рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


История Советсткого флота (History of the Soviet fleet)

корабль электроэнергией. Имелось столько же дизель-генераторов по 650 кВт.

Средства радиосвязи тяжелого крейсера состояли (из радиостанций «Ураган-М»,

приемников «Гроза», «Пурга» и «Вихрь». Впервые проектом оговаривалось

оснащение его радиоаппаратурой быстродействия, уже испытанной к тому

времени в корабельных условиях. Между двумя дымовыми трубами размещались

два гидросамолета КОР-2 с катапультой.

Плановый срок сдачи «Кронштадта» флоту указывался на 1943 г. Однако

начало войны помешала строительству. Десятого июля 1941 года

Государственный Комитет Обороны прекратил работы по строительству тяжелых

кораблей. К этому моменту крейсера были готовы на 12%. Во время войны броня

"Кронштадта", как и других недостроенных в Ленинграде кораблей,

использовалась для строительства дотов. "Севастополь", захваченный немцами

в Николаеве, был ими частично разобран, и металл вывезен в Германию. После

окончания войны достройка тяжелых крейсеров так и не возобновлялась.

3.3. Лидеры и эсминцы

В 1932–1935 гг. конструкторской группой В.А. Никитина спроектирован и

новый эсминец типа «Гневный» проекта 7, пришедший на смену «новикам». При

проектировании этого корабля частично заимствован итальянский опыт, что

стало возможным благодаря деловым контактам советских конструкторов с

фирмой «Ансальдо». Эсминец «Мистрале», спроектированный этой фирмой, стал

ближайшим прототипом «семерки».

Головной эсминец «Гневный» был заложен в Ленинграде 27 ноября 1935 г.,

а флоту сдан в конце октября 1938 г. Эсминцы этого типа пошли в серийное

производство.

К сожалению, эсминец, не имел активных гидролокационных средств

обнаружения погруженных подводных лодок. Слабым было и зенитное вооружение.

Высокая оценка мореходных качеств «семерок» и прочности их корпусов,

данная Госкомиссией в ходе приемо–сдаточных испытаний «Гневного» и серийных

кораблей, не вполне подтвердилась опытом дальнейшей эксплуатации. На

Северном флоте в штормовую погоду имел место случай перелома полубака у

эсминца «Громкий» а эсминец «Сокрушительный» затонул в результате отрыва

кормы на штормовой волне и затопления помещений. Старые русские «новики»

более уверенно плавали в условиях плохой погоды.

Еще во время постройки «Гневного» в британском флоте в 1937 г.

произошло событие, повлиявшее на ход строительства «семерок». Столкнувшись

с миной у берегов Испании, подорвался и потерял ход английский эсминец

«Хантер». Его энергетическая установка размещалась по линейному принципу,

как и на «Гневном». Критика проекта 7 получила резонанс, дошла до высшего

руководства страны, родила волну репрессий в отношении видных и талантливых

кораблестроителей флота. Репрессиям подверглись в первую очередь

проектировщики корабля. В спешном порядке под руководством главного

конструктора О.Ф. Якоба был разработан улучшенный проект корабля – 7У.

В новом проекте было принято эшелонированное размещение энергетической

установки, в каждом из двух эшелонов находилось два котла и турбина. За

счет четвертого котла (на «семерке» было три) повышена

паропроизводительность и увеличена мощность каждого турбозубчатого агрегата

до 27 тыс. л/с. Другим стал силуэт корабля: появилась вторая дымовая труба,

а в состав артвооружения добавлена 45–мм пушка.

Спуск на воду главного корабля «Сторожевой» проекта 70 состоялся в

октябре 1938 г., а вступление в строй – в 1940 г.

Эсминец проекта 30, был спроектирован группой конструкторов во главе с

А.М. Юновидовым. Головной корабль этой серии «Огневой» был заложен в

Николаеве в августе 1939 г. Планировалось вывести его на приемо-сдаточные

испытания уже в декабре 1941 г. Начавшаяся война задержала строительство

«Огневого». Он достраивался и сдавался флоту в Поти в 1944–1945 гг. До

войны было изготовлено 10 корпусов эсминцев проекта 30.

Массовое строительство эсминцев данного типа развернулось только в

первое послевоенное десятилетие, правда, уже по улучшенному проекту 30–бис.

Эсминцы со сварными корпусом вооружались четырьмя 130–мм орудиями в двух

башнях и оснащались радиолокационной и гидролокационной техникой.

Разработка лидера эскадренных миноносцев, кораблей типа «Ленинград»

проекта 1, началась раньше, чем эсминца «Гневный». Это объяснялось тем, что

имевшиеся в составе флота эсминцы «новики» нуждались в обеспечении их

большим кораблем при входе в групповые торпедные атаки. Главным

конструктором «Ленинграда» был В.А. Никитин. Заложенный в Ленинграде 5

ноября 1932 г., этот корабль был сдан флоту 5 декабря 1936 г. При

водоизмещении 2693 т лидер имел в составе вооружения пять 130–мм, два 76–мм

и пять 45–мм орудий, два четырехтрубных торпедных аппарата. Лидер обладал

рекордной для своего времени скоростью – 43 уз., которую обеспечивала

работа трехвальной паротурбинной установки с тремя главными турбозубчатыми

агрегатами общей суммарной мощностью около 67000 л/с.

Лидеры проекта 38 несколько отличались от «Ленинграда». Всего было

построено 6 кораблей обеих проектов: по два – в Ленинграде, Николаеве и

Комсомольске–на–Амуре. Спроектированный и построенный в Италии по заказу

СССР лидер «Ташкент» оснащался отечественным вооружением. Его главная

артиллерия состояла из шести 130–мм орудий.

Корпус корабля облегченной конструкции был полностью клепанный, в

подводной части, оцинкованный для предотвращения коррозии. Использовалась

марганцовистая сталь. Он делился на 15 водонепроницаемых отсеков

поперечными переборками. Непотопляемость обеспечивалась при затоплении двух

любых смежных и несмежных отсеков.

Мощность главных механизмов на полном ходу при числе оборотов гребных

валов 460 в минуту - 66 000 л/с. Скорость полного хода составляла - 40

узлов, крейсерского хода - 25 узлов, экономического хода - 20 узлов.

Артиллерийское вооружение состояло из пяти 130-мм орудий, двух 76,2-мм

зенитных орудий, двух 45-мм полуавтоматических зенитных пушек. Торпедное

вооружение состояло из двух счетверенных аппаратов для 533-мм торпед

Слабыми местами отечественных лидеров оказались общая и местная

прочность корабля в условиях большого волнения моря, а также большая

заливаемость, явившаяся следствием выбранных в угоду максимальной скорости

обводов корпуса.

3.4. Сторожевые корабли

После заметного перерыва возобновилось проектирование и строительство

сторожевых кораблей. Группой конструкторов во главе с Я.А. Копержинским в

1937–1939 гг. был разработан проект сторожевого корабля «Ястреб» (проекта

29). До начала войны успели спустить на воду шесть кораблей этой серии. В

годы войны (1944 г.) головной корабль «Ястреб» был сдан флоту по

откорректированному проекту 29. Водоизмещение сторожевика – 998 т, скорость

–33,5 уз. В состав артвооружения входили три 100–мм пушки и четыре 37–мм

зенитных автомата. Имелся трехтрубный 450–мм торпедный аппарат. На борт

принималось до 24 мин. На корме устанавливались два бомбосбрасывателя с

комплектом глубинных бомб. Пять остальных кораблей, спущенных на воду,

достроены по проекту 29К после войны.

Сторожевой корабль типа «Ураган» проекта 2 создан коллективом

конструкторов во главе с В.А. Никитиным. Головной корабль вошел в строй в

сентябре 1931 г. Его водоизмещение 600 т, скорость хода 25 уз. Вооружение

состояло из двух 102–мм и двух 45–мм пушек, одного трехтрубного 450–мм

торпедного аппарата. В качестве главных двигателей корабля применена вполне

современная двухвальная котлотурбинная установка, размещенная

эшелонировано.

Большим недостатком корабля было отсутствие гидроакустических средств

поиска подводных лодок. До начала войны было построено и сдано флоту 18

сторожевых кораблей различных проектов.

3.5. Советские торпедные катера

В 1931 году конструктор Н. С. Некрасов предложил путем увеличения

размеров существующих глиссеров создать высокоскоростной мореходный катер

большего водоизмещения, торпедное и артиллерийское вооружение которого

позволяло бы ему успешно сражаться как с кораблями, так и с самолетами

противника.

Основным типом такого катера в советском флоте стали торпедные катера

типа Г–5 и Г–6. Катер Г–5 имел корпус из дюралюминия, водоизмещение около

18 т. Был вооружён двумя торпедами 533–мм калибра, был способен развивать

скорость до 52 уз.

1 сентября 1934 года, в мастерских ЦАГИ заложили головной Г–6 внешне

схожий с Г–5, однако значительно превосходивший его размерами,

водоизмещением и вооружением. В его корпусе размещалось 8 (!) моторов

ГАМ–34, развивавших суммарную мощность 6640 л/с. и сообщавших катеру

скорость свыше 40 узлов. 45–мм орудие и 5 пулемётов должны были позволить

Г–6 надёжно прикрывать выход в атаку и отход группы малых торпедных

катеров. Но самым необычным было торпедное вооружение Г–6: оно состояло из

трех желобных и одного поворотного трехтрубного торпедных аппаратов,

расположенных в кормовой части катера.

Двадцатого марта 1936 года он был спущен на воду в Севастополе (без

палубного торпедного аппарата). 20 июня 1939 года Г–6 вступил в строй флота

в качестве вспомогательного судна. Его водоизмещение составляло 86 т,

суммарная мощность восьми авиационных бензиновых двигателей 6640 л. с.,

скорость хода 42 узла. Длина наибольшая 36,5 м, ширина 6,6 м, среднее

углубление 1,9 м. Вооружение: три жалобных торпедных аппарата, один

трехтрубный поворотный торпедный аппарат, 45–мм орудие, пять пулеметов, три

мины или глубинных бомбы.

Во время испытаний катер водоизмещением 55 т. (без вооружения) развил

рекордную скорость – 55,3 узла. В серию этот катер не пошел, в боях Великой

Отечественной войны не участвовал. В 1944 году балтийские моряки

использовали его для заправки топливом в море торпедных катеров типа Г–5.

К началу Великой Отечественной войны флот имел 269 торпедных катеров,

преимущественно типа Г–5.

В 1938 г. по заказу НКВД был разработан корабль морской пограничной

охраны проекта 122. Военно–Морской Флот использовал этот проект в несколько

измененном виде в качестве большого охотника за подводными лодками. По

проекту 122А (главный конструктор Н.Г. Лощинский) была заложена серия

больших охотников. Первые два – «Артиллерист» и «Минер» – вошли в состав

Каспийской флотилии в ноябре 1941 г. Через три года их вместе с другими

кораблями этого проекта перебазировали на Черноморский флот.

3.6. Малые охотники

Накануне и в ходе войны в большом количестве строились малые охотники

за подводными лодками типа МО–2 и МО–4 (главный конструктор Л.Л. Ермаш),

водоизмещением 56 тонн, с полной скоростью 25,5 уз. Корпус этих кораблей

был деревянным. Вооружение включало две 45–мм пушки, имелись два

бомбосбрасывателя с глубинными бомбами. На борт катера принимались 4 мины.

Охотник оснащался переносной шумопеленгаторной станцией.

С 1943 г. на флот стали поступать малые охотники за подводными лодками

типа ОД–200, водоизмещением 47 тонн, со скоростью 28 уз. Их вооружение

состояло из 37–мм и 25–мм автоматов. Всего было построено 334 малых

охотника типа МО–2, МО–4 и ОД–200. Малые охотники стали самыми

универсальными кораблями Великой Отечественной войны. Они высаживали

десанты, несли дозорную службу, конвоировали транспорты, эскортировали

подводные лодки, подавляли огненные точки на берегу.

Бронированные малые охотники за подводными лодками проекта 194 (главный

конструктор А.Н. Тюшкевич) строились в осажденном Ленинграде и поступали на

Балтийский флот с июня 1943 г. Их водоизмещение составляло 61 т, скорость

доходила до 23 уз., на вооружении имелись 45–мм пушка и 37–мм автомат, два

бомбосбрасывателя с глубинными бомбами, гидроакустическая станция. Всего

было построено 66 бронированных охотников. Они предназначались для действий

в шхерных районах, осуществляли огневую поддержку сухопутных войск,

участвовали в десантных операциях.

В предвоенные годы получили дальнейшее развитие противоминные корабли.

Проект быстроходного эскадренного тральщика (проект 59) разработан к концу

1938 г. под руководством главного конструктора Л. М. Ногида. Кроме

контактных тралов, на нем предусматривался и электромагнитный трал.

Артвооружение включало две 100–мм и одну 45–мм пушки, три 37–мм автомата.

Головной тральщик «Владимир Полухин» и второй корабль «Василий Громов»,

заложенные в 1939 г., проходили приемосдаточные испытания и передавались

флоту в Ленинграде в 1942–1943 гг. Водоизмещение тральщика составляло 879

т. Паротурбинная установка позволяла развивать скорость без трала 22,4 уз,

с тралом до 19 уз. Имелись бомбосбрасыватели и бомбометы с глубинными

бомбами, гидроакустическая станция.

Масштабы строительства противоминных кораблей и качество трального

вооружения в советском флоте далеко не соответствовали масштабам и

совершенству минного оружия, примененного в первые же дни Великой

Отечественной войны. Постройка тральщиков даже не предусматривалась

шестилетней и пятилетней кораблестроительными программами, хотя

проектирование их началось еще в 1930 г. Эскизный проект выполнялся секцией

НТК под руководством Ю.А. Шиманского.

Главным конструктором тральщика типа «Трал» проекта 3 был Г.М. Веркасо.

При проектировании учитывался опыт эксплуатации дореволюционного тральщика

типа «Клюз». Заложенный осенью 1933 г. в Севастополе головной корабль

«Трал» вошел в состав Черноморского флота летом 1936 г. Его водоизмещение

составляло 476 т, полная скорость под дизелями не превышала 18 уз. Главным

вооружением корабля были тралы Шульца, змейковый и параван–трал. В ходе

строительства тральщиков в проект 3 вносились изменения, улучшающие

тактико–технические характеристики корабля. Так появились новые проекты

–53,58,53У.

К середине 1941 г. было построено всего 40 тральщиков, что явно не

удовлетворяло потребностям флота для надежной защиты от минной опасности. К

тому же построенные тральщики оказались не приспособленными для траления

мин с неконтактными взрывателями. Потребовалась разработка принципиально

новых неконтактных тралов.

3.7. Речной флот

Основу речных флотилий, прежде всего Днепровской и Амурской, составляли

мониторы. Для первой из них на судостроительном заводе Киеве в 1934 г.

построен первый монитор «Ударный» водоизмещением 252 т. Его артиллерия

состояла из двух 130–мм и двух 45–мм орудий. 1936 г. в состав флотилии

вошли шесть новых мониторов типа «Железняков». На них были установлены по

два 102–мм орудия во вращающейся башне, а также по три 45–мм пушки.

Амурская флотилия пополнялась более мощными мониторами «Хасан»,

«Перекоп», «Сиваш» проекта 1190, построенными на заводе «Красное Сормово»

(достраивались в Хабаровске). Они вступали в строй уже в годы Великой

Отечественной войны и после нее. На флотах имелись и канонерские лодки.

В 1937-1938 гг. Центральное конструкторское бюро Киевского

судостроительного завода "Ленинская кузница" разработало проект "монитора

для среднего течения реки Амур", получившего обозначение «СБ-57». Во главе

проекта стоял М.М.Бойко, уже имевшим опыт подобных разработок при

создании легких речных мониторов типа "Левачев" (СБ-37). В 1940 году на

стапелях верфи "Ленинской кузницы" на берегу Рыбальского затона Днепра под

заводскими номерами ("СБ-156", "СБ-157" и "СБ-158") были заложены корпуса

трех мощных речных кораблей. Первоначально их предполагалось включить в

состав Краснознаменной Амурской флотилии для замены речных мониторов типа

"Ленин" ( бывшие русские башенные канонерские лодки типа "Шквал" 1907-

1910 годов постройки).

В июне 1940 года к СССР были присоединены территории Бессарабии и

Северной Буковины, в результате чего новая граница Советского Союза с

Румынией стала проходить непосредственно по Дунаю. Силы Морской пограничной

охраны НКВД СССР были не в состоянии самостоятельно обеспечить защиту

нового рубежа, а отечественная судостроительная промышленность не могла

сразу дать флоту такое необходимое количество кораблей, которое могло бы

создать равновесие военно-морских сил на Дунае. Поэтому появление здесь

новой речной флотилии возможно было только за счет уже существующих, и

одна из них – Днепровская - была расформирована, чтобы на ее основе

возникли уже сразу две - Дунайская и Пинская. Однако теперь было необходимо

усилить временно ослабленные в результате этого советские речные силы в

бассейне Днепра, и было принято решение о том, что мониторы типа "Шилка"

будут достраиваться уже для Пинской военной флотилии.

Вступление в строй новых советских речных мониторов было запланировано

на 1942 - 1943 годы для замены 4 мониторов типа "Житомир" (бывшие польские

типа "Варшава" 1920 года постройки), но этим планам уже не суждено было

сбыться... Начавшаяся Великая Отечественная война серьезно повлияла на

реализацию новой судостроительной программы Советского ВМФ; не могла

она не отразиться и на судьбе трех строившихся в Киеве мониторов. Уже в

начале июля 1941 года была организована частичная эвакуация завода

"Ленинская кузница" в более глубокий тыл. Хотя до окончания достроечных

работ на "Видлице" и "Волочаевке" оставалось не более полутора

месяцев, решено было уводить и их - на буксирах вниз по Днепру - в

Запорожье. Но и на Запорожском судостроительно-судоремонтном заводе

Наркомата речного флота, куда были приведены на достройку оба монитора,

работы закончить тоже не успели - последовал новый приказ: выводить все

недостроенные корабли в Черное море. Однако немецкие танки Днепр сразу в

нескольких местах, они сделали выход в Черное море практически невозможным.

В огромной почти тысячекилометровой - ловушке оказались все корабли

Пинской военной флотилии, часть боевых кораблей, отошедших с Дуная, и все

суда Днепровского и Днепровско-Двинского государственных речных

пароходств, растянувшиеся от устья Припяти до Херсона, а вместе с ними – и

недостроенные "Видлица" и "Волочаевка". Выведенные из Запорожья оба

монитора пришлось возвратить на завод. 18 августа. В тот же день "Видлица"

была разоружена (причем одна из орудийных башен была просто сброшена

в воду), а сам корабль путем открытия кингстонов был затоплен в ковше

судостроительно-судоремонтного завода.

"Волочаевка" была подорвана 4 октября, при окончательном оставлении

советскими войсками Запорожья. Армейские саперы заминировали монитор и

подорвали его, расколов взрывами на несколько частей.

Последний из трех мониторов типа "Шилка" - "Каховка", находившийся в

меньшей, степени готовности, все еще продолжал находиться на стапеле

родного завода, однако в связи с неизбежно приближающимся оставлением Киева

советскими войсками корпус "Каховки" был спущен на воду и затоплен.

4. Подводный флот СССР

4.1. Подводные лодки типа «Д» и «Л»

Начало подводному кораблестроению СССР положила закладка в 1927 г.

шести больших торпедных подводных лодок типа «Декабрист» 1 серии включённых

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.