рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Лекции по конституционному праву

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные

договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

г) Республиканская форма правления.

Разл. монархия и республика (выборность и сменяемость главы гос-ва).

Республика бывает президентской или парламентской.

В современных странах существует форма правления, сочетающая черты

през. и парл. республ.

РФ полупрез.

1) всеобщее голосов. на выборах презид.

2) П. имеет право роспуска парламента

3) вместе с П. действует председ. пр-ва министры в опр. мере

ответств. перед парламентом

4) П. вправе выражать недоверие пр-ву, но вопрос об отставке пр-ва

решается президентом.

д) РФ – соц. гос-во, ст. 7(1,2)

РФ – социальное гос-во, политика которого направлена на создание

условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Основные направления соц. политики –ч. 2 ст. 7:

1 – охрана труда и здоровья людей

2 – установление гарантированного минимального размера оплаты труда

3 – обеспечение гос. поддержки семьи, материнства, отцовства и

детства

4 – развитие системы соц. служб

5 – установление гос. пенсий, пособий и иных гарантий соц. защиты

е) РФ – светское гос-во, ст. 14

1. РФ – светское гос-во. Никакая религия не может устанавливаться в

качестве государственной или обязательной

2. Религиозные объединения отделены от гос-ва и равны перед законом.

В соответствии с ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" от

26 сент 1997 г. гос-во:

1) не вмешивается в определении гражданином своей религии, в

воспитании детей родителями или лицами, их заменяющими в соотв. со своими

убежд. и учетом прав ребенка на свободу совести и вероисповедания

2) не возлагает на религиозн. объединение выполнение ф-ций гос.

власти и других органов

3) не вмешивается в деятельность общ организаций, если она не

противоречит з-ну

4) обеспечивать светский х-р образования в гос. и муницип. образов.

учреждениях

Религиозн.- объединение не участвует в выборах органов гос. власти и

местного самоупр., не вмеш в деятельность партий и полит. объед и не оказ.

им помощь.

Клерикальное гос-во – церковь влияет на гос-во, в школах религиозн.

предм. Иран, Турция

ж) эконом. основа – ст. 8

1. В РФ гарантируется единство эконом. пространства, свободное

перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конституции,

свобода экономической деятельности

2. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, гос.,

муниципальная и иные формы собственности.

Частная собств. делится на собственность гражданина и юр. лиц.

Гос. собственность выступает в виде

1) федеральной

2) собст. субъектов федерации

3) муницип. – собств. р-на, города и вход. в них адм.-тер.

образований.

з) суверенитет – свойство гос-ва самост. и независимо от власти др.

гос-в осуществлять свои ф-ции на его территории и в междунар. общении.

Суверенитет означает:

1) верховенство гос. власти

2) единство гос. власти (единая система органов гос. власти)

3) независимость (самостоятельность в отношениях с др. гос-ва)

Декларация о гос. суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 провозгласила

суверенитет (гос) РФ на всей территории. Впервые носителем суверенитета и

источником гос. власти является многонац. народ и закрепляется его право на

непосредственное осуществление гос. власти.

Декларация предусм. политич., эконом. и правовые гарантии

суверенитета РФ. Они включают:

1. Полноту власти федерации при решении всех вопросов гос. или общ.

жизни

2. Верховенство КРФ и других з-нов на всей территории

3. Исключительное право народа на владение, пользование, распоряжение

нац. богатством.

4. Полномочное представительство РФ в зарубежных странах

5. Невозможность изменения границ территории РФ без волеизъявления

народа выраженного путем референдума

6. Право свободного выхода из СССР

3. Понятие нар. суверенит. повт. вопр. 2а.

В зависимости от формы волеизъявления народа различают

представительную и непосредственную демократию.

Представительная – это осуществление народом власти через выборных

полномочных представителей (гос. органы и органы местного самоуправления).

Непосредственная демократия – это форма непосредственного

волеизъявления народа или каких-либо групп населения.

Референдум – это всенародное голосование граждан по законопроектам,

действующим законам и другим вопросам гос. значения. Наряду с общегос.

референдумом возможно проведение референдума на уровне субъекта федерации и

местного самоуправления.

Выборы – это участие граждан в формировании гос. власти и местного

самоуправления путем тайного голосования.

Способы формирования политической воли народа

1. Референдум

2. Иные формы политического волеизъявления в обществе

н/а ФЗ "О референдуме" от 10 окт. 1995 г.

1.

В России проводилось 3 референдума

1. 17 марта 1991 г. – о введении поста Президента РФ

2. 25 апреля 1993 г. – вопрос о доверии Президенту РФ, обоб одобрении

соц.-эконом. политики, о проведении досрочных выборов Президента РФ,

народных депутатов

3. 12 дек. 1993 г. – о принятии новой КРФ.

В соответствии со ст. 84 КРФ назначает референдум Президент РФ.

На референдум не могут выноситься вопросы:

1. изменение статуса субъектов РФ

2. Досрочное прекращение или продление срока полномочий и досрочное

формирование, досрочных выборов Президента РФ, Гос. Думы и СФ РФ.

3. Принятие и изменение федерального бюджета, исполнение и изменение

внутренних финансовых обязательств гос-ва

4. Введение, изменение и отмена фед. налогов и сборов и освобождение

от их уплаты

5. принятие чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и

безопасности населения

6. Амнистии и помиловании

В референдуме имеют право участвовать все граждане РФ, достигшие на

день проведения рефер. 18 лет.

Не имеют право участвовать граждане РФ, признанные судом

недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору.

Инициатива проведения реф. принадлежит:

Не менее, чем 2 млн. граждан РФ, при условии, что на территории

субъекта проживает не более 10 % из них.

2. Конституционному собранию в случае принятия новой К, или

пересмотра глав 1, 2, 9.

Подготовку и проведение рефер. в РФ осуществляет Центральная

Избирательная Комиссия РФ – ЦИК РФ, избирательные комиссии субъектов РФ,

территориальные (районные, городские и др.) комиссии по проведению

референдума, участковые комиссии по проведению референдума.

Порядок голосования на референдуме РФ - ст. 33 ККЗ "О референдуме".

Центр. ком. реф. не позднее чем за 10 дней после дня референдума

определяется его результаты. Референдум признается состоявшимся, если в нем

приняли участие более половины граждан, имеющих право уч. в нем. Решение

принято. если за него проголосовало более 50 % избирателей, принявших

участие в референдуме. Принятое на реф. решение и итоги голосования

подлежат официальному опубликованию Центр. Ком. реф. не позднее 3-х дней

после определения результатов. Решение вступает в силу со дня его

официального опубликования, если иное не предусмотрено в формулировке

вопроса, принятого на референдуме.

2.

1. Собрание избирателей

2. Собрание граждан территориальной единицы (сельский сход, казачий

круг, гор. митинг)

3. Индивид. и коллективные обращения в гос. органы и органы местного

самоуправления

4. Митинги, демонстрации, акции протеста

Избирательная система РФ

1. Понятие избирательной системы и избирательного права

2. Принципы участия граждан в выборах

3. Гарантии избир. прав граждан при составлении списков избирателей,

избир. округов и избир. участков

4. Обеспечение избир. прав граждан избир. комиссиями

5. Выдвижение и регистрация кандидатов. Их правовой статус.

6. Предвыборная агитация и финансирование выборов.

7. Порядок голосования, подсчет голосов избирателей, установление

результатов выборов и их опубликование

8. Ответственность за нарушение избир. законодательства.

Н/а: КРФ, гл.5

ФЗ от 26 окт. 1994 "Об осн-ых гарантиях прав граждан РФ", СЗРФ 94 г.,

№ 33

ФЗ от 21 апр. 1995 г. "О выборах Президента РФ"

ФЗ от 21 июня 1995 г. "О выборах депутатов ГД ФС РФ", Собрание актов

Презид. и пр-ва РФ (СаПП) 95 г., № 41

ФЗ от 5 дек. 1995 г. "О порядке формирования СФ ФС РФ", СаПП 95 г., №

42.

"Основные положения о выборах в органы местного самоуправления" от 29

окт. 1993 г., СаПП, 93 г., № 44.

"Избират. кодекс Воронежской области", газета "Коммуна" август 1995

г.

1. Избир. право – это совокупность юр. норм, закрепляющих принципы,

порядок организации и проведения выборов в органы гос. власти и местного

самоуправления (институт гос. права)

Избир. система – это совокупность общ отношений, складывающихся в

процессе выборов.

Различают 2 избир. системы – мажоритарную и пропорциональную. Также

различают мажоритарную систему абсолютного большинства и относит.

большинства.

При мажоритарной системе абсол. большинства избит. признается

кандидат, получивший 50 % + 1 голос от принявших участие в голосовании при

условии, что избир. кворум был обеспечен.

При мажорит. системе относит. б-ва победившим считается кандидат,

кот. получил наибольшее число голосов по сравнению с другими кандидатами

при условии, что избир. кворум был обеспечен (Гос. Д. – 25 %, П. –50 %).

Под системой пропорцион. представ. понимается распределение мест в

закон. органе гос. власти между политич. партиями и избир. объединениями

(или блоками), перешагнувшими избир. барьер согласно полученным ими

голосам.

2. Принципы избир. права - это основные начала, которые определяют х-

р и направления правового регулирования, складывающихся в процессе выборов

общественных отношений.

Принципы избирательного права:

1. Выборы в РФ свободные

2. Принцип всеобщего избир права

3. Равное избир. право (каждый имеет 1 голос)

4. Прямое избир. право (непоср. избир. президент, депут. ГД, мэры,

губернаторы)

5. Тайное голосование

6. Принцип участия общественности в организации и проведении выборов.

Выражается в

а) выдвижение кандидатов собранием граждан по месту учебы, службы,

жительства и полит. партиями и общ. движениями

б) участие граждан в работе избир. комиссий, предвыборная агитация

в) контроль общественности за законностью проведения выборов на всех

стадиях избир. компании.

7. Сочетание мажорит. и пропорц. избир. систем означает, что часть

депутатов избир. по пропорц. системе, часть – по маж.

Например: при выборах ГД: 225 (50 %) избир по одномандатным избир.

округам, а 225 на основе пропорционального представительства по общефедер.

избир. округу.

8. Гласность (право знать рез-ты)

9. Финансирование мероприятий, связанных с организацией проведения

выборов осуществляется в основном за счет гос. бюджета.

10. Гарантии прав избир. и кандидатов при выборах

3. Списки избирателей являются гарантией всеобщности выборов. В эти

списки включаются граждане РФ, имеющие постоянное место жительства на

территории соотв. из. участка и достигшие на день выборов 18 лет. Не

включаются в списки граждане:

1) призн. судом недееспособными

2) осужденные к лишению свободы по вступившему в з-ную силу приговору

суда

3) иностр. гр-не и лица без гражданства.

Избиратель может быть включен в основной список избир. только на 1

избир. участке. Списки избир. подписыв. председателем и секретарем изб. к.

и представляются для всеобщего ознакомления не позднее, чем за 30 дней до

дня выборов. В дополнит. список включаются избиратели, фамилии кот.

пропущены в списке, избир. поселившихся на тер-рии избир. участка после

составления осн. списка, избир., находящихся в командировках, больницах и

т.д. Избиратель может обратиться в избир. к. по поводу неправильности в

списках. Такая жалоба рассматр. в течение 24 часов. Отказ у. и. к. внести

исправления в список избирателей можно обжаловать в суд по месту нахождения

из. уч.

Выборы Президента РФ, законод. органов и органов местного самоупр.

производятся по избир. округам. Округ – это территориальная единица, в кот.

баллотируется кандидат. Округа могут быть одно и много мандатные. В

одномандатном избир. округе избирается 1 депутат. При этом число

кандидатов, участвующих в выборах по данному округу, не ограничивается.

Требования к формированию изб округов:

1. Не менее 2 изб. округа на территории субъекта РФ.

2. Равенство избир. округов по числу избирателей в пределах 1

субъекта РФ – возможны отклонения до 15 %.

3. Изб. округ не может состоять из не граничащих между собой

территорий.

Пример: В последн. выб. – 107 602 000 человек. Избир. 225 депутатов.

Какова численность избир. на 1 округ – 478 000.

Списки одномандатных избир. округов при выборах деп. ГД публикуются

ЦИК не позднее, чем за 108 дней до выборов.

Изб. участки образуются главами мест. администр. для проведения

голосования и подсчета голосов избир. не позднее, чем за 60 дней до выборов

с соблюд. след требований:

1. Число избир. не менее 3000

2. Соблюдение границ админ.-тер. деления

3. В районах крайнего севера РКС и иных малонас. р-нах допускается

образование и.у. из расчета 20 избир.

4. Недопустимость пересечения границ и. о. границ и. у.

В санаториях, профилакториях, на судах в плавании образ. и.у. в тот

же срок, а в исключ. случаях – не позднее, чем за 5дней до дня выборов.

И.У. для граждан, пребывающих на территории ин. гос-ва обр.

руководителями дипломатич. и консульских учреждений на тер-рии страны их

пребывания.

4.

Подготовку и проведение выборов в РФ осуществляют:

1 – ЦИК РФ

2 – Избир. комиссии субъектов РФ

3 – Окружные избир. комиссии

4 – Территориальные и. кю (районные, городские)

5 – участковые и.к.

ЦИК формируется не позднее, чем за 70 дней до выборов в ГД в кол-ве

15 человек, кот. назначаются в равном числе (по 5 человек) ГД, СФ,

Президентом РФ.

Председатель ЦИК избирается тайным голосованием из числа членов.

Члены изб. к. и председатель должны иметь высшее юр. образование или ученую

степень в области права. ЦИК, избир. к. субъектов РФ, окружные И,К, -

постоянно действующие органы, срок их полномочий 4 года.

5. Выдвижение депутатов ГД произв. непоср. избирателями, избир.

объединениями, изб. блоками.

К общефедер. изб. объединениям относятся:

1 – Общефед. партии и массовые политич. движения, кот.

зарегистрированы не позднее, чем за 6 месяцев до выборов

2 – Блок общефедер. партий и общефед. движений на период проведения

выборов (Блок Ивана Рыбкина, конгресс русских общин, блок независимости).

Выдвижение кандидатов в депутаты проводится на съездах, конференциях

с указанием округа, в кот. будет баллотироваться депутат.

Выдвижение кандидатов в депутаты ГД, избираемых по одноманд. и.о.,

производится на общих собраниях избирателей по месту работы, службы, учебы,

жительства на тер-рии соотв. и.о. Необходимо, чтобы в поддержку выдвинутого

кандидата были собраны подписи избирателей одноманд. округа в кол-ве, не

менее 1 % от общего числа. На основании подписных листов, оформленных в

установленном порядке и заявлении кандидата о выдвижении своей кандидатуры

окр. и.о. принимает решение о регистрации кандидата. Кандидаты в депутаты

ГД, избир. по общефед. изб. о., выдвигаются списком от избир. объединений

(блоков). Для регистрации общефед. списка кандидатов требуется, чтобы в его

поддержку каждое изб. объединение (или блок) собрали подписи, не менее 200

000 избирателей. При этом на 1 субъект федерации должно приходиться не

более 7 % подписей. Сбор подписей начинается со дня выдачи ЦИК (ей)

завершенных копий списков кандидатов, до получения изб. объед. или блоками

заверенных копий списков кандидатов сбор подписей не допускается.

Правом выдвинуть свою кандидатуру для баллотировки в выборы ГД обл.

граждане РФ, достигшие ко дню выборов 21 года.

Подписные листы по общефед. округу, общефед. список кандидатов,

заявления кандидатов вносятся уполном. представителем избир. объединения в

ЦИК не позднее чем за 55 дней до проведения выборов. В течение 10 дней ЦИК

принимает решение о регистрации общефед. списка. Каждому

зарегистрированному кандидату выдается удостоверение.

Кандидат имеет право:

1. Вести предвыборную агитацию

2. Получать от гос. и общ. организаций необходимые справочные и

информационные д-ты.

3. Ставить вопросы перед избир. комиссиями о предоставлении помещений

для встреч с избирателями.

4. На неоплачиваемый отпуск с момента регистрации до опубликования

результатов выборов (заработок выплачивает избир. комиссия).

5. На бесплатный проезд в пределах территор. округа любыми видами

общ. транспорта, кроме такси.

6. На три оплачив. поездки ж/д, водным, авт. транспортом или 1 авиац.

в избир. округ и обратно.

7. На кандидатов в депутаты распространяется неприкосновенность. Это

касается мер уголовной и админ. ответственности, налагаемые в суд. порядке

без санкции Ген. прокурора. Могут примен. админ. задержание, личный

досмотр, проверка д-ов.

8. Кандидат в период избир. компании не может быть призван на военную

или альтерн. службу.

9. не может быть уволен по инициативе админ., переведен на др. работу

без согласия и др.

6. Предварительная агитация имеет целью ознакомление избирателей с

программами деятельности и личными качествами кандидатов и побудить

голосовать "за" или "против" того.

Она начин со дня регистр. кандидата и заканч. в 0.00 часов по

местному времени накануне дня, предшеств. выборам. В течение 3-х дней до

выборов, включая день голосования не допускается опубликов. опроса общ.

мнения, прогноза результатов. предпол. выборов, рейтинга популярности

кандидатов. Предвыб. агитация проводится через СМИ, путем проведения

публичных предвыб. мероприятий (собрания, митинги, встречи с избир), путем

выпуска и распространения печатных и агитационных материалов. Каждому

кандидату в депутаты ГД гарант. право на 2 выступление по гос. телевидению

и радио продолжит. 20 минут согласно графику, утвержденному ЦИК.

Запрещается проведение предвыборной агитации с предост. избирателям

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.