рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Лекции по конституционному праву

- местных органов

К системе права РФ относятся некоторые законодательные акты бывшего

СССР, если они не противоречат действующему федеральному законодательству.

6. Наличие федеральной собственности. Объектами, относящимися

исключительно к федеральной собственности, являются объекты, необходимые

для обеспечения функционирования федер. органов власти, объекты оборонного

пр-ва, объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хоз-ва,

объекты, составл. основу нац. богатства (заповедники, курорты), гос. казна,

музеи, объекты историко-культурного наследия.

7. Единая денежно-кредитная система, ст. 75 ч. 1.

8. Наличие единых вороженных сил.

9. Гос. язык, ст. 68 (ч. 1) (Язык межнац. общения).

В соответствии с з-ном РСФСР "О языках народов РСФСР" от 25 октября

1991 года признаются равные права народов России, на сохранение, развитие и

поддержку гос-вом этих языков.

10. Право международных отношений.

РФ представляет и защищает как интересы федерации в целом, так и

интересы каждого субъекта. РФ заключает международные договоры и

соглашения, участвует в работе международных организаций. РФ обладает

исключ. правом объявлять войну и заключать мир.

11. Наличие гос. символов, гос. флага, гос. герба и гос. гимна.

"Положение о гос. флаге РФ" от 11 декабря 1993 года.

"Положение о гербе" от 30 ноября 1993 года.

"Положение о гос. гимне РФ" от 11 декабря 1993 года.

12. РФ имеет свою столицу. В соответствии со ст. 70 КРФ столицей

России является г. Москва. Статус столицы устанавливается з-ном РФ от 15

апреля 1993 г. "О статусе столицы РФ". КРФ закрепляет предметы ведения,

принадлежащие исключ. РФ.

3. В составе РФ в качестве ее субъектов находится 21 республика. Они

перечислены в ст. 65 К. Например, республика Адыгея, р. Алтай, р.

Башкортостан, Татарстан и т.д.

Конст.-прав. статус республики характер. следующим:

1. Республика является государством в составе РФ, обладающим всей

полнотой гос. власти на своей территории. Кроме тех полномочий, которые в

соответствии с КРФ находятся в ведении федер. органов гос. власти.

2. Каждая республика имеет свою тер. Пределы территории республики

определяются ее гос. границей. Республика имеет внутреннюю границу,

отделяющую ее от других субъектов РФ. Внешняя – явл. одновременно границей

РФ. Республика обладает территориальным верховенством. Территория

республики не может быть изменена без ее согласия.

3. Каждая республика имеет свою констит-прав. систему, которая

включает К. республики, республиканские з-ны и др. н.п.а., изданные в

пределах ее компетенции.

Договоры и соглашения р. с РФ с другими субъектами, а также с

зарубежными странами, акты о делегировании полномочий.

К. з-ны и иные н.п.а. республик не могут противоречить КРФ и ФЗ РФ,

принятых в пределах полномочий РФ. Но если ФЗ, издан вне пределов

полномочий РФ, действует н.а. последней (республики). Республика в составе

РФ пользуется правом законодательной инициативы в ФС РФ,

4. Республика в составе РФ самостоятельно определяет систему своих

органов гос. власти. Каждая республика имеет свой законод. орган, главу

исполн. власти или главу республики, свое ПР-во, свой Верх. Высш. Арб. Суд.

5. Наличие республиканского гр-ва. наличие гр-ва РФ и гр-ва

республики означает не двойное гр-во, а 2 уровня единого гр-ва.

6. Наличие республ. собственности. Она включает землю, недра,

имущества органов гос. власти, памятники культуры.

7. В соотв. со ст. 68 КРФ республика в составе РФ вправе

устанавливать свой язык. В органах гос. власти и местн. самоупр. он

употребляется наряду с гос языком.

8. Республика в составе РФ вправе выступать в качестве участника

междунар. соглашений, подписывать договоры с другими иностр. гос-вами,

открывать заруб. представительства, участвовать в междун. организациях. Но

международная правосубъектность республики ограничена. Она не может

противоречить КРФ, ФЗ, федер. договору.

9. Право на гос. символику, включ. гос герб, гос. флаг, гос. гимн и

столицу.

10. Республики в составе РФ не вправе в одностороннем порядке

изменять свой статус, однако статус республики не может быть изменен и без

ее согласия., ст. 66 ч. 5.

11. Республика вправе самостоят. решать вопрос о своем наименовании.

12. Если ЧП вводится федер. органами гос. власти РФ, на тер-рии

республики необходимо предварительное согласие органов гос. власти этой

республики. Если обстоятельства, служащие основанием для введения ЧП,

затрагивают территорию только 1 республики, ЧП в этой республике может быть

введено органами гос. власти этой республики с немедленным уведомлением

Президента и парламента РФ.

13. Исключ. полномочия республик определены их К. на основе КРФ и

федер. договора, но они не должны противоречить КРФ.

4. В составе РФ 6 краев, 49 областей, 2 города федер. значения (М. и

С.-П.), кот. в соотв. со ст. 65 КРФ являются субъектами РФ.

1. Края, области и города ф.з. обладают определенной учредительной

властью. Они вправе принимать свои уставы, з-ны и иные н.п.а., кот. не

противореч. КРФ и з-нам РФ.

Устав закрепляет прав. статус соотв. субъекта организацию гос.

власти, порядок нормотворч. д-ти, организацию местного самоуправл.

2. Данные субъекты обладают своей территорией, кот. не могут быть

изменены без их согласия.

3. Каждый из этих субъектов образует органы представит., исполнит. и

суд. власти.

4. Они вправе иметь свою символику – самост. символика Вор. обл. по

уставу.

5. Субъекты явл. самост. участниками междунар. и внешнеэконом.

связей, соглашений с другими краями, областями, республиками, автономн.

областью и автономн. округами.

6. Края и области имеют свои администр. центры, ст. 25, Вор. обл.

7. Статус субъектов РФ может быть изменен только с согласия данного

субъекта и РФ.

8. От субъекта РФ избир. делегаты в ГД, входят по 2 представителя в

СФ: глава законод. и глава исп. власти (губернатор, председ. обл. думы).

9. Законод органы власти субъекта обладают правом законод. инициативы

в ФС.

10. КРФ, Федер. договор уставы субъектов определяют предметы ведения

соотв. субъектов, ст.76 ч. 2.

11. Введение ЧП на территории субъекта осуществляется федер. органами

гос. власти с уведомлением органов власти субъекта РФ.

5. В составе РФ в качестве ее субъектов находятся 1 автономная

область и 10 автономных округов.

Автономная обл. – это национальное гос. образование, отличающиеся

особым нац. составом и бытом населения.

Автономн. округа обладают огромной территорией при небольшой

численности населения.

Статус автоном. округа и автономн. области определяется КРФ, федер.

договором, включ. договор "О разграничении предметов ведения и полномочий

между фед. органами гос. власти РФ и органами власти автоном. области,

автоном. округа", др. федер. актами.

Статус авт. обл. и округа соотв. статусу края, области, городов ф.

знач.

Взаимоотн. с автон. округами, находящ. в составе краев и областей,

определ. уставами этих краев и областей и уставами соотв. округов.

Предметы совместн. ведения РФ и автономии в ее составе, ст. 72 КРФ.

Исключ. полномочия органов гос. власти автономий определяются в

уставах и иных н.п.а.

6. Адм.-тер. устройство – это разделение его тер-рии на определенные

части в соответствии с кот. строится система местных органов гос. власти и

местного самоуправления.

Такие части называются админ.-тер. единицами.

В федерат. гос-ве такое деление имеют субъекты РФ (область д-ти

субъектов РФ).

Принципы админ.-тер. устройство:

1. Экономический – особенности хоз. профиля

2. Национальный

3. Максимальное приближение гос. аппарата и местного самоуправления к

населению.

Существует 2 вида админ.-тер. единиц:

1. базовые – районы и города республиканского и областного или

краевого значения.

2. первичные – города районного подчинения, районы в городах,

поселки, сельские поселения.

Район (уезд) – это адм. – тер. единица, составляющая часть

республики, края, области, автономной области, автономн. округа.

Города – это админ.-тер. единицы, кот. включ. в себя промышл.

предприятия, жилой фонд, медицинские, культурно- промышленные учреждения и

т.д.

Виды городов:

1. Города республиканского значения

2. Города краевого, областного, окружного значения.

3. Города районного значения.

Городские районы создаются в городах с численностью населения более

100 тыс. человек для обеспечения нормального ф-ния крупных городов.

К городским поселениям относятся городские поселки:

1. курортные

2. рабочие

3. дачные

Самой многочисленной админ.-тер. единицей являются сельские

поселения: селы, станицы, аулы, кишлаки.

Тер-рия Москвы делится на администр. округа, кот. включают в себя

муниципальные районы.

Административный округ – внутригородская администр. единица, система

органов власти кот. строится на основе централизованного управления.

Муницип. район – админ.-тер. единица Москвы, в границах которой

осуществляется самоуправление населения, проживающего на данной тер-рии.

Муницип. районы делятся на микрорайоны.

На тер-рии некоторых субъектов РФ для компактности проживающих

численно небольших групп национальностей создаются нац. районы. Например,

ненецкий нац. район в Алтайском крае.

В РФ имеются также закрытые админ.-тер. образования, статус кот.

регулируется з-ном РФ от 14 июля 1992 г. "О закрытом админ.-тер.

образровании".

Государственные органы в РФ

Президент РФ.

1. Система и виды гос. органов РФ.

2. Констит. принципы организации и д-ти гос. органов в РФ.

3. Президент в РФ:

а) правовой статус Президента РФ

б) выборы президента РФ

в) компетенция Президента РФ

г) досрочное прекращение полномочий Президента РФ

Н/а КРФ, глава 4.

ФЗ "О выборах Президента РФ" от 21 апреля 1995 г.

СЗ РФ, 95 г. № 21

1. Гос. орган является гр-ном или коллективом гр-н, наделенных гос.-

властными полномочиями, уполномоченными гос-вом на осуществление его задач

и функций, и действующий в установленном порядке.

Признаки гос. органов:

1. Гос. органы наделены гос.-властными полномочиям. Они имеют право

издавать акты, обязательные для исполнения другими гос. органами, должн.

лицами и гражданами.

2. Каждый гос. орган образуется в установленном гос-вом порядке.

3. Гос. орган уполномочивается гос-вом осуществлять его задачи и ф-

ции

4. Каждый орган является составной частью единой системы органов гос.

власти.

В своей совокупности гос. органы образуют единую систему.

1. по предм. признаку она включ. органы закон., исполн. и суд.

власти.

Органы законод. власти: ФС, парламенты республик в составе РФ,

краевые, обл., городские Думы и др. законод. органы, выборные органы в

совок. сост. систему представит. органов власти.

Органы исполнит. власти: ПР-во РФ, ПР-ва республик РФ, министерства,

главы администраций субъектов. По х-ру полномочий органы исполн. власти

делятся:

1) на органы общей компетенции (пр-ва)

2) органы спец. компетенции (министерства).

Органы суд. власти: Конст. Суд, Вех. Суд, Высш.Арб. Суд, суды

субъектов.

В общую группу гос. органов выделяют органы прокуратуры.

В систему органов гос. власти не входят органы местного

самоуправления.

2. По территор. пределам действия

1) федеральные гос. органы

2) органы субъектов РФ

К федер. – ФС, пр-во

К органам субъектов

3. По порядку осуществления полномочий

1) коллегиальные ФС

2) единоначальные Президент РФ

2. 1. Принципы разделения властей, ст. 10

2. Принципы участия граждан в управлении гос-вом, ст. 3

3. Принципы законности, ст. 15 ч. 2.

4. Принципы федерализма, ст. 5, ч. 3-4

3. а) Пост президента был утвержден в 90 г., а первым президентом был

Ельцин 12 июня 91 г. Правовой статус Президента закреплен в ст. 80 КРФ.

1. Президент является главой гос-ва, институт президентства в РФ

сочетает черты как президентской так и полупр. р-ки. П-т определяет

структуру Пр-ва, принимает решения о его отставке, назначение председ. П-ва

осуществл. с согласия ГД. Глава гос-ва не явл. главой Пр-ва.

Пр-во ответственно не только перед Президентом, но и перед

парламентом.

2. Президент РФ является гарантом КРФ, прав и свобод ч. и г. В

установленном КРФ порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее

независимости и гос. целостности, обеспечивает согласованное

функционировние и взаимодействие органов гос. власти.

3. Президент РФ в соотв. с КРФ и ФЗ определяет основные направления

внутренней и внешней политики гос-ва.

4. Президент РФ как глава гос-ва представляет РФ внутри страны и в

международных отношениях.

б) Выборы Президента осущ. на основе КРФ и ФЗ "О выборах Президента

РФ" от 21 апр. 95 г.

Выдвигать кандидата на должность пр-та вправе, и.о., и. блок или

непоср. избиратели, образов. инициативную группу не менее 100 человек. При

этом они обязаны собрать в поддержку кандидата не менее 1 млн. подписей

избир., при этом на 1 субъект – не более 7 % от требуемого общего числа

подписей.

Выборы проводятся в случае, если зарегистрировано не менее 2-х канд.

Выборы счит. несост., если в них приняло участие менее 50 % избирателей,

внесенных в списки. Избранным счит. кандидат более 50 % избир., принявших

участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не избран, назнач.

повторное голосование по 2 кандидатам, получившим наиб. число избирателей.

В этом случае считается кандидат, получивший при голосовании большее число

голосов при условии, что это число больше числа голосов, поданных против

всех кандидатов. – II тур.

Если выборы признаны несостоявшимися или недействит. при обнаружении

грубых нарушений з-на СФ не позднее, чем через 4 месяца назнач. повторные

выборы. На 30-й день после избрания Президента состоится процедура его

вступления в должность – инагурация.

в) Компетенция П-та представл. совокупность его полномочий по

разрешению вопросов гос. и общ. жизни, установленных КРФ.

1. Полномочия по формированию и руководству исполнит. властью.

Решение о недоверии Пр-ву может вынести ГД, но оно не является для

Президента обязательным.

В администр. П-та входят руководитель, I помощник и помощники П-та,

полномочные представители, главное управление П-та, аппарат Совета

безопасности и т.д.

2. Полномочия по взаимодействию с федер., законод и суд властями.

ГД не может быть распущена:

- в течение 1 года после ее избрания

- с момента выдвижения ГД обвинения против П-та до принятия соотв.

решения СФ

- в период действия на всей территории РФ военного и ЧП

- в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента.

Президент обладает правом отлагательного вето, т.е. право не

подписывая, отклонить з-н, принятый ФС. Порядок опублик. и вступления в

силу ФС предусмотрен ФЗ от 25 мая 94 г. "О порядке опубликования и

вступления в силу ФКЗ, ФЗ, актов палат ФС" СЗ РФ 94г., № 8.

3. Полномочия в области безопасности и обороны.

4. Полномочия в области внешней политики, междун. отношений.

5. Иные полномочия Президента РФ.

Если законод. органы субъектов РФ не согласны с актами Президента,

они вправе обратиться в Конст. суд, решение кот. о неконстит. указов влечет

утрату ими юр. силы.

Указы Президента бывают 2-х видов:

1) носящие нормативный характер, т.е. содержащие правовые предписания

неопределенному кругу субъектов, рассчитанные на длительное и многократное

применение.

Например, указ от 10 июня 1994 г. "Об обеспечении взаимодействия П-та

РФ и П-ва РФ".

2) носящие индивидуальный х-р: о приеме в гр-во, о приеме на

должность, о награждении

г) В соответствии со ст. 91 Президент обладает неприкосновенностью.

Досрочное прекращение полномочий президента имеет место в случае: (ст. 92,

ч.2)

1) отставка Президента, т.е. добровольный уход главы гос-ва со своего

поста

2) стойкая недееспособность по состоянию здоровья осуществлять

принадлежащие ему полномочия

3) отрешение от должности.

Федеральное собрание

1. Совет Федерации

2. Гос. Дума

3. Статус депутата СФ и ГД

4. Законодательный процесс

1. ФС – это парламент РФ, явл. представит. и законод. органом РФ.

ФС состоит из 2-х палат – СФ и ГД.

Порядок деятельности СФ определяется регламентом СФ от 6 февраля 1996

г. СФ избирает из своего состава тайным голосованием председателя и 4

заместителей. Основной формой работы СФ явл его заседания, проводимые

открыто с 1 октября по 31 июля. В случаях, предусмотренных регламентом,

палата вправе проводить закрытые. Заседания считаются правомочными, если на

них присутствует более половины членов. Деятельность СФ обеспечивается его

аппаратом, состоящим из секретариатов председ. СФ, и зам. председателя СФ,

а также ряда подразделений.

2. ГД – это нижняя палата ФС, состоит из 450 депутатов, кот.

избираются сроком на 4 года.

ГД собирается на сессии: весеннюю и осеннюю.

Понедельник, четверг – заседают комитеты и комиссии ГД. Вторник –

парламентские слушания и работа депутатов в комитетах, комиссиях и

фракциях.

Среда, пятница – заседание ГД. Каждую пятницу проводится

правительственный час для ответов членов Пр-ва на вопросы депутатов (не

более 2-х членов в 1 день заслуш.).

Каждая последняя неделя месяца предназн. для работы депутатов с

избирателями.

3. Полномочия членов палат ФС определяются КРФ и ФЗ от 8 мая 1994 г.

"О статусе депутата СФ и статусе депутата ГД ФС РФ".

Депутаты рассматр. поступившие письма гр-н, ведут прием граждан,

информируют избирателей о своей деятельности. Они обязаны соблюдать правила

депутатской этики, не допускать антисемитские выступления и т.д.

Гарантии прав депутатов.

1. Депутаты обладают правом законодат. инициативы

2. Пользуются правом решающего голоса по всем вопросам, рассматр.

палатой.

3. Вправе обратиться с запросами ПР-ву, Ген. пркурору, председ.

Центробанка. Эти органы обязаны им дать ответ в течение 15 дней.

4. Вправе обращ. с вопросами к любому члену Пр-ва, что явл.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.