рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Государство и право в Древней Руси

При князе Олеге объединенные силы Киевского государства осадили столицу

Византии Константинополь (русское название - Царьград) и вынудили

византийского императора подписать выгодный для Руси торговый договор

(911). До нас дошел еще один договор с Византией, заключенный после менее

удачного похода на Константинополь князя Игоря в 944г. В соответствии с

договорами русские купцы ежегодно летом приезжали в Константинополь на

торговый сезон и жили там шесть месяцев. Для их проживания было выделено

определенное место в предместье города. По договору Олега, русские купцы не

платили никакой пошлины, торговля была по преимуществу меновой.

Византийская империя стремилась втянуть соседние государства в борьбу между

собой, чтобы ослабить их и подчинить своему влиянию. Так, византийский

император Никифор Фока пытался воспользоваться русским войсками для

ослабления Дунайской Болгарии, с которой Византия вела долгую и

изнурительную войну. В 968г. русские войска князя Святослава Игоревича

вторглись на территорию Болгарии и заняли ряд городов по течению Дуная, из

которых наиболее важным был Переяславец - крупный торговый и политический

центр в низовьях Дуная. Успешно наступление Святослава было расценено как

угроза безопасности Византийской империи и ее влиянию на Балканах.

Вероятно, под влиянием греческой дипломатии печенеги напали в 969г. на

ослабленный в военном отношении Киев. Святослав был вынужден вернуться на

Русь. После освобождения Киева он совершил второй поход в Болгарию,

действуя уже в союзе с болгарским царем Борисом против Византии. Борьбу со

Святославом возглавил новый византийский император Иоанн Цимисхий, один из

видных полководцев империи. В первой же битве русские и болгарские дружины

разгромили византийцев и обратили их в бегство. Преследуя отступающую

армию, войска Святослава захватили ряд крупных городов и дошли до

Адрианополя. Под Адрианополем был заключен мир между Святославом и

Цимисхием. Основная часть русских дружин вернулась в Переяславец. Этот мир

был заключен осенью, а весной Византия начала новое наступление. Болгарский

царь перешел на сторону Византии. Войско Святослава из Переяславца перешло

в крепость Доростол и приготовилось к обороне. После двухмесячной осады

Иоанн Цимисхий предложил Святославу заключить мир. Согласно этому договору

русские войска уходили из Болгарии. Восстанавливались торговые связи. Русь

и Византия становились союзниками. Последний крупный поход на Византию был

совершен в 1043г. Поводом для него послужило убийство русского купца в

Константинополе. Не получив достойного удовлетворения за обиду князь

Ярослав Мудрый послал к византийским берегам флот, во главе которого стоял

его сын Владимир и воевода Вышата. Несмотря на то, что буря рассеяла

русский флот, кораблям под командованием Владимира удалось нанести

значительный урон греческому флоту. В 1046г. между Русью и Византией был

заключен мир, который по традиции того времени был закреплен династическим

союзом - браком сына Ярослава Всеволодовича с дочерью императора

Константина Мономаха.

2 Разгром Хазарского каганата

Соседом Древнерусского государства являлся Хазарский каганат,

располагавшийся на Нижней Волге и в Приазовье.

Хазары были полукочевым народом тюркского происхождения. Их столица

Итиль, находившаяся в дельте Волги, стала крупным торговым центром. В

период расцвета Хазарского государства некоторые славянские племена платили

хазарам дань. Хазарский каганат держал в своих руках ключевые пункты на

важнейших торговых путях: устья Волги и Дона, керченский пролив, переправу

между Волгой и Доном. Установленные там таможенные пункты собирали

значительные торговые пошлины. Высокие таможенные платежи отрицательно

сказывались на развитии торговли Древней Руси. Иногда хазарские каганы

(правители государства) не довольствовались торговыми сборами, задерживали

и грабили русские купеческие караваны, возвращавшиеся с Каспийского моря.

Во второй половине Xв. началась планомерная борьба русских дружин с

Хазарским каганатом. В 965г. киевский князь Святослав разгромил Хазарское

государство. После этого Нижний Дон был снова заселен славянами, и центром

этой территории стала бывшая хазарская крепость Саркел (русское название

Белая Вежа). На берегу Керченского пролива образовалось русское княжество с

центром в Тмутаракани. Этот город с большим морским флотом стал форпостом

Руси на Черном море. В конце Xв. русские дружины совершили ряд походов на

Каспийское побережье и в степные районы Кавказа.

3 Борьба против кочевников

В X и начале XIвв. на правом и левом берегах Нижнего Днепра жили

кочевые племена печенегов, которые совершали быстрые и решительные

нападения на русские земли и города. Для защиты от печенегов русские князья

строили пояса оборонительных сооружений городов-крепостей, валов и т.д.

Первые сведения о таких городах-крепостях вокруг Киева относятся ко

времени князя Олега. В 969г. печенеги во главе с князем Курей осадили

Киев. Князь Святослав в это время находился в Болгарии. Во главе обороны

города встала его мать княгиня Ольга. Несмотря на тяжелое положение

(отсутствие людей, недостаток воды, пожары), киевлянам удалось

продержаться до прихода княжеской дружины. Южнее Киева, у города Родня,

Святослав наголову разбил печенегов и даже взял в плен князя Курю. А три

года спустя во время столкновения с печенегами в районе днепровских

порогов князь Святослав был убит.Мощная оборонительная линия на южных

рубежах была построена при князе Владимире Святом. На реках Стунге, Суле,

Десне, и других были построены крепости. Наиболее крупными были Переяславль

и Белгород. Эти крепости имели постоянные военные гарнизоны, набранные из

дружинников ("лучших людей") разных славянских племен. Желая привлечь к

обороне государства все силы, князь Владимир набирал в эти гарнизоны в

основном представителей северных племен: словен, кривичей, вятичей. После

1136г. печенеги перестают представлять серьезную угрозу для Киевского

государства. По преданию, в честь решающей победы над печенегами князь

Ярослав Мудрый возвел Софийский собор в Киеве. В середине XIв. печенеги

были вытеснены из южнорусских степей к Дунаю пришедшими из Азии

тюркоязычными племенами кипчаков. На Руси их называли половцами, они заняли

Северный Кавказ, часть Крыма, все южнорусские степи. Половцы были очень

сильным и серьезным противником, часто совершали походы на Византию и Русь.

Положение Древнерусского государства осложнялось еще и тем, что начавшиеся

в это время княжеские усобицы дробили его силы, а некоторые князья,

стремясь использовать половецкие отряды для захвата власти, сами приводили

врагов на Русь. Особенно значительна была половецкая экспансия в 90-е гг.

XIв., когда половецкие ханы даже пытались взять Киев. В конце XIв. были

предприняты попытки организовать общерусские походы против половцев. Во

главе этих походов стоял князь Владимир Всеволодович Мономах. Русским

дружинам удалось не только отвоевать захваченные русские города, но нанести

половцам удар на их территории. В 1111г. русскими войсками была взята

столица одного из половецких племенных образований - город Шарукань

(недалеко от современного Харькова). После этого часть половцев откочевала

на Северный Кавказ. Однако половецкая опасность не была ликвидирована. В

течение всего XIIв. происходили военные столкновения между русскими

князьями и половецкими ханами.

Русская правда – памятник права Древней Руси

В своей работе я хочу обратиться к истокам, к корням писаного права

Древней Руси - к «Русской Правде», чтобы, проанализировав содержание этого

уникального памятника древнерусского права, сравнить изложенные в нём

правовые нормы с ныне действующими, проследить за их развитием,

трансформацией, отмиранием некоторых из них. Также я попытаюсь сравнить

право Древней Руси с другими памятниками средневекового права, выделив их

общие черты и различия, тем самым пытаясь найти общие закономерности и

характерные особенности развития раннефеодальных государств в Европе.

На данный момент в нашей исторической литературе господствует

убеждение, что частная юридическая жизнь древней Руси наиболее полно и

верно отразилась в древнейшем памятнике русского права - в Русской Правде.

Насколько мне позволяет знание изучаемого материала, я полностью согласен с

этим утверждением, ибо в Русской Правде охвачены чуть ли не все отрасли

тогдашнего права. В этом документе достаточно подробно говорится о

существовавших в то время договорах: купли-продажи (людей, вещей, коней, а

также самопродажи), займа (денег, вещей), кредитования (под проценты или

без), личного найма (в услужение, для выполнения определённой работы); в

нём чётко регулируется правовое положение отдельных групп населения

(зависимые и независимые), зафиксированы основные черты частного права. Но

наиболее обширным и подробнее других изложенным разделом является раздел,

посвящённый преступлению и наказанию, а также судебному процессу в Древней

Руси. В своей работе я остановлюсь именно на этом разделе и,

проанализировав доступный мне научный материал, постараюсь довести до

сведения читателя основные положения, изложенные в нём. Перечислив основные

виды преступлений и наказаний за них, проанализировав принципы наступления

уголовной ответственности за совершение преступлений различной тяжести, я

попытаюсь разобраться в правовом положении различных слоёв населения,

определить меру влияния на систему наказаний различных источников права, а

также сравнить нормы, посвящённые преступлению и наказанию, в Русской

Правде с нормами обычного славянского права, действовавшими до её создания,

выявить в них общие и различные черты. Кроме того, я попытаюсь определить

степень влияния христианства на судебный процесс и разобраться в

особенностях судебного процесса того времени. Последняя же задача,

поставленная мною в этой работе - это сравнить систему преступления и

наказания по Русской Правде с аналогичной системой в действующем на данный

момент законодательстве, найти, проанализировать и сравнить общие черты и

характерные для них особенности, а также выделить существенные,

принципиальные отличия в содержании понятий преступления и наказания по

Русской Правде и аналогичных понятий в современном законодательстве.

1 Основные редакции Русской Правды

До наших дней дошло более 100 списков Русской Правды. Все они

распадаются на 3 основные редакции: Краткая, Пространная и Сокращённая

(обозначаются в литературе соответственно как КП, ПП и СП). Древнейшей

редакцией (подготовлена не позднее 1054 года) является Краткая Правда,

состоящая из Правды Ярослава (ст.-18), Правды Ярославичей (ст.-41), Покона

Вирного (ст.), Урока Мостников (ст.). Пространная редакция возникла не

ранее 1113 года и связывается с именем Владимира Мономаха. Она разделяется

на Суд Ярослава (ст.-52) и Устав Владимира Мономаха (ст.-121). Сокращённая

редакция появляется в середине XV века из переработанной Пространной

редакции.

2 Возникновение Русской Правды. Источники

В нашей литературе по истории русского права нет единого мнения о

происхождении Русской Правды. Одни считают её не официальным документом, не

подлинным памятником законодательства, а приватным юридическим сборником,

составленным каким-то древнерусским законоведом или группой законоведов для

своих личных целей. Другие считают Русскую Правду официальным документом,

подлинным произведением русской законодательной власти, только испорченным

переписчиками, вследствие чего появилось множество различных списков

Правды, которые различаются количеством, порядком и даже текстом статей.

Бесспорно, что, как и любой другой правовой акт, Русская Правда не

могла возникнуть на пустом месте, не имея под собой основы в виде

источников права. Нам остаётся перечислить и проанализировать эти

источники, оценить их вклад в создание Русской Правды.

Источниками кодификации являются нормы обычного права и княжеская

судебная практика. К числу норм обычного права относятся прежде всего

положения о кровной мести (ст. КП) и о круговой поруке (ст. КП).

Законодатель проявляет различное отношение к этим обычаям: кровную месть он

стремится ограничить (сужая круг мстителей) или вовсе отменить, заменив

денежным штрафом - вирой (наблюдается сходство с «Салической правдой»

франков, где кровная месть также была заменена денежным штрафом); в отличие

от кровной мести круговая порука сохраняется как мера, связывающая всех

членов общины ответственностью за своего члена, совершившего преступление

(«Дикая вира» налагалась на всю общину).

Ещё одним из источников Русской Правды был Закон Русский (нормы

уголовного, наследственного, семейного, процессуального права). До сих пор

не прекращаются споры о его сущности. В истории русского права нет единого

мнения об этом документе. Известно, что он частично отражён в договорах

Руси с греками в 911и 944 годах и в Русской Правде. Например, в договоре

911 года записано: «Аще ли ударить мечем или бьеть кацем либо сосудом, за

то ударение или бьенье да вдасть литр 5 сребра по закону Рускому».

Ссылки договоров на закон молодого Русского государства, используемый

как источник права наряду с законами Византийской империи, стали темой

оживлённой дискуссии в исторической и юридической литературе. Так,

например, сторонники норманской теории происхождения Древнерусского

государства считали Закон Русский скандинавским правом. В.О.Ключевский

считал что Закон Русский являлся «юридическим обычаем», а в качестве

источника Русской Правды представляет собой «не первобытный юридический

обычай восточных славян, а право городской Руси, сложившееся из довольно

разнообразных элементов в IX - XI веках». По мнению В.В.Мавродина, Закон

Русский являлся обычным правом, создававшимся на Руси в течение веков.

Л.В.Черепнин предположил, что между 882 годом и 911 годом был создан

княжеский правовой кодекс, необходимый для проведения княжеской политики в

присоединённых славянских и неславянских землях. По его мнению, кодекс

отражал отношения социального неравенства. Это было «право раннефеодального

общества, находящегося на более низкой стадии процесса феодализации, чем

та, на которой возникла Древнейшая Правда». А.А.Зимин также допускал

складывание в конце IX - начале X века раннефеодального права. Он считал,

что при Олеге существовало ещё обычное право, а при Игоре появляются

княжеские законы - «уставы», «поконы», которые вводили денежную кару за

нарушение права собственности и нанесение увечий, ограничивали кровную

месть, заменяли её в отдельных случаях денежной компенсацией, начали

использовать институты свидетелей-видоков, свода, поединков, присяги. Эти

нормы вошли позднее в КП. Хотя некоторые выводы А.А.Зимина и Л.В.Черепнина

остаются дискуссионными (о развитии раннефеодального древнерусского права в

IX - X веках от правового обычая и обычного права), их наблюдения

доказывают, что Русская Правда - это не просто запись обычного права

отдельного племени. Не являясь сторонником норманской теории происхождения

Древнерусского государства, я поддерживаю точку зрения А.А.Зимина. Во

второй половине IX века в среднем Поднепровье произошла унификация близких

по составу и социальной природе Правд славянских племён в Закон Русский,

юрисдикция которого распространялась на территорию государственного

образования славян с центром в Киеве. Закон Русский представляет собой

качественно новый этап развития русского устного права в условиях

существования государства. Также в Русской Правде присутствуют

многочисленные нормы, выработанные княжеской судебной практикой.

3 Влияние христианства на законодательство Древней Руси

В 988 году, во время княжения в Киеве князя Владимира, происходит

т.н. «Крещение Руси». Процесс перехода Руси в новую веру протекает

постепенно, сталкиваясь с определёнными трудностями, связанными с переломом

старого, устоявшегося мировоззрения и нежеланием части населения переходить

в новую веру.

В конце X - начале XI века вместе с новой религией на языческую Русь

приходят новые законодательные акты, преимущественно византийские и

южнославянские, содержащие в себе фундаментальные основы церковного -

византийского права, которое впоследствии стало одним из источников

изучаемого мною правового памятника. В процессе укрепления позиций

христианства и его распространения на территории Киевской Руси особое

значение принимает ряд византийских юридических документов - номоканонов,

т.е. объединений канонических сборников церковных правил христианской

церкви и постановлений римских и византийских императоров о церкви.

Наиболее известными из них являются:

а) Номоканон Иоанна Схоластика, написанный в VI веке и содержащий в

себе важнейшие церковные правила, разбитые на 50 титулов, и сборник

светских законов из 87 глав;

б) Номоканон 14 титулов;

в) Эклога, изданная в 741 году Византийским императором Львом

Иосоврянином и его сыном Константином, посвящённая гражданскому праву (16

титулов из 18) и регулировавшая в основном феодальное землевладение;

г) Прохирон, изданный в конце VIII века императором Константином,

называвшийся на Руси Градским Законом или Ручной Книгой законов;

д) Закон Судный Людем, созданный болгарским царём Симеоном.

Со временем эти церковно-юридические документы, называвшиеся на Руси

Кормчими Книгами, принимают силу полноправных законодательных актов, а

вскоре за их распространением начинает внедряться институт церковных судов,

существующих наряду с княжескими.

А сейчас следует более подробно описать функции церковных судов. Со

времени принятия христианства русской Церкви была предоставлена двоякая

юрисдикция. Во-первых, она судила всех христиан, как духовных лиц, так и

мирян, по некоторым делам духовно-нравственного характера. Такой суд должен

был осуществляться на основе номоканона, привезённого из Византии и на

основании церковных уставов, изданных первыми христианскими князьями Руси.

Второй же функцией церковных судов было право суда над христианами

(духовными и мирянами), по всем делам: церковным и нецерковным, гражданским

и уголовным. Церковный суд по нецерковным гражданским и уголовным делам,

простиравшийся только на церковных людей, должен был производиться по

местному праву и вызывал потребность в письменном своде местных законов,

каким и явилась Русская Правда.

Я бы выделил две причины необходимости создания такого свода законов:

1) Первыми церковными судьями на Руси были греки и южные славяне, не

знакомые с русскими юридическими обычаями.

2) В русских юридических обычаях было много норм языческого обычного

права, которые зачастую не соответствовали новой христианской морали,

поэтому церковные суды стремились если не совсем устранить, то хотя бы

попытаться смягчить некоторые обычаи, наиболее претившие нравственному и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.