рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


История Китая

парламента квалифицированным большинством в 3/4. Срок его полномочий

установлен был в 5 лет с возможностью только единственного переизбрания.

Президент обладал высшей административной властью вместе с кабинетом

министров, мог издавать указы, объявлять войну и заключать мир (с согласия

парламента), был главнокомандующим армией, назначал чиновников, обладал

правом помилования. С согласия Палаты представителей президента назначал

кабинет – правительство во главе с премьером. Для своей деятельности

правительство обладало преимущественной законодательной инициативой, правом

составления и представления бюджета. Основные полномочия кабинета

определялись ранним законом 1913 г. Традиционно (с 1911 г.) сохранились 8

министерств: иностранных дел, внутренних дел, финансов, военное, морское,

юстиции, народного образования, путей сообщения, земледелия и

промышленности.[409,410:2]

Территориально республика подразделялась на провинции (22), округа и

уезды. По конституции 1923 г. округа не предполагались, но это было

нереально. Номинально местное управление предполагалось демократическим:

провинциальные и уездные собрания (избираемые на 3 года), выборные

административные советы из 5-9 человек (на 4 г.). Фактически во главе

гражданского управления стояли губернаторы провинций и начальники уездов.

Маньчжурия, Монголия и Тибет вообще обладали особым статусом и собственными

административными институтами.[410:2]

III. Право Китая.

1) Право империи Цинов.

Цинский Китай имел два систематизированных свода законов, один из

которых относился к государственному и административному праву, Другой — к

уголовному, гражданскому и семейному. Первый свод законов (Дацин хуэйдянь)

содержал детальные предписания относительно функций всех правительственных

учреждений. В нем были перечислены, например, должности чиновников в каждом

из 1293 уездов империи.[684:1]

Тексты сводов законов не доставлялись, как уже отмечалось ранее,

каждой династией заново, они вносили изменения в законы предшествовавших им

династий. Напомним, что еще в 1644 г. Цинский двор поручил особой комиссии

рассмотреть минский свод законов Дамии люй с целью внесения в него

изменений. Составление нового свода законов завершилось в 1646 г., а в

следующем году он был опубликован. В результате работы кодификационной

комиссии абсолютное большинство установлений династии Мин вошло в цинский

свод законов в качестве основных законов (люй). Новые законы, принятые

цинским двором, были включены в него в виде дополнительных постановлений

(ли). По указу 1746 г. их следовало периодически пересматривать,

впоследствии такие пересмотры проводились через каждые пять—десять лет.

Этот второй свод законов назывался Дацин люйли (0сновные законы и

постановления Великой династии Цин). Он ставил маньчжурских завоевателей в

привилегированное положение по отношению к коренному населению. Маньчжуры

наказывались менее сурово, чем китайцы (за исключением китайцев, служивших

в маньчжурских войсках). Они пользовались правом замены одного наказания

другим — более легким или менее унизительным.[684:1]

Нормы обычного права в императорском Китае в основном порождались

низовыми социальными структурами (кланами, деревенскими общинами,

купеческими гильдиями и т.д.) и действовали, как правило, в рамках этих

структур. В силу же неодинаковости условий жизни в различных районах

обширного государства они были многообразными, противоречивыми, что вело к

чрезвычайной пестроте китайского обычного права. Оценивая значение

последнего в системе социального регулирования традиционного Китая, следует

иметь в виду, что китайский деспотизм на долгие века законсервировал

хозяйственно-атомизированное общество с господством Натурального и

мелкотоварного производства. Экономические отношения в подобном обществе не

нуждались в более развитой, более мощной регулятивной силе, чем обычай,

традиция, признаваемые и поддерживаемые государством. Охрана господствующих

общественных отношений, их неприкосновенность, недопущение утраты тех

ценностей, которые были свойственны традиционному пониманию миропорядка,

было сферой уголовного законодательства, которое в XIX в. отличалось

крайней жестокостью.[685,686:1]

Дацин люйли предусматривал около трех тысяч преступлений, многие из

них наказывались различными видами смертной казни, вечной и срочной

ссылкой, ударами большой и малой палки. По остальным преступлениям

предусматривалась ссылка в дальние гарнизоны и с отдачей в рабство. Все

виды ссылки сопровождались битьем палками. В качестве дополнительных мер

наказания применялись ношение шейной колодки и клеймение. Вместе с тем

допускался откуп от уголовного наказания, в том числе и от смертной казни,

а также наем других лиц для отбывания наказания (в случае, например, битья

палками). Некоторые преступления влекли за собой наказание не только

виновного, но и всех близких родственников по мужской линии. Допускалась

уголовная ответственность детей с 7 лет. В уголовном процессе широко

применялись пытки.

Как и многие другие своды законов средневековья, Дацин люйли описывал

преступления преимущественно в форме казусов. Причем, чем опаснее были те

или иные виды преступлений, тем детальнее описывались они в законах и

различных подзаконных актах. Например, Дацин люйли устанавливал

ответственность за совершение десятков видов убийств, которые в свою

очередь детализировались на более конкретные составы в зависимости не

только от формы вины, количества преступников и т. д., но и от степени

родства, служебного подчинения или иной социальной зависимости преступника

и потерпевшего, их социального положения, пола, возраста, времени и места

совершения преступления, орудий убийства и т. п. К тягчайшим преступлениям

относилось убийство родителей, деда и бабки, отчима или мачехи; менее

тяжким признавалось, например, убийство дяди, тети, старшего брата;

наконец, при определенных условиях совершенно ненаказуемым могло оказаться

лишение жизни детей и внуков.[686,687:1]

Многообразие конституирующих и квалифицирующих преступление признаков,

усиленное многовековыми наслоениями законов, подзаконных актов и их

толкований, делали невозможной систематизацию общественно опасных деяний. В

результате этого Дацин люйли и представал в виде собраний огромного числа

казусов.

Буквально накануне революции была проделана большая работа по

совершенствованию Дацин люйли, приведению его норм в соответствие с

реалиями китайского общества. Из кодексов исключили уголовные наказания

палочными ударами, а меры физического воздействия, предусматривавшиеся в

качестве санкций по гражданским делам, заменялись системой штрафов. Из

Кодекса было исключено большое количество устаревших положений. К Дацин

люйли как своду законов обращались суды и после падения империи Цинов. Во

многих своих положениях он действовал до 5 мая 1931 г., т. е. до вступления

в силу двух последних книг Гражданского кодекса Китайской Республики. Что

касается цинского Свода узаконений (Дацин хуэйдянь), то он практически

прекратил свое действие с провозглашением республики.[687:1]

2) Право Китайской Республики (1912—1949 гг.).

С установлением в Китае республиканского строя начался процесс

модернизации традиционного, права. Первым кодексом законов, принятым в

Китае после Синхайской революции, было Уголовное уложение 1912 г.

Первоначально оно состояло из 411 статей. В 1928 г. в него бил внесен ряд

изменений, и оно было переименовано в Уголовный кодекс (УК). Позднее этот

Кодекс действовал в редакции 1935г и состоял из 357 статей. Уложение и УК

вобрали в себя много прогрессивных по тем временам положений уголовного

права. Например, в ст. 10 Уложения в принципе отрицалось назначение

наказания по аналогии. В Кодексе отсутствовали абсолютно неопределенные

санкции, были достаточно подробно решены вопросы субъективной стороны

преступления, соучастия, включены статьи о досрочном освобождении,

ликвидировались телесные наказания. Почти целиком заимствованный из

уголовного законодательства Японии, Франции) Бельгии, Германии и

Нидерландов, этот Кодекс внес в уголовное право Китая много новых идей и

институтов.[687.688:1]

В области гражданско-правовых отношений, как уже отмечалось выше,

продолжали действовать относящиеся к гражданскому праву положения Дацин

люйли. Вместе с тем был принят ряд важных для предпринимателей законов,

регулирующих имущественные отношения в некоторых специальных областях,

например Горнопромышленный устав 1914 г., Лесной устав 1915 г.[688:1]

Большую роль во внедрении положений западного права в; судебную

практику сыграл Верховный суд, выполнявший в те годы определенные

нормотворческие функции. Своими решениями он приспосабливал

законодательство Цинской династии к потребностям буржуазии и таким же путем

заполнял многочисленные пробелы гражданского законодательства, ссылаясь при

отсутствии законов и обычаев на принципы права. При этом в качестве

принципов права применялась европейская буржуазная правовая доктрина,

которая нашла благодатную почву в сравнительно развитых приморских районах

страны. Что же касается более отдаленных провинций, то в них судебные

чиновники продолжали творить суд в соответствии с местными обычаями и

цинским законодательством.[688:1]

В последующие два этапа реформы национального права, т. е. в периоды

до конца 20-х, а затем до середины 30-х гг. в кодификационных работах

возобладали стремления к большему учету особенностей национальной правовой

культуры, правосознания китайского народа, специфики мышления юристов

страны, что выразилось, в частности, в том, что законодатели стали

постепенно вводить в нормативные акты чисто китайские правовые понятия.

Так, Уголовный кодекс 1928 г. вернулся к трактовке соучастия, принятому в

Дацин люйли, предусматривающей преимущественный анализ субъективной стороны

преступления. При этом к главным преступникам относились организаторы и

подстрекатели, даже если они физически не участвовали в совершении

преступления. Эти положения о соучастии были в дальнейшем развиты в УК 1935

г., по которому подстрекатель привлекался к уголовной ответственности и в

том случае, если исполнитель не совершил никаких действий для реализации

преступных целей.[688,689:1]

Уголовный кодекс 1935 г. счел возможным восстановить и традиционный

для Китая институт выкупа наказаний (ст. 41). Так, если имелись препятствия

для исполнения приговора (по личным качествам осужденного, его семейному

положению, или иным причинам), приговор мог быть обращен в штраф из расчета

от одного до трех юаней за один день тюремного заключения или ареста.

Все упомянутые кодексы в соответствии с вековыми традициями Китая

устанавливали повышенную уголовную ответственность за посягательство на

жизнь, здоровье и честь родственников. В своих нормах кодексы определяли

родственников прямой восходящей и боковой восходящей линий, и

посягательство на жизнь и здоровье каждого из них подробно

регламентировалось в нормах Особенной части. Ограничение применения

смертной казни к лицам моложе 18 лет не распространялось на случаи

умышленного убийства ими родственников по прямой восходящей линии.[689:1]

Характерно, что Кодекс 1935 г. вернулся в некоторых вопросах и к

регулированию экономических отношений по дореволюционному законодательству,

отмененному Уголовным уложением 1912 г. Как 'показала практика, гражданский

оборот в Китае не достиг той степени свободы, когда его функционирование

полностью обусловливается экономическими интересами, не допускающими какого-

либо волевого вмешательства извне. Внеэкономическое волевое давление

оказалось весьма эффективным в период интенсивного развития в Китае

капиталистических отношений.

Проект Гражданского кодекса Китайской Республики был разработан к

концу 1925 г. Однако последующие бурные события в стране (национальная

революция 1925—1927 гг.) помешали его принятию. Окончательно проект Кодекса

был принят по частям в 1929—1930 гг. и полностью вступил в действие в мае

1931 г. Гражданский кодекс (ГК) Китайской Республики был разработан с

ориентацией на соответствующий кодекс Японии и Германское гражданское

уложение (ГГУ). (Как известно, и японский ГК был составлен под сильным

влиянием ГГУ). Вместе с тем гоминьдановский ГК имел свои особенности. Так,

с точки зрения общей формы и отдельных институтов он выглядел более

упрощенным, примитизированным— многие его положения не были разработаны

столь подробно и тщательно, как в японском ГК и ГГУ, прямо отсылали к

нормам обычного права, которые в ряде случаев противоречили

законам.[689,690:1]

В целом гоминьдановский ГК регулировал имущественные отношения в общей

форме. Многие вопросы промышленной и торговой деятельности им не

охватывались, что требовало разработки отдельных законов, которые в

совокупности позволяли говорить о появлении в Китае торгового права. Среди

актов торгового права, Принятых до начала антияпонской войны (1937—1945

гг.), можно упомянуть принятое в 1929 г. Положение о торговых

товариществах, Законы о купеческих гильдиях, о биржах, о страховании, о

товарораспорядительных документах. Затем последовало законодательство о

товарных знаках и ценных бумагах (1930 г.), Закон о банках (1930 г.),

Земельный закон и Временное положение о патентах (1932 г.), Положение о

торговых портах (1933 г.). Законы о несостоятельности и страховых

предприятиях (1935 г.). Одновременно с законом принимались подробные

правила о порядке его применения.[690:1]

На конец 20-х — начало 30-х гг. под воздействием требований,

выдвигавшихся рабочими, приходится всплеск гоминьдановского трудового

законодательства. Приказом Чан Кайши были ведены в действие Временные

правила работы арбитражных комиссий и правила урегулирования конфликтов

между рабочими и предпринимателями для Шанхая (май 1927 г.). По образцу

этих региональных правил были изданы соответствующие акты и в других

городах. По мере расширения Территории, подвластной Нанкину, стали

разрабатываться и общегосударственные акты. Одним из первых был выработан

Закон об урегулировании конфликтов между рабочими и предпринимателями. В

течение полутора лет он действовал экспериментально и окончательно был

утвержден лишь после ряда изменений в марте 1930 г. Закон предусматривал

строгую обязательность обращения к услугам примирительной или арбитражной

комиссии. Нарушивших это правило штрафовали или даже подвергали тюремному

заключению. В период разбирательства конфликта запрещались забастовки

рабочих, а также объявление локаутов или увольнения рабочих

предпринимателями. В 1928 г. нанкинские власти опубликовали Фабричный

закон.[690,691:1]

В этом законе нашли отражение такие важные вопросы условий труда, как

рабочее время, минимум заработной платы, договоры о найме, трудовое

страхование, условия труда женщин и детей и другие.

Однако следует отметить, что гоминьдановское законодательство об

условиях труда и найма было скорее декларацией, чем действующим правовым

актом. Кроме того, оно даже формально не распространялось на значительную

часть рабочих, занятых на мелких предприятиях, в кустарно-ремесленных

мастерских, мелких лавках и т. п. Закон официально вступил в силу только в

1931 г., но некоторые его статьи было решено ввести в действие лишь после

"созревания соответствующих условий". Позднее Фабричный закон был дополнен

целым рядом законодательных актов, детализировавших отдельные стороны труда

и найма. В 1930 г. был опубликован Закон о коллективных договорах, в 1931

г.— Положение о технике безопасности, а в 1936 г. — Закон о минимуме

заработной платы.[691:1]

Довольно полное и подробное по всём отраслям законодательство Китая

непрерывно уточнялось или дополнялось. Основные гоминьдановские законы были

сведены в Люфа цюаньшу — Полную книгу шести законов (или шести отраслей

права), в которую вошли законодательные нормы, сгруппированные по следующей

схеме: конституционное право, гражданское право, гражданско-процессуальное

право, уголовное право, уголовно-процессуальное право, административное

право, куда включалось трудовое, финансовое и земельное право. Однако

реальные результаты усилий Гоминьдана модернизировать правовую систему

страны оказались незначительными. Последовательному проведению в жизнь

новых законов препятствовала раздробленность страны. Юрисдикция

гоминьдановского правительства не распространялась с началом японской

агрессии на оккупированные Северно-Восточный Китай и приморские районы.

Различные группировки милитаристов не признавали фактически власти

нанкинского правительства и издавали на подвластных им территориях

собственные законы. Вдобавок Китай почти весь этот исторический период

сотрясала гражданская война.[691:1]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Комплекс проблем, связанных с буржуазией Китая первого десятилетия ХХ

в., разработан слабо, хотя отдельные вопросы уже ставились синологами

разных стран. Достаточно изучены противоречия буржуазии с Цинами, а также

ее позиция в революции 1911 – 1913 гг. Общие оценки состояния китайской

буржуазии накануне Синьхайской революции обычно сводятся к подчеркиванию ее

слабости, а также к выделению компрадорского и национального крыла. Помимо

этого, уже ставшего традиционным деления новый класс обычно берется как

нечто целое («торгово-промышленная буржуазия»), цементируемое наличием

общего врага (цинский режим, иностранный капитал) и общими трудностями

капиталистического предпринимательства. [189;3]

Одна из основных установок, которым, как известно, подчинена

современная китайская историография, – идеализация маньчжурской династии

Цин. Это обусловило изменение в КНР оценки характера Синьхайской революции

и определение ее как прежде всего антиимпериалистического, а не

антиманьчжурского переворота (вопреки тому что доказала марксистская

историография). В Синьхайской революции, безусловно, присутствовал

антиимпериалистический момент, ибо только демократический Китай мог

противостоять колонизаторам, но прямой борьбы с империализмом китайские

революционеры еще не вели.

Большую роль во внедрении положений западного права в; судебную

практику сыграл Верховный суд, выполнявший в те годы определенные

нормотворческие функции. Своими решениями он приспосабливал

законодательство Цинской династии к потребностям буржуазии и таким же путем

заполнял многочисленные пробелы гражданского законодательства, ссылаясь при

отсутствии законов и обычаев на принципы права. При этом в качестве

принципов права применялась европейская буржуазная правовая доктрина,

которая нашла благодатную почву в сравнительно развитых приморских районах

страны. Что же касается более отдаленных провинций, то в них судебные

чиновники продолжали творить суд в соответствии с местными обычаями и

цинским законодательством.[471;3]

Список литературы.

1. Галанза П. Н. История государства и права зарубежных стран – II т.

«Юридическая литература» – М., 1969

2. История государства и права зарубежных стран. – II т. Издательство

Московского университета. –М., 1991

3. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. «Высшая

школа» -М.,1986

4. Батыр К. И. Всеобщая история государства и права. «Юристъ» Москва,

1998

5. История государства и права зарубежных стран /Под ред. Н. А.

Крашенинниковой и О. И. Жидкова –М., 1991, II ч.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.