рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Государственный долг

млрд. долл. ежегодный процент составил бы примерно 4,9 млрд. долл. Кроме

того, каждый год должна была оплачиваться и определенная часть самого 70-

миллиардного долга. Российский ВВП в тот период достигал примерно 300 млрд.

долл. в год, следовательно, проценты по кредитам составляли порядка 1,6%

общего государственного дохода.

Однако ошибки во внутренней и внешней политике в 1990-1993 годы привели

к возрастанию суммы и стоимости долга, и, как следствие, ухудшению

положения страны. В итоге Россия вышла на мировую валютно-кредитную арену в

положении международного банкрота, или так называемого «государства ТОД»

(«с трудностями в обслуживании долгов») [20, 21].

Основные параметры, характеризующие объем, структуру и динамику

государственного долга в 1994-1998 гг., отражены в таблице 2.1 [25, 23].

По данным таблицы 2.1, за четыре года абсолютная величина внутреннего

долга в текущих ценах выросла в 29 раз, достигнув к 1 января 1998 г. суммы

в

Таблица 2.1.

Объем и структура государственного долга Российской Федерации.

|Государственный долг |На 1 января года |

| |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |

|Внутренний, трлн. руб.[1] |17,2 |88,4 |196,8 |372,6 |499,6 |

|Внешний, трлн. руб. / млрд. долл. |140,5 |425,6 |558,6 |695,0 |779,6 |

|США, в том числе: |112,7 |119,9 |120,4 |125,0 |130,8 |

|долг бывшего СССР, принятый на себя |129,3 |385,5 |477,9 |560,5 |582,9 |

|РФ |103,7 |108,6 |103,0 |100,8 |97,8 |

|долг Российской Федерации |11,2 |40,1 |80,7 |134,5 |196,7 |

| |9,0 |11,3 |17,4 |24,2 |33,0 |

|Внутренний, % к ВВП |10,0 |14,0 |13,4 |18,1 |19,3 |

|Внешний, % к ВВП |61,3 |43,0 |33,7 |28,9 |30,1 |

499,6 трлн. руб. Если в начале 1994 г. внутренний долг равнялся 10,0%, то

на 1 января 1998 г. этот показатель составил 19,3%, увеличившись на 9,3

процентных пунктов. Это означает, что в рассматриваемый период внутренний

долг вырос как абсолютно, так и относительно [25, 23].

Внешний долг увеличился с 112,7 млрд. долл. до 130,8 млрд., или на

16,1%. При этом долг бывшего СССР, принятый на себя Россией, сократился, но

задолженность по внешним займам, предоставленным Российской Федерации,

проявила сосем иные тенденции. К началу 1998 г. долг возрос на 266,7%,

достигнув величины в 33,0 млрд. долл. Доля нового, собственно российского

долга в общей сумме внешней задолженности увеличилась с 7,8% на начало 1994

г. до 25,2% к концу 1997 г., то есть в 3,2 раза. В 1998 г. проявившие себя

негативные тенденции сократились, внешний долг возрос до 141,5 млрд. долл.

В начале 1998 г. общий уровень долговой нагрузки составил 49,4% ВВП. В

результате девальвации рубля 17 августа 1998 г. произошел рост

государственного долга с 52% до 120% ВВП.

В течение 1999 г. внешних заимствований на финансовых рынках было

произведено еще меньше, чем в 1998 г., на сумму примерно в 4 млрд.

долларов.

Современное состояние внешней задолженности России в I полугодии 2000

года характеризует Приложение 1 (текстовой вариант и таблица) [53].

За счет внешних заимствований во второй половине 90-х гг. Россия

покрывала до 50% бюджетного дефицита страны. Это объясняется тем, что

заимствования на внешнем рынке обходятся России значительно дешевле, чем на

внутреннем. И, тем не менее, расходы на обслуживание долга увеличиваются из

года в год. В 1996 году они составляли 13,34% всех расходов

государственного бюджета, в 1997 г. – 14,78%, в 1998 г. – 24,83%, в 2000 г.

– 27,5%.

Графики платежей по обслуживанию долга составляются достаточно часто в

связи с внесением изменений, вызванным переносом сроков платежей. Однако

общую тенденцию роста абсолютных значений расходов на обслуживание внешнего

долга можно проследить по графику платежей по обслуживанию внешнего долга,

составленному, например, еще в 1996 г. (Приложение 3).

В федеральном бюджете на 2000 г. на обслуживание внешнего долга

выделено лишь 10,2 млрд. долл. при необходимых 15,2 млрд. долл. по графику

(до новых реструктуризаций). В дальнейшем России по графику платежей

предстояло бы выплатить: в 2001 г. – 14,6 млрд. долл., в 2002 г. – 14,6

млрд. долл., 2003 г. – 20,5 млрд. долл., 2004 г. – 14,7 млрд. долл. и 2005

г. – 15,9 млрд. долл., что практически вряд ли возможно [42, 39].

Следует отметить, что в I полугодии 2000 г. график платежей соблюдался,

за 6 месяцев 2000 г. было выплачено, как и намечалось, 5,47 млрд. долл.

(Приложение 3 [53]).

В настоящее время внешний долг России складывается из кредитов

Парижского и Лондонского клубов кредиторов, кредитов СССР по двусторонним

соглашениям, кредитов, выданных России с 1992 г. по двусторонним

соглашениям, кредитов международных финансовых организаций - Международного

валютного фонда (МВФ) и Мирового банка (МБ), рыночных займов России

(еврооблигаций).

На мировом рынке также обращается часть внутреннего долга России,

оформленного в валютных облигациях Минфина (ОВВЗ). Часто они включаются в

объем внешнего долга России, особенно в исследованиях зарубежных

экономистов. Динамику внешнего долга Российской Федерации по составу

кредиторов за период 1996-1998 гг. характеризует таблица 2.2 [70, 22].

Таблица 2.2.

Внешний долг по кредиторам, млрд. долл.

|Показатель |1996 |1997 |август |

| | | |1998 |

|Весь внешний долг, в том числе: |134,6 |133,1 |151,5 |

|Долг Правительства России, включая |24,2 |32,1 |53,4 |

|Долг международным организациям |15,3 |18,7 |26,7 |

|Бонды |1 |4,5 |15,8 |

|Кредиты по правительственной линии |7,9 |7,6 |9,6 |

|Коммерческие кредиты |0 |1,3 |1,3 |

|Долг бывшего СССР, в том числе: |100,8 |91,4 |88,5 |

|Долг международным организациям |0 |0 |0 |

|Бонды |0,1 |0,1 |0,1 |

|Кредиты по правительственной линии |61,9 |56,9 |56,9 |

|Коммерческие кредиты |38,8 |34,4 |31,5 |

|Бонды Минфина России |9,6 |9,6 |9,6 |

Примечание. В данном случае Хейфец А.Б. учитывает и обязательства по бондам

Минфина России, которые формально не являются официальным

государственным долгом и даже классифицируются западными

финансистами как внутренний долг. Однако фактически в России этот

долг имеет статус государственного.

Как можно видеть и из таблицы 2.2, правительство России выработало

принципы разделения долгов страны на собственно «российские», то есть

возникшие начиная с 1992 г., и «советские», т есть образовавшиеся до 1992

г. Правительство готово погашать текущие обязательства полностью по

«российскому» долгу и стремится реструктурировать долг «советский» [45,

100].

В структуре валютного долга России, таким образом, можно выделить

следующие основные элементы:

1. Советский долг. Сюда относятся задолженности: Лондонскому клубу

кредиторов, Парижскому клубу, по ОВВЗ Минфина (транши 3–5), и другие

советские долги.

2. Российский долг. Включает в себя: обязательства перед МВФ, Мировым

банком, еврооблигации, ОВВЗ (транши 6-7) и другие российские долги

[45, 100].

В структуре государственных заимствований по видам кредитов растет доля

несвязанных (финансовых) кредитов. Они используются для покрытия бюджетного

дефицита. Удельный вес таких кредитных средств в общем объеме внешних

заимствований возрос с 8,0% в 1992 г. до 83,0% в 1996 году [73, 19].

Среди связанных (экспортных) кредитов более половины составляли

товарные кредиты, которые использовались для финансирования закупок

продовольствия, зерна, сырья. За период с 1992 г. по 1994 г. на эти цели

было израсходовано 3,7 млрд. долларов. С 1995 г. практика получения

товарных кредитов была прекращена. Другая группа такого рода кредитов –

инвестиционные, расходовавшиеся на приобретение оборудования и ноу-хау, для

модернизации таких отраслей, как здравоохранение, АПК, нефтедобыча,

транспорт.

Рассмотрим состояние и особенности российских внешних заимствований по

кредиторам.

Парижский клуб кредиторов – это в основном страны «большой семерки»,

заинтересованные в развитии демократических преобразований в странах

бывшего СССР. Кредиты, выданные в рамках Парижского клуба –

межгосударственные кредиты или банковские кредиты российскому

правительству, гарантированные иностранными правительствами.

На 1 июля 2000 года долг России Парижскому клубу кредиторов составил

38,3 млрд. долларов, или 39% долга бывшего СССР. Внешний долг России по

этой статье только за период с 1.01.2000 г. по 01.07.2000 г. сократился на

0,4 млрд. долл. (см. Приложение 1). В целом за период 1991-2000 г. долг

России Парижскому клубу, несмотря на начисления и уплату процентов, остался

практически неизменным – 38 млрд. долл.

В январе 1992 г. правительство заключило первое соглашение о пересмотре

календарного плана обслуживания и погашения долгов Парижскому клубу

кредиторов. Далее последовали три его пересмотра в 1993, 1994, 1995 гг., в

соответствии с которыми Россия брала на себя обязательства по обслуживанию

долгов СССР, сроки уплаты которых приходились на период с декабря 1991 г. -

по январь 1995 г.

В апреле 1996 г. с Парижским клубом была согласована реструктуризация

задолженности на сумму 38 (по другим источникам – 42) млрд. долл. Из этой

суммы 45% будет выплачено в течение 25 лет вплоть до 2020 г., а оставшиеся

55%, включающие краткосрочные долги Парижскому клубу, будут выплачиваться в

течение 21 года. [23, 79]. Отсроченный долг подлежит погашению с 2002-го по

2020 г. нарастающим, а затем убывающим графиком платежей. Агентом по

соответствующим операциям определен Внешэкономбанк [63, 42].

В рамках этого соглашения были заключены двусторонние

межправительственные соглашения с 18 странами – членами клуба: Австралией,

Австрией, Бельгией, Великобританией, Германией, Данией, Испанией, Италией,

Канадой, Нидерландами, Норвегией, Португалией, США, Швейцарией, Швецией,

Францией, Финляндией и Японией. Кроме того, подписано свыше 60

межбанковских соглашений о порядке учета и погашения задолженности и почти

столько же коммерческих контрактов по выверке сумм задолженностей.

В августе 1999 года с Парижским клубом была вновь достигнута

договоренность о реструктуризации платежей 1999-2000 гг. по основному

долгу, общим объемом в 8,1 млрд. долл. с выплатой части процентов по нему

на сумму 620 млн. долл. (из них в 2000 г. – 450 млн. долл.) [42, 40].

Таким образом, в настоящее время выплата долга Парижскому клубу

отсрочена до 2002 г., выплаты основной суммы будут производиться сначала по

нарастанию, затем по убыванию до 2020 г. Процентные платежи российское

правительство не вносит с осени 1998 г. [45, 99].

Следует отметить, что факт вступления России в Парижский клуб позволил

добиться фиксации курса рубля по задолженности на уровне курса 1991 г. – 60

коп. за 1 долл. Хотя при вступлении в Парижский клуб России пришлось

оказаться от долгов, связанных с поставками вооружений из бывшего СССР,

большая часть этих долгов была безнадежной. Из суммарного долга 51 страны

России в 120 млрд. долл. почти треть приходится на 25 стран, обратившихся в

этот клуб с просьбой о реструктуризации задолженности. В рамках клуба у

России пять крупнейших должников: Алжир, Вьетнам, Йемен, Мозамбик и

Эфиопия. Остальные страны выплачивают в лучшем случае пятую часть

оговоренной в соглашениях суммы. Членство России в клубе дает некоторую

надежду на увеличение сумм выплат [63, 43].

Лондонский клуб кредиторов – крупная (около 1 тыс. членов)

неофициальная организация зарубежных коммерческих банков и финансовых

институтов, созданная ими для ведения переговоров со странами-должниками,

столкнувшимися с серьезными проблемами обслуживания и погашения своих

соответствующих обязательств по внешнему долгу.

Обязательства России перед этим клубом составляют межбанковские

кредиты, предоставленные Внешэкономбанку в советское время, а также

векселя, использующиеся во внешнеторговых расчетах. Россия в списке

должников клуба занимает 4 место после Бразилии, Мексики, Аргентины.

На 1 июля 2000 г. задолженность России Лондонскому клубу составила 31,7

млрд. долл., или 32% долга бывшего СССР.

Переговоры России с Лондонским клубом по долговой проблеме начались еще

в декабре 1991 г., когда было согласовано введение механизма 6-месячных

отсрочек. В 1993 г. решением правительства полномочия по обслуживанию

внешнего долга и централизованных внешнеэкономических операций РФ были

переданы Внешэкономбанку (ВЭБ) как специализированному государственному

банку Российской Федерации. 16 ноября 1995 г. во Франкфурте-на-Майне был

подписан Меморандум о согласованных принципах глобальной реструктуризации

долга бывшего СССР [43, 10].

6 октября 1997 г. между ВЭБ, с одной стороны, и Банковским

консультативным комитетом Лондонского клуба – с другой, состоялось

подписание пакета документов о долгосрочной реструктуризации долга России в

сумме 32,3 млрд. долл. Предусмотренная документами Сделка переоформления

была завершена 2 декабря 1997 года [14, 284].

По условиям сделки основная часть долга (24 млрд. долл.) переоформлена

в синдицированный кредит сроком на 25 лет. Под него были выпущены долговые

финансовые инструменты на основную сумму задолженности (PRIN, Principal

Notes) и на сумму накопленных процентов (IAN, Interest Arrears Notes) с

плавающей купонной ставкой и схемой погашения «sinking fund»

(амортизационный фонд погашения) со сроками погашения в 2020 и 2015 гг.

[73, 20].

Погашение основной суммы долга предполагалось осуществить до 2 декабря

2020 г. с амортизацией основной суммы и выплатой процентов дважды в год

(июнь и декабрь) за исключением первых 7 лет (льготный период), в течение

которых предусматривались только платежи по процентам. Указанные платежи

базировались на ставке LIBOR + 13/16% годовых и подлежали погашению

полностью наличными за исключением льготного периода, когда выплаты

наличными регулировались по следующей схеме: 1996 г. – 25%; 1997 г. – 40%;

1998 г. – 50%; 1999 г. – 50%; 2000 г. – 60%; 2001 г. – 85%.

При этом размер процентных платежей определялся для каждого года

указанного льготного периода как меньший из двух следующих показателей:

ставки LIBOR + 13/16%, либо ставки 8% годовых. Оставшаяся же часть

процентных платежей по инструментам PRIN подлежала капитализации и

оформлению в виде дополнительных процентных облигаций. Что касается

амортизации основной суммы долга по кредитным обязательствам PRIN, то она

предусматривалась в соответствии со следующим графиком: первые 7 лет –

нулевые выплаты, последующие 10 лет – по плавно нарастающей шкале от 1% от

суммы долга до 7% в 17-й год и последние 8 лет – по круто убывающей до 1% в

20-й год при сохранении этого уровня до конца 25-летнего периода [43, 11].

Амортизация основной суммы долга по процентным облигациям IAN

предусматривалась в соответствии со следующим графиком: первые 7 лет – нуле

вые выплаты, последующие 7 лет – по нарастающей шкале от 1% от суммы долга

до 9% в 14-й год и последние 6 лет по круто убывающей – до 1% в 17-й год

при сохранении этого уровня до конца 20-летнего периода.

В отдельную категорию были выделены просроченные процентные платежи по

задолженности перед Лондонским клубом (Interest Arrears), подлежавшие

погашению наличными.

Всего таким образом было выплачено свыше 3 млрд. долл. [43, 11].

10-11 февраля 2000 г. во Франкфурте было заключено новое соглашение с

Лондонским клубом о реструктуризации задолженности России. Кредиторы

Лондонского клуба согласились списать 36,5% (10,6 млрд. долл.) основной

суммы советского долга с учетом льгот по выплате процентов при общей сумме

данного долга в 31,8 млрд. долларов. На выплату остальной части долга (22,2

млрд. долл.) с условием переоформления его в еврооблигации правительства РФ

предусмотрена рассрочка в 30 лет с учетом льготного периода в 7 лет [73,

22].

Выпускаемые облигации будут обслуживаться по льготному проценту (от

2,25% в первом полугодии 2000 г. до 7,5% начиная с 8-го года).

Реструктуризация осуществлялась путем обмена прежних долгосрочных ценных

бумаг – облигаций Внешэкономбанка («вэбовок») на новые евробонды со

скидкой: облигации номиналом в 100 долл. обменивались на евробонды с

номиналом 62,5 долл. [42, 40].

Сумма обслуживания представлена облигациями IANs объемом в 6,8 млрд.

долл. Облигации IANs будут обменены также на еврооблигации, но с дисконтом

в 37,5% от их номинала. В первые шесть месяцев после выпуска доход по этим

еврооблигациям составит 2,25%, в последующие шесть месяцев – 2,5, далее в

течение шести лет – 5% и начиная с восьмого года обращения и до полного

погашения – 7,5%. На сумму просроченных платежей (2,8 млрд. долл.) выпущены

еврооблигации с 10-летним сроком погашения, шестилетним льготным периодом и

более высоким процентом – 8,25% [73, 22].

Эта схема существенно облегчает процедуру долговых выплат, которые в

период 2001-2008 гг. составили бы ежегодно от 14,5 до 17 млрд. долл. В

результате соглашения в 2000 г. предстоит выплатить 0,5 млрд. долл., в 2001

г. – 0,8 млрд. долл., в 2002 г. – 1 млрд. долл. Но общая сумма долга с

учетом процентов нарастает. В 2019-2020 гг. придется платить по 6-8 млрд.

долларов. Таким образом, долговое бремя переносится на будущие поколения

[42, 40].

Задолженность России перед МВФ и МБРР на 1 июля 2000 г. составляла 17,2

млрд. долларов, или 38% нового российского долга.

Наиболее крупные кредиты Россия получает от МВФ (см. таблицу 2.3).

Таблица 2.3.

Кредиты МВФ.

|Фина|Виды|Сумма,|Сроки |Использ|Условия |

|нсов|кред|млрд. |использования|ование | |

|ый |итов|долл. | |странов| |

|год | | | |ой | |

| | | | |квоты, | |

| | | | |% | |

|1992| |0,492 |5 лет с |16,7 |Удержание дефицита госбюджета в |

| | | |отсрочкой от | |определенных рамках и контроль |

| | | |оплаты в | |за приростом денежной массы |

| | | |течение 3 лет| | |

| | | |и 3 месяцев | | |

|1993|Перв|0,753 |10 лет с |25 |Удержание дефицита госбюджета в |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.