рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


История Советсткого флота (History of the Soviet fleet)

в первую программу военного кораблестроения 1926/27 – 1931/32 гг. Их

проектировала конструкторская группа, которую тогда возглавил талантливый

конструктор Б. М. Малинин – ученик видных корабельных инженеров К. П.

Боклевского и И. Г. Бубнова. Они вступили в строй в 1930–1931 гг. Подводные

лодки «Декабрист» в отличие от дореволюционных «Барсов», на смену которым

они пришли, были двухкорпусные, клепаной конструкции. Их

тактико–технические характеристики не отличались от мировых стандартов того

времени. При водоизмещении 941/1288 тонн, они имели главные размерения 76,6

( 6,4 ( 3,81 м. Дизель–электрическая энергетическая установка мощностью

2200/1050 л/с. позволяла развивать скорость 14/9 узлов, а дальность

плавания составляла 3440/135 миль. На вооружении этот тип лодок имел восемь

торпедных аппаратов (шесть носовых и два кормовых) калибра 533 мм, одно

100–мм и одно 45–мм орудия. Экипаж составлял 53 человека. Подводные лодки

«Декабрист» вступили в строй в 1930 – 1931 гг.

В 1933 г. отечественная судостроительная промышленность поставила

флоту подводные минные лодки–заградители типа «Ленинец» II серии,

разработанные также группой Б.М. Малинина. При водоизмещении 1025/1321 т

(надводная/подводная) полуторакорпусные шестиотсечные лодки могли принимать

от 14 до 28 мин, которые размещались в двух трубах внутри прочного корпуса.

Торпедное вооружение состояло из 12 торпед (шесть в носовых аппаратах и

шесть в запасных). Артиллерийское вооружение было аналогично «Декабристу»,

за исключением дальности плавания в надводном положении (7 – 11 тыс. миль).

Недостатком подводных лодок типа «Ленинец» («Л»), являлось слишком

длительное время погружения (до 3 мин) и всплытия.

После подводных минных лодок–заградителей II серии строились

семиотсечные лодки этого предназначения XI и ХШ серий с улучшенными

характеристиками и вооружением. Новый дизель 1Д позволил повысить надводную

скорость. Был увеличен также боекомплект торпед и мин, улучшена

обитаемость. Начиная с 1940 г. новые «ленинцы» стали оснащаться

шумопеленгаторными станциями «Марс» и приборами звукоподводной связи

«Сириус».

К началу Великой Отечественной войны в составе ВМФ СССР насчитывалось

19 подводных минных заградителей типа «ленинец» четырёх серий.

4.2. Лодки типа «Щ»

В 1933 г на вооружение флотов начали поступать средние подводные лодки

типа «Щ» («Щука»). «Щуки» строились и сдавались сериями 1933 г. – III серия

(4 ед.), 1933 – 1934 гг. – V серия (12 ед.), 1934 – 1935 гг. – V–бис–1–я

серия (14 ед.), 1935 – 1936 гг. – V–бис–2–я серия (13 ед.), 1936 – 1939 гг.

– X серия (32 ед.) и 1941 г – X–бис серия (9 ед.). А к 1941 г. их было

построено 84 единицы. В её проектировании, кроме главного конструктора Б.М.

Малинина, принимали участие К.И. Руберовский и С.А. Базилевский. Подводная

лодка была полуторакорпусной, клепаной конструкции, с булями. Прочный

корпус имел шесть отсеков. Последняя серия лодки «Щ» имела водоизмещение

584/700 т. при главных размерениях 58,8 ( 6,4 ( 4,0 м, мощность

энергетической установки 1600/800 л/с., скорость 14/8 узлов и дальность

плавания 4500/100 миль. Предельная глубина погружения 90 м. Вооружение

состояло из четырёх носовых и двух кормовых торпедных аппаратов. Общий

запас торпед – 10 штук. Кроме того, лодка имела два 45–мм орудия.

Вооружение оставалось неизменным для всех лодок серии «Щ». Госкомиссия,

проводившая приемосдаточные испытания подводной лодки, выявила ряд

недостатков: неудачная конструкция торпедно–погрузочного устройства,

большая шумность механизмов, плохая обитаемость. В то же время

подчеркивались высокие мореходные качества «Щуки», простота и прочность ее

конструкции, надежность механизмов.

В V серии была переработана конструкция торпедопогрузочного устройства.

За счет установки новых дизелей повышена надводная скорость, несколько

снижена шумность механизмов, а на лодках Х серии предусмотрено продувание

главного балласта непосредственно воздухом высокого давления. В результате

этого, время аварийного продувания балласта сократилось в 3 раза.

4.3. Малые и средние подводные лодки

Самыми многочисленными подводными лодками ВМФ были подводные лодки типа

«М» – «Малютка» VI и VI–бис серий, – которые строились под руководством

конструкторов А. Н. Асафьева и П.И. Сердюка. Они начали строиться с 1934г.

Водоизмещение лодки было 157/197 т, полная надводная скорость 13 узлов, под

водой 7 узлов. Лодка была однокорпусной, четырехотсечной, одновальной. На

вооружении она имела два торпедных аппарата в носу, без запасных торпед.

Артиллерия состояла из одной 45–мм пушки, размещенной впереди рубки.

Головная «Малютка», заложенная в Николаеве в конце августа 1932 г.,

вступила в состав Тихоокеанского флота в апреле 1934 г. Вся VI серия

состояла из 30 лодок. На специальных железнодорожных платформах малые лодки

в готовом виде перевозились из Николаева к месту постоянного базирования.

Им на смену в 1940 г. пришли подводные лодки типа «М» XII и XV серий.

Последние лодки XV серии вступили в строй в 1944 году. Их водоизмещение

увеличилось по сравнению с «малютками» почти вдвое и составило 283/350 т.,

что позволило установить четыре торпедных аппарата вместо двух, как это

было на первых сериях. Мощность энергетической установки была доведена до

920/960 л.с., а скорость увеличена до 15,5/9 узлов при дальности плавания

3000/85 миль.

К средним лодкам относились и подводные лодки типа «С» («Средняя») IX и

IХ–бис серий. Прототипом этих лодок была немецкая субмарина Е–1, с которой

ознакомились советские конструкторы в период первого военно–технического

сближения СССР и Германии в 30–е годы. Конструкторы советского варианта

лодки – В.Н. Перегудов и В.Ф. Критский. Прочный корпус лодки был клепаным,

легкий – сварным. При водоизмещении 840/1000 т семиотсечная лодка имела

четыре торпедных аппарата в носу, два в корме. В составе артвооружения –

100–мм и 45–мм пушки.

Головная лодка С–1 и вторая С–2 IX серии приняты в состав флота в

сентябре 1936 г. Госкомиссия отмечала высокие боевые, мореходные и

маневренные качества лодки. Срочное погружение занимало всего 45–60 секунд.

При мощности энергетической установки 4000/1100 л/с, надводная скорость

лодки составляла около 20 уз., при дальности плавания 8200/135 миль.

Автономность составляла 30 суток.

Серийные подводные лодки типа «С» IХ–бис серии были существенно

модернизированы, оснащены новыми средствами связи и навигации, двумя

перископами, шумопеленгаторной станцией. На лодках стали устанавливать

новые восьмицилиндровые четырехтактные дизели марки Д–2 с наддувом.

4.4. Эскадренные подводные лодки типа «П»

Особое место в подводном кораблестроении занимает спроектированная А.Н.

Асафовым в 1930–1931 гг. эскадренная подводная лодка типа «П» («Правда») IV

серии.

Предполагалось, что, имея сильную артиллерию, состоящую из двух 100–мм

и одной 45–мм орудий, лодка может участвовать в эскадренных морских боях и

во взаимодействии с надводными кораблями атаковать вражеские корабли.

Водоизмещение двухкорпусной «Правды» составляло 931/1685 т, полная

надводная скорость 20 уз., подводная – около 10 уз. Подводная лодка имела 6

торпедных аппаратов, четыре – в носу, два – в корме, дальность плавания в

надводном положении 5535 миль. Впервые в кораблестроении на этой лодке были

применены наружные шпангоуты прочного корпуса.

По замыслу конструктора высокая надводная скорость лодки, должна была

достигаться тем, что её корпусу придавались обводы обычного миноносца.

Однако в результате этого высокий борт превращал субмарину в прекрасную

мишень для артиллерии. Во время ходовых испытаний было выявлено, что

вследствие малой осадки и большой длины корпуса гребные винты оголялись

даже при относительно небольшом волнении. Это приводило к неравномерным

нагрузкам на соединительные муфты валов, вызывавшим деформацию мест стыка

деталей. После тщетных усилий исправить дефект решили обычные муфты

заменить гидравлическими. Положение исправилось, но из–за проскальзывания

муфт в масле скорость лодки снизилась на 4 узла.

Зато ряд других недостатков – медленное погружение вследствие огромного

запаса плавучести (около 80% от нормального водоизмещения), в результате

чего время погружения достигало более трёх минут, плохая устойчивость на

глубине – вообще оказались неисправимыми. Поэтому командование

Военно–Морским Флотом приняло решение ограничиться строительством только

трех лодок IV серии: «Правды», «Звезды», «Искры» (П–1, П–2, П–З). Все они

вступили в строй 23 июня 1936 года в состав Балтийского флота в качестве

учебных и опытовых кораблей.

Было бы несправедливым утверждать, что подлодки типа «Правда» состояли

исключительно из недостатков. Хотя их скорость и оказалась меньше

проектной, они, тем не менее, к моменту своего ввода в строй, были самыми

быстроходными в нашем флоте. Многочисленные клапаны кингстонов балластных

цистерн управлялись электроприводом, что позволило достичь заметной

экономии сжатого воздуха и уменьшения его запаса. После ввода подлодок в

строй их конструкция перетерпела ряд усовершенствований и модернизаций. Так

были переделаны башни главного калибра – они были срезаны на одну треть

вместе с крышей, и орудия оказались только в лёгком ограждении.

Впоследствии подобная установка артиллерии практически без изменений

перешла на крейсерские лодки XIV серии типа К.

Подводные лодки типа «Правда» оставили заметный след в истории Великой

Отечественной. Им принадлежит первый опыт перевозки грузов в осаждённые и

блокированные военно–морские базы. В сентябре 1941 года П–1, взяв на борт

около 20 т груза для осаждённого гарнизона Ханко, вышла из Кронштадта.

Однако до конечной цели она не дошла – очевидно, погибла на минах.

В декабре 1941 года П–2 пришла из Кронштадта в Ленинград, имея на борту

700 тонн топлива для электростанции, приняв его в цистерны главного

балласта. Задание было выполнено, но лодка за время перехода получила 14

пробоин от вражеских снарядов. После осмотра повреждений её ремонт признали

нецелесообразным.

Дольше всех прослужила П–3 («Искра»). Поначалу обстоятельства сложились

для неё не слишком удачно: в сентябре 1941 года она получила прямое

попадание авиабомбы. После ремонта и некоторого усиления зенитного

вооружения П–3 была включена в систему ПВО Ленинграда, одновременно являясь

зарядовой станцией для подлодок, уходивших в боевые походы. В 1944 году

лодку переквалифицировали в учебную, а в конце 40–х годов исключили из

списков флота и разобрали на металл.

4.5. Крейсерские подводные лодки

Особого внимания заслуживает наша прославленная подводная лодка типа

«К» («Крейсерская»). Разработка ее проекта закончилась к 1935 г. Главным

конструктором и строителем этой лодки был М. А. Рудницкий руководитель

отдела подводного плавания в Научно–исследовательском институте военного

кораблестроения (НИИВК ВМС РККА).

Подводная лодка, созданная Рудницким, по своим тактико–техническим

характеристикам была прообразом наших будущих океанских лодок, построенных

после войны. На этом подводном корабле было внедрено много технических

новинок: автоматическое дистанционное управление системой всплытия и

погружения, мощная радиостанция, позволявшая держать устойчивую связь в

надводном положении из самых удаленных районов океана. В 1939 г. в приемном

акте головной подводной лодки К–1 государственная комиссия записала:

«Подводная лодка находится на современном техническом уровне и по своим

тактическим элементам значительно превосходит зарубежные лодки подобного

типа, в особенности по вооружению и скоростям». Действительно, ее

вооружение состояло из десяти торпедных аппаратов (шесть носовых и четыре

кормовых), двух 100–мм и двух 45–мм орудий, а также двух пулеметов. Она

могла принимать на борт 20 мин. Скорость, как в надводном, так и в

подводном положении была необычайно высока – 21,1/10,3 узла, а дальность

плавания поистине соответствовала подводному крейсеру – 14040/176 миль.

Рабочая глубина погружения – 100 м. При водоизмещении 1487/2102 т подлодка

К–1 имела главные размерения 97,7 х 7,4 х 4,1 м и экипаж 62 человека. К–1

вступила в строй 16 декабря 1939 г. и 6 августа 1940 г. вошла в состав

Северного флота.

До начала войны в состав флота вошло шесть крейсерских подводных лодок

типа «К». Столько же находилось в постройке. Они были достроены и сданы

флоту в годы войны.

5. Ситуация на флоте к началу Великой Отечественной войны

К началу Великой Отечественной войны корабельный состав ВМФ СССР

насчитывал 3 линейных корабля, 7 крейсеров, 59 лидеров и эскадренных

миноносцев, 218 подводных лодок, 269 торпедных катеров, 22 сторожевых

корабля, 88 тральщиков, 77 охотников за подводными лодками и ряд других

кораблей и катеров, а также вспомогательных судов. В постройке находилось

219 кораблей, в том числе 3 линейных корабля, 2 тяжелых и 7 легких

крейсера, 45 эсминцев, 91 подводная лодка. По боевым и эксплуатационным

качествам построенные отечественные надводные корабли были на уровне

аналогичных кораблей иностранных флотов. Они обладали достаточными

скоростями, надлежащей защитой, высокой живучестью и непотопляемостью. На

вооружении крейсеров и эсминцев состояли надежные дальнобойные

артиллерийские системы 180–мм и 130–мм калибров.

Большие и средние подводные лодки, а также сторожевые корабли и

тральщики вооружались одноорудийными 100–мм палубными артустановками Б–24.

К сожалению, среднекалиберная артиллерия (130–мм, 100–мм) не была

универсальной и не могла вести огонь по воздушным целям. Перед войной были

разработаны и приняты на вооружение 37–мм зенитные автоматы 70К, но в

массовом количестве они стали поступать на флот лишь во второй половине

войны, что отрицательно сказалось на противовоздушной обороне кораблей.

Для управления огнем артустановок главного калибра были созданы системы

управления стрельбой «Молния АЦ» и «Мина–7», обладавшие высокими точностями

решения задач. Первые отечественные системы морских приборов управления

артиллерийским зенитным огнем (МПУАЗО) «Горизонт» (для крейсеров) и «Союз»

(для эсминцев) приняты на вооружение в 1940 и 1941 гг. Однако их серийное

производство задержалось, и к началу войны на многих кораблях этих систем

не было. Автоматизированная система МПУАЗО испытывалась на лидере «Баку» в

1943 г. В ней полные углы наводки орудий и установки трубки с учетом качки

корабля определялись по высоте полета цели и вектору ее скорости.

В годы войны на флоте появился силовой гироазимутгоризонт, ставший

основным прибором корабельной артиллерийской гироскопии. Он устанавливался

на крейсерах, эсминцах, сторожевых кораблях.

Производство системы приборов управления стрельбой (ПУС) резко возросло

в конце войны и, особенно в первые послевоенные годы. Если в 1944 г. была

изготовлена 21 система, в 1945 г. –54, то в 1946 г. флот получил 99 систем.

Корабли стали оснащаться крейсерскими системами «Молния АЦ–68» и

«Зенит–68».

Подводные лодки обладали достаточно высокими тактико–техническими

характеристиками, мощным вооружением, живучестью, но до последнего периода

войны не получали скоростных и бесследных торпед. В ходе войны лодки

оснащались приборами беспузырной торпедной стрельбы.

Основные типы торпед, состоящие на вооружении кораблей, это торпеды

53–38, а на вооружении самолетов – 45–36 (высотного и низкого

торпедометания).

Приборы управления торпедной стрельбой требовали кардинального

улучшения. К недостаткам боевого состава флотов предвоенного периода нужно

отнести отсутствие десантных кораблей и малое количество тральщиков. Боевые

корабли и суда оказались незащищенными от неконтактного оружия. Первые

отечественные неконтактные тралы появились в нашем флоте в конце 1942 г. в

результате работ группы ученых и инженеров под руководством Н.Н. Андреева и

Л.М. Бреховских (они стали поступать на вооружение флота только в 1943 –

1944 гг.)

6. Научное обеспечение военного кораблестроения

Развитие военного кораблестроения, непрерывное качественное обновление

корабельного состава флота накануне войны были немыслимы без должного

научного обеспечения. Поэтому в перспективные и годовые планы академических

и отраслевых институтов, а также ряда высших учебных заведений регулярно

включались научно–технические работы, направленные на улучшение боевых и

эксплуатационных качеств кораблей, совершенствование морского оружия и

технических средств.

Академии наук СССР в интересах военного кораблестроения заказывались

различные исследования. К ним относились:

. создание аккумулятора электрической или тепловой энергии, вмещающего в

малом объеме большое количество энергии для движения подводной лодки под

водой;

. маскировка подводной лодки от воздушного противника при ее ходе под водой

в различных водах, при различном состоянии моря и на разных глубинах;

. изыскание специального вентильного и таллиевого фотоэлемента и

специальных источников излучения для приборов лучевой связи;

. изыскание способов и средств измерения расстояния до передатчика из точки

приема (местоопределение по одному пеленгу);

. создание легких аккумуляторных батарей для электроторпед с мотором в 300

кВт;

. теория и методы расчета колебаний стволов артиллерийских орудий во время

выстрела;

. допустимые пределы искривления стволов артиллерийских орудий;

. создание утяжеления для дымовой завесы, получаемой путем испарения

морского мазута, и др.

Несовершенство гидроакустической аппаратуры и отсутствие в то же время

телевизионной техники вынуждали искать пути повышения эффективности обычных

световых средств под водой. Одним из институтов Академии наук велись

изыскания технической возможности подводного видения для подводной лодки на

расстоянии 5 кабельтовых и выше.

Основной отраслевой институт, работавший в сфере военного

кораблестроения, – Научно–исследовательский институт военного

кораблестроения (НИВК) – в 1938–1939 гг. был преобразован в Центральный

научно–исследовательский институт судостроительной промышленности, который

стал головным институтом судостроения и имел сокращенное название ЦНИИ–45.

Институту задавались различные темы исследований и опытно–конструкторских

работ в интересах флота. В его компетенцию входили разработка предэскизных

проектов и тактико–технических обоснований на проектирование новых

кораблей, а также научно–исследовательские работы по совершенствованию

корабельной техники и вооружения.

В области подводного кораблестроения ЦНИИ–45, как и его предшественник

НИВК, одной из важных задач считал создание подводной лодки с единым

двигателем, могущим работать в надводном и подводном положениях. Эта

актуальная тема небезуспешно включалась в планы из года в год, пока в

50–60–х годах не была создана атомная энергетическая установка.

Важной, но трудноразрешимой была проблема снижения шумности подводной

лодки, демаскирующей ее. Ставилась задача комплектовать подводные корабли

только малошумными механизмами и устройствами. По одной из плановых тем в

1938 г. сотрудники ЦНИИ–45 должны были участвовать в создании бесшумных

электромашин для подводных лодок и выработке норм общей шумности лодок.

Проблемой снижения шумности занималась и Академия наук. Так, решением

Главного совета ВМФ в октябре 1940 г. начальнику Управления кораблестроения

предписывалось предусмотреть в плане 1941 года проведение силами АН СССР и

ЦНИИ–45 Наркомата судостроительной промышленности научно–исследовательских

работ по обесшумливанию гребных винтов подводных лодок и всеми мерами

добиваться скорейшего разрешения этого вопроса.

Большое внимание в научно–исследовательских работах уделялось вопросам

прочности конструкций. Первенствующее место в этих работах занимали проекты

кораблей, составляющих основу программы строительства Большого флота.

ЦНИИ–45 и Ленинградскому кораблестроительному институту (ЛКИ) была поручена

разработка «Норм для расчета прочности корпусов надводных кораблей».

Научно–исследовательские и опытно–конструкторские работы проводились и

на контрагентских предприятиях, связанных с судостроительной

промышленностью. В ходе реализации программы строительства Большого флота

здесь решались новые задачи, в частности, по улучшению качества броневой

стали.

Так, на Мариупольском заводе разрабатывались новые марки для

противопульной корабельной брони, а также изыскивались методы плавки в

электропечи с использованием отходов корабельной брони и с восстановлением

хрома из хромистой руды. На этом же заводе разрабатывались: процесс газовой

цементации плит в направлении ускорения и удешевления работ; а также способ

изготовления броневых плит ковкой.

В 1938–1939 гг. все более актуальной признавалась работа по изысканию

методов размагничивания кораблей в связи с возраставшей угрозой применения

неконтактного минно–торпедного оружия.

В конце 30-х годов, лаборатория А.П. Александрова разработала систему

секционирования обмоток размагничивания с регулированием тока в них в

зависимости от широты и курса корабля. Было составлено типовое техническое

задание на проектирование обмоток для тральщиков, а также рассчитаны нормы

защиты кораблей от магнитных мин и торпед с неконтактными взрывателями. К

сожалению, внедрялись системы размагничивания кораблей уже в ходе войны. К

началу же войны проблема борьбы с неконтактным минным оружием не была

решена, и флот оказался неподготовленным в части средств обнаружения и

уничтожения донных магнитных мин, которые немцы применили впервые же дни

войны.

В конце 30–х годов ученых–кораблестроителей особо беспокоила проблема

кавитации гребных винтов как физического явления, препятствующего их

эффективной работе. Новая трактовка кавитации заключалась в определении ее

как переходного режима от наиболее распространенной формы плавного

обтекания тел к мало изученной форме отрывного их обтекания.

В июне 1939 г. Академия наук заключила договор с Гидромашинной

лабораторией Ленинградского индустриального института, имевшего стенд,

позволявший доводить частоту вращения винтов до 30000 об/мин для проведения

модельных испытаний. Одновременно были организованы натурные испытания на

Московском глиссерном заводе на катере НКЛ–27 с двухлопастным винтом,

имевшим узкие лопасти авиационного профиля. Было выявлено три характерных

участка кривой зависимости величины упора от числа оборотов.

На начальном участке действовал закон квадратичного возрастания

(нормальная работа винта с частичной кавитацией), на среднем участке слабой

зависимости упора от числа оборотов (отрицательное влияние кавитации) и,

наконец, на последнем участке происходило опять возрастание упора (отрывное

обтекание). Таким образом, появилась перспектива для создания

суперкавитирующих винтов, автором которых был академик В.Л. Поздюнин.

Суперкавитирующие гребные винты при больших скоростях кораблей и катеров

имеют преимущества перед обычными винтами, при малых – уступают им по

коэффициенту полезного действия.

В 30–40–х годах большое внимание ученых–энергетиков сосредотачивалось

на проектировании паровых турбин, как основных двигателей кораблей Большого

флота. Создатель школы отечественного корабельного паротурбостроения – М.И.

Яновский, возглавлявший кафедру «Паровых турбин» в Военно–морской академии.

Он первым из инженер–механиков флота стал членом–корреспондентом АН СССР.

За капитальный труд «Конструирование и расчет судовых паровых турбин» М.И.

Яновский был удостоен Государственной премии.

Если в первой половине 30–х годов взаимодействие между Академией наук и

флотом осуществлялось на уровне отдельных ученых, то в предвоенные годы

начинают возникать новые формы взаимодействия академической и отраслевой

науки в виде тесного совместного сотрудничества лабораторий академических

институтов с отраслевыми научно–исследовательскими и конструкторскими

организациями.

С началом Великой Отечественной войны возникло много оперативных дел,

которые вынудили значительно сократить на время не только

научно–исследовательские работы, но и опытно–конструкторские разработки.

Тем не менее, академическая и отраслевая наука продолжала обеспечивать

запросы флота. При этом учитывался опыт войны. Сотрудники эвакуированного

из Ленинграда в Казань ЦНИИ–45 смогли разработать методику расчета

собственных колебаний палубных перекрытий, методику расчета тонких

цилиндрических оболочек, проект механической установки малого хода для

большого охотника проекта 122А. Были получены несколько образцов красок с

пониженной горючестью, а также типовые конструкции изоляции из альфоля.

В Казани находились 33 академических учреждения, 39 академиков, в том

числе и А.Н. Крылов, а также 44 члена–корреспондента АН СССР. Однако для их

плодотворной деятельности не было необходимой экспериментальной базы. Тем

не менее, проводились конкретные работы по повышению надежности

пароперегревателей котлов, прочности лопаток турбин, по борьбе с

демаскирующими свойствами работающих дизелей подлодок.

Благодаря ЦНИИ–45 устранено «пение» винтов на подводных лодках типа «М»

серии ХП, также демаскировавших лодку. В связи с поступлением по ленд–лизу

и в качестве трофеев кораблей иностранной постройки институт изучал

конструктивные особенности этих кораблей. Кроме ЦНИИ–45, которому в 1944 г.

присвоено имя академика А.Н. Крылова, Наркомат судостроительной

промышленности имел: научные учреждения по морскому приборостроению –

НИИ–10 (Москва) и НИИ–49 (Ленинград), по корабельной броне – НИИ–48

(Колпино). В войну НИИ–48 передан в танковую промышленность.

В Военно–Морском Флоте, после передачи НИВКа в промышленность, его

функции частично перешли к Научно–техническому комитету (НТК). Центральный

научно–исследовательский институт военного кораблестроения ВМФ был

восстановлен в декабре 1945 г. Разработкой минного, торпедного и трального

вооружения занимался Научно–исследовательский минно–торпедный институт

(НИМТИ) ВМФ. В развитии вооружения и корабельных технических средств и

боевого использования видную роль играли Военно–морская академия. Высшее

военно–морское училище им. М.В. Фрунзе (бывший Морской корпус). Высшее

военно–морское инженерное училище им. Ф.Э. Дзержинского (ВВМИУ). В этих

военно–учебных заведениях преподавали известные ученые, опытные специалисты

флота, проводились важные научно–исследовательские работы в интересах

развития флота. Из стен ВВМИУ им. Ф.Э. Дзержинского вышли Н.С. Соломенко,

И.Д. Спасский, А.А. Саркисов, впоследствии ставшие академиками РАН, Б.В.

Замышляев, М.Н. Бабушкин – членами–корреспондентами РАН.

В апреле 1942 г. Президиум АН СССР создал комиссию по научно

техническим военно–морским вопросам под председательством А.Ф. Иоффе.

Ученым секретарем назначен И.В. Курчатов, членами комиссии – А.Н. Крылов,

А.П. Александров, В.Л. Поздюнин, Е.А. Калашников. При Президиуме

существовал отдел специальных работ. Под руководством его начальника М.П.

Евдокимова проходили работы по военной тематике. Проблемы броневой защиты

входили в задачу лаборатории +3 ЛФТИ, в работе которой принимал участие

академик А.Ф. Иоффе.

Известен вклад Математического института АН СССР в развитие теорий

вероятностей. Академик А.Н. Колмогоров не только консультировал флотских

артиллеристов, но и стал соавтором одного из способов стрельбы корабельной

артиллерией по воздушным целям.

К флотской тематике привлекались и филиалы АН СССР. Так, старший

научный сотрудник Уральского филиала П.А. Халилеев разработал магнитометр

для поиска затонувших судов. Прибор и его использование усовершенствованы

сотрудником НИИ–49 И.Г. Монгейтом и специалистами флота П.Г. Брызжевым и

В.А. Покладом. Морской магнитный металлоискатель нашел применение на флоте.

В целом война подтвердила необходимость и эффективность взаимодействия

науки и флота, что положительно сказалось на развитии военного

кораблестроения, морского оружия, корабельной техники и методов их

использования.

Заключение

К началу Великой Отечественной войны корабельный состав ВМФ СССР

насчитывал 3 линейных корабля, 7 крейсеров, 59 лидеров и эскадренных

миноносцев, 218 подводных лодок, 269 торпедных катеров, 22 сторожевых

корабля, 88 тральщиков, 77 охотников за подводными лодками и ряд других

кораблей и катеров, а также вспомогательных судов.

Северного флот имел 8 эсминцев, 2 торпедных катера, 7 сторожевых

кораблей, 15 охотников за подводными лодками и 15 подводных лодок.

Береговая оборона находилась в стадии строительства. В ее составе было

всего 70 орудий калибром от 45 до 180 мм. Противовоздушная оборона включала

несколько зенитных дивизионов.

Балтийский и Черноморский флоты насчитывали по 200 кораблей различных

классов и более чем по 600 самолетов, в числе которых были новые

истребители МИГ–3 и торпедоносцы. Эти флоты располагали развитой сетью баз

и аэродромов. В составе береговой обороны каждого флота было: 424 орудия

крупного (до 305 мм) и среднего калибров, зенитные дивизионы, а также

железнодорожная артиллерия.

Тихоокеанский флот имел самое большое из всех флотов число подводных

лодок (91), торпедных катеров (135) и самолетов (1183). Однако здесь, как

и на Северном морском театре, наиболее крупными кораблями были эскадренные

миноносцы. Два крейсера находились в постройке.

Кроме флотов, в составе ВМФ СССР имелись пять речных и озерных

флотилий.

В целом к началу Великой Отечественной войны был создан Военно–Морской

Флот, способный вести выполнять важнейшие тактические и стратегические

задачи как совместно с сухопутными войсками, так и самостоятельно в

прилегающих морях в целях обороны побережья и срыва морских перевозок.

Список используемых источников

1. «Наваль» №1 – 1991г.

2. «Морской Сборник» №08 – 1990 г.

3. «Бриз» №2 (14) – 1997 г.

4. Кузнецов Н.Г. «Курсом к победе» Л.: Судостроение, 1988 г.

5. «Человек, море, техника»: Сб. статей. – Л.: Судостроение, 1987 г.

6. А. Н. Крылов «Мои воспоминания». – Л.: Судостроение, 1979 г.

7.. «Корабли – герои». Под ред. В. Н. Алексеева. М.: ДОСААФ, 1976 г.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.