рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Избирательная система в РФ

отстаивавшая в Думе идею ликвидации помещичьего землевладения и

преобразования России в парламентскую монархию. Ни на то, ни на другое

самодержавие пойти не могло и через 72 дня после созыва разогнало первую

Государственную думу.

Выборы каждой последующей Думы проводились на основе нового Положения о

выборах, утверждаемого Императором и вводившего все новые и новые

ограничения избирательных прав. Однако во второй Госдуме депутаты, учитывая

опыт предшествующей, объединились в блоки, включающие представителей

нескольких политических партий. Из 490 депутатов правые - черносотенцы и

октябристы - занимали 97 мест (19,8%), беспартийные - 22 места (4,5%),

либералы во главе с кадетами - 156 мест (31,8%), так называемые

прогрессисты - 35 мест (7,1%) и левые (социал-демократы, социалисты-

революционеры, народные социалисты и трудовики) - 180 мест (36,8%). По

объективной оценке В. И. Ленина, вторая Дума оказалась левее первой. Как

результат - она продолжила курс своей предшественницы, направленный на

бойкот правительства, и вскоре разделила ее судьбу.

Третья Госдума вошла в историю России как наиболее реакционная по

своему составу: из 442 депутатов крайне правым досталось 50 мест (11,3%),

националистам - 26 (5,9%), умеренно правым - 70 (15,8%), октябристам и

примкнувшим к ним - 155 (35%), прогрессистам и мирнообновленцам – 28

(6,3%), кадетам - 54 (12,2%), польскому коло - 18 (4%), мусульманской

группе — 8 (1,8 %), трудовикам — 13 (2,9 %) и социал-демократам - 20

(4,7%). Таким образом, 409 депутатов (почти 97 %) являлись представителями

буржуазно-помещичьих партий. Как верно подметил историк С. М. Казанцев в

отношении Положения о выборах от 3 июня 1907 года, на основании которого

прошли выборы в третью Госдуму, "новый закон обеспечил возможность

сосуществования самодержавия и Думы"1. Это позволило Думе доработать свой

срок до конца.

Что касается последней - четвертой Государственной думы, то ее

партийный состав существенно не изменился. Сравнение приведенных цифр

позволяет сделать вывод, что чем более демократичный избирательный закон

действовал в России, тем более левой по своему партийному составу

оказывалась Государственная дума и тем труднее ей удавалось взаимодействие

с правительством, и наоборот.

По оценке ученых-государствоведов, современников избирательной системы

Российской империи, "законодательство о выборах необыкновенно сложно. Это,

быть может, самая запутанная и несовершенная система выборов, которая когда-

либо существовала". По мнению Н.И. Лазаревского, это существенный ее

недостаток, поскольку, чем сложнее избирательная система, тем больше

возможностей для всякого рода ошибок и подлогов.2

Российская избирательная система была постепенно сформирована 23

нормативно-правовыми актами. Основные ее черты были заложены Положением о

выборах в Государственную думу от 6 августа 1905 года. Затем отдельные

положения были уточнены в высочайше утвержденных 18 сентября 1905 года

Правилах о применении и приведении в действие Учреждения Государственной

думы и Положения о выборах.

Высочайший Манифест от 17 октября 1905 года "Об усовершенствовании

государственного порядка" заложил идею частичного изменения содержания

избирательного процесса, которая была реализована в именном высочайшем

указе Правительствующему Сенату от 11 декабря 1905 года "Об изменении

Положения о выборах в Государственную думу".3

Однако этими актами был установлен порядок выборов лишь для центральной

России. Что же касается окраин империи, то на них Положение о выборах

распространялось особыми актами.4

С формальной точки зрения перечисленные акты были изданы в нарушение

установленного порядка. Еще Манифестом от 1 января 1810 года "Об

образовании Государственного совета" устанавливалось, что "все Законы,

Уставы и Учреждения в первообразных их начертаниях предлагаются и

рассматриваются в Государственном совете, и потом действием Державной

Власти поступают к предназначенному им совершению".5

Однако ни один из названных актов не был представлен в Государственный

совет.

Дальнейшее формирование избирательного законодательства также шло в

нарушение порядка, установленного Манифестом от 17 октября 1905 года,

которым вводилось незыблемое правило, гласящее: "Никакой закон не мог

воспринять силу без одобрения Государственной думы". Тем не менее, ни в

первую, ни во вторую Государственную думу ни одного законопроекта,

касающегося их избрания, внесено не было.

Более того, законодательством 1906 года было внесено несколько

серьезных изменений в процедурные моменты формирования и роспуска Думы.

Так, Высочайшим Манифестом от 20 февраля 1906 года "Об изменении Учреждения

Государственного совета и о пересмотре Учреждения Государственной думы"

устанавливалось, что оба эти органа государственной власти ежегодно

созываются и распускаются указами Императора1. С учетом этого

обстоятельства Высочайший Манифест от 3 июня 1907 года "О роспуске

Государственной думы и о времени созыва новой думы", который в советской

исторической литературе отождествляется с государственным переворотом,

можно считать легитимным.

Учитывая, что все перечисленные выше акты получили высочайшее

утверждение со стороны императора, их можно отнести к числу актов высшей

юридической силы, по значимости равной закону. При этом следует отметить,

что наряду с ними избирательное законодательство Российской империи

включало в свой состав значительное число подзаконных актов, исходивших из

так называемого Особого делопроизводства по выборам в Государственную думу,

образованного в составе Министерства внутренних дел. Разработанные им акты

вносились в Совет министров, который затем представлял их на утверждение

императора.

Тем не менее опыт первых общегосударственных выборов первого в истории

России представительного органа государственной власти наложил печать на

формирование всей избирательной системы в последующие годы.

5.2. Выборы депутатов Учредительного собрания.

Как известно, после отречения императора Николая II от престола власть в

России перешла в руки Временного правительства. Уже в одном из первых актов

- Декларации о составе и задачах Временного правительства от 3 марта 1917

года - был сформулированы следующие цели: немедленная подготовка к созыву

на началах всеобщего равного тайного и прямого голосования Учредительного

собрания; выборы в органы местного самоуправления на тех же началах;

устранение для солдат всех ограничений в пользовании общественными

правилами, предоставленными всем остальным гражданам.1

Таким образом, этим актом Временного правительства были заложены основы

новой избирательной системы России и содержание избирательных прав ее

граждан, в корне отличавшиеся от ранее действовавших в Российской империи.

Цель созыва Учредительного собрания 1918 года состояла в утверждении

конституционных основ нового политического и государственного устройства,

выработанных Временным правительством. Достижению этой цели и были

подчинены выборы, проведенные на основании Положения о выборах в

Учредительное собрание от 11 сентября 1917 года.2

Статья 1 Положения впервые в истории России закрепляла наиболее

демократичные принципы участия населения в избрании членов Учредительного

собрания: выборы были всеобщими, без различия пола, равными и прямыми при

тайном голосовании и с применением начал пропорционального

представительства. Избирательным правом обладали исключительно граждане

России. Возрастной ценз устанавливался в 20 лет (ст. 3). Допускалось

снижение возрастного ценза в отношении военнослужащих, которые пользовались

правом участия в выборах, если достигали ко дню выборов возраста,

установленного для последнего досрочного призыва. В соответствии с

общемировой практикой в выборах не участвовали лица, признанные в

установленном порядке безумными или сумасшедшими, а также глухонемые,

находящиеся под опекой (ст. 4).

Наряду с этим устанавливался довольно обширный перечень лиц, лишенных

права участия в выборах (ст. 5). К ним относились "присужденные вступившим

в силу судебным приговором к каторжным работам до истечения 10 лет после

отбытия наказания; к ссылке на поселение, к отдаче в исправительные

арестантские отделения, к заключению в исправительном доме, тюрьме или

крепости, с лишением или ограничением прав состояния - до истечения пяти

лет после отбытия наказания; осужденные за кражу (за исключением наказания,

налагаемого мировыми судьями), мошенничество, присвоение или растрату

вверенного имущества и иные имущественные преступления - до истечения трех

лет после отбытия наказания; несостоятельные должники, признанные

злонамеренными банкротами, - до истечения трех лет со дня признания

таковыми; военнослужащие, признанные виновными в совершении воинских

преступлений, - до истечения трех лет с момента отбытия наказания". Однако

в том случае, если в отношении военнослужащего отбытие наказания было

отсрочено до окончания войны, право на участие в выборах за ним

сохранялось.

Члены царствовавшего в России Дома Романовых не имели ни активного, ни

пассивного избирательного права.

Примечательно, что, как и в царской России, несмотря на формальное

провозглашение Временным правительством различного рода гражданских свобод,

Положение о выборах не признавало принцип презумпции невиновности. Поэтому

те из обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения

применялось содержание под стражей, оказывались лишенными избирательных

прав.

Аналогично избирательному законодательству активное и пассивное

избирательное право в России в этот период совпадало. Это означало, что

лица, которые могли избирать, могли также быть избраны членами

Учредительного собрания, даже если они были внесены в списки по другому

избирательному округу или вовсе не внесены в них.

Как отмечалось выше, выборы в Учредительное собрание проводились "с

применением начал пропорционального представительства". Это означало, что в

соответствии со статьей 42 Положения они проводились путем подачи голосов

за один из заявленных списков. В списке указывались фамилия, имя, отчество,

место жительства каждого кандидата, а также название организации,

предложившей данную кандидатуру. Он подписывался не менее чем ста лицами,

обладавшими правом на участие в выборах по данному округу. К списку

прилагались заявления всех кандидатов с согласием баллотироваться в данном

округе по данному списку (ст. 43-44).

Каждый избиратель имел право подписать только один список. В том

случае, если его подпись обнаруживалась под несколькими списками,

действительной считалась только подпись, поставленная на первом по времени

подачи списке (ст. 46). Любопытно, что для реализации пассивного

избирательного права такое ограничение не устанавливалось: один и тот же

кандидат мог быть выставлен в нескольких списках одновременно, но не более

чем в пяти в общей сложности (ст. 48) и в разных округах (ст. 49).

Число кандидатов могло быть меньше числа членов Учредительного

собрания, но не должно было превышать его более чем наполовину (ст. 47).

Допускалась возможность объединения различных списков в один, подписываемый

всеми представителями, но такое соединение могло быть произведено лишь один

раз (ст. 53—54). Списки были связанными, то есть не допускали перестановок

кандидатов избирателями.1

Голосование производилось путем подачи избирательных записок

(бюллетеней). Каждая записка должна была содержать не более одного списка.

Учет избирателей производился на основании именных удостоверений,

соответствующих списку избирателей. Удостоверение вместе со списками

кандидатов и конвертом доставлялись избирателю на дом не позднее чем за

семь дней до дня голосования (ст. 63). При этом лица, не получившие заранее

удостоверение и списки кандидатов, могли это сделать в избирательной

комиссии в день голосования.

Вместе с тем собственно волеизъявление избирателями осуществлялось на

самом избирательном участке, несмотря на то, что избирательные записки

выдавались большинству избирателей заранее: в закрытом помещении голосующие

запечатывали конверт и передавали его председателю комиссии, который на их

глазах опускал его в урну для голосования. Процедура голосования длилась

три дня.

Положение не содержало жесткого требования о признании действительными

только официально изготовленных бланков записок. Считались действительными

и другие записки, содержащие тождественный текст или текст, переведенный на

другие языки (ст. 78). Вместе с тем признавались недействительными записки,

не соответствующие утвержденному комиссией образцу, - содержащие более

одного списка либо список с внесенными изменениями, а также подпись

избирателя или иные знаки, позволяющие установить личность писавшего (ст.

56, 57, 60, 79).

Своеобразно решался вопрос о проведении повторного голосования.

Положение не устанавливало конкретного числа избирателей, неявка которых на

избирательный участок вела к признанию выборов на этом участке

несостоявшимися. Выборы могли быть признаны таковыми, если неявка

избирателей составляла более 10 процентов от общего числа избирателей,

внесенных в списки по округу.

В этом случае назначалось повторное голосование на тех участках, где

явка избирателей была особенно низкой. Если и это не давало положительного

результата, то результаты голосования на участках, где выборы не

состоялись, в расчет не принимались (ст. 88).

Такой подход, невозможный при мажоритарной системе, оказывался вполне

приемлемым при пропорциональной, поскольку вакантные места членов

Учредительного собрания в этом случае оказывались бы замещенными в

результате волеизъявления более активных избирателей.

Подсчет голосов избирателей, поданных за списки кандидатов,

производился по одной из самых сложных методик, разработанной математиком

д'0ндтом. В соответствии со статьей 89 Положения число голосов избирателей,

поданных за каждый список, последовательно делилось на ряд целых чисел (1,

2, 3, 4 и т.д.). Из полученного результата отбиралось число, наиболее точно

соответствующее числу членов Учредительного собрания, избираемых в данном

округе. Все полученные от деления частные, начиная с кратного числу

депутатов, располагались в порядке убывающей величины. Последнее из них

считалось избирательным знаменателем.

Число членов Учредительного собрания, приходящееся на каждый список,

определялось путем деления числа голосов, поданных за данный список, на

избирательный знаменатель. Если при таком распределении мест между

кандидатскими списками последнее место приходилось на два и более списка,

то предпочтение отдавалось кандидату по тому списку, за который подано

большее число голосов. При равенстве голосов вопрос решался жребием.

Естественно, что в России, значительная часть населения которой к

моменту выборов в Учредительное собрание была неграмотна, проведение первых

в истории пропорциональных выборов являло собой задачу не из легких.

Поэтому в ходе выборов применялась смешанная избирательная система.

В частности, в ряде удаленных от центра избирательных округов: Аму-

Дарьинском, Архангельском, Закаспийском, Камчатском, округе Китайской

Восточной железной дороги, Олонецком, Ордынском и некоторых других

использовалось сочетание пропорциональной и мажоритарной систем. Иными

словами, применялась описанная выше пропорциональная система, в основе

которой лежали те же списки, но голосовавшиеся с некоторыми отклонениями и

в пределах данного округа. Число кандидатов, внесенных в список, не должно

было превышать числа членов Учредительного собрания, избираемых от данного

округа. Одно и то же лицо могло быть выставлено кандидатом лишь в одном из

перечисленных округов.1

Избиратель мог голосовать за один из списков, не внося в него каких-

либо изменений. Он мог также голосовать за нескольких кандидатов одного из

заявленных списков. Наконец, он мог соединять в одной избирательной записке

кандидатов разных списков. Вместе с тем в такой смешанной системе было

больше элементов пропорциональной, нежели мажоритарной избирательной

системы. То есть фактически вся избирательная система могла быть отнесена к

числу пропорциональных.

Важнейшей составной частью рассматриваемой избирательной системы

являются гарантии фактической реализации избирательных прав граждан. В

систему гарантий включается процедура гласного составления списков

избирателей и заблаговременного их обнародования, возможность включения

избирателей в дополнительные списки в день голосования и, разумеется,

порядок обжалования нарушений указанной процедуры.

В течение десяти дней с момента обнародования списка представитель

местной администрации мог заявить протест, а лица, пользующиеся правом

участия в выборах, подать жалобу на неправильность или неполноту списка.

Протесты и жалобы подавались в городскую или поселковую управу или

вышестоящие - волостную и земскую - управы.

Жалобы и протесты на невключение в списки избирателей или неполноту

сведений о них, заслуживающие удовлетворения, управы удовлетворяли

самостоятельно. Все прочие жалобы переправлялись в уездную избирательную

комиссию с соответствующим объяснением. По дополнительным спискам жалобы и

протесты могли также подаваться через соответствующую управу в уездную и

городскую избирательные комиссии. При этом стороны могли принять участие в

их рассмотрении.

Решения уездной и городской избирательных комиссий могли быть

обжалованы и опротестованы в окружной суд по административному отделению,

который рассматривал их в пятидневный срок.

Затем, на основании соответствующих решений перечисленных органов, но

не позднее десяти дней до дня голосования могли вноситься соответствующие

изменения в списки избирателей.

Таким образом, избирательное законодательство Временного правительства

не только соединило в себе наиболее передовой опыт развитых стран мира, но

и учло те национально-исторические особенности российского электората,

которые имели место в момент проведения выборов в Учредительное собрание.

П. Розенталь оценивал рассмотренный выше избирательный закон как "самый

совершенный, самый безупречный, самый демократичный закон всех времен и

всех стран"1

В результате применения пропорциональной избирательной системы в ходе

выборов 12 ноября 1917 года было избрано 707 депутатов Учредительного

собрания. В том числе: эсеров - 370 (52,3%), большевиков - 175 (24,8%),

левых эсеров - 40 (5,7%), меньшевиков - 16 (2,3%), кадетов 17 (2,4%),

народных социалистов - 2 (0,3%), представителей национальных партий и

организаций - 12,2%. Таким образом, выборы по партийным спискам выявили

реальный расклад политических сил в стране. В преимущественно аграрной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.