правым, а правительство - к левым, тогда как в прошлом было

наоборот. Хотя такое положение ни в коей мере не влияет на международную

политику страны, поскольку президент Республики и премьер-министр выступают

на крупных форумах с единых позиций, оно не снижает уровень традиционного

противостояния левых и правых сил во внутренней жизни.

Поражение правых сил на выборах в Национальное собрание, а затем

ослабление их позиций на региональных выборах 1998 г. привели к их

дроблению, чему также способствовали личные амбиции многих руководителей

партий. Обе главные составляющие правого лагеря - Объединение в поддержку

Республики (ОПР) и Союз за французскую демократию (СФД) - подвержены

влиянию центробежных сил. Если Альянс за Францию, созданный в мае 1998 г.,

объединяет "республиканскую оппозицию", то есть Объединение в поддержку

Республики (ОПР), Союз за французскую демократию (СФД) и Либеральную

демократию, то это относится лишь к руководству, но не находит понимания со

стороны рядовых членов и не устраняет внутренних разногласий в стане правых

Либералы и центристы, которые объединились в1978 г. по инициативе

бывшего президента Республики Валери Жискар д'Эстена в Союз за французскую

демократию (СФД), в 1998 г. снова разделились. Часть либералов оказалась

сегодня в партии Либеральная демократия, которая пришла на смену

Республиканской партии и которую возглавляет Ален Мадлен. Другие либералы

остались в республиканском независимом и либеральном объединении - Союзе за

французскую демократию (СФД). Центристы, которые отныне составляют

большинство СФД, объединились вокруг Демократической силы, возглавляемой

Франсуа Бейру. В эту партию вошли после 1995 г. бывший Центр социальных

демократов (ЦСД) и Социал-демократическая партия (СДП). Наконец, бывшими

членами СФД были созданы другие объединения, такие как Движение

реформаторов Жан-Пьера Суассона, Объединение правых Шарля Мийона и Движение

за Францию Филиппа де Вилье. Если само ОПР внешне сохранило единство,

несмотря на последствия конкуренции между Жаком Шираком и Эдуаром

Балладюром на президентских выборах1995 г., то внутри него сохраняются

различные тенденции, о чем свидетельствует создание Шарлем Паскуа движения

"Франция завтра".

Разногласия среди правых республиканцев в значительной степени

объясняются противоречивыми позициями в отношении Национального фронта.

Некоторые его представители сблизились с крайне правым движением, вместе с

которым они возглавляют ряд региональных советов. Другие, напротив,

выступают против любых уступок Национальному фронту. Последний, используя

социальный кризис и разочарование части электората в республиканских

партиях, укореняется во многих регионах. Национальный фронт культивирует

национализм, враждебный европейскому строительству, и подвергает резкой

критике все ведущие партии.

Левый лагерь также раздроблен. Конечно, Социалистическая партия

значительно опережает другие и остается ведущей силой нынешнего так

называемого "множественного", левого большинства. Ее внутренние конфликты

из-за борьбы между различными тенденциями, получившие большой резонанс в 80-

х гг., постепенно сошли на нет после победы на последних выборах в

Национальное собрание, хотя некоторая критика в адрес правительства иногда

звучит и сейчас слева от Социалистической партии Жан-Пьер Шевенман

руководит Движением граждан (ДГ).

Французская коммунистическая партия, потеряв за 20 лет значительную

часть своих членов и электората, частично в пользу Социалистической партии,

сумела за последние годы стабилизировать свое влияние на уровне 9-10%

электората. Став отныне более прагматичной, партия стремится обновить свой

облик, но ее руководству приходится сталкиваться с "обновленцами", как еще

состоящими в партии, так и вышедшими из нее.

Партия радикал-социалистов (ПРС), имеющая поддержку главным образом на

юго-западе страны, не без труда находит взаимопонимание со своими

союзниками - социалистами. Защитники окружающей среды, появившиеся на

национальной политической сцене в 1974 г., разделились на соперничающие

фракции, из которых "зеленые" представлены в правительстве. Одна из этих

фракций - "Поколение экологии", - возглавляемая Брисом Лалондом, сблизилась

с ОПР и СФД.

Наконец, выборы в Национальное собрание в 1997 г. показали рост

популярности левых экстремистов. Ведущее положение среди них занимает

"Рабочая борьба" во главе с Арлетт Лагийе, которая опережает Революционную

лигу коммунистов. Левые экстремисты отвергают часть мер, принимаемых

правительством.

Заключение

Может сложиться впечатление, что, поскольку в последние годы

политические коалиции часто менялись, в управлении страной отсутствует

преемственность. Силы, сменяющие друг друга у власти, разумеется, сохраняют

свою специфику, поскольку у каждой из них своя ориентация и свой выбор

методов решения проблем. Правое большинство выступает за ограничение роли

государства и, находясь у власти, принимало меры для снижения налогов и

обязательных отчислений. Напротив, социалисты и левое большинство в целом

предпочитали сохранение статус-кво в части национализации и приватизации,

способствовали увеличению численности государственных служащих, и

стремились сохранить, насколько возможно государственно-административный

контроль над экономической жизнью страны.

При всем этом, независимо от политической окраски стоящих у власти

правительств, налицо постоянство в том, что касается решения проблемы

занятости и борьбы с безработицей. Постоянство солидарности, проявляется и

в подходе к евростроительству. Все президенты и премьер-министры были его

убежденными сторонниками, мобилизуя свое большинство на реализацию проекта

объединения Европы. Впрочем, иногда разногласия по европейским проблемам

выходили за пределы традиционного несовпадения мнений левого и правого

лагерей. Так, 20 сентября 1992 г. на референдуме по Маастрихтскому договору

правые и левые разделились, как и вся Франция, на сторонников "за" и

"против". За присоединение к договору был отдан только 51% голосов. С тех

пор число сторонников европейского единства возросло, и консенсус по

вопросу о переходе на единую валюту - евро - был уже шире, хотя острые

разногласия на этот счет проявляются до сих пор. Наконец, все сменявшие

друг друга правительства содействовали достойному участию Франции в мировом

экономическом соревновании, стремясь смягчить последствия трудностей,

испытываемых некоторыми отраслями экономики, и создать благоприятные

условия для развития новых отраслей, таких как авиакосмическая,

телекоммуникации, биотехнологии, виды деятельности, связанные с охраной

окружающей среды, и т. д.

В целом можно констатировать, что руководители и органы, которые

определяли структуру политической жизни с 50-х гг., эволюционируют

медленно, но их поведение и идеология претерпели глубокие изменения. По

фундаментальным направлениям возник реальный консенсус, и Франция

развивается в сторону модели, близкой к той, которая была создана социал-

демократией Северной Европы.

Список литературы

1. Григорьева И. В., Рогулев Ю.Н., Смирнов В. П. и др.; под редакцией

Язькова Е. Ф. История Новейшего времени стран Европы и Америки: 1945 –

1990 гг.; М.: Высш. шк., 1993.

2. Наумова Н. Н. Голлизм в оппозиции: Партия объединения французского

народа в политической жизни Четвертой республики. 1947 –1955. – М.: Изд-

во Моск. Ун-та, 1991.

3. Сироткин В. Г. История Франции: Пятая республика – М.: Высш Шк., 1989.

4. www. ambafrance. ru

-----------------------

[1] И. В. Григорьева, Ю. Н. Рогулев, В. П. Смирнов и др.; под редакцией Е.

Ф.Язькова. История новейшего времени стран Европы и Америки: 1945 – 1990

гг.; М.; издательство Высшая школа, 1993, с.78

[2] И. В. Григорьева, Ю. Н. Рогулев, В. П. Смирнов и др.; под редакцией Е.

Ф.Язькова. История новейшего времени стран Европы и Америки: 1945 – 1990

гг.; М.; издательство Высшая школа, 1993, с.78

[3] И. В. Григорьева, Ю. Н. Рогулев, В. П. Смирнов и др.; под редакцией Е.

Ф.Язькова. История новейшего времени стран Европы и Америки: 1945 – 1990

гг.; М.; издательство Высшая школа, 1993, с.78

1 И. В. Григорьева, Ю. Н. Рогулев, В. П. Смирнов и др.; под редакцией Е.

Ф.Язькова. История новейшего времени стран Европы и Америки: 1945 – 1990

гг.; М.; издательство Высшая школа, 1993, с.80

1 Наумова Н. Н. Голлизм в оппозиции: Партия объединения французского народа

в политической жизни Четвертой республики. 1945 –1955; М.;Издательств

Московского университета, 1991 г., с 32

1 И. В. Григорьева, Ю. Н. Рогулев, В. П. Смирнов и др.; под редакцией Е.

Ф.Язькова. История новейшего времени стран Европы и Америки: 1945 – 1990

гг.; М.; издательство Высшая школа, 1993, с.81

2 И. В. Григорьева, Ю. Н. Рогулев, В. П. Смирнов и др.; под редакцией Е.

Ф.Язькова. История новейшего времени стран Европы и Америки: 1945 – 1990

гг.; М.; издательство Высшая школа, 1993, с.82

1 И. В. Григорьева, Ю. Н. Рогулев, В. П. Смирнов и др.; под редакцией Е.

Ф.Язькова. История новейшего времени стран Европы и Америки: 1945 – 1990

гг.; М.; издательство Высшая школа, 1993, с.86

1 И. В. Григорьева, Ю. Н. Рогулев, В. П. Смирнов и др.; под редакцией Е.

Ф.Язькова. История новейшего времени стран Европы и Америки: 1945 – 1990

гг.; М.; издательство Высшая школа, 1993, с.86

2 Наумова Н. Н. Голлизм в оппозиции: Партия объединения французского народа

в политической жизни Четвертой республики. 1945 –1955; М.;Издательств

Московского университета, 1991 г., с 105

1 И. В. Григорьева, Ю. Н. Рогулев, В. П. Смирнов и др.; под редакцией Е.

Ф.Язькова. История новейшего времени стран Европы и Америки: 1945 – 1990

гг.; М.; издательство Высшая школа, 1993, с.190

1 И. В. Григорьева, Ю. Н. Рогулев, В. П. Смирнов и др.; под редакцией Е.

Ф.Язькова. История новейшего времени стран Европы и Америки: 1945 – 1990

гг.; М.; издательство Высшая школа, 1993, с.191

1 И. В. Григорьева, Ю. Н. Рогулев, В. П. Смирнов и др.; под редакцией Е.

Ф.Язькова. История новейшего времени стран Европы и Америки: 1945 – 1990

гг.; М.; издательство Высшая школа, 1993, с.195

1 И. В. Григорьева, Ю. Н. Рогулев, В. П. Смирнов и др.; под редакцией Е.

Ф.Язькова. История новейшего времени стран Европы и Америки: 1945 – 1990

гг.; М.; издательство Высшая школа, 1993, с.197

1 И. В. Григорьева, Ю. Н. Рогулев, В. П. Смирнов и др.; под редакцией Е.

Ф.Язькова. История новейшего времени стран Европы и Америки: 1945 – 1990

гг.; М.; издательство Высшая школа, 1993, с. 315

1 И. В. Григорьева, Ю. Н. Рогулев, В. П. Смирнов и др.; под редакцией Е.

Ф.Язькова. История новейшего времени стран Европы и Америки: 1945 – 1990

гг.; М.; издательство Высшая школа, 1993, с. 316

1 И. В. Григорьева, Ю. Н. Рогулев, В. П. Смирнов и др.; под редакцией Е.

Ф.Язькова. История новейшего времени стран Европы и Америки: 1945 – 1990

гг.; М.; издательство Высшая школа, 1993, с. 318

1 И. В. Григорьева, Ю. Н. Рогулев, В. П. Смирнов и др.; под редакцией Е.

Ф.Язькова. История новейшего времени стран Европы и Америки: 1945 – 1990

гг.; М.; издательство Высшая школа, 1993, с. 319

2 И. В. Григорьева, Ю. Н. Рогулев, В. П. Смирнов и др.; под редакцией Е.

Ф.Язькова. История новейшего времени стран Европы и Америки: 1945 – 1990

гг.; М.; издательство Высшая школа, 1993, с. 319

1 И. В. Григорьева, Ю. Н. Рогулев, В. П. Смирнов и др.; под редакцией Е.

Ф.Язькова. История новейшего времени стран Европы и Америки: 1945 – 1990

гг.; М.; издательство Высшая школа, 1993, с. 320

2 И. В. Григорьева, Ю. Н. Рогулев, В. П. Смирнов и др.; под редакцией Е.

Ф.Язькова. История новейшего времени стран Европы и Америки: 1945 – 1990

гг.; М.; издательство Высшая школа, 1993, с. 320

1 И. В. Григорьева, Ю. Н. Рогулев, В. П. Смирнов и др.; под редакцией Е.

Ф.Язькова. История новейшего времени стран Европы и Америки: 1945 – 1990

гг.; М.; издательство Высшая школа, 1993, с. 321

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.