рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Государство и право в Древней Руси

юридическому чувству христианских судей, воспитанных на византийском праве.

Именно эти причины подтолкнули законодателя к созданию изучаемого мною

документа.

Я считаю, что создание писаного свода законов непосредственно связано

с принятием христианства и введением института церковных судов. Ведь

раньше, до середины XI века княжескому судье не был необходим писаный свод

законов, т.к. ещё были крепки древние юридические обычаи, которыми князь и

княжеские судьи руководствовались в судебной практике. Также господствовал

состязательный процесс (пря), при котором тяжущиеся стороны фактически

руководили процессом. И, наконец, князь, обладая законодательной властью,

мог в случае необходимости восполнить юридические пробелы или разрешить

казуальное недоумение судьи.

Также для большей убедительности утверждения о том, что на создание

Русской Правды оказали влияние памятники церковно-византийского права,

можно привести следующие примеры:

Русская Правда умалчивает о судебных поединках, несомненно имевших

место в русском судопроизводстве XI - XII веков, утвердившихся ещё в

указанном мною ранее «Законе Русском». Также замалчиваются и игнорируются

многие другие явления, имевшие место быть, но противоречившие Церкви, либо

действия, подпадавшие под юрисдикцию церковных судов, но на основании не

Русской Правды, а церковных законоположений (например обида словом,

оскорбление женщин и детей и др.).

Даже своим внешним видом Русская Правда указывает на свою связь с

византийским законодательством. Это небольшой кодекс вроде Эклоги и

Прохирона (синоптический кодекс).

В Византии по традиции, шедшей от римской юриспруденции, усердно

обрабатывалась особая форма кодификации, которую можно назвать кодификацией

синоптической. Образец её был дан Институциями Юстиниана, а дальнейшими

образчиками являются соседи Русской Правды по Кормчей книге - Эклога и

Прохирон. Это - краткие систематические изложения права, скорее

произведения законоведения, чем законодательства, не столько уложения,

сколько учебники, приспособленные к легчайшему познанию законов.

Сравнивая Русскую Правду с памятниками византийского церковного

права, суммируя вышеизложенные наблюдения, я пришёл к выводу, что текст

Русской Правды сложился в среде не княжеского, а церковного суда, в среде

церковной юрисдикции, целями которой и руководствовался в своей работе

составитель данного памятника права.

Преступление и наказание по Русской Правде

Раздел, посвящённый преступлению и наказанию по Русской Правде,

является ключевым в моей работе, т.к. именно в нём я, пользуясь

необходимыми источниками, попытаюсь наиболее точно отразить особенности

уголовного права Древней Руси, ответить на поставленные передо мной вопросы

и решить основные задачи, изложенные мною во введении к данной работе.

Современная наука уголовного права под термином «преступление»

понимает общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом,

совершённое виновно (т.е. с умыслом или по неосторожности) лицом вменяемым,

достигшим возраста уголовной ответственности. А что же понималось под этим

термином в далёкий период создания Русской Правды? На этот вопрос нам и

придётся ответить в данной главе.

С введением на Руси христианства, под влиянием новой морали

происходит замена языческих понятий о преступлении и наказании. В сфере

уголовного права Древней Руси проявляется частный характер древних

христианско-византийских правовых норм, основанных на римском частном

праве. Наиболее ясно такая замена выражается в княжеских уставах и в

Русской Правде, где любое преступление определялось не как нарушение закона

или княжеской воли, а как «обида», т.е. причинение материального,

физического или морального вреда какому-либо лицу или группе лиц. За эту

обиду виновный должен был выплатить определённую компенсацию. Таким

образом, уголовное правонарушение не отличалось в законе от гражданско-

правового.

1 Кровная месть

Замена языческих понятий о преступлении и наказании новыми понятиями

особенно ясно выражается в законодательстве, определяющем наказание за

убийство и в постепенном преобразовании института кровной мести.

Так, например, по договору с греками 911 года каждый мог безнаказанно

умертвить убийцу на месте преступления. Договор 945 года даёт право жизни

убийцы родственникам убитого, независимо от степени родства. Русская

Правда, в свою очередь, ограничивает круг мстителей двумя степенями

ближайших родственников убитого (отец, сын, братья, племянники). И,

наконец, «Правда Ярославичей» совсем исключает из своего состава кровную

месть, запретив убивать убийцу кому бы то ни было, дозволяя родственникам

убитого пользоваться определённой денежной компенсацией со стороны убийцы.

Таким образом, расширяется право государства на личность и имущество

преступника.

В литературе возникает много споров о правовом основании кровной

мести. Являлась ли она досудебной или же послесудебной расправой? Прямого

ответа на этот вопрос Русская Правда не даёт. Исторически кровная месть

сложилась как обязанность рода потерпевшего расправиться с преступником. Но

процесс феодализации Древнерусского государства, увеличение роли князя и

княжеского суда внесли значительные изменения в применение обычая кровной

мести. Какое-то время княжеский суд сосуществует с общинным, но постепенно,

благодаря усилению феодальных отношений, княжеский суд занимает ведущее

положение, оттесняя суд общинный на второй план.

Таким образом, становится возможным вмешательство князя в обычай

кровной мести, у убийцы появляется возможность выкупать себя при

посредничестве князя (хотя, без сомнения, он и раньше мог договориться с

родственниками убитого). В это время выделяется особая категория лиц,

оторванных от своей общины (купцы, изгои), а также многочисленные княжеские

дружинники и слуги (гридни, ябетники, мечники, огнищане и др.), нуждавшиеся

в особой княжеской защите, т.к. , по различным причинам порвав с общиной,

они лишились в её лице защитника. Теперь их новым защитником должен был

стать князь, поэтому они были заинтересованы в укреплении княжеской власти.

В свою очередь, сдерживая самосуд общины, князь вводил свою меру наказания

- виру, т.е. денежный штраф в размере 40 гривен, уплачиваемый за убийство в

княжескую казну.

Также Русской Правде известен институт дикой или повальной виры (в

размере 80 гривен), налагаемой за убийство княжеских служащих. Например, в

ст.ст. 19, 22 и 23 КП упоминается штраф в 80 гривен за убийство огнищанина,

княжеского тиуна или конюха.

Несомненно, древний обычай кровной мести не устраивал ни князя,

заинтересованного в ослаблении общинных судов, мешавших централизации

власти, ни христианской церкви с её новыми нормами морали и нравственности,

но, будучи очень широко распространён, он не мог быть ликвидирован сразу.

Поэтому можно предположить, что князь даёт свою санкцию на кровную месть,

закрепляя это положение в ст. Правды Ярослава. Таким образом, кровная месть

в Русской Правде носит ярко выраженный переходный характер от

непосредственной расправы рода к наказанию, налагаемому и исполняемому

государством. Но следует заметить, что кровная месть применяется только в

случае убийства свободного человека свободным человеком.

Лишь после смерти Ярослава Мудрого, «снова собравшись, сыновья его

Изяслав, Святослав, Всеволод и мужи их Коснячко, Перенег, Никифор отменили

кровную месть за убийство, а постановили выкупаться деньгами» (ст. ПП).

2 Краткая редакция Русской Правды

Как известно, Русская Правда имеет 3 редакции: Краткую, Пространную и

Сокращённую и множество списков. Поэтому, чтобы избежать лишней путаницы, я

сначала проанализирую нормы Краткой Правды, а затем перейду к Пространной

редакции.

Краткую редакцию Русской Правды можно разделить на две основные

части: Правду Ярослава (ст.ст. -18) и Правду Ярославичей (ст.ст. - 43).

Первая была составлена при Ярославе Мудром, вторая же создавалась уже после

его смерти. Если в Правде Ярослава рассматриваются в основном такие

преступления как побои, оскорбление, членовредительство, то Правда

Ярославичей посвящена большей частью защите феодальной собственности и

жизни княжеских людей. Кроме того, в последних статьях КП (ст.ст. -43)

определяется размер и порядок выплат княжеским служащим за исполнение ими

своих служебных обязанностей.

3 Виды преступлений и наказаний

1 Побои и оскорбление

Месть в Русской Правде упоминается не только в статьях, говорящих об

убийстве. Так, например, по ст. КП, в случае избиения человека до крови и

синяков, пострадавшему предоставляется альтернатива: либо мстить, либо

взять с обидчика 3 гривны за обиду. Причём в этом случае даже не требуется

свидетель. «Если же на нём не будет никакого знака, то пусть придёт видок;

если же не может, то на том конец». Таким образом, в этой статье мы впервые

встречаемся с понятием видока, т.е. непосредственного свидетеля - очевидца

происходящего. Кроме видока, Русская Правда знает ещё один вид свидетеля -

послух, т.е. лицо, которое может ручаться в невиновности обвиняемого,

защищать его доброе имя.

В отличие от ст. КП, ст. уделяет внимание не характеру нанесённых

повреждений, а рассматривает орудия, которыми наносятся побои: батог,

жердь, ладонь, чаша, рог, тупая сторона острого орудия. Такой перечень

говорит о том, что закон не учитывает степени опасности для здоровья

потерпевшего того предмета, которым наносятся побои. Важно не причинённое

телесное повреждение, а оскорбление непосредственно нанесённое ударом. В

этом случае потерпевший имеет право на немедленную месть. Если же обиженный

сразу не отомстил обидчику по той или иной причине (не настиг), то

последний подвергается денежному взысканию в размере 12 гривен.

Также об оскорблении гласят ст. КП (удар мечом, не вынутым из ножен)

и ст. КП (вырывание бороды и усов). Обе эти статьи предусматривают

наказание за преступление в размере 12 гривен.

Ст. КП гласит: «Ежели кто, вынув меч, не ударит, то тот положит

гривну». Преступление, описываемое в данной статье, можно характеризовать

как покушение на преступление, либо как оконченное преступление (угроза,

оскорбление). Я согласен с утверждением В.И.Сергеевича и М.Ф.Владимирского-

Буданова о том, что упомянутое деяние является не оскорблением, а угрозой,

т.к. в ст. КП даётся примерный перечень предметов, удар которыми являлся

оскорбительным.

2 Членовредительство

Следующий ряд статей КП (ст.ст., 6 и 7) посвящён членовредительству.

Выделяются три основных вида членовредительства: травма руки, ноги и

пальца. Отнятие руки , а также лишение возможности ею пользоваться в

древнерусском праве приравнивалось к смерти, поэтому за данное оскорбление

назначалось наказание, приравнивавшееся к наказанию за убийство, т.е.

налагался штраф в размере 40 гривен. Также в виде наказания за это

преступление могла применяться кровная месть. Но в отличие от других

статей, по которым предусматривалась кровная месть как вид наказания, в

случае причинения увечья мстить могли близкие потерпевшего, т.к. сам он был

не в состоянии.

3 Правовое положение различных слоёв населения. Убийство.

Являясь правовым памятником феодального государства со всеми

присущими ему признаками, Русская Правда в своих статьях чётко

разграничивает правовой статус различных групп населения. Начиная со ст.

более чётко выступает классовое деление общества. В законе устанавливаются

штрафы за убийство княжеских слуг, за кражу и порчу княжеского имущества.

Ст. КП гласит: «Если убьют огнищанина за обиду, то платить за него 80

гривен убийце, а людям не надобно; а за подъездного княжего - 80 гривен».

Скорее всего под словами «убийство за обиду» понимается убийство в ответ на

действия жертвы (как предполагал А.И.Соболевский). Можно предположить, что

речь идёт об убийстве княжеского слуги при исполнении им своих

обязанностей.

Следующей разновидностью умышленного убийства по Русской Правде было

убийство в разбое. В Древней Руси оно рассматривалось как наитягчайшее

преступление. В случае убийства огнищанина обязанность розыска преступника

возлагалась на вервь (общину), на территории которой было совершено

убийство. Если убийца не был пойман, то вервь обязана была выплатить виру в

размере 80 гривен.

Довольно интересная норма изложена в ст. КП, посвящённой убийству

огнищанина или княжеского тиунца при защите ими княжеского имущества («у

клети, или у коня, или у стада, или при краже коровы»). Эта статья

обязывает на месте расправиться с убийцей («убить в пса место»), что

говорит об особо опасном характере данного преступления и ещё раз

подтверждает факт усиленной защиты княжеских слуг.

В ряде последующих статей КП (ст.ст. -27) перечисляются штрафы ,

взимаемые за убийство княжеских слуг, а также людей, находящихся в

зависимости от князя. Ознакомившись с этими статьями, можно представить

социальную структуру тогдашнего общества, определить положение тех или иных

групп населения на социальной лестнице. Разобраться в этом нам помогают

перечисленные в этих статьях штрафы. Так, жизнь княжеского тиуна и старшего

конюха оценивается в 80 гривен, жизнь сельского старосты, пашенного, рабы-

кормилицы или её ребёнка - в 12 гривен, и ниже всех ценятся жизни

рядовников, смердов и холопов - всего по 5 гривен.

4 Кража или порча имущества

Особой защитой пользовались не только княжеские слуги, но и его

имущество. Так, ст. КП устанавливает размеры штрафов за похищение или

истребление княжеского скота. В этой же статье упоминается и о коне смерда.

Сразу же бросается в глаза различная сумма штрафа за кражу коня князя и

смерда. По-моему, эта разница вызвана не различным использованием этих

коней (т.е. княжеский конь - боевой, а крестьянский - рабочий), а просто

закон ставит княжеское имущество под большую охрану по сравнению с

имуществом смерда.

Целый ряд статей КП (ст.ст., 31, 32, 35 -37, 39, 40) рассматривают

различные случаи кражи. В изучаемом мною памятнике права краже отводится

значительное место, достаточно подробно разработана система наказаний за

неё, что говорит о широком распространении этого антиобщественного явления

и в то далёкое время.

Следует заметить, что Русская Правда предусматривает более суровое

наказание в случае совершения преступления группой лиц, т.е. уже известно

понятие соучастия (ст.ст. и 40 КП). Независимо от количества преступников,

каждый из них должен был заплатить повышенный штраф по сравнению со

штрафом, назначаемым за кражу, совершённую в одиночку.

Интересно появление в ст.ст. и 36 КП термина «продажа» -

установленный законом штраф, взыскиваемый в пользу князя в качестве

государственного органа, т.е. идущий в казну. Помимо продажи

устанавливается взыскание «за обиду» в пользу потерпевшего, которое можно

сравнить с существующим в современном законодательстве возмещением

причинённого вреда.

В ст. КП подтверждается правило, установленное, видимо, обычаем -

право убить вора на месте преступления. Но закон ограничивает это право,

разрешая убить его только ночью и запрещая убивать связанного вора. В этом

прослеживается сходство с существующим ныне понятием превышения пределов

необходимой обороны. Данная статья, так же, как и ст. КП (предусматривающая

санкции за физическое насилие в отношении смерда, огнищанина, тиуна или

мечника без княжеского разрешения), имеет своей целью укрепление княжеской

юрисдикции, ограничивая самосуд. Косвенным образом подтверждая

существование общинного суда, ст. КП указывает на стремление княжеской

власти установить монополию на суд.

Говоря о различных группах населения, упомянутых в Русской Правде,

следует пояснить, что холоп вовсе не являлся субъектом права, т.е., будучи

лично зависимым человеком, он не нёс личной ответственности за свои деяния.

За совершённое им преступление должен был отвечать его хозяин. Жизнь холопа

ценилась меньше жизни остальных членов общества, и размер штрафа за его

увод, т.е. похищение (12 гривен по ст. КП), значительно превышал штраф за

его убийство (5 гривен по ст. КП).

4 Пространная редакция Русской Правды

Несомненно, в Краткой редакции Русской Правды изложены основные нормы

тогдашнего права, впоследствии вошедшие в т.н. Пространную Правду.

Последняя редакция ПП приходится на великое княжение Владимира Мономаха

(1113 -1125 годы) и его сына Мстислава Великого (1125 - 1132 годы). В это

время социально-экономическое развитие страны достигло довольно высокого

уровня, но Русь уже стояла на пороге феодальной раздробленности. ПП

родилась в результате кодификации и тщательного редактирования отдельных

законоположений и княжеских уставов. В основе ПП лежит свод законов

Ярослава Мудрого - «Суд Ярославль Владимировича». Несомненно, Пространная

Правда является уникальным памятником древнерусского права. Изучая этот

документ, я ставлю перед собой задачу сравнить нормы, касающиеся

преступлений и наказаний по ПП с аналогичными нормами, изложенными в КП,

увидеть их сходство и различие, проанализировать их преемственность и

проследить аналогии в современном законодательстве.

Историками доказано, что в качестве источника Пространной редакции

Русской Правды почти полностью выступает текст КП. Следовательно,

содержание ПП как источника права наиболее глубоко раскрывается при анализе

её композиции и выявлении принципов использования в ней норм КП.

Составители ПП сохранили заголовки предшествующего юридического сборника -

«Правда Росьская» и «Суд Ярославль Володимеричь». Последний заголовок («Суд

Ярославль Володимеричь») является не только ссылкой на старину, но также и

прямым указанием на использованный в качестве источника свод законов. А

заголовок «Правда Росьская», составленный в 1015 - 1016 годах для

Новгорода, приобретал несколько иное значение - он подчёркивал значение

нового свода светского права как основного источника на всей территории

Древнерусского государства. Законодатели, составлявшие ПП проделали

огромную работу по кодификации и систематизации предшествующих законов, по

их дополнению и частичному изменению, что свидетельствовало о дальнейшем

как политическом, так и социально-экономическом развитии Древней Руси и о

более активном воздействии государства на право.

А теперь, после краткого вступления, позволю себе перейти

непосредственно к тексту ПП, начать анализ статей, посвящённых преступлению

и наказанию, т.е. приступить к решению задач, поставленных передо мной в

данной главе.

5 Преступление и наказание по Пространной редакции Русской Правды в

сравнении с Краткой редакцией

Как и в ст. КП, в ст. ПП говорится об убийстве свободного человека. В

ней объединены нормы ст.ст., 19 и 22 КП. В этой статье ещё сохраняется

институт кровной мести, но круг мстителей изменяется (в числе мстителей

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.