рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


История Китая

правительство, а в декабре 1911 г. на конференции представителей 17

революционных провинций временным президентом республики был избран

вернувшийся в Китай из эмиграции Сунь Ятсен.

В результате ряда политических маневров был достигнут компромисс,

финалом которого было отречение Цинов. Однако и Сунь Ятсен был вынужден

уступить Юань Шикаю президентский пост.[177:4]

10 марта 1912 г. собрание представителей провинций объявившее себя

Национальным собранием, приняло Временную конституцию республики,

предложенную Сунь Ятсеном. Для полуфеодального Китая эта конституция была

прогрессивным документом. Она провозглашала принципы равноправия всего

населения и неприкосновенности личности, свободы собраний, печати,

вероисповедания, тайны переписки, права принесения жалоб на действие

чиновников и т. д. В качестве высшего органы законодательной власти

Конституцией предусматривался парламент в составе нижней палаты и сената.

Сунь Ятсен полагал, что конституция будет ограничивать диктаторские

поползновения Юань Шикая. Однако этот расчет не оправдался.[177:3]

На выборах в парламент в декабре 1912— феврале 1913 гг. большинство

мест получил Гоминьдан (Национальная партия), созданный в результате

преобразования Союзной лиги. Лидер новой партии Сун Цзяожэнь готовился

стать премьер-министром.[177,178:3]

Для того чтобы свести на нет влияние парламента. Юань Шикай прибегнул

к политическому террору. По его распоряжению за три недели до открытия

парламента был убит Сун Цзяожэнь. Юань Шикай игнорировал мнение парламента

по важнейшим вопросам внутренней и внешней политики. В то же время он

добивался поддержки со стороны иностранных держав, даже ценой национального

предательства. Поэтому в мае 1913 г. Сунь Ятсен призвал народ и войска

южных провинций свергнуть диктатуру Юань Шикая. Антиюаньшикайское восстание

началось в том же году, но потерпело поражение. Сунь Ятсен снова был

вынужден покинуть страну.[178:3]

Юань Шикай, подавив восстание, принял меры для укрепления личной

власти. Путем угроз и подкупов .он провел через парламент свою кандидатуру

в качестве постоянного президента. Парламент был распущен, 14 мая 1914 г.

была объявлена новая Временная конституция, предоставившая президенту

диктаторские полномочия. Кабинет министров становился ответственным уже не

перед парламентом, а перед президентом. Отменялись многие демократические

институты. В конце 1915 г. было официально объявлено о восстановлении

монархии. Накануне этого акта диктатор принял так называемое "21

требование" Японии, направленное на превращение Китая в японскую колонию.

Все это усилило оппозицию диктатуре Юань Шикая. На юге началось новое

антиюаньшикайское восстание.[178:3]

Диктатор был вынужден сделать заявление об отказе от монархии, но это

не остановило восстания. Вскоре после смерти Юань Шикая в 1916 г. власть

оказалась в руках северокитайских милитаристов—генералов, установивших

военную диктатуру на подвластных им территориях. Но революционный Юг не

признал власти северных генералов. В сентябре 1917 г. в Гуанчжоу (Кантон)

сформировалось военное правительство защиты республики во главе с Сунь

Ятсеном. Октябрьская революция в России придала новый импульс борьбе

китайского народа за национальное освобождение и социальную справедливость.

В Китае она отозвалась "движением 4 мая", положившим начало новому

этапу освободительной борьбы. 4 мая 1919 г. в Пекине состоялись многолюдные

демонстрации против политики капиталистических держав в отношении Китая и,

в частности, против решения Парижской мирной конференции, санкционировавшей

захват Японией провинции Шаньдун.[178:3]

В 1921 году с помощью Коминтерна была создана Коммунистическая партия

Китая. С целью объединения всех антиимпериалистических сил страны

коммунисты в 1923 г. приняли решение о вступлении в партию Сунь Ятсена

(возрожденный Гоминьдан) при условии сохранения организационной и идейной

самостоятельности. Это вступление было оформлено в январе 1924 г. на 1

съезде Гоминьдана, ставшего, таким образом, организационной формой единого

национального антиимпериалистического фронта.

Под влиянием идей революции в России взгляды Сунь Ятсена претерпели

значительные изменения, получили яркую антиимпериалистическую

направленность. В этих условиях новой трактовке подверглись и "три народных

принципа" Сунь Ятсена. Так, "принцип национализма" стал выражать идею

борьбы за свержение иностранного господства в Китае и за равноправие всех

национальностей страны. "Принцип народовластия" содержал критику демократии

западного типа, провозглашал "народовластие всего народа, а не только

меньшинства". В "принцип народного благосостояния кроме уравнивания прав на

землю были включены требования государственной помощи безработным,

улучшения условий труда, защиты рабочих организаций и ограничения власти

капитала. "Три народных принципа" в их новой трактовке были положены в

основу политической программы Гоминьдана, принятой 1 съездом.[179:3]

В апреле 1924 г. Сунь Ятсен выступил с "Общей программой строительства

государства", в которой изложил свои конституционные взгляды, выразившиеся

в идеях о "трех периодах" и "пяти властях". Строительство государства он

разделил на три периода: военное правление, политическая опека и

конституционное правление. В первый из этих периодов, по мысли Сунь Ятсена,

все государственные учреждения должны контролироваться военной

администрацией, одновременно военную силу намечалось использовать для

объединения страны. В период политической опеки население под руководством

правительства организует самоуправление. Конституционное правление

наступает с организацией самоуправления во всех уездах страны созданием

правительства "пяти властей", после чего следует созыв Национального

собрания.

Выдвигая идею "пяти властей", Сунь Ятсен выступил поборником принципа

разделения властей, но при этом к законодательной, исполнительной и

судебной властям он добавил экзаменационную и контрольную власти. Введение

этих видов властей он не связывал только с китайской традицией – системой

экзаменов для поступления на государственную службу и институтом цензората.

Он считал, что экзаменационная система "восполняет пробелы, свойственные

избирательной системе" для отбора наиболее достойных кандидатов на

государственные посты.[179:3]

Между тем Китай оставался политически раздробленным, а большая часть

его территории находилась под властью военщины. Центральным правительством

Китая считалось пекинское, с которым поддерживали дипломатические отношения

иностранные государства. Время от времени они созывали (сепаратно от Юга)

парламенты, осуществляли различные конституционные маневры (так, чжилийскал

клика в 1922 г. восстановила действие отмененной еще Юань Шикаем

Конституции 1912 г., а в 1923 г. была даже принята первая Постоянная

конституция Китайской республики, отмененная уже в 1924 г., и т. п.).

К году смерти Сунь Ятсена (1925 г.) относится первая попытка

воплощения в жизнь разработанного им плана государственного строительства

на сравнительно ограниченной территории страны, находившейся под властью

гоминьдановского правительства в Гуанчжоу. Там был выработан и принят 1

июля 1925 г. "Органический закон национального правительства", опекаемого

партией, которое по схеме Сунь Ятсена должно было функционировать на двух

этапах: военного правления и политической опеки.[179:3]

В 1926 году начался поход революционных сил Юга против Северных

милитаристов. Поход закончился победой южан и взятием Пекина. Однако в 1927

г. произошел разрыв Гоминьдана с компартией. Ставший после смерти Сунь

Ятсена фактическим лидером Гоминьдана, Чан Кайши совершил 22 апреля

антикоммунистический переворот. Коммунисты были вынуждены отступить в

отдаленные сельские местности, где продолжили борьбу под своими лозунгами и

знаменами. Но это уже была борьба против правительства Чан Кайши,

объединившего под своей властью большую часть территории страны.[180:3]

2) Государственный строй гоминьдановского Китая.

В феврале 1928 г. на четвертом пленуме ЦИК Гоминьдана было образовано

новое Национальное правительство, считавшееся общекитайским. "Органический

закон Национального правительства" 1925 г. оставался в силе, в нёго были

внесены лишь некоторые изменения. В том же году были приняты законы об

организации палат (юаней) правительства, воплощавших суньятсеновскую схему

пяти властей, которые, однако, не были созданы единовременно, а учреждались

постепенно. Так, в 1928 г. была учреждена законодательная палата, в 1930 г.

— экзаменационная, а в 1931 г. — контрольная.[400:2]

В основу государственного строительства, осуществленного с приходом

Гоминьдана к власти, был положен план Сунь Ятсена. Поскольку формальное

объединение страны под властью Гоминьдана было завершено, в соответствии с

"Общей программой строительства государства" Китай должен был вступить в

период политической опеки. Официальным началом этого периода был объявлен

1929 год

В марте указанного года на III съезде Гоминьдана были оформлены

опекунские функции партии. Согласно решениям съезда, в течение всего

периода политической опеки высшим органом государственной власти объявлялся

национальный съезд Гоминьдана, а в промежутках между его созывами —

Центральный исполнительный комитет. Свои функции, связанные с определением

деятельности правительства, ЦИК Гоминьдана осуществлял через Центральный

политический совет.[400:2]

В 1931 году функции политической опеки Гоминьдана были оформлены

государственным документом, названным Временной конституцией периода

политической опеки. В соответствии с этой Конституцией национальному съезду

Гоминьдана предоставлялось право осуществлять власть от имени Национального

собрания. Все другие высшие органы государства были поставлены под контроль

ЦИК Гоминьдана, которому было предоставлено право назначать национальное

правительство. Чан Кайши не удалось добиться учреждения для себя поста

президента республики, он стал председателем национального правительства.

Конституция 1931 г. содержала некоторые декларации и обещания в

отношении гражданских прав и народного благосостояния. Но за весь период

гоминьдановского правления ничего не было сделано для проведения в жизнь

этих деклараций и обещаний. Фактическую конституцию страны составили

принятые в 1931 г. новые законы об организации центральных

правительственных учреждений, которые сосредоточили всю власть в руках

председателя национального правительства. В частности, ему через

находившийся формально вне правительства военный комитет, были подчинены

вооруженные силы. Одновременно были приняты негласные установления о праве

военного командования на вмешательство в дела административного управления

и партийные дела в так называемых районах "борьбы с бандитами", а также

постановления о полицейской системе круговой поруки населения и другие

подобные акты.[400:2]

В год принятия Временной конституции периода политической опеки

началось дальнейшее расширение японской агрессии в Китае, имевшей своим

результатом оккупацию Северо-Восточного Китая. В марте 1932 г. японское

правительство объявило о создании в границах Северо-Восточного Китая

"независимого" государства Маньчжоуго (Маньчжоу Диго) во главе с последним

представителем свергнутой династии Цин Пу И, что означало фактически

превращение нескольких провинций Китая в японскую колонию. Гоминьдановское

правительство не организовало отпора агрессорам, занятое подавлением

революционного движения, карательными экспедициями против созданных

коммунистами революционных баз — освобожденных районов. Лишь дальнейшее

расширение японской агрессии, вызвавшее формирование антияпонского

патриотического фронта, настойчивые требования общественности прекратить

гражданскую войну заставили руководство Гоминьдана заключить в 1937 г.

соглашение о внутреннем мире. Наступление на освобожденные районы было

прекращено, однако в течение всей антияпонской войны эти районы

подвергались блокаде.[400,401:2]

Введение конституционного правления являлось в период антияпонской

войны одним из важнейших демократических требований различных слоев

населения страны. Стремясь ослабить политический нажим, гоминьдановцы

назначали новые и новые даты введения конституционного правления. Наконец

25 декабря 1946 г. Национальное собрание составом, сформированным

десятилетие назад, приняло Конституцию Китайской Республики. Она формально

вошла в силу через год и поэтому обычно именуется Конституцией 1947 г. В

этой Конституции были отражены многие институты, сформировавшиеся в период

политической опеки. Вместе с тем вводился отсутствовавший в тот период пост

президента страны, одновременно упразднялась должность председателя

национального правительства. Срок полномочий Национального собрания

устанавливался в шесть лет. Кроме того, выборными органами становились

Законодательная палата и Палата контроля (последняя путем непрямых

выборов). Предусматривалось и создание выборных органов

самоуправления.[401:2]

В 1947 году в контролируемых Гоминьданом районах страны проводились

выборы депутатов Национального собрания, членов Законодательной и

Контрольной палат, тогда же были назначены Экзаменационная палата, и Палата

юстиции.

Первая сессия Национального собрания, открывшаяся в марте 1948 г., еще

до избрания главы государства, приняла "Временные правила на период

национальной мобилизации для подавления мятежа", которыми отменялись

некоторые важнейшие положения Конституции, а президенту предоставлялись

чрезвычайные диктаторские полномочия. Президентом был избран Чан Кайши.

Однако гоминьдановский режим был уже накануне падения — не прошло и

полутора лет после первой сессии Национального собрания, как Конституция

1947 г. осталась ограниченно действующим основным законом на территории

лишь одной провинции Тайвань.[401:2]

3) Восстановление республики. Конституция 1923 г.

1917 – 1923 гг. были временем очевидного государственно-политического

хаоса в Китае. Окончание Первой мировой войны способствовало нарастанию

вновь революционно-демократического движения, лидером которого стала

возглавленная Сунь Ятсеном партия гоминьдан.[408:2]

Партия гоминьдан сложилась на основе движения Тунмэнхуэй еще в 1912

г. и восприняла его основные программные установки. Господствующие позиции

гоминьдан в особенности занимал на юге страны, более развитом в

промышленном и торговом отношении. Кроме гоминьдана в правительственной

борьбе того периода участвовали еще несколько партий. Наиболее крупным было

движение гун-ходан (республиканское), сложившееся в мае 1912 г. на основе

разных организаций, в лозунгах которых были общие идеи могущества

государства и сохранение «национального духа». Партия дун-менхой

представляла движение радикально-социалистического направления. Не потеряли

влияния сторонники конституционной монархии – младокитайцы. Существовали

также Социалистическая партия, несколько анархистских организаций. Все

движения и партии в разной степени были представлены в парламентских

институтах разных областей страны. В 1921 г., проведя полулегальный съезд,

провозгласила свое создание Коммунистическая партия Китая, созданная на

базе рабочего и студенческого движения в Шанхае.[408:2]

Центральное правительство в Пекине находилось под контролем военных

т. н. Чжилийской и Фынтяньской группировок (из соответствующих северных и

центральных провинций). С 1921 г., после провозглашения Югом своей

самостоятельной и избрания вновь президентом Сунь Ятсена, Центральное

правительство находилось в состоянии вялотекущей войны с Югом. Конфронтации

способствовали и различию во внешнеполитических ориентирах, крайне важных

для Китая той поры: Центральное правительство, поддерживаемое западными

государствами, разорвало отношения с Россией (Сентябрь 1920 г.), тогда как

гоминьдан и Сунь Ятсен установили тесные контакты партийно-

правительственного характера с Российской коммунистической партией и даже

начали получать из России военную и техническую помощь в интересах

развертывания «мировой революции» и противодействия Великобритании.

Относительно стабилизации положения Центральному правительству

удалось добиться только к осени 1923 г. На выборах (5 октября 1923 г.)

большинством голосов парламента был избран президентом бывший военный

губернатор столичной провинции Цао Кунь. Укрепившееся политическое

большинство группировки чжилийцев инициировало обновление конституции. 10

октября 1923 г. парламент утвердил конституцию Китая.[409:2]

Конституция 1923 г. (141 ст.) в большой степени повторила систему

организации власти, установленную Конституцией 1912 г. и другими

конституционными законами первых лет республики. Главное новшество

заключалось в том, что, уступая реалиям полувоенной обстановки и почти

гражданской войны, Конституция узаконила развитую автономию провинций – по

сути, Китай превращался в федерацию, несмотря на внешне провозглашавшийся

унитаризм. Провинции располагали собственными бюджетами, своими источниками

доходов и налоговыми поступлениями. Что было еще более важным,

устанавливались предметы собственно общегосударственного законодательства,

и совместного с провинциальными властями или же только провинциального (в

т. ч. земля, банковское дело, здравоохранение и т.п.). Гарантией

провинциальных прав выступала двухпалатная организация парламента.[409:2]

Соответственно идее разделения властей, законодательными полномочиями

наделялось национальное собрание. Верхняя палата – Сенат – составлялся из

делегатов провинциальных собраний и от общественных корпораций (последнее

было новшеством!) на основе установленной квоты: большинство провинций

посылали по 10 депутатов, Монголия – 27, Тибет – 10, от центрального

представительства работников народного образования – 8, проживающих

заграницей китайцев – 6 и т.д. Депутатов избирали на 6 лет с обновлением на

1/3 в два года. Нижняя – Палата представителей – избиралась населением из

расчета 1 депутат на 0,8 млн. человек. Правом избирать обладали мужчины

старше 21 года с цензом оседлости более 2 лет и некоторыми незначительными

имущественными цензами. Выборы производились в две стадии, и от участия в

них полностью устранялись неграмотные, курильщики опиума, несостоятельные

должники, безумные. В выборах не могли участвовать также военные. Помимо

собственно законодательной власти, парламент располагал правом запросов к

правительству, проведения собственных расследований действий

администрации.[409:2]

Главой государства и правительственных институтов был президент. Им

мог стать только китаец с повышенным гражданским качеством (старше 40 лет,

при оседлости свыше 10 лет). Избрание проводили совместно обе палаты

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.